Научная статья на тему 'Проблемы и предварительные результаты внедрения ВФСК ГТО в вузе'

Проблемы и предварительные результаты внедрения ВФСК ГТО в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ЗДОРОВЬЕ / КОМПЛЕКС ГТО / АНКЕТИРОВАНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / STUDENTS / PHYSICAL CULTURE OF THE INDIVIDUAL / HEALTH / TRP COMPLEX / QUESTIONING / TESTING OF THE LEVEL OFPHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Матчинова Нина Викторовна, Жирная Ольга Владимировна

Изучено отношение студентов к своему здоровью на основе анкетирования. Проведен анализ медицинского обследования студентов. Проанализированы резуль -таты выполнения норм комплекса «Готов к труду и обороне» девушек и юношей, определен уровень их физической подготовленности. Выявлена необходимость в расширении и углублении у студентов знаний в области здорового образа жизни, выработке умений применять знания в практической жизни и воспитании устойчивого интереса к физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Матчинова Нина Викторовна, Жирная Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE OF HEALTH OF STUDENTS AND THEIR PHYSICAL PREPAREDNESS ACCORDING TO THE RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE GTO COMPLEX NORMS

Studied the attitude of students to their health based on the survey.The analysis of the medical examination of students. The results of the implementation of standards of the “Ready for Labor and Defense ” complex are analyzed and the level of physical fitness of students is determined.The need to expand and deepen students' knowledge in the field of a healthy lifestyle, to develop the skills to apply knowledge in practical life and to cultivate a sustained interest in physical culture and sports has been identified.

Текст научной работы на тему «Проблемы и предварительные результаты внедрения ВФСК ГТО в вузе»

УДК 796.011:378.172

ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ВФСК ГТО В ВУЗЕ

Н.В. Матчинова, О.В. Жирная

Изучено отношение студентов к своему здоровью на основе анкетирования. Проведен анализ медицинского обследования студентов. Проанализированы результаты выполнения норм комплекса «Готов к труду и обороне» девушек и юношей, определен уровень их физической подготовленности. Выявлена необходимость в расширении и углублении у студентов знаний в области здорового образа жизни, выработке умений применять знания в практической жизни и воспитании устойчивого интереса к физической культуре и спорту.

Ключевые слова: студенты, физическая культура личности, здоровье, комплекс ГТО, анкетирование, тестирование уровня физической подготовленности.

Развитие современного общества во многом определяется уровнями физической культуры и здоровья студенческой молодежи, доля которой в структуре населения страны очень значительна.

В научной литературе здоровье и физическая культура рассматривается как категории культуры (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, З.И. Колычева, А.И. Курамшин, Л.И. Лубышева и др.). Физическая культура является одним из основных средств поддержания здоровья, обеспечения активной жизнедеятельности человека. Сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование позитивного отношения к своему здоровью - одна из основных проблем. Именно в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется отношение к себе, здоровью, физической культуре, которое проявляется в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.

Ухудшение состояния здоровья населения страны, низкий уровень физической подготовленности, малоподвижный образ жизни и изменение социально-культурных ценностей [1-4] послужили основанием для разработки ряда законодательных документов: Федеральные законы РФ «Об образовании в Российской Федерации» [6] и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [7], Распоряжение Правительства РФ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [4], Указ Президента РФ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)» [5].

Актуальность изучения уровня физической культуры, отношения к своему здоровью и определения уровня физической подготовленности студентов Калужского филиала Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева вызвана несколькими причинами.

Во-первых, по итогам медицинского обследования студентов первого курса университета наблюдается увеличение числа обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе. Так, в 2014 г. численность студентов специальной медицинской группы составила 11,3 % от общего числа студентов 1-го курса, в 2015 г. - 6,3 %, в 2016 г. - 9,4 %, в 2017 г. -8,1 %, в 2018 г. - 16,6 %. Некоторые учащиеся имеют по две и более патологии.

