Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ. 1920 ГОД'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ. 1920 ГОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Гражданская война / Советско-польская война / воздушная оборона / зенитная артиллерия / истребительная авиация / самолёт / Russia / Civil War / Soviet-Polish War / air defense / anti-aircraft artillery / fighter aircraft / aircraft.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лашков Алексей Юрьевич

В статье рассказывается об организации воздушной обороны нашего государства в период Гражданской и Советско-польской войн на примере защиты крупных административных центров и отдельных приморских районов от угрозы с воздуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING AIR DEFENSE DURING THE CIVIL WAR IN RUSSIA IN 1920

The paper describes the organization of air defense in this country during the Civil War and in the Soviet-Polish War as exemplified by defense major administrative centers and several maritime districts from the threat from the air.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ. 1920 ГОД»

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО_

А.Ю. ЛАШКОВ A.Yu. LASHKOV

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ.

1920 ГОД

ORGANIZING AIR DEFENSE DURING THE CIVIL WAR

IN RUSSIA IN 1920

г л

Сведения об авторе. Лашков Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (Москва. E-mail: lashkov3@yandex.ru).

Аннотация. В статье рассказывается об организации воздушной обороны нашего государства в период Гражданской и Советско-польской войн на примере защиты крупных административных центров и отдельных приморских районов от угрозы с воздуха.

Ключевые слова: Россия; Гражданская война; Советско-польская война; воздушная оборона; зенитная артиллерия; истребительная авиация; самолёт.

Information about author. Aleksei Lashkov — Senior Researcher at the Military History Institute of the RFAF General Staff Academy, Colonel (res.), Cand. Sc. (Hist.), Assistant Professor (Moscow. E-mail: lashkov3@yandex.ru).

Summary. The paper describes the organization of air defense in this country during the Civil War and in the Soviet-Polish War as exemplified by defense major administrative centers and several maritime districts from the threat from the air.

Keywords: Russia; Civil War; Soviet-Polish War; air defense; anti-aircraft artillery; fighter aircraft; aircraft.

НЕСМОТРЯ на снижение военной опасности в восточной части Балтийского моря, руководство Красной армии продолжало наращивать группировку воздушной обороны (ВоздО) Петрограда. К началу 1920 года предусматривалось довести общую численность зенитных средств до 50 орудий, т.е. увеличить их в 2,2 раза1. Восполнить недостающее количество орудий образца 1914 года предлагалось за счёт изъятия их из бронечастей в процессе их перевооружения на 76,2-мм полевые пушки образца 1902 года (приказ главнокомандующего всеми ВС Республики от 17 января

1920 г. № 9)2.

Положение изменилось с началом активной фазы Советско-польской войны (1919—

1921 гг.). В конце марта 1920 года на Западный фронт (ЗФ) в полном составе убыли 4-й истребительный авиационный дивизион (ИАД) и 13-й авиаотряд (АО).

Обеспечение воздушного прикрытия Петрограда и его пригородов было возложено на начальника воздушных сил 7-й армии (А) (военлёт Е.С. Студ-зинский). В его подчинении имелись незначительные силы: 50-й разведывательный авиаотряд (РАО), 4 воздухоплавательных подразделения и 7-й авиационный поезд3, абсолютно не пригодные для решения задач воздушной обороны. Зенитная артиллерия (ЗА) ВоздО Северной столицы включала 12 батарей. Семь из них были вооружены полевыми орудиями об-

разца 1900 года, предназначенными для стрельбы по наземным, а не по воздушным целям, остальные — специальными про-тивосамолётными пушками образца 1914 года. В этой связи начальник ВоздО Петрограда А.В. Никитин4 в секретном приказе от 25 марта 1920 года № 011 возложил задачи по защите города и его окрестностей от воздушного нападения исключительно на наземные зенитные средства огневого поражения: «Ввиду ухода 4-го истребительного авиационного дивизиона в распоряжение Западного фронта... воздушная оборона Петрограда возлагается исключительно лишь на одну артиллерию, которая и выполняет защиту города»5.

Также без воздушной охраны остался и Кронштадтский район. Вся надежда была лишь на Воздушную бригаду особого назначения (ВБОН) Балтфлота, в первую очередь на его истребительный дивизион (3-отряд-ного состава, г. Петергоф). Однако этих сил было явно недостаточно. В середине апреля 1920 года командование 7 А обратилось к руководству Морских сил Республики с предложением объединить усилия морской и сухопутной авиации при организации воздушной обороны Кронштадтского района и подступов к Петрограду. При этом воздушное пространство акватории Финского залива предполагалось поделить на соответствующие зоны ответственности. Так, южный сектор оставался бы за морской авиацией, а северный контролировался «сухопутными»

в

и

А.Ю. ЛАШКОВ. Организация воздушной обороны... •

авиационными отрядами. Одновременно продолжались работы по оборудованию на о. Котлин небольшого аэродрома для приёма «сухопутных» типов самолётов.

