УДК 547.541.2.
1 2 Аделина Альбертовна Абузарова , Нэлли Шамильевна Сыртланова
12Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа,
Россия
1 2
Институт педагогики ' Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа, Россия 1 [email protected] [email protected]
ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматриваются цифровые технологии, которые используются в организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Система работы по организации цифровой среды построена на основе содержания основной образовательной программы. Темы и цели определяются для каждой возрастной группы в соответствии с комплексно-тематическим планом.
Ключевые слова: технологическая карта, цифровые технологии, цифровая образовательная среда, образовательная деятельность
1 2 Adelina A. Abuzarova , Nelli Sh.Syrtlanova
12 Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia 1 Institute of pedagiki Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia 1 [email protected] [email protected]
DIGITAL ENVIRONMENT BY ORGANIZATION EDUCATIONAL ACTIVITIES WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Abstract. The article discusses digital technologies that are used in the organization of educational activities with children of senior preschool age. The system of work on organizing the digital environment is built on the basis of the content of the main educational program. Topics and goals are determined for each age group in accordance with a comprehensive thematic plan.
Keywords: technological map, digital technologies, digital educational environment, educational activities
Актуальность создания в дошкольном учреждении современного цифрового образовательного пространства обусловлена, с одной стороны, государственной политикой развития образования в России (Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [8] «Современная цифровая образовательная среда» [3], «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [4] и др.; с другой стороны, интересами и потребностями педагогов, детей и родителей. Цифровые образовательные технологии - неотъемлемая часть современного образования, они находят свое применение и в дошкольном образовании. Согласно представленным документам, к 2024 году в образовательных организациях России необходимо внедрить современную и безопасную цифровую образовательную среду.
Вместе с тем, в Профессиональном стандарте педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) трактует трудовые функции как владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста [5].
Данные проекты нацелены на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием
современных информационных технологий. Выбран путь широкого внедрения онлайн-обучения, в том числе, массовых онлайн-курсов с интерактивным участием и открытым доступом через интернет. В рамках проектов идет интеграция ресурса с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и ГИС «Контингент», а также внедряется система оценки качества полученных знаний. Предполагается создание специализированного открытого ПО для улучшения качества дистанционного обучения и оценки итоговых знаний и умений обучающихся.
Проект планируется реализовать в 4 этапа до конца 2025 года. Сейчас на платформе «Открытое образование» доступно более 300 онлайн-курсов от ведущих российских вузов. были выбраны первые 17 вузов, которые взяли на себя обязательства по развитию онлайн -обучения в России на ближайшие два-три года. При этом на базе некоторых из них создаются региональные центры компетенций в области онлайн-обучения.
Рассмотрим понятие, «цифровая образовательная среда» (ЦОС) - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению.
По мнению, Ильиной .Использование цифровых технологий позволяет ребенку получить информацию в доступной форме интересно, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире. Практика показала, что использование различных цифровых технологий позволило не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности, сформировать умения поисково-исследовательской деятельности [1].
Хочется отметить, что вышеописанный инновационный вид деятельности практичен тем, что может внедряться во все образовательные области в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС
ДО)
Под образовательной деятельностью понимается: 1) целенаправленная деятельность, предполагающая определенную форму коммуникации, нацеленной на обучение»; 2) «образовательная деятельность - это деятельность, осуществляемая учреждением образования и направленная на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования».
Образовательная деятельность в ДОО осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей, которыми являются образовательные области. Объединения образовательных областей предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника.
По мнению Н.А. Коротковой, в образовательной деятельности, нужно учитывать особенности организации деятельности взрослого с детьми: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности; свободное общение и перемещение детей во время деятельности [2].
Организованная образовательная деятельность с детьми с использованием ИКТ проводится в форме образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями и задачами физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития детей. Образовательная деятельность носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагают познавательное общение воспитателя и детей, самостоятельность детей и личностно-ориентированный подход педагога. Цифровые технологии активно включают и используют разнообразные виды наглядности: схемы, предметные и условно-графические модели.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени
нахождения ребенка в дошкольной образовательной организации. (ДОО) включает: совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми; образовательная деятельность в режимных моментах; организованная образовательная деятельность; самостоятельная деятельность детей.
