ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ И АПРОБАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Е.И. ПЕРОВА, В.А. КАБАЧКОВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам внедрения и апробации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». С целью подготовки и внедрения Комплекса было необходимо провести научно-исследовательскую работу по обоснованию нормативных требований в отдельных видах испытаний Комплекса. Регион Республика Саха (Якутия) был включен в список субъектов Российской Федерации для проведения организационно-экспериментального этапа внедрения Комплекса.
Ключевые слова: физическая подготовленность, физкультурно-спортивный комплекс, виды испытаний, динамика двигательных способностей.
Abstract
This article focuses on topical issues of implementation and testing of complex all-Russian sports complex «Ready for work and defense». In order to prepare and implement the complex was necessary to carry out research work on the justification of regulatory requirements in certain types of tests Complex. Region of the Republic of Sakha (Yakutia) was included in the list of subjects of the Russian Federation for organizational implementation of the pilot phase of the Complex.
Key words: physical fitness, sports complex, types of tests, the dynamics of motor abilities.
Поиск рациональных норм двигательной активности человека в современных условиях научно-технического прогресса является одной из важных социально-педагогических задач, решение которой позволит организовать и осуществлять процесс физического воспитания населения страны на качественно новом уровне.
13 марта 2013 г. в рамках проводимого совещания, посвященного вопросам развития детско-юношеского спорта, глава государства В.В. Путин выступил с предложением воссоздать на всей территории страны физкультурно-спортивный комплекс [1].
В целях совершенствования системы физического воспитания, направленной на укрепление здоровья россиян, и повышения роли государства в области физической культуры и спорта с 1 сентября 2014 г. введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО (далее - ВСФК ГТО) [2].
Актуальность внедрения комплекса ВФСК ГТО в настоящее время очевидна. Без государственной системы тестирования физической подготовленности невозможно объективно управлять процессом физического воспитания населения. Именно этот факт лег в основу работы по возрождению комплекса ГТО, на который ложится задача развития всей системы физического воспитания в стране, поскольку он является программной и нормативной основой физического воспитания населения [3].
С целью подготовки и внедрения Комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - Комплекс) было необходимо провести научно-исследовательскую работу по обоснованию нормативных требований в отдельных видах испытаний Комплекса. Регион Республика Саха (Якутия) был включен в список субъектов Российской Федерации для проведения организационно-экспериментального этапа внедрения Комплекса [4].
В этой связи одной из целей данной работы было определить ретроспективу исследований физического развития и подготовленности населения Республики Саха и провести анализ своих исследований в этом направлении, проводящихся сейчас. Это позволит сделать перспективный проект модели исследования по теме комплекса ГТО.
Комплексная оценка уровня физического развития посредством соответствующих методов позволяет выявить физическую дееспособность человека, обнаружить причину возникновения пробелов, подобрать адекватные средства и методы для приведения или приближения в оптимальное физическое состояние, проанализировать результаты практической работы по организации процесса физического воспитания.
Показатель физического развития населения имеет всегда этнический характер и отражает закономерности, определяемые многообразием местных условий: климато-географических, социально-экономических, бытовых, профессионально-производственных и прочих факторов.
В Республике Саха (Якутия) с ее огромной территорией, с разными климато-географическими, хозяйственно-бытовыми условиями, а также особенностями культуры и традиций народов Севера в местах компактного проживания, не представляется возможной разработка унифицированных критериев оценки физического развития. Естественно, что этнические особенности физического развития формируются на базе общих анатомо-физиологических закономерностей, присущих процессам роста и развития детского организма. Следовательно, анатомо-физиологические особенности в различных конкретных условиях окружающей среды несколько варьируют и видоизменяются в отношении
темпов роста и развития организма. Учет местных особенностей организма крайне важен, поскольку они позволяют объективно и комплексно проводить индивидуальную оценку развития каждого ребенка, а также иметь критерии оценки эффективности проводимых лечебно-профилактических мероприятий, необходимо это и для дальнейшего совершенствования физического воспитания.
Первые исследования длины тела коренного населения Якутии датируются 1878 г. [5]. С 1970 по 1990 г. исследования по изучению развития физических качеств детей, студенческой молодежи и взрослого населения Якутии проводились неоднократно. По их данным, физическое развитие взрослого населения Якутии в целом стабильно улучшалось. Вместе с тем развитие детей, проживающих в сельской местности, а также представителей малочисленных народов Севера оказалось ниже уровня физического развития городских детей школьного возраста, достигнутого в конце 80-х годов. Исследователи связывают это с этническими, климато-географическими и социально-экономическими условиями.
По полученным результатам становится очевидным, что тенденции в динамике физического развития взрослого и детского населения Якутии в целом аналогичны происходящим изменениям в масштабе всей России. Среди этих тенденций следует особо отметить процессы акселерации и астенизации (грацилизации).
