Научная статья на тему 'О СООТНЕСЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Конституционно-правовой аспект'

О СООТНЕСЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Конституционно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
318
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
теория правоохраны / государственный орган / правоохранительный орган / законодательство / Конституция РФ / федеральный конституционный закон РФ / федеральный закон РФ / подзаконный нормативный правовой акт / Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 215 от 15 мая 2018 г. / theory of law enforcement / state body / law enforcement body / legislation / Constitution of the Russian Federation / Federal constitutional law of the Russian Federation / Federal law of the Russian Federation / subordinate normative legal act / Decree of the President of the Russian Federation «On the structure of Federal Executive bodies» № 215 dated may 15 / 2018

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анатолий Юрьевич Олимпиев

В статье на основе анализа литературы и законодательства относительно конституционно-правового аспекта соотнесения государственных и правоохранительных органов в Российской Федерации высказано несколько суждений: статус всякого государственного органа в Российской Федерации не может быть определен вне конституционно-правового регулирования; в систему государственных органов целесообразно включать подсистему правоохранительных органов; всякий правоохранительный орган необходимо рассматривать в качестве государственного, но не всякий государственным орган является правоохранительным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анатолий Юрьевич Олимпиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About correlation of state bodies and law enforcement agencies in the Russian Federation (constitutional and legal aspect)

The article on the basis of the analysis of literature and legislation on the constitutional and legal aspect of the correlation of state and law enforcement agencies in the Russian Federation made several judgments: the status of any state body in the Russian Federation cannot be determined outside of constitutional and legal regulation; it is advisable to include a subsystem of law enforcement agencies in the system of state bodies; any law enforcement body should be considered as a state, but not every state body is law enforcement.

Текст научной работы на тему «О СООТНЕСЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Конституционно-правовой аспект»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10112

0 СООТНЕСЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционно-правовой аспект

Анатолий Юрьевич ОЛИМПИЕВ, профессор кафедры частного права Государственного университета управления, кандидат юридических наук, доктор исторических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право

Аннотация. В статье на основе анализа литературы и законодательства относительно конституционно-правового аспекта соотнесения государственных и правоохранительных органов в Российской Федерации высказано несколько суждений: статус всякого государственного органа в Российской Федерации не может быть определен вне конституционно-правового регулирования; в систему государственных органов целесообразно включать подсистему правоохранительных органов; всякий правоохранительный орган необходимо рассматривать в качестве государственного, но не всякий государственным орган является правоохранительным.

Ключевые слова: теория правоохраны, государственный орган, правоохранительный орган, законодательство, Конституция РФ, федеральный конституционный закон РФ, федеральный закон РФ, подзаконный нормативный правовой акт, Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 215 от 15 мая 2018 г.

Annotation. The article on the basis of the analysis of literature and legislation on the constitutional and legal aspect of the correlation of state and law enforcement agencies in the Russian Federation made several judgments: the status of any state body in the Russian Federation cannot be determined outside of constitutional and legal regulation; it is advisable to include a subsystem of law enforcement agencies in the system of state bodies; any law enforcement body should be considered as a state, but not every state body is law enforcement.

Keywords: theory of law enforcement, state body, law enforcement body, legislation, Constitution of the Russian Federation, Federal constitutional law of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation, subordinate normative legal act, Decree of the President of the Russian Federation «On the structure of Federal Executive bodies» № 215 dated may 15, 2018.

В данной статье рассмотрим соотнесение государственных и правоохранительных органов в Российской Федерации, а именно, конституционно-правовой аспект названной проблемы.

О состоянии теории можно отметить следующее.

Так, C.B. Гунич рассмотрел «вопросы современного конституционно-правового регулирования построения системы органов публичной

власти» и сделал следующее заключение: «в сфере конституционно-правового регулирования все еще отсутствует однозначный подход к регламентации порядка организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Упорядочивание соответствующих законодательных норм предлагается осуществлять в первую очередь путем избирательного употребления рассмотренной терминологии. Представляется, что это будет способство-

№ 3/2019

вать построению системы органов публичной власти и должностных лиц, в большей степени соответствующей целям конституционно-правового регулирования, а также развитию правовой основы демократического государства»1.

A.B. Шевцов, исследуя «элементы современной теоретической конструкции единого административного процесса органов государственной власти Российской Федерации», сформулировал несколько «выводов»:

«1. Административная юрисдикция полиции МВД России представляет собой правоприменительную административно-процессуальную деятельность уполномоченных должностных лиц, структуру которой образуют административно-юрисдикционные производства: по делам об административных правонарушениях; по жалобам; по дисциплинарным нарушениям.