Как и в Петрограде, основная нагрузка при организации ВоздО Кронштадтского района ложилась на ЗА, включавшую в себя 10 зенитных батарей (33 орудия)6.

Повышенное внимание уделялось также организации воздушного контроля, оповещения и связи, особенно в приграничном районе с Финляндией, в системе воздушной обороны Северной столицы. Количество наблюдательных постов (вахт) помимо Кронштадтского района достигало 11 единиц на штатной основе. В конце января 1920 года они были подчинены во всех отношениях заведующему вахтой, который, в свою очередь, подчинялся (в техническом и хозяйственном отношениях) командиру технического дивизиона, в оперативном отношении — начальнику штаба воздушной обороны Петрограда7.

Несмотря на снижение степени воздушной опасности в районе Финского залива, в начале февраля 1920 года командующий войсками Западного фронта потребовал от руководства 7 А обеспечить полную сохранность всех средств ВоздО Петрограда, а также наладить образцовое несение боевого дежурства и внутренней службы. Однако временное изъятие в интересах действующей армии зенитных батарей значительно ослабило воздушную оборону Северной столицы. В целом она лишилась 17 частей (включая технические и вспомогательные) в полном боевом составе со всем имуществом, что «тяжело отразилось на её организации»8.

Тем временем с завершением боевых действий в Северной области часть истребительной авиации (ИА) и зенитных средств была изъята из состава 6-й отдельной армии (ОА). 21 февраля передовые части 18-й стрелковой дивизии вступили в г. Архангельск. В тот же день началось большевистское восстание в Мурманске, поддержанное частью местного военного гарнизона. Остатки белых войск отступили к границе с Финляндией. При их отступлении в руки красных частей попало много трофейного имущества, в том числе по линии ВВФ Северной области. Так, на ст. Сегежа подразделениями 1 -й стрелковой дивизии 6 ОА были захвачены 10 аэропланов, 1,6 т взрывчатых веществ и 4,8 т бензина9. 25 февраля красные войска заняли Медвежью Гору, где среди прочих трофеев были взяты 8 самолётов Мурманского (Русского) авиадивизиона10.

Весной 1920 года основная опасность для молодой Советской Республики нависла со стороны Польши. Ранее польские войска оккупировали значительную часть террито-

Карта Гражданской войны в России (апрель—ноябрь 1920 г.)

рии Литовско-Белорусской ССР и западные районы Украинской Народной Республики. К началу широкомасштабного наступления парк польских ВВС составлял 120 самолётов с хорошо подготовленными лётными экипажами, включая иностранных добровольцев11. Противостоявшие польским войскам соединения и части Западного и Юго-Западного (ЮЗФ) фронтов РККА изначально обладали слабой (по сравнению с противником) воздушной группировкой. Тем не менее красным лётчикам с первых дней войны была поставлена задача подавить вражескую авиацию и добиться господства в воздухе на всём советско-польском фронте.

В начале марта 1920 года польские соединения и части перешли в наступление на мозырьском направлении, захватив важные транспортные узлы Мозырь и Калинковичи (Белоруссия), тем самым разорвав коммуникации между советскими фронтами. Значительную поддержку наступавшим войскам противника оказывала авиация (до 80 проц. всей боевой авиации на фронте). Для борьбы с ней главком всеми ВС Республики С.С. Каменев потребовал сосредоточить в полосе ЗФ «лучшие авиационные силы»12, в т.ч. из состава ВоздО Петроградского и Тульского укрепрайонов (УР). Одновременно были приняты меры по усилению зенитного прикрытия транспортных коммуникаций, аэродромов и прифронтовых военных объектов Западного фронта. По указанию главкома всеми ВС Республики в распоряжение штаба фронта в срочном порядке были отправлены три автомобильные зенитные батареи из состава ВоздО Москвы и Тульского УР13, позднее усиленные 1-й отдельной железнодорожной зенитной батареей.

В отличие от Западного фронта воздушная группировка ЮЗФ оставалась малочисленной и не имела необходимого количества истребителей. Ей противостояли 8 воздуш-

в

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

ных эскадр (около 80 самолётов), призванных обеспечить успех наступательной операции объединённых польско-украинских войск. В составе польской авиации действовала 7-я истребительная эскадра имени Т. Костюшко, укомплектованная американскими пилотами-добровольцами. Объектами их воздушного нападения стали города Житомир, Бердичев, Радомышль. 19 апреля 1920 года американские лётчики впервые появились в небе Киева. Тем временем, развивая наступление, польские войска захватили территорию Правобережной Украины, 7 мая пал Киев. Борьба с авиацией противника осложнялась отсутствием действенной системы воздушной обороны и потерей аэродромной сети ЮЗФ14.

