Научная статья на тему 'НЕДОПУСТИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ КАК ПРИНЦИП ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

НЕДОПУСТИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ КАК ПРИНЦИП ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / НЕДОПУСТИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА / СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / СУБЪЕКТЫ / ПРАВА / СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров В.В., Булатов Р.В., Спектор Л.А., Петренко Е.Г.

Освещение проблемы. Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу недопустимости вмешательства в сферу деятельности политических партий как принципа общественного контроля в Российской Федерации. Предметом анализа становятся соответствующие положения законодательства России, посвященные организации и осуществлению мероприятий общественного контроля, а также практика их применения; используются обще- и частно-научные методы - анализа, синтеза, аналогии, формально-юридический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм, социологический, историко-правовой и др. В работе исследованы основные точки зрения относительно того, являются ли политические партии объектами или субъектами общественного контроля. Авторы исследуют содержание вышеназванного принципа общественного контроля. В статье формализованы и исследуются основные проблемы, препятствующие реализации данного принципа, а также разработана, обоснована система предложений по их разрешению. В дальнейшем научном осмыслении нуждаются вопросы о направлениях и перспективах развития системы принципов общественного контроля в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров В.В., Булатов Р.В., Спектор Л.А., Петренко Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INADMISSIBILITY OF INTERFERENCE IN THE SPHERE OF ACTIVITY OF POLITICAL PARTIES AS A PRINCIPLE OF PUBLIC CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ANALYSIS

This article is devoted to the constitutional and legal analysis of the inadmissibility of interference in the sphere of activity of political parties as a principle of public control in the Russian Federation. The subject of the analysis is the relevant provisions of Russian legislation on the organization and implementation of public control measures, and the practice of their application; general and private scientific methods are used - analysis, synthesis, analogy, formal-legal, comparative-legal, interpretation of legal norms, sociological, historical-legal, etc. The paper examines the main points of view on whether political parties are objects or subjects of public control. The authors investigate the content of the above-mentioned principle of public control. The article formalizes and explores the main problems that hinder the implementation of this principle, and also develops and justifies a system of proposals for their resolution. Questions about the directions and prospects for the development of the system of principles of public control in the Russian Federation need further scientific understanding.

Текст научной работы на тему «НЕДОПУСТИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ КАК ПРИНЦИП ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_199 УДК 342

НЕДОПУСТИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ КАК ПРИНЦИП ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ INADMISSIBILITY OF INTERFERENCE IN THE SPHERE OF ACTIVITY OF POLITICAL PARTIES AS A PRINCIPLE OF PUBLIC CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ANALYSIS

ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,

декан факультета высшего образования Политехнического института (филиала)

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в городе Таганроге, кандидат юридических наук, доцент. 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109 а. E-mail: niipg2010@mail.ru;

БУЛАТОВ Роман Вячеславович,

студент, кафедра «Теория государства и права», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет" в городе Шахты. 346500, Россия, Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 147. E-mail: niipg2010@mail.ru;

СПЕКТОР Людмила Александровна,

заведующая кафедрой "Теория государства и права", кандидат юридических наук,

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет» в г. Шахты. 346500, Россия, Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 147. E-mail: niipg2010@mail.ru;

ПЕТРЕНКО Елена Геннадьевна,

доцент кафедры государственного и международного права юридического факультета

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина». кандидат юридических наук, доцент. 350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: niipg2010@mail.ru;

GONCHAROV Vitaly Viktorovich,

Dean of the Faculty of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch) Don State Technical University in Taganrog, Candidate of Law, Associate Professor. 347904, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 109 a. E-mail: niipg2010@mail.ru ;

BULATOV Roman Vyacheslavovich,

Student, Department of Theory of State and Law, Institute of Service and Entrepreneurship (branch), Don State Technical University" in the city of Shakhty. 346500, Russia, Rostov region, Shakhty, ul. Shevchenko, 147. E-mail: niipg2010@mail.ru ;

SPEKTOR Lyudmila Aleksandrovna,

Head of the Department "Theory of State and Law", Candidate of Legal Sciences,

Institute of Service and Entrepreneurship (branch), Don State Technical University" in Shakhty.

346500, Russia, Rostov region, Shakhty, ul. Shevchenko, 147.

E-mail: niipg2010@mail.ru;

PETRENKO Elena Gennadyevna,

Associate Professor of the Department of State and International Law, Faculty of Law

Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin. Candidate of Legal Sciences, associate professor.

