Научная статья на тему 'ОРГАНЫ СЛЕДСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

ОРГАНЫ СЛЕДСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / РФ / ОРГАНЫ СЛЕДСТВИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЗАКОННОСТЬ / ГЛАСНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров В.В., Остриков В.Р., Спектор Л.А., Петренко Е.Г.

Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу современных проблем и направлений организации и осуществления общественного контроля за органами следствия в Российской Федерации. В работе разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров В.В., Остриков В.Р., Спектор Л.А., Петренко Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATIVE BODIES IN THE RUSSIAN FEDERATION AS AN OBJECT OF PUBLIC CONTROL: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ANALYSIS

This article is devoted to the constitutional and legal analysis of modern problems and directions of the organization and implementation of public control over investigative bodies in the Russian Federation. The work has developed and justified a system of measures to resolve these problems.

Текст научной работы на тему «ОРГАНЫ СЛЕДСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_216 УДК 342

ОРГАНЫ СЛЕДСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Investigative bodies in the Russian Federation as an object of public control: constitutional and legal analysis

ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,

декан факультета высшего образования Политехнического института (филиала)

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в городе Таганроге, кандидат юридических наук, доцент. 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109 а. E-mail: niipg2010@mail.ru;

ОСТРИКОВ Владислав Романович,

студент, кафедра «Теория государства и права», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет" в городе Шахты. 346500, Россия, Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 147. E-mail: niipg2010@mail.ru;

СПЕКТОР Людмила Александровна,

заведующая кафедрой "Теория государства и права", кандидат юридических наук, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет» в г. Шахты. 346500, Россия, Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 147. E-mail: niipg2010@mail.ru;

ПЕТРЕНКО Елена Геннадьевна,

доцент кафедры государственного и международного права юридического факультета

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», кандидат юридических наук, доцент. 350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: niipg2010@mail.ru;

GONCHAROV Vitaly Viktorovich,

Dean of the Faculty of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch) Don State Technical University in Taganrog, Candidate of Law, Associate Professor. 347904, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 109 a. E-mail: niipg2010@mail.ru ;

OSTRIKOV Vladislav Romanovich,

Student, Department of Theory of State and Law, Institute of Service and Entrepreneurship (branch), Don State Technical University" in the city of Shakhty. 346500, Russia, Rostov region, Shakhty, ul. Shevchenko, 147. E-mail: niipg2010@mail.ru ;

SPEKTOR Lyudmila Aleksandrovna,

Head of the Department "Theory of State and Law", Candidate of Law, Institute of Service and Entrepreneurship (branch), Don State Technical University" in Shakhty. 346500, Russia, Rostov region, Shakhty, ul. Shevchenko, 147. E-mail: niipg2010@mail.ru;

PETRENKO Elena Gennadyevna,

Associate Professor of the Department of State and International Law, Faculty of Law Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Candidate of Law, Associate Professor. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350044, Russia. E-mail: niipg2010@mail.ru

Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу современных проблем и направлений организации и осуществления общественного контроля за органами следствия в Российской Федерации. В работе разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем.

Abstract. This article is devoted to the constitutional and legal analysis of modern problems and directions of the organization and implementation of public control over investigative bodies in the Russian Federation. The work has developed and justified a system of measures to resolve these problems.

Ключевые слова: общественный контроль; народовластие; РФ; органы следствия; правоохранительные органы; конституционный принцип; ответственность; законность; гласность; самостоятельность.

Keywords: public control; democracy; the Russian Federation; investigative bodies; law enforcement agencies; constitutional principle; responsibility; legality; publicity; independence.

Для цитирования: Гончаров В.В., Остриков В.Р., Спектор Л.А., Петренко Е.Г. Органы следствия в Российской Федерации как объект общественного контроля: конституционно-правовой анализ//Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 216-218. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_216.

For citation: Goncharov V.V., Ostrikov V.R., Spektor L.A., Petrenko E.G. Investigative bodies in the Russian Federation as an object of public control: constitutional and legal analysis //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 216-218. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_216.

