Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСПЕКЦИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСПЕКЦИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетние / социальные отношения / взаимодействие в обществе / инспекции по делам несовершеннолетних / защита прав детей / органы местного самоуправления / minors / social relations / interaction in society / inspections for minors / protection of children's rights / local self-government bodies.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елизавета Михайловна Гончарова, Ирина Борисовна Марьясис

Изучается состояние деятельности инспекций по делам несовершеннолетних для выявления проблем между основными субъектами межведомственного взаимодействия. Представлены данные, которые констатируют количество совершенных деяний противоправного характера не только несовершеннолетними, но и их законными представителями. Предложены рекомендации для оптимизации современных форм взаимодействия с проблемными подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елизавета Михайловна Гончарова, Ирина Борисовна Марьясис

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF INTERACTION OF INSPECTIONS FOR JUVENILE AFFAIRS, BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

The status of juvenile inspectorates is being examined to identify problems between the main actors of inter-agency cooperation. Data are provided that indicate the number of illegal acts committed not only by minors, but also by their legal representatives. Recommendations are offered to optimize modern forms of interaction with problem adolescents

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСПЕКЦИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

УДК 159:34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10434

ББК 88:67 © Е.М. Гончарова, И.Б. Марьясис, 2020

Научные специальности: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии; 12.00.14 — административное право; административный процесс

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСПЕКЦИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Елизавета Михайловна Гончарова, кандидат психологических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Ирина Борисовна Марьясис, кандидат психологических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Изучается состояние деятельности инспекций по делам несовершеннолетних для выявления проблем между основными субъектами межведомственного взаимодействия. Представлены данные, которые констатируют количество совершенных деяний противоправного характера не только несовершеннолетними, но и их законными представителями. Предложены рекомендации для оптимизации современных форм взаимодействия с проблемными подростками.

Ключевые слова: несовершеннолетние, социальные отношения, взаимодействие в обществе, инспекции по делам несовершеннолетних, защита прав детей, органы местного самоуправления.

THE ORGANIZATION OF INTERACTION OF INSPECTIONS FOR JUVENILE AFFAIRS, BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Еlizaveta M. Goncharova, Candidate of Psychological Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Irina B. Mar'yasis, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Abstract. The status of juvenile inspectorates is being examined to identify problems between the main actors of inter-agency cooperation. Data are provided that indicate the number of illegal acts committed not only by minors, but also by their legal representatives. Recommendations are offered to optimize modern forms of interaction with problem adolescents.

Keywords: minors, social relations, interaction in society, inspections for minors, protection of children's rights, local self-government bodies.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гончарова Е.М., Марьясис И.Б. Организация взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних с органами местного самоуправления. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(7):299-303.

На сегодняшний день защита прав наиболее незащищенной категории населения страны — лиц несовершеннолетнего возраста обращает на себя пристальное внимание. Основная обязанность по защите прав детей и подростков, прежде всего, возложена на инспекцию по делам несовершеннолетних (ИДН).

Следует отметить, что в большинстве своем ИДН осуществляют свою деятельность на двух уровнях — региональном и на муниципальном. При этом, имеет место достаточно большое число проблем, которые связаны с организацией их деятельности в целом. Кроме того, примечательным является еще то обстоятель-

ство, что непосредственный статус ИДН как таковой на сегодняшний день регламентирован только законами, принятыми на уровне субъектов Российской Федерации. В свою очередь, региональным законодательством сам непосредственный правовой статус ИДН, прежде всего, устанавливается обычно как статус, который свойственный для постоянно действующего координирующего органа, входящего в государственную систему, направленную на защиту прав несовершеннолетних, а также принятие мер, связанных с профилактикой их безнадзорности и последующих возможных правонарушений на территории того или иного субъекта Российской Федерации [3, с. 42-43].

Данное обстоятельство можно объяснить, прежде всего, тем, что именно рассматриваемые комиссии представляют собой орган, на который возложена обязанность координации, а также осуществления контролирующей деятельности совершенно всех органов, а также учреждений, которые отнесены к системе осуществления профилактики безнадзорности, а также правонарушений лиц несовершеннолетнего возраста.