13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350044, Russia.

E-mail: niipg2010@mail.ru

Краткая аннотация. Освещение проблемы. Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу недопустимости вмешательства в сферу деятельности политических партий как принципа общественного контроля в Российской Федерации. Предметом анализа становятся соответствующие положения законодательства России, посвященные организации и осуществлению мероприятий общественного контроля, а также практика их применения; используются обще- и частно-научные методы - анализа, синтеза, аналогии, формально-юридический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм, социологический, историко-правовой и др. В работе исследованы основные точки зрения относительно того, являются ли политические партии объектами или субъектами общественного контроля. Авторы исследуют содержание вышеназванного принципа общественного контроля. В статье формализованы и исследуются основные проблемы, препятствующие реализации данного принципа, а также разработана, обоснована система предложений по их разрешению. В дальнейшем научном осмыслении нуждаются вопросы о направлениях и перспективах развития системы принципов общественного контроля в Российской Федерации.

Abstract. This article is devoted to the constitutional and legal analysis of the inadmissibility of interference in the sphere of activity of political parties as a principle of public control in the Russian Federation. The subject of the analysis is the relevant provisions of Russian legislation on the organization and implementation of public control measures, and the practice of their application; general and private scientific methods are used - analysis, synthesis, analogy, formal-legal, comparative-legal, interpretation of legal norms, sociological, historical-legal, etc. The paper examines the main points of view on whether political parties are objects or subjects of public control. The authors investigate the content of the above-mentioned principle of public control. The article formalizes and explores the main problems that hinder the implementation of this principle, and also develops and justifies a system of proposals for their resolution. Questions about the directions and prospects for the development of the system of principles of public control in the Russian Federation need further scientific understanding.

Ключевые слова: общественный контроль; народовластие; конституционный принцип; Российская Федерация; недопустимость вмешательства; сфера деятельности; политические партии; субъекты; права; свободы.

Keywords: public control; democracy; constitutional principle; Russian Federation; inadmissibility of interference; sphere of activity; political parties; subjects; rights;

freedoms.

Для цитирования: Гончаров В.В., Булатов Р.В., Спектор Л.А., Петренко Е.Г. Недопустимость вмешательства в сферу деятельности политических партий как принцип общественного контроля в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ//Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 199-201. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_199.

For citation: Goncharov V. V., Bulatov R.V., Spektor L.A., Petrenko E.G. Inadmissibility of interference in the sphere of activity of Political Parties as a principle of Public control in the Russian Federation: constitutional and Legal analysis //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 199-201. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_199.

Статья поступила в редакцию: 13.04.2023

Современные проблемы организации и осуществления общественного контроля в Российской Федерации широко исследованы в работах С. А. Авакьяна, [1, с. 3-17] С. И. Глушковой, [3, с. 85-97] В. В. Гриба, [5, с. 3-13] Ф. И. Долгих, [6, с. 84-88] Р. Л. Метлицкого, [10, с. 141-146] И. В. Фроловой, [12, с. 166-169] и многих иных авторов. Однако, доля научных работ, посвященных анализу современных проблем, связанных с реализацией принципов общественного контроля в реальной практике организации и проведения мероприятий общественного контроля, на наш взгляд, представляется недостаточной. Этим и обусловлен выбор темы настоящего научного

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

исследования, целью которого выступает не только анализ современных проблем, связанных с практической реализацией такого важнейшего принципа общественного контроля в Российской Федерации как недопустимость вмешательства субъектов общественного контроля в сферу деятельности политических партий, но и разработка системы мероприятий по разрешению вышеназванных проблем.

Объектом научного исследования выступают общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением общественного контроля в Российской Федерации, а предметом исследования являются нормы действующего законодательства об общественном контроле, материалы и документы, собранные и подготовленные субъектами общественного контроля в ходе организации и проведения мероприятий общественного контроля, а также российская и зарубежная научная правовая доктрина общественного контроля.

Институт общественного контроля в Российской Федерации представляет собой важнейшую юридическую гарантию реализации, охраны и защиты, с одной стороны, конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства, а с другой стороны всей совокупности прав, свобод и законных интересов граждан России.Посредством реализации данного института гражданского общества граждане страны, общественные объединения, иные негосударственные некоммерческие организации получили возможность участвовать в организации и осуществлении общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, которые наделены федеральными законами правом осуществления отдельных публичных полномочий.

