Научная статья на тему 'Федеральное агентство в системе органов исполнительной ветви власти Российской Федерации'

Федеральное агентство в системе органов исполнительной ветви власти Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1833
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / Конституция Российской Федерации / федеральный конституционный закон РФ / Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 14 мая 1997 г. / Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» No 215 от 15 мая 2018 г. / исполнительная власть / государственный орган / федеральное агентство. / Russian Federation / legislation / Constitution of the Russian Federation / Federal constitutional law of the Russian Federation / Federal constitutional law of the Russian Federation «On the Government of the Russian Federation» of may 14 / 1997 / Decree of the President of the Russian Federation «On the structure of Federal Executive bodies» No. 215 of may 15 / 2018 / Executive power / state body / Federal Agency.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Петровна Скворцова, Татьяна Яковлевна Коняхина, Светлана Геннадьевна Гусева

На основе анализа юридической литературы и законодательства об органах исполнительной власти Российской Федерации обосновано несколько суждений: Правительство Российской Федерации возглавляет систему государственных органов, осуществляющих исполнительную власть в Российской Федерации; система государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации закреплена в Указе Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» No 215 от 15 мая 2018 г.; федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства составляют систему государственных органов исполнительной ветви власти; федеральное агентство является самостоятельным элементом системы государственных органов исполнительной власти, организация и деятельность которого регулируются подзаконными нормативными правовыми актами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анна Петровна Скворцова, Татьяна Яковлевна Коняхина, Светлана Геннадьевна Гусева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL AGENCY IN THE SYSTEM OF BODIES EXECUTIVE BRANCH OF THE RUSSIAN FEDERATION

Based on the analysis of legal literature and legislation on the Executive authorities of the Russian Federation, several judgments are substantiated: the government of the Russian Federation heads the system of state bodies exercising Executive power in the Russian Federation; the system of state bodies of the Executive branch in the Russian Federation is fixed in the Decree of the President of the Russian Federation «On the structure of Federal Executive bodies» No. 215 dated 15 may 2018; Federal ministries, Federal services and Federal agencies constitute the system of state bodies of Executive power; the Federal Agency is an independent element of the system of state bodies of Executive power, the organization and activities of which are regulated by subordinate regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «Федеральное агентство в системе органов исполнительной ветви власти Российской Федерации»

УДК 342.9 ББК 67.401

DOI 10.24411/2414-3995-2018-10032 © А.П. Скворцова, Т.Я. Коняхина, С.Г. Гусева, 2018

Научная специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анна Петровна Скворцова,

заместитель начальника научно-исследовательского отдела, начальник отделения планирования и координации научной деятельности Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: skvorzov2007@mail.ru;

Татьяна Яковлевна Коняхина,

научный сотрудник отделения планирования и координации научной деятельности научно-исследовательского отдела

Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: annadom765@mail.ru;

Светлана Геннадьевна Гусева,

старший научный сотрудник отделения планирования и координации научной деятельности научно-исследовательского отдела

Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: Sguseva9@mvd.ru

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства об органах исполнительной власти Российской Федерации обосновано несколько суждений: Правительство Российской Федерации возглавляет систему государственных органов, осуществляющих исполнительную власть в Российской Федерации; система государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации закреплена в Указе Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 215 от 15 мая 2018 г.; федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства составляют систему государственных органов исполнительной ветви власти; федеральное агентство является самостоятельным элементом системы государственных органов исполнительной власти, организация и деятельность которого регулируются подзаконными нормативными правовыми актами.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, Конституция Российской Федерации, федеральный конституционный закон РФ, Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 14 мая 1997 г., Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» N° 215 от 15 мая 2018 г., исполнительная власть, государственный орган, федеральное агентство.

FEDERAL AGENCY IN THE SYSTEM OF BODIES EXECUTIVE BRANCH OF THE RUSSIAN FEDERATION

Anna P. Skvortsova,

Deputy Head of the Research Department, head of the Division for Planning and Coordination of Scientific Activities of the Directorate for the Organization of Scientific and Editorial-Publishing Activities Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Tatyana Ya. Konyakhina,

research associate of the Department for Planning and Coordination of Scientific Activities of the Research Division of the Directorate for the Organization of Scientific and Editorial-Publishing Activities Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Svetlana G. Guseva,

senior research associate of the Department for Planning and Coordination of Scientific Activities of the Research Division

of the Directorate for the Organization of Scientific and Editorial-Publishing Activities Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Based on the analysis of legal literature and legislation on the Executive authorities of the Russian Federation, several judgments are substantiated: the government of the Russian Federation heads the system of state bodies exercising Executive power in the Russian Federation; the system of state bodies of the Executive branch in the Russian Federation is fixed in the Decree of the President of the Russian Federation «On the structure of Federal Executive bodies» No. 215 dated 15 may 2018; Federal ministries, Federal services and Federal agencies constitute the system of state bodies of Executive power; the Federal Agency is an independent element of the system of state bodies of Executive power, the organization and activities of which are regulated by subordinate regulatory legal acts.

Keywords: Russian Federation, legislation, Constitution of the Russian Federation, Federal constitutional law of the Russian Federation, Federal constitutional law of the Russian Federation «On the Government of the Russian Federation» of may 14, 1997, Decree of the President of the Russian Federation «On the structure of Federal Executive bodies» No. 215 of may 15, 2018, Executive power, state body, Federal Agency.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Скворцова А.П., Коняхина Т.Я., Гусева С.Г. Федеральное агентство в системе органов исполнительной ветви власти Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):166-9.

Поводом к подготовке данной статьи послужило принятие Указа Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 215 от 15 мая 2018 г. [1].

Предметом же данной статьи является система государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации и место в ней федерального агентства.

Первоначально о состоянии теории.

