Организация защиты несовершеннолетних от деструктивном информационном среды: опыт российских городов федерального значения
УДК 351.751 DOI 10.26425/2658-347X-2023-6-1-72-78
Получено 24.01.2023 Доработано после рецензирования 21.02.2023 Принято 13.03.2023
Титор Светлана Евгеньевна
Канд. юр. наук, доц. каф. частного права
ORCD: 0000-0002-5930-9972 E-mail: [email protected]
ГосуАарственный университет управления, г. Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Актуальность защиты несовершеннолетних от деструктивной информации достаточно велика, так как в современном мире технологии заняли передовую позицию в жизни человека, в том числе детей, заменяя не только живое общение, но и перенося всю жизнь человека в интернет-пространство. Информационная среда влияет на воспитание детей, поскольку они проводят достаточно много времени в глобальных сетях. Исходя из смысла международных норм и национального законодательства, защита детей от деструктивной информации должна организовываться в том числе на региональном уровне. Особенности российских городов федерального значения могут служить основанием для отдельного изучения их опыта организации защиты несовершеннолетних от деструктивной информационной среды. В настоящем исследовании проанализирована такая
работа в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе. В статье применен сравнительно-правовой метод, метод анализа, формально-правовой метод, социологический метод, метод обобщения. Города федерального значения изучены с позиции криминализации несовершеннолетних. Исследовано региональное законодательство, регулирующее вопросы защиты несовершеннолетних от деструктивной информационной среды. Проанализирована правоприменительная практика по повышению медиаграмотности несовершеннолетних, просветительской работе, внеучебной работе с детьми и подростками. В заключении сделаны выводы об особенностях обеспечения защиты несовершеннолетних от деструктивной информации в российских городах федерального значения.
Ключевые слова
Деструктивная информация, защита несовершеннолетних, города федерального значения, сеть «Интернет», медиагра-мотность, образовательные организации, преступность несовершеннолетних, обучение несовершеннолетних
Для цитирования
Титор С.Е. Организация защиты несовершеннолетних от деструктивной информационной среды: опыт российских городов федерального значения / / Цифровая социология. 2023. Т. 6, № 1. С. 72-78.
© Титор С.Е., 2023.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
Organization of minors' protection from destructive information environment: Russian federal cities case study
Received 24.01.2023 Revised 21.02.2023 Accepted 13.03.2023 Svetlana E. Titor
Cand. Sci. (Jur.), Assoc. Prof. at the Private Law Department ORCD: 0000-0002-5930-9972 E-mail: [email protected]
State University of Management, Moscow, Russia
ABSTRACT
The relevance of protecting minors from destructive information is quite high, since in the modern world technology has taken a leading position in human life, including children's, replacing not only live communication, but also transferring a person's entire life to the Internet space. The information environment affects the upbringing of children, as they spend a lot of time in global networks. Based on the meaning of international norms and national legislation, the protection of children from destructive information should be organized, including at the regional level. Features of Russian cities of federal significance can serve as a basis for a separate study of their experience in organizing the protection of minors from a destructive information environment. This study analyzes such work in Moscow,
St. Petersburg, and Sevastopol. The article uses the comparative legal method, the method of analysis, the formal legal method, the sociological method, the method of generalization. Cities of federal significance have been studied from the standpoint of the criminalization of minors. The regional legislation governing the protection of minors from the destructive information environment has been studied. The law enforcement practice on improving the media literacy of minors, educational work, extracurricular work with children and adolescents is analyzed. In conclusion, findings about the features of ensuring the protection of minors from destructive information in Russian cities of federal significance are drawn.
Keywords
Destructive information, protection of minors, federal cities, Internet, media literacy, educational organizations, juvenile delinquency, juvenile education
For citation
Titor S.E. (2022) Organization of minors' protection from destructive information environment: Russian federal cities case study, Digital Sociology, vol. 6, no. 1, pp. 72-78. DOI: 10.26425/2658-347X-2023-6-1-72-78
© Titor S.E., 2023.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION
Актуальной задачей, стоящей перед действующим законодательством, является создание гарантий (условий), защищающих несовершеннолетних от деструктивного воздействия интернет-среды. Многие исследователи высказывают мнение о необходимости, прежде всего, обучать самих детей и подростков безопасному пользованию интернет-ресурсами. Уроки кибербезо-пасности должны быть обязательными в школах и дома [Романова, 2017]. Ученые полагают, что при обучении несовершеннолетних необходимо уделять внимание формированию правопо-слушного поведения в сфере информационной безопасности с разъяснениями ответственности за нарушение законодательства, рассказывать технологиях манипулирования в информационном пространстве, показывать и выявлять источники деструктивного информационно-психологического воздействия [Богомаз, 2021].
