Современные технологии подготовки кадров
Modern Technologies of Personnel Training
УДК 37.01
В. И. Боброва « А. В. Чижевская (2)
('Я Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация
(') E-mail: [email protected] ORCID:0000-0002-5735-1261
(2) E-mail: [email protected] ORCID:0000-0003-4582-5640
Элементы цифровизации в организации педагогической практики будущих педагогов дошкольного образования
Аннотация. Статья посвящена актуальному направлению подготовки будущих педагогов дошкольного образования — особенностям организации педагогической практики в условиях смешанного обучения. Современная ситуация применения дистанционных форм организации образовательного процесса в Институте среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского (ИСПО) делает необходимым определение специфики их использования при организации практики.
Цель работы заключается в определении возможностей будущих педагогов в овладении разными вариантами взаимодействия с детьми дошкольного возраста при организации производственной практики в форматах онлайн и офлайн.
Авторами раскрывается процесс организации педагогической практики обучающихся в онлайн-формате, показаны ее особенности в условиях интеграции традиционной и дистанционной форм, выделены три типа организации взаимодействия педагога (практиканта) с детьми дошкольного возраста в режимах онлайн и офлайн.
В статье на основании анализа отечественной научно-методической литературы раскрыты особенности организации педагогической практики в условиях интеграции
© Боброва В. И., Чижевская А. В., 2022
традиционной и дистанционной форм, систематизированы подходы к взаимодействиям между обучающимися и детьми дошкольного возраста.
Материалы статьи могут быть полезны преподавателям СПО, методистам, групповым руководителям практики при ее организации, так как выделены три типа эффективных взаимодействий педагога (практиканта) с детьми дошкольного возраста в режиме смешанного обучения.
Ключевые слова: цифровизация; педагогическая практика; дистанционный формат; цифровые технологии; смешанное обучение; профессиональные компетенции; профессиональное образование; взаимодействие участников образовательного процесса.
V. I. Bobrova «, A. V. Chizhevskaya Р)
<12) Moscow City University,
Moscow, Russia <i) E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-5735-1261 <2) E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-4582-5640
Elements of digitalization in organization of pedagogical practice of future teachers of preschool education
Abstract. The article is devoted to the current direction of training future teachers of preschool education — the peculiarities of the organization of pedagogical practice in a blended learning environment. The current situation of the use of distance forms of organizing the educational process in ISPE makes it necessary to determine the specifics of their use in organizing practice.
The purpose of the article is to determine the capabilities of future teachers in the process of mastering various options for interacting with preschool children when organizing industrial practice in online and offline formats.
Methodology and methods: analysis, synthesis, comparison, specification, classification The main results of the study. The authors reveal the process of organizing the pedagogical practice of students in an online format, show its features in the context of the integration of traditional and distance forms, and identify three types of organization of interaction between a teacher (trainee) and preschool children in online and offline modes.
Scientific novelty. The article, based on the analysis of domestic scientific and methodological literature, reveals the features of the organization of pedagogical practice in the context of the integration of traditional and distance forms, systematizes the approaches of interaction between students and preschool children.
Practical significance. The materials of the article can be useful for teachers of SVE, metho-dologists, group leaders of the practice when organizing it, because there are three types of effective interaction between a teacher (trainee) and preschool children in a blended learning mode.
Keywords: digitalization; teaching practice; distance format; digital technologies; blended learning; professional competencies; professional education; interaction of participants in the educational process.
Педагогическая практика для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования является одним из неотъемлемых элементов процесса обучения (в том числе и при подготовке будущих педагогов дошкольного образования). В современном обществе четко прослеживается запрос работодателей на высококвалифицированные и образованные кадры. Однако в современных условиях достаточно напряженной эпидемиологической ситуации в Российской Федерации практическая подготовка будущих педагогов осуществляется уже с учетом новых обстоятельств. Пандемия внесла коррективы в организацию режима работы учебных корпусов, расписания лекционно-теоретических и практических занятий, также появилась необходимость пересмотреть и формы организации различного вида практик. Возникла острая необходимость нахождения и применения других форм работы, методов и приемов планирования, подготовки и реализации содержания практик по профессиональным модулям, обеспечивающих качественную практико-ориентированную подготовку обучающихся. Главным помощником и основой для этого может послужить процесс цифрови-зации и некоторые его элементы, которые были включены во все виды практик, как в учебную, так и в производственную.
