ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 796.015.865(06) С. С. Гуляева, А. Ф. Сыроватская
Республика Саха (Якутия), Россия
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация. Утверждение Положения «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне"» дало старт новому социальному проекту в России. На данном этапе среди основных приоритетных направлений социально-экономического развития страны указывается на политику распространения здорового образа жизни, что подразумевает привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирование потребности в регулярной двигательной активности. И одним из инструментов для решения проблемы может стать внедрение в практику физического воспитания физкультурно-спортивного комплекса ГТО, призванного увеличить число граждан, систематически занимающихся двигательной деятельностью; сформировать у населения осознанную потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом, стремление к физическому совершенствованию и привитию навыков здорового образа жизни; повысить общий уровень физкультурных знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий.
Однако на данном этапе существует проблема отсутствия единых механизмов внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в субъектах Российской Федерации с учетом региональных, климато-географических и социально-экономических особенностей конкретного региона. Исходя из этого, целью работы является раскрытие организационно-практических аспектов внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в условиях Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: всероссийский физкультурно-спортивный комплекс; нормативно-правовая база; субъекты Российской Федерации; Республика Саха (Якутия); результаты выполнения нормативов; знаки отличия; студенты; учащиеся школ.
Сведения об авторах: Светлана Степановна Гуляева1, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры, проректор по научной работе; Айталина Федоровна Сыроватская2, преподаватель кафедры теории и методики физической культуры.
Место работы: Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта1'2.
Контактная информация: '678671, Республика Саха (Якутия), Чурапча, ул. Спортивная, д. 2 а, тел.: 89141057400, e-mail: [email protected]; 2678671, Республика Саха (Якутия), Чурапча, ул. Спортивная, д. 12, тел.: 89627326374, e-mail: [email protected].
Успешное развитие страны и улучшение качества жизни ее граждан возможно только в том случае, если государство обращает внимание на массовый спорт и здравоохранение. Во времена СССР существовало множество программ, стимулировавших участие простых людей в различных соревнованиях, побуждающих их к поддержанию физической формы и просто ведению активного и здорового образа жизни. Большой популярностью пользовался комплекс ГТО (Галагузова, Мясникова 2014). Идея реабилитации физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» является велением времени. Концептуальные положения государственных документов (Концепция долгосрочного ...; Стратегия развития физической куль-
туры ...; Концепция федеральной целевой ...) являются тому предпосылкой, а их реализация призвана обеспечить выход человеческого потенциала на качественно новый уровень.
Ключевым событием по внедрению ГТО стало принятие федерального закона от 5 октября 2015 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"», закрепляющего понятие комплекса ГТО, а также предусматривающего регулирование деятельности физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, работы и учебы. В целях реализации данного федерального закона
принято более 40 нормативно-правовых актов (Сборник нормативно-правовых актов... 2015).
В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации утверждены и реализуются региональные планы мероприятий по внедрению комплекса ГТО, согласованные с Министерством спорта РФ; определены органы
исполнительной власти субъектов РФ, ответственные за внедрение комплекса ГТО на местах; сформированы координационные советы, межведомственные рабочие группы. Общее число зарегистрированных пользователей в информационной системе ГТО превысило 2 млн человек.
Московская область Чувашская Республика Республика Мордовия Чеченская Республика Республика Татарстан Белгородская область Псковская область
269 8
га504
га342
24139
449049 56
449060 097!^
1417796
22291!
количество
зарегистрированных в АИС ГТО
численность систематически занимающихся ФКиС
500000
1000000
1500000
2000000
2500000
Рис. 1. Лучшие регионы РФ по количеству зарегистрированных в системе АИС ГТО
По итогам 2016 г. регионами-лидерами по объемам выделенных средств были определены: Московская область (90,4 млн руб.); Хан-ты-Мансийский АО (54,9 млн руб.); г. Москва (45,4 млн руб.); Красноярский край (38,6 млн руб.); Челябинская область (24,3 млн руб.; Удмуртская республика (23,2 млн руб.); Республика Башкортостан (22,8 млн руб.) (Концепция федеральной целевой программы...). В том же году 12 тыс. абитуриентов получили дополнительные баллы за наличие золотого знака ГТО и стали студентами.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физ-культурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» (Постановление Правительства РФ...) и Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2014 г. № 1216-р «О внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) » (Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия)...) определен механизм внедрения ВФСК «ГТО» в Республике Саха (Якутия), который основан на создании нормативно-правовой базы, организационных, методических, практических и информационных условий для повсеместного внедрения ВФСК «ГТО» для повышения уровня развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни среди населения РС (Я) на основе взаимодействия с различными государственными и муниципальными органами
исполнительной власти, а также общественными организациями.