Наращивание воздушной группировки польских ВВС на Украине и поступление на вооружение самолётов большой дальности действия создали угрозу воздушных налётов на стратегически важные пункты РСФСР, включая её столицу. В этой связи Полевой штаб РВСР распорядился сформировать при 1-й Московской запасной артиллерийской бригаде 4 отдельных зенитных взвода, позднее объединённых в две батареи, подчинённые воссозданному управлению ВоздО Москвы (начальник — К.В. Колли). К 1 июля 1920 года в составе воздушной обороны столицы имелось 6 зенитных батарей (из них одна автомобильная). Прикрытие города с воздуха осуществляли 14 самолётов истребительного типа из парка Московской авиашколы.

Возрастание количества налётов польской авиации на объекты прифронтовой полосы (Западного и Юго-Западного фронтов) потребовало срочного развёртывания

Генерал-майор А.В. Никитин с сыном

1914 г.

ВоздО крупных административных пунктов действующей армии (г. Смоленск, Витебск, Полоцк и пр.). В их состав была включена часть зенитных средств воздушной обороны г. Москвы, Петроградского и Тульского укреп-районов. Так, 4-я и 5-я отдельные автозенитные батареи были переданы в распоряжение штабов Западного и Юго-Западного фронтов, а 4-я зенитная батарея — для усиления ВоздО Баку.

В ходе проведения Бакинской операции (28 апреля — 1 мая 1920 г.) войска советской 11-й армии Кавказского фронта заняли столицу Азербайджана, поддержав вооружённое восстание местных большевиков против мусаватистов. В качестве трофея были захвачены самолёты и авиационное имущество ВСЮР, брошенные при поспешном оставлении города белыми формированиями. Оперативно был рассмотрен вопрос о создании ВФ Азербайджанской ССР (исполняющий обязанности начальника — военлёт И.К. Михайлюк15).

В конце июня 1920 года, опасаясь возможных налётов со стороны неприятельской авиации, И.К. Михайлюк потребовал организовать «пулемётную оборону аэродромов», а от командира 15 АО — воздушное прикрытие Баку16. В течение следующего месяца численность воздушных сил, задействованных в интересах ВоздО столицы Азербайджана, возросла до четырёх авиаотрядов.

11 июля начальник артиллерии 11 А подписал один из первых приказов, напрямую связанный с организацией воздушной обороны Баку и близлежащих нефтеносных районов17. Особую опасность для столицы Азербайджанской ССР представляли воздушные силы Англии, расположенные в северных провинциях Персии (Ирана) и на юге Ирака. По агентурным сведениям, на северо-востоке г. Менжиль (Персия) находились английские самолёты (авиаотряд из 5 «бомбовозов» типа «Де Хэвилленд»), «имевшие возможность держаться в воздухе 6 часов и скорость — 110 километров в час»18. Два авиаотряда (12 самолётов бомбардировочного и истребительного типов) дислоцировались вблизи г. Кавзин. В южных провинциях Ирака англичане планировали увеличить свою воздушную группировку до 300 летательных аппаратов с целью использовать их против повстанцев. Одновременно часть из них могла быть задействована в Персии и против Баку, а также объектов Апшеронско-го полуострова.

Для отражения возможных атак с воздуха на Баку и нефтеносные районы Апшерон-ского полуострова19 главнокомандующий всеми ВС Республики поставил перед командующим 11 А задачу «всемерно усилить авиационную и артиллерийскую оборону Баку и окрестных промыслов»20. По линии

в

и

А.Ю. ЛАШКОВ. Организация воздушной обороны... •

артиллерийского ведомства в ближайшее время для защиты столицы Азербайджанской ССР из центральных районов страны предполагалось перебросить три зенитные батареи.

Одновременно объектами нападения со стороны английской авиации могли стать города Решт и Энзель (основные пункты Ги-лянской Советской Социалистической Республики21). Для их защиты было принято решение в сжатые сроки перебросить туда часть авиационных и зенитных сил 11-й армии.

Тем временем военная обстановка заметно обострилась севернее полуострова Крым, где сконцентрировались остатки ВСЮР после эвакуации из южных районов Украины, Поволжья и Северного Кавказа. Авиационные подразделения белых весной 1920 года первоначально были включены в Крымскую боевую авиагруппу (командир — М.Е. Гартман). 28 апреля все вооружённые силы в Крыму объединены в Русскую армию (РА, главнокомандующий — генерал-лейтенант П.Н. Врангель). Начальником авиации РА стал генерал-майор В.М. Ткачёв. Парк белой авиации насчитывал 34 самолёта (из них 80 проц. — типа «Де Хэвилленд»). Противостоявший ей ВФ советской 13 А оказался в худшем положении (из-за отправки наиболее боеспособных подразделений на советско-польский фронт). Тем не менее делались попытки путём бомбардировочных налётов ослабить воздушную группировку противника в Крыму. На ответные действия командование белой авиации не решилось вследствие достаточно действенной системы воздушной обороны аэродромной сети красных.