Статья поступила в редакцию: 12.03.2023

Проблемы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью, актами и решениями правоохранительных органов в Российской Федерации широко исследованы в работах А. Ю. Афанасьева, [1, с. 80-83] И. В. Гончарова, [3, с. 21-26] В. В. Гриба, [4, с. 38-44] Н. Н. Демидова, [5, с. 14-20] В. И. Майорова, [6, с. 67-72] А. С. Полещук, [7, с. 106-111] Э. Р. Черновой, [9, с. 101-103] а также многих других авторов. Однако, доля работ, посвященных анализу механизма организации и проведения мероприятий общественного контроля в отношении органов следствия, представляется не достаточной. Это обстоятельство и обусловило выбор настоящей темы исследования, целью которого является не только изучение современных проблем, препятствующих организации и осуществлению общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений органов следствия в Российской Федерации, но и разработка и обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.

В качестве объекта настоящего исследования выступают общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением мероприятий общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений органов следствия в Российской Федерации, а предметом исследования выступают нормы законодательства об общественном контроле, документы и материалы, связанные с практической деятельностью субъектов общественного контроля, осуществляющих его мероприятия в отношении вышеназванного объекта общественного контроля, а также российская правовая доктрина общественного контроля.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года за многонациональным народом России был закреплен статус носителя суверенитета и единственно-

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

го источника власти в стране, который реализует свои властные полномочия как непосредственно (в частности, через институты свободных выборов и референдумов), так и опосредованно (например, через деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц). При этом, конституционные принципы народовластия и участия общества в управлении делами государства нуждаются в сложной системе юридических гарантий, посредством которых обеспечивается их реализация, охрана и защита от противоправных посягательств. Важнейшей юридической гарантией указанных конституционных принципов выступает институт общественного контроля в Российской Федерации посредством которого граждане России, общественные объединения, иные негосударственные некоммерческие организации получили возможность участвовать в контроле за деятельностью, актами и решениями органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, наделенных федеральными законами правом осуществление отдельных публичных полномочий. Данный институт гражданского общества был инкорпорирован в российское законодательство менее 20 лет назад (с принятием Федерального закона от 04.04.2005 № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации). Однако, ему предшествовал многолетний опыт организации и функционирования в СССР (и РСФСР - как союзной республике) института народного контроля власти, который, как мы отмечали в ранее проведенных исследованиях, [2, с. 169-185] достаточно эффективно защищал граждан СССР от нарушений социалистической законности, а также их прав, свобод и законных интересов не только органами государственного управления, но и любыми хозяйствующими субъектами в стране.

Одним из важнейших объектов общественного контроля в Российской Федерации выступает деятельность, акты и решения органов следствия. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, органы следствия являются одним из наиболее многочисленных видов правоохранительных органов, в которых работают десятки тысяч профессиональных юристов. Во-вторых, органы следствия обладают в соответствии с действующим законодательством огромными полномочиями, например, связанными с возбуждением и расследованием уголовных дел как в отношении граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства. В-третьих, именно от эффективности и результативности деятельности органов следствия в стране во многом зависит состояние соблюдения законности, уровень преступности и правонарушений.

Однако, организация и осуществление общественного контроля в отношении органов следствия в Российской Федерации связаны с многочисленными проблемами, в числе которых можно выделить следующие:

Во-первых, важной проблемой, препятствующей организации и осуществлению общественного контроля в отношении органов следствия в стране, выступает отсутствие формализации данного института гражданского общества в Конституции России. В связи с этим, необходимо внести изменения и дополнения в Основной закон страны, не только закрепив в нем понятие общественного контроля, но и детализировав основные формы, методы, принципы, виды объектов и мероприятий общественного контроля, исчерпывающий перечень идентифицирующих признаков субъектов общественного контроля, его пределы в отношении проведения мероприятий общественного контроля в отношении тех или иных его объектов, а также механизм взаимодействия субъектов общественного контроля с органами публичной власти, юридическими и физическими лицами в стране.

