Научная статья на тему 'Органы внутренних дел в системе государственной власти в Российской Федерации'

Органы внутренних дел в системе государственной власти в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1383
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / нормативный правовой акт / федеральный закон РФ / Кодекс РФ об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г. / Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г. / органы внутренних дел / полиция / правоохранительный орган / система правоохранительных органов / государственная власть / органы исполнительной власти. / Russian Federation / legislation / normative legal act / Federal law of the Russian Federation / Code of administrative offences of 20 December 2001 / Federal law of the Russian Federation «On police» of 28 January 2011 / internal affairs bodies / police / law enforcement body / law enforcement system / state power / executive authorities.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артур Левонович Миронов

На основе анализа юридической литературы и законодательства об органах внутренних дел и их месте в системе государственной власти Российской Федерации высказано несколько суждений: государственная власть в Российской Федерации осуществляется законодательными, исполнительными и судебными государственными органами; в систему государственных органов исполнительной ветви власти включаются органы внутренних дел; помимо системы государственных органов исполнительной ветви власти органы внутренних дел входят и в систему правоохранительных органов; конкуренция статусов органов внутренних дел должна разрешаться в пользу принадлежности к правоохранительным органам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Артур Левонович Миронов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE SYSTEM OF STATE POWER IN RUSSIAN FEDERATION

Based on the analysis of legal literature and legislation on internal affairs and their place in the system of state power of the Russian Federation expressed several propositions: state power in the Russian Federation is provided by legislative, executive and judicial state organs; the system of state bodies of the executive branch included the bodies of internal affairs; in addition to the system of state bodies of executive branch of government the bodies of internal affairs included in the law enforcement system; competition of the status of the internal affairs bodies should be resolved in favor of belonging to the law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «Органы внутренних дел в системе государственной власти в Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10324 © А.Л. Миронов, 2019

Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Артур Левонович Миронов, заместитель начальника управления организации научной и редакционно-издательской деятельности, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: arturmironov@yandex.ru

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства об органах внутренних дел и их месте в системе государственной власти Российской Федерации высказано несколько суждений: государственная власть в Российской Федерации осуществляется законодательными, исполнительными и судебными государственными органами; в систему государственных органов исполнительной ветви власти включаются органы внутренних дел; помимо системы государственных органов исполнительной ветви власти органы внутренних дел входят и в систему правоохранительных органов; конкуренция статусов органов внутренних дел должна разрешаться в пользу принадлежности к правоохранительным органам.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г., Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г., органы внутренних дел, полиция, правоохранительный орган, система правоохранительных органов, государственная власть, органы исполнительной власти.

INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE SYSTEM OF STATE POWER

IN RUSSIAN FEDERATION

Artur L. Mironov, deputy head of the department of organization of scientific, editorial and publishing activities, candidate of legal sciences, associate professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: arturmironov@yandex.ru

Annotation. Based on the analysis of legal literature and legislation on internal affairs and their place in the system of state power of the Russian Federation expressed several propositions: state power in the Russian Federation is provided by legislative, executive and judicial state organs; the system of state bodies of the executive branch included the bodies of internal affairs; in addition to the system of state bodies of executive branch of government the bodies of internal affairs included in the law enforcement system; competition of the status of the internal affairs bodies should be resolved in favor of belonging to the law enforcement agencies.

Keywords: Russian Federation, legislation, normative legal act, Federal law of the Russian Federation, Code of administrative offences of 20 December 2001, Federal law of the Russian Federation «On police» of 28 January 2011, internal affairs bodies, police, law enforcement body, law enforcement system, state power, executive authorities.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Миронов А.Л. Органы внутренних дел в системе государственной власти в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(6):128—131.

Предметом данной статьи являются органы внутренних дел и их место в системе государственной власти в Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории.

Так, в статье И.А. Фадеева «говорится о состоянии и перспективах развития системы МВД России в контексте доктрины разделения властей» («Институты государственной власти, обусловливающие содержание государственно-правовой политики Российской Федерации в области борьбы с преступнос-

тью, функционируют на основе конституционного принципа разделения властей — структурообразующего и функционального принципа рациональной организации и взаимного контроля (ст. 10). Данный принцип проистекает из парадигмы, сформулированной Ш. Монтескье, который считал, что политическая свобода представляет собой уравновешенность ума, возникающую из понимания, которое каждая личность имеет о своей безопасности. Для того чтобы иметь эту свободу, необходимо, чтобы аппарат вла-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сти был организован так, чтобы люди не боялись друг друга. Когда законодательные и исполнительные рычаги власти объединены в одном и том же государственном органе, свобода невозможна, поскольку могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх (сенат) будет в состоянии ввести тиранические законы и использовать их соответствующим образом»)1.