По данным медицинского осмотра на первом месте стоят заболевания сердечно-сосудистой системы, на втором месте - заболевания опорно-двигательного аппарата, на третьем месте - заболевания органов зрения. Наиболее часто встречаемые диагнозы - вегетососудистая дистония, пролапс митрального клапана, миопия, сколиоз.

Стоит отметить, что заболеваемость можно рассматривать как показатель, характеризующий отрицательную тенденцию развития физической культуры личности. Для более полной характеристики состояния здоровья была проанализирована заболеваемость студентов по их обращаемости в медицинские учреждения в 2018/19 уч.г. Установлено, что из студентов первого курса за медицинской помощью обращались 14,2 %. К 4-му курсу число обращений снижается и составляет 7,6 %. Наибольшее число повторных заболеваний отмечается у студентов 1-го и 2-го курсов.

Приведенные сведения позволяют получить дополнительную информацию о том, как идет адаптационный период студентов 1 -го курса к новым условиям обучения в вузе, который проявляется, начиная с изменения образа жизни, бытовых условий и заканчивая изменением количества, качества и объема получаемой информации, и поэтому возможны «срывы», приводящие к заболеваниям.

Во-вторых, студенты-первокурсники приходят в вуз с разным багажом знаний, умений и навыков, которые были заложены в школе и семье. Тестирование уровня развития физических качеств у студентов первого курса показало недостаточную их физическую подготовленность к выполнению нормативов комплекса ГТО. Некоторые студенты не владели техническими навыками выполнения тестовых упражнений.

Личная активность студента является важнейшим компонентом в подготовке к выполнению норм комплекса ГТО, а также отражает отношение студентов к своему здоровью и физической культуре. У части студентов 1 -го курса до обучения в вузе уже сложилось негативное отношение к физической культуре. В ходе исследования нами было установлено, что спортивные секции и группы здоровья посещают 19 % студентов, не занимаются физическими упражнениями и спортом во внеурочное время 32,6 % студентов, ссылаясь на нежелание или нехватку времени.

В результате анкетирования было выявлено, что стимул для самостоятельных занятий физическими упражнениями они видят в поощрении (материальном или получение зачета «автоматом») - 40 %; в укреплении здоровья и самосовершенствовании - 31 %; в выполнении программных тестовых заданий - 20 %. Затруднились ответить на этот вопрос 9 % студентов.

По данным опроса только у 18 % студентов 1 -го курса кто-либо из семьи занимается физической культурой и спортом.

В-третьих, эта проблема связана с тем, что в университете обучаются студенты преимущественно из сельской местности. Уровень и уклад жизни на селе коренным образом отличается от городского образа жизни. Организация культурно-массовой работы, мотивация личности к занятиям физической культурой находится на более низком уровне. Следовательно, гораздо сложнее реализовать свои возможности и организовать двигательную активность посредством занятий физической культурой и спортом.

В соответствии с Указом Президента РФ, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне (ГТО)» как программно-нормативная основа физического воспитания населения введен в действие с 1 сентября 2014 г. [6].

В 2018/19 уч.г. на базе Калужского филиала РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева совместно с центром тестирования были проведены спортивные мероприятия по выполнению норм комплекса ГТО. В испытаниях приняло участие 228 чел., студенты 1-3-х курсов, что составляет 58,6 % от общего числа студентов основной и подготовительной групп.

Для выполнения норм комплекса ГТО было предложено 13 видов испытаний (4 обязательных теста и 9 тестов по выбору). Студенты самостоятельно выбирали количество и виды испытаний. Результаты выполнения студентами нормативов комплекса ГТО приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Результаты выполнения норм комплекса ГТО девушками 1-3-х курсов

№ п/п Испытания (тесты) Результаты тестирования

Золотой знак Серебряный знак Бронзовый знак Не выполнили норматив

п % п % п % п %

Обязательные испытания (тесты)

