А.Ю. ЛАШКОВ A.Yu. LASHKOV
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ.
1918 ГОД
ORGANIZING AIR DEFENSE DURING THE CIVIL WAR IN RUSSIA. THE YEAR 1918
Сведения об авторе. Лашков Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (Москва. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье рассказывается об организации воздушной обороны нашего государства в начале Гражданской войны на примере крупных административных центров и отдельных приморских районов.
Ключевые слова: Россия; Гражданская война; воздушная оборона; зенитная артиллерия; истребительная авиация; орудие; самолёт.
Information about author. Aleksei Lashkov — Senior Researcher at the Military History Research Institute of the RF AF General Staff Military Academy, Colonel (res.), Cand. Sc. (Hist.), Assistant Professor (Moscow. E-mail: [email protected]).
Summary. The paper describes the organization of air defense in our state at the start of the Civil War as exemplified by major administrative centers and individual maritime districts.
Keywords: Russia; Civil War; air defense; AA artillery; fighter aircraft; gun; aircraft.
ЗАКЛЮЧЕНИЕМ Брест-Литовского мирного договора (март 1918 г.) Россия официально завершила своё участие в Первой мировой войне. Однако в стране уже полным ходом шла Гражданская война. При этом СНК РСФСР всерьёз опасался возобновления военных действий со стороны кайзеровской Германии и её союзников. Только на московском (центральном) направлении противник мог задействовать до 200—300 летательных аппаратов (включая трофейные русские самолёты) с оккупированных территорий Украины, Белоруссии и Прибалтики1. Для организации защиты новой столицы РСФСР (г. Москва) 25 апреля 1918 года была образована её воздушная оборона (ВоздО) в составе Московского района обороны. Официальным начальником назначен бывший полковник фон Н.М. Энден2, в мае того же года — и.д. руководителя столичной ВоздО стал военный инженер-технолог В.Н. Баташев3.
Для прикрытия Москвы от воздушного нападения были задействованы все имевшиеся на тот момент в Московском военном округе (МВО) воздушные и зенитные силы и средства: 4-я боевая авиационная группа в составе 5, 11, 14 и 15-го отрядов истребителей, 3-й корпусной авиаотряд и 7-я отдельная автозенитная батарея. К лету 1918 года общая численность истребительной авиации (ИА) ВоздО столицы составляла 26 самолётов (включая резерв)4.
Одновременно принимались меры по сохранению воздушной обороны Петрограда и его ближайшего района. С началом формирования первых регулярных частей Красной армии в их состав были включены и подразделения ВоздО.
Так, в приказе за № 1 по 1-му корпусу РККА (от 22 февраля 1918 г.) отмечалось: «Петроградская крепостная артиллерия для воздушной обороны Петрограда в составе 14 батарей, прожекторной и пулемётной команд с сего числа переходит в состав Рабоче-крестьянской Красной армии»5. После расформирования корпуса в мае 1918 года они перешли под юрисдикцию командования Петроградского военного округа. При строительстве советских Вооружённых сил было принято решение включить в штат каждой пехотной дивизии (составлявшей основу сухопутных частей РККА) 4-орудийную зенитную позиционную батарею6. В мае 1918 года по указанию заместителя наркома по военным делам К.А. Мехоношина на Главное управление Генерального штаба (ГУ ГШ) было возложено общее руководство формированием частей зенитной артиллерии (ЗА) Красной армии. Для решения этой задачи было создано Управление заведующего формированиями зенитных батарей (Упрзазенфор7, начальник — Б.П. Ненашев8, его помощник — Ф.Ф. Лендер9). Также при Главном артиллерийском управлении (ГАУ) была образована специальная комиссия, призванная выявить наличие всего имевшегося в Республике зенитного вооружения, а также наметить меры по формированию зенитных батарей для нужд РККА. В качестве программы (максимум) ГУ ГШ и ГАУ должны были в короткий срок восстановить расформированные ранее зенитные батареи, а также вновь создать 20 автомобильных и пять ездящих противосамолётных батарей10. Для реализации этой программы Упрзазенфор приступил к формированию двух автомобильных
• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
M*
Ш
Карта Гражданской войны в России (февраль 1918 г. — февраль 1919 г.)
