УДК 372
Рашида Ришатовна Батырова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№45 «Волчок», Сургут, Россия, [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В данной статье представлены результаты исследований в области организации взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьей воспитанников. Показаны современные условия организации взаимодействия через реализацию STEAM-технологии и ее использование в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольное образование, взаимодействие с семьей, проектная деятельность, STEAM-технология
Rashida R.Batyrova
Municipal budgetary preschool educational institution kindergarten №45 "Volchok",
Surgut, Russia, [email protected]
ORGANIZATION OF INTERACTION OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION WITH A FAMILY IN MODERN CONDITIONS
Abstract. This article presents the results of research in the field of organization of interaction between a preschool educational organization and a family of pupils. It shows the modern conditions for the organization of interaction through the implementation of STEAM-technology and its use in project activities with children of older preschool age.
Keywords: preschool education, interaction with the family, project activities, STEAM-technology
Дошкольное детство является одним из самых главных периодов в жизни каждого человека, так как именно в этот период закладываются все необходимые навыки и умения. И важно помнить, что семья является основой для развития ребенка, но и не стоит забывать, что другие общественные институты, например, дошкольные образовательные учреждения, также имеют влияние на становление личности ребенка. Именно поэтому качественное взаимодействие этих двух институтов играет большую роль в обучении и воспитании будущего поколения.
Теме взаимодействия между участниками образовательных отношений посвящено множество педагогических и психологических исследований. И проанализировав научные работы многих исследователей, можно сделать вывод о том, что понятие «взаимодействие» представляет собой процесс взаимного воздействия двух объектов. Ряд современных авторов в области дошкольного образования такие, как Е.П.Арнаутова, В.П.Дуброва, А.В.Козлова и многие другие, в своих работах представили необходимость установления партнерских отношений между семьей и дошкольным учреждением и выделили важность данного педагогического взаимодействия [2]. Данное понятие также отражено в нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из принципов является взаимодействие Организации с семьей. Таким образом, взаимодействие между родителями и дошкольным учреждением является обязательным условием для обучения и воспитания дошкольников [5].
При организации условий для создания качественного взаимодействия с семьями
воспитанников педагогам следует внимательно отбирать те методы, формы и приемы работы для того, чтобы родительское сообщество было заинтересовано и проявляла инициативу в образовательном процессе. Также стоит обратить внимание, что необходимо использовать в большинстве случаев инновационные технологии, которые позволят сделать обучение и взаимодействие эффективнее и интереснее как для детей, так и для их родителей. Среди таких технологий можно выделить личностно-ориентированные технологии, проектную деятельность, игровую технологию, БТЕЛМ-технологии и другие, но также возможно объединение этих технологий и создание нового продукта [3]. Так, например, при использовании БТЕЛМ-технологии как технологии, позволяющей организовать деятельность детей в условиях метапредметной среды, направленной на подготовку детей к жизни в высокотехнологически развитом пространстве, можно организовать проектную деятельность совместно с родителями [1].
В ходе проведения опытно-экспериментального исследования на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №45 «Волчок» города Сургут были использованы данные технологии для повышения уровня взаимодействия между дошкольным учреждением и семьями. Таким образом, был реализован проект «Наш двор» с использованием учебно-методического комплекта «ЕНОТИК». Целью данного проекта было создать условия для обучения детей создавать образ будущей постройки, используя предложенные условия в ходе совместной деятельности с родителями.
В рамках проекта дети совместно с родителями и педагогами изучали особенности дворов, в которых проживают семьи: были изучены истории названий улиц; нарисованы схемы дворов будущего; сконструированы с помощью ЬЕОО-конструкторов макеты детского сада и домов, в которых живут дети; спроектированы макеты малых архитектурных форм детских площадок будущего из бросового материала; а также с помощью 3Б-принтера были напечатаны модели деревьев с целью озеленения дворов.
