Научная статья на тему 'О взаимоотношениях прокуратуры и суда в системе правоохранительных органов Российской Федерации'

О взаимоотношениях прокуратуры и суда в системе правоохранительных органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1085
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / Конституция РФ / Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» / федеральный закон РФ / Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г. / Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. / правоохранительный орган / прокуратура / суд / правоприменительный орган / третейский суд / арбитражный суд / функция прокуратуры / надзор / общий надзор / участие прокуратуры в рассмотрении дел судами / The Russian Federation legislation / the Constitution / the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation «On the Supreme Court of the Russian Federation and the Prosecutor's office of the Russian Federation» / Federal law of the Russian Federation / Federal law of the Russian Federation «About modification and additions in the Law of the Russian Federation «On the procuracy of the Russian Federation» dated October 18 / 1995 / the Russia Law «On the procuracy of the Russian Federation» of 17 January 1992 / a law enforcement Agency / Prosecutor / court / enforcement organ the court of arbitration / court of arbitration / the function of the Prosecutor's office / supervision / General supervision / participation of Prosecutor in consideration of cases in courts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили, Артур Левонович Миронов

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации обосновано несколько суждений: прокуратура в Российской Федерации является самостоятельным государственным органом, однозначно относящимся к правоохранительным органам; суд в Российской Федерации может быть государственным и негосударственным органом; в систему правоохранительных органов необходимо включать исключительно судебный орган, являющийся государственным органом; суд, являющийся негосударственным органом, правомерно считать негосударственным правоприменительным органом; характер взаимосвязи между государственным судебным органом и прокуратурой может быть определен как участие прокуратуры в рассмотрении дел в суде; характер взаимосвязи между негосударственным судебным органом и прокуратурой может быть определен как надзор, причем общий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили, Артур Левонович Миронов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About relationship of Prosecutor’s office and court in system of law enforcement agencies of the Russian Federation

In the article, based on the analysis of legal literature and the legislation of the Russian Federation, several judgments are justified: the public Prosecutor's office in the Russian Federation is an independent state body that is clearly related to law enforcement; a court in the Russian Federation may be a state and non-state body; a judicial body that is a state body should be included in the system of law enforcement; a court that is a non-state body should be legally considered a non-state law enforcement body; the nature of the relationship between the state judicial body and the Prosecutor's office may be defined as the participation of the public Prosecutor in court proceedings; the nature of the relationship between a nonstate judicial body and the Prosecutor's office may be defined as oversight, and General supervision

Текст научной работы на тему «О взаимоотношениях прокуратуры и суда в системе правоохранительных органов Российской Федерации»

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

УДК 343.163 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10120

О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ И СУДА В СИСТЕМЕ

____V V _ _

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нодари Дарчоевич ЭРИАШВИЛИ, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор E-mail: [email protected]

Артур Левонович МИРОНОВ, заместитель начальника Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность; прокурорская деятельность;

правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации обосновано несколько суждений: прокуратура в Российской Федерации является самостоятельным государственным органом, однозначно относящимся к правоохранительным органам; суд в Российской Федерации может быть государственным и негосударственным органом; в систему правоохранительных органов необходимо включать исключительно судебный орган, являющийся государственным органом; суд, являющийся негосударственным органом, правомерно считать негосударственным правоприменительным органом; характер взаимосвязи между государственным судебным органом и прокуратурой может быть определен как участие прокуратуры в рассмотрении дел в суде; характер взаимосвязи между негосударственным судебным органом и прокуратурой может быть определен как надзор, причем общий.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, Конституция РФ, Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», федеральный закон РФ, Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г., Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г., правоохранительный орган, прокуратура, суд, правоприменительный орган, третейский суд, арбитражный суд, функция прокуратуры, надзор, общий надзор, участие прокуратуры в рассмотрении дел судами.

Annotation. In the article, based on the analysis of legal literature and the legislation of the Russian Federation, several judgments are justified: the public Prosecutor's office in the Russian Federation is an independent state body that is clearly related to law enforcement; a court in the Russian Federation may be a state and non-state body; a judicial body that is a state body should be included in the system of law enforcement; a court that is a non-state body should be legally considered a non-state law enforcement body; the nature of the relationship between the state judicial body and the Prosecutor's office may be defined as the participation of the public Prosecutor in court proceedings; the nature of the relationship between a nonstate judicial body and the Prosecutor's office may be defined as oversight, and General supervision.

Keywords: The Russian Federation legislation, the Constitution, the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation «On the Supreme Court of the Russian Federation and the Prosecutor's office of the Russian Federation», Federal law of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation «About modification and additions in the Law of the Russian Federation «On the procuracy of the Russian Federation» dated October 18, 1995, the Russia Law «On the procuracy of the Russian Federation» of 17 January 1992, a law enforcement Agency, Prosecutor, court, enforcement organ the court of arbitration, court of arbitration, the function of the Prosecutor's office, supervision, General supervision, participation of Prosecutor in consideration of cases in courts.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

Предметом данной статьи явилось исследование взаимосвязи прокуратуры и судов в системе правоохранительных органов.

Первоначально о состоянии теории.