При сравнительной оценке основных антропометрических признаков (длина и масса тела, окружность грудной клетки) выясняется, что как взрослые, так и дети, проживающие в Республике Саха (Якутия), несколько отстают в темпах физического развития и по их показателям в соответствующих возрастно-половых группах [5].
Последнее исследование морфофункциональных и морфометрических показателей школьников Якутии в возрасте 7-17 лет было проведено в начале 2000 г. [5]. В группы исследования вошли представители двух этнических групп: якуты (Саха) и эвены.
Исследования подтвердили, что показатели длины и массы тела мальчиков-подростков 15 и 17 лет якутской национальности, проживающих в республике, статистически достоверны и ниже показателей детей Центральной части России, в среднем на 4,6 см и 5,3 кг соответственно. Девочки-якутки в возрасте 15-17 лет, проживающие в Республике Саха (Якутия), имеют более низкие показатели длины и массы тела, в среднем на 4,2 см и 3,6 кг соответственно, по сравнению с показателями длины и массы тела их сверстниц в целом по России.
Если уровень физического развития населения Якутии изучен в достаточно полном объеме в течение большого исторического отрезка времени единым протоколом исследования, и в результате этого были разработаны стандарты физического развития детского и взрослого населения республики, то уровень физиче-
ской подготовленности жителей Якутии изучен недостаточно. В доступной нам литературе обнаружены две работы, посвященные данной теме.
Первая работа по изучению физической подготовленности коренных жителей Якутии школьного возраста проводилась в 1976 г. под руководством И.А. Гусевой [5]. Результаты второго исследования физической подготовленности коренных жителей республики изданы в 2003 г. [5].
В связи с этим наибольший научный интерес представляет комплексное изучение физической подготовленности коренных жителей Севера, так как проведенные исследования не дают объективную информацию в полном объеме: во-первых, исследования носили эпизодический характер, что не позволяет отнести их к мониторинговому исследованию, во-вторых, ограниченность примененных тестов не позволяет дать интегративную оценку уровня физической подготовленности.
Дополнительный интерес представляет изучение физической подготовленности школьников, проживающих на обширной территории Республики Саха (Якутия) с площадью 3 млн км2. Изученная научная литература, отражающая результаты исследований, позволяет выдвинуть гипотезу о том, что существует статистически достоверная разница в физической подготовленности коренных жителей во внутрипопуляционном масштабе в связи с проживанием в разных уголках республики.
Одна из важнейших задач, которая стояла перед исследованием, - изучение уровня физической подготовленности учащихся и их готовности к выполнению нормативов комплекса ГТО ¡-V ступеней в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия). Исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений Республики Саха в течение 2014 г. в четыре этапа.
В ходе исследования применялись общепринятые методы, используемые для определения физической подготовленности школьников, рекомендованные в нормативах комплекса ГТО 2014 г.
Согласно плану мероприятий по поэтапному внедрению комплекса ГТО, группа авторов совместно со специалистами ФГБУ ФНЦ ВНИИФК провела исследование по оценке физического состояния учащихся школ Республики Саха (Якутия) в каждой возрастной группе с 7 до 16-17. В исследовании приняли участие 2077 респондентов, из них 1092 мальчиков (юношей) и 985 девочек (девушек). Возрастные группы принявших участие в исследовании физической подготовленности представлены в табл. 1.
В целом динамика двигательных способностей учащихся общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) соответствуют возрастно-половым особенностям развития организма. Однако оценка физической подготовленности испытуемых, согласно оценочным таблицам, разработанным в ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, свидетельствует о том, что уровень физиче-
ской готовности значительной части юношей и девушек (до 50% и выше) находится ниже требуемого гигиенического уровня, что соответствует уровню подготовленности «ниже среднего» и «низкий» [6]. Особенно низкие показатели зарегистрированы во всех возрастных группах в лыжных гонках, а уровень физической готовности большинства испытуемых очень низкий.
Определенный интерес представляет оценка физической подготовленности испытуемых в каждой возрастной группе и ступени по показателям результативности выполнения ВФСК ГТО на золотой, серебряный и бронзовый значки. Эти данные представлены в табл. 2.
Анализ результатов тестирования учащихся общеобразовательных учреждений (табл. 1) показал, что из общего числа обследованных 1107 юношей и 1441 девушек в среднем по Республике Саха (Якутия) выполнить нормативы комплекса ГТО в пяти уровнях на золотой, серебряный и бронзовый значок в состоянии только 58,9% мальчиков и 39,2% девочек. Это свидетельствует о том, что больше 50%, треть мальчиков и две трети девочек, по своему физическому состоянию находятся в группе «риска», а уровень физической подготовленности оценивается как «ниже среднего» и «низкий».
