Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК ГАРАНТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК ГАРАНТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / ПРАВА / СВОБОДЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП / ГРАЖДАНЕ / РФ / ГАРАНТИИ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров В. В., Малютин А. Д., Спектор Л. А., Петренко Е. Г.

Настоящая статья посвящена анализу института общественного контроля как гарантии реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан РФ. В работе исследовано место и роль института общественного контроля в системе данных гарантий, исследованы основные проблемы, препятствующие оптимальному использованию вышеназванного института в механизме реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан РФ, разработана система мероприятий по их разрешению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров В. В., Малютин А. Д., Спектор Л. А., Петренко Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTE OF PUBLIC CONTROL AS A GUARANTEE OF THE REALIZATION AND PROTECTION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to the analysis of the institute of public control as a guarantee of the implementation and protection of the constitutional rights and freedoms of citizens of the Russian Federation. The paper examines the place and role of the institute of public control in the system of these guarantees, examines the main problems that prevent the optimal use of the above-mentioned institute in the mechanism of implementation and protection of constitutional rights and freedoms of citizens of the Russian Federation, and develops a system of measures to resolve them.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК ГАРАНТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_194 УДК 342

ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК ГАРАНТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ The institute of public control as a guarantee of the realization and protection of constitutional rights and freedoms of citizens of the Russian Federation

ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,

декан факультета высшего образования Политехнического института (филиала)

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в городе Таганроге, кандидат юридических наук, доцент. 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109 а. E-mail: [email protected];

МАЛЮТИН Александр Данилович,

студент, кафедра «Теория государства и права», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет" в городе Шахты. 346500, Россия, Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 147. E-mail: [email protected];

СПЕКТОР Людмила Александровна,

заведующая кафедрой "Теория государства и права", кандидат юридических наук,

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет» в г. Шахты 346500, Россия, Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 147. E-mail: [email protected];

ПЕТРЕНКО Елена Геннадьевна,

доцент кафедры государственного и международного права юридического факультета

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», кандидат юридических наук, доцент. 350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: [email protected];

GONCHAROV Vitaly Viktorovich,

Dean of the Faculty of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch) Don State Technical University in Taganrog, Candidate of Law, Associate Professor. 347904, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 109 a. E-mail: [email protected] ;

MALYUTIN Alexander Danilovich,

Student, Department of Theory of State and Law, Institute of Service and Entrepreneurship (branch), Don State Technical University" in the city of Shakhty. 346500, Russia, Rostov region, Shakhty, ul. Shevchenko, 147. E-mail: [email protected] ;

SPEKTOR Lyudmila Aleksandrovna,

Head of the Department "Theory of State and Law", Candidate of Legal Sciences,

Institute of Service and Entrepreneurship (branch), Don State Technical University" in Shakhty

346500, Russia, Rostov region, Shakhty, ul. Shevchenko, 147.

E-mail: [email protected];

PETRENKO Elena Gennadyevna,

Associate Professor of the Department of State and International Law, Faculty of Law Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Candidate of Law, Associate Professor. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 350044, Russia. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена анализу института общественного контроля как гарантии реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан РФ. В работе исследовано место и роль института общественного контроля в системе данных гарантий, исследованы основные проблемы, препятствующие оптимальному использованию вышеназванного института в механизме реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан РФ, разработана система мероприятий по их разрешению.

Abstract. This article is devoted to the analysis of the institute of public control as a guarantee of the implementation and protection of the constitutional rights and freedoms of citizens of the Russian Federation. The paper examines the place and role of the institute of public control in the system of these guarantees, examines the main problems that prevent the optimal use of the above-mentioned institute in the mechanism of implementation and protection of constitutional rights and freedoms of citizens of the Russian Federation, and develops a system of measures to resolve them.

Ключевые слова: общественный контроль; народовластие; права; свободы; конституционный принцип; граждане; РФ; гарантии; реализация; защита.

Keywords: public control; democracy; rights; freedoms; constitutional principle; citizens; Russian Federation; guarantees; implementation; protection.