В апреле 1920 года части Красной армии предприняли очередной штурм укреплений РА на севере Крымского полуострова. Однако недооценка воздушного и зенитного прикрытия наступавших войск привела к последующему их отступлению. В районе Перекопа красная конница была атакована и рассеяна с воздуха бомбардировочной авиагруппой белых. Также лётный состав РА оказал значительную поддержку двум десантным отрядам, высадившимся в тылу красных войск для ослабления натиска их на перекопские укрепления. Под удар авиации попали склады боеприпасов, транспортные узлы и коммуникации противника.

Полученный опыт позволил командованию РА активно задействовать свою авиацию в подготовке общего наступления в Северном Причерноморье. К этому времени она была значительно усилена. К началу июня белая авиация на указанном направлении располагала до 20 боеготовыми самолётами22. В свою очередь, советское командование также увеличило численность своих

76,2-мм полевые орудия, приспособленные для зенитной стрельбы

воздушных сил на Крымском участке Юго-Западного фронта, создав «Авиагруппу Перекопского направления»(командир — И.К. Спатарель23). Для прикрытия группировки войск в районе Перекопа были развёрнуты несколько зенитных батарей, а также бронепоезда, имевшие на вооружении по два 76,2-мм орудия на тумбовой основе.

Результаты работы белой авиации в начале Северно-Таврийской операции (до 23 июня 1920 г.) нашли отражение в одном из приказов главнокомандующего РА: «Успех текущей операции по овладению Северной Таврией достигнут полным взаимодействием всех родов войск и технических средств и полным напряжением их сил. Одна из важнейших частей боевой работы выполнена нашими самоотверженными лётчиками: разведка, бомбометание и связь между отдельными группами наших войск выполнялись лётчиками блестяще. Воздушная атака нашей эскадрильей 26 мая Владимирской группы противника, несколько раз пытавшегося вырвать победу из наших рук, способствовала его окончательному разгрому»24.

С целью остановить наступление белых частей командование советской 13 А сделало ставку на манёвренные войска (конницу). Армии был придан сводный конный

Истребительное отделение 3-го авиационного

отряда Русской армии

Керченский полуостров Рисунок Б. Павлова

в

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Главнокомандующий Русской армией генерал-лейтенант барон П.Н. Врангель на аэродроме 5-го авиационного отряда

Крымский полуостров

корпус Д.П. Жлобы (7000—8000 сабель). Успехи красной конницы на различных участках фронта заставили руководство Русской армии вновь обратиться к своей авиации. В течение 29—30 июня 1920 года лётчики 4-го и 5-го авиаотрядов РА бом-боштурмовыми ударами нанесли значительный урон сводному конному корпусу РККА. «Паника была настолько велика, что артиллеристы рубили постромки и бросали орудия, стремясь поспешным бегством избавиться от воздушных атак. В этот день, по показаниям пленных, Жлоба потерял 300 лошадей»25. По мнению военных историков, разгром советского корпуса стал наивысшим достижением белой авиации за всю Гражданскую войну в России. Это стало следствием недостаточного воздушного прикрытия крупных группировок войск на театре военных действий. На указанном примере в 1920-е годы курсанты лётных училищ РККА изучали тактику действий авиации против конницы26.

В мае 1920 года заметно усилилось воздушное противоборство в районе Керченского пролива. Для совершения авиационных налётов на объекты белых войск командование 9-й Кубанской Красной ар-

Группа лётно-технического состава авиационного отряда РККА

Западный фронт

мии оборудовало на Таманском полуострове (в районе горы Темрюк) специальный аэродром. На нём разместилось сводное боевое отделение, объединившее отдельные экипажи 4, 34, 35 и 37 АО. Первый воздушный налёт на г. Керчь состоялся 3 мая27. Для организации ВоздО города и восточной части Керченского полуострова белыми была задействована ЗА Керченской крепости и приморских районов (около 10 проц. имевшегося для обороны артиллерийского парка)28. Часть орудий устанавливалась на бронепоезде «Дроздовец» и зенитной бро-неплощадке (2 орудия). Наличие зенитной завесы заставляло красных лётчиков во время налётов держаться на высоте не ниже 1800—2000 м29.

