Научная статья на тему 'Федеральная служба в системе органов исполнительной ветви власти Российской Федерации'

Федеральная служба в системе органов исполнительной ветви власти Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2829
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / Конституция Российской Федерации / федеральный конституционный закон РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 14 мая 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» / Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. No 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» / исполнительная власть / государственный орган / федеральная служба / Russian Federation / legislation / Constitution of the Russian Federation / Federal constitutional law of the Russian Federation / Federal constitutional law of the Russian Federation «On the Government of the Russian Federation» of may 14 / 1997 / Decree of the President of the Russian Federation «On the structure of Federal Executive bodies» No. 215 of may 15 / 2018 / Executive power / state body / Federal service

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Петровна Скворцова, Татьяна Яковлевна Коняхина, Светлана Геннадьевна Гусева

На основе анализа юридической литературы и законодательства об органах исполнительной власти Российской Федерации обосновано несколько суждений: систему государственных органов, осуществляющих исполнительную власть в Российской Федерации, возглавляет Правительство Российской Федерации; действующая система государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации закреплена в Указе Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. No 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»; федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства составляют систему государственных органов исполнительной ветви власти; федеральная служба является самостоятельным элементом системы государственных органов исполнительной власти, организация и деятельность которой регулируются подзаконными нормативными правовыми актами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анна Петровна Скворцова, Татьяна Яковлевна Коняхина, Светлана Геннадьевна Гусева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL SERVICE IN THE SYSTEM OF BODIES’ EXECUTIVE BRANCH OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on the Executive authorities of the Russian Federation, several judgments are substantiated: the system of state bodies exercising Executive power in the Russian Federation is headed by the Government of the Russian Federation; the current system of state bodies of the Executive branch in the Russian Federation is fixed in the Decree of the President of the Russian Federation «On the structure of Federal Executive bodies» No. 215 dated may 15, 2018; Federal ministries, Federal services and Federal agencies constitute the system of state bodies of the Executive branch; the Federal service is an independent element of the system of state bodies of Executive power, the organization and activity of which is regulated by subordinate regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «Федеральная служба в системе органов исполнительной ветви власти Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

Doi 10.24411/2073-0454-2018-10050 © А.П. Скворцова, Т.Я. Коняхина, С.Г. Гусева, 2018

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анна Петровна Скворцова, заместитель начальника научно-исследовательского отдела,

начальник Отделения планирования и координации научной деятельности Управления организации научной

и редакционно-издательской деятельности

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Татьяна Яковлевна Коняхина, научный сотрудник Отделения планирования и координации научной деятельности научно-исследовательского отдела Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Светлана Геннадьевна Гусева, старший научный сотрудник Отделения планирования и координации научной деятельности научно-исследовательского отдела Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства об органах исполнительной власти Российской Федерации обосновано несколько суждений: систему государственных органов, осуществляющих исполнительную власть в Российской Федерации, возглавляет Правительство Российской Федерации; действующая система государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации закреплена в Указе Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»; федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства составляют систему государственных органов исполнительной ветви власти; федеральная служба является самостоятельным элементом системы государственных органов исполнительной власти, организация и деятельность которой регулируются подзаконными нормативными правовыми актами.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, Конституция Российской Федерации, федеральный конституционный закон РФ, Федеральный конституционный закон РФ от 14 мая 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», исполнительная власть, государственный орган, федеральная служба.

Anna P. Skvortsova, deputy head of the Research Department, head of the Division for Planning and Coordination of Scientific Activities of the Directorate for the Organization of Scientific and Editorial-Publishing Activities Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Tatyana Ya. Konyakhina, research associate of the Department for Planning and Coordination of Scientific Activities of the Research Division of the Directorate for the Organization of Scientific and Editorial-Publishing Activities Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Svetlana G. Guseva, senior research associate of the Department for Planning and Coordination of Scientific Activities of the Research Division of the Directorate for the Organization of Scientific and Editorial-Publishing Activities Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Annotation. In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on the Executive authorities of the Russian Federation, several judgments are substantiated: the system of state bodies exercising Executive power in the Russian Federation is headed by the Government of the Russian Federation; the current system of state bodies of the Executive branch in the Russian Federation is fixed in the Decree of the President of the Russian Federation «On the structure of Federal Executive bodies» No. 215 dated may 15, 2018; Federal ministries, Federal services and Federal agencies constitute the system of state bodies of the Executive branch; the Federal service is an independent element of the system of state bodies of Executive power, the organization and activity of which is regulated by subordinate regulatory legal acts.

Keywords: Russian Federation, legislation, Constitution of the Russian Federation, Federal constitutional law of the Russian Federation, Federal constitutional law of the Russian Federation «On the Government of the Russian Federation» of may 14, 1997, Decree of the President of the Russian Federation «On the structure of Federal Executive bodies» No. 215 of may 15, 2018, Executive power, state body, Federal service.

FEDERAL SERVICE IN THE SYSTEM OF BODIES' EXECUTIVE BRANCH

OF THE RUSSIAN FEDERATION

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Скайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Скворцова А.П., Коняхина Т.Я., Гусева С.Г. Федеральная служба в си-стеме органов исполнительной ветви власти Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):246—248.

Поводом к подготовке данной статьи послужило принятие Указа Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»1.

Предметом же данной статьи является система государственных органов исполнительной ветви власти в РФ и место в ней федеральной службы

Первоначально о состоянии теории.