Во-вторых, значительной проблемой в организации общественного контроля в отношении органов следствия выступает то обстоятельство, что возможность его организации и осуществления нивелирована в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в котором данный объект общественного контроля выведен из предмета ведения вышеназванного Федерального закона вместе с десятками иных объектов (под предлогом необходимости принятия отдельных федеральных законов, посвященных правовому регулированию организации и осуществления общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений данных объектов, большинство из которых на сегодняшний день не разработано и не принято). В этой связи, представляется необходимым создать правовую базу организации и проведения общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений следственных органов в России путем либо принятия отдельного Федерального закона «Об общественном контроле за деятельностью, актами и решениями органов следствия в Российской Федерации», либо путем внесения изменений и дополнений в законодательство, регулирующее правовой статус и полномочия органов следствия в стране, например, в Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», в части его дополнения отдельными разделами или главами об общественном контроле.

В-третьих, важной проблемой, препятствующей организации и осуществлению общественного контроля в отношении органов следствия в стране, выступает отсутствие в отечественной научной и учебной правовой литературе единого мнения относительно того, какие формы, методы и виды мероприятий общественного контроля следует использовать при организации и осуществлении общественного контроля в отношении данного вида объектов.

Разрешение указанной проблемы требует организации и проведения соответствующих научных и научно-практических исследований под эгидой Общественной палаты Российской Федерации с необходимым финансированием из федерального бюджета.

В-четвертых, значительной проблемой в организации общественного контроля в отношении органов следствия выступает то обстоятельство, что в российской научной правовой доктрине общественного контроля и в законодательстве об общественном контроле не разработана единая система критериев оценки эффективности и результативности проведения мероприятий общественного контроля.

Об этой проблеме мы писали в ранее проведенных исследованиях, в которых мы обосновали систему соответствующих количественных и качественных критериев оценки эффективности и результативности проводимых мероприятий общественного контроля, в том числе, - в отношении правоохранительных органов (включая органы следствия). [2, с. 202-211] Однако, данные исследования нуждаются не только в дальнейшем проведении, но и в инкорпорировании их результатов в практическую деятельность субъектов общественного контроля.

В-пятых, важной проблемой, препятствующей организации и осуществлению общественного контроля в отношении органов следствия в стране, выступает отсутствие закрепления в действующем законодательстве упоминания о том, какие виды субъектов общественного контроля уполномочены на организацию и осуществление мероприятий общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений органов следствия. В этой связи, представляется необходимым разработать и закрепить в законодательстве об общественном контроле перечень видов субъектов общественного контроля, которые будут уполномочены осуществлять его мероприятия в отношении деятельности, актов и решений органов следствия в стране.

В-шестых, значительной проблемой в организации общественного контроля в отношении органов следствия выступает то обстоятельство, что субъекты общественного контроля наделены незначительным объемом полномочий, которые не могут быть в эффективной степени использованы при организации и проведении мероприятий общественного контроля в отношении указанной категории его объектов. В этой связи, следует внести изменения и дополнения в законодательство об общественном контроле в части расширения перечня полномочий его субъектов, которые позволят осуществлять эффективную профилактику, предупреждение и пресечение нарушений действующего законодательства объектами общественного контроля (включая и органы следствия в Российской Федерации).

В-седьмых, важной проблемой, препятствующей организации и осуществлению общественного контроля в отношении органов следствия в стране, выступает то обстоятельство, что в законодательстве об общественном контроле и научной правовой доктрине общественного контроля не разработана проблематика определения пределов осуществления общественного контроля в отношении указанного его объекта. В тоже время, органы следствия работают с материалами, информацией, которая составляет, например, тайну следствия. Это требует детальной разработки пределов общественного контроля в отношении данной категории его объектов.

