М. А. ВОЛГИН
начальник отдела по работе с личным составом ВИПЭ ФСИН России майор внутренней службы
О. Н. КОПЫЛОВА
инспектор отделения организации воспитательной работы отдела по работе с личным составом ВИПЭ ФСИН России старший лейтенант внутренней службы
Взаимодействие вузов ФСИН России и территориальных органов в процессе организации воспитательной работы с курсантами
Аннотация. Авторами анализируются меры, направленные на повышение эффективности подготовки курсантов в ведомственных вузах ФСИН России. Рассматриваются приоритетные направления в сфере ведомственного образования, субъекты воспитательной работы с курсантами, выносятся предложения по совершенствованию работы в данном направлении.
Ключевые слова: ведомственные вузы ФСИН России, курсанты, территориальные органы, профессионально-психологический отбор.
Annotation. The authors analyze the measures directed on the increase of cadet training efficiency in the departmental higher education institutions of FPS of Russia. The priority directions in the sphere of departmental education and the members of educational work with cadets are considered. The authors offer suggestions for work improvement in this sphere.
Key words: departmental higher education institutions of FPS of Russia, cadets, territorial bodies, professional and psychological selection.
В условиях реформирования УИС увеличивается потребность в квалифицированных специалистах, которые смогут обеспечить функционирование обновленной системы исполнения наказаний. Особое внимание в этот период необходимо уделить повышению эффективности подготовки кадров в ведомственных вузах ФСИН России.
Приоритетными направлениями в сфере ведомственного образования согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года являются: совершенствование структуры ведомственного образования и системы профессиональной компетентности работников УИС; улучшение специальной и иных видов подготовки за счет максимального приближения содержания обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности; повышение качества образовательных программ;
улучшение методического обеспечения и условий проведения занятий; усиление антикоррупционной составляющей в образовательных программах; введение «заказа» на подготовку специалистов для конкретного учреждения или органа [1].
Необходимо при этом иметь в виду, что реализация задач по совершенствованию профессионального обучения возможна только с одновременным комплексным совершенствованием воспитательной работы, проводимой с обучающимися ведомственных вузов. Система подготовки кадров должна быть направлена на формирование не только необходимых профессиональных компетенций у обучающихся, но и на формирование интеллектуально развитых, творчески мыслящих специалистов, отличающихся высокими моральными качествами, гражданской ответственностью.
Одним из субъектов воспитательной работы с курсантами являются территориальные
органы ФСИН России. Однако, рассматривая проблемы организации воспитательной работы в вузе, одной из основных можно выделить пассивность комплектующих органов.
Необходимо отметить, что территориальные органы ФСИН России работу по подготовке кадров организуют в нескольких направлениях:
1) ежегодно готовят предложения в план набора на обучение на основе анализа кадровой ситуации в подведомственных учреждениях и выявления потребности в молодых специалистах;
2) регулярно проводят комплекс мероприятий по отбору, подготовке и направлению кандидатов для поступления в вузы ФСИН России;
3) организуют проведение учебной, производственной и преддипломной практики курсантов в период обучения;
4) проводят распределение выпускников вузов ФСИН России на должности, соответствующие полученной специальности.
Участие территориальных органов ФСИН России в образовательном процессе приобретает особое значение, учитывая, что в настоящее время происходит перепрофилирование вузов ФСИН России, вводятся новые специальности, повышаются требования к качеству подготовки курсантов.
Взаимодействие между территориальными органами ФСИН России и ведомственными учебными заведениями на этапе отбора и подготовки кандидатов на учебу будет эффективным при организации воспитательной работы в двух направлениях: профориентационная деятельность и профессионально-психологический отбор.
В связи с введением новых специальностей расширяется спектр профориентационных мероприятий деятельности территориальных органов. Необходимо активизировать проведение агитационно-разъяснительной работы в школах, информирование учеников старших классов о введении новых специальностей и разъяснение их особенностей, а также особенностей зачисления и обучения в ведомственных вузах, а также дальнейшего прохождения службы в учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Грамотно организованная работа в данном направлении позволит улучшить качественный состав абитуриентов, а также будет содействовать осознанному выбору профессии.