и четырёх железнодорожных зенитных подразделений с использованием «материальной части артиллерии и прочего имущества названных батарей, погруженных... на станции Пущино Пу-тиловской ветки в Петрограде и кадра личного состава около 50 человек, обслуживающих названное имущество»11. Указанные подразделения формировались в соответствии со штатами и расчётами, объявленными приказами Верховного главнокомандующего (ВГК) 1915 года № 704 и 1917 года № 515 и начальника штаба ВГК 1917 года № 140 и 204 (с определёнными изменениями). В частности, для обслуживания зенитных пулемётов (4 пулемёта в автомобильных и 2 — в железнодорожных батареях) добавлялись дополнительные номера боевых расчётов, одновременно увеличивалось число мастеровых и специалистов. При этом было принято решение убрать невостребованные должности: фельдфебеля, денщиков, самокатчиков и электроосветителей (последние — в автомобильных батареях)12. Кроме того, в подвижной состав железнодорожных батарей был включён второй вагон для команды, т.к. на опыте Первой мировой войны выяснилось, что одного вагона мало (один грузовой автомобиль необходим для подвоза продовольствия), из того же состава исключались самокатчики. Помимо формирования зенитных батарей Упрзазенфор приступил к обучению их переменного состава.
В ожидании возобновления войны с Четвертным союзом у РСФСР возникли серьёзные разногласия с бывшими союзниками. Односторонний выход Советской России из войны, подписание и ратификация Брест-Литовского мирного договора обязали пришедшую к власти коалицию левых сил пересмотреть свои отношения со странами Антанты. Последним предлагалось убрать с Кольского полуострова и из Архангельской губернии все свои воинские подразделения и учреждения. Тем временем в Северной области13, через которую в годы войны шло основное
снабжение русской армии западными союзническими державами, скопилось много вооружения и военной техники. Вследствие недостаточно оборудованной транспортной сети значительная часть военного груза скапливалась в портах и на узловых железнодорожных станциях. Так, только в Архангельске к концу 1917 года насчитывалось более 800 самолётов (английского и французского образца) в разобранном виде и большое количество авиационных моторов14.
В свою очередь кайзеровская Германия, выступая на стороне белой финской гвардии, в апреле 1918 года перебросила на территорию бывшего Великого Финляндского княжества Балтийскую экспедиционную дивизию. При этом руководством рейхсвера вынашивались планы по захвату Мурманского края, а финским командованием — восточной части Карелии. В результате Россия могла лишиться единственной транспортной коммуникации (Мурманской железной дороги), связывавшей Кольский полуостров с центральными районами страны, и всех военных запасов, накопившихся в Северной области в годы войны. Развитие такого сценария не устраивало ни советское правительство, ни бывших союзников России. Последние, сделав ставку на Белое движение, планировали в дальнейшем превратить север России в удобный плацдарм для продвижения в глубь страны и насильственного свержения советской власти. По согласованию с исполкомом Мурманского совета в марте 1918 года в Мурманском порту было высажено несколько иностранных десантов, что противоречило требованиям Брест-Литовского договора. Рассматривая возможность возобновления военных действий со стороны Германии и интервенции Антанты, советское правительство приняло меры по вывозу военного имущества из Северной области. С этой целью в Вологду была отправлена специальная комиссия под руководством члена коллегии Наркомата по военным делам М.С. Кедрова. Этот шаг официальной Москвы вызвал немалое раздражение у представителей Антанты и поставил вопрос о прекращении временного сотрудничества с большевиками. 3 июня был утверждён план военной интервенции в Северной области. Англичане захватили Соловецкие острова и Онегу, взяв под полный контроль выход из Белого моря.
Тем временем наличие возможности воздушного нападения со стороны военного воздушного флота (ВВФ) кайзеровской Германии и её союзников потребовало дальнейшего усиления воздушной обороны столицы РСФСР. Для своевременного предупреждения ИА ВоздО Москвы о появлении неприятельских самолётов на возду-хоопасных направлениях выставлялись «сигнальные» (наблюдательные) пункты, удалённые от столицы на 100—120 км. Они оснащались прямой телефонной связью и комплектовались преимущественно специалистами из числа авиационных наблюдателей. Истребительная авиация должна была решать основную задачу по борьбе с «са-
молётами противника, прорвавшимися через зону артиллерийского огня, и преследованию улетавших самолётов»15.