ИДН реализует управленческие функции общего характера. Так, этот управленческий орган составляет прогноз своей будущей деятельности с обязательным осуществлением контроля за его соблюдением [1, с. 148-149]. Как уже было отмечено, ИДН осуществляет полномочия, присущие исполнительным органам власти. Однако, к его ведению относят также более широкие полномочия. В частности, к ним относят следующие полномочия:

♦ реализация мер, которые предусмотрены общими нормативно-правовыми актами, действующими как на уровне государства, так и на уровне его субъектов. Эти меры направлены на координацию усилий всех органов, осуществляющих профилактические мероприятия в сфере защиты несовершеннолетних лиц;

♦ контроль за обучением и содержанием подростков, которые, в частности, содержатся в специализированных профилактических учреждениях, где они подвергаются профилактическому и воспитательному воздействию;

♦ защита и восстановление интересов и прав подростков;

♦ обнаружение и устранение причин, по которым несовершеннолетние лица ведут беспризорный образ жизни, способствующий осуществлению ими асоциального поведения согласно процедуре, установленной нормативно-правовыми актами различных уровней.

На сегодняшний день можно выделить две формы межведомственного взаимодействия ИДН с органами местного самоуправления:

♦ межведомственное взаимодействие ИДН с органами местного самоуправления;

♦ информационное взаимодействие ИДН с органами местного самоуправления.

Субъекты межведомственного взаимодействия представлены в ст. 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

♦ органы управления социальной защитой населения;

♦ федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;

♦ органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

♦ органы опеки и попечительства;

♦ органы по делам молодежи;

♦ органы управления здравоохранением;

♦ органы службы занятости;

♦ органы внутренних дел;

♦ учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

При рассмотрении деятельности ИДН г. Москвы и округов установлено, что в эту систему включены 37 комиссий, которые входят в структуру районов г. Москвы, округов1. Московская областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав занимается координацией работы всех учреждений, которые осуществляют профилактику правонарушений среди подростков. Территориально комиссия осуществляет деятельность в Московской области.

Статистика деятельности этой комиссии по состоянию на 2019 г. следующая. Была проверена деятельность 16 муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Всего комиссией рассмотрено 350 обращений. В результате члены комиссии подготовили 40 аналитических записок. 323 обращения в комиссию касались сложных дел с участием несовершеннолетних лиц. Особенная работа проводилась для повышения квалификации членов комиссий. Так, для этих целей было осуществлено три совещания-семинара. Проведение двух круглых столов также способствовало этой цели. Круглые столы были посвящены темам защиты детей, результативности работы телефона доверия. Комиссии муниципальных образований проделали активную работу по координации деятельности профилактических организаций. Так, по состоянию на 2019 г. по этому вопросу осуществлено 892 заседания, причем 32 из них носили выездной характер.

1 Здесь и далее информация приведена согласно данным подразделения по делам несовершеннолетних и отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних УМВД России по г.о. Воскресенск.

Комиссии в ходе заседаний осуществили оценку 1014 вопросов, касающихся профилактики, которые коснулись мероприятий по защите прав подростков и решения сложных семейных проблем. Было подготовлено 178 представлений, которые впоследствии направлены в профилактические организации. Представления касались устранения условий, причин, которые стали основными в провоцировании беспризорного поведения подростков, совершивших в результате асоциальные противоправные поступки. Помимо этого, рассмотрению подлежали также 10 084 персональных дела по делам несовершеннолетних лиц и их представителей. Итогами рассмотрения являются 7031 вынесенное постановление по назначению административного наказания, 4219 из которых были вынесены в отношении родителей несовершеннолетних лиц, а 2560 — в отношении самих подростков.

3727 родителей (88,3%) было привлечено к административной ответственности за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей.

1691 подросток (41,4%), в отношении которых рассматривались дела об административном нарушении комиссией, обучались в общеобразовательных организациях. 1820 человек (44,6%) обучались в образовательных профессиональных организациях. 420 человек, дела которых были рассмотрены комиссией, не работали и не учились, таких лиц в процентном отношении было 10,3%. 52 человека (1,3%) имели работу. 102 человека, в отношении которых комиссией были рассмотрены дела, учились в заведениях, предоставляющих высшее профессиональное образование. Таких лиц было 2,52%. 95 человек вернулись после проведения профилактических мероприятий в свои учебные заведения. 626 несовершеннолетним лицам было предоставлено рабочее место. Профилактическая работа с подростками была эффективной, о чем свидетельствует тот факт, что уменьшилось количество лиц, которые состоят на учете в этих комиссиях.