Объектами воздушного нападения также являлись корабли белого Черноморского флота, расположенные в районе Керченского пролива. Отдельные суда были специально оснащены зенитными орудиями. Их действия поддерживались иностранными военными кораблями, также оборудованными зенитными средствами30.

Прикрытие с воздуха г. Керчи и его районов обеспечивало истребительное отделение 3 АО (5—7 самолётов)31. В течение июня—июля 1920 года лётный состав отделения более 90 раз поднимался в воздух (включая вылеты на перехват неприятельских аппаратов)32. Были официально зафиксированы несколько воздушных боёв.

Тем временем на западном направлении, воспользовавшись снижением активности поляков, войска советских Западного и Юго-Западного фронтов перешли в наступление. К началу мая 1920 года в полосе ЗФ имелось 86 исправных самолётов33 (в т.ч. 58 истребителей)34, общая численность ВФ ЮЗФ возросла до 30 авиаотрядов35. Противник, располагая меньшими силами, тем не менее продолжал активно воздействовать на ближний тыл соединений и частей РККА. Так, накануне проведения войсками ЗФ Майской операции36 дежурные силы Слав-ненской эскадрильи отразили до 7 вражеских воздушных атак37.

Учитывая возможность налётов польской авиации на важные административные пункты в тылу Западного фронта, командование приняло решение развернуть воздушную оборону Смоленска (штаб фронта). Её основу составили 5 зенитных взводов, сформированных на базе Смоленских артиллерийских курсов, запасного дивизиона и 1-й запасной батареи Смоленского округа38. Воздушное прикрытие города обеспечивало истребительное авиационное звено. Дополнительные меры были приняты по защите прифронтовой транспортной сети, включая железнодорожные станции Крупни, Славное, Талогин, Орша, Могилёв, Рогачёв и

в

и

А.Ю. ЛАШКОВ. Организация воздушной обороны... •

Жлобин, от воздушного нападения противника.

Одновременно в распоряжение командования ЮЗФ была передана часть зенитных сил и средств резервов Главного командования РККА и других фронтов39, что значительно облегчило противодействие неприятельской авиации. Существенный вклад в борьбу с ней внесли лётчики 1-я Конной армии, вошедшей в состав ЮЗФ весной 1920 года. Ей была придана авиационная группа (АГ: 24, 36 и 41 РАО), ранее подчинявшаяся руководству ВоздО Тульского укрепрай-она40. Позднее армии была придана 1-я автомобильная зенитная батарея41.

В ходе проведения Майской операции на ЗФ лётчики Славненской эскадрильи провели 11 воздушных боёв (в т.ч. над территорией противника), в ходе которых неприятель потерял два самолёта42. Тем не менее несогласованность действий между командованием советских армий привела к завершению наступательной операции и отводу войск на прежние позиции. В срочном порядке были приняты меры по организации воздушной обороны г. Борковичи, Дисна, Могилёв, где сосредоточились основные силы фронтового резерва.

В полосе Юго-Западного фронта успех сопутствовал советским войскам. 12 июня ими был освобождён Киев, позднее — вся территория Украинской ССР (с ликвидацией практически всей аэродромной сети противника). В середине июля армии ЮЗФ вступили на территорию Западной Украины, создав предпосылки для возобновления наступления войск Западного фронта в Белоруссии.

С целью проведения Июльского наступления43 к середине июня 1920 года в полосе ЗФ были сконцентрированы 110 самолётов, готовых к боевому применению44. Направлениями главного удара вновь были признаны борисовское и бобруйское (16 А) с зоной ответственности 1-й и 2-й воздушных эскадрилий. Заметно усилилась зенитная группировка фронта, насчитывавшая 13 зенитных батарей и взводов, а также приспособленный для зенитной стрельбы бронепоезд45.

С переводом штаба ЗФ в г. Витебск были приняты меры по организации его воздушной защиты46. Накануне проведения Июльской операции в подчинение начальника ВоздО города дополнительно перешли две батареи (в т.ч. гаубичная). Воздушное прикрытие г. Витебска обеспечивали 17 и 40 АО.

Дальнейший успех начавшейся наступательной операции повлёк за собой ликвидацию воздушной обороны Смоленска и Витебска. Высвободившиеся зенитные подразделения были отправлены на фронт, в том числе две батареи 11-й стрелковой дивизии вошли в состав ВоздО г. Полоцка.

Успехи Красной армии заставили страны Антанты оказать существенную поддержку своему союзнику, в т.ч. заметно обновить самолётный парк его ВВС. Это позволило сформировать новые воздушные эскадры, 12 из которых (до 70 самолётов) приняли непосредственное участие в контрнаступлении польских войск под Варшавой.

В середине августа 1920 года верховное главнокомандование польской армии сумело переломить ход событий, нанеся серьёзное поражение соединениям Западного фронта. Неудачей завершилась также попытка частей Юго-Западного фронта овладеть г. Львовом в ходе проведения Львовской операции47.