2. Административно-юрисдикционная деятельность осуществляется должностными лицами полиции МВД России во внесудебном или досудебном порядке, в то время как административная юстиция представляет собой осуществление правосудия по административным делам, а также осуществление судебного контроля над законностью принимаемых решений субъектами административно-процессуальной деятельности.

3. Административная юрисдикция органов исполнительной власти (в том числе полиции МВД России), а также осуществляемая в виде правосудия и судебного контроля над законностью решений, принимаемых органами публичной власти, реализуется в рамках единого административного процесса органов государственной власти Российской Федерации.

4. Дифференцированное понимание смысла реализации административно-процессуальных полномочий должностными лицами органов исполнительной власти (в том числе полиции МВД России) в рамках административного процесса и судьями исключительно в рамках административно-судебного процесса может повлечь за собой нарушение конституционного принципа «разделения властей»2.

А.А. Максимов сумел определить «специфику, сущность и алгоритм» органов безопасности РФ: «В итоге в реалиях современного развития государства и общества в сфере безопасности как никогда остро стоит потребность одновременного учета самых различных факторов: экономических, политических, социальных, правовых, организационных, психологических и др. ... Чем больше число необходимых к учету факторов, тем труднее принятие всесторонне

обоснованных решений. Опыт управления в ФСБ России показывает, что в подобных усложненных ситуациях следует четко дифференцировать необходимые к учету факторы на малозначительные и оперативно-значимые и концентрироваться при решении проблемы исключительно на их разумном балансе»3.

Представляется достаточно убедительной аргументация об обособлении в юридической науке самостоятельного направления — теории правоохраны, которая и позволит соотнести государственные и правоохранительные органы4. Кроме того, несмотря на динамизм законодательства, возможно установление исчерпывающего перечня правоохранительных органов.

Разные суждения ученых и практиков во многом предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации о правоохранительных органах.

В первую очередь обращаем внимание на нормативный правовой акт с наивысшей юридической силой: Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г.5. В этом нормативном правовом акте фактически посредством противопоставления соотносятся государственные и правоохранительные органы:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» — ст. 10;

«1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий» — ст. 11.

Положения Конституции РФ относительно государственных органов, в том числе и правоохранительных органов, детализируются в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой: в федеральных конституционных законах РФ, в федеральных законах РФ, в подзаконных нормативных правовых актах.

№ 3/2019

Особо обращаем внимание на Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 215 от 15 мая 2018 г.6: «В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ постановляю...» — преамбула).

В этом подзаконном нормативном правовом акте выделены три группы «федеральных органов исполнительной власти»:

«I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам»;

«II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам»;

«III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации».

В отдельных субъектах Российской Федерации также принимаются нормативные правовые акты о системе государственных органов, в том числе и о правоохранительных органах.

Так, в Московской области принят Закон МО «О системе исполнительных органов государственной власти Московской области» от 19 июля 2005 г.7: «Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Московской области определяет правовые основы организации исполнительной власти Московской области, устанав-

ливает систему и основы деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области» - преамбула».

Таким образом, соотнесение государственных и правоохранительных органов может быть определена как закономерность, нуждающаяся в научных исследованиях.

В заключение хотелось бы высказать следующее:

Статус всякого государственного органа в Российской Федерации не может быть определен вне конституционно-правового регулирования.

В систему государственных органов целесообразно включать подсистему правоохранительных органов.

Всякий правоохранительный орган необходимо рассматривать в качестве государственного, но не всякий государственным орган является правоохранительным.

1 Гунич C.B. К вопросу о понимании системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере конституционно-правового регулирования // Актуальные проблемы рос. права. 2017. № 1. С. 63—72.

2 Шевцов A.B. К вопросу о месте административной юрисдикции полиции МВД России и административной юстиции в системе единого административного процесса органов государственной власти Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. № 10. С. 24—28.

3 Максимов A.A. Специфика, сущность и алгоритм выработки управленческого решения в системе органов безопасности России // Гос. власть и местное самоуправление. 2018. № 3. С. 40—43.

4 Подроб. об этом см., напр.: Галузо B.H. Теория право-охраны — новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15—16.

5 См.: СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

6 СЗ РФ. 2018. № 21. Ст. 2981.

7 Ежедневные Новости. Подмосковье. 2005. 23 июля.

№ 3/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.