По предложению штаба Высшего военного совета Республики вся зенитная артиллерия воздушной обороны Москвы была сведена в две группы: «северную» и «южную». Огневые позиции батарей выдвигались за городскую черту на расстояние 2—4 км от окружной железной дороги. Тем самым вокруг столицы создавалось так называемое огневое кольцо. В связи с неудачами Германии на Западноевропейском театре войны к середине лета 1918 года вероятность нападения на РСФСР заметно снизилась. Это привело к расформированию Московского района обороны и передаче 1 августа того же года управления столичной ВоздО в распоряжение окружного военного комиссариата. В дальнейшем с передачей большей части артиллерии МВО (в т.ч. зенитной) на Восточный фронт необходимость в организации воздушной обороны столицы временно отпала. В октябре 1918 года управление ВоздО Москвы было упразднено.
Тем временем основные события Гражданской войны развернулись в Поволжье. Ещё в конце мая части Чехословацкого корпуса16 отказались разоружиться, что повлекло за собой военные столкновения вдоль всей Транссибирской железной дороги. За короткий срок большинство крупных городов (железнодорожных узлов) Поволжья, Сибири и Дальнего Востока оказались в их руках. Поддержку им оказали многочисленные подпольные офицерские организации, стремившиеся уничтожить советскую власть на местах. В начале лета 1918 года в Поволжье на добровольной основе начала формироваться Народная армия (НА)17, численность которой скоро достигла 30 тыс. человек.
8 июня в освобождённой от сторонников большевиков Самаре (столице степного Заволжья) был создан Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч). Ему было предложено возглавить военное ведомство, а его организация, насчитывавшая 200—250 человек, послужила основой для развёртывания армии. Её руководство первоначально размещалось в Самаре, позднее часть управлений и служб центрального аппарата Народной армии перешла в Казань. В составе НА началось формирование собственного военного воздушного флота. Его основу составили отдельные подразделения, организации и учреждения ВВФ Казанского военного округа. Общее руководство было возложено на управление воздушного флота (ВФ) при штабе НА (начальник — капитан Д.А. Борейко)18. В районе боевых действий авиационные отряды были объединены в две авиагруппы (АГ), решавшие преимущественно задачи разведывательного характера.
Создавшееся положение потребовало от советского правительства принятия безотлагательных мер. 13 июня 1918 года постановлением СНК РСФСР был образован Восточный фронт, вклю-
чивший в свой состав 1, 2, 3, 4 и 5-ю армии (А), сформированные из добровольческих частей Красной армии, рабочих,красногвардейских и партизанских отрядов. Основные события развернулись вокруг Казани, являвшейся одним из стратегических центров Поволжья.
Части НА и Чехословацкого корпуса сумели наладить достаточно сильную оборону города. Это обстоятельство заставило руководство 5-й советской армии использовать возможности своих воздушных сил. Основная их группировка (около 30 самолётов) была размещена на аэродроме в районе станции Свияжск, где располагалось командование армии.
Первый воздушный налёт на Казань красные лётчики совершили вечером 16 августа. Бомбардировке подверглась её центральная часть. Прибывший в то время на Восточный фронт председатель Реввоенсовета Республики (РВСР) Л.Д. Троцкий потребовал «бомбить только центр города и не трогать рабочие посёлки». Для руководства Народной армии этот налёт стал неожиданным сюрпризом19. В следующие дни налёты были продолжены.
Для защиты Казани от воздушного нападения началось создание некоего подобия воздушной обороны. Вся зенитная артиллерия Народной армии была подчинена заведующему формированием артиллерии. С целью взаимодействия зенитных батарей и авиаотрядов приказом начальника управления ВФ при штабе НА от 24 августа 1918 года № 9 было предписано доводить до зенитчиков информацию обо всех полётах белой авиации20.
Учитывая малочисленность ЗА противника, красные лётчики периодически летали на малых высотах (менее 100 м), что повышало эффективность ударов с воздуха. В свою очередь с целью ослабления авиационной группировки 5 А авиация НА совершила несколько воздушных налётов на Свияжский аэродром. Одна из бомб упала рядом со стоявшим на железнодорожных путях Свияжска штабным поездом Л.Д. Троцкого (без какого-либо ущерба). Объектом воз-
Конструктор Ф.Ф. Лендер (в центре) со своими коллегами на полигоне Общества Путиловских
заводов
• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
М*
Ш
душного нападения ВФ 5 А также являлись суда белой речной боевой флотилии. Отдельные из них (в т.ч. флагманское судно «Горец», буксиры «Вульф» и «Фельдмаршал Милютин») были вооружены 76,2-мм зенитными орудиями21, ранее захваченными в арсеналах Вольска. Туда ещё весной 1918 года были эвакуированы фонды 1-й запасной артиллерийской бригады тяжёлой артиллерии особого назначения, на базе которой в годы Первой мировой войны шло формирование автомобильных батарей для стрельбы по воздушному флоту. Позднее, с освобождением города, 10 зенитных орудий установили на судах красной Волжской военной флотилии.