Так, авторы-единомышленники (В.А. Туровская и К.А. Корчагина), обратив внимание на наличие «противоречий между наименованием ряда федеральных служб», высказали следующее обобщающее суждение: «На основании изложенного полагаем, что все федеральные службы должны содержать в своем наименовании как слово «надзор», так и слово «контроль», либо не содержать ни одного из них (например, Федеральная таможенная служба, Федеральная антимонопольная служба), ведь исходя из Указа Президента РФ № 314, отнесение законодателем государственного органа власти к такому виду, как федеральная служба, подразумевает осуществление им как контрольной, так и надзорной функций. Учитывая сказанное, авторы неоднократно предлагали внести соответствующие изменения в Положения о названных службах»2.

Г.П. Ивлиев, подготовивший статью на основе доклада VI Международной научно-практической конференции «Гражданское право России. Итоги года», посвященной 25-летнему юбилею Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ, сформулировал несколько выводов: «Следует отметить, что исключительные права представляют собой монополию особого рода. Их специфика заключается в том, что само государство предоставляет обладателям таких прав защиту от нарушений со стороны любых третьих лиц. Эта защита обеспечивает правообладателям возможность получить доход, который окупил бы их усилия и затраты по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, а также создал бы условия для продолжения творческой деятельности. По сути это плата общества за развитие научно-технического прогресса. Без ее установления невозможно стимулировать изобретательскую деятельность и использовать новшества в производстве»; «В данном случае монопольные права возникают в силу закона, они санкционированы го-

сударством для пользы общества»; «По нашему мнению, нормы о защите конкуренции и об охране интеллектуальной собственности направлены на достижение одних и тех же целей — обеспечение инновационного развития экономики, совершенствование технологий, улучшение потребительских свойств товаров с использованием при этом различных методов»3.

Н.С. Кириченко, обратив внимание на «новое силовое ведомство — Федеральная служба войск национальной гвардии РФ», сформулировал следующее обобщающее суждение: «В заключение можно отметить, что Росгвардия — это молодое силовое ведомство, сосредоточившее в себе мощный боевой потенциал, силу и опыт личного состава, которое способно выполнить все возложенные на него задачи, главным образом, защиту нашего государства и граждан!»4.

Авторы-единомышленники (А.В. Кудашкин и Н.С. Кириченко), сфокусировав внимание лишь на одном полномочии Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, высказали следующее суждение: «Таким образом, можно сделать вывод о том, что такое полномочие военнослужащих и сотрудников Росгвардии, как вхождение (проникновение) в жилое помещение помимо воли проживающих (находящихся) в нем граждан, является вынужденной (специальной) мерой, предусмотренной Конституцией РФ, направленной на защиту жизни людей и обеспечение общественной безопасности»5.

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно системы государственных органов исполнительной ветви власти предопределяют и несовершенство законодательства РФ6.

1 СЗ РФ. 2018. № 21. Ст. 2981.

2 ТуровскаяВ.А., Корчагина К.А. О проблеме некорректного наименования федеральных служб (на примере федеральных служб, обеспечивающих защиту прав потребителей в сфере торговли) // Российская юстиция. 2016. № 5. С. 52-54.

3 Ивлиев Г.П. Принцип добросовестности в деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности // Вестник гражданского права. 2017. № 2. С. 56-62.

4 Кириченко Н.С. О правовых основах деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Право в Вооруженных силах. 2017. № 1. С. 9-13.

5 Кудашкин А.В., Кириченко Н.С. О полномочиях военнослужащих (сотрудников) Федеральной службы войск национальной гвардии РФ на вхождение (проникновение) в жилое помещение // Право в Вооруженных силах. 2017. № 4. С. 46-50.

6 Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.

№ 6 / 2018

Вестник Московского университета МВД России

247

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Систему государственных органов исполнительной ветви власти в РФ возглавляет Правительство РФ, организация и деятельность которого урегулированы в нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному конституционному закону РФ7. Речь идет о ФКЗ РФ от 14 мая 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»8.

Сама же система государственных органов исполнительной ветви власти закрепляется в подзаконном нормативном правовом акте. Ныне в РФ система государственных органов исполнительной ветви власти закреплена в Указе Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Анализ положений Указа Президента РФ от 15 мая 2018 г. позволяет выделить три группы государственных органов исполнительной ветви власти: 1) федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам; 2) федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам; 3) федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

Федеральная служба включена во все группы государственных органов исполнительной ветви власти.

Так, в первой группе обнаруживаем следующие федеральные службы: Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба войск национальной гвардии РФ; Федеральная служба охраны РФ; Федеральная служба по финансовому мониторингу. Большинство из указанных федеральных служб входят в системы отдельных правоохранительных органов9.

Во второй группе обнаруживаем следующие федеральные службы: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по ветеринарному и фи-

тосанитарному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; Федеральная служба по труду и занятости; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка; Федеральная таможенная служба; Федеральное казначейство (федеральная служба); Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; Федеральная служба по аккредитации; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Федеральная служба государственной статистики; Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

В третьей группе обнаруживаем следующие федеральные службы: Федеральная антимонопольная служба; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, исполнительная власть в РФ осуществляется различными государственными органами: федеральными министерствами, федеральными службами и федеральным агентствами. При этом федеральные службы отличаются подведомственностью.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, систему государственных органов, осуществляющих исполнительную власть в Российской Федерации, возглавляет Правительство РФ.

Во-вторых, действующая система государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации закреплена в Указе Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

В-третьих, федеральные министерства, службы агентства составляют систему государственных органов исполнительной ветви власти.

В-четвертых, федеральная служба является самостоятельным элементом системы государственных органов исполнительной власти, организация и деятельность которой регулируются подзаконными нормативными правовыми актами.

7 Галузо В.Н. Систематизация законодательства в РФ: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. N° 8. С. 28-30; Он же: О роли нормативного правового акта в системе права РФ // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

8 СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; ...; 2017. № 1 (ч. I). Ст. 3.

9 Галузо В.Н. Теория правоохраны — новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15, 16; Он же: Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11. С. 110-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.