Научная статья на тему 'О правоохранительной деятельности как разновидности государственной деятельности в Российской Федерации'

О правоохранительной деятельности как разновидности государственной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
681
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
законодательство / нормативный правовой акт / Конституция Российской Федерации / федеральный закон РФ / Федеральный закон Российской Федерации «О системе государственной службы Российской Федерации» от 25 апреля 2003 г. / государственная деятельность / теория правоохраны / правоохранительная деятельность / правоохранительный орган / legislation / normative legal act / Constitution of the Russian Federation / federal law of the Russian Federation / Federal law of the Russian Federation «On the system of public service of the Russian Federation» of April 25 / 2003 / state activity / theory of law enforcement / law enforcement / law enforcement agency.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михаил Леонидович Подолюк

В статье на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов о правоохранительной деятельности как разновидности государственной деятельности в Российской Федерации сделаны следующие выводы: многообразие разновидностей государственной деятельности предполагает системный подход при ее исследовании; результаты научных изысканий могут быть нормативно закреплены в Федеральном конституционном законе Российской Федерации «О государственной деятельности в Российской Федерации»; правоохранительную деятельность необходимо рассматривать в качестве одной из разновидностей государственной деятельности; определение статуса правоохранительной деятельности как государственной деятельности должно означать осуществление ее исключительно государственными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About law enforcement activity as a kind of state activity in the Russian Federation

The article analyzes the legal literature and normative legal acts on law enforcement as a kind of state activity in the Russian Federation judgments: the variety of varieties of state activity involves a systematic approach in its study; the results of scientific research can be legally enshrined in the Federal constitutional law of the Russian Federation «On state activity in the Russian Federation»; law enforcement should be considered as one of the varieties of state activity; determining the status of law enforcement as a state activity should mean its implementation exclusively by state bodies.

Текст научной работы на тему «О правоохранительной деятельности как разновидности государственной деятельности в Российской Федерации»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10229

О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

_______w W _ _

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Михаил Леонидович ПОДОЛЮК, старший преподаватель кафедры «Уголовно-правовое обеспечение национальной безопасности» РТУ МИРЭА, кандидат юридических наук E-mail: mihail.podolyuk

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов о правоохранительной деятельности как разновидности государственной деятельности в Российской Федерации сделаны следующие выводы: многообразие разновидностей государственной деятельности предполагает системный подход при ее исследовании; результаты научных изысканий могут быть нормативно закреплены в Федеральном конституционном законе Российской Федерации «О государственной деятельности в Российской Федерации»; правоохранительную деятельность необходимо рассматривать в качестве одной из разновидностей государственной деятельности; определение статуса правоохранительной деятельности как государственной деятельности должно означать осуществление ее исключительно государственными органами.

Ключевые слова: законодательство, нормативный правовой акт, Конституция Российской Федерации, федеральный закон РФ, Федеральный закон Российской Федерации «О системе государственной службы Российской Федерации» от 25 апреля 2003 г., государственная деятельность, теория правоохраны, правоохранительная деятельность, правоохранительный орган.

Annotation. The article analyzes the legal literature and normative legal acts on Jaw enforcement as a kind of state activity in the Russian Federation judgments: the variety of varieties of state activity involves a systematic approach in its study; the results of scientific research can be legally enshrined in the Federal constitutional law of the Russian Federation «On state activity in the Russian Federation»; law enforcement should be considered as one of the varieties of state activity; determining the status of law enforcement as a state activity should mean its implementation exclusively by state bodies.

Keywords: legislation, normative legal act, Constitution of the Russian Federation, federal law of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation «On the system of public service of the Russian Federation» of April 25, 2003, state activity, theory of law enforcement, law enforcement, law enforcement agency.

Предметом данной статьи является правоохранительная деятельность и ее место в государственной деятельности Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории.

Так, К.И. Амирбеков при обосновании понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительный орган» сформулировал следующее обобщающее суждение: «Таким образом, прокурорская деятельность и судебная

деятельность в правообеспечительной деятельности власти занимают особое место, дополняя отечественную правоохранительную и правозащитную системы элементами, гарантирующими противодействие ведомственности и местничеству, компенсирующими недостатки иных государственных органов в данной сфере государственной деятельности и обеспечивающими принятие правового решения по любой правовой проблеме. Осуществление правоохранитель-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

ных или правозащитных полномочий не лишает суд и прокуратуру своей самостоятельности и независимости, а суд, кроме того, и статуса верховенства в системе субъектов правообеспечи-тельной деятельности власти»1.

Ю.В. Степаненко раскрыл «теоретические подходы и взгляды отечественных ученых-юристов относительно понятия и содержания правоохранительной деятельности, в том числе деятельности органов внутренних дел»: «Рассмотренная в статье общая концепция правоохраны в принципе может быть использована при характеристике деятельности любого правоохранительного органа, прежде всего органа внутренних дел. При этом она уточняется, дополняется, варьируется в зависимости от специфики охраняемой сферы, особенностей образующих ее общественных отношений и объективных факторов»2.

Р.В. Шагиева и Б.В. Шагиев, проанализировав «правоохранительную деятельность как разновидность юридической деятельности», определили понятие «правоохранительная деятельность» посредством выделения трех существенных признаков: «С учетом сказанного можно определить правоохранительную деятельность как такую государственную или санкционированную государством деятельность, которая осуществляется с целью охраны и защиты права и предупреждения его нарушений специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Правоохранительная деятельность включает три составляющих:

1. Охрана существующего в государстве правопорядка.

2. Защита существующего правопорядка.

3. Предупреждение нарушения существующего в государстве правопорядка»3.