1.1 Бег на 30 м 30 34,9 36 41,9 12 13,9 8 9,3

1.2 Бег на 100 м 23 29,9 29 37,7 15 19,4 10 13

2 Бег на 2000 м 38 28,1 59 43,7 29 21,5 9 6,7

Окончание табл. 1

№ Испытания (тесты) Результаты тестирования

п/п Золотой Серебряный Бронзовый Не выполнили

знак знак знак норматив

п % п % п % п %

3.1 Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см 12 24,5 14 28,6 10 20,4 13 26,5

3.2 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу 32 52,4 18 29,5 4 6,6 7 11,5

4 Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке 54 40 43 31,9 15 11,1 23 17

Испытания (тесты) по выбору

5 Челночный бег 3*10 м 27 20,4 47 34,3 14 10,2 48 35

6 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами 32 16,3 35 27,1 16 12,4 57 44,2

7 Метание спортивного снаряда весом 500 г 33 24,4 43 31,9 35 25,9 24 17,8

8 Поднимание туловища из положения лежа на спине 41 48,8 46 37,4 9 7,3 8 6,5

9.1 Бег на лыжах на 3 км 3 75 1 25 - - - -

9.2 Кросс на 3 км 30 23 52 40 32 24,6 16 12,3

Таблица 2

Результаты выполнения норм комплекса ГТО юношами 1-3-х курсов

№ Испытания (тесты) Результаты тестирования

п/п Золотой Серебряный Бронзовый Не выполнили

знак знак знак норматив

п % п % п % п %

Обязательные испытания (тесты)

1.1 Бег на 30 м 18 24 28 37,3 25 33,3 4 5,3

1.2 Бег на 100 м 13 18,6 31 44,3 15 21,4 11 15,7

2 Бег на 3000 м 29 31,9 32 35,2 21 23 9 9,9

3.1 Подтягивание из виса

на высокой перекла- 13 40,6 6 18,8 4 12,5 9 28,1

дине

3.2 Сгибание и разгиба-

ние рук в упоре лежа 19 40,4 13 27,7 4 8,5 11 23,4

на полу

3.3 Рывок гири 16 кг 3 75 1 25 - - - -

4 Наклон вперед из по-

ложения стоя на гим- 41 46 23 25,8 17 19,1 18 20,2

настической скамейке

Окончание табл. 2

№ Испытания (тесты) Результаты тестирования

п/п Золотой Серебряный Бронзовый Не выполнили

знак знак знак норматив

п % п % п % п %

Испытания (тесты) по выбору

5 Челночный бег 3*10 м 27 30,3 18 20,2 16 17,9 28 31,4

6 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами 32 35,9 15 16,9 16 18 26 29,2

7 Метание спортивного снаряда весом 700 г 24 32 36 48 3 4 12 16

8 Поднимание туловища из положения лежа на спине 41 60,3 20 29,4 4 5,9 3 4,4

9.1 Бег на лыжах на 5 км 4 100 - - - - - -

9.2 Кросс на 5 км 21 28 34 45,3 14 18,7 6 8

Бег на длинные дистанции, кросс и бег на лыжах определяют развитие общей выносливости. Дистанции 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши) успешно преодолели 208 чел. (92 %). Это объясняется тем, что данные нормативы являются обязательными при аттестации студентов в каждом семестре.

К сожалению, бег на лыжах выбрали только те студенты, которые занимаются этим видом спорта, при этом показав высокие результаты.

Обязательный тест, направленный на определение развития силы, имеет несколько разновидностей. Юноши могли продемонстрировать свои способности в трех испытаниях: в подтягивании из виса на высокой перекладине, в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на полу и в рывке гири 16 кг. Девушкам предлагалось на выбор два испытания: подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, а также сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

С вышеперечисленными нормативами справилось 79,3 % испытуемых. Количество студентов, не справившихся с данными нормативами, составило 40 чел. (20,7 %).