Действенность зенитного прикрытия советских войск была ограничена острым дефицитом боеприпасов. Боеготовыми остались лишь 30 проц. самолётов фронтовой авиации, что привело к потере ранее завоёванного превосходства в воздухе. Этому способствовала переброска части истребительных и зенитных подразделений с советско-польского фронта на юг против Русской армии, где продолжались ожесточённые бои, в т.ч. в воздушном пространстве.

Начальник воздушного флота 11-й армии военлёт И.К. Михайлюк

в

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Тачанка с зенитным пулемётом. 1-я Конная армия РККА

В июле 1920 года в Северную Таврию прибыли 12-й истребительный, 38-й и 44-й разведывательные авиаотряды, а также отдельное «звено асов» в составе опытных лётчиков-истребителей А.Т. Кожевникова, В.Л. Мельникова и С.Г. Сапожникова. Новые силы объединили с 3, 9, 13, 16 и 48 АО в так называемую Центральную авиагруппу (командир — И.У. Павлов). К началу августа АГ имела в своём составе 17 истребителей и 11 само-лётов-разведчиков48. Одновременно «Авиагруппа Перекопского направления» пополнилась 4-м истребительным АО, получив вскоре наименование «Правобережная». Для надёжного прикрытия крупных транспортных узлов и коммуникаций в прифронтовой полосе была усилена воздушная оборона. Так, в г. Александ-ровске (Запорожье) и Синельниково заранее прибывшие железнодорожные зенитные батареи не допустили бомбардировки противником железнодорожных станций. Особенно отличилась под Синельниково 4-я противоса-молётная автомобильная батарея49.

Особое место занимала организация ВоздО Каховского плацдарма. Основными объектами стали переправы, по которым шло его снабжение. С воздуха их прикрывали истребители Правобережной авиагруппы. Зенитная артиллерия была представлена двумя

Немецкие самолёты 7-й истребительной эскадры имени Т. Костюшко

взводами (по два 76,2-мм орудия в каждом), позднее к ним добавилась 4-я автомобильная зенитная батарея (2 орудия).

В результате продолжения Северно-Тав-рийской операции части Русской армии были вынуждены оставить ранее захваченную территорию в Северном Причерноморье и отступить на Крымский полуостров. К этому времени воздушная группировка Южного фронта РККА (образован 21 сентября 1920 г.) значительно усилилась, в т.ч. 1-м отрядом дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец» (2 самолёта) для бомбардировок коммуникаций белых войск. В период с 1 по 18 сентября 1920 года экипажи отряда совершили 9 боевых полётов, в которых было сброшено более 1,7 т бомб, 160 кг стрел и 128 кг агитационной литературы50.

Отсутствие свежих поступлений авиационной техники привело к сокращению самолётного парка авиации Русской армии. На 7 октября в её составе имелось 28 исправных самолётов, а через несколько недель их количество снизилось до 22. Тем временем красная авиация (с Таманского полуострова) продолжала бомбить объекты противника на востоке Крыма. За период с мая по ноябрь 1920 года советские пилоты совершили более 180 воздушных налётов на Керченский полуостров51.

Начавшаяся 7 ноября того же года Пере-копско-Чонгарская операция52 Красной армии практически поставила точку в истории белого Крыма. 14 ноября под натиском красных войск пал Симферополь. В его мастерских и лётной школе оказались лишь несколько неисправных самолётов. Более 80 белых лётчиков и свыше 50 техников и мотористов эмигрировали из России вместе с остатками войск Русской армии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На Каспийском море продолжала совершенствоваться система воздушной обороны Баку, формирование которой было вызвано созданием 11 августа 1920 года укреплённого района Апшеронского полуострова и передачей в его состав Бакинского гарнизона. Одновременно с активизацией английской авиации в северных провинциях Персии для защиты объектов Гилянской сСр РВС Республики принял решение создать на базе 11 А воздушно-зенитную группировку для «воспрепятствования] полётам англичан на Энзели»53. Её основу составили 1-й Азербайджанский АО и боевое звено 15-го авиаотряда. Всего за время нахождения красных авиаторов в Энзели английская авиация совершила лишь один воздушный налёт на город. В дальнейшем ввиду возникших проблем на востоке РВСР принял решение вывести все части Красной армии из северных областей Персии.

К октябрю 1920 года в рамках организации ВоздО Апшеронского полуострова была

и

_А.Ю. ЛАШКОВ. Организация воздушной обороны... • Яч

создана крупная группировка, включавшая в свой состав 7 зенитных батарей (из них 2 подвижные), один авиаотряд, сеть наблюдательных постов и подразделений связи. Со стабилизацией военно-политического положения на Южном Каспии система воздушной обороны Апшеронского полуострова была заметно ослаблена.