Для функционирования данного механизма в РС (Я), согласно Распоряжению Правительства (Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия)...):
- принят План мероприятий по поэтапному внедрению ГТО в РС (Я) на 2014-2017 годы;
- утвержден состав межведомственной комиссии по внедрению ГТО в РС (Я); ответственным за внедрение ГТО определено Министерство спорта;
- созданы и функционируют региональный, республиканские и муниципальные центры тестирования ГТО.
Внедрение комплекса носит межведомственный характер, субъектами взаимодействия являются Министерство спорта, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство по делам молодежи и семейной политике, Министерство труда и социального развития, представители высших учебных заведений и муниципальные образования Республики Саха (Якутия).
Реализация государственного проекта осуществляется по следующим направлениям:
- организационно-практическое;
- научно-методическое;
- информационное.
Организационно-практическое направление определяется программно-целевым подхо-
дом к внедрению комплекса на основе разработки нормативно-правовых актов; проведением практической деятельности по внедрению комплекса среди различных категорий населения (создание центров тестирования, определение мест тестирования, проведение испытаний, организация семинаров и курсов повышения квалификации и т.д.).
Научно-методическое направление деятельности определяется проведением работы по разработке методических рекомендаций по организационно-практическим аспектам внедрения ГТО; внесению изменений в содержание учебных программ по физическому воспитанию образовательных учреждений; разработке программ и проведению курсов повышения квалификации для специалистов физической культуры и спорта; реализации проектов по научно-методическому сопровождению внедрения комплекса (сбор и анализ данных тестирования населения, публикационная активность через научно-методические издания различного уровня).
Информационное направление заключается в проведении информационно-пропаган-
дистской работы среди населения путем размещения материалов о ГТО в средствах массовой информации, создания страниц на сайтах учреждений и организаций, в условиях трудовых коллективов - стендов, досок почета, с размещением новостей о ГТО.
Введение комплекса потребовало переподготовки кадров, для чего в условиях РС (Я) факультетом дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «ЧГИФКиС» в течение 1,5 лет проведено 17 курсов повышения квалификации с охватом 1 058 специалистов сферы физической культуры и спорта.
В текущем году комплекс претерпел ряд изменений в нормативных требованиях. Считается, что действующие нормативы объективны и выполнимы при условии соответствующей подготовки. Ниже представлен анализ некоторых результатов выполнения нормативов учащимися школ сельских муниципальных районов республики. Анализу подверглись данные тестирования 519 учащихся выпускных классов (V возрастная ступень), из них 70% составляют юноши и 30%, соответственно, девушки.
Таблица 1
Результаты выполнения нормативов ВФСК «ГТО» учащимися общеобразовательных школ
Республики Саха (Якутия) (юноши)
№ Виды испытаний Знаки отличия Не отвечают требованиям норматива Выполнили на знаки отличия
Золотой Серебряный Бронзовый
% % % % %
1 Подтягивание из виса на высокой перекладине 26 17 22 35 65
2 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье 34 26 24 16 84
3 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами 25 24 21 29 71
4 Рывок гири 16 кг 85 4 2 8 92
5 Бег на 3 ООО м 20 25 18 37 63
6 Метание спортивного снаряда весом 700 г 35 17 23 25 75
7 Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку 24 19 21 36 64
8 Бег на 100 м 30 23 20 29 71
Результаты испытаний позволили выявить определенные проблемы, связанные с уровнем физической подготовленности учащихся, что требует со стороны педагогов физической культуры принятия мер и усиления работы, нацеленной на повышение уровня двигательной подготовленности выпускников школ. Так, в подтягивании из виса на высокой пере-
кладине, если справились с требованиями 65% учащихся, то только 25% смогли выполнить тест на «золотой» знак отличия. Однако, в альтернативном силовом испытании «рывок гири в 16 кг» из общего числа выполнивших упражнение 92% стали претендентами на знаки отличия, а 85% получили возможность заработать «золото». Рекомендуется обратить внимание на
скоростно-силовые способности воспитанников. Так, по итогам выполнения теста «прыжок в длину» знак отличия в состоянии получить 71% юношей, а 29% участвовавших в тестировании не смогли преодолеть минимальный порог требований комплекса. Имеется необходимость целенаправленного воспитания общей выносливости, исходя из того, что в беге на 3 ООО метров всего 63% юношей смогли преодолеть рубеж на знак отличия. Показатели выполнения метания спортивного снаряда весом в 700 г (юноши) и 500 г (девушки) дают возможность говорить о том, что на знаки от-
личия выполнили упражнение 77%, из них 35% на «золото». В испытании по стрельбе из пневматической винтовки из общего числа протестированных юношей только 64% получили возможность получить знак отличия разного достоинства. При оценке скоростных способностей посредством бега на 100 м 71% юношей имеют возможность получить знак отличия, а знак золотого достоинства - 22%.