Институт общественного контроля был инкорпорирован в законодательство Российской Федерации сравнительно недавно - с принятием Федерального закона от 04.04.2005 № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации». Но ему предшествовал во времена СССР (и РСФСР - как союзной республики) институт народного контроля власти, который как мы обосновали в ранее проведенных исследованиях, [4, с. 169-185] выступал достаточно эффективной юридической гарантией реализации, охраны и защиты конституционных прав и свобод граждан СССР, а также ряда конституционных принципов, например, социалистической законности. Правовую основу института общественного контроля в Российской Федерации составляет как федеральное и региональное законодательство об общественном контроле, так и многочисленные муниципальные нормативно-правовые акты об общественном контроле.Важную роль в правовом регулировании организации и осуществления общественного контроля в России играют многочисленные принципы общественного контроля, закрепленные в действующем законодательстве, в числе которых следует выделить принцип недопустимости вмешательства в сферу деятельности политических партий, упомянутый в статье 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», которому и посвящено настоящее научное исследование.

В современной научной и учебной правовой литературе нет единого мнения относительно того, является ли политические партии в Российской Федерации объектами или субъектами общественного контроля. Так, ряд авторов, считает, что политические партии представляют собой одну из разновидностей институтов гражданского общества, отделенный «от государства общественный институт, призванный представлять и отстаивать в политическом процессе интересы различных социальных слоев гражданского общества, обеспечивать контроль общества за деятельностью государства». [11, с. 32] И, следовательно, они считают, что представляется абсурдной возможность и необходимость осуществлять общественный контроль за политическими партиями, которые и так сами представляют собой часть гражданского общества в стране. В качестве дополнительной аргументации приводятся ссылки на вышеназванный принцип общественного контроля (недопустимость вмешательства в сферу деятельности политических партий), который трактуется расширенно как запрет субъектам общественного контроля организовывать и проводить мероприятий общественного контроля в отношении политических партий.

Однако, мы считаем данную точку зрения необоснованной по ряду причин.

Во-первых, действующее законодательство об общественном контроле, а также законодательство о политических партиях, в частности, Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», не содержат понятия «сфера деятельности политических партий». В вышеназванном Федеральном законе закреплено в статье 5 лишь понятие «территориальная сфера деятельности политических партий», под которой понимается то обстоятельство, что политические партии в Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность на всей территории страны. В указанном контексте, если понятие сферы деятельности политических партий отождествить с понятием территориальной сферы деятельности политических партий, то невозможно определить содержательную часть вышеназванного принципа общественного контроля.

Во-вторых, если отождествлять невмешательство субъектов общественного контроля в сферу деятельности политических партий с невозможностью организации и осуществления общественного контроля в отношении их деятельности, актов и решений, то получается, что подобная трактовка содержания данного принципа общественного контроля противоречит понятию общественного контроля, закрепленному в статье 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в котором четко указано, что общественный контроль осуществляется в отношении деятельности, актов и решений иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Вышеназванный Федеральный закон не содержит определения понятия «отдельные публичные полномочия» или «публичные полномочия», но из контекста употребления понятий «публичная власть», «органы публичной власти» и «система публичной власти» в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве становится очевидным, что, прежде всего, под публичными полномочиями следует понимать полномочия, закрепленные в Основном законе страны, а также в принятых в его дополнение и конкретизацию иных нормативно-правовых актах, за всей совокупностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Кроме того, под публичными полномочиями следует понимать деятельность, направленную на формирование и реализацию публичной политики (в частности, политики органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Анализ российского законодательства о политических партиях показывает, что они наделены определенными отдельными публичными полномочиями.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» депутаты всех уровней (например, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, региональных парламентов, муниципальных органов представительной власти), избранные по спискам политических партий, либо путем выдвижения от политической партии в одномандатных (многомандатных) округах, в определенной степени в своей деятельности связаны партийной дисциплиной при голосовании по тем или иным законопроектам, проектам иных нормативно-правовых актов.

Таким образом, политические партии влияют напрямую, в частности, на законотворческую и правотворческую деятельности депутатов представительных органов власти в Российской Федерации, что можно рассматривать как наличие у них права осуществления отдельных публичных полномочий по формированию и реализации государственной (муниципальной) политики.