Ученые полагают, что в целях профилактики девиантного поведения несовершеннолетних необходимо реализовывать комплексные социально-психологические программы, активизировать работу психологических служб в части постоянного мониторинга психоэмоционального состояния детей и подростков [Ережипалиев, 2018; Богатырева, 2013].
Данная проблема носит глобальный характер, что обусловливает присутствие и необходимость изучения правового регулирования и опыта правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации (далее - РФ). Среди прочих субъектов Российской Федерации организацией местного самоуправления выделяются города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. К числу их особенностей также относят высокую плотность населения [Па-хомова и др., 2018], развитую транспортную, информационную, культурную инфраструктуру. На фоне стремительно развернувшейся информационно-коммуникационной революции современные города приобретают возможность выступать драйверами политического и социального развития [Гарас, 2020].
ИССЛЕДОВАНИЕ/ RESEARCH
организация защиты несовершеннолетних
от деструктивной информационной среды
в Москве
Большая часть вопросов информационной безопасности в Москве регулируется Распоряжением Департамента образования и науки
города Москвы от 20 февраля 2021 г. № 34р1, действие которого предусмотрено на период с 2021 г. по 2027 г. Мероприятия разделены на 3 раздела: мероприятия по повышению квалификации работников образовательных организаций в части обеспечения информационной безопасности детей, мероприятия по созданию образовательно-просветительского контента в части обеспечения информационной безопасности детей, мероприятия, направленные на формирование навыков обеспечения информационной безопасности у детей. То есть регионом обозначены различные сферы, позволяющие сформировать общую политику в области информационной безопасности детей.
Одной из проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности несовершеннолетних, является недостаточная информационно-просветительская работа [Власенко, 2019]. Понимание педагогическими работниками важности обеспечения информационной безопасности детей и подростков является значимым фактором предупреждения негативного влияния со стороны информационной среды [Иошт, Shisharina, 2021]. Для работников образовательных организаций проводятся курсы по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних, развитию внутришкольной системы по профилактике угроз информационного характера среди учащихся образовательных организаций, а также по проведению соответствующих олимпиад и других мероприятий. Департаментом образования и науки г. Москвы разработана типовая обучающая программа для детей 11-17 лет по теме «Информационная безопасность несовершеннолетних»2. Однако продолжительность курса крайне мала - 14 часов. Документ обязывает школы организовывать и проводить мероприятия, посвященные Единому уроку по безопасности в сети «Интернет», Уроку цифры. Предусмотрены такие мероприятия, как Квест «Сетевичок» и «Премия Сетевичок»3.
Необходимо отметить, что в Москве предусматривается проведение мероприятий по повышению цифровой грамотности среди детей 9-11 классов, студентов колледжей. На наш взгляд,
1 Департамент образования и науки г. Москвы. Распоряжение от 20.02.2021 № 34р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, на 2021-2027 годы». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/ document/573876448 (дата обращения: 21.01.2023).
2Департамент образования и науки г. Москвы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Информационная безопасность несовершеннолетних». Режим доступа: https:// mosmetod.m/files/metod/dopolmte]noe/Программы/Соц_rумани-тарная/Информационная_безопасностъ_несовершеннолетних.р|й (дата обращения 21.01.2023).
3 Сетевичок. Официальный сайт проекта. Режим доступа: https://
www.сетевичок.рф/ (дата обращения: 21.01.2023).
возраст для развития цифровой грамотности уже достаточно большой, к началу 9-го класса дети знают про сеть «Интернет» (далее - Интернет) все - беспокоиться о безопасности несовершеннолетних необходимо с 6-го класса, а базовые знания в области цифровой грамотности необходимо закладывать с начальной школы.
Вовлечение несовершеннолетних в получение знаний в области информационной безопасности планируется проводить и в игровой форме. Для этого специально создается компьютерная игра по тематике, направленная не только на детей, но и на педагогических работников, специалистов образовательных организаций. Среди школ планируется проводить соревнования по специально разработанной настольной игре по информационной безопасности. На наш взгляд, по сравнению с другими регионами перечень мероприятий, заявленный на период с 2021 г. по 2027 г., недостаточно велик. Если же рассматривать программу мероприятий в Москве как единое целое, то в совокупности они создают грамотный и постепенный подход для обучения несовершеннолетних основам цифровой грамотности и реализации безопасности несовершеннолетних в информационно-коммуникационной сети «Интернет» через обучение сотрудников образовательных организаций, просвещение детей и их родителей.