Среди юношей подтягивание выбрало 38,6 %, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу - 56,6 % и только 4,8 % студентов приняли участие в рывке гири. У юношей в подтягивании на высокой перекладине среднее значение 13 раз, при этом лучший результат - 20 раз, а худший - 7 раз. Не смогли выполнить этот норматив 9 чел. (28,1 %). В сгибании и разгибании рук в упоре лежа средний результат составил 32,6 раза. Лучший результат - 50 раз, худший - 13 раз. Не смогли сдать норматив 23,4 % из числа студентов, выбравших этот тест. Рывок гири в основном выбирали студенты, занимающиеся силовыми видами спорта. Лучший результат - 80 раз, худший - 25 раз. Наблюдается большой индивидуальный разброс показателей.

Среди предлагаемых испытаний девушки оказали предпочтение сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа на полу, что составило 55,4 % от числа студенток, принявших участие в этих испытаниях. Этот норматив на один из знаков отличия выполнили 36 студенток, что составило 88,5 %. Не смогли успешно выполнить тест 13 студенток (11,5 %). При сдаче этого норматива наблюдается сильный разброс показателей. Так, лучший результат - 49 раз, худший результат - 8 раз.

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине выполняли 49 чел. С данным нормативом справились 73,5 % от общего числа, сдававших этот норматив, при этом лучший результат - 25 раз, худший -5 раз.

Тест «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке» позволяет определить уровень развития гибкости. С данным нормативом справились 193 студента, что составляет 82,4 %. На золотой знак отличия этот норматив выполнили 95 чел. (40,5 %), на серебряный -66 чел. (28,2 %), на бронзовый - 32 чел. (13,8 %). Не смог успешно преодолеть это испытание 41 студент (17,5 %) от общего числа участников, принявших участие в этом испытании. Среднее значение составило у юношей 10,8 см, у девушек - 13,4 см. Выполнение теста позволили выявить лучший результат у юношей - 25 см и худший результат - 0 см; у девушек лучший результат - 25 см, худший - 4 см.

Челночный бег 3*10 м выявляет координационные способности. С данными нормативом справились 66,4 % испытуемых. Норматив на золотой знак отличия смогли выполнить 27 юношей (30,3 %) и 28 девушек (20,4 %). Норматив на серебряный знак выполнили у юношей - 18 чел. (20,2 %), у девушек - 47 чел. (34,3 %), а на бронзовый знак у юношей -16 чел. (17,9 %) у девушек - 14 чел. (10,2 %) . Количество студентов, которые не смогли выполнить данный норматив, составило 76 чел., или 33,6 % от всей группы сдающих. Лучший результат у юношей - 6,5 с, у девушек - 7,5 с.

Тест «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» характеризует уровень развития скоростно-силовых способностей. С нормативами справились 61,9 % испытуемых. Количество студентов, не справившихся с данными нормативами, составило 83 чел. (38,1 %). Лучший результат у юношей - 275 см, худший - 190 см; у девушек - 210 и 150 см соответственно.

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин (норматив, характеризующий степень развития скоростной выносливости). С данными нормативом справились 94,2 % испытуемых. Норматив на золотой знак отличия смог выполнить 41 юноша, что составляет 60,3 %, и 60 девушек (48,8 %). Норматив на серебряный знак выполнили у юношей -20 чел. (29,4 %), у девушек - 46 чел. (37,4 %), а на бронзовый - у юношей -4 чел. (5,9 %) у девушек - 9 чел. (7,3 %). Количество студентов, которые не

смогли выполнить данный норматив, составило 11 чел., или 5,8 % от всей группы сдающих. Лучший результат и у юношей, и девушек 50 раз.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод, что студенты, принявшие участие в испытаниях, в целом справились с нормами VI ступени комплекса ГТО. Результаты в испытаниях на золотой знак отличия показали от 16 до 100 % студентов от числа сдававших нормативы; на серебряный знак от 16 до 48 % и на бронзовый знак от 4 до 25 %. В то же время вызывает опасение количество студентов, не справившихся с теми или иными испытаниями - от 6 до 44 %. В этот процент вошли студенты с низким уровнем развития скоростно-силовых и координационных способностей.