Таблица 1
Возрастные группы, количество принявших участие в выполнении нормативов комплекса ГТО 2014 г.
в школах Республики Саха (Якутия), 1-У ступени
Количество принявших участие в ГТО 2014 г. (по ступеням)
Уровень / пол I ступень 6-8 лет II ступень 9-10 лет III ступень 11-13 лет IV ступень 14-15 лет V ступень 16-17 лет Всего
Мальчики (юноши) 188 233 419 105 147 1092
Девочки (девушки) 242 222 235 160 126 985
Таблица 2
Результаты выполнения нормативов комплекса ГТО учащимися общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) 1-У ступени
Уровень Мальчики Девочки
Количество испытуемых Количество выполнивших нормативы ГТО Количество испытуемых Количество выполнивших нормативы ГТО
Абс. % Абс. %
I ступень 6-8 лет 188 71 49,05 119 66 55,5
II ступень 9-10 лет 233 135 71,6 215 113 52,5
III ступень 11-13 лет 419 226 70,45 305 147 48,2
IV ступень 14-15 лет 109 63 73,52 542 25,5 59,5
V ступень 16-17 лет 158 81 71,70 260 52,4 20
Итого 1107 947 58,9 1441 566 39,2
На основании анализа физической подготовленности учащихся образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) сделаны следующие выводы:
1. Физическая подготовленность по результатам выполнения нормативов комплекса ГТО характеризуется средними показателями. В среднем из числа испытуемых нормативы комплекса ГТО на золотой, серебряный и бронзовый значок выполнили 58% и не справились - 41%.
2. Подавляющее большинство мальчиков / юношей Республики Саха (Якутия) в состоянии выполнить нормативы комплекса ГТО 2014 г. с результативностью выше среднего. Наиболее высокие результаты показали при выполнении тестов, в которых требовалось проявление силовой выносливости. Девочки / девушки при выполнении всех тестовых испытаний достигли только средних результатов. На основании проведенных исследований считаем необходимым с целью большей
информативности включение в протоколы приемов нормативов ГТО измерения основных параметров физического развития. Это позволит в процессе обработки материала учитывать изменение росто-весовых показателей в динамике возрастов, также целесообразно провести корреляционное исследование взаимного влияния параметров.
Далее, в видах испытаний на всех трех ступенях указан «Туризм» с разницей в количестве походных дней в зависимости от ступени. Учителя физкультуры, ответившие на вопрос, как проводится данное мероприятие, объяснили, что массовый поход проходит раз в год на один день из-за экстремальных природно-климатических условий (частые наводнения, пожары, резкая смена погоды), нехватки финансирования, ужесточившихся требований СаНПиН (санитарные правила и нормы), техники безопасности. В некоторых классах походы организуются только под руководством классного руководителя после предварительной устной консультации учителя физической культуры. По истечении похода классный руководитель отчитывается педагогу-предметнику. Данный вид тестового испытания на практике организуется только как активный отдых на свежем воздухе, т.к. не имеется критериев, тестов, которые должны выполняться во время похода.
Много вопросов вызывает вид испытания «Плавание», так как особенно в сельских школах, которые составляют 70% школ республики, отсутствует специальное спортивное сооружение - бассейн.
Согласно единым требованиям, на лыжную подготовку выделяется 16 ч., при этом климато-географические условия в самом регионе разные. Так, если, по мнению учителей физкультуры, работающих в центральных районах, проблем с лыжной подготовкой на уроках и со сдачей нормативов по лыжам не возникает, то учителя Южной части Якутии не имеют возможности проводить лыжную подготовку в течение 5 недель из-за раннего снеготаяния, что сказывается на показателях при сдаче нормативов. По признанию учителей физкультуры северных районов Якутии, аналогичная проблема возникает по причине суровых климатических условий и резкой смены температуры (сильные ветры, бури, пурга, холодная погода, полярные дни, заледенелый снег).
Результаты испытаний всех школ и городов республики должны вноситься в компьютерную программу с единой базой данных для мониторинга уровня физической подготовленности учащихся Республики Саха (Якутия), корректировки и совершенствования школьной программы по физкультуре, повышения профессиональной компетенции учителей физкультуры, для оперативности и мобильности проводимой работы.
Результатами учащихся должны быть не обязательно только повышение, но и сохранение стабильных показателей, свидетельствующих о систематическом занятии физической культурой и спортом, также о достаточном уровне развития основных физических качеств.
