Научная статья на тему 'Организация занятий физической культурой и спортом в условиях спортивно-ориентированного физического воспитания в вузах'

Организация занятий физической культурой и спортом в условиях спортивно-ориентированного физического воспитания в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВА WORKOUT / SPORT-ORIENTED PHYSICAL EDUCATION / MEANS OF WORKOUT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Татьяна Николаевна, Пьянзина Надежда Николаевна, Шиленко Ольга Витальевна

Представлен экспериментальный материал спортивно-ориентированного физического воспитания с использованием средств workout в рамках разработки программно-методического обеспечения учебного процесса по физической культуре и спорту в учреждениях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE CONTEXT OF THIS PRINCIPLE OF PHYSICAL EDUCATION IN UNIVERSITIES

As part of the development of program-methodical support of the educational process in physical culture and sport in institutions of higher education, experimental material for sports-oriented physical education using workout tools is presented.

Текст научной работы на тему «Организация занятий физической культурой и спортом в условиях спортивно-ориентированного физического воспитания в вузах»

УДК 796.011.3

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ

Т.Н. Петрова, Н.Н. Пьянзина, О.В. Шиленко

Представлен экспериментальный материал спортивно-ориентированного физического воспитания с использованием средств workout в рамках разработки программно-методического обеспечения учебного процесса по физической культуре и спорту в учреждениях высшего образования.

Ключевые слова: спортивно-ориентированное физическое воспитание, средства workout.

В настоящее время государственные органы всех уровней озабочены решением актуальных проблем восстановления массовости физкультурно-спортивного движения, пропаганды и популяризации физической культуры с целью повышения физкультурной активности населения, укрепления здоровья, профилактики заболеваемости и, конечно, привития навыков ведения здорового образа жизни.

Физическая культура по своей сути является полноценной и самой массовой сферой социальной жизнедеятельности и является мощным фактором воспитания гражданина.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование (уровень бакалавриата) предполагает, что выпускник вуза должен обладать в части физической культуры и спорта следующей общекультурной компетенцией - «готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность» [ 6].

Таким образом, подготовка молодежи к профессиональной деятель -ности без ущерба для своего здоровья и содействие сохранению здоровья окружающих - одна из важнейших задач процесса физического воспитания. Рациональное и обдуманное использование средств и методов физической культуры и спорта помогает сохранять здоровье человека, повышать его работоспособность и производительность труда, способствует профилактике профессиональных заболеваний и травматизма [3].

Уровень физической подготовленности, физкультурной просвещенности, уровень обладания общекультурными и профессиональными компетенциями - вот конечный результат занятий физической культурой и спортом студента вуза [6].

Система подготовки бакалавров и специалистов высших учебных заведений находится в поиске путей популяризации физической культуры

и спорта в студенческой среде и проводятся активный анализ и обобщение вариантов организации занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)». Проводимые преобразования должны, в конечном счете, качественно повысить двигательную деятельность студентов с учетом их социальных запросов и требований, интересов и потребностей [2].

Одним из решений спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе с учетом мнения учащейся молодежи может стать workout.

Популярное среди молодежи направление «StreetWorkout» через использование акробатических приемов способствует развитию силы, силовой выносливости, гибкости, ловкости. При регулярном выполнении таких упражнений тело становится подтянутым, стройным и мускулистым. Внешние показатели являются наиболее действенным фактором для начала занятий спортом [5]. Поэтому анализ уровня развития силы и выносливости на учебно-воспитательных занятиях по физической культуре и спорту с использованием воркаута является современной и актуальной задачей.

Таким образом, мы выявили проблему исследования: каков уровень силовой подготовленности студентов вуза под воздействием средств и методов воркаута?

Цель исследования - выявить уровень силовой подготовленности студентов вследствие внедрения средств и методов воркаута в учебный процесс по физической культуре и спорту.

Гипотеза исследования. В данной работе мы исходили из предположения о том, что внедрение в учебно-воспитательный процесс по физической культуре и спорту средств и методов воркаута позволит повысить уровень силовой подготовленности студентов и интерес обучающихся к занятиям.

