Научная статья на тему 'Органы внутренних дел как участник договорных отношений'

Органы внутренних дел как участник договорных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
942
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органы внутренних дел как участник договорных отношений»

всего на формирование такой конкурентной среды, которая способна обеспечить цивилизованный, созидательный характер конкуренции, ее превращение из формы бескомпромиссной борьбы «всех против всех» в форму продуктивного экономического состязания.

Другой настоятельной необходимостью в сфере развития конкурентных отношений в России является изучение и обдуманное применение зарубежного опыта в этой сфере. Необходимо учесть опыт развитых стран по использованию института саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности. Прежде всего речь идет об использовании корпоративных стандартов и отработанной системы корпоративной ответственности предпринимательского и профессионального сообщества. Разумное сочетание государственного регулирования и саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, основанное на профессионализме сторон, взаимной (в том числе финансовой) ответственности, применении современных стандартов, механизмов и технологий регулирования, позволит создать условия для добросовестной конкуренции и снижения уровня коррупции.

1 Хашукаев С.Ф. Формирование конкурентной среды в условиях переходной экономики. — Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2002.

2 Договор о проведении согласованной антимонопольной политики. Совет глав правительств СНГ 25 января 2000 г.

3 Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // Российская газета. 2006. № 4128.

4 Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 гг.) (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р).

Литература

1. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство / пер. с англ.; под ред. А.Н. Романова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Нургалиев Р.Г. Формирование предпринимательства в современной России: экономические аспекты —М.: Экономика, 2002.

3. Хоскинг А. Курс предпринимательства. — М.: Международные отношения, 1993.

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

КАК УЧАСТНИК ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Широкое распространение получил такой субъект гражданско-правовых отношений, как учреждение. Деятельность органов внутренних дел (ОВД) по охране собственности, соблюдению законности в сферах промышленного производства, участие в осуществлении и защите субъективных гражданских прав связана с их вступлением в имущественные и личные неимущественные отношения, что подразумевает наличие у них субъективных прав и обязанностей; следовательно, статуса юридического лица. ОВД активно участвуют в договорных обязательственных отношениях (в основном эта деятельность связана с заключением договоров).

Договорные отношения с участием ОВД обладают определенной спецификой, но независимо от этого гражданское законодательство рассматривает ОВД в качестве обычного субъекта гражданских правоотношений. К гражданско-правовым отношениям с их участием применяются нормы гражданского законодательства без каких-либо изменений, связанных с особым правовым статусом этих органов. Так, в случае возникновения разногласий по заключению, исполнению договоров споры разрешаются не в административном порядке, а в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В последнее время наблюдается тенденция по изменению правового статуса ОВД, особенно как участни-

И.А. ЖУКОВА

ков гражданско-правовых отношений. Гражданская правосубъектность ОВД приближается к правосубъектности других участников гражданско-правовых отношений. Вместе с тем ряд гражданско-правовых договоров с участием ОВД урегулированы подзаконными (ведомственными) нормативными актами, применимыми только к отношениям с участием этих органов, что еще раз свидетельствует о специфике возникающих гражданских правоотношений.

Помимо основного законодательства, деятельность учреждений регулируется ведомственными нормативными актами и положениями. Эта деятельность может отличаться и иметь индивидуальные особенности в зависимости от того, в какой области эта деятельность осуществляется. Однако в деятельности большинства учреждений существует общая особенность: не являясь коммерческой организацией в соответствии с учредительными документами, учреждение может вести самостоятельную деятельность, приносящую доход1.

Такая деятельность в последнее время получила широкое распространение, а единой законодательной базы, которая регулировала бы саму деятельность, не существует, что приводит к злоупотреблению со стороны собственника (возможностью осуществлять учреждением деятельность, приносящую доход) и к

разногласию и несоответствию ведомственных нормативных актов, регулирующих деятельность отдельных учреждений, и основного законодательства о юридических лицах.

В исключение общего правила, позволяющего некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 ГК), учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью только в том случае, когда это предусмотрено учредительными документами (п. 2 ст. 298).

Некоторые исследователи (в частности, О.Н. Садиков) считают, что данную деятельность нельзя отнести к предпринимательской в смысле определения ст. 298 ГК. Вопрос о правовом режиме доходов, полученных учреждением от такого вида деятельности, весьма спорный. Ранее порядок получения и расходования этих средств регулировался Положением о внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденным постановлением Совета министров СССР от 26 июня 1980 г. № 527. Положение определяло возможность получения таких средств бюджетными организациями от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности только при наличии разрешения, выдаваемого в зависимости от источников финансирования (союзный, республиканский или местный бюджет) Минфином СССР или Советом министров союзных республик. Бюджетные учреждения обязаны были расходовать специальные средства в пределах утвержденных смет и фактического поступления доходов по каждому виду специальных средств.

Согласно п. 2 ст. 298 ГКдоходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, учитываются на отдельном балансе учреждения и не могут быть изъяты у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов, в том числе когда оно используется не по назначению. Эта норма по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения2. Законодатель намеренно делает акцент на то, что эта деятельность не является основной, а осуществляется в качестве дополнительной, и ни о каком предпринимательстве в данном случае речь не идет.