В-восьмых, значительной проблемой в организации общественного контроля в отношении органов следствия выступает то обстоятельство, что в деятельности российских субъектов общественного контроля, как справедливо отмечает ряд авторов, [8, с. 45-50] слабо используются современные цифровые технологии, что затрудняет организацию повсеместного сплошного общественного контроля в режиме реального времени. Разрешение данной проблемы требует, с одной стороны, уве-

личения финансирования организации и деятельности субъектов общественного контроля в этой области, а с другой стороны, системы мероприятий по разработке и внедрению соответствующих технологий (что должно осуществляться под эгидой Общественной палаты России и за счет средств федерального бюджета).

В-девятых, важной проблемой, препятствующей организации и осуществлению общественного контроля в отношении органов следствия в стране, выступает отсутствие в уголовном и административном законодательстве системы мер ответственности должностных лиц органов публичной власти, включая органы следствия, за деятельность, создающую препятствия законной деятельности представителей субъектов общественного контроля. Разрешение указанной проблемы требует разработки системы соответствующих уголовно-правовых и административно-правовых составов, которые будут выполнять, в том числе, и задачу профилактики подобных правонарушений.

По итогам проведенного научного исследования можно сделать ряд выводов:

1. Деятельность, акты и решения органов следствия в Российской Федерации являются важнейшей разновидностью объектов общественного контроля, однако организация и проведение в отношении них соответствующих мероприятий общественного контроля связаны с многочисленными проблемами, обусловленными: а) отсутствием закрепления данного института гражданского общества в Конституции России; б) выведением вышеназванного объекта общественного контроля из предмета ведения Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; в) отсутствием разработанности в отечественной правовой доктрине общественного контроля специфических форм, методов, принципов, видов мероприятий общественного контроля, которые возможно и необходимо использовать при организации и осуществлении общественного контроля в отношении деятельности, актов и решения органов следствия в стране; г) не разработанностью в законодательстве Российской Федерации, а также, во многом, в научной правовой доктрине общественного контроля, системы критериев оценки эффективности и результативности проводимых мероприятий общественного контроля как в целом в отношении любых его объектов, так и в отношении следственных органов России; д) отсутствием ясности в том, какой перечень видов субъектов общественного контроля уполномочен осуществлять его мероприятия в отношении деятельности, актов и решений органов следствия в стране; е) отсутствием у субъектов общественного контроля реальных полномочий по организации и проведению мероприятий общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений органов следствия в Российской Федерации; ж) не разработанностью в законодательстве страны и научной правовой доктрине общественного контроля проблематики определения пределов осуществления общественного контроля в отношении указанного его объекта; з) слабым внедрением в организацию и деятельность субъектов общественного контроля в России современных цифровых технологий, которые бы позволили осуществлять повсеместный и оперативный общественный контроль за вышеназванным объектом; и) отсутствием в Уголовном кодексе Российской Федерации, а также Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующих правовых составов, посвященных возможности привлечения к уголовной и административно-правовой ответственности должностных лиц органов следствия в России за противодействие законной деятельности представителей субъектов общественного контроля.

2. Разрешение указанных проблем потребует внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации (в части формализации в ней института общественного контроля с подробным закреплением его принципов, форм, видов мероприятий, перечня объектов, пределов осуществления, исчерпывающего перечня идентифицирующих признаков его субъектов, а также механизма взаимодействия субъектов общественного контроля с различными видами органов публичной власти, включая, например, органы прокуратуры, следствия и суда), в законодательство об общественном контроле (в части принятия отдельных федеральных законов, посвященных организации и осуществлению мероприятий общественного контроля в отношении тех его объектов, которые были выведены из предмета ведения Федерального закона от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», например, Федерального закона «Об общественном контроле за деятельностью, актами и решениями органов следствия в Российской Федерации», либо путем внесения изменений и дополнений в законодательство, регулирующее правовой статус и полномочия органов следствия в стране, например, в Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», в части его дополнения отдельными разделами или главами об общественном контроле); в уголовное и административное законодательство (в части закрепления правовых составов, посвященных возможности привлечения к ответственности должностных лиц органов следствия в стране за деятельность, состоящую, в частности, в противодействии законной деятельности представителей субъектов общественного контроля).

