6. Кланг И., Оливер Альбрехт. Собери свой город. Книга инструкций LEGO: книга с иллюстрациями / И. Кланг. - Москва.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2013 - 408 с.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений - М. - Издат. центр «Академия», 2008. - С. 425.
8. Ненашева, К.С. Развитие одаренности учащихся при работе с конструктором Lego Wedo [Электронный ресурс]. - URL: httpV/фгос- игра.рф/nachalnoe-obshchee-obrazovanie/784-razvitie-odarennostiuchashchikhsya-pri-rabote-s-konstmktorom-lego-wedo
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель Никейцева Ольга Николаевна
Институт иностранной филологии Федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРАКТИКО-
ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Аннотация. Целью данной статьи является изучение методологических аспектов проблемы реализации профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в области туризма. В работе проанализирована сущность понятий «профессиональная практико-ориентированная иноязычная подготовка», «профессиональная компетентность специалистов индустрии туризма», «иноязычная компетентность», «языковая компетентность», «межкультурная компетентность специалистов сферы туризма». В работе определены основные этапы, направления и компоненты профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов сферы туризма, а также педагогические условия ее реализации.
Ключевые слова: иноязычная подготовка, профессиональная подготовка, будущие специалисты в сфере туризма, практико-ориентированная подготовка будущих специалистов, иноязычная компетентность, профессиональный язык, иноязычное профессиональное общение.
Annotation. The purpose of this article is to study the methodological aspects of the problem of implementation of professional foreign language practice-oriented training of future specialists in the field of tourism. The paper analyzes the essence of the concepts of "professional practice-oriented foreign language training", "professional competence of tourism industry specialists", "foreign language competence", "language competence", "intercultural competence of tourism specialists". The paper identifies the main stages, directions and components of professional foreign language practice-oriented training of future specialists in the field of tourism, as well as pedagogical conditions for its implementation.
Keywords: foreign language training, professional training, future specialists in the field of tourism, practice-oriented training of future specialists, foreign language competence, professional language, foreign language professional communication.
Введение. Проблема подготовки и профессионального становления будущих специалистов туристической сферы отражена в многочисленных исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Однако сегодня все большей актуальности набирает проблема профессиональной иноязычной подготовки будущих специалистов сферы туризма. В спектре научных целей ученых - модернизация подходов к профессионально-коммуникативной иноязычной подготовке, поиски оптимальных путей формирования иноязычной профессиональной компетентности, позволяющей будущему специалисту эффективно осуществлять межкультурную и межличностную коммуникацию на иностранном языке.
Проблема формирования готовности к реализации иноязычного профессионального общения на основе сформированности компонентов иноязычной компетентности будущих специалистов туристической сферы может быть решена, по нашему мнению, путем реализации в рамках образовательного процесса высшей школы профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки студентов.
Формулировка цели статьи. Данная статья направлена изучение методологических аспектов профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки студентов, ее направлений, цели, задач и условий реализации в системе профессионального образования будущих специалистов специализации «Туризм».
Изложение основного материала статьи. «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требует учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников. В результате чего особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка» [7, с. 3051.
По мнению Л.В. Покушаевой, профессиональная практико-ориентированная иноязычная подготовка -это «процесс формирования у студентов способности иноязычного общения в конкретных, профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления» [7, с. 3051.
Основной целью реализации профессиональной практико-ориентированной иноязычной подготовки будущих специалистов туристической области является достижение необходимого для реализации профессиональных обязанностей уровня готовности к профессиональному иноязычному общению путем формирования компонентов иноязычной компетентности студентов.
В данном ключе стоит уточнить, что с учетом профессионально-ориентированного и компетентностного подходов иноязычную компетентность стоит рассматривать как составляющую профессиональной компетентности специалистов туристической сферы.
По мнению Т. С. Калиновской, профессиональная компетентность специалистов индустрии туризма -это «сложное системное образование, отражающее интеграцию знаний о современных технологиях и
особенностях их применения в производственном процессе, сформированность профессионально-личностных качеств в сфере туризма» [51.