На 1 января 2020 г. в комиссиях на учете стояли 626 несовершеннолетних лиц (или 0,28% от всех подростков, которые живут в регионе). Беспризорными лицами из их числа признаны 65 человек. 60 человек злоупотребляли запрещенными веществами. Спиртными напитками из них злоупотребляли 386 человек. 27 человек употребляли различные токсические вещества. 240 несовершеннолетних лиц осущест-

вили нарушение общественного порядка, за что к ним было применено административное взыскание. Наиболее агрессивные подростки, совершившие тяжелые преступные деяния, были помещены в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. В отчетном периоде таких нарушителей там содержалось 191 человек. В регионе был реализован Порядок межведомственного взаимодействия по предупреждению самовольных уходов и организации розыска несовершеннолетних. Эти мероприятия показали свою эффективность, которая проявилась в том, что на 19,7% сократилось число самовольных уходов подростков в регионе. Так, установлено 218 уходов несовершеннолетних лиц из дома и 75 лиц совершили уход из профилактических учреждений.

Наблюдают несовершеннолетних лиц, которые в анамнезе имеют наркоманию, алкоголизм, токсикоманию, региональные врачи-наркологи. Эта работа ведется совместно с комиссиями, которые занимаются профилактическим взаимодействием с несовершеннолетними лицами. Также большую помощь в такой работе оказывают отделы образования и другие профильные организации. Лечение несовершеннолетние пациенты проходят в специализированных лечебных учреждениях. Профилактическая работа также ведется с семьями, чье положение является общественно опасным и в них есть несовершеннолетние лица. Порядок по взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установил основные правила по взаимодействию с такими проблемными семьями. В этой части с ними проводится профилактическое взаимодействие.

Комиссии по делам несовершеннолетних ведут учет 1066 семей со сложными жизненными обстоятельствами. В этих семьях родители воспитывают 2152 ребенка (по статистике это по состоянию на 2019 г.). При этом этот показатель на 24,5% меньше в сравнении с предыдущим годом и на 35,9% меньше, чем в 2012 г. Система профилактики региона провела 6974 обследования условий, в которых проживают и воспитываются подростки. Обнаружено 427 проблемных семей. После проведения профилактических мероприятий удалось снять с учета 773 семьи, ранее имевших проблемы. 68,8% семей или 532 семьи сняты с учета комиссии вследствие исправления. 100 семей были сняты с учета вследствие

того, что родители были лишены права заниматься воспитанием детей. Таких семей 12,9%. За отчетный период 306 родителей лишены родительских прав. Ограничение в родительских правах объявлено 58 родителям в отношении 97 детей. По решению комиссии 17 родителей были восстановлены в правах на воспитание своих детей. 5 родителей снова получили родительские права.

В московском регионе обнаружены 466 детей-сирот, которые остались без опеки родителей. В дома семейного типа попали 386 детей. 82,8% детей были устроены в семьи. В 2018 г. всего 78,2% детей, оказавшихся без опеки родителей, были устроены в семьи. В 2019 г. в семьи для воспитания было передано 450 детей. 96,6% детей Московской области были устроены в семьи вследствие того, что их родители умерли. В 2018 г. таких детей было 85,3%. Произошло увеличение данного показателя на 11,3%.

По состоянию на 1 января 2020 г. региональный банк содержал информацию о 672 детях, которые остались сиротами. Этот показатель сократился на 12,8% в сравнении с прошлым периодом. По состоянию на этот период в регионе 3529 замещающих семей. Из их числа насчитывается 2486 семей-попечителей, которые безвозмездно выполняют свою работу. Замещающие семьи занимаются воспитанием 4449 детей, которые остались сиротами. В 1043 семьях воспитыв ают 1109 усыновленных детей.

Осуществляют деятельность также отделения помощи, которые оказывают психологическую поддержку детям, женщинам, оказавшимся в сложной ситуации. Это способствует обнаружению на ранних стадиях семейного неблагополучия. Данный подход помогает сохранить кровную семью для детей. Осуществляется реализация комплексных мероприятий, которые помогают адаптироваться в обществе детям-сиротам, выпустившимся из специализированных воспитательных учреждений. Реализовано постинтернатное сопровождение таких детей.

Комиссия при Правительстве области осуществляет мероприятия, направленные на профилактику совершенных подростками правовых нарушений и сиротства. В рамках этой работы осуществляются различные профилактические мероприятия. Так, известны, например, мероприятия, «Семья», «Подросток», «Добро без границ». Эти мероприятия имеют большое профилактическое значение, так как подростки, благодаря им, могут перейти в более благо-

приятную социальную среду и заняться позитивными видами деятельности. Специалисты области особенным образом организуют их досуг в свободное от учебы время. Сотрудники также следят за семьями, попавшими в сложные условия. В ходе постоянного мониторинга за такими семьями обнаруживают опасные ситуации, связанные с тем, что родители не выполняют обязанности и пускают воспитание детей на самотек. Большое внимание уделяют осуществлению профилактических мероприятий, которые направлены на предупреждение неблагополучия в семьях. Специалисты комиссий предоставляют психологическую и материальную помощь несовершеннолетним лицам и их семьям.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Московской области постоянно мониторит ситуацию с внедрением и эффективностью профилактических мер воспитания подростков. Общественность существенным образом привлечена к деятельности инспекций по уголовным и исполнительным наказаниям. Особенное внимание привлечено к предупреждению рецидивов деяний среди молодых людей. Массовые формы уже не имеют такого значения, как ранее.