3. Разрешение вышеназванных проблем в организации и осуществлении общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений органов следствия (впрочем, как и других правоохранительных органов в стране) требует интенсификации проведения системы научных исследований, связанных с разработкой современных специфических форм, методов, принципов, видов мероприятий общественного контроля, которые возможно и необходимо использовать при организации и осуществлении общественного контроля в отношении деятельности, актов и решения органов следствия в стране. При этом, в качестве модератора и заказчика данных исследований должна выступать система субъектов общественного контроля (в первую очередь - Общественная палата Российской Федерации), а финансирование данных научных исследований должно осуществляться из федерального бюджета Правительством Российской Федерации.

Б иблиография:

1. Афанасьев А. Ю. Институт общественного контроля за деятельностью полиции: проблемы и перспективы развития // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2016. - № 1 (6). - С. 80-83.

2. Гончаров В. В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. М.: Alicegroup, 2019. - 256 с.

3. Гончаров И. В. Гражданский контроль за деятельностью правоохранительных органов в условиях информатизации общественных отношений // Труды Академии управления МВД России. - 2019. - № 3 (51). - С. 21-26.

4. Гриб В. В. Генеральная прокуратура Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации как объекты общественного контроля // Юридический мир. -2016. - № 9. - С. 38-44.

5. Демидов Н. Н. Общественный контроль за деятельностью полиции глазами населения и средств массовой информации // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2018. - № 4 (47). - С. 14-20.

6. Майоров В. И. Формирование механизма общественного контроля за деятельностью полиции // Государство и право в XXI веке. - 2016. - № 2. - С. 67-72.

7. Полещук А. С. К вопросу об обеспечении общественного (гражданского) контроля в сфере деятельности правоохранительных органов // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2011. - № 8. - С. 106-111.

8. Сабаева С. В. Правовое регулирование цифровых технологий государственного и общественного контроля: проблемы совершенствования // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2021. - № 11. - С. 45-50.

9. Чернова Э. Р., Ямщикова С. Л. Субъекты и формы общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов // Право и государство: теория и практика. -2019. - № 11 (179). - С. 101-103.

References:

1. Afanasyev A. Yu. Institute of Public Control over police activity: problems and prospects of development // Bulletin of the Tyumen Institute of Professional Development of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2016. - № 1 (6). - Pp. 80-83.

2. Goncharov V. V. Constitutional and legal foundations of public control in the Russian Federation. Moscow: Alicegroup, 2019. - 256 p.

3. Goncharov I. V. Civil control over the activities of law enforcement agencies in the conditions of informatization of public relations // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2019. - № 3 (51). - Pp. 21-26.

4. Grib V. V. The Prosecutor General's Office of the Russian Federation and the Investigative Committee of the Russian Federation as objects of public control // Legal World. - 2016. -No. 9. - pp. 38-44.

5. Demidov N. N. Public control over police activities through the eyes of the population and the media // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs Russia. -2018. - № 4 (47). - Pp. 14-20.

6. Mayorov V. I. Formation of the mechanism of public control over the activities of the police // State and law in the XXI century. - 2016. - No. 2. - pp. 67-72.

7. Poleshchuk A. S. On the issue of ensuring public (civil) control in the field of law enforcement agencies // Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2011. - No. 8. - pp. 106-111.

8. Sabaeva S.V. Legal regulation of digital technologies of state and public control: problems of improvement // Laws of Russia: experience, analysis, practice. - 2021. - No. 11. - pp. 45-50.

9. Chernova E. R., Yamshchikova S. L. Subjects and forms of public control over the activities of law enforcement agencies // Law and the state: theory and practice. - 2019. - № 11 (179). - Pp. 101-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.