На советско-польском фронте после неудачно проведённых наступательных операций соединения и части РККА были вынуждены оставить западные районы Белоруссии и Украины. С целью обеспечить защиту важных административных пунктов от нападения польской авиации создавалась их воздушная оборона (преимущественно за счёт авиации). Так, для организации ВоздО г. Лида были задействованы 7 и 17 АО, г. Минск — 3-я воздушная эскадрилья54. В дальнейшем командующие армиями Западного и Юго-Западного фронтов подписали соответствующие директивы о полном прекращении боевых действий.

С окончанием Советско-польской войны и войны с Финляндией вопросы организации ВоздО стратегически важных центров РСФСР продолжали оставаться в поле зрения РВС Республики.

Учитывая изменчивость военно-политической обстановки на западных границах страны, руководство Московского военного округа в течение нескольких месяцев продолжало держать в штатном режиме воздушную оборону советской столицы55. Одновременно планировалось объединить все авиационные и зенитные средства Петрограда и Кронштадтского района в единую систему воздухообороны под общим руководством коменданта Петроградского укрепрайона. С учреждением должности начальника ВоздО пУр в дальнейшем предполагалось подчинить ему всю систему воздушной обороны Петроградского военного округа.

С 1921 года начался новый этап в развитии противовоздушной защиты Советского государства.

Стрельба по вражескому самолёту. Полевое подразделение Красной армии

В Гражданскую войну: до апреля 1919 г. — в резерве командного состава Петроградского военного округа. Заведующий политическим отделом ВоздО Петрограда (апрель—май 1919), временно исполняющий должность начальника (июнь 1919), начальник ВоздО Петроградского укреплённого района (июнь 1919 — октябрь 1920), временно исполняющий должность начальника артиллерии ПУРа (до сентября 1920) с оставлением в прежней должности. Позднее — в распоряжении инспектора артиллерии 7-й армии.

5 РГВА. Ф. 789. Оп. 2. Д. 582. Л. 18а.

6 Яковлев М.А. Краткая история ПВО крепости Кронштадта // Цитадель. 2006. № 13. С. 54.

7 РГВА. Ф. 789. Оп. 2. Д. 582. Л. 40.

8 Там же. Д. 152. Л. 22.

9 Северный фронт. Борьба советского народа против иностранной военной интервенции и бе-логвардейщины на советском Севере (1918—1920): документы. М.: Воениздат, 1961. С. 255.

10 Титов С. Война в небе Карелии (1918 — 1920) // Карелия. 2009. № 67.

11 В составе польских ВВС (на март 1920 г.) имелись: 54 французских, 17 американских, 3 английских, 2 итальянских и 1 бельгийский военных лётчиков. — Прим. авт.

12 РГВА. Ф. 201. Оп. 6. Д. 133. Л. 1.

13 Там же. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 114.

14 Там же. Л. 172.

15 Михайлюк Иван Кириллович (? — 7 декабря 1920) — советский военачальник, военный лётчик. В годы Гражданской войны в России: лётчик 35-го авиаотряда, начальник воздушного флота 11-й армии (1920). Трагически погиб в авиационной катастрофе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 19.

2 Там же. Л. 27.

3 Там же. Ф. 190. Оп. 6. Д. 21. Л. 32.

4 Никитин Александр Владимирович (17(29) января 1865 — 1934) — российский (советский) военный руководитель. На военной службе с сентября 1883 г. Окончил Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус (1883), Михайловское артиллерийское училище (1886), Офицерскую артиллерийскую школу. Участник Русско-японской войны (1904—1905). В Первую мировую войну: командир 11-й артиллерийской бригады (1915—1917), инспектор артиллерии 11-го армейского корпуса (1917).

Противоаэропланные орудия на автомобильных платформах РККА

в

I

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Бронеплощадка с зенитным пулемётом

8-го воздухоплавательного отряда Красной армии

16 РГВА. Ф. 195. Оп. 6. Д. 148. Л. 167—172.

17 Там же. Л. 77—78.

18 Там же. Л. 186.

19 Апшеронский полуостров, восточная оконечность Кавказа, в Азербайджане. Вдаётся в Каспийское море на 60 км; ширина до 30 км, высота до 165 м. Месторождения нефти и газа. На южном побережье — г. Баку. — Прим. авт.

20 РГВА. Ф. 109. Оп. 5. Д. 30. Л. 424.

21 Гилянская Советская Социалистическая Республика — советская республика, существовавшая в иранском остане Гилян с июня 1920 по сентябрь 1921 г. — Прим. авт.

