Научная статья на тему 'Функции министерства внутренних дел России и их материальное обеспечение'

Функции министерства внутренних дел России и их материальное обеспечение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1503
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якушева М. Ю.

Данная статья посвящена вопросам, связанными с функциями Министерства внутренних дел и их материальным обеспечением. Рассматриваются проблемы развития и совершенствования финансово-экономического обеспечения, методология планирования бюджета МВД России, а также затрагиваются услуги, осуществляемые министерством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции министерства внутренних дел России и их материальное обеспечение»

3.25. ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ И ИХ МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Якушева М.Ю., старший лейтенант юстиции, адъюнкт Санкт-Петербургского Университета МВД России

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Данная статья посвящена вопросам, связанными с функциями Министерства внутренних дел и их материальным обеспечением. Рассматриваются проблемы развития и совершенствования финансовоэкономического обеспечения, методология планирования бюджета МВД России, а также затрагиваются услуги, осуществляемые министерством.

В истории России такая государственная структура, как Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ), всегда занимала значимое место в системе государственной власти, оказывая заметное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. Не является исключением в этом отношении и нынешний период исторического развития. МВД России находится под пристальным вниманием властных структур, политических сил самого различного спектра, общественности, рядовых граждан.

Это объясняется в первую очередь характером функций и назначением МВД РФ, его широкими возможностями по применению комплекса мер для конструирования системы общественной безопасности и обеспечения ее эффективного функционирования, а также тем, что в современных реалиях МВД России является одной из ведущих структур кризисного и антикризисного управления1.

Необходимость развития и совершенствования финансово-экономического обеспечения МВД России обусловлена задачами усиления правоохранительной деятельности, обеспечения правопорядка и борьбы с терроризмом путем рационального использования финансовых и материальных ресурсов, функционирующих в ведении Министерства, а также поиска дополнительных источников финансирования за счет совершенствования внебюджетной деятельности.

Методология планирования бюджета МВД России предполагает:

1. На основе глубокого анализа происходящих в обществе процессов определение стратегических задач.

2. Подробное обоснование финансового и ресурсного обеспечения реализации выработанных стратегических задач.

3. Проведение реальных конкурсов или тендеров в случаях, если решение сформулированных стратегических задач требует серьезного научного обеспечения или привлечения сторонних организаций.

4. Чрезвычайно высокий уровень организации проведения прогностических исследований.

5. Постоянный учет и анализ затрат и результатов работы (как в натуральном, так и в стоимостном выра-

1 Ступницкая Ю.А. Имущественная ответственность органов внутренних дел. Автореф. дис... канд. юр. наук. М., 2006. С. 10.

жении) по основным направлениям деятельности министерства.

Средства в иностранной валюте, необходимые МВД России в рамках сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран, можно классифицировать по четырём направлениям:

1) для содержания представителей МВД России за рубежом;

2) для уплаты взносов в международные организации;

3) для обеспечения краткосрочных командировок за рубеж;

4) для приобретения не имеющей отечественных аналогов импортной специальной техники, медицинского оборудования, имущества для нужд подразделений органов внутренних дел.

Специфика Министерства внутренних дел РФ заключается в том, что2:

- являясь органами исполнительной власти, выполняя возложенные на них задачи, органы внутренних дел вступают в различные общественные отношения как представители государства, наделенные властными полномочиями, - т.е. служат одним из рычагов государственного управления.

- органы внутренних дел используют меры правового принуждения, т.е. только они вправе применять к виновному лицу юридические санкции, профилактические и превентивные меры государственного принуждения и привлекать его к уголовной или административной ответственности.

- органы внутренних дел, выступая в общественных отношениях от имени государства, строят свою деятельность по принципу императивности, предполагающему подчиненность, юридическое неравенство субъектов.

В настоящее время, в соответствии с возложенными правоохранительными функциями, органы внутренних дел России участвуют в гражданских правоотношениях, связанных с оказанием услуг. При этом форма возникающих отношений связана с заключением договоров.