Отметим, что по отношению к общему количеству несовершеннолетних, проживающих в Москве, процент несовершеннолетних, совершивших преступления в 2021 г., относительно невысок и составляет 0,02 %. Данные по криминализации несовершеннолетних в рассматриваемых городах федерального значения представлены в таблице.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОТ ДЕСТРУКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге обеспечение информационной безопасности предусматривается Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга
4 Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики генеральной. Режим доступа: http://crimestat.ru/ regions_chart_total (дата обращения: 21.01.2023).
от 14 августа 2020 г. № 22-рп5. Так же, как и в Москве, в Санкт-Петербурге предусмотрена долгосрочная программа, охватывающая периоды с 2021 г. по 2027 г. В Санкт-Петербурге запланировано проведение мероприятий, направленных на просвещение населения. Также эти акции выполняют функции по профилактике угроз, рисков, связанных с использованием несовершеннолетними сети «Интернет», «родительского контроля». По вопросам безопасности как в бумажном, так и в электронном форматах должны распространяться материалы, направленные на продвижение информационной безопасности детей. В Санкт-Петербурге предусматривается создание служб онлайн-консуль-тирования системы оказания психологической помощи детям, законным представителям. Поддержку планируется оказывать через популярные мес-сенджеры Viber, Telegram, WhatsApp, что, на наш взгляд, является позитивным моментом. Психологическая поддержка сама по себе нужна каждому человеку, но не всегда у людей есть возможность позвонить или очно получить такую консультацию. Использование современных технологий позволит специалистам грамотно и своевременно решать вопросы помощи населению города. Также предусматривается мониторинг электронных ресурсов, нарушающих законодательство Российской Федерации, с последующей их блокировкой. В школах за период 2021-2027 гг. планируется проводить неделю безопасного Интернета, в ходе которой состоится «Всероссийский урок безопасности в сети „Интернет"».
Исследователи отмечают важную роль семьи в развитии личности несовершеннолетнего [Vargas Rubilar et al., 2017]. Необходимо обеспечить интерес со стороны родителей к данной проблематике: активизировать интерес к обсуждению и анализу с детьми просмотренной информации в средствах массовой информации и Ин-
5 Правительство Санкт-Петербурга. Распоряжение от 14.08.2020 № 22-рп «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Санкт-Петербурге на 2021-2027 годы». Режим доступа: https:// docs.cntd.ru/ document/565551363 (дата обращения: 21.01.2023).
Таблица. Данные по криминализации несовершеннолетних в российских городах федерального значения
Table. Data on the criminalization of minors in the Russian federal cities
Название города федерального значения Показатель криминализации несовершеннолетних, чел.
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 1-е полугодие 2022 г.
Москва 868 653 559 540 449 469 464 233
Санкт-Петербург 793 646 572 517 427 432 395 188
Севастополь 108 115 101 63 81 58 72 40
Источник4/ Source4
тернете [Calic, Durdanovic, 2020]. В 2017 г. были разработаны Рекомендации для родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга с целью защиты детей и подростков от преступных посягательств, совершаемых в сети «Интернет»6. Основные угрозы, согласно данным документа, исходят от сомнительных ссылок на видеосюжеты на сервисах YouTube, Яндекс.Видео, это попытки получения мошенниками информации от ребенка о месте жительства, материальном обеспечении, попытки вовлечения несовершеннолетнего в экстремистскую деятельность, попытки сбыта несовершеннолетним некачественных товаров (например, техники) и другие. Предусматривается подробный перечень опасных ситуаций, которые могут свидетельствовать о том, что с ребенком что-то произошло не так в интернет-пространстве, например, если у него изменилось поведение, появилась зависимость от устройств, зависимость от социальных сетей, наличие на теле порезов, ран и другое.
Для повышения медиаграмотности детей и подростков в Санкт-Петербурге разработано несколько видео уроков для разных возрастов:
- для детей возраста 6-10 лет: программа «Ро-скомнадзор. Советы по защите «персональных данных»7; мультсборник «Фиксы-советы. Осторожней в Интернете»8;
- для детей 11-17 лет: цикл коротких видеоуроков «Роскомнадзор. Защита персональных данных»9.