В таблице 2 представлен аналогичный анализ результатов выполнения тестовых испытаний девушками.
Таблица 2
Результаты выполнения нормативов ВФСК «ГТО» учащимися общеобразовательных школ
Республики Саха (Якутия) (девушки)
№ Виды испытаний Знаки отличия Не отвечают требованиям норматива Выполнили на знаки отличия
Золотой Серебряный Бронзовый
% % % % %
1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу 31 23 15 30 70
2 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье 47 16 22 14 86
3 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами 31 24 29 16 84
4 Поднимание туловища из положения лежа на спине 40 11 13 35 65
5 Бег на 2 000 м 19 25 31 25 75
6 Метание спортивного снаряда весом 500 г 40 21 26 13 87
7 Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку 38 9 33 20 80
8 Бег на 100 м 22 29 30 19 81
Тенденция, связанная с низкими результатами в проявлении силовых способностей и общей выносливости, прослеживается и в этом случае. Показатели развития мышц брюшного пресса дают возможность констатировать о том, что на знаки отличия претендуют 65%, а 35% девушек не в состоянии выполнить даже минимальные требования нормативного комплекса. По итогам оценки силовых способностей рук (сгибание и разгибание рук в упоре лежа) «золотой» знак отличия способны получить 31% девушек, не смогли пройти по данному тесту пороговые значения - 30%. Неплохие результаты показаны в проявлении гибкости как девушками, так и юношами. В проявлении скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места толчком двумя ногами) на знаки отличия претендуют 84% девушек, из них 31% выполнили норматив на «золото». Дистанцию 2 000 м на знак золотого достоинства пробежали
19% девушек. В стрельбе знак отличия способны получить 80% испытуемых женского пола. В метании спортивного снаряда весом в 500 г 87% справились с пороговыми значениями, а 40% отвечают требованиям к знаку отличия «золото». Слабые результаты показаны в беге на 100 м, где на знак высшего достоинства претендуют 22% пробежавших.
Таким образом, обобщенный анализ итогов тестирования на примере результатов учащихся выпускных классов сельских общеобразовательных школ РС (Я) позволяет констатировать, что из общего числа прошедших испытания «золотой» знак отличия могут получить всего 10% учащихся, «серебряный» - 23%, «бронзовый» - только 8%. Остальные 51% выпускников не соответствуют требованиям физ-культурно-спортивного комплекса.
Проведен анализ результатов тестирования 345 студентов (VI возрастная ступень) раз-
личных направлений подготовки ФГБОУ ВО «ЧГИФКиС» (38% - девушки, 62% - юноши). Данные представлены в таблицах 3-4.
Согласно данным таблицы, результаты выполнения видов испытаний, согласно нормативным требованиям комплекса ГТО, среди студентов вуза свидетельствуют о том, что по итогам выполнения 9-ти испытаний не смогли преодолеть пороговые значения норматива 7% юношей. При этом в трех испытаниях 100%
юношей выполнили их на «золотой» знак отличия. Наибольшее число испытуемых не смогли преодолеть испытание в беге на 3 ООО м и метании спортивного снаряда весом в 700 г. В беге на 100 метров только 45% юношей получили знак отличия высшего достоинства. Такого же достоинства знак отличия получили 75% юношей в упражнении, характеризующем ско-ростно-силовую подготовленность (прыжок в длину).