Так, Е.Н. Жуковой высказано несколько обобщающих суждений: «Принимая во внимание успешное развитие федеральных агентств в других странах, в России необходимо выработать единообразный подход к регламентации оказания государственных услуг конкретными федеральными агентствами»; «Проведенный анализ нормативно-правового материала, регламентирующего статус современных федеральных агентств, показал, что в отдельных положениях содержится приблизительный перечень тех услуг, которые вправе оказывать данный орган исполнительной власти, в иных — только указание на ту сферу деятельности, в которой федеральное агентство осуществляет оказание государственных услуг. Кроме того, в отдельных постановлениях Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы деятельности федеральных агентств, функция оказания государственных услуг лишь обозначена как основная, но не раскрыта. Все это порождает неопределенность в деятельности федеральных агентств, обусловливая низкую эффективность исполнения функций по оказанию государственных услуг»; «Важно подчеркнуть, что создание федеральных агентств является, безусловно, положительной тенденцией в налаживании диалога органов исполнительной власти с широкими слоями общественности. Предложенные же меры по совершенствованию статуса ныне действующих федеральных агентств, на наш взгляд, позволят последним стать основным звеном между властью и конечным потребителем государственных услуг» [2].

Один из руководителей руководителем Федерального агентства по физической культуре и спорту оценил деятельность указанного федерального агентства следующим образом: «Оценку уже дали руководители всех уровней и Президент страны. У нас проводятся аналитические работы со всеми специалистами, которые были задействованы в процессе подготовки и участия команд в Олимпийских играх. Это все выльется в научно-практическую конференцию, в новый научный подход. Мы предпримем все действия, чтобы быть конкурентоспособными в дальнейшем. Конкуренция очень большая. По золотым медалям мы четвертые, по общекомандному зачету — пятые. Нужно еще учитывать провал Норвегии, которая считалась одним из фаворитов. Отмечать и праздновать — не наш стиль сегодня. Основные выводы мы сделаем на коллегии Росспорта в ближайшее время» [3].

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно системы государственных органов исполнительной ветви власти предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации1 [4, с. 119—123].

Систему государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации возглавляет Правительство РФ, организация и деятельность которого урегулированы в нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному конституционному закону РФ [5, с. 28—30; 6, с. 27—30]. Речь идет о Федеральном конституционном законе РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 14 мая 1997 г. [7].

Сама же система государственных органов исполнительной ветви власти закрепляется в подзаконном нормативном правовом акте. Ныне в Российской Федерация система государственных органов исполнительной ветви власти закреплена в

1 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин.

Указе Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 215 от 15 мая 2018 г. Анализ положений Указа Президента РФ от 15 мая 2018 г. позволяет выделить три группы государственных органов исполнительной ветви власти:

1) федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

2) федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

3) федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

Так в первой группе имеются следующие федеральные агентства: Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству; Федеральное архивное агентство; Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство); Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

Во второй группе имеются следующие федеральные агентства: Федеральное медико-биологическое агентство; Федеральное агентство по туризму; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное агентство по недропользованию; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральное агентство связи; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В третьей группе имеются следующие федеральные агентства: Федеральное агентство по государственным резервам; Федеральное агентство по делам молодежи; Федеральное агентство по делам национальностей.

Организация и деятельность отдельных федеральных агентств урегулированы подзаконными нормативными правовыми актами.

Так, организация и деятельность Федерального агентства по рыболовству урегулированы в Положении о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденном Постановлением Правительства РФ «О Федеральном агентстве по рыболовству» № 444 от 11 июня 2006 г. («1. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства; по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяй-ственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также аквакультуры (рыбоводства), производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. Федеральное агентство по рыболовству осуществляет свои полномочия в установленных законодательством Российской Федерации случаях на территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств и в открытых районах Мирового океана» — пункт 1 раздела I Положении о Федеральном агентстве по рыболовству) [8].

Также регулируются отдельные полномочия отдельных федеральных агентств. В качестве примера приводим Приказ Минтранса России «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по принятию решений об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути» № 20 от 1 февраля 2013 г. [9].

Таким образом, исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами: федеральными министерствами, федеральными службами и федеральным агентствами. При этом федеральные агентства отличаются подведомственностью.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, Правительство Российской Федерации возглавляет систему государственных органов, осуществляющих исполнительную власть в Российской Федерации.

Во-вторых, система государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации закреплена в Указе Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 215 от 15 мая 2018 г.

В-третьих, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства составля-

ют систему государственных органов исполнительной ветви власти.

В-четвертых, федеральное агентство является самостоятельным элементом системы государственных органов исполнительной власти, организация и деятельность которого регулируются подзаконными нормативными правовыми актами.

Литература

1. СЗ РФ. 2018. № 21. Ст. 2981.

2. Жукова Е.Н. Особенности административно-правового статуса федеральных агентств // Журнал рос-сийского права. 2006. № 2.

3. Пресс-конференция с руководителем Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеславом Фетисовым (в редакции) // Спорт: экономика, право, управление. 2006. № 3.

4. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5.

5. Галузо В.Н. Систематизация законода-тель-ства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8.

6. Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4.

7. См.: СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; ...; 2017. № 1 (часть I). Ст. 3.

8. См.: СЗ РФ. 2008. № 25. Ст. 2979.

9. См.: РГ. 2013. 3 июля.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Смирнов А.М. и др. Изд-во ЮНИТИ, 2016. 168 стр.

Учебное пособие предназначено для формирования у читателей полного представления о социально-правовой природе обстоятельств, исключающих преступность деяния, как одного из основных институтов российского уголовного права.

Для студентов, курсантов, слушателей вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», а также специальности «Юриспруденция», для научно-педагогических работников и практикующих юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.