В конце августа для борьбы с речными судами белых был задействован гидроавиационный отряд (4 летающие лодки типа «М-9»)22. Красным морским лётчикам периодически приходилось работать в зоне зенитного огня противника.
В ходе проведения Казанской операции (5—10 сентября 1918 г.) войскам 5 А и Аркской группы 2 А во взаимодействии с Волжской военной флотилией удалось освободить Казань. За период боёв в районе города и его окрестностях красные лётчики произвели 301 боевой вылет (по другим данным — 215), сбросив на противника более 150 бомб (свыше 1,6 т), тысячи стрел и десятки тысяч листовок23.
Тем временем командование Народной армии пыталось организовать защиту опорных пунктов, способных сбить наступательный порыв частей РККА, измотав их до зимы в оборонительных боях. Особое внимание обращалось на формирование воздушной обороны крупных городов Поволжья и Предуралья. В частности, по мнению полковника А.В. Сущинского, назначенного руководителем обороны Самары, помимо сухопутной линии защиты города следовало одновременно усилить её в северном направлении «от неприятельских пароходов, а также от налёта аэропланов»24. С этой целью планировалось за счёт эвакуированных из Вольска зенитных автомобильных орудий сформировать две специальные артиллерийские группы и разместить их на окраине Самары. Однако инспектор артиллерии Народной армии особого интереса к этой идее
не проявил. В результате зенитные орудия определённое время оставались на перевозивших их баржах. Убедившись в нежелании сухопутного командования организовывать воздушную оборону города, по ходатайству представителей Волжской речной флотилии 24 сентября главнокомандующий Поволжским фронтом генерал-майор С. Чечек принял решение о передаче зенитных средств в распоряжение командующего флотилией. Несомненно, их не предполагалось использовать по прямому назначению, флотилии требовались в первую очередь скорострельные пушки. В период 29—30 сентября шесть противо-самолётных орудий (по одной из версий) были установлены на речные суда 2-го дивизиона. Но уже к моменту поспешной сдачи Самары (к 8 октября) суда были разоружены, а орудия (в т.ч. зенитные) и имущество флотилии спешно погружены в железнодорожные вагоны и отправлены в Уфу, далее — на восток25. В дальнейшем шесть 76,2-мм зенитных орудий перешли в ведение вновь образованного Морского министерства.
Ожесточённые бои летом 1918 года развернулись в нижнем течении р. Волги, в районе г. Царицын (Волгоград), большого промышленного центра Поволжья. В конце июля — начале августа белоказачья Донская армия26 (командующий — генерал-лейтенант С.В. Денисов) предприняла первую попытку овладеть городом. С его захватом появлялась возможность соединиться с Чехословацким корпусом, уральскими и оренбургскими казаками для совместной борьбы против Советской Республики. К этому времени самолётный парк авиации Донской армии (начальник — полковник В.Г. Баранов) располагал лишь 10 самолётами (из них 6 действовавших). Это обстоятельство исключило какую-либо возможность участия «донских пилотов» в боях под Царицыном летом—осенью 1918 года.
Со стороны оборонявшихся воздушное пространство на подступах к городу прикрыли два авиационных отряда (АО): 1-й Царицынский27 (командир — военлёт В.В. Карпов, 7 самолётов) и 1-й Кубанский (командир — военлёт В. Л. Ку-чинский, 2—3 самолёта). Общее руководство авиацией Царицынского фронта осуществлял начальник Южной коллегии ВВФ А.А. Шавров.
В августе 1918 года разрозненные артиллерийские подразделения, оборонявшие Царицын, были объединены в батареи, дивизионы и бригады и введены в состав стрелковых дивизий. Они также решали задачи воздушной обороны. Отсутствие у противника крупной авиационной группировки исключало серьёзные налёты на город. До конца года части Донской армии, несмотря на все попытки, не смогли взять Царицын.
Ещё одной «горячей точкой» на фронтах Гражданской войны стал приморский город Баку. К весне 1918 года большая часть Закавказья была оккупирована германскими и турецкими войсками. 28 мая в Тифлисе (Тбилиси) была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика (АДР, председатель правительства Ф. Хойский).