Таблица 3
Результаты выполнения нормативов ВФСК «ГТО» студентами Республики Саха (Якутия) (юноши)
№ Виды испытаний Знаки отличия Не отвечают требованиям норматива Выполнили на знаки отличия
Золотой Серебряный Бронзовый
% % % % %
1 Подтягивание из виса на высокой перекладине 88 7 0 4 100
2 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье 92 8 0 0 100
3 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами 75 15 7 3 97
4 Рывок гири 16 кг 100 0 0 0 100
5 Бег на 3 км 52 31 10 7 93
6 Метание спортивного снаряда весом 700 г 65 17 11 7 93
7 Бег на 100 метров 45 45 6 5 95
8 Бег на 5 км по пересеченной местности 100 0 0 0 100
9 Туристский поход с проверкой туристских навыков 100 0 0 0 100
Таблица 4
Результаты выполнения нормативов ВФСК «ГТО» студентами Республики Саха (Якутия) (девушки)
№ Виды испытаний Знаки отличия Не отвечают требованиям норматива Выполнили на знаки отличия
Золотой Серебряный Бронзовый
% % % % %
1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу 50 0 15 35 65
2 Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 10 5 37 47 53
3 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье 87 13 0 0 100
4 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами 21 35 19 25 75
5 Поднимание туловища из положения лежа на спине 13 24 16 47 53
6 Бег на 2 000 м 50 14 9 27 73
7 Метание спортивного снаряда весом 500 г 100 0 0 0 100
8 Бег на 100 метров 32 16 12 40 60
9 Бег на 3 000 м по пересеченной местности 100 0 0 0 100
Результаты выполнения контрольных чия претендуют всего 53% девушек, результаты тестов студентками показал, что на знаки отли- остальных 47% не соответствуют критериаль-
ным значениям. Выяснилось, что требуется серьезная подготовка к силовым испытаниям. Так, наибольшее число испытуемых не смогли выполнить упражнение «поднимание туловища из положения лежа на спине», «подтягивание из виса лежа на низкой перекладине», «сгибание и разгибание рук». Тест «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» на «золотой» знак отличия смогли выполнить 21% девушек, «бег на 100 метров» - 32%. 27% девушек не смогли преодолеть испытание на общую выносливость.
Таким образом, результаты оценки уровня физической подготовленности молодежи V— VI возрастных степеней посредством физкуль-турно-спортивного комплекса ГТО свидетельствуют о наличии серьезной проблемы, связанной с низким уровнем общей физической подготовленности, что является предпосылкой для принятия действенных мер по совершенствованию содержательной стороны процесса физического воспитания в образовательных организациях. Необходим поиск адекватных средств физической подготовки и эффективных форм привлечения молодежи к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Еще острее стоит вопрос привлечения к подготовке и выполнению норм ГТО взрослого трудоспособного населения и лиц пожилого возраста. Подразумевается создание системы мероприятий, направленных на пропаганду комплекса, включающих широкое информирование населения, осуществление просветительской работы с целью формирования у населения сознательного и активного подхода к оптимизации своего физического состояния.
Запуск проекта ГТО актуализировал проблему создания условий для самостоятельных занятий физическими упражнениями на
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
РС (Я) - Республика Саха (Якутия)
ВФСК «ГТО» - Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» АИС «ГТО» - автоматизированная информационная система «Готов к труду и обороне»
ФГБОУ ВО «ЧГИФКиС» - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта»
ЛИТЕРАТУРА
Галагузова Ю. Н., Мясникова Т. И. 2014. Всероссийский физкультурно-спортивного комплекса ГТО как воспитательная система // Педагогическое образование в России 9, 33-36.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // http://www.ifap.ra/ofdocs/ras/rus006.pdf (2017. 11 сент.).
Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» // http://www.minspol't.gov.l'u/activities/fedel'al-pl'ogl'ams (2017. 11 сент.).
О ходе внедрения комплекса ГТО в регионах РФ в 2014-2015 г. // https://usel'.gto.l'u/news/fedel'al (2017. 21 авг.).
Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 года № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физ-культурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне (ГТО)"» // http://www.minsport.gov.rn/post540_11062014.pdf (2017. 21 авг.)
местах путем строительства легковозводимых спортивных площадок и организации деятельности физкультурно-спортивных клубов по месту жительства.