Норма ст. 298 ГК является реализацией общей нормы ст. 136, в соответствии с которой поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании.

В случае если учреждению (с указанием в учредительных документах) предоставлена возможность заниматься деятельностью, приносящей доход, правовой режим имущества учреждения подразделяется на две группы. В первую группу входит имущество, которое собственник закрепил за учреждением или которое было ему вы-

делено по смете. Вторую группу составляет имущество, которое появилось у учреждения за счет деятельности, приносящей доход; имущество будет принадлежать ему на особом вещном праве3. Имущество, приобретенное в результате принесшей доход деятельности, не может быть изъято у учреждения.

Принимая во внимание широкий круг правомочий, которыми наделено учреждение по отношению к имуществу, приобретенному в результате деятельности, приносящей доход, Е.А. Суханов охарактеризовал данное право как право хозяйственного ведения и предложил применять к этим отношениям правила, относящиеся к праву хозяйственного ведения. В своих выводах Е.А. Суханов опирается на п. 2 ст. 48 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.: имущество, полученное от коммерческой деятельности, закрепляется за учреждением на праве полного хозяйственного ведения4.

Однако с этим утверждением нельзя согласиться. В действовавших Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик и Законе РФ «О собственности в РСФСР» указывалось, что учреждение, которое с согласия учредителя (собственника) осуществляет коммерческую деятельность, в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, приобретает право на самостоятельное распоряжение доходами от такой деятельности и имуществом, приобретенным за счет этих доходов. Аналогичная формулировка содержится в п. 2 ст. 298 ГК. Законодатель в ГК отказывается от трактовки права учреждения на имущество, полученное в результате коммерческой деятельности, как права хозяйственного ведения. Указание на п. 2 ст. 48 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик не подтверждает, а опровергает тезис Е.А. Суханова о возможности наделения учреждения правом хозяйственного ведения на имущество, приобретенное в результате деятельности, приносящей доход.

Следующий довод, приведенный Е.А. Сухановым, — перечень вещных прав, в отличие от обязательственных, является закрытым и не может включать права, прямо не предусмотренные законом5.

Но ст. 298 ГК — это закон; во-вторых, в п. 2 ст. 216, перечисляя вещные права, законодатель делает оговорку «в частности», что дает основание полагать наличие в законодательстве иных (кроме указанных в п. 1 этой статьи) вещных прав. Вещные права имеют абсолютный характер, который предполагает их защиту от посягательств третьих лиц. Круг вещных прав, в отличие от обязательственных, очерчен законом и не зависит от носителей соответствующих прав. Это положение выдвигалось еще дореволюционными правоведами и в настоящее время остается одним из важнейших признаков вещных прав в отечественной и зарубежной науке. Отсутствие исчерпывающего перечня вещных прав в ГК является существенным его недостатком.

Хотя право учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом не предусмотрено п.1 ст. 216 ГК РФ, тем не менее оно основывается на п.2 ст. 298 ГК РФ, в силу данного обстоятельства является самостоятельным и существенно отличается от права как оперативного управления, так и хозяйственного ведения.

В настоящее время деятельность учреждений, приносящая доход, все большее распространение получила и среди учреждений, относящихся к системе МВД России. Необходимость заниматься этой деятельностью объясняется прежде всего недостаточным финансированием данных учреждений, что приводит к снижению результативности их деятельности. Несмотря на профиль деятельности учреждений МВД России (отдел ОВД, образовательное учреждение МВД России, учреждения службы информационного обеспечения или иное учреждение), если учреждению разрешена данная деятельность и оно осуществляет ее успешно, то сама деятельность позволяет значительно снизить расходование бюджетных средств, улучшить материальную и техническую базу учреждения.

Учреждения МВД России, как и любое юридическое лицо, являются полноправными участниками гражданско-правовых отношений, и это участие в большей степени связано с деятельностью, в результате которой они получают доход.

В положении, на основании которого действует конкретное учреждение МВД России, должны быть четко прописаны пределы деятельности, приносящей доход, и компетенция органа управления. Порядок же участия в договорных обязательствах определен гражданским законодательством для всех юридических лиц.

Деятельность юридических лиц в системе МВД России, имеющих организационно-правовую форму учреждения, в сфере обязательственных отношений в основном связана с заключением договоров, которые являются правовой формой возникающих отношений. Договорные отношения обладают специфичностью, но независимо от этого гражданское законодательство рассматривает учреждения МВД России в качестве обычного субъекта гражданских правоотношений. К гражданско-правовым отношениям с их участием применяются общие нормы гражданского законодательства без каких-либо изменений, связанных с особым правовым статусом данных учреждений.

Развитие рыночных отношений и как следствие изменение порядка финансирования, большая свобода действий субъектов, проявляющаяся в негласном правиле «дозволено все, что не запрещено законом», не обошло стороной и учреждения внутренних дел. Их активному участию в договорных обязательственных отношениях способствуют следующие причины.

