НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
Н. В. МОТОРОВА преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин
. ВИПЭ ФСИН России, майор внутренней службы
N. V. МОТОКОУЛ
Организация вступительных испытаний при приеме на обучение в ведомственные учебные заведения как один из элементов профессиональной подготовки сотрудников УИС
The organization of entrance testing for departmental educational institutions as one of elements of professional training of the staff of the Penal System
#
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы ведомственного образования как составляющей профессиональной подготовки сотрудников УИС. В частности, анализируются отдельные аспекты организации вступительных испытаний при приеме на обучение в высшие учебные заведения ФСИН России.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, ведомственное образование, абитуриент.
Abstract. In the article the author considers the issues of departmental education as a part of staff training for Penal System. In a particular, she analyses separate aspects of the organization of the entrance tests for higher educational institutions of FPS of Russia.
Key words: vocational training, departmental education, entrant.
#
Серьезные изменения социально-правовых условий функционирования уголовно-исполнительной системы, заключающиеся в сокращении штатной численности, введении новейших технологий в практику деятельности органов и учреждений ФСИН России, обусловливают необходимость постоянного совершенствования профессиональных навыков сотрудников. Организация процесса, направленного на овладение сотрудниками УИС профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения задач, возложенных на службу, постоянное их совершенствование - основная задача профессиональной подготовки, сложного и многоуровневого процесса, осуществляемого в рамках кадровой работы.
Профессиональная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы складывается из подготовки в период обучения в образовательных организациях высшего образования ФСИН России, специального первоначального обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обучения в процессе служебной деятельности (служебно-боевой и общественно-государственной подготовки) [1].
Перечисленные организационные виды профессиональной подготовки играют значительную роль в формировании профессиональных качеств сотрудников УИС и несомненно могли бы стать предметом отдельного исследования. Однако в данной статье хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2016
5
#
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
деятельности образовательных организаций высшего образования ФСИН России, поскольку ведомственные вузы являются «основным поставщиком кадров для УИС» [2]. Их главная задача - подготовить такого специалиста, который бы удовлетворял требованиям заказчика в лице ФСИН России и ее территориальных органов.
Начальной стадией процесса подготовки молодых специалистов в ведомственных образовательных учреждениях высшего образования является отбор и прием граждан для обучения. В высших учебных заведениях ФСИН России данный процесс имеет ряд особенностей, так как подготовка кадров для УИС строится на сочетании принципов территориальности и специализации.
Ежегодно специальным приказом утверждается план комплектования образовательных организаций высшего образования ФСИН России. Указанный ведомственный акт закрепляет контрольные цифры набора по определенным специальностям и направлениям подготовки для каждой образовательной организации и комплектующие территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с данным приказом территориальные органы ФСИН России подбирают кандидатов на обучение. Абитуриенты в территориальном комплектующем органе подают заявления на обучение в образовательных учреждениях ФСИН России, и оттуда, при условии положительного решения, сформированное учебное дело обучающегося направляется в вуз. При этом территориальные органы должны подобрать определенное минимальное количество кандидатов на обучение, позволяющее обеспечить конкурс при поступлении в образовательную организацию ФСИН России.
Таким образом реализуется территориальный принцип комплектования учебных заведений, проявляющийся во «взаимодействии вузов с комплектующими органами, поскольку перечень последних строго очерчен и ежегодно примерно одинаков» [3]. В свою очередь ведомственные вузы постоянно работают с абитуриентами определенных субъектов Российской Федерации.
Так, например, во вступительных испытаниях при приеме на обучение в Вологодский институт права и экономики Федеральной
службы исполнения наказаний во время приемной кампании 2012 года участвовали абитуриенты из 53 регионов страны, 2013 года - из 50 регионов, 2014 года - из 43 и 2015 года - из 46 субъектов Российской Федерации.
Однако реализация указанного принципа имеет и определенные проблемы. В первую очередь следует отметить, что не всегда количество поданных заявлений (прибывших учебных дел абитуриентов) соответствует реальному конкурсу. Абитуриенты могут не прибыть вслед за своим личным делом как по объективным, так и по субъективным причинам. Территориальные комплектующие органы ФСИН России обязаны обеспечить конкурс по своему региону, но не обеспечивают явку абитуриентов. Особенно это касается удаленных регионов.
Статистические данные по приемным кампаниям в ВИПЭ ФСИН России наглядно иллюстрируют данную ситуацию. Так, в 2013 году не прибыли в институт 20 % абитуриентов, первоначально подавших заявления в территориальных органах для поступления на направление подготовки «Психология служебной деятельности», и 9,4 % абитуриентов, подавших заявления в территориальных органах для поступления на специальность «Правоохранительная деятельность». В 2014 году показатели были следующие: по направлению подготовки «Психология служебной деятельности» -26,4 %, по специальности «Правоохранительная деятельность» - 14,9 %.
Причины неприбытия абитуриентов разнообразны. Определенную роль играет низкая информированность поступающих из отдаленных регионов России о вузе, о специальностях (направлениях подготовки), предлагаемых вузом, а также о специфике и порядке приема в институт (при этом вся информация размещается на официальном сайте ВИПЭ ФСИН России в соответствии с требованиями Минобрнауки России и Рособрнадзора), вследствие чего выбирается другое учебное заведение, территориально более близкое. Следует учитывать и финансовые затраты, неизбежные при участии во вступительных испытаниях. Абитуриент должен добираться до вуза за свой счет. При этом он еще должен успешно сдать вступительные испытания и победить в конкурсе.