Среди наиболее важных видов деятельности по совершенствованию структуры, содержания и нормативных требований комплекса ГТО на ближайшие годы можно выделить:
- разработку содержательной части комплекса по формированию специальных физкультурных знаний;
- разработку нормативных требований к уровню физической подготовленности и объему знаний для детей дошкольного возраста;
- разработку многовариантной программы многоборья комплекса ГТО и критериев для присвоения спортивных разрядов;
- разработку научно обоснованных предложений по размерам мишеней и иным условиям проведения испытаний по стрельбе для различных ступеней комплекса;
- разработка рекомендаций по введению региональных (национальных) видов упражнений в качестве тестовых испытаний.
С учетом специфических климатогео-графических условий, сложной транспортной схемы, отдаленности районных центров (труднодоступные северные улусы) организация выездных мероприятий, централизованная подготовка специалистов в условиях нашей республики требует серьезной организационной работы и финансовых вложений.
При условии эффективности внедрения ВФСК «ГТО» можно прогнозировать заметное увеличение общей численность систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2014 года № 1216-р «О внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне (ГТО)"» // http://www.sakha.gov.ru/node/223063 (2017. 21 авг.)
Сборник нормативно-правовых актов, регулирующих внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). 2015. Москва.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // http://fizvosp.rn/assets/media/dl/ee/1370 (2017. 21 авг.)
Уваров В. А. 2015. Научные и организационно-методические основы экспериментального внедрения комплекса ГТО: Материалы семинара-совещания «О внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» в субъектах Российской Федерации» // http://keepslide.com/no_category/212255 (2017. 21 нояб.).
REFERENCES
Galaguzova Y.N., Myasnikova T.I. In: Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], No. 9 (2014): 33-36. (In Russian).
Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [Russian long-term conception of socio-economic development until 2020] Available at: http://economy.gov.m/minec/activity/sections/strategicplanning/concept. (Accessed on 2017. 11 Sept.). (In Russian).
Koncepciya federal'noj celevoj programmy «Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na 2016-2020 go-dy» [Conception of the Federal Target Programme "Physical Culture and Sports Development in the Russian Federation for the period 2016-2020" Available at: http://www.minsport.gov.m/activities/federal-programs. (Accessed on 2017. 11 Sept.). (In Rus-
O hode vnedreniya kompleksa GTO v regionah RF v 2014-2015 g. [On the progress in the introduction of the "RLD" complex in Russian regions in 2014-2015]. Available at: https://user.gto.ru/news/federal. (Accessed on 2017. 21 Aug.). (In Russian).
Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 11 iyunya 2014 goda № 540 «Ob utverzhdenii Polozheniya о Vserossijs-kom fizkul'tumo-sportivnom komplekse "Gotov k trudu i oborone (GTO)"«[Resolution of the Government of the Russian Federation of 11 June 2014, No.540 "On approval of the All-Russian National Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (RLD)] Available at: http://www.minsport.gov.ru/post540_11062014.pdf. (Accessed on 2017. 21 Aug.). (In Rus-
Raspoiyazhenie Pravitel'stva Respubliki Saha (Yakutiya) ot 23 oktyabrya 2014 goda № 1216-r «О vnedrenii Vserossijskogo fizkul'tumo-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone (GTO)» [Decree of the Government of the Sakha (Yakutia) Republic of 23 September 2014, No. 1216-r "On the introduction of the All-Russian National Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (RLD)]. Available at: http://www.sakha.gov.ru/node/223063. (Accessed on 2017. 21 Aug.). (In Russian).
Sbornik normativno-pravovyh aktov, reguliruyushchih voprosy vnedreniya Vserossijskogo fizkul'tumo-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) [A compilation of laws and regulations relating to the implementation of the All-Russian national physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD)]. Available at: http://www.chgifkis.ru/ru/science/materials-on-g-t-o.pdf. (Accessed on 2017. 11 Sept.). (In Russian).
Strategiya razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [Development strategy of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period until 2020] Available at: http://fizvosp.rn/assets/media/dl/ee/1370. (Accessed on 2017. 11 Sept.). (In Russian).
Uvarov V.A. In: Materialy seminara-soveshchaniya «О vnedrenii Vserossijskogo fizkul'tumo-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone (GTO)» v sub»ektah Rossijskoj Federacii» [ Proceedings of the seminar and workshop "On the introduction of the All-Russian National Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (RLD ) in territorial entities of the Russian Federation". Available at: http://keepslide.com/no_category/212255. (Accessed on 2017. 21 Nov.). (In Russian).