22 Военная энциклопедия. Т. 5. М.: Военное издательство, 2001. С. 407.

23 Спатарель Иван Константинович (8(20) августа 1889 — 13 ноября 1968) — советский военачальник, военный лётчик, генерал-майор интендантской службы (1940). На военной службе с декабря 1910 г. Окончил Офицерскую школу авиации Отдела Воздушного флота (1912). В Первую мировую войну — лётчик 7-го корпусного авиационного отряда. В годы Гражданской войны в РККА: командир 7-го корпусного АО (июль—декабрь 1918), временно исполняющий должность командира, затем командир 2-го истребительного авиационного дивизиона (январь 1919 — май 1920), Правобережной (Перекопской) авиационной группы (май—сентябрь 1920), помощник начальника авиации 13-й армии (с сентября 1920).

24 Покровский С. Работа белой авиации в Крыму и Северной Таврии в 1920 году // Вестник Воздушного Флота. 1922. № 13. С. 12.

25 Ткачёв В.М. Вопросы тактического применения авиации в гражданской войне (манёвренной). // Военный сборник. Кн. 1. Белград, 1921. С. 133.

26 Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация Гражданской войны. М.: Техника — молодёжи, 2000. С. 90, 91.

27 Хайрулин М. Чёрный барон против «красных пиратов» // Родина. 2008. № 3. С. 45.

28 РГВА. Ф. 192. Оп. 3. Д. 942. Л. 12—14.

29 Хайрулин М. Указ. соч. С. 46.

30 РГВА. Ф. 192. Оп. 3. Д. 2156. Л. 268.

31 Там же. Л. 118.

32 Там же. Ф. 40064. Оп. 1. Д. 8. Л. 72.

33 Всего самолётов на Западном фронте, учитывая неисправные и находившиеся в ремонте, в авиапоездах и мастерских, насчитывалось до 220 единиц. — Прим. авт.

34 Березин П.Ф. Красная авиация в борьбе с бело-поляками. М.: Воениздат НКО СССР, 1940. С. 14.

35 РГВА. Ф. 29. Оп. 75. Д. 293. Л. 24.

36 Майская операция 1920 г. — боевые действия советских войск Западного фронта, включавшие наступательную операцию (14—30 мая), проведённую с целью разгрома польских войск в Белоруссии и оказания помощи попавшему в тяжёлое положение Юго-Западному фронту, и оборонительную операцию (31 мая — 8 июня), проведённую с целью отразить контрнаступление противника. См.: Военная энциклопедия. Т. 4. М.: Воениздат, 1999. С. 520.

37 РГВА. Ф. 201. Оп. 6. Д. 133. Л. 27.

38 Там же. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 257.

39 Там же. Л. 278, 457, 492.

40 Там же. Ф. 29. Оп. 75. Д. 293. Л. 24.

41 Там же. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 710.

42 Там же. Ф. 201. Оп. 6. Д. 133. Л. 49.

43 Июльская операция 1920 г. — наступательная операция советских войск Западного фронта, проведённая 4—23 июля в ходе Советско-польской войны с целью разгрома главных сил польского Северо-Восточного фронта и освобождения Белоруссии. См.: Военная энциклопедия. Т. 3. М.: Во-ениздат, 1995. С. 424.

44 Березин П.Ф. Указ. соч. С. 45.

45 РГВА. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 603.

46 Там же. Ф. 200. Оп. 5. Д. 112. Л. 96.

47 Львовская операция 1920 г. — наступательная операция советских войск Юго-Западного фронта, проведённая 23 июля — 20 августа во время Советско-польской войны с целью разгрома львовской группировки противника и освобождения Волыни и Галиции (Западная Украина). См.: Военная энциклопедия. Т. 4. М.: Воениздат, 1999. С. 483, 484.

48 Кондратьев В., Хайрулин М. Указ. соч. С. 92.

49 Зенитная артиллерия и зенитные ракетные войска противовоздушной обороны. Ч. 1. М.: Воениздат, 1995. С. 28.

50 Хайрулин М., Кондратьев В. Военлёты погибшей империи: авиация в Гражданской войне. М.: Яуза, 2008. С. 388.

51 РГВА. Ф. 109. Оп. 3. Д. 30. Л. 10—959; Д. 211. Л. 139—211.

52 Перекопско-Чонгарская операция 1920 г. — стратегическая наступательная операция советских войск Южного фронта во время Гражданской войны, проведённая 7—17 ноября 1920 г. с целью уничтожить белую Русскую армию и овладеть Крымом. — Прим. авт.

53 РГВА. Ф. 195. Оп. 6. Д. 148. Л. 263.

54 Березин П.Ф. Указ. соч. С. 69, 70.

55 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1094. Л. 19; Д. 1095. Л. 21. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.