Для цитирования: Гончаров В.В., Малютин А.Д., Спектор Л.А., Петренко Е.Г. Институт общественного контроля как гарантия реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 194-196. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_194.

For citation: Goncharov V.V., Malyutin A.D., Spektor L.A., Petrenko E.G. The Institute of Public Control as a guarantee of the realization and protection of the constitutional rights and freedoms of dtizens of the Russian Federation //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 194-196. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_194.

Статья поступила в редакцию: 25.03.2023

Институт гарантий реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан РФ широко исследуется в работах В. В. Гриба, [2, с. 3-13] В. А. Лысакова, [5, с. 323-326] А. С. Рабаданова, [8, с. 18-19] Е. Н. Хазова, [9, с. 147-151] а также многих других авторов. При этом, проблематика обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина является актуальной применительно к любому современному государству, так как степень разработанности в законодательстве страны системы гарантий их реализации и защиты, а также практика реализации указанных гарантий, свидетельствуют о демократическом характере данного государства. В этой связи, представляют интерес научные исследования, посвященные институту гарантий реализации и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в иностранных государствах, таких авторов, как, например, Т. В. Ильяшовой, [4, с. 45-48] Н. Ж. Назарян, [6, с. 18-21] и многих других.

Однако, значительную актуальность в современной России приобретают исследования С. В. Громыко и М. М. Курячей, [3, с. 124-131] А. С. Полещук, [7, с. 127-128] и ряда иных ученых, посвященные анализу места и роли института общественного контроля в системе юридических гарантий реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан РФ. Этим обстоятельством и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, в рамках которого нами будет проведен не только анализ современных проблем, препятствующих использованию вышеназванного института гражданского общества в качестве гарантии реализации и защиты кон-

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

ституционных прав и свобод граждан России, но и будет разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем.

РФ, согласно Конституции страны, является правовым демократическим государством с республиканской формой правления. При этом, наивысшей ценностью в России выступает сам человек, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых являются основной целью деятельности и обязанностью всего механизма публичной власти в стране. Права и свободы человека и гражданина занимают особое место в Конституции РФ - им посвящена отдельная 2 глава Основного закона страны, которая относится к так называемой категории защищенных глав Российской Конституции, в отношении которых затруднен порядок внесения изменений и дополнений.

Конституционные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ можно классифицировать по различным основаниям.

Во-первых, по субъектам, которым они принадлежат, их можно подразделить на права и свободы, которые закреплены за всеми людьми, проживающими на территории России независимо от того, имеют ли они гражданство РФ или нет (например, право на жизнь, личную свободу), а также те права и свободы, которые принадлежат исключительно гражданам России (в частности, право избирать и быть избранными в органы публичной власти в РФ).

Во-вторых, по времени институционализации в конституциях и законодательстве большинства стран права и свободы можно подразделить на несколько поколений. Можно выделить до 4-х поколений конституционных прав и свобод человека и гражданина: 1) получившие закрепление в эпоху Просвещения (в частности, основополагающие личные права, такие как право на жизнь, свободу, собственность); 2) права и свободы, выработанные после повсеместной отмены рабства, крепостной зависимости и национально-освободительного движения по всему миру, в ходе которого большинство стран получило политическую независимость (к ним можно отнести, в частности, социальные, культурные, экологические); 3) выработанные после окончания второй мировой войны и связанные, в частности, с формированием современной системы международного права, создание ООН и принятием международных пактов о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах (в числе данных прав можно выделить право на обращение человека в международные судебные органы для защиты своих прав и свобод); 4) права и свободы, направленные на конкретизацию и дополнение вышеназванных прав и свобод, а также на придание им статуса юридически обязательных для отдельных государств, их органов публичной власти.

В-третьих, в зависимости от того, какие сферы жизнедеятельности общества и человека затрагивают конституционные права и свободы, их можно подразделить на личные, политические, социальные, экономические, культурные, гражданские.

Конституционные права и свободы граждан РФ нуждаются в системе юридических гарантий, посредством которых будет обеспечена их реализация и защита от противоправных посягательств.