Могут быть выделены разные формы привлечения социума к взаимодействию с молодыми людьми, которые получили условное наказание. Некоторые лица работают с несовершеннолетними индивидуально. Эту работу осуществляют добровольцы, наставники, дружинники, студенты, казачество. Эти субъекты оказывают позитивное воздействие на поведение подростков.

Некоторые общественные организации предоставляют социальную поддержку лицам несовершеннолетнего возраста, которые получили условные сроки наказания. Трудовые коллективы, шефы, воспитатели больше не выступают в качестве звеньев системы профилактики поведения несовершеннолетних, которые получили условное наказание. Требуется улучшать работу УИИ и иных элементов профилактической системы. Такой подход позволит предотвратить отрицательное воздействие своей семьи и социума, некоторые члены которого совершают противоправные деяния. Новые современные формы взаимодействия с проблемными подростками будут весьма результативными.

К каждому подростку должен быть индивиду аль-ный психологический подход. Здесь важно совмест-

ное взаимодействие всех органов профилактической системы. Таким образом, можно осуществлять эффективный контроль за поведением несовершеннолетних лиц. Появляется возможность обнаружить и устранить причины повторения преступлений. Подросткам предоставляется возможность решить проблемы личного характера.

Должно быть налажено тесное взаимодействие инспекций, общественных, государственных органов. Такой подход обеспечит рост результативности работы с разными категориями несовершеннолетних, которых можно уберечь от рецидивов. Региональные нормативно-правовые акты должны закрепить формы взаимодействия с несовершеннолетними лицами. При этом важно верно определить приоритет такой деятельности, который состоит в оказании психологической и социальной поддержки подросткам.

Литература

1. Бабкина О.А. Роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и ее деятельность по обеспечению прав и законных интересов детей: Сб. мат. Всерос. совещания (г. Пенза, 22-24 сентября 2014 г.). Пенза: Изд-во ПГУ, 2015.

2. Гончарова Е.М., Марьясис И.Б., Простяков В.В. Психологические аспекты профилактической работы социальных институтов по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних в неполных семьях // Юридическая психология. 2018. № 4. С. 15-23.

3. Ермолаева Т.А. Методические рекомендации для комиссий по делам несовершеннолетних по разрешению актуальных вопросов, возникающих в

правоприменительной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (в вопросах и ответах). Саратов: Саратовская гос. юридическая акад., 2018.

4. Шарафутдинова Н.В., Простяков В.В., Марьясис И.Б., Гончарова Е.М. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения несовершеннолетних // Юридическая психология. 2019. № 1. С. 8-12.

References

1. Babkina O.A. Rol' komissii po delam nesovershennoletnikh i zashchite ikh prav v sisteme profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennolet-nikh i eye deyatel'nost' po obespecheniyu prav i zakon-nykh interesov detey: Sb. mat. Vseros. soveshchaniya (g. Penza, 22-24 sentyabrya 2014 g.). Penza: Izd-vo PGU, 2015.

2. Goncharova E.M., Mar'yasis I.B., Prostyakov V.V. Psikhologicheskiye aspekty profilakticheskoy raboty sot-sial'nykh institutov po preduprezhdeniyu deviantnogo po-vedeniya nesovershennoletnikh v nepolnykh sem'yakh // Yuridicheskaya psikhologiya. 2018. № 4. S. 15-23.

3. Ermolayeva T.A. Metodicheskiye rekomendatsii dlya komissiy po delam nesovershennoletnikh po raz-resheniyu aktual'nykh voprosov, voznikayushchikh v pravoprimenitel'noy deyatel'nosti komissiy po delam nesovershennoletnikh i zashchite ikh prav (v voprosakh i otvetakh). Saratov: Saratovskaya gos. yuridicheskaya akad., 2018.

4. Sharafutdinova N.V., Prostyakov V.V., Mar'yasis I.B., Goncharova E.M. Sotsial'no-psikhologiches-kiye determinanty deviantnogo povedeniya nesovershennoletnikh // Yuridicheskaya psikhologiya. 2019. № 1. S. 8-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.