В своей работе преподаватели опираются на приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», в рамках которого осуществляется системное повышение качества образования и распространяются цифровые решения на всех уровнях системы образования, создаются реальные условия для непрерывного образования всех категорий граждан [6]. Планируется, что развитие российского цифрового образовательного пространства обеспечит рост числа обучающихся по дистанционным образовательным программам с 35 тысяч до 11 миллионов человек к концу 2025 года.
Сегодня цифровизация — это общемировой тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму, что обеспечивает повышение эффективности разных общественных процессов, в том числе и образовательных. Суть цифровизации как процесса состоит в вытеснении традиционных технологий цифровыми, что приводит к изменению способов создания, использования, передачи и хранения информации, смене технологий во всех сферах жизни человека, влияет на социальную и культурную ситуации в государстве и мире.
Можно выделить следующие закономерности и тенденции развития цифрового образовательного процесса:
- в ходе цифровизации трансформация образовательного процесса происходит в направлении повышения степени структурирования учебной деятельности;
- цифровизация профессионального образования и обучения способствует сокращению продолжительности учебных курсов;
- в цифровом образовательном процессе технологии и методы обучения приобретают свойство учебного содержания;
- результаты цифровизации того или иного базового процесса зависят от эффективности этого процесса;
- в условиях цифровизации образовательного процесса возрастает роль активных и интерактивных форм и методов обучения;
- повышение роли учебной самостоятельности в процессе обучения [2].
При организации прохождения обучающимися учебной практики в дистанционном формате сказывается собственный накопленный опыт групповых руководителей и ответственных за практику. Для наблюдений и показательных видов деятельности групповые руководители в соответствии с планом практики готовят необходимый материал из Интернета, создавая таким образом своего рода педагогическую копилку. Предлагают его для просмотра обучающимся, отправляя ссылки на видеоролики, осуществляют подробный разбор просмотренных материалов, обучая студентов анализу образовательного мероприятия.
Таким образом, в условиях дистанционного формата учебной практики студенты овладевают одной из важнейших профессиональных компетенций — умением анализировать педагогическую деятельность. Данный формат работы предполагает развитие у практикантов самостоятельности, умений применять на практике полученные теоретические знания. Сложность заключается в том, что не всегда удается найти достойный материал, так как в Интернете часто попадается контент не самого высокого качества. В настоящее время преподаватели департамента дошкольного образования ИСПО работают над созданием базы цифровых материалов по всем междисциплинарным курсам для организации учебных практик.
В процессе производственной практики, в отличие от учебной, важно предоставить студентам возможность приобрести собственный опыт взаимодействия с детьми дошкольного возраста в организованной или свободной образовательной деятельности.
Данная задача эффективно решалась в допандемический период. Однако в период ограничения посещения дошкольных образовательных организаций практикантами это направление профессиональной подготовки может существенно пострадать, что приведет к неовладению студентами определенным педагогическим опытом и несформированности соответствующих компетенций.
Рассмотрим возможности будущих педагогов в овладении разными вариантами взаимодействия с детьми дошкольного возраста при организации производственной практики в форматах онлайн и офлайн. В процессе реализации производственной практики в офлайн-режиме, вероятнее всего, может использоваться такой вариант взаимодействия: практикант (студент) - ребенок (группа обучающихся). Данная позиция чаще используется при организации практики в очном формате, где студенты контактируют с детьми всей группы, с подгруппой детей или с одним ребенком, решая развивающие, воспитательные или обучающие задачи. При этом выбор формы образовательного процесса
обусловлен целями и содержанием образовательной деятельности и обеспечивается разными методами и технологиями. Есть технологии, которые могут применяться только в очном формате практики, — это технология позитивной социализации, «ровесничество» (технология создания детского сообщества), детское волонтерство и другие.