S. S.Gulyaeva, A. F. Syrovatska
Sakha (Yakutia) Republic, Russia
THE RESULTS OF INTRODUCTION OF THE ALL-RUSSIA PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX «READY FOR LABOUR AND DEFENSE» IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Abstract. The approval of the Regulation «On the All-Russia Physical Culture and Sports Complex «Ready for Labour and Defense» has given rise to a new social project in Russia.
At present a widespread promotion of healthy lifestyle is among the top priority areas of socio-economic development of the country. It means involving population in systematic sporting activities and creating a demand for regular fitness activity.
Thus, the introduction of the All-Russia physical culture and sports complex «Ready for Labour and Defense» can be a powerful instrument to find a solution to the problems. The main objectives of the complex are as follows: to increase the number of citizens systematically engaged in fitness activities; to create a public need for regular physical education and sport as well as commitment to physical perfection and development of healthy lifestyle skills; to increase the general level of knowledge about physical culture, i.e. means, methods and forms for self-training.
However, there is a lack of a unified mechanism for the introduction of the All-Russia national physical culture and sports complex in the constituent entities of the Russian Federation. Moreover, neither regional, climatic, geographic nor socio-economic features of any particular region are taken into consideration.
Therefore, the aim of this work is to reveal organizational and practical aspects of the introduction of the All-Russia national physical culture and sports complex «Ready for Labour and Defense» in the Republic of Sakha (Ya-
Key words: Russian national physical culture and sport complex; legal framework; constituent entities of the Russian Federation; the Republic of Sakha (Yakutia); compliance with the requirements; distinctions; students; pu-
About the authors: Svetlana Stepanovna Gulyaeva , Candidate of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Theory and Methodology of Physical Culture, Vice Rector for Research Policy; Aitalina Fedorovna Syrovatskaya2, Lecturer at the Department of Theory and Methodology of Physical Culture. Place of employment: Churapchinsky State Institute of Physical Culture and Sports12
Гуляева С.С., Сыроватская А.Ф. Результаты внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в республике Саха (Якутия) // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 2. С. 81-88.
Gulyaeva S.S., Syrovatska A.F. The results of introduction of the all-russia physical culture and sports complex «ready for labour and defense» in the republic of Sakha (Yakutia) // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 2. P. 81-88.
УДК 796:378.147 О. Г. Ковальчук, Л. Г. Костикова
г. Омск, Россия
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ
Аннотация. В статье проанализирован уровень физической подготовленности студентов Омского государственного технического университета. С учетом профессиональной направленности и приоритетного развития скоростно-силовых качеств у студентов разработана авторская методика построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки. В авторской методике представлены специальные учебные занятия с преимущественной направленностью на силу и скорость. При последовательном чередовании на таких занятиях специальных микроциклов концентрированного тренировочного воздействия с использованием нетрадиционных средств сохраняется высокий уровень развития физических качеств, необходимый для сдачи контрольных тестов и нормативов.
Проанализированы результаты по итогам сдачи контрольных тестов и нормативов на начало и конец педагогического эксперимента. В результате проведенных исследований выявлено, что авторская методика построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки для успешности профессиональной деятельности способствует гармоничному развитию, а также увеличению уровня физической подготовленности студентов ОмГТУ.
Ключевые слова: студенты; физическая подготовленность; академические занятия; контрольные тесты и нормативы.
Сведения об авторе: Оксана Геннадьевна Ковальчук1, доцент кафедры физического воспитания и спорта; Лидия Геннадиевна Костикова2, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.
Место работы: Омский государственный технический университет1'".
Контактная информация: '644112, г.Омск, ул.Туполева, д. 56, тел.: 89136732542, e-mail: [email protected]; 2644073, г.Омск, ул. 3-я Любинская, д. 23, тел.: 89836240579, e-mail: [email protected].
Дисциплина «Физическая культура» является средством становления всестороннего гармоничного развития личности студентов. На настоящем этапе государственного переустройства гармоничное воспитание здорового, физически крепкого молодого поколения является приоритетным направлением социальной политики России. Высшее образование призвано обеспечить все сферы жизни общества высококвалифицированными, конкурентоспособными.
творческими кадрами, способными ускорить инновационное развитие страны. Исследователи указывают на необходимость модернизации высшей профессиональной школы, которая рассматривается не только как производитель образовательных и иных услуг, но и как творческая среда (Орленко и др. 2015: 176-179).
Образовательное пространство необходимо организовывать таким образом, чтобы все в совокупности способствовало гармоничной и