А.Ю. Гулягин, рассмотрев «правовые элементы важной государственной функции — правоохранительной деятельности», сформулировал несколько выводов:

«1. Тезис о правовом характере деятельности государства в целом, независимо от сферы приложения, является... основополагающим в определении правоохранительной деятельности государства, поскольку предопределяет ее как характерную, неотъемлемую и в то же время всеобъемлющую деятельность государства по обеспечению такого его состояния, которое было бы желательным во всех проявлениях государствен-

ного регулирования. Таким образом, правоохранительная деятельность государства должна являться неким «всеобъемлющим фильтром», обеспечивающим пребывание государства в позитивном правовом поле.

2. «Граница», с которой должна начинаться правоохранительная деятельность государства, определяется невозможностью человека и гражданина, а также различных организаций самостоятельными действиями восстановить свои права, а, следовательно, вмешательство уполномоченного государственного органа неизбежно.

3. Существо правоохранительной деятельности заключается в следующих основополагающих признаках: права и обязанности правоохранительного органа урегулированы нормами права; каждый правоохранительный орган осуществляет свою деятельность путем проведения специфических действий; принудительный характер специфических действий правоохранительного органа; определенная процессуальная форма осуществления специфических действий; предметность правоохранительной деятельности государственного правоохранительного органа.

4. Правоохранительная деятельность — это основанная на законе деятельность государства через уполномоченные им органы, направленная на обеспечение правопорядка, противодействие и недопущение правонарушений различного характера посредством применения мер принудительного характера с конкретно определенным предметом правоохранительного воз-действия»4.

Представляют несомненный интерес результаты научных изысканий в виде «теории право-охраны»5.

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации об организации и деятельности прокуратуры. В первую очередь обращаем внимание на Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г.6, в которой закреплены лишь разрозненные положения о правоохранительной деятельности и о системе правоохранительных органов (в частности, в статьях 2, 18, 47, 71)

В нормативном правовом акте с меньшей юридической силой по отношению к Конституции РФ7 имеется несколько положений, непосредственно относящихся к предмету данной статьи. Речь идет о Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Феде-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

рации» от 25 апреля 2003 г.8. Статья 2 данного Закона «Система государственной службы» формулирует следующее:

«1. Система государственной службы включает: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов.

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации».

Статья 4 «Федеральная государственная служба» определяет, что федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации».

Статья 5 «Государственная гражданская служба» формулирует:

1. Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

2. Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

3. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации».

Статья 6 «Военная служба» определяет, что военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Положения Федерального закона от 25 апреля 2003 г. конкретизированы в иных федеральных законах: «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 7 июля 2004 г., «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 мая 2016 г.9.

Таким образом, государственная деятельность в Российской Федерации многообразна. Одной из ее разновидностей является правоохранительная деятельность.

На основе проанализированного материала сделаем некоторые заключения.

Во-первых, многообразие разновидностей государственной деятельности предполагает системный подход при ее исследовании.

Во-вторых, результаты научных изысканий могут быть нормативно закреплены в Федеральном конституционном законе «О государственной деятельности в Российской Федерации».

В-третьих, правоохранительную деятельность необходимо рассматривать в качестве одной из разновидностей государственной деятельности.

В-четвертых, определение статуса правоохранительной деятельности как государ-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

ственной деятельности должно означать осуществление ее исключительно государственными органами.

1 Амирбеков К.И. Правоохранительная деятельность и правоохранительный орган: понятие и критерии разграничения // Рос. юстиция. 2017. № 4. С. 48—51.

2 Степаненко Ю.В. Правоохранительная деятельность: эволюция теоретических взглядов // Совр. юрист. 2013. № 3. С. 60—87.

3 Шагиева Р.В., Шагиев Б.В. Правоохранительная деятельность: проблемы теоретического обоснования // Административное и муниципальное право. 2014. № 6. С. 538—549.

4 Гулягин А.Ю. Правовые аспекты правоохранительной деятельности как ключевая функция государства // Юрид. мир. 2013. № 8. С. 53-57.

5 Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Гос-во и право. 2012. № 11. С. 110-113.

6 СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

7 О системе нормативных правовых актов в РФ подроб. см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

8 СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; 2016. № 22. Ст. 3091.

9 Там же. 2016. № 22. Ст. 3089; 2017. № 27. Ст. 3929; 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5100.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Интегрированные маркетинговые коммуникации. Учебник для магистров и аспирантов высших учебных заведений / Под ред. Н.Д. Эриашвили, И.В. Грошева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 391 с.

Интегрированнь

маркетинговые

коммуникации

Раскрывается содержание интегрированного маркетинга как комплексной многоканальной синхронизированной коммуникационной системы, основанной на единстве внешнего и внутреннего маркетинга, в целях максимального удовлетворения потребностей общества в рамках производства под индивидуального заказчика многофункциональных продуктов.

В логической последовательности рассматриваются направления влияния инструментов РИ и рекламы на результаты маркетинговой деятельности, раскрываются классификационные признаки потребительской ценности сферы коммуникационных услуг с учетом специфики практического использования в процессе рыночного участия фирм и компаний.

Материал учебника позволяет читателям ознакомиться с содержанием и спецификой внешних и внутренних коммуникаций, РИ и рекламы в организациях сферы услуг, товарного обращения и промышленного производства. Рассматриваются механизм комплексной оценки интегрированных маркетинговых коммуникаций, рыночный механизм стимулирования сбыта и оказания маркетинговых услуг с учетом факторов деловой среды, а также эффективность инструментов РИ и рекламы с выделением значения показателя социально-деловой активности и корпоративной ответственности.

Для магистров, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», а также аспирантов при подготовке диссертации по профилю «Маркетинг».

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.