Отметим преимущества, которыми обладает данный тип взаимодействия. Прежде всего это огромный ресурс, позволяющий практикантам овладеть необходимыми для них умениями:
- устанавливать непосредственный контакт с детьми;
- создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения с ребенком;
- быстро реагировать на детские проявления невербальным способом;
- использовать предметно-пространственную среду для оптимизации контакта с группой детей и каждым ребенком;
- способствовать развитию коммуникации ребенка со сверстниками в разных видах деятельности.
Однако такой вариант организации взаимодействия при всех его видимых достоинствах все же несет в себе некоторые риски. Например, будут сложности в индивидуализации образовательной деятельности и обеспечении субъект-ности ребенка-дошкольника в образовательном процессе, когда инициативность, активность и самостоятельность детей не поддерживается взрослыми при большой наполняемости группы; невозможность выполнения всех задач практики в различных сложных ситуациях (карантин, отсутствие по болезни отдельных детей).
Цифровизация образовательного процесса, новые условия организации производственной практики в условиях интеграции традиционного (очного) и дистанционного форматов — все это требует изменений типа взаимодействия будущих педагогов с детьми дошкольного возраста. Возникает новый вариант: практикант (студент) - цифровые средства - ребенок (группа обучающихся). Такая позиция широко используется при прохождении педагогической практики студентами среднего профессионального обучения в современных условиях. Полагаем, что данный формат является оптимальным для достижения целей и выполнения задач практики в полном объеме. Однако при этом нельзя игнорировать риски цифровизации.
По мнению Н. Б. Стрекаловой, к группе рисков для детей дошкольного возраста относятся риски, связанные с сохранением здоровья, когда при нарушении правил пользования детьми цифровыми ресурсами у них страдают память, произвольное внимание, мыслительные функции. Будущим педагогам и организаторам практики необходимо помнить о соблюдении режима работы при использовании цифровых технологий в рамках педагогических практик [7].
Взаимодействие «практикант (студент) - цифровые средства - ребенок (группа обучающихся)» более успешно реализуется, когда педагогическая практика проходит в дистанционном формате на платформах ZOOM
или Microsoft Teams. При таком варианте несомненным достоинством для приобретения практикантом собственного опыта являются следующие потенциальные возможности:
- индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста, подбора материала и вариативность его использования с учетом принципа индивидуализации;
- установления непосредственного систематического контакта с семьей воспитанника;
- оптимизации процессов планирования, динамичность онлайн-встреч, гибкость образовательного процесса с учетом занятости родителей.
К недостаткам данного типа взаимодействия можно отнести зависимость от технических возможностей цифровых средств, скорости работы Интернета, быструю утомляемость дошкольника при работе на ИКТ-оборудовании и в связи с этим значительное сокращение длительности взаимодействия по сравнению с непосредственным контактом. Кроме этого, в домашних условиях существует множество факторов, отвлекающих ребенка от образовательного процесса и привносящих дополнительные методические трудности для практиканта в подготовке к практике.
Несмотря на имеющиеся трудности, в департаменте дошкольного образования ИСПО им. К. Д. Ушинского МГПУ за последние полтора года накопился достаточный опыт организации такой практики, когда возникла необходимость перейти на смешанный формат работы. Большую помощь при этом оказал Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан «Дорога в жизнь» [1], который способствовал поиску семей с детьми дошкольного возраста, чьи родители были заинтересованы в занятиях, играх и других видах детской активности. Наши студенты с энтузиазмом и большим желанием работали с такими семьями в рамках производственной педагогической практики, по ее результатам мы получаем положительные отзывы от родителей воспитанников.