Все большее распространение получает деятельность учреждений системы Министерства внутренних дел РФ, приносящая доход, в результате чего наблюдается тенденция все более активного участия данных учреждений в договорных обязательственных отношениях. На наш взгляд, причиной этого является:

- во-первых, финансирование данных учреждений не является достаточным. Это приводит к снижению технического, организационного состояния органов внутренних дел, и в целом всей результативности деятельности данных подразделений при решении возложенных на них задач;

- во-вторых, наблюдается практическая потребность общества в услугах, а отсюда и необходимость оформления этих отношений договорами.

Гражданско-правовые отношения с участием органов внутренних дел, имеют некоторые особенности3:

1) являясь участниками договорных отношений, органы внутренних дел выступают в них не как органы государственной власти, наделенные властными пол-

2 Ступницкая Ю.А. Имущественная ответственность органов внутренних дел. Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 2006. С. 14.

3 Максименко А.В. Гражданско-правовое регулирование деятельности ОВД в сфере оказания услуг. Белгород, 2005.

С. 71.

Пробелы в российском законодательстве

2'2008

номочиями, а как субъекты гражданского права, как юридические лица;

2) к договорным отношениям по оказанию услуг с участием органов внутренних дел применяется метод гражданско-правового регулирования, который предполагает равенство участников договорных правоотношений, т.е. происходит формальное выравнивание юридического положения сторон по договору, вне зависимости от экономического и социального положения, от формы собственности, которую представляет участник отношений, иерархического уровня, на котором может находиться каждый из субъектов в системе других правоотношений.

3) соответствие характера и целей деятельности органа внутренних дел возникающим гражданским правоотношениям.

4) правовое регулирование отношений на оказание услуг органами внутренних дел физическим и юридическим лицам осуществляется наряду с использованием гражданско-правового метода (договор) и публично-правовыми нормами административного права (ведомственные нормативные акты МВД России), определяющими компетенцию подразделений системы МВД России и порядок функционирования его как «силового» ведомства, т.е. органа исполнительной власти.

Профессор О.С. Иоффе подчеркивал, что в подобных случаях речь идет уже не о гражданско-правовом регулировании4. Смешение гражданско-правовых методов с методами других отраслей права, в частности административного, определялось как комплексное правовое регулирование. При этом подчеркивалось, что утрачивается доминанта гражданского права.

Следует отметить, что действующее гражданское законодательство рассматривает органы внутренних дел в качестве обычного субъекта гражданского права. Не акцентируется внимание на том, что договорные отношения с их участием обладают определенной специфичностью. Поэтому гражданско-правовые отношения с участием органов внутренних дел, регулируются общими нормами гражданского законодательства без каких-либо изменений и ограничений, связанных с особым правовым статусом данных органов.

Деятельность органов внутренних дел в процессе решения задач, связанных с их компетенцией, предполагает возможность вступления их в имущественные и личные неимущественные отношения, т.е. наличие у них субъективных прав и обязанностей, что практически обеспечивает им возможность совершать сделки как юридическому лицу.

Исследуя вопрос о статусе, и соответственно, компетенции структурных элементов системы МВД России, выступающих в качестве стороны по гражданско-правовому договору, представляет интерес предложенное О.Ю. Ручкиным группирование органов системы МВД России с точки зрения возможности их участия в хозяйственно-договорной деятельности. В этой связи им предлагается разграничение органов системы МВД России на три группы.

Первую группу образуют органы внутренних дел, для которых хозяйственная деятельность совпадает с выполнением основных задач. К данной группе относятся отделы вневедомственной охраны при органах внутренних дел и некоторые другие подразделения.

Вторую группу образуют органы внутренних дел, для которых участие в обязательственных отношениях яв-

4 Иоффе О.С. Гражданское право. М., 2000. С. 356.

ляется частью тех специфических, правоохранительных функций, которые они выполняют при решении своих основных задач. Например, услуги медицинского вытрезвителя, информационные услуги ОВД, охрана общественного порядка на договорной основе местной милицией, возмездные услуги государственной автомобильной инспекции и многие другие 5.