По мнению Е.Н. Бакуровой, иноязычная компетентность специалистов в области туризма это интегративное образование, включающее языковую и межкультурную коммуникативную компетентность [2]. В данном ключе языковая компетентность рассматривается как готовность и способность личности применять свои языковые знания, умения и навыки для реализации жизненных, профессиональных и других задач [4]. Межкультурная коммуникативная компетентность, по определению Е.Н. Бакуровой, представляет собой синергетический результат познавательных, эмоциональных и деятельностных навыков, распространяющихся на такие сферы, как лингвистические знания, процедурные знания, культурные знания и социальные знания [1].
В основе интегрированного образования «иноязычная компетентность специалистов в области туризма» заложено понятие профессионального языка, представляющего собой историческую и национальную категорию, результат взаимодействия разнообразных факторов и культур [21.
Рассмотрев основные концептуальные понятия профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в области туризма, обратимся к изучению проблемы ее реализации.
Процесс реализации профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов предусматривает разработку специальной методической модели. Целью модели профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма является формирование профессиональной компетентности личности, способной к реализации иноязычной профессиональной коммуникации средствами иностранного языка на межкультурном уровне, и всестороннее развитие ее поликультурных и иноязычных характеристик.
С учетом указанной цели задачами профессионально-ориентированной иноязычной подготовки будущих специалистов сфере туризма являются:
- организация взаимодействия преподавателей и обучающихся в системе обучения иностранному языку, который выступает источником интенсивного саморазвития будущих специалистов;
- интеграция процессов овладения основами профессионально-ориентированного иностранного языка с развитием личностных качеств будущих специалистов туристической области, знаний культуры страны носителей изучаемого языка и приобретением специальных навыков, предполагающих наличие профессиональных и лингвистических знаний;
- мотивация обучения студентов;
- индивидуализация иноязычной подготовки;
- внедрение информационно-коммуникационных технологий образования;
- использование межпредметных связей, аутентичных материалов и моделирования коммуникативных ситуаций, приближенных к реальной профессиональной деятельности;
- ориентация образовательного процесса на активную самостоятельную деятельность студентов, формирующую их автономию и создающую условия для их самовыражения и саморазвития в контексте профессиональной подготовки.
Модель компетентности профессионала сферы туризма строится на основе учета таких составляющих профессиональной компетентности, как:
- личностные детерминанты;
- профессиональные знания и умения;
- профессиональная креативность [31.
Необходимым условием является приобретение и углубление будущими специалистами сферы туризма общеобразовательных, культурологических, технических и технологических знаний, что требует создания аттракционной коммуникативной атмосферы. В этой связи, по нашему мнению, при разработке и внедрении модели профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма важнейшим условием является создание социокультурной среды ВУЗа.
На основе анализа теоретических источников, в частности трудов, Н.Д. Гальсковой, Е.В. Рощиной, Л.М. Болсуновской, Н.С. Кемеровой, Н.Е. Зыбиной, Л.В. Покушаловой, а также требований, сформулированных в государственных образовательных стандартах, мы выделяем следующие компоненты модели профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма в социокультурной среде ВУЗа:
1. Формирование коммуникативных умений по всем видам речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) на основе общей и профессиональной лексики.
2. Обучение монологической речи (формирование умений студентов создавать различные жанры монологических текстов).
3. Обучение аудированию («формирование умений восприятия и понимания высказывания собеседника на иностранном языке, порождаемого в монологической форме или в процессе диалога в соответствии с определенной реальной профессиональной сферой, ситуацией» [7, с. 3061).
4. Обучение чтению (формирование умений владения всеми видами чтения информации разных функциональных стилей и жанров, а также специальной литературы).
5. Обучение письму (развитие коммуникативной компетенции, включающей умения реферативного изложения, аннотирования, перевода текстов профессионального характера).
Модель практико-ориентированного иноязычного образования будущих специалистов в сфере туризма предполагает поэтапную реализацию в учебно-воспитательном процессе ВУЗа. Первый этап профессиональной иноязычной подготовки подразумевает адаптацию студентов к образовательному пространству и обеспечение понимания ими сущности и значимости знания иностранного языка для успешной будущей реализации в профессии. На втором этапе предусматривается специализация, укрепление и углубление профессиональных интересов будущих специалистов сферы туризма. Третий этап характеризуется непосредственной практической направленностью, так как в его контексте происходит непосредственное знакомство студентов с будущей профессиональной деятельностью [61.
