6 В Европе были освобождены 23 проц. от всех освобождённых за годы войны городов. См.: Освобождение городов: справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945. М., 1985. С. 31.
7 Формы использования подземного пространства — внешнее выражение процессов расположения, передвижения, управления войсками, ведения ими боевых действий, а также взаимодействия между собой частей (элементов) каждого из этих процессов; Виниченко М.В. Использование подземного пространства вооружёнными формированиями в войнах середины XIX—ХХ вв. Дисс ... док. ист. наук, 2008. С. 198.
8 Там же.
ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
ЛАШКОВ Алексей Юрьевич — ведущий научный сотрудник Центра военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник
запаса, кандидат исторических наук (119330, г. Москва, Университетский пр-т, д. 14)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ КРАСНОЙ
АРМИИ
ВО ВРЕМЯ СОВЕТСКО-ПОЛЬСКОЙ ВОЙНЫ 1920 ГОДА
Поддерживаемые странами Антанты правящие круги Польши, начиная активную подготовку к войне с Советской Россией, планировали отторгнуть от неё часть территории, а также полностью оккупировать Белоруссию и Украину. С этой целью они наращивали силы, в том числе увеличивая самолётный парк.
Было ясно, что нашим войскам в случае агрессии амбициозного соседа предстояло вести боевые действия с явным ограничением в
авиационных средствах1. Тем не менее командование Красной армии видело стратегический успех только в достижении господства в воздухе.
В конце марта 1920 года Главнокомандующий Вооружёнными силами Республики подписал специальную директиву, предусматривавшую «сосредоточение на Западном фронте лучших авиационных сил в связи с особым значением авиации в войне против поляков»2. К тому времени польские соединения перешли в наступление на мозырьском направлении, стремясь на стыке двух советских фронтов обеспечить преимущество левого фланга своих войск, наступавших на центральные области Украины и юг Белоруссии. В случае успеха противник рассчитывал овладеть важными транспортными узлами — городами Жлобин и Гомель. Для организации воздушной обороны этих пунктов была создана истребительная авиагруппа (14 самолётов) с одновременным усилением всей группировки Рабоче-крестьянского красного воздушного флота (РККВФ) на Западном фронте и объединением лётных частей в крупные формирования. Так, в полосе действий 16-й армии почти вся авиация, усиленная истребительными подразделениями и действовавшая на борисовском и бобруйском стратегических направлениях, где противник сосредоточил до 80 проц. своей фронтовой авиации, была сведена в две эскадрильи (Славненскую и Салтановскую). Основу первой из них составил ранее прибывший на фронт 4-й авиационный дивизион ПВО Петроградского укрепрайонаЗ.
17 апреля противник предпринял групповой налёт на Славненский аэродром, успешно отражённый дежурными силами эскадрильи. Однако для надёжной защиты прифронтовых аэродромов требовались штатные зенитные подразделения, о чём было доложено в Полевой штаб Реввоенсовета Республики (РВСР)4. По указанию Главкома вскоре в распоряжение штаба Западного фронта были отправлены три автомобильные и одна железнодорожная зенитные батареи ПВО г. Москвы и Тульского укреплённого районаб.
Зенитная артиллерия требовалась и войскам Юго-Западного фронта, в первую очередь для организации противовоздушной обороны крупных
населённых пунктов (Киева, Житомира, Бердичева). Положение усугубляло отсутствие в составе воздушного флота фронта необходимого количества истребительной авиации. Польская же сторона сосредоточила на Украине до 8 своих воздушных эскадрб, быстро добившись полного господства в воздухе. В случае развития успеха противником воздушным налётам могли подвергнуться и центральные районы РСФСР. Чтобы защитить их, по указанию Полевого штаба РВСР была воссоздана противовоздушная оборона г. Москвы, существовавшая до начала зимы и расформированная после разгрома главных сил белых армий на южном направлении.
25 апреля 1920 года в результате общего наступления польско-украинских соединений пали города Коростень, Житомир и Винница, 6 мая столица Украины — Киев, к тому же врагу досталась вся аэродромная сеть нашей 12-й армии западнее р. Днепра. Значительно лучше обстояли дела в полосе Западного фронта. В течение первого месяца войны там удалось не только усилить воздушную группировку, но и развернуть противовоздушную оборону важных объектов, в том числе г. Смоленска, где размещался фронтовой штаб. В соответствии с указаниями нового командующего войсками фронта М.Н. Тухачевского? основу ПВО составили 5 зенитных взводов, сформированных на базе Смоленских артиллерийских курсов, запасного дивизиона и 1-й запасной батареи Смоленского округа8. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В марте 1920 г. авиация Западного фронта насчитывала 10 авиаотрядов неполного состава (местами некомплект лётчиков достигал 50 проц.). Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация Гражданской войны. М., 2000. С. 81.
2 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 201. Оп. 6. Д. 133. Л. 1.
3 Там же. Л. 13.
4 Там же. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 110.
5 Там же. Л. 114.
6 Кондратьев В., Хайрулин М. Указ. соч. С. 81.
7 Тухачевский Михаил Николаевич (1893—1937) — советский военачальник, Маршал Советского Союза (1935). Окончил Александровское военное училище (1914). В годы Гражданской войны был представителем Военного отдела ВЦИК, комиссаром обороны Московского района, командовал армиями Восточного, Южного, Кавказского, Западного фронтов.
8 РГВА. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 257.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ПАВЛЕНКО Игорь Евгеньевич — председатель некоммерческого фонда «Таганрог исторический», кандидат технических наук
(E-mail: [email protected])
ПОЛОЖЕНИЯ МИРНЫХ ДОГОВОРОВ УТВЕРЖДАЛИСЬ СИЛОЙ
К концу XVII века в области национальной безопасности у России накопилось немало внешнеполитических проблем, тормозивших её развитие. Особая опасность в те времена исходила со стороны Крымского ханства. Из года в год десятки тысяч всадников, то лавиной, то разбившись на небольшие отряды, совершали набеги на Русь. Поскольку работорговля составляла основу экономики ханства, главной целью его внезапных вторжений был захват пленных. После каждого набега татары гнали людей и везли награбленное в турецкие крепости Азов, Перекоп, Керчь, Кафу, Анапу. Здесь их ждали торговцы живым товаром. Даже то, что Россия платила хану денежную дань, не спасало её от нападений. Предпринятые русскими ответные походы на Крым (1687 и 1689 гг.) тоже окончились безрезультатно: огромные просторы Дикого Поля, укрепления Перекопа и