А.В. Безруков рассмотрел «конституционно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения правопорядка» («Таким образом, сформированная конституционно-правовая основа деятельности полиции продуктивно развивается в действующем законодательстве, а органы внутренних дел являются одним из важнейших субъектов укрепления и поддержания конституционного правопорядка»)2.

О.А. Овчинников обосновал суждение о том, что «организация деятельности органов внутренних дел» должна основываться на «научных исследованиях» («Таким образом, к процессам интеграции научных исследований и потребностей органов внутренних дел в обеспечении охраны общественного порядка можно отнести: повышение интереса сотрудников органов внутренних дел к научным исследованиям; выполнение научных исследований и востребование их результатов; необходимость сотрудников органов внутренних дел анализировать свой опыт с точки зрения его соответствия (или несоответствия) научным положениям; потребность усложнения решаемых практических задач и, в соответствии с этим, самообразования и повышения квалификации практических работников органов внутренних дел»)3.

Авторы-единомышленники (Е.Н. Зубцова и Л.А. Арчибасова) изложили «особенности управления, управленческие воздействия, развивающиеся управленческие воздействия на современном этапе» («Основными принципами, определяющими психологическую эффективность развивающей управленческой стратегии ... являются: 1. Ценность подчиненного как личности (прежде всего уважение, признание личности, несмотря на категориальную принадлежность — должность, пол, социальный статус и т.п.). 2. Индивидуальный подход, несмотря на функциональную специализацию (каждый индивид обладает уникальным набором присущих ему характеристик, которые необходимо учитывать при воздействии). 3. Научность в сочетании с элементами искусства (без применения научных методов невозможно правильно определить и применить методы

воздействия, в то же время само управленческое воздействие требует искусства импровизации, убеждения и т.д.). 4. Соответствие средств воздействия правовым, морально-этическим, деловым и этико-психоло-гическим допустимым нормам»)4.

1 Фадеев И.А. Структура органов внутренних дел в контексте теории разделения властей // Российский следователь. 2014. № 6. С. 48-51.

2 Безруков А.В. Конституционно-правовые основы обеспечения правопорядка органами внутренних дел Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. № 8. С. 67-70.

3 Овчинников О.А. Научные исследования в организации деятельности органов внутренних дел // Российский следователь. 2009. № 5.

4 Зубцова Е.Н., Арчибасова Л.А. Стратегия развивающего воздействия в управлении органами внутренних дел // Российский следователь. 2012. № 11. С. 33-36.

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Гриф МО РФ Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Под ред. С.С. Маиляна

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Четвертое издание

L

Представлены важнейшие аспекты существования государства и права.

Рассмотрены основы наиболее значимых отраслей российского права — конституционного, гражданского, наследственного, семейного, трудового, административного, налогового, земельного, уголовного, международного, конституционного процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального, уголовного процессуального, таможенного и экологического.

Для обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях неюридического профиля.

Представляются убедительными суждения разработчиков теории правоохраны5 об исключительности статуса органов внутренних дел6.

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и несовершенство законодательства об экспертизах в РФ7.

В первую очередь, обращаем внимание на нормативный правовой акт с наивысшей юридической силой на территории РФ. Речь идет о Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.8, в которой в ст. 10 закреплено принципиально важное положение: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Положения ст. 10 Конституции РФ реализованы во многих нормативных правовых актах с разной юридической силой9.

Так, в ФЗ РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.10 полиция фактически отождествляется с органами внутренних дел посредством сферы внутренних дел («1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. 2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей... 3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел ... и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей. 4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ. 5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел» (ст. 4).

Положения ФЗ РФ от 28 января 2011 г. детализированы в подзаконном нормативном правовом акте: в Указе Президента РФ «Вопросы организации полиции» № 250 от 1 марта 2011 г.11.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г.12 (введен в действие с 1 июля 2002 г.13) в названии ст. 23.2 допущено отождествление органа внутренних дел с полицией.

Федеральный закон РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризм» от 13 июля 2001 г.14 «направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Правда, в названном нормативном правовом акте органы внутренних дел не упоминаются.

Таким образом, единство государственной власти в РФ обеспечивается системой законодательных, исполнительных и судебных государственных органов.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, государственная власть в РФ осуществляется законодательными, исполнительными и судебными государственными органами.

Во-вторых, в систему государственных органов исполнительной ветви власти включаются органы внутренних дел.