Демонстрационные полёты авиации
Ходынское поле, Москва
Однако столица Азербайджана в то время находилась в руках сторонников советской власти, занявших непримиримую позицию в отношении нового азербайджанского правительства. Последнее обратилось за военной помощью к Османской империи, которая направила в Закавказье 5-ю и 15-ю турецкие дивизии (до 15 тыс. человек). Вскоре союзные турецко-азербайджанские войска были объединены во вновь созданную Кавказскую исламскую армию (КИА, «Армия Ислама»)28 под командованием турецкого генерала К. Нури-паши.
Общее руководство обороной столицы Советского Азербайджана взял на себя Бакинский совет народных комиссаров (СНК, коммуна), образованный 25 апреля 1918 года. Основу его вооружённых сил (Кавказской Красной армии) составили 19 стрелковых батальонов (до 18 тыс. человек), одна кавалерийская сотня и морские суда Каспийской флотилии. Из-за опасения создания в тылу «пятой колонны» (из числа морских офицеров-лётчиков) было принято решение реорганизовать Бакинскую офицерскую школу морской авиации (БОШМА)29.
Позднее из лояльного Бакинской коммуне лёт-но-технического состава школы были сформированы три боевых авиаотряда.
1-й отряд (2 гидросамолёта, г. Порт-Петровск (Махачкала)) обеспечивал охрану береговой линии (в т.ч. от налётов турецкой авиации), а также воздушную поддержку полевых частей Бакинской коммуны в операциях «для усмирения восстаний горных племён»30.
2-й авиаотряд «Саринская боевая воздушная база» (3 гидросамолёта типа М-9) размещался на оз. Сара (район г. Ленкорань). Он организовывал воздушную защиту границы до р. Астара, охрану морского побережья и воздушную поддержку советских войск в Муганской степи, где проходила линия фронта.
На тифлисском направлении, контролировавшемся германо-турецкими войсками, действовал 3-й (авангардный) авиаотряд (2 гидросамолёта типа М-9), развёрнутый на оз. Аджи-Кабуль.
В самом Баку в июне 1918 года из оставшегося самолётного парка школы морской авиации был сформирован Бакинский авиаотряд, преобразованный позднее в Боевой воздушный дивизион Каспийского моря (с включением в него фондов самой школы, командир — лётчик А.А. Степанов).
Одновременно были приняты меры по созданию «сухопутной» авиации Бакинской коммуны. По личному указанию председателя СНК РСФСР В.И. Ленина в столицу Азербайджана из Астрахани 23 июня поступили 13 самолётов (в разобранном виде) типа «Ньюпор». На их основе был сформирован Кубанский авиационный дивизион (командир — С.П. Девель) с включением в него части «сухопутных» типов самолётов Бакинской авиашколы.
Приближение частей «Армии Ислама» к Баку потребовало увеличения численности воздушной группировки. Бакинский СНК обратился к советскому правительству с просьбой прислать «отряд
Карта военных действий в Азербайджане (октябрь 1917 г. — август 1918 г.)
авиации в 6 аппаратов» и «одну зенитную батарею или автомобильную для стрельбы по воздушному флоту»31. Необходимость привлечения ЗА, вероятно, была связана с возможностью использования турецкой стороной под Баку своих воздушных сил. К сожалению, усилить авиацию Бакинского совнаркома не удалось.
Тем временем части КИА подошли вплотную к Апшеронскому полуострову, готовясь штурмом взять город. Для его защиты по решению Бакинского СНК была развёрнута сухопутная и воздушная оборона города (с 30 июля по 15 сентября 1918 г.). Основной задачей ВоздО была организация взаимодействия с полевыми частями Кавказской Красной армии и Каспийской флотилией, а также нанесение бомбово-штурмо-вых ударов по ближнему тылу турецко-азербайджанских войск. Всего до конца обороны на их позиции было сброшено 9,6 т бомб и весь запас дротиков (1,6 т)32.
Со сменой 1 августа в Баку политической власти воздушные силы полностью были подчинены Диктатуре Центрокаспия. В то же время их покинула часть советских авиаторов, которые продолжили участие в Гражданской войне на других фронтах.
16 сентября после решающего штурма в Баку вошли части Кавказской исламской армии. В городе в качестве трофеев противнику достались лишь 5 неисправных летающих лодок типа «М-5». Остальные аппараты, а также ангары и имущество школы были уничтожены лётно-техническим составом.
