Научная статья на тему '«Органы по контролю за миграцией» в системе правоохранительных органов Российской Федерации'

«Органы по контролю за миграцией» в системе правоохранительных органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПРАВООХРАНЫ / СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СИСТЕМА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦИЯ / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / ОРГАНЫ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА РФ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / СИСТЕМА ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО / СИСТЕМА ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА МИГРАЦИЕЙ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ / ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ / ПРОКУРАТУРА / НАДЗОР / ПРЕДСТАВИТЕЛИ «ДОЛЖНОСТИ ПРОКУРОРА» / PROSECUTOR''S OFFICE / REPRESENTATIVES OF «A POSITION OF THE PROSECUTOR» / THE RIGHT PROTECTION THEORY / SYSTEM OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / SYSTEM OF LAW-ENFORCEMENT BODIES / MILITIA / INTERNAL TROOPS / BODIES OF MIGRATORY SERVICE / FEDERAL MIGRATORY SERVICE RUSSIAN FEDERATION / A LEGAL BASIS OF THE ORGANIZATION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES / SYSTEM OF THE RIGHT OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE MIGRATORY RIGHT / SYSTEM OF BODIES ON CONTROL OF MIGRATION / THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галузо В. Н.

В связи с принятием Указа Президента РФ № 636 от 21 мая 2012 г., приведено обоснование о необходимости пересмотра одного из фундаментальных положений теории правоохраны — положения о системе правоохранительных органов Российской Федерации. В частности, автором предложено из системы органов внутренних дел выделить органы по контролю за миграцией в качестве самостоятельного правоохранительного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«BODIES ON CONTROL OF MIGRATION» IN SYSTEM OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article, in connection with adoption of the Decree of the President of the Russian Federation No. 636 from May 21, 2012, justification about need of revision of one of fundamental provisions of the theory of right protection — situation about system of law enforcement agencies of the Russian Federation is given. In particular, it is offered to allocate with the author from system of law-enforcement bodies bodies on control of migration, as independent law enforcement agency.

Текст научной работы на тему ««Органы по контролю за миграцией» в системе правоохранительных органов Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

«ОРГАНЫ ПО КОНТРОЛЮ ЗА МИГРАЦИЕЙ» В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.Н. ГАЛУЗО,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-mail: vgrmn@yandex.ru

Аннотация. В связи с принятием Указа Президента РФ № 636 от 21 мая 2012 г., приведено обоснование о необходимости пересмотра одного из фундаментальных положений теории правоохраны — положения о системе правоохранительных органов Российской Федерации. В частности, автором предложено из системы органов внутренних дел выделить органы по контролю за миграцией в качестве самостоятельного правоохранительного органа.

Ключевые слова: теория правоохраны, система правоохранительных органов Российской Федерации, система органов внутренних дел, полиция, внутренние войска, органы миграционной службы, Федеральная миграционная служба РФ, правовая основа организации правоохранительных органов, система права Российской Федерации, миграционное право, система органов по контролю за миграцией, Министерство внутренних дел РФ, Правительство РФ, прокуратура, надзор, представители «должности прокурора».

«BODIES ON CONTROL OF MIGRATION» IN SYSTEM OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

V.N. GALUZO,

candidate of jurisprudence, senior research associate of scientific research institute

of science and education, scientific specialty

Annotation. In article, in connection with adoption of the Decree of the President of the Russian Federation No. 636 from May 21, 2012, justification about need of revision of one of fundamental provisions of the theory of right protection — situation about system of law enforcement agencies of the Russian Federation is given. In particular, it is offered to allocate with the author from system of law-enforcement bodies bodies on control of migration, as independent law enforcement agency.

Keywords: the right protection theory, system of law enforcement agencies of the Russian Federation, system of law-enforcement bodies, militia, internal troops, bodies of migratory service, Federal migratory service Russian Federation, a legal basis of the organization of law enforcement agencies, system of the right of the Russian Federation, the migratory right, system of bodies on control of migration, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation, prosecutor's office, supervision, representatives of «a position of the prosecutor».

Принятие Указа Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 636 от 21 мая 2012 г.1 влечет пересмотр одного из фундаментальных положений теории правоохраны2 — положения о системе правоохранительных органов Российской Федерации.

Перечень правоохранительных органов в связи с реформированием законодательства видоизменяется: одни упраздняются (например, органы налоговой полиции), другие формируются вновь (например, органы по контролю за оборотом наркотиков), третьи — обособляются из уже существующих (например, органы уголовного расследования3).

В данной статье мы обращаем внимание исключительно на третий способ изменения перечня правоохранительных органов и только относительно органов внутренних дел.

Итак, еще в 2000 г. в систему органов внутренних дел «в узком смысле слова» мы включали милицию и внутренние войска4.

В 2002 г. в систему органов внутренних дел нами также «в узком смысле слова» включались две самостоятельные подсистемы: милиция и внутренние войска5.

Этот же подход относительно системы органов внутренних дел был использован и в 2004 г.6, и в 2005 г.7.

Но уже в 2007 г. в перечень элементов системы органов внутренних дел нами была включена еще одна

1 РГ. 2012. 22 мая.

2 Галузо В.Н. Теория правоохраны — новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15, 16.