Уровень физической активности студентов и их отношение к своему здоровью постоянно меняется, поэтому возникает необходимость непрерывного изучения этой проблемы. Таким образом, перед нами стоит задача по расширению и углублению у студентов знаний в области здорового образа жизни, выработке умений применять знания в практической жизни и воспитании устойчивого интереса к физической культуре и спорту.

Список литературы

1. Биктуганов Ю.И. Особенности внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в Свердловской области // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 7-9.

2. Мамонова О.В., Шутова Т.Н. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. Т.1. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С 519-526.

3. Прыткова Е.Г., Мандриков В.Б. Актуальные проблемы и направления совершенствования вузовского физического воспитания // Молодой ученый. 2012. Т. 2. № 1. С. 118-122.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsport.gov.rU/activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения: 03.06.2019).

5. Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс]. URL: https: //rg.ru/2014/03/26/gto-dok.html (дата обращения: 20.05.2019).

6. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx? 1646176 (дата обращения: 03.06.2019).

7. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http: //www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения: 03.06.2019).

Матчинова Нина Викторовна, доц., зав. кафедрой, matchinovan@yandex.ru, Россия, Калуга, Калужский филиал Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева,

Жирная Ольга Владимировна, доц., olga.zhirnaya@yandex.ru, Россия, Калуга, Калужский филиал Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ANALYSIS OF THE STATE OF HEALTH OF STUDENTS AND THEIR PHYSICAL PREPAREDNESS ACCORDING TO THE RESULTS OF THE IMPLEMENTATION

OF THE GTO COMPLEX NORMS

N.V. Matchinova, O.V. Zhirnaya

Studied the attitude of students to their health based on the survey.The analysis of the medical examination of students. The results of the implementation of standards of the "Ready for Labor and Defense " complex are analyzed and the level of physical fitness of students is determined.The need to expand and deepen students' knowledge in the field of a healthy lifestyle, to develop the skills to apply knowledge in practical life and to cultivate a sustained interest in physical culture and sports has been identified.

Key words: students, physical culture of the individual, health, TRP complex, questioning, testing of the level ofphysical fitness.

Matchinova Nina Viktorovna, associate professor, head of the Department, matchinovan@yandex.ru, Russia, Kaluga, Kaluga branch of the Russian State Agrarian University - MTAA named after K.A. Timiryazev,

Zhirnaya Olga Vladimirovna, associate professor, olga.zhirnaya@yandex.ru, Russia, Kaluga, Kaluga branch of the Russian State Agrarian University - MTAA named after K.A. Timiryazev

Reference

1. Biktuganov Yu.I. Osobennosti vnedreniya Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) v Sverdlovskoj oblasti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 9. S. 7-9.

2. Mamonova O.V., Shutova T.N. Sovershenstvovanie fizicheskogo vospitaniya studentov v usloviyah snizheniya sostoyaniya zdorov'ya // Gumanitarnoe obrazovanie v ekonomicheskom vuze: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. zaoch. internet-konf. T.1. M.: REU im. G.V. Plekhanova, 2016. S 519-526.

3. Prytkova E.G., Mandrikov V.B. Aktual'nye problemy i napravleniya sovershenstvovaniya vuzovskogo fizicheskogo vospitaniya // Molodoj uchenyj. 2012. T. 2. № 1. S. 118-122.

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 7 avgusta 2009 g. № 1101-r «Strategiya razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/ 26363/ (data obrashcheniya: 03.06.2019).

5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24.03.2014 № 172 «O Vserossijskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO)» [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2014/03/26/gto-dok.html (data obrashcheniya: 20.05.2019).

6. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://graph-kremlin.consultant.ru/ page.aspx? 1646176 (data obrashcheniya: 03.06.2019).

7. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 4 dekabrya 2007 g. № 329-FZ «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html (data obrashcheniya: 03.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.