По мнению исследователей Е.А. Конистерова, К.А. Улитина, Е.В. Калинина, «организовывая обучение иностранному языку в неязыковом вузе в рамках трех этапов практико-ориентированного подхода (адаптация, специализация, практическая ориентация), можно говорить о формировании активной и
творческой личности будущего специалиста, способного успешно применять лингвистические знания в профессиональной деятельности, что и является одним из актуальных и перспективных направлений развития профессионального образования» [61.
Е.В. Рощиной при изучении методических аспектов языковой подготовки будущих специалистов в неязыковом вузе обосновала роль иностранного языка как средства профессиональной и социальной ориентации студентов, подчеркивая его богатый потенциал формирующих воздействий. Реализация указанного потенциала, по мнению исследовательницы предусматривает обеспечения ряда педагогических условий, среди которых:
- определенная формулировка целей иноязычной коммуникативной деятельности;
- социальная и профессиональная направленность речевой деятельности студентов;
- удовлетворенность студентов в вопросах решения частных задач;
- формирование у студентов умения творчески подходить к решению профессионально значимых образовательных задач;
- благоприятный психологический климат в студенческом коллективе [81.
Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что в процессе реализации профессиональной подготовки будущих специалистов туристической сферы в высшей школе важным содержательным компонентом является реализация языковой подготовки. Обоснование принятия компетентностного и профессионально-ориентированного походов в качестве ведущих концептуальных основ реализации профессионального образования на современном этапе его развития актуализирует потребность осуществления профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки. Целью реализации данного направления профессиональной подготовки будущих специалистов туристической сферы является достижение их готовности к реализации иноязычного профессионального общения на основе сформированности компонентов иноязычной компетентности студентов.
Процесс реализации профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих выпускников образовательного направления «Туризм» требует разработки специальной модели, структура, цель, задачи и условия внедрения которой в образовательный процесс раскрыты в рамках данной статьи.
Литература:
1. Алилуйко Е.А. Формирование коммуникативной компетентности менеджеров туризма в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / Е. А. Алилуйко. - Москва, 2000 - 25 с.
2. Бакурова Е.Н. Формирование профессиональной языковой компетентности специалистов сферы туризма средствами иностранного языка // Научные известия. - 2016. - № 1. - С. 101-105.
3. Ефремцева Т.Н. Проектирование содержания обучения иностранному языку в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / Т. Н. Ефремцева. - Москва, 2000. - 28 с.
4. Жданова Е.Ю. Языковая компетентность как основа самостоятельной научно-исследовательской работы студентов // Вектор науки ТГУ. - 2015. - № 2.
5. Калиновская Т.С. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/teore-ticheskie-osnovy-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-spetsialistov-industrii-turizma-v-uchre-zhdemi-srednego.
6. Конистерова Е.А., Улитина К.А., Калинина Е.В. Практико-ориентированный метод обучения иностранным языкам как средство совершенствования языкового образовательного пространства неязыкового вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 3. - С. 230-237. -URL: http: //e-koncept. ru/2017/770270.htm.
7. Покушалова Л.В., Серебрякова Л.Т. Обучение профессионально ориентированному языку в техническом вузе // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 305-307. - URL https://moluch.ru/archive/40/4759/ (дата обращения: 09.02.2019).
8. Рощина Е.В. Функции иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете // Иностранные языки на неспециальных факультетах: межвуз. сб. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. 39 с.
Педагогика
УДК: 377:796(091)
кандидат педагогических наук, доцент Олесов Николай Петрович
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ
Аннотация. В статье раскрывается история становления и развития профессионального физкультурного образования в Республике Саха (Якутия). На основе изучения исторических данных выделены этапы развития физкультурного образования.
Ключевые слова: история, физкультурное образование, физическое воспитание, учебные заведения, этапы развития.
Annotation. The article reveals the history of the formation and development of professional physical education education in the Republic of Sakha (Yakutia). Based on the study of historical data, the stages of development of physical education are highlighted.
Keywords: history, physical education, physical education, educational institutions, stages of development.
Введение. Для эффективной организации и реализации любой профессиональной деятельности необходимо изучение истории, этапов становления и специфику выбранной области. Только при грамотном анализе возможно выстроить систему развития профессиональной подготовки.