3 Галузо В.Н. «Органы уголовного расследования» в системе правоохранительных органов Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 8. С. 100—102.

4 Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. С. 151.

5 Правоохранительные органы: учебник / под ред. О.А. Га-лустьяна. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. С. 169.

6 Правоохранительные органы: учебник; 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. О.А. Галустьяна. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 164.

7 Правоохранительные органы: учебник; 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. С. 169.

№ 7 / 2012

Вестник Московского университета МВД России

5

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

-G/Hi^jflb'

подсистема — органы миграционной службы8. Необходимость расширения перечня элементов системы органов внутренних дел была предопределена принятием Указа Президента РФ «Вопросы Федеральной миграционной службы» № 928 от 19 июля 2004 г.9. Наименование государственного органа исполнительной ветви власти — Федеральная миграционная служба РФ (ФМС РФ) — позволила нам впервые предложить и соответствующий термин — «органы миграционной службы». При этом нами не только обращалось внимание на несовершенство терминов («Федеральная миграционная служба РФ», «органы миграционной службы»), но и предлагались альтернативные термины («Федеральная служба перемещения людей РФ» «органы по контролю за перемещением людей»)10.

В 2008 г. результатом продолженных нами научных изысканий являлось преобразование системы органов миграционной службы в систему органов по контролю за миграцией11. Более того, в связи с принятием Указа Президента РФ «Об учреждении геральдического знака — эмблемы и флага Федеральной миграционной службы» № 516 от 20 апреля 2007 г.12, нами предлагалось органы по контролю за миграцией рассматривать в качестве самостоятельного правоохранительного органа (а не в качестве подсистемы системы органов внутренних дел)13. Некоторые видные представители юридической науки РФ, гипертрофировав роль органов по контролю за миграцией, безосновательно предложили в системе права РФ выделить еще одну отрасль права — миграционное право14.

Этот же подход относительно системы органов по контролю за миграцией был использован и в 2009 г.15, и в 2010 г.16, и в 2012 г.17.

Хотя упоминавшийся выше Указ Президента РФ № 636 от 21 мая 2012 г. непосредственно не составляет правовую основу организации правоохранительных органов, однако одно из его положений однозначно указывает на необходимость обособления системы органов по контролю за миграцией от системы органов внутренних дел. Речь идет о положении, закрепляющем подведомственность Федеральной миграционной службы РФ непосредственно Правительству РФ. Конечно, данный прием правотворчества относительно формирования системы органов по контролю за миграцией является несовершенным. Предпочтительнее было бы предусмотреть перечень правоохранительных органов в нормативном правовом акте с большей юридической силой по отношению к

Указу Президента РФ № 636 от 21 мая 2012 г. (например, в Федеральном законе РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 25 апреля 2003 г.18). Вместе с тем, толкование ряда положений Указа Президента РФ № 636 от 21 мая 2012 г. позволяет высказать суждение о формировании в РФ нового правоохранительного органа — органа по контролю за миграцией. Сам же Указ Президента РФ № 636 от 21 мая 2012 г. необходимо включить в правовую основу организации правоохранительных органов России. Таким образом, ныне перечень правоохранительных органов, по-нашему мнению, включает следующие государственные органы: судебные органы, прокуратура, органы безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков, таможенные органы, органы юстиции, органы уголовного расследования и органы по контролю за миграцией (всего девять правоохранительных органов).

Деятельность всех подразделений органов по контролю за миграцией поднадзорна прокуратуре, как самостоятельному правоохранительному органу. Непосредственно же надзор за деятельностью органов по контролю за миграцией (две его отрасли — надзор за административно-распорядительной деятельностью, надзор за уголовно-разыскной деятельностью) осуществляют представители «должности прокурора»19.

8 Правоохранительные органы: учебник; 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. С. 169.

9 СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3150; 2005. № 19. Ст. 1786; № 52 (ч. III). Ст. 5685.

10 Правоохранительные органы: учебник; 4-е изд., перераб. и доп. С. 184—186.

11 Правоохранительные органы: учебник; 5-е изд., перераб. и доп. / под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, А.П. Кизлыка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. С. 177, 178.

12 СЗ РФ. 2007. № 19. Ст. 2342.

13 Правоохранительные органы: учебник; 5-е изд., перераб. и доп. С. 192—196.

14 Хабриева Т.Я. Миграционное право в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2007. № 10. С. 22—26.

15 Правоохранительные органы: учебник; 6-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009. С. 188, 204—207.

16 Правоохранительные органы: учебник; 7-е изд., перераб. и доп. / под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. С. 195, 196, 211—215.

17 Правоохранительные органы: учебник; 8-е изд., перераб. и доп. / под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой, Р.С. Тамаева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. С. 213, 226—230.

18 СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46 (ч. I). Ст. 4437; 2006. № 29. Ст. 3123; 2007. № 49. Ст. 6070; 2011. № 1. Ст. 31.

19 Прокурорский надзор: учебник; 7-е изд., перераб. и доп. / под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, И.И. Сыдорука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011; Галузо В.Н. От надзора представителей «должности прокурора» в Российской Империи к многофункциональной деятельности прокуратуры в Российской Федерации // Закон и право. 2011. № 10. С. 43, 44.

6

Вестник Московского университета МВД России

№ 7 / 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.