Конституция России закрепляет сложную систему конституционно-правовых гарантий права и свобод граждан, в числе которых можно выделить:

1) Признание прав и свобод человека и гражданина, как мы уже отмечали ранее, высшей ценностью и обязанностью государства.

2) Усложненный порядок внесения изменений и дополнений в статьи Конституции, в которых закреплены основные конституционные права человека и гражданина.

3) Наличие специальных органов публичной власти, в обязанность которых вменено обеспечение реализации, охраны и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина (например, Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина; Конституционного Суда РФ, который уполномочен по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле).

4) Закрепление в Конституции РФ конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства.

При этом, важнейшей гарантией реализации и охраны вышеназванных конституционных принципов, а также системы конституционных прав и свобод граждан РФ, выступает институт общественного контроля в нашей стране, посредством которого граждане РФ, общественные объединения, а также иные негосударственные некоммерческие организации, могут участвовать в контроле за деятельностью, актами и решениями органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, которые наделены федеральными законами правом осуществления отдельных публичных полномочий. Данный институт гражданского общества был инкорпорирован в российскую правовую систему сравнительно недавно (с принятием Федерального закона от 04.04.2005 № 32-Ф3). Однако, ему предшествовал, как мы уже отмечали в ранее проведенных исследованиях, [1, с. 169-185] институт народного контроля власти в СССР (и РСФСР - как его союзной республики). При этом, институт народного контроля власти был направлен, с одной стороны, на обеспечение соблюдения социалистической законности, а с другой стороны, конституционных прав и свобод граждан СССР.

Однако, использование института общественного контроля в качестве ключевой гарантии реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан РФ связано с рядом проблем, в числе которых можно выделить следующие.

Во-первых, значительной проблемой, препятствующей использованию вышеназванного института гражданского общества в качестве важнейшей юридической гарантии реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан РФ, выступает отсутствие закрепления его в Конституции страны. В этом плане институт общественного контроля невыгодно отличается от ранее существовавшего института народного контроля власти, который был не только закреплен в конституциях СССР и РСФСР, но и в них институционализирован был весь механизм взаимоотношений органов государственного управления, юридических лиц и граждан с органами народного контроля власти на всех уровнях. В этой связи, представляется необходимым закрепить в Основном законе страны понятие общественного контроля, его основные формы, принципы, методы, виды мероприятий, перечень объектов, исчерпывающий перечень критериев, по которым можно идентифицировать субъекты общественного контроля, механизм их взаимодействия с органами публичной власти, а также иными объектами общественного контроля. При этом, особое внимание должно быть уделено формализации форм и методов обеспечения институтом общественного контроля процессов реализации, охраны и защиты конституционных прав и свобод граждан РФ.

Во-вторых, важной проблемой, препятствующей эффективному использованию института общественного контроля в качестве гарантии реализации и охраны конституционных прав и свобод граждан России, выступает отсутствие закрепления в Основном законе страны системы данных конституционных гарантий. Для разрешения указанной проблемы в Конституции страны следует формализовать систему конституционных гарантий реализации и охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина, предельно точно охарактеризовав место и роль в этой системе гарантий института общественного контроля.

В-третьих, определенной проблемой, не позволяющей институту общественного контроля выступать в качестве реальной гарантии реализации и охраны конституционных прав и свобод граждан РФ, является отсутствие у субъектов общественного контроля реальных полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений конституционных прав и свобод граждан России представителями любых объектов общественного контроля. В этой связи, в законодательство об общественном контроле следует внести изменения и дополнения в части расширения реальных полномочий субъектов общественного контроля по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений конституционных прав и свобод граждан России представителями любых объектов общественного контроля (например, в случае выявления представителями субъектов общественного контроля действий, актов и решений, которыми нарушаются конституционные права и свободы граждан РФ, им следует предоставить право временно приостанавливать действие указанных актов и решений до решения вопроса по существу соответствующим судом, либо иным правоохранительным органом). Подобные полномочия, как мы уже отмечали ранее в проведенных исследованиях, [1, с. 169-185] были во времена существования СССР (РСФСР) закреплены за органами народного контроля власти.