В-третьих, если под сферой деятельности политических партий понимать формирование ими общественного мнения, организацию и осуществление политического воспитания и образования граждан Российской Федерации, выражение мнения граждан России по тем или иным вопросам организации общественной жизни, доведение мнения граждан страны до органов государственной власти и органов местного самоуправления, выдвижение политическими партиями кандидатов в органы представительной власти всех уровней, а также кандидатов на должности Президента Российской Федерации, глав исполнительной власти (глав регионов), глав муниципальных образований (руководителей исполнительных органов местного самоуправления), то представляется очевидным, что субъекты общественного контроля обязаны организовывать и проводить мероприятия общественного контроля в отношении большинства видов указанной деятельности политических партий.

Прежде всего, анализ целей и задач, закрепленных в статье 5 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Россий-

ской Федерации», показывает, что субъекты общественного контроля, например, уполномочены на: а) обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений любыми объектами общественного контроля, включая политическими партиями (которые, как мы обосновали в ранее проведенных исследованиях являются объектами, а не субъектами общественного контроля),[13, с. 24-29] в своей деятельности (что проверяется в ходе организации и осуществлении мероприятий общественного контроля, а если они показывают игнорирование предписаний по обеспечению учета, то субъекты общественного контроля в рамках взаимодействия с системой правоохранительных органов могут обратиться к последним с соответствующими заявлениями с приложением материалов, а также документов, составленных и полученных в ходе и по результатам проведенных мероприятий общественного контроля); б) общественную оценку деятельности вышеназванных объектов общественного контроля, включая политических партий, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (которую невозможно осуществить, если не организовывать и не проводить мероприятия общественного контроля); в) обеспечивать реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (что также осуществляется посредством организации и проведения мероприятий общественного контроля).

Кроме того, ряд авторов справедливо отмечают то обстоятельство, что именно деятельность субъектов общественного контроля может выступать эффективным механизмом в процессе противодействия коррупции в избирательном процессе, в котором могут принимать участие политические партии. [2, с. 65-71] И, следовательно, невмешательство в их деятельность в рамках избирательного процесса со стороны субъектов общественного контроля будет противоречить механизму реализации не только принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства (юридической гарантией которых, как мы отмечали ранее и выступает институт общественного контроля), но и ряда других конституционных принципов (в частности, законности, выборности органов публичной власти и т.п.).

Значительное число отечественных и зарубежных авторов придерживается той позиции, что деятельность, акты и решения политических партий, вне всякого сомнения, относятся к объектам общественного контроля. [7, с. 9-14; 9, с. 107-116] Так, Ф. И. Долгих справедливо отмечает, что необходимость превращения политических партий в объект общественного контроля и распространение на них соответствующих положений Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обусловлена двойственной природой политических партий, их ролью связующего звена между государством и обществом. [с. 13]

Таким образом, представляется, что реализация недопустимости вмешательства в сферу деятельности политических партий как принципа общественного контроля сопряжена с рядом проблем, в числе которых можно выделить следующие:

Во-первых, существенной проблемой в реализации указанного принципа выступает то обстоятельство, что сам институт общественного контроля не инкорпорирован в Конституцию Российской Федерации, в отличие от института политических партий, о которых говорится в ряде статей Основного закона. В этой связи, мы считаем необходимым закрепить данный институт гражданского общества в Конституции Российской Федерации, детализировав в ней его понятие, основные принципы, методы, формы и виды мероприятий общественного контроля, перечень его объектов и субъектов, либо исчерпывающий перечень идентифицирующих их признаков, а также механизм взаимодействия субъектов общественного контроля с органами публичной власти всех уровней. В этом плане, институт общественного контроля не выигрышно отличается от института народного контроля власти в СССР (РСФСР), где он был закреплен не только на уровне законов, но и в конституциях СССР (РСФСР).

Во-вторых, в отечественной научной правовой доктрине нет единого понимания содержания данного принципа. В этой связи, представляется необходимым внести изменения и дополнения в п. 11 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», детализировав содержание принципа недопустимости вмешательства в сферу деятельности политических партий, особо оговорив, что данный принцип не является основанием для ограничения возможности организации и осуществления мероприятий общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений политических партий в Российской Федерации.

Во-третьих, в законодательстве об общественном контроле, а также о политических партиях, не разработана система специфических методов, форм и видов мероприятий общественного контроля, которые можно было бы использовать при осуществлении данного института общественного контроля, не вмешиваясь в законную деятельность политических партий в Российской Федерации. В этой связи, в законодательстве о политических партиях, в частности, в Федеральном законе от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» следует закрепить и детализировать систему специальных методов, форм и видов мероприятий общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений политических партий в Российской Федерации.

