Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПРИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПРИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СЕМЬЯ / РЕБЕНОК / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акчулпанова А. А., Прозорова О. А.

В данной статье рассматривается актуальность взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей при подготовке ребенка к школе. Рассматривается понятие «готовность к школьному обучению».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND FAMILIES IN PREPARING CHILDREN FOR SCHOOL

This article examines the relevance of the interaction of a preschool educational organization with the family in preparing a child for school. The concept of "readiness for school education" is considered.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПРИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

УДК 373.2

1 2

Альфия Ануровна Акчулпанова , Оксана Александровна Прозорова

12Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа,

Россия

1akchulpan@mail. ru

2 [email protected]

Автор, ответственный за переписку: Акчулпанова Альфия Ануровна,

[email protected]

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПРИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей при подготовке ребенка к школе. Рассматривается понятие «готовность к школьному обучению».

Ключевые слова: народная культура, национальная культура, семья, ребенок, готовность к школе

Alfiya Anurovna Akchulpanova, Oksana Aleksandrovna Prozorova

1,2 Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia

[email protected]

2 [email protected]

The author responsible for the correspondence: Akchulpanova Alfiya Anurovna, [email protected]

INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND FAMILIES IN PREPARING CHILDREN FOR SCHOOL

Abstract. This article examines the relevance of the interaction of a preschool educational organization with the family in preparing a child for school. The concept of "readiness for school education" is considered.

Keywords: folk culture, national culture, family, child, school readiness

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.

В педагогическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо-физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [6, с. 74].

Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность [7,

с. 106].

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства -психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю. Кулагина выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений [3, с. 44 ].

Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

В.В. Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач [4, с. 89].

По утверждению Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника. В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью [1, с. 121]. А.В. Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и, прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки [4, с. 119].

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Ставится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.

Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности».

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением

окружающей его действительности.

Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [9, с. 72].

Е.Е. Кравцова утверждает, на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста появляется новый тип общения детей, который существенно необходим для успешности последующего обучения детей в школе [2, с. 23].

Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в подготовительном классе.

Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого - педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема психологической готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

В работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов этого периода (Дж. Селли, Э. Меймана, А. Бине, Ст. Холла, К.Д. Ушинского, А.П. Нечаева, П.Ф. Каптерева, Е.И. Кондрата, Е.Н. Водовозовой и др.) обсуждаются особенности и значение дошкольного возраста, различия в протекании психических процессов у детей и взрослых; необходимость целенаправленной и продуманной подготовки детей к систематическому школьному обучению; роль семейного воспитания в подготовке ребенка к школе; специфика и преемственность дошкольного и начального школьного обучения, принцип непрерывности в обучении и воспитании детей дошкольного и школьного возрастов; задачи дошкольных учреждений в подготовке детей к школе; содержание и методы работы с маленькими детьми в семье и в дошкольных учреждениях по обеспечению всестороннего развития и подготовки к школьному обучению. Рассматриваются вопросы о возрасте начала школьного обучения и влиянии школьного обучения на общее развитие и состояние здоровья детей 6-7 лет; о вреде слишком раннего обучения детей; о необходимости «приспособления» школьного обучения к возрастным особенностям психического и физиологического развития учащихся начальной школы и ориентации преподавания на индивидуальные особенности учащихся, особенно в начале обучения. Отмечается необходимость детального психологического обследования детей, поступающих в школу и в процессе их обучения; рассматриваются различные методы исследования индивидуальных особенностей, начинающих школьное обучение [8, с. 67].

Исследование проблемы готовности детей к систематическому обучению имеет место в работах французского психолога А. Бине, основателя психологии индивидуальных различий. В его работах понятие «готовность к обучению» не используется, он проводит идею о необходимости взаимного «приспособления» содержания и условий школьного обучения и индивидуальных особенностей ребенка. Если физиологические, интеллектуальные и нравственные возможности ребенка не соответствуют содержанию и условиям обучения, утверждал он, это становится причиной «школьной запоздалости» -низких успехов в обучении. Тщательное обследование детей при приеме в школу, по мнению А. Бине, является одним из важных условий, обеспечивающих эффективность последующего обучения. По поручению Министерства образования Франции А. Бине совместно с Т. Симоном разработал серию тестов, известную в психологии как «Метрические шкалы интеллекта» для выявления детей с прирожденными дефектами, не способными обучаться в нормальной школе. В последствии эти тесты и их модификации использовались для диагностики уровня развития детей, поступающих в школу.

Таким образом, уже в работах Л.С. Выготского были заложены основные проблемы отечественной психологии, которые непосредственно связаны в области возрастной и педагогической психологии, и содержаться в работах З.М. Истоминой, Л.И. Божович, А.Р. Лурия и др.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6 т. Т.2 - М.2012. 488 с.

2. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н.И.Гуткина.- М., 2013. 68 с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.

4. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. . --М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144с.

5. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико - методические основы коррекционной педагогики: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Владос, 2014. 274 с.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - 5 изд., стереотип /В.С.Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. 356 с.

7. Психология: Учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. 335 с.

8. Смирнова Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований - в практику обучения и воспитания. -М., МГУ, 2010. 97 с.

9. Эльконин Д.Б. Детская психология /Д.Б.Эльконин. - М., МГУ, 2015. 128 с.

REFERENCES

1. Vy'gotskij L.S. My'shlenie i rech // Sobr. soch. v 6 t. T.2 - M.2012. 488 s.

2. Gutkina N.I. Diagnosticheskaya programma po opredeleniyu psixologicheskoj gotovnosti detej 6-7 let k shkolnomu obucheniyu / N.I.Gutkina.- M., 2013. 68 s.

3. Kulagina I.Yu., Kolyuczkij V.N. Vozrastnaya psixologiya: Polny'j zhiznenny'j cikl razvitiya cheloveka. Uchebnoe posobie dlya studentov vy'sshix uchebny'x zavedenij. — M.: TCz «Sfera», 2001. 464 s.

4. Leont'ev A.N., Zaporozhecz A.V. Voprosy' psixologii rebenka doshkolnogo vozrasta: Sb. st. /Pod red. Leont'eva A.N .i Zaporozhcza A.V. . --M.: Mezhdunarodny'j Obrazovatel'ny'j i Psixologicheskij Kolledzh, 1995. 144s.

5. Miklyaeva N.V. Doshkolnaya pedagogika. Teoretiko - metodicheskie osnovy' korrekcionnoj pedagogiki: ucheb. Posobie dlya studentov vy'ssh. ped. ucheb. zavedenij / N.V. Miklyaeva, Yu.V. Miklyaeva. - M.: Vlados, 2014. 274 s.

6. Muxina V.S. Vozrastnaya psixologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo -5 izd., stereotip /V.S.Muxina. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2011. 356 s.

7. Psixologiya: Uchebnoe posobie / L.A. Venger, V.S. Muxina. - M.: Prosveshhenie, 1988.

335 s.

8. Smirnova B.O. O kommunikativnoj gotovnosti shestiletnix detej k shkolnomu obucheniyu // Rezul'taty' psixologicheskix issledovanij - v praktiku obucheniya i vospitaniya. - M., MGU, 2010. 97 s.

9. ETkonin D.B. Detskaya psixologiya /D.B.ETkonin. - M., MGU, 2015. 128 s.

Информация об авторах

А.А. Акчулпанова — кандидат педагогических наук, доцент;

О.А. Прозорова — магистрантка.

Information about the authors

A.A. Akchulpanova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

O.A. Prozorova - is a graduate student.

УДК 547.541.2.

1 2 Аделина Альбертовна Абузарова , Нэлли Шамильевна Сыртланова

12Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа,

Россия

1 2

Институт педагогики ' Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа, Россия 1 [email protected] [email protected]

ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются цифровые технологии, которые используются в организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Система работы по организации цифровой среды построена на основе содержания основной образовательной программы. Темы и цели определяются для каждой возрастной группы в соответствии с комплексно-тематическим планом.

Ключевые слова: технологическая карта, цифровые технологии, цифровая образовательная среда, образовательная деятельность

1 2 Adelina A. Abuzarova , Nelli Sh.Syrtlanova

12 Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia 1 Institute of pedagiki Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia 1 [email protected] [email protected]

DIGITAL ENVIRONMENT BY ORGANIZATION EDUCATIONAL ACTIVITIES WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Abstract. The article discusses digital technologies that are used in the organization of educational activities with children of senior preschool age. The system of work on organizing the digital environment is built on the basis of the content of the main educational program. Topics and goals are determined for each age group in accordance with a comprehensive thematic plan.

Keywords: technological map, digital technologies, digital educational environment, educational activities

Актуальность создания в дошкольном учреждении современного цифрового образовательного пространства обусловлена, с одной стороны, государственной политикой развития образования в России (Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [8] «Современная цифровая образовательная среда» [3], «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [4] и др.; с другой стороны, интересами и потребностями педагогов, детей и родителей. Цифровые образовательные технологии - неотъемлемая часть современного образования, они находят свое применение и в дошкольном образовании. Согласно представленным документам, к 2024 году в образовательных организациях России необходимо внедрить современную и безопасную цифровую образовательную среду.

Вместе с тем, в Профессиональном стандарте педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) трактует трудовые функции как владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста [5].

Данные проекты нацелены на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.