Существуют этапы организации образовательной деятельности: Мотивационный этап - направлен на создание условия для возникновения внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности.
Ориентировочный этап - направлен на осознание, уточнение, формулирование целей деятельности, подбор средств.
Исполнительский этап - направлен на реализацию самой деятельности через соответствующие действия, получение результата, подведение итогов.
Рефлексивный этап - направлен на выражение своих эмоций по итогам деятельности.
Перспективный этап - направлен на самостоятельную деятельность детей.
Также существуют формы проведения образовательной деятельности в режиме дня: подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки; оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков; анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе; игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные; опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры-драматизации, беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры; слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемнообучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, изучив и проанализировав нормативные документы, использование ИКТ технологий как средство организации образовательной деятельности, Пришли к выводу, что 1) ИКТ используется в режиме дня, 2) на этапах занятия, 3) будет эффективным средством для различных видов деятельности в дошкольной образовательной организации. В целом представляет собой целенаправленный и планомерно организованный процесс по передаче детей старшего дошкольного возраста накопленного жизненного опыта и информации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Ильина, Н.Ф. Раскрытие инновационного потенциала педагога в ходе непрерывного образования // Инновации в образовании. - 2010. - N 8. - с. 59 - 66
2. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста[Текст] /. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1836 О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда». -Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011190005 (дата обращения 12.01.20220).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 12.01.20220).
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н ' ' Об утверждении профессионального стандарта ' ' Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 12.01.20220).
6. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, Т. И. Исаев, Е. Н. Шиянов: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2003.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения 12.01.20220).
8. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения 12.01.20220).
REFERENCES
1. ITina, N.F. Raskry'tie innovacionnogo potenciala pedagoga v xode neprery'vnogo obrazovaniya // Innovacii v obrazovanii. - 2010. - N 8. - s. 59 - 66
2. Korotkova, N.A. ObrazovateFny'j process v gruppax detej starshego doshkolnogo vozrasta[Tekst] /. — M.: LINKA-PRESS, 2007
3. Postanovlenie PraviteFstva Rossijskoj Federacii ot 16.11.2020 № 1836 O gosudarstvennoj informacionnoj sisteme «Sovremennaya cifrovaya obrazovateFnaya sreda». - Rezhim dostupa: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011190005 (data obrashheniya 12.01.20220).
4. Prikaz Ministerstva prosveshheniya RF ot 2 dekabrya 2019 g. N 649 «Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obrazovatelnoj sredy'». - Rezhim dostupa: http://publication.pravo.gov.ru/ (data obrashheniya 12.01.20220).
5. Prikaz Ministerstva truda i sociaFnoj zashhity' RF ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n "Ob utverzhdenii professionaFnogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyateFnosf v sfere doshkoFnogo, nachalnogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovaniya) (vospitateF, uchiter)" (s izmeneniyami i dopolneniyami). - Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/70535556/ (data obrashheniya 12.01.20220).
6. Slastenin, V. A. Obshhaya pedagogika [Tekst] / V. A. Slastenin, T. I. Isaev, E. N. Shiyanov: v 2 ch. - M.: VLADOS, 2003.
7. FederaFny'j gosudarstvenny'j obrazovateFny'j standart doshkolnogo obrazovaniya. -Rezhim dostupa: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (data obrashheniya 12.01.20220).
8. Federal'ny'j proekt «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda». - Rezhim dostupa: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (data obrashheniya 12.01.20220).
Информация об авторах
А.А. Абузарова - магистрант1 курса;
Н.Ш. Сыртланова - кандидат педагогических наук, доцент.
Information about the authors
A.A. Abuzarova - 1st year master's student;
N.S. Syrtlanova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.