В этот период обострилась обстановка в Северной области. В начале августа 1918 года в Архангельске был высажен крупный союзнический
• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Ш
Самолёт типа «Ньюпор»
Кубанского авиадивизиона,потерпевший
аварию при посадке
г. Баку
морской десант. Для его воздушной поддержки был задействован английский авиатранспорт «Най-рана» с 4 гидросамолётами «Фэйри 111С» на борту33.
Узнав о возможности такой высадки, В.И. Ленин обратился в РВСР с вопросом об использовании авиации в борьбе с союзническим десантом. Уже 9 августа был издан приказ об отправке на Архангельский участок фронта вновь сформированного Беломорского гидроавиаотряда (6 гидросамолётов М-9 с бомбовой нагрузкой)34. Одновременно туда же предполагалось перебросить две зенитные батареи, вооружённые 37-мм орудиями «для стрельбы по гидропланам»35. По прибытии на Северный фронт гидроавиаотряд поступил в распоряжение командующего Вологодским тыловым районом А.И. Геккера для выполнения следующих задач: «Установить расположение противника и количество неприятельских судов в Архангельске и обеспечить воздушное прикрытие своих войск»36.
18 августа 1918 года в районе ст. Обозерская (131 км южнее Архангельска по железной дороге) своё первое боевое крещение получила 1-я железнодорожная батарея Путиловского дивизиона (командир — Н. Фурсов), обстреляв неприятельский самолёт37.
Бой советских зенитчиков с белой авиацией
Северный фронт
Картина из фондов Музея Войск ПВО
11 сентября из войск северо-восточного участка отрядов завесы была создана 6-я отдельная армия (ОА, командующие: М.С. Кедров, с ноября 1918 г. — А.А. Самойло) со штабом в Вологде. В оперативное подчинение армии были переданы Северо-Двинская и Онежская военные флотилии. Основные боевые действия развернулись на архангельском, котласском и вельском направлениях.
После высадки в Архангельске англичанами на о. Бакарица (в устье р. Двина напротив города) был развёрнут главный аэродром, где базировались самолёты типа RAF. Он стал базой для формирования ВФ Северной области, основу которого составил Славяно-британский авиационный корпус (СБАК). В его составе к сентябрю 1918 года были сформированы два авиаотряда, укомплектованные русскими лётчиками, под командованием подполковника А.А. Козакова (Казакова) и капитана Н.И. Белоусовича.
Ранее в районе ст. Обозерская, выбив предварительно из неё части РККА, англичане оборудовали полевой аэродром, откуда лётчики
1-го Славяно-британского авиаотряда (СБАО) и английского авиадивизиона «Де Хэвилендов» DH.9 совершали боевые вылеты в тыл красных войск. Второй полевой аэродром был построен на р. Двине, у с. Березник, где разместился
2-й Славяно-британский авиаотряд. 17 сентября туда перебазировался и 1 СБАО.
К этому времени котласское направление приобрело важное оперативное значение. Оно выступало ближайшим рубежом, на котором могло произойти соединение бело-союзнических войск, находившихся в районе Архангельска, с частями белой Екатеринбургской группы38, действовавшей на пермском направлении. С целью исключить воздушную бомбардировку г. Котласа красное командование возложило ответственность за его прикрытие с воздуха на лётный состав Беломорского гидроавиаотряда. Одновременно были приняты меры по организации зенитной защиты войск и объектов ближнего тыла красных частей. Для борьбы с неприятельской авиацией на суда Северо-Двинской флотилии начали поступать 37-мм зенитные орудия, а на суше стали формироваться взводы и батареи, вооружённые 76,2-мм полевыми пушками образца 1902 года на специальных самодельных тумбах. В октябре в Котласском районе были сосредоточены четыре авиационных отряда (16 аппаратов). Помимо воздушной разведки, бомбардировки неприятельских позиций и объектов красные лётчики осуществляли воздушную оборону ближнего тыла, действуя преимущественно из положения «дежурство на аэродроме». Только за период с 19 сентября по 8 октября 1918 года в полосе 6 ОА было отмечено 19 случаев пролётов самолётов противника с различными целями.