Указанные факторы негативно отражаются на качестве подготовки специалистов для уго-
[email protected] www.orfsin.ru
6
#
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
ловно-исполнительной системы. Вузы получают абитуриентов с низким уровнем знаний. «В среднем конкурс на очную форму обучения колеблется в пределах показателя 1-1,5 человека на место. Средний балл ЕГЭ поступающих в редких случаях превышает показатель 60 баллов» [2].
Расширение и активизация профориента-ционной работы, совершенствование технологий проведения приемных кампаний в вузе, внедрение новых форм организации вступительных испытаний - приоритетные направления деятельности вуза на сегодняшний день, способствующие решению указанных проблем.
В 2015 году впервые в качестве эксперимента несколько образовательных организаций высшего образования ФСИН России, в том числе наш институт, подготовили в отдельных субъектах России работу выездных приемных комиссий. Работа приемной комиссии ВИПЭ ФСИН России с применением дистанционных технологий осуществлялась в период с 13 по 16 июля 2015 года на базе УФСИН России по Забайкальскому краю.
Проведению выездных вступительных испытаний предшествовала длительная совместная работа сотрудников института и территориального органа УИС. Были организованы поездки в регионы, абитуриенты из которых сдавали вступительные испытания на базе УФСИН России по Забайкальскому краю. В школах Забайкалья, Республики Бурятии была проведена профориентационная работа, территориальным органам оказана консультативная и методическая помощь в работе с кандидатами на поступление с учетом особенностей проведения дополнительных вступительных испытаний в дистанционной форме. Для организации деятельности выездной приемной комиссии была проведена значительная подготовительная работа: согласован план совместных мероприятий с УФСИН России по Забайкальскому краю, подготовлена документация для проведения вступительных испытаний и медицинского освидетельствования кандидатов на обучение.
В целях обеспечения работы выездной комиссии в УФСИН России по Забайкальскому краю были подготовлены помещения: класс для проведения экзамена с использованием дистанционных технологий, класс для само-
подготовки абитуриентов и проведения собраний, кабинет для работы приемной комиссии. Необходимая справочная информация размещалась на специальных стендах. Ведомственный канал связи ФСИН России, соответствующий техническим характеристикам для организации испытаний в дистанционной форме, позволил обеспечить их проведение в полном соответствии с требованиями к процедуре устного дополнительного вступительного экзамена. Таким образом, были соблюдены все нормативные правила при работе с абитуриентами.
В установленные сроки на регистрацию прибыли 37 абитуриентов из Забайкальского края, Республики Бурятии, Иркутской, Амурской, Кемеровской областей. Явка абитуриентов для поступления на специальность «Психология служебной деятельности» составила 100 %, на специальность «Правоохранительная деятельность» - 92 %, что значительно выше показателей предыдущих приемных кампаний. Большинство поступающих успешно прошли дополнительные вступительные испытания, проводившиеся с использованием дистанционных технологий, все абитуриенты были признаны военно-врачебной комиссией годными к поступлению в ВИПЭ ФСИН России.
Практика проведения выездных вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий на базе территориального органа показала следующее:
1) возрос конкурс среди поступающих на обучение. Так, среди кандидатов на обучение от УФСИН России по Забайкальскому краю он составил 2 человека на 1 место, от УФСИН России по Республике Бурятия - 2,4 человека на 1 место;
2) отмечается улучшение качественного состава кандидатов на поступление: 6 человек (17 %) являются кандидатами в мастера спорта по приоритетным видам спорта, 21 абитуриент (60 %) дополнительно получил баллы за индивидуальные достижения. Анализ личных дел абитуриентов показал, что большая часть из них - это дети из многодетных и малообеспеченных семей. Прохождение вступительных испытаний на базе ближайших территориальных органов дает таким абитуриентам возможность поступить в ведомственный вуз, а территориальным органам - провести качественный отбор кандидатов и обеспечить конкурс;
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2016
7
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
3) кураторы по подбору кандидатов на обучение в территориальных управлениях ФСИН России, участвовавшие в подготовке работы выездной приемной комиссии, получили дополнительную информацию о процедуре и особенностях поступления, об условиях службы и учебы в институте, о требованиях к оформлению личных дел кандидатов, подготовке документации для прохождения военно-врачебной комиссии.
Подводя итог, следует отметить, что организация и проведение дополнительных вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий в 2015 году позволили обеспечить конкурсный отбор кандидатов на обучение в отдаленных от ВИПЭ ФСИН России субъектах Российской Федерации. Дальнейшее развитие практики проведения выездных вступительных испытаний на базе территориальных органов ФСИН России будет способствовать подготовке вузами высокопрофессиональных кадров для уголовно-исполнительной системы, максимально удовлетворя-
ющих требованиям заказчика в лице ФСИН России и территориальных органов. ^
1. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 08.10.2012. № 41.
2. Климанов Д. А. Проблемы профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России в современных условиях // Профессиональная подготовка кадров для пенитенциарных учреждений в России и за рубежом: опыт, проблемы и перспективы : сборник материалов Международной научно-практической конференции (16-17 апр. 2014 г.) / под ред. к. ю. н., доц. С. В. Косоноговой, к. ю. н. С. В. Перова. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2014. С. 11-12.
3. Перов С. В. Перспективы развития подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы в свете федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Профессиональная подготовка кадров для пенитенциарных учреждений в России и за рубежом ... С. 7.
[email protected] www.orfsin.ru
8