Для достижения поставленной цели нами определены следующие

задачи:

1. Выявить и внедрить в учебный процесс рациональные средства и методы воркаута.

2. Выявить уровень силовой подготовленности студентов вследствие использования воркаута.

В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных данных по данной проблеме, тестирование силовой подготовленности, статистические методы.

Научное исследование проводилось на базе Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

В течение учебного года студенты занимались по следующей программе тренировок в рамках занятий по физической культуре и спорту: продолжительность занятий 3-4 месяца (желательно менять программы, чтобы мышцы не адаптировались), так как учебный семестр длится 4-5 месяцев, последний месяц отводится для контрольных тестирований.

Программа составлена на ранее разработанной основе информационно-спортивного портала [1], занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа согласно расписанию.

Перед тренировкой всегда проводилась разминка.

1-е занятие.

Подтягивания (средний хват) - 2 подхода по 6-12 раз.

Подтягивания (узкий хват) - 1 подход до отказа.

Отжимания на низкой параллельной перекладине (широкий хват, локти в стороны) - 2 подхода по 6-12 раз.

Отжимания от пола (широкая постановка рук) - 1 подход до отказа.

Подъём ног на брусьях - 2-3 подхода до отказа.

Отдых между подходами 1-2 мин или до полного восстановления дыхания.

2-е занятие.

Подтягивания (широкий хват) - 2 подхода по 6-12 раз.

Подтягивания (обратный хват) - 1 подход до отказа.

Отжимания на брусьях (узкий хват, корпус прямой, локти вместе) -2 подхода по 6-12 раз.

Отжимания от пола (узкая постановка рук) - 1 подход до отказа.

Подъём ног на турнике - 2-3 подхода до отказа.

Отдых между подходами 1-2 мин или до полного восстановления дыхания. Упражнения для ног (вместо подъемов) каждые 2 недели меняли на приседания, выполняли их по схеме - 4-5 подходов до отказа, 1-2 раза в неделю.

Для определения уровня силовой подготовленности студентов и выявления эффективности применяемых средств и методов воркаута нами были проведены два тестирования физических качеств с использованием следующих контрольных нормативов, включенных в рабочую программу по дисциплине «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)»:

- сгибание-разгибание рук в упоре лежа;

- подтягивание из виса на высокой перекладине;

- подъем прямых ног до касания носками перекладины из виса на высокой перекладине [4].

Были полученные следующие результаты:

1. Если в начале эксперимента в группе занимающихся в тестовом упражнении «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» средние показатели составляли 46,42 раза, то после занятий по физической культуре согласно

экспериментальной программе эти показатели равнялись 50,17 раза. Рассчитанное значение критерия больше критического, делаем вывод о том, что наблюдаемые различия статистически значимы (уровень значимости р<0,05) (таблица, рис. 1).

Уровень силовой подготовленности студентов до и после эксперимента (М±ш)

Тест До экспер. После экспер. Р

Сгибание-разгибание рук из упора лежа, раз 46,42±0,88 50,17±1,02 <0,05

Подтягивание из виса на выс. перекладине, раз 13,58±0,47 15,58±0,35 <0,05

Подъем прямых ног из виса, раз 11,67±0,17 14,08±1,24 <0,05

до эксперимента после

эксперимента

Рис. 1. Показатели в сгибании-разгибании рук в упоре лежа на начало и конец эксперимента, раз

2. В результатах тестирования силовой подготовленности с использованием упражнения «Подтягивание из виса на высокой перекладине» также наблюдаются положительные изменения. Если на начало эксперимента обучающиеся в среднем выполнили 13,58 раза, то в конце эксперимента этот показатель составил 15,58 раза (рис. 2). Полученные результаты имеют достоверные различия.

3. В следующем виде контрольных упражнений «Подъем прямых ног до касания носками перекладины из виса на высокой перекладине» на начало эксперимента средние показатели составили 11,67 раза, на конец эксперимента - 14,08 раза (рис. 3). Полученные данные, как и в предыдущих испытаниях, имеют достоверные различия.