Эффективным профориентационным мероприятием является проведение видеомоста между территориальными органами и вузами для учащихся выпускных классов средних общеобразовательных учебных заведений, в котором принимают участие руководители структурных подразделений вузов, представители комплектующих органов, представители органов образования местной администрации, директора средних школ, учащиеся выпускных классов и их родители. Мероприятие организуется с целью ознакомления учеников с учебными заведениями, порядком поступления и условиями обучения [2].
Разнообразие задач и функций учреждений, исполняющих уголовные наказания, специфика криминологических, психолого-педагогических характеристик контингента предопределяют особые требования к персоналу. Поэтому уже на этапе отбора абитуриентов сотрудникам территориальных органов необходимо обращать особое внимание не только на результаты предварительной сдачи кандидатами ЕГЭ, но и особенно важным является проведение территориальными органами ФСИН России психодиагностического обследования. Обследование позволяет определить моральные и психологические характеристики кандидатов, уровень психологической устойчивости и терпимости к людям в любой ситуации, выявить наличие у них коммуникативных способностей, а также других профессионально значимых и деловых качеств, необходимых для обучения и дальнейшей работы в пенитенциарной системе.
Объективно оценивая результаты всех предварительных испытаний, сотрудники территориальных органов из имеющихся кандидатов должны выбрать самых достойных по всем показателям претендентов, у которых действительно есть предрасположенность к службе в правоохранительных органах, к работе с людьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию, трудными подростками, преступниками. Именно таких кандидатов территориальные органы ФСИН России и должны направлять в ведомственные вузы для прохождения основных испытаний.
Что же касается участия территориальных органов в организации воспитательной работы с курсантами на протяжении периода обучения, то здесь, прежде всего, необходимо заострить
внимание на вопросах организации и прохождения обучающимися всех видов практик.
Организация практики является одной из важнейших составляющих формирования у курсантов необходимых для прохождения службы в уголовно-исполнительной системе профессиональных и моральных качеств. Для должной подготовки к будущей деятельности и с целью получения максимального эффекта от воспитательной работы, проводимой с курсантами в практических органах, необходимо, чтобы учебная, производственная и преддипломная практики были организованы в учреждениях, куда предположительно они будут направлены после окончания учебного заведения.
Особенно важна при организации практики курсантов роль закрепляемых за ними наставников. Квалифицированные сотрудники со сформированными моральными устоями смогут грамотно построить воспитательную работу с подшефными и привить им не только необходимые профессиональные качества, но и познакомить с положительными традициями службы, указать правильные моральные ориентиры, привить необходимые сотруднику человеческие качества и подготовить курсанта к специфическим условиям прохождения службы в учреждениях, исполняющих уголовные наказания.
В процессе прохождения курсантами практики сотрудникам, закрепленным в качестве наставников, необходимо обращать особое внимание на:
изучение вопросов, связанных с этикой взаимоотношений молодого специалиста с коллегами в коллективе;
проведение работы, направленной на формирование у курсантов стереотипов поведения сотрудника УИС в стандартных ситуациях профессиональной деятельности;
проведение работы, направленной на профилактику влияния криминальной субкультуры.
Таким образом, если при организации практики и стажировки курсанты будут назначаться на предполагаемые в дальнейшем должности и за ними будут закрепляться опытные наставники, то это, несомненно, позволит заранее снять многие проблемы в дальнейшей службе выпускников.
Исходя из сказанного сотрудники территориальных органов ФСИН России должны
заранее проводить анализ кадрового состояния в подведомственных учреждениях с целью выявления возможных должностей для закрепления практикантов и отдачу своевременных указаний начальникам исправительных учреждений о необходимости подготовки условий для эффективного прохождения курсантами практики, подбора квалифицированных наставников.
Еще одной формой участия территориальных органов в процессе обучения курсантов является взаимодействие с учебными заведениями по вопросам состояния служебной дисциплины и успеваемости обучающихся.
В процессе обучения сотрудники учебно-строевых подразделений регулярно информируют комплектующие органы об успеваемости курсантов, а также в конце учебного года направляют краткие характеристики на каждого кандидата. В случае нарушения служебной дисциплины в учебно-строевом подразделении готовится письмо руководству территориальных органов ФСИН России того субъекта Российской Федерации, от которого направлялся курсант.
Направляя информационные письма, сотрудники учебно-строевых подразделений и отдела по работе с личным составом надеются на ответную реакцию со стороны ГУФСИН, УФСИН России, однако далеко не все комплектующие органы включаются в совместную воспитательную работу. В дальнейшем необходимо активизировать их взаимодействие с вузами ФСИН России в данном направлении.