Третий вариант взаимодействия практикантов, будущих педагогов, с детьми дошкольного возраста — опосредованный, когда студент разрабатывает контент цифрового формата для его использования детьми и родителями в условиях семейного воспитания. Это взаимодействие по типу «практикант (студент) - цифровые технологии и средства - родители детей дошкольного возраста». К этому варианту взаимодействия относятся разработанные студентами-практикантами мастер-классы для детей и их родителей, интерактивные дидактические игры, виртуальные экскурсии разной тематики, например «Вологодские кружева», «Народный промысел — Гжель» и др.
Функциональность такого рода образовательного материала существенно расширяется: он может быть использован родителями для самостоятельных занятий с детьми в домашних условиях, педагогами дошкольных организаций в образовательной деятельности с детьми, его можно демонстрировать студентам в рамках практических занятий в колледже, в процессе учебной
практики и т. д. Будущие педагоги, при подготовке к опосредованному взаимодействию с разными категориями потребителей продукта, самостоятельно подбирают содержание, выстраивают в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС) и образовательной программой дошкольной организации ценностные, целевые и методические компоненты [5]. У обучающихся формируются общие и профессиональные компетенции, такие как использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности, систематизирование и оценивание педагогического опыта и образовательных технологий в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, разработка методических материалов на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. Студенты овладевают навыками цифровой коммуникации.
Студенты уровня среднего профессионального образования как будущие специалисты учатся творчески выполнять задания, решать нестандартные задачи, сотрудничать, проявлять настойчивость и инициативность. У них развиваются способности к постоянному поиску новых интересных форм, технологий и приемов работы для достижения главной цели образования воспитанников — всестороннего их развития, обучения и воспитания, что полностью отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования.
Список источников
1. Благотворительный Фонд социальной поддержки и защиты граждан «Дорога в жизнь» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusprofile.ru/id/5993257 (дата обращения: 01.11.2021).
2. Блинов В. И. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина и др. М.: Перо, 2019. 72 с.
3. Мелешко В. Главный тренд российского образования — цифровизация [Электронный ресурс] // Учительская газета: сетевое издание. 2018. 23 января. URL: http://www.ug.ru/article/1029 (дата обращения: 27.11.2021).
4. Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс] // Документы системы ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/74822854/ (дата обращения: 01.12.2021).
5. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // ФГОС. Основное общее образование. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 07.12.2021).
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [Электронный ресурс] // Документы системы ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/ (дата обращения: 07.12.2021).
7. Стрекалова Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 2. С. 84-88. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88
References
1. Charitable Foundation for Social Support and Protection of Citizens "Road to Life". (n. d.). Retrieved from https://www.rusprofile.ru/id/5993257 (In Russ.).
2. Blinov, V. I., Dulinov, M. V., Yesenina, E. Yu., & Sergeev, I. S. (2019). Draft didactic concept for digital vocational education and training. M.: Pero. 72 p. (In Russ.).
3. Meleshko, V. (2018, January 23). The main trend of Russian education is digita-lization. Teacher's newspaper: online publication. (In Russ.). Retrieved from http://www. ug.ru/article/1029
4. Documents of the GARANT system. (2020, November 16). Decree of the Government of the Russian Federation of November 16, 2020, № 1836 «On the state information system "Modern digital educational environment"». (In Russ.). Retrieved from https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/74822854/
5. Federal State Educational Standards. Basic general education. (2013, October 17). Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 17.10.2013. № 1155 «On the approval of the Federal state educational standard for preschool education» (In Russ.). Retrieved from https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
6. Documents of the GARANT system. (2019, December 2). Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of December 2, 2019, № 649 «On the approval of the Target model of the digital educational environment». (In Russ.). Retrieved from https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/
7. Strekalova, N. B. (2019). Risks of introducing digital technologies into education. Bulletin of Samara University. History, Pedagogy, Philology, 25 (2), 84-88. (In Russ.). https://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88