до эксперимента после

эксперимента

Рис. 2. Показатели в подтягивании из виса на высокой перекладине на начало и конец эксперимента, раз

до эксперимента после

эксперимента

Рис. 3. Показатели в поднимании прямых ног до касания носками перекладины из виса на высокой перекладине до и после эксперимента, раз

Выводы. Выбор внедрения Workout как нового вида педагогических технологий обусловлен тем, что этот вид двигательной активности направ -лен на развитие физических качеств студентов и развития у них здорового образа жизни. Workout как образовательная технология позволяет обеспечить принципы личностно-ориентированного подхода, развивает творческую инициативу и самостоятельность, индивидуализирует человека и его личность.

Результаты тестирования указывают на то, что внедрение данного вида спорта в учебный процесс является очень важным новым видом педагогических технологий в обучающем процессе.

Список литературы

1. Воркаут. Тренировка для начинающих [Электронный ресурс]. URL: http: // www.mhealth.ru/ form/ fitness/ vorkaut-trenirovka-dlya-nachinayushchix. (дата обращения: 01.02.2019).

2. Пискайкина М.Н. Экстремальные виды спорта в жизни современной молодежи // Проблемы взаимодействия науки и общества: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32511330. (дата обращения: 17.07.2017).

3. Полиевский С.А., Раевский Р.Т., Ямалетдинова Г.А. Профессиональная и военно-прикладная физическая подготовка на основе экстремальных видов спорта: монография. Екатеринбург: Гум. ун-т., 2013. 392 с.

4. Развитие общей выносливости студенток в процессе занятий прикладной физической культурой / Н.Н. Пьянзина [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2017. №4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26586 (дата обращения: 17.07.2017).

5. Серых Н.А. Экстремальные виды спорта: материалы Междунар. науч.-техн. конф. молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород: БГТУ, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=35109698. (дата обращения: 17.07.2017).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/440301. (дата обращения: 17.07.2017).

Петрова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tanushapetr@,mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева,

Пьянзина Надежда Николаевна, канд. пед. наук, доц., npianzinaamail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,

Шиленко Ольга Витальевна, канд. пед. наук, доц., mailotroff77@,mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева

ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE CONTEXT OF THIS PRINCIPLE OF PHYSICAL EDUCATION IN UNIVERSITIES

T.N. Petrova, N.N. Pyanzina, O. V. Shilenko

As part of the development of program-methodical support of the educational process in physical culture and sport in institutions of higher education, experimental material for sports-oriented physical education using workout tools is presented.

Key words: sport-oriented physical education, means of workout.

Petrova Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tanushapetr@,mail. ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University named afterI.Ya. Yakovlev,

Pyanzina Nadezhda Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, npianzina@mail. ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State University named after I.N. Ulyanova,

Shilenko Olga Vital'evna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, mailotrof77@,mail. ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev

Reference

1. Vorkaut. Trenirovka dlya nachinayushchih [Elektronnyj resurs]. URL: http: // www.mhealth.ru/form/fitness/vorkaut-trenirovka-dlya-nachinayushchix. (data obrashcheniya: 01.02.2019).

2. Piskajkina M.N. Ekstremal'nye vidy sporta v zhizni sovremennoj molodezhi // Problemy vzaimodejstviya nauki i obshchestva: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk, 2018. [Elektronnyj resurs]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32511330. (data obrashcheniya: 17.07.2017).

3. Polievskij S.A., Raevskij R.T., Yamaletdinova G.A. Professional'naya i voenno-prikladnaya fizicheskaya podgotovka na osnove ekstremal'nyh vidov sporta: monografiya. Ekaterinburg: Gum. un-t., 2013. 392 s.

4. Razvitie obshchej vynoslivosti studentok v processe zanyatij prikladnoj fizicheskoj kul'turoj / N.N. P'yanzina [i dr.] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017. №4. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id =26586 (data obrashcheniya: 17.07.2017).

5. Seryh N.A. Ekstremal'nye vidy sporta: materialy Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. molodyh uchenyh BGTU im. V.G. Shuhova. Belgorod: BGTU, 2017. [Elektronnyj resurs]. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=35109698. (data obrashcheniya: 17.07.2017).

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/440301. (data obrashcheniya: 17.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.