Данный проект реализовался в течение месяца и состоял из трех основных этапов: подготовительный, основной и заключительный. Каждый этап подробно описывался в технологической карте, где были также указаны: тема проекта, вид, актуальность, цель, проблемный вопрос, задачи, продукт, сроки, риски, промежуточные результаты, мероприятия, оценка эффективности реализации проекта, обобщение педагогического опыта и другое. Описание всех этапов позволило видеть полученные результаты и при необходимости вводить корректировки. В ходе реализации проекта удалось привлечь родителей в образовательный процесс, если в начале проекта участвовало всего 43% семей от общего количества семей, посещающих группу старшего дошкольного возраста, то к концу проекта это число увеличилось на 39%. Это говорит о том, что данный проект позволил привлечь родителей в образовательную деятельность и повысил уровень взаимодействия между педагогами и семьями дошкольников.
Проанализировав все полученные результаты, можно сделать вывод о том, что использование STEАM-технологии через организацию проектной деятельности расширило возможности организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей. В ходе проекта родители проявляли инициативу и помогали педагогу в создании условий, а также помогали детям узнать много нового, а дети смогли пополнить свои знания через наблюдение, моделирование, конструирование и использование 3Б-принтера, тем самым вовлекаясь в научно-техническое творчество.
Таким образом, организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей является одним из важных компонентов создания эффективной и слаженной работы дошкольной организации и дошкольного образования в современных условиях, так как только благодаря активному участию родителей в образовательном процессе можно достичь отличных результатов в обучении и воспитании дошкольников. Поэтому педагогам очень важно подобрать именно те технологии, методы и формы работы, которые смогут вовлечь всех субъектов образовательных отношений.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. STEAMS практики в образовании Сборник лучших STEAMS практик в образовании Часть 1. STEAMS практики в дошкольном образовании/ сост. Е.К.Зенов, О.В.Зенкова. ГАОУ ВО МГПУ. Москва: Издательство «Перо», 2021. 84 с.
2. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск: БГПУ им. М.Танка, 1997. 32 с.
3. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И.Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. 140 с.
4. Сыртланова Н.Ш. Мультикультурная семья - институт воспитания и развития ребенка дошкольного возраста // Семья в социально-культурном пространстве России. Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 279-283.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]// ФГОС. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 03.02.23).
REFERENCES
1. STEAMS praktiki v obrazovanii Sbornik luchshix STEAMS praktik v obrazovanii Chast' 1. STEAMS praktiki v doshkol'nom obrazovanii/ sost. E.K.Zenov, O.V.Zenkova. GAOU VO MGPU. Moskva: Izdatelstvo «Pero», 2021. 84 s.
2. Dubrova, V.P. Teoretiko-metodicheskie aspekty' vzaimodejstviya detskogo sada i sem'i: Uchebnoe posobie. Minsk: BGPU im. M.Tanka, 1997. 32 s.
3. Sovremenny'e pedagogicheskie texnologii: uchebnoe posobie dlya studentov-bakalavrov, obuchayushhixsya po pedagogicheskim napravleniyam i special'nostyam / Avtor-sostavitel': O.I.Mezenceva; pod. red. E.V. Kuzneczovoj; Kujb. fil. Novosib. gos. ped. un-ta. Novosibirsk: OOO «Nemo Press», 2018. 140 s.
4. Syrtlanova N.SH. Mul'tikul'turnaya sem'ya - institut vospitaniya i razvitiya rebenka doshkol'nogo vozrasta // Sem'ya v social'no-kul'turnom prostranstve Rossii. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 279-283.
5. Federal'ny'j gosudarstvenny'j obrazovatel'ny'j standart doshkol'nogo obrazovaniya [E'lektronny'j resurs]// FGOS. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (data obrashheniya: 03.02.23).
Информация об авторе
P.P. Батырова — воспитатель.
Information about the authors
R.R. Batyrova — kindergarten teacher.