УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10107
административная деятельность в системе правоохраны органов внутренних дел
W W _ _
российской федерации
Леон Анатольевич ТАТАРОВ, заместитель начальника кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации об административной деятельности органов внутренних дел в системе правоохраны обосновано несколько суждений: теория правоохраны представляет собой перспективное направление юридической науки; административную деятельность необходимо рассматривать как разновидность правоохранительной деятельности; к субъектам административной деятельности, одновременно являющимся и правоохранительным органом, необходимо относить органы внутренних дел.
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, административная деятельность, правоохранительный орган, орган внутренних дел, полиция, теория право-охраны.
Annotation. in article on the basis of the analysis of legal literature and the legislation of the Russian Federation about administrative activity of law-enforcement bodies in system of law enforcement several judgments are proved: the theory of law enforcement is a promising area of legal science; administrative activity should be considered as a kind of law enforcement; to the subjects of administrative activity, while being a law enforcement agency, it is necessary to include the internal affairs bodies.
Keywords: Russian Federation, legislation, normative legal act, Federal law of the Russian Federation, code of administrative offences of the Russian Federation, administrative activity, law enforcement agency, internal affairs agency, police, theory of law enforcement.
Предметом данной статьи является административная деятельность органов внутренних дел и ее место в системе правоохраны1.
Первоначально о состоянии теории относительно содержания административной деятельности органов внутренних дел.
Так, C.B. Бубновым «освещается вопрос правового регулирования деятельности органов внутренних дел в сфере миграционных отношений»: «... нормативно-правовое регулирование деятель-
ности органов внутренних дел в сфере миграционных отношений имеет ряд особенностей.
Во-первых, оно осуществляется достаточно массивным и разветвленным объемом нормативных правовых актов. Такая обширная правовая база обусловлена, с одной стороны, многообразием направлений работы в сфере миграционного контроля, а с другой — сложностью проводимых административных процедур.
Во-вторых, явно прослеживается преобладание подзаконного регулирования выполнения
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019
функций в сфере миграции. Конкретизация административных процедур происходит в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, а также ведомственных приказах, в то время как в федеральном законодательстве и программных документах формируются лишь общие принципы проведения единой миграционной политики.
Следует отметить, что изучаемые ведомственные акты изданы существовавшей до недавнего времени Федеральной миграционной службой и используются в настоящее время органами МВД России. Такая ситуация свидетельствует об определенной эффективности действия указанных актов, однако они не учитывают особенности МВД России как органа исполнительной власти, а также порождают неопределенность в правовом регулировании. Дальнейшее совершенствование правового регулирования в указанной сфере видится в систематизации норм ведомственных актов путем дальнейшего нормотворчества МВД России, вновь изданные приказы которого будут призваны заменить устаревшие приказы ФМС»2.
С.М. Микаилов рассмотрел «возрастающую роль административной деликтологии в деятельности органов внутренних дел» и сделал следующий вывод: «... потребность защищенности личности, общества и государства от административной деликтности является объективно значимой потребностью в структуре национальных интересов Российской Федерации»3.
Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и несовершенство административного законодательства Российской Федерации.
В первую очередь обращаем внимание на Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г.4, введенный в действие с 1 июля 2002 г.5.
В КоАП РФ, по юридической силе приравненном к федеральному закону РФ, в статьях 1.3 и 1.3.1 фактически разграничена компетенция Российской Федерации и ее субъектов (всего 85):
Статья 1.3. «1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в
том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти. ...».
Статья 1.3.1. «1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:
1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с ч. 2 ст. 22.1 настоящего Кодекса;
4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;
6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об адми-
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019
нистративных правонарушениях, предусмотренный законами субъектов Российской Федерации;
6.1. определение перечней должностных лиц, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных ст. 28.3 настоящего Кодекса;
7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4—6 ч. 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля. ...».
Положения КоАП РФ в части определения содержания административной деятельности детализированы и в иных федеральных законах РФ, а также в подзаконных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность государственных органов, ее осуществляющих.
Так, в Федеральном законе РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.6 урегулирована организация и деятельность полиции7:
«1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства ... для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федералыным органам государственной власти, органам государственной власти субыектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципалыным органам ... общественным обыединениям, а также организациям независимо от форм собственности . должностным лицам этих органов и организаций ... в защите их прав».
Указом Президента РФ № 248 от 1 марта 2011 г.8 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, органы внутренних дел осуществляют административную деятелыносты как одну из разновидностей правоохранителыной деятелыности.
Изложенное позволяет нам высказаты не-сколыко суждений.
Во-первых, теория правоохраны представляет собой перспективное направление юридической науки.
Во-вторых, административную деятелыносты необходимо рассматриваты как разновидносты правоохранителыной деятелыности.
В-третьих, к субыектам административной деятелыности, одновременно являющимся и пра-воохранителыным органом, необходимо отно-ситы органы внутренних дел.
1 Подроб. см.: Галузо В.Н. Теория правоохраны — новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15—16;
Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Гос-во и право. 2012. № 11. С. 110—113.
2 Бубнов С.В. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере миграционных отношений // Миграционное право. 2016. № 4. С. 17—20.
3 Михаилов С.М. К вопросу о роли административной деликтологии в деятельности полиции в свете реализации новой Стратегии национальной безопасности России // Административное право и процесс. 2017. № 5. С. 21—24.
4 СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 1; 2018. № 53 (Ч. I). Ст. 8496.
5 О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: ФЗ РФ от 20.12.2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 2.
6 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2018. № 32. Ст. 5125.
7 Полицию необходимо рассматривать как структурный элемент органов внутренних дел (см. об этом, напр.: Галузо В.Н. О реформировании органов внутренних дел в Российской Федерации и роли в этом прокурора // Закон и право. 2011. № 7. С. 20—21).
8 СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334; 2018. № 44. Ст. 6707.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019