С целью изучения отношения специалистов в области физической культуры и спорта к национальным
видам спорта, физическим упражнениям и к Комплексу с учетом особенностей физического воспитания в условиях Якутии, для включения в нормативы комплекса ГТО в тестовые испытания по выбору, а также в связи с внедрением Всероссийского физкультурно-спортив-ного комплекса в программу школ, специалистами ВНИИФК для проведения экспертной оценки проекта ВФСК был проведен социологический опрос. В опросе принимали участие руководители и специалисты органов регионального управления в области физической культуры и спорта, учителя физической культуры общеобразовательных школ; преподаватели физического воспитания вузов, тренеры спортивных школ из разных районов республики и г. Якутска.
Результаты опроса показывают:
1. 100% опрошенных учителей одобряют использование национальных видов спорта на уроках и по возможности используют национальные виды спорта, в частности, широко используются якутские прыжки в вариативной части урока, согласно Республиканскому стандарту образовательной области «Физическая культура».
2. Большинство экспертов поддерживают проект комплекса ГТО и рекомендуют его к утверждению и скорейшему внедрению. В то же время достаточно большое количество экспертов утверждают, что внедрение требует дополнительного материально-технического обеспечения. Организация таких видов испытаний, как турпоход, стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия, бег на лыжах, рывок гири не обеспечены в должной мере спортивным инвентарем. Проведение испытаний по плаванию и стрельбе затруднено ввиду отсутствия достаточного количества и пропускной способности бассейнов и спортивных тиров соответственно.
3. Из числа опрошенных 89% считают, что национальные виды спорта должны быть включены в нормативы комплекса ГТО в тестах по выбору.
4. При оценке кадрового обеспечения мероприятий Комплекса большинство площадок не испытывает потребности в кадрах для судейского обеспечения видов испытаний, определяющих уровень развития основных физических качеств. Однако проведение мероприятий по прикладным навыкам затруднено отсутствием необходимого числа квалифицированных по данным видам специалистов.
5. 27,5% опрошенных учителей считают, что для включения национальных видов спорта в тестовые испытания нужны дополнительные курсы повышения квалификации для учителей физкультуры.
6. При включении в тестовые испытания комплекса ГТО по выбору национальных упражнений и национальных видов спорта необходимо разработать нормативные требования.
Полученные результаты тестирования и предварительные выводы требуют дальнейшего экспериментального подтверждения, компаративного исследования, позволяющего путем сравнения и сопоставления выявлять общее и особенное (специфическое), объяс-
нить причины сходств и различий в различных регионах страны. Регионам предстоит определиться с тестами по популярным видам спорта, уточнить и разработать по ним нормативы на основании проведенных исследований.
В целях выполнения поставленных в Стратегии задач ведутся поиски наиболее рациональных, адаптированных
к региональным условиям программ физкультурного оздоровления населения, учитывающих их потребности и интересы, так как численность систематически занимающихся физической культурой и спортом, информированность населения о собственном состоянии здоровья человека, современных видах физических занятий за последние годы постепенно повышается.
Литература
1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 [Текст] // Российская газета. - 2007. -07 декабря.
2. Протокол заседания Совета по развитию физической культуры и спорта http://news.kremlin.ru/news/
3. Концепция ВФСК [Электронный ресурс]: (http:// www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/fiz-ra-papk/4384/).
4. Указ Президента Российской Федерации № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» http://news.kremlin.ru/news/
5. Мониторинг физического состояния школьников (монография) / Левушкин С.П., Платонова Р.И. и др. -М.: Советский спорт, 2012. - 166 с.
6. Кабачков В.А. Оценка физической подготовленности учащейся молодежи и взрослого населения Российской Федерации по результатам выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и защите Отечества» [Текст] / Е.И. Перова, В.А. Куренцов // Материалы международной научно-методической конференции «Проблемы совершенствования физического воспитания студентов» - г. Москва: 2-3 февраля 2012 года. -С. 57-59.
References
1. On Physical Culture and Sports in the Russian Federation: Federal Law of 04.12.2007, № 329-FZ [Text] // Russian newspaper. - 2007. - 07 December.
2. Minutes of the meeting of the Council on Physical Fitness and sporta http: //news.kremlin.ru/news/
3. The concept of VFSK [electronic resource]: (http:// www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/fiz-ra-papk/4384/).
4. Presidential Decree № 172 "On the All-Russian sports complex" Ready for Labor and Defense» http://news.krem-lin.ru/news/
5. Monitoring the physical condition in school students (monograph) / Levushkin S.P., Platonov R.I. et al. - M.: Soviet Sport, 2012. - 166 p.
6. Kabachkov V.A. Evaluation of physical fitness of students and adult population of the Russian Federation on the results of the standards set "Ready for work and defense of the Fatherland" [Text] / E.I. Perova, V.A. Kurentsov // Proceedings of the International Scientific Conference "Problems of improving physical education students". -Moscow.: February 2-3, 2012. - S. 57-59.