Так, И.М. Байкин, сфокусировав внимание на «взаимоотношении прокуратуры и судебной власти», высказал следующее обобщающее суждение: «На современном этапе взаимодействие и роль органов прокуратуры в системе разделения властей — это осуществление контроля за органами исполнительной ветви власти, в том числе и за судами, посредством принесения протестов, жалоб на решения судов в вышестоящие суды, которые осуществляют в установленных процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов. Данные полномочия органов прокуратуры по опротестованию судебных решений позволяют ослабить доводы некоторых авторов о некой бесконтрольности судей, избежать проведения реформ, направленных на ограничение независимости судебной власти»1.

Ю. Скуратов при характеристике полномочий прокуратуры при ее взаимоотношениях с «судебной системой» кратко определил «направления прокурорской деятельности»:

«1) надзор за исполнением законов в сфере государственного управления, экономики, охраны прав и свобод граждан, т.е. отрасль, которую на профессиональном языке мы привыкли называть общим универсальным надзором;

2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) надзор за исполнением законов администрацией пенитенциарных учреждений;

4) уголовное преследование, а также координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

5) участие в рассмотрении дел судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судебных органов»2.

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно прокуратуры и характера ее взаимоотношений с судом предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации3.

Первым нормативным правовым актом о прокуратуре в Российской Федерации явился Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.4. Данный Закон РФ от

17 января 1992 г. вводился в действие с момента его опубликования, т.е. с 18 февраля 1992 г. (первая публикация в источнике официального опубликования — «Российской газете»).

В статье 1 Закона РФ от 17 января 1992 г. указывалось, что прокуратура Российской Федерации «осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности».

К числу «направлений прокурорской деятельности» относились: надзор; участие прокуроров в расследовании уголовных дел судами; осуществление предварительного расследования (ст. 2).

Именно с принятием данного нормативного правового акта юридически был упразднен надзор прокуратуры за деятельностью судов. А до принятия Закона РФ от 17 января 1992 г. действовал Закон СССР «О прокуратуре СССР» от 30 ноября 1979 г.5. В этом Законе СССР впервые предусматривалось новое направление деятельности советской прокуратуры — «борьба с нарушениями законов, направленных на обеспечение прав и законных интересов граждан» как подтверждение пересмотра роли в советском законодательстве господствовавшей доктрины о приоритете интересов государства по отношению к интересам общества и личности. Законом СССР от 30 ноября 1979 г. юридически допускался надзор за деятельностью судов.

Недопустимостъ надзора прокуратуры за деятельностью судов окончательно утверждалась в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.6.

В связи с принятием Конституции РФ Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации» от 18 октября 1995 г.7 была изменена редакция Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. Иными словами, был повышен статус нормативного правового акта (по юридической силе)8, специально предназначенного для регулирования организации и деятельности прокуратуры: от закона РФ к федеральному закону РФ.

В последующем в Конституцию РФ в соответствии с Федеральным законом РФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 6 февраля 1998 г.9 неоднократно вносились поправки:

«1. Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии со статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации порядок и

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3—8 Конституции Российской Федерации.

2. Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации устанавливается в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом о референдуме Российской Федерации. Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации устанавливается статьей 137 Конституции Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции Российской Федерации» — ст. 110.

Так, Законом РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» (одобрен Государственной Думой ФС РФ 22.11.2013 г.; одобрен Советом Федерации ФС РФ 27.11.2013 г.) в Конституцию РФ внесены существенные изменения. В частности, название главы 7 изложено в следующей редакции: «ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА». То есть, названная поправка к Конституции РФ фактически является основанием для прекращения дискуссии об отнесении прокуратуры к органам судебной власти11.

Таким образом, прокуратура и суд как государственные органы могут быть отнесены к правоохранительным органам, осуществляющим разнородные по характеру полномочия. Суд, как правило, осуществляет правосудие. А прокуратура, как правило, должна осуществлять надзор за деятельностью всех государственных органов.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, прокуратура в Российской Федерации является самостоятельным государственным органом, однозначно относящимся к правоохранительным органам.

Во-вторых, суд в Российской Федерации может быть государственным и негосударственным органом.

В-третьих, в систему правоохранительных органов необходимо включать исключительно судебный орган, являющийся государственным органом.

В-четвертых, суд, являющийся негосударственным органом, правомерно считать негосударственным правоприменительным органом.

В-пятых, характер взаимосвязи между государственным судебным органом и прокуратурой может быть определен как участие прокуратуры в рассмотрении дел в суде.

В-шестых, характер взаимосвязи между негосударственным судебным органом и прокуратурой может быть определен как надзор, причем общий.

1 Байкин И.М. Взаимоотношение прокуратуры и судебной власти в системе разделения властей России // Рос. судья. 2008. № 7.

2 Скуратов Ю. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой // Рос. юстиция. 1999. № 3.

3 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подроб. об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2010. № 5. С. 119—123).

4 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

5 Ведомости ВС СССР. 1979. № 49. Ст. 843.

6 Рос. газ. 1993. 25 дек.

7 СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

8 О системе нормативных правовых актов в РФ под-роб. см.:

Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30; Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27—30.

9 СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.

10 Некоторые представители юридической науки признают действующий механизм внесения поправок в Конституцию РФ несовершенным (см. об этом, напр.: Галузо В.Н. Возможно ли комплексное правоприменение при отсутствии официальной систематизации в Российской Федерации? // Гос-во и право. 2018. № 6. С. 76—81).

11 Подроб. об этом см., напр.: Галузо В.Н. Теория право-охраны — новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15—16;

Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Гос-во и право. 2012. № 11. С. 110—113.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.