Важным этапом в процессе подготовки кадров для исправительных учреждений является распределение выпускников. В решении данного вопроса территориальные органы играют ключевую роль. Прежде всего, необходимым является участие представителей территориальных органов в процессе персонального распределения специалистов, которое ежегодно проводится в вузах ФСИН России. Приезжая на комиссию по персональному распределению, представители территориальных органов должны активно участвовать в обсуждении вопросов комплектования, а самое главное -предоставлять полную информацию о местах дальнейшей службы выпускников, предполагаемых должностях, оказании помощи в решении социально-бытовых проблем [3].
При распределении выпускников целесообразно учитывать их достижения в общественной, учебной и научной работе, спортивной деятельности. В этой связи профессор кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России Н. Тюгаева предлагает применить рейтинговую систему с закреплением ряда льгот лучшим выпускникам, в частности, при выборе места службы и конкретной должности [4].
Все это позволит выпускникам увидеть и осознать, что на местах они востребованы, что комплектующие органы заинтересованы в них, что, несомненно, поднимет мотивацию к служебной деятельности, будет иметь большое стимулирующее воздействие на обучающихся.
Окончательное распределение молодых специалистов проходит непосредственно в самих ГУФСИН, УФСИН России в субъектах Российской Федерации после проведения собеседования с каждым выпускником. Направляя выпускника для дальнейшего прохождения службы в исправительные учреждения, территориальным органам прежде всего необходимо обеспечить соответствие предлагаемых должностей полученным специальностям. Кроме того, комплектующие органы должны проводить предварительную работу с начальниками учреждений, руководителями кадровых аппаратов с целью обеспечения условий для скорейшей адаптации прибывших сотрудников к новым условиям, решения вопросов, связанных с их социально-бытовыми условиями, а также закрепления за прибывшим сотрудником опытного наставника.
На начальном этапе прохождения службы воспитательной работе должно быть уделено особое внимание. Здесь очень важна роль психологов учреждения, наставника и коллектива того подразделения, куда распределен выпускник.
Воспитательная работа должна быть направлена на скорейшую адаптацию сотрудника, а также изучение, оценку сформирован-ности и помощь в формировании у молодых сотрудников недостающих профессионально-значимых и личностных качеств, навыков профессионального общения.
Территориальные органы при этом должны обобщать информацию о качестве подготовки выпускников к службе в учреждениях и орга-
нах УИС с целью взаимодействия с учебными заведениями по вопросу его повышения.
Таким образом, качественная организация подготовки специалистов для работы в новых условиях является важнейшим фактором реформирования УИС. Специфика работы в исправительных учреждениях определяет высокие требования не только к профессиональному уровню персонала, но и к моральному облику сотрудника, уровню его интеллектуального и духовного развития, что подразумевает и осуществление воспитательной работы в соответствии с новыми стандартами, выдвигаемыми современным обществом.
Территориальные органы ФСИН России в организации процесса подготовки кадров в целом и в организации воспитательной работы с будущими сотрудниками УИС в частности должны занять одну из ключевых позиций. Особое внимание необходимо уделить оценке кадровой ситуации с целью прогнозирования потребности в специалистах, расширению сотрудничества с образовательными учреждениями ФСИН России в вопросах профессиональной ориентации выпускников школ, организации и проведения всех видов практики курсантов, распределения и закрепления на службу выпускников ведомственных вузов, а также в вопросах повседневной служебной и учебной деятельности направленных ими кандидатов. ^
1. См.: распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2010. № 43. Ст. 5544.
2. См.: Организация воспитательной работы в ведомственном образовательном учреждении (на примере ВИПЭ ФСИН России): методические рекомендации / Под общ. ред. зам. начальника ВИПЭ ФСИН России по кадрам А. В. Салатина. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2010. - С 35.
3. Шамсунов С. Х. Роль и место профессиональной подготовки кадров в реализации кадровой политики в уголовно-исполнительной системе // Профессиональная подготовка кадров для пенитенциарных учреждений в России и за рубежом: проблемы и перспективы: сборник материалов международного научно-практического семинара (Вологда, 20 апреля 2006 года). - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. -С. 15-16.
4. Тюгаева Н. Акцент на самостоятельность // Преступление и наказание. - 2012. № 1. - С. 11.