В-четвертых, значительной проблемой, препятствующей эффективному использованию института общественного контроля в качестве гарантии реализации и охраны конституционных прав и свобод граждан России, выступает закрепленный в законодательстве страны механизм формирования субъектов общественного контроля,

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

в котором основная роль отводится органам публичной власти, а не гражданам страны, общественным объединениям и иным негосударственным некоммерческим организациям. В частности, Общественная палата РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ формируется преимущественно Президентом страны, а также региональными общественными палатами, которые, в свою очередь, как, например, Общественная палата Краснодарского края, формируются региональными парламентами, главами исполнительной власти субъектам РФ, а также назначаемыми ими членами данного субъекта общественного контроля. В этой связи, необходимо, на наш взгляд, с одной стороны, демократизировать механизма формирования субъектов общественного контроля, например, обеспечив их формирование непосредственно народом, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, а с другой стороны, следует представить гражданам страны и общественным объединениям (иным некоммерческим негосударственным организациям) право самостоятельно (без вмешательства и согласования с органами публичной власти) создавать организационные структуры общественного контроля для непосредственного обеспечения как реализации и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства (в целом), так и конституционных прав и свобод человека и гражданина (в частности).

В-пятых, определенной проблемой, не позволяющей институту общественного контроля выступать в качестве реальной гарантии реализации и охраны конституционных прав и свобод граждан РФ, является слабое финансирование деятельности субъектов общественного контроля со стороны бюджетов всех уровней. В этой связи, следует закрепить в бюджетах всех уровней в качестве защищенных статей бюджета финансирование организации и деятельности субъектов общественного контроля.

В-шестых, значительной проблемой, препятствующей эффективному использованию института общественного контроля в качестве гарантии реализации и охраны конституционных прав и свобод граждан России, выступает слабое использование субъектами общественного контроля при организации и проведении мероприятий общественного контроля современных цифровых технологий. Для разрешения указанной проблемы Общественной палате РФ совместно с Правительством РФ следует разработать и принять Федеральную программу «О мерах развития современных цифровых технологий в процессе организации и осуществления общественного контроля в Российской Федерации» с ее финансированием из средств Федерального бюджета.

В-седьмых, определенной проблемой, не позволяющей институту общественного контроля выступать в качестве реальной гарантии реализации и охраны конституционных прав и свобод граждан РФ, является отсутствие закрепления в УК РФ и КоАП РФ уголовно-правовых и административно-правовых составов, посвященных борьбе с правонарушениями и преступлениями, в ходе которых осуществляется, с одной стороны, противодействие должностными лицами объектов общественного контроля законной деятельности представителей субъектов общественного контроля, а с другой стороны, нарушение последними законодательства об общественном контроле. В этой связи, УК РФ и КоАП РФ следует дополнить соответствующими статьями.

По итогам проведенного научного исследования можно сделать ряд выводов:

1. Институт общественного контроля выступает в качестве важнейшей гарантии реализации и охраны конституционных прав и свобод граждан РФ, так как посредством его реализации граждане страны, а также общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, получают возможность осуществлять контроль за деятельностью, актами и решениями объектов общественного контроля в целях недопущения, предупреждения и пресечения нарушения последними действующего законодательства, а также вышеназванных прав и свобод граждан.

2. Организация и осуществление общественного контроля в России в качестве гарантии конституционных прав и свобод граждан страны связаны с многочисленными проблемами: а) не закреплённостью в Конституции РФ данного института гражданского общества; б) отсутствием в ней формализации системы гарантий конституционных прав и свобод граждан страны; в) отсутствием у субъектов общественного контроля реальных полномочий по недопущению и пресечению нарушений конституционных прав и свобод граждан; г) недемократичным характером формирования большинства субъектов общественного контроля в России; д) недостаточным финансированием их деятельности из бюджетов всех уровней; е) слабым развитием современных цифровых технологий при организации и проведений мероприятий общественного контроля; ж) отсутствием исчерпывающего перечня субъектов общественного контроля; з) не закреплением в законодательстве РФ права граждан страны и общественных объединений (иных некоммерческих негосударственных организаций) самостоятельно (без вмешательства и согласования с органами публичной власти) создавать организационные структуры общественного контроля для непосредственного обеспечения как реализации и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства (в целом), так и конституционных прав и свобод человека и гражданина (в частности); и) отсутствием разработанности в уголовном и административном законодательстве системы уголовно-правовых и административно-правовых составов, направленных, с одной стороны, на привлечение к ответственности должностных лиц объектов общественного контроля за их деятельность по противодействию законной деятельности представителей субъектов общественного контроля, а с другой стороны, по привлечению к ответственности данных представителей за нарушение законодательства об общественном контроле.