Тем временем воздушная группировка 6 ОА была значительно усилена за счёт сухопутной и морской авиации. В их числе Костромской
АГ (командир — Е.И. Татарченко), прибывшей в распоряжение командующего войсками Архангельского района. Также в августе 1918 года на Северный фронт с Балтийского моря были переброшены вновь сформированные 1-й и 2-й морские истребительные авиаотряды для противодействия бело-союзной авиации, объединённые в дальнейшем в Северный гидроавиационный дивизион (в 1919 г. — Северный морской воздушный дивизион). Общее руководство управлением авиацией и воздухоплаванием (УАВ) 6 ОА осуществлял военлёт И.А. Буоб.
Зенитная артиллерия армии строилась на основе малочисленных полевых батарей, вооружённых преимущественно орудиями образцов 1900 и 1902 гг. К этому времени бело-союзная авиация только на архангельском направлении располагала 32 самолётами39. Их активность вынуждала красных пилотов периодически осуществлять дежурство в воздухе в зоне ответственности своих отрядов. Основу зенитной обороны аэродромов составляли пулемётные расчёты, установленные по периметру лётного поля.
В ноябре 1918 года только на котласском направлении было отмечено 32 случая появления в тылу частей РККА белых и английских самолётов (из них 10 в составе групп)40. Последние совершили 24 бомбардировки и 3 штурмовых налёта с целью поражения военных объектов и живой силы противника. При этом заметно усилилось противодействие со стороны ВФ и ЗА 6-й отдельной армии.
В восточной части Балтийского моря события развивались по своему сценарию. Воспользовавшись Ноябрьской революцией (1918 г.) в Германии и её поражением в Первой мировой войне, Советская Россия в одностороннем порядке разорвала унизительный для неё Брест-Литовский мирный договор. Одновременно по приказу главкома вооружёнными силами (ВС) Республики И.И. Вацетиса войска Северного фронта должны были в кратчайший срок занять важнейшие эстонские и латвийские города с целью овладения стратегическим плацдармом в районе Рижского залива. Такой сценарий явно не устраивал страны Антанты, имевшие свои планы на Балтике. Для блокирования советского Балтийского флота в Финском заливе в ноябре 1918 года была снаряжена большая английская морская эскадра (командующий — контр-адмирал Э. Алексан-дер-Синклер), которая в начале декабря прибыла в Ревель (Таллин). Возможность переброски в Финский залив также Королевских ВВС (RAF) и формирования сухопутной авиации в составе белой Северной (позднее — Северо-Западной) армии заставило советское командование серьёзно озаботиться вопросами организации воздушной обороны.
Для защиты Петрограда от внешнего нападения приказом РВС Северного фронта от 1 ноября 1918 года была создана 7-я армия41. 8 декабря в её полное подчинение передан Кронштадтский район с береговой обороной южной части Фин-
ского залива. К этому времени воздушная оборона района была ограничена двумя зенитными подразделениями.
По указанию инспектора артиллерии 7 А от 31 октября 1918 года № 144 было воссоздано управление ВоздО г. Петроград42 (начальник — В.П. Селиверстов). Основу воздушной обороны северной столицы составили 13 зенитных батарей43. Большинство подразделений были вооружены 76,2-мм орудиями образца 1900 года на переделанных установках(полевого и крепостного типа) системы генерал-майора М.Ф. Розенберга, приспособленных для стрельбы с углом возвышения до 60 градусов. Несколько батарей имели на вооружении специальные 76,2-мм зенитные орудия образца 1914 года конструкции Тарнов-ского — Лендера на неподвижных деревянных платформах. Для ведения стрельбы в ночное время ЗА были приданы 9 прожекторов.
В то же время в соответствии с планом переброски частей РККА из тыловых районов на фронт (распоряжение Полевого штаба РВСР от 22 декабря 1918 г. № 2212) из состава воздушной обороны Петрограда планировалось изъять 4 зенитные батареи, направив их на укомплектование 6-й и 1-й стрелковых дивизий44.
Принимались также меры и противохимического характера. Рассматривая возможность использования противником (англичанами) химического оружия, начальник артиллерии ВоздО
Схема организации воздушной обороны Петрограда и его окрестностей
1918 г.
• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Ш
г. Петроград Д.Я. Михайловский в начале декабря 1918 года подготовил заявку на получение 1500 противогазов для личного состава зенитных батарей45. Однако эта мера оказалась излишней. На Балтике, в отличие от Северной области, случаев применения с воздуха химических средств отмечено не было.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Лашков А.Ю. Воздушная оборона Москвы в 1918 году // Воен.-истор. журнал. 2018. № 4. С. 14.