Б иблиография:

1. Авакьян С. А. Некоторые мысли о состоянии и перспективах конституционно-политического развития России // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. -2016. - № 1. - С. 3-17.

2. Алмиева А. А. О некоторых аспектах противодействия коррупции в избирательном процессе // Право и политика. - 2020. - № 1. - С. 65-71.

3. Глушкова С. И., Палкина Н. В. Общественный контроль в современной России: основные направления и проблемы развития // Вестник Гуманитарного университета. -2020. - № 2 (29). - С. 85-97.

4. Гончаров В. В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. - М.: Alicegroup, 2019. - 256 с.

5. Гриб В. В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2015. -№ 11. - С. 3-13.

6. Долгих Ф. И. Общественный контроль за финансовой деятельностью политических партий // Проблемы экономики и юридической практики. - 2017. - № 1. - С. 84-88.

7. Долгих Ф. И. Общественный мониторинг как форма общественного контроля за деятельностью политических партий // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018. - № 1. - С. 9-14.

8. Долгих Ф. И. Общественный контроль за деятельностью политических партий - к постановке вопроса // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - № 2. - С. 13-18.

9. Ермекбаева Ж. К. Общественный контроль за деятельностью политических партий в Республике Казахстан // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Серия: Политические науки. Регионоведение. Востоковедение. Тюркология. - 2020. - № 1 (130). - С. 107-116.

10. Метлицкий Р.Л. Развитие идей общественного контроля в положениях Конституции Российской Федерации // Российский юридический журнал. - 2021. - № 1 (136). - С. 141-146.

11. Попова А. А. Проблемы правового статуса политических партий // Социально-политические науки. - 2020. - Т. 10. - № 3. - С. 32-39.

12. Фролова И. В., Уразова А. И., Игнатьева О. Н. Общественный контроль в современной России: тренды и задачи цифровизации // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2021. - № 6 (162). - С. 166-169.

13. Goncharov V. V. Political parties in the Russian Federation: object or subject of public control // Journal of the Belarusian State University. Law. - 2022. - № 1. - С. 24-29.

References:

1. Avakian S.A. Some thoughts on the state and prospects of constitutional and political development of Russia // Bulletin of the Moscow University. Episode 11: Law. 2016. - No. 1. - pp. 3-17.

2. Almieva A. A. On some aspects of combating corruption in the electoral process // Law and Politics. - 2020. - No. 1. - pp. 65-71.

3. Glushkova S.I., Palkina N.V. Public control in modern Russia: the main directions and problems of development // Bulletin of the Humanities University. - 2020. - № 2 (29). - Pp. 85-97.

4. Goncharov V. V. Constitutional and legal foundations of public control in the Russian Federation. - M.: Alicegroup, 2019. - 256 p

. 5. Grib V. V. Actual problems of legal development of the Institute of public control in the Russian Federation // Constitutional and municipal law. - 2015. - No. 11. - pp. 3-13.

6. Dolgikh F. I. Public control over the financial activities of political parties // Problems of economics and legal practice. - 2017. - No. 1. - pp. 84-88.

7. Dolgikh F. I. Public monitoring as a form of public control over the activities of political parties // State power and local self-government. - 2018. - No. 1. - pp. 9-14.

8. Dolgikh F. I. Public control over the activities of political parties - to raise the question // Gaps in Russian legislation. - 2016. - No. 2. - pp. 13-18.

9. Ermekbayeva Zh. K. Public control over the activities of political parties in the Republic of Kazakhstan // Bulletin of the L.N. Gumilev Eurasian National University. Series: Political Sciences. Regional studies. Oriental studies. Turkology. - 2020. - № 1 (130). - Pp. 107-116.

10. Metlitsky R. L. Development of ideas of public control in the provisions of the Constitution of the Russian Federation // Russian Law Journal. - 2021. - № 1 (136). - Pp. 141-146.

11. Popova A. A. Problems of the legal status of political parties // Socio-political sciences. - 2020. - Vol. 10. - No. 3. - pp. 32-39.

12. Frolova I. V., Urazova A. I., Ignatieva O. N. Public control in modern Russia: trends and challenges of digitalization // Economics and Management: a scientific and practical journal. - 2021. - № 6 (162). - Pp. 166-169.

13. Goncharov V. V. Political parties in the Russian Federation: object or subject of public control // Journal of the Belarusian State University. Law. - 2022. - No. 1. - Pp. 24-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.