Во-первых, некоторые обязательственные отношения получили свое развитие в результате активного ведомственного нормотворчества. Некоторые обяза-

тельственные отношения закреплены в ведомственных нормативных актах, например, по обеспечению охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий на договорной основе, сопровождение грузов собственников, сопровождение авомототранспортных средств патрульными автомобилями ГИБДД.

Во-вторых, руководителям ОВД в связи с потребностью в дополнительном финансировании предоставлены широкие полномочия по самостоятельному решению вопросов в сфере оказания специфических платных услуг. Основное требование заключается в том, что оказание платных услуг не должно сказываться на выполнении органами своих непосредственных задач, обозначенных в положениях об организациях данного вида6.

В-третьих, развитие рыночных отношений разнообразило сферу оказания услуг, в которой нашлось место и для участия ОВД:

1) предоставление ГИЦ МВД России и информационных центров МВД России, УВД платных информационных и других услуг на договорной основе;

2) предоставление персональных данных о лицах, ранее судимых и находящихся в розыске;

3) предоставление архивной информации;

4) договорные экспертизы вещественных доказательств; предоставление экспертно-криминалисти-ческими подразделениями по согласованию с руководством МВД России платных методических, научно-исследовательских услуг по профилю своей деятельности сторонним организациям, в том числе зарубежным;

5) разнообразные формы охраны собственности и другие услуги, выполнение которых не нарушает функционирование органов, призванных решать прежде всего правоохранительные задачи.

Для подразделений ОВД (ППС, ГИБДД и др.) участие в договорных отношениях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности предопределено теми задачами, которые решают подразделения местной милиции при обычном несении службы. Проведение массовых мероприятий (концертов, спортивных состязаний, массовых гуляний и др.) напрямую связано с усилением режима несения службы всех подразделений ОВД. Усиление режима несения службы подразделений ОВД проявляется в том, что не нормируется время несения службы, задействуются дополнительные силы и средства, несение службы проходит в необычных условиях (большое скопление людей на ограниченной территории, нахождение многих в нетрезвом состоянии и др.). Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в местах проведения массовых мероприятий объективно должны основываться на договорных (возмездных) отношениях между соответствующими подразделениями ОВД и организаторами массовых мероприятий.

В систему МВД России входят учреждения, чья деятельность отличается от основной массы учреждений этой системы. В рамках этой деятельности в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и ведомственными нормативными актами этим учреждениям предоставлено право заниматься деятельностью, которая приносит определенных доход (например, платная деятельность вуза МВД России). Непосредственная деятельность этих учреждений регулируется Положением о вузе МВД России: вузом МВД России является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования в сфере правоохранительной и других видов деятельности, входящих в компетенцию МВД России.

Положение о вузе МВД России в полной мере учитывает требования законодательства в сфере образования. Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории России независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности.

Сейчас в стране функционирует множество частных образовательных учреждений, лицензированных соответствующим образом государством, почти во всех гражданских вузах введено платное обучение. В вузе МВД России эта тенденция набирает силу. Все это непривычно для россиян и вызывает немало противоречивых оценок и суждений.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставляет вузам право на осуществление платной деятельности (п. 1 ст. 29). Законодатель существенно расширяет гражданскую правоспособность вузов как юридических лиц. Вузы вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет государственного бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов, подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами. Доход от платной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения, за вычетом доли учредителя (собственника), реинвестируется в образовательное

учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату (по его усмотрению).

Несмотря на то, что вуз МВД России входит в качестве структурного элемента в систему этого министерства, он одновременно является типичным образовательным учреждением в рамках единой государственной системы образования, в своей деятельности руководствуются как ведомственными нормативными актами, так и общим законодательством, регулирующим образование в России. Осуществляя деятельность, приносящую доход, вуз МВД России действует исключительно в рамках своей основной деятельности, определенной министерством.

В связи с нестабильным положением в ряде областей, повлекшим неполное финансирование определенных учреждений, законодатель предоставил учреждениям право самостоятельно зарабатывать средства для поддержания своего нормального функционирования путем осуществления деятельности, приносящей доход. Однако в основном законодательстве, помимо предоставления данного права, эта деятельность не урегулирована. Необходимо создать единый законодательный акт, который регулировал бы основные положения этой деятельности относительно всех учреждений, что способствовало бы устранению противоречий и разногласий между основным законодательством и отдельными нормативными актами, регулирующими деятельность отдельных учреждений.

1 Ручкин О.Ю. Организационно-правовые аспекты участия ОВД РФ в договорных обязательствах. Автореф. дис... канд. юрид. наук. — М., 1997.

2 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / под ред. О.Н. Садикова. - М., 2007.

3 Суханов Е.А. Право хозяйственного ведения. право оперативного управления // Хозяйство и право. 2004. № 7.

4 Комаров П.Н. Правовое положение юридических лиц в системе МВД. Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 1988.

5 Суханов Е.А. Некоммерческие организации как юридические лица // Хозяйство и право. 2004. № 7.

6 Хужин С.М. Нетипичные договоры с участием органов внутренних дел МВД РФ. Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.