В целом, программа информационной безопасности несовершеннолетних обширна. Для оценки же результатов эффективности с начала ввода программы прошло еще недостаточно времени. В любом случае период в один год не может с точностью спрогнозировать - действенны ли все механизмы, заявленные в Плане мероприятий по обеспечению информационной безопасности
6 Правительство Санкт-Петербурга. Рекомендации для родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга с целью защиты детей и подростков от преступных посягательств, совершаемых в сети «Интернет». Режим доступа: http://shkola300.spb.ru/Roditelyam.pdf (дата обращения: 21.01.2023).
7 YouTube. Роскомнадзор. Советы по защите персональных данных. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=WBEWgXpjjoQ (дата обращения: 21.01.2023).
8 YcuTube. Мультсборник «Фиксы-советы. Осторожней в Интернете». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=TUodzCtBSWU (дата обращения: 21.01.2023).
9 Образование Невского района Санкт-Петербурга. О проведении обучающих мероприятий направленных на обеспечение информаци-
онной безопасности несовершеннолетних. Режим доступа: http:// nevarono.spb.ru/roo/1-roo/29315-o-provedenii-obuchayushchikh-meropriyatij-napravlennykh-na-obespechenie-informatsionnoj-bezopasnosti-nesovershennoletnikh.html (дата обращения: 21.01.2023).
детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Санкт-Петербурге на 2021-2027 гг.
По отношению к общему количеству несовершеннолетних, проживающих в Санкт-Петербурге, процент несовершеннолетних, совершивших преступления в 2021 г., относительно невысок и составляет 0,04 % (табл.).
Организация защиты несовершеннолетних
от деструктивной информационной среды
в Севастополе
В Севастополе нет установленных нормативным актом субъекта на законодательном уровне мероприятий, программ политики в сфере информационной безопасности несовершеннолетних. В городе федерального значения с 2019 г. велись беседы о создании региональной модели защиты детства от информационных угроз. Уполномоченный по правам ребенка в Севастополе проводит встречи с Севастопольской региональной общественной организацией развития личности и семьи «Берегиня», которая тесно сотрудничает с Городским родительским комитетом Севастополя. Вышеуказанные организации являются заинтересованными лицами в развитии законодательства в области защиты несовершеннолетних в городе федерального значения.
В 2022 г. в Севастополе проводился региональный образовательный форум «Я в сети», в котором приняли участие более 250 школьников. Организаторами форума выступили студенты Севастопольского университета. Основная цель форума - повышение медиаграмотности подростков10.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION
1. Города федерального значения, как и другие регионы, реализуют предоставленные им Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» полномочия по нормативному регулированию общественных отношений, обеспечивающих защиту детей и подростков от деструктивного контента сети «Интернет». Основным способом реализации указанных полномочий является принятие специальных законов субъектов в данной сфере, соответствующих региональных программ или
10 Крым АиФ (Пятница 28 октября 2022). Форум по информационной безопасности «Я в сети». Режим доступа: https://krym.aif. m/society/details/forum_po_informacionnoy_bezopasnosti_ya_v_seti_ prohodit_v_sevastopole. (дата обращения: 21.01.2023).
нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов.
2. Законодательное и нормативное регулирование субъектом указанных отношений носит преимущественно субсидиарный (дополнительный по отношению к федеральному регулированию указанных отношений) характер. При этом законодательное и нормативное регулирование указанных отношений каждым субъектом Российской Федерации, как это предполагает федеральный законодатель, должно обладать, и в некоторых случаях реально обладает, определенной спецификой.
3. Количество несовершеннолетних, совершающих преступления на территории того или
иного субъекта, является критерием, достоверно отражающим масштаб влияния деструктивного контента на несовершеннолетних в уголовно-пре-венциональном аспекте. Указанный критерий объективно отражает социально и юридически значимую степень криминализации несовершеннолетних (совершивших преступления) и, одновременно, степень их декриминализации (несовершеннолетние, не совершившие преступления).
4. Одним из механизмов защиты несовершеннолетних от деструктивной информационной среды является повышение медиаграмотности. По-разному, но данные механизмы реализуются в проанализированных городах федерального значения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Богатырева Ю.И. (2013). Информационная безопасность школьников в образовательной среде: теория и практика высшей школы. Монография. Тула: ТулГУ 160 с.
Богомаз О.В. (2021). Обеспечение информационной безопасности детей и молодежи: правовые, педагогические и психологические аспекты // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. № 3 (52). С. 35-41.