Третью группу образуют органы внутренних дел, для которых несвойственно вступление в гражданско-правовые отношения, т.к. выполнение данными органами и подразделениями своих специфических функций не связано с вовлечением их в хозяйственную деятельность. Например, службу уголовного розыска и отдел по борьбе с экономическими преступлениями трудно представить как участников в обязательственных отношениях. Хотя можно допустить оказание платных услуг подразделениями третьей условной группы, например, взаимодействие на договорной основе с частно-детективными и охранными агентствами по поводу предоставления оперативной информации, использование которой последними не приведет к нарушению прав и свобод личности. К тому же указанное взаимодействие довольно часто встречается в деятельности детективных и охранных предприятий. Как правило, руководителями детективных и охранных предприятий являются бывшие ответственные работники правоохранительных органов (МВД, ФСБ, различных спецподразделений), которые неофициальными путями получают необходимую информацию у бывших коллег по работе в правоохранительных органах.

Следует отметить, что при названной

0.Ю. Ручкиным классификации услуг, оказываемых ОВД, необходимо определить объем компетенции рассматриваемых органов. Компетенция ОВД устанавливается государством путем издания соответствующих норм, в силу чего она часто предстает как явление не только государственно-властное, но и юридическое. Это по своей сути совокупность властных прав и обязанностей, необходимых органам внутренних дел для выполнения задач, поставленных перед ними.

Услуги, оказываемые ОВД, как нам представляется, целесообразно классифицировать по направленности деятельности:

1. Услуги, направленные на обеспечение сохранности имущества собственников.

2. Образовательные услуги.

3. Услуги, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения.

4. Услуги медицинского характера.

5. Услуги, направленные на охрану общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий.

6. Услуги, связанные с выполнением функций лицензирования и контроля.

7. Услуги, направленные на предоставление во временное пользование частным детективным и охранным предприятиям, службам безопасности на предприятиях огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, специальных средств.

8. Услуги, направленные на обеспечение паспортновизового режима.

5 Ступницкая Ю.А. Имущественная ответственность органов внутренних дел. Автореф. дис... канд. юр. наук. М., 2006. С. 16.

9. Услуги, направленные на предоставление учетной и архивной документированной информации.

10. Услуги экспертно-криминалистического характера.

Таким образом, при рассмотрении услуг, оказываемых ОВД, следует отметить, что «производство и потребление данных услуг, определяются как индивидуальным спросом потребителей, так и потребностями общества в целом»6. Следовательно, в зависимости от вида услуг, оказываемых МВД РФ, определяется то имущество, которое будет ими использоваться и его функциональное назначение.

Рецензия

В статье «Функции Министерства внутренних дел и их материальное обеспечение» рассматриваются актуальные вопросы, посвященные Министерству внутренних дел России как отдельной государственной структуре, а также вопросы, связанные с материальным обеспечением деятельности министерства. Функции МВД России в зависимости от того или иного периода времени были различны. Но в любом случае органы внутренних дел играли, и будут играть важную роль в государственной жизни и для эффективного выполнения своих задач необходимо соответствующее материальное обеспечение министерства.

Целесообразность развития и совершенствования финансово-экономического обеспечения МВД России обусловлена задачами усиления правоохранительной деятельности, обеспечения правопорядка и борьбы с терроризмом путем рационального использования финансовых и материальных ресурсов, функционирующих в ведении Министерства, а также поиска дополнительных источников финансирования за счет совершенствования внебюджетной деятельности.

Также важное место в государственной жизни занимают те услуги, которые оказываются Министерством внутренних дел.

Таким образом, в данной статье затронуты наиболее важные и актуальные вопросы, которые и в настоящее время остаются спорными (необходимо решить вопрос с материальным обеспечением Министерства внутренних дел в соответствии с каждой его функцией, задачей и услугой).

Доктор юридических наук,

профессор Ю. М. Аристаков

6 Максименко А.В. Гражданско-правовое регулирование деятельности ОВД в сфере оказания услуг. Белгород, 2005. С. 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.