3. Разрешение указанных проблем требует внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ (например, в части закрепления института общественного контроля и формализации системы гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина), в федеральное законодательство об общественном контроле (как в части расширения полномочий его субъектов, демократизации процессов их формирования и функционирования, так и в части обеспечения их полноценным финансированием, а также доступом к современным цифровым технологиям при организации и проведении мероприятий общественного контроля), в уголовное и административное законодательство (в части закрепления мер ответственности, с одной стороны, за противодействие должностными лицами объектов общественного контроля законным действиям представителей субъектов общественного контроля, а с другой стороны, за их деятельность, противоречащую законодательству об общественном контроле).

Б иблиография:

1. Гончаров В. В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. М.: Alicegroup, 2019. - 256 с.

2. Гриб В.В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. №11. С. 3-13.

3. Громыко С. В., Курячая М. М. Проблемы совершенствования процедур общественных обсуждений и публичных слушаний в механизме общественного контроля в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2015. - Т. 1. - № 3. - С. 124-131.

4. Ильяшова Т.В., Гучак И. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в Республике Молдова и Украине // Социальное и пенсионное право. 2007. №1. С. 45-48.

5. Лысаков В.А. Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2019. - № 22 (260). - С. 323-326.

6. Назарян Н. Ж. Конституционные гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина в Республике Армения // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2007. - № S (73). - С. 18-21.

7. Полещук А.С. Общественный (гражданский) контроль как гарантия прав и свобод человека и гражданина // Вестник Московского университета МВД России. 2010. №2. С.

127-128.

8. Рабаданов А. С. Конституционные и уголовно-правовые гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина // Мировой судья. - 2005. - № 3. - С. 18-19.

9. Хазов Е. Н., Халилов Р. М. Правовые гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в России // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 3. - С. 147-151.

References:

1. Goncharov V. V. Constitutional and legal foundations of public control in the Russian Federation. Moscow: Alicegroup, 2019. - 256 p.

2. Grib V. V. Actual problems of legal development of the institute of public control in the Russian Federation // Constitutional and municipal law. - 2015. - No. 11. - pp. 3-13.

3. Gromyko S. V., Kuryachaya M. M. Problems of improving the procedures of public discussions and public hearings in the mechanism of public control in the Russian Federation // Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal studies. - 2015. - Vol. 1. - No. 3. - pp. 124-131.

4. Ilyashova T.V., Guchak I. Constitutional guarantees of human and civil rights and freedoms in the Republic of Moldova and Ukraine // Social and pension law. - 2007. - No. 1. - pp. 45-48.

5. Lysakov V.A. Constitutional and legal guarantees of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation // Young scientist. - 2019. - № 22 (260). - Pp. 323-326.

6. Nazaryan N. J. Constitutional guarantees of the realization of human and civil rights and freedoms in the Republic of Armenia // Representative power - the XXI century: legislation, comments, problems. - 2007. - No. S (73). - pp. 18-21.

7. Poleshchuk A. S. Public (civil) control as a guarantee of human and civil rights and freedoms // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2010. -No. 2. - pp. 127-128.

8. Rabadanov A. S. Constitutional and criminal-legal guarantees of protection of human and civil rights and freedoms // Justice of the Peace. - 2005. - No. 3. - pp. 18-19.

9. Khazov E. N., Khalilov R. M. Legal guarantees of constitutional rights and freedoms of man and citizen in Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2020. - No. 3. - pp. 147-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.