Власенко М.С. (2019). Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети интернет: современное состояние и совершенствование правового регулирования // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Т. 1, № 3. С 98-105.
Гарас Л.Н. (2020). «Умный город»: особенности политического управления (на примере города федерального значения Севастополь) // Общество: политика, экономика, право. № 5 (82). С. 21-25. http://dx.doi.org/10.24158/pep.2020.5.2
Ережипалиев Д.И. (2018). Состояние законности в сфере защиты детей от насилия и суицидов // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. № 5(67). С. 29-34.
Пахомова Н.М., Камолов С.Г., Павлюк А.В. (2018). Особенности городов федерального значения: пробелы законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. № 4. С. 93-96.
Романова Е.Н. (2017). Современные средства обеспечения безопасности детей в киберпространстве // Ученые записки ИУО РАО. № 4 (64). С. 125-128.
Calic M., Durdanovic M. (2020). Family and its role in the cultivation and preservation of traditional folk music at junior primary school age // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. V. 8, no. 3. Pp. 103-112. https://doi.org/10.23947/2334-8496-2020-8-3-103-112
Romm T.A., Shisharina N. V. (2021). Hygenic assessment in the theory and practice of upbringing // Education and Self Development. V. 16, no. 3. Pp. 261-277. https://doi.org/10.26907/esd.16.3.23
Vargas Rubilar J., Lemos V., RichaudM.C. (2017). Programa de fortalecimiento parental en contextos de vulnerabilidad social: Una propuesta desde el ámbito escolar [Программа укрепления родительских прав в условиях социальной уязвимости: предложение со стороны школы] // Interdisciplinaria Revista de Psicología y Ciencias Afines [Междисциплинарный журнал психологии и смежных наук]. V 34, no. 1. Pp. 157-172. (Исп. яз.).
REFERENCE
Bogatyreva Yu.I. (2013), Information security of schoolchildren in the educational environment: theory and practice of higher education. Monograph [Informatsionnaya bezopasnost'shkol'nikov v obrazovatel'noi srede: teoriya ipraktika vysshei shkoly. Monografiya], Tula State University Publ. House, Tula, Russia (in Russian).
Bogomaz O.V. (2021), "Ensuring information safety of children and young people: legal, psychological and educational aspects", Right. Safety. Emergency situations [Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychainye situatsii], no. 3 (52), pp. 35-41 (in Russian).
Calic M., Djurdjanovic M. (2020), "Family and its role in the cultivation and preservation of traditional folk music at junior primary school age", International Journal of Cognitive Research in Science, Technology and Education, vol. 8, no. 3, pp. 103-112, https://doi.org/10.23947/2334-8496-2020-8-3-103-112
Erezhipaliyev D.I. (2018), "Law and order situation in the protection of children from violence and suicide", Bulletin of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, no. 5 (67), pp. 29-34 (in Russian).
Garas L.N. (2020), "Smart city: The peculiarities of political management (the case of Sevastopol city), Society: Politics, Economics, Law, no. 5(82), pp. 21-25 (in Russian), http://dx.doi.org/10.24158/pep.2020.5.2
Pakhomova N.M., Kamolov S.G., Pavlyuk A.V. (2018), "Features of federal values: gaps of legislation", Economic Problems and Legal Practice, no. 4, pp. 93-96 (in Russian).
Romanova E.N. (2017), "Modern means of ensuring the safety of children in cyberspace" [Sovremennye sredstva obespecheniya bezopasnosti detei v kiberprostranstve], Scientific notes of the IUO RAO [Uchenye zapiski IUO RAO], no. 4 (64), pp. 125-128 (in Russian).
Romm T.A., Shisharina N.V. (2021), "Hygienic assessment in the theory and practice of upbringing", Education and Self-development, vol. 16, no. 3, pp. 261-277, https://doi.org/10.26907/esd.16.3.23
Vargas Rubilar J., Lemos V., Risho M.K. (2017), "The program for strengthening parental rights in conditions of social vulnerability: a school environment proposal" ["Programa de fortalecimiento parental en contextos de vulnerabilidad social: Una propuesta desde el ámbito escolar"], Interdisciplinary Journal of Psychology and Related Sciences [Interdisciplinaria Revista de Psicología y Ciencias Afines], vol. 34, no. 1, pp. 157-172, (in Spanish).
Vlasenko M.S. (2019), "Information security of minors on the internet: state of the art and areas of improvement", Vestnik of Volzhsky University named after V.N. Tatishchev, no. 3, pp. 98-105 (in Russian).