5 Галузо В.Н. Теория правоохраны — новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. N° 12. С. 15-16; он же: Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11. С. 110-113.

6 Галузо В.Н. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.

7 Мы разделяем суждении тех авторов, которые предлагают с 25 декабря 1991 г. для наименования государства использовать исключительно термин «Российская Федерация» (см. об этом, например: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

8 СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.

9 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

10 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; ...; РГ. 2019. 5 дек.

11 СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1336; ...; 2016. № 50. Ст. 7078.

12 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1; ...; РГ. 2019. 19 дек.

13 Федеральный закон РФ от 20 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 2.

14 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3418; ...; РГ. 2019. 13 дек.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

В-третьих, помимо системы государственных органов исполнительной ветви власти органы внутренних дел входят и в систему правоохранительных органов.

В-четвертых, конкуренция статусов органов внутренних дел должна разрешаться в пользу их принадлежности к правоохранительным органам.

Литература

1. Безруков А.В. Конституционно-правовые основы обеспечения правопорядка органами внутренних дел Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. № 8. С. 67-70.

2. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.

3. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.

4. Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

5. Галузо В.Н. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.

6. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30.

7. Галузо В.Н. Теория правоохраны — новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С.15-16.

8. Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11. С.110-113.

9. Зубцова Е.Н., Арчибасова Л.А. Стратегия развивающего воздействия в управлении органами внутренних дел // Российский следователь. 2012. № 11. С. 33-36.

10. Овчинников О.А. Научные исследования в организации деятельности органов внутренних дел // Российский следователь. 2009. № 5.

11. Фадеев И.А. Структура органов внутренних дел в контексте теории разделения властей // Российский следователь. 2014. № 6. С. 48-51.

References

1. Bezrukov A. V. Konstitutsionno-pravovye osnovy obe-specheniya pravoporyadka organami vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii // Administrativnoe pravo i protsess. 2017. № 8. S. 67-70.

2. Galuzo V.N. Vozmozhno li obespechenie edinoobraznogo ispolneniya zakonodatel'stva pri otsutstvii ego sistematizatsii? // Gosudarstvo i pravo. 2014. № 11. S. 98-102.

3. Galuzo V.N. Konstitutsionno-pravovoy status Rossii: problema imenovaniya gosudarstva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2010. № 5. S. 119-123.

4. Galuzo V.N. O roli normativnogo pravovogo akta v sisteme prava Rossiyskoy Federatsii // Obrazovanie. Nauka. Nauch-nyye kadry. 2009. № 4. S. 27-30.

5. Galuzo V.N. Pravookhranitel'nye organy: Uchebnik dlya studentov vuzov. M.: YUNITI-DANA, 2019.

6. Galuzo V.N. Sistematizatsiya zakonodatel'stva v Rossiyskoy Federatsii: sostoyaniye i perspektivy razvitiya // Zakon i pravo. 2009. № 8. S. 28-30.

7. Galuzo V.N. Teoriya pravookhrany — novoe napravlenie v yuridicheskoy nauke? // Zakon i pravo. 2009. № 12. S. 15-16.

8. Galuzo V.N. Teoriya pravookhrany v Rossiyskoy Federatsii: pro et contra // Gosudarstvo i pravo. 2012. № 11. S. 110-113.

9. Zubtsova E.N., Archibasova L.A. Strategiya razvi-vayushchego vozdeystviya v upravlenii organami vnutrennikh del // Rossiyskiy sledovatel'. 2012. № 11. S. 33-36.

10. OvchinnikovO.A. Nauchnye issledovaniya v organizat-sii deyatel'nosti organov vnutrennikh del // Rossiyskiy sledovatel'. 2009. № 5.

11. Fadeev I.A. Struktura organov vnutrennikh del v kon-tekste teorii razdeleniya vlastey // Rossiyskiy sledovatel'. 2014. № 6. S. 48-51.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

2-е изд. Монография. 431 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки В.П. Малахов, Н.Д. Эриашвили

Продемонстрирована неразрывность методологических и мировоззренческих проблем, расширено понятие методологии; теория государства и права получила ряд специфических интерпретаций, выделено одно из наиболее перспективных направлений в развитии общеправовой теории, выработана матрица постановки методологических и мировоззренческих проблем юридической теории на основе органичного сочетания возможностей общеправовой теории и философии права. Рассмотрена проблема типов права, решение которой призвано быть мировоззренческой и методологической основой отраслевых наук.

Для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений юридического профиля, а также всех интересующихся философскими и прикладными проблемами правовой жизни общества и личности.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

В.П. Малахов Н.Д. Эриашвили

Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории

Второе издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.