2 В связи с отсутствием прямой угрозы воздушных налётов на Москву со стороны ВВФ Германии и Австро-Венгрии Н.М. Энден к исполнению своих обязанностей не приступил и продолжал оставаться в распоряжении руководителя западного участка отрядов завесы.
3 Баташев Владимир Никитич (1886—1939) — советский военный инженер-технолог. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию (1911). В Первую мировую войну проходил службу в артиллерийских частях, штабс-капитан. В годы Гражданской войны в России в составе РККА: начальник артиллерийского отдела управления начальника воздушной обороны Москвы — временный руководитель воздушной обороны столицы РСФСР (май—октябрь 1918).
4 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 25883. Оп. 25. Д. 134. Л. 119.
5 Там же. Ф. 29. Оп. 1. Д. 55. Л. 20.
6 Приказ наркомвоена от 26 апреля 1918 г. № 308.
7 Официально Управление заведующего формированиями зенитных батарей было создано в соответствии с приказом начальника ГАУ от 1 июля 1918 г. № 769 на базе противо-самолётных батарей, формировавшихся в составе Путилов-ского стального артиллерийского дивизиона.
8 Ненашев Борис Павлович (28 апреля 1889 — 18 апреля 1956) — советский военачальник, генерал-майор береговой службы (1941). На службе с 1908 г. Окончил Павловское военное училище (1910), Офицерскую школу стрельбы по воздушному флоту в Двинске (1917). В Первую мировую войну: младший, старший офицер артиллерийского дивизиона (1914 — май 1917), командир отдельной зенитной батареи (с мая 1917), начальник воздушной обороны г. Рига, Валка, 12-й армии (1917), подполковник. В годы Гражданской войны в России в составе РККА: начальник Управления заведующего формированиями зенитных батарей Красной армии (март 1918 — сентябрь 1919), командир артиллерийского дивизиона (июль 1919 — март 1920), начальник отдела штаба войск внутренней охраны, школы младшего комсостава (март—декабрь 1920).
9 Инженер-конструктор Ф.Ф. Лендер занимал эту должность до 31 мая 1919 г.
10 Агренич А.А. Зенитная артиллерия. М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1960. С. 54.
11 РГВА. Ф. 25906. Оп. 1. Д. 57. Л. 5.
12 Там же. Л. 6.
13 Северная область, Северная Россия — в годы Гражданской войны (со 2 августа 1918 по февраль 1920 г.) автономное образование на севере европейской части России под контролем войск Антанты и Белой армии. Административным центром был Архангельск. Власть принадлежала Временному правительству, где прочные позиции занимали эсеры во главе с Н.В. Чайковским.
14 Куликов В. Славяно-британский авиационный корпус на Севере России // Авиамастер. 1999. № 1. С. 9.
15 РГВА. Ф. 25883. Оп. 25. Д. 134. Л. 119.
16 Чехословацкий корпус сформирован в 1917 г. на Юго-Западном фронте из военнопленных австро-венгерской армии (чехов, словаков), добровольно пожелавших воевать на стороне России. Включал две дивизии и запасную бригаду (до 45 тыс. человек). После подписания Брест-Литовского
мирного договора (март 1918 г.) был отправлен на Западноевропейский ТВД через Сибирь, и к лету 1918 г. эшелоны корпуса растянулись от Пензы до Владивостока. При попытке большевиков разоружить корпус чехословацкие части выступили против них, создав благоприятные условия для ликвидации советской власти в Поволжье и в Сибири.
17 Народная армия — одно из первых белых объединений на Востоке России. Создана Комитетом членов Всероссийского учредительного собрания 8 июня 1918 г. С её упразднением в декабре 1918 г. части Народной армии составили 1-й Волжский армейский корпус.
18 РГВА. Ф. 40213. Оп. 1. Д. 1041. Л. 1.
19 Павлов И. Странички прошлого // Революционная военная мысль. 1922. № 7. С. 102.
20 РГВА. Ф. 40213. Оп. 1. Д. 1041. Л. 9.
21 Петров А.А. История установки и использования зенитных орудий системы Лендера — Тарновского на судах Речного боевого флота (Комуча) и на Камской речной боевой флотилии // Военно-исторические исследования в Поволжье: сборник научных трудов. Вып. 8. Саратов, 2008.
22 Петров Г.Ф. Волжские авианосцы // Гангут. 2007. № 42. С. 55.
23 Красный воздушный флот в Гражданской войне в СССР 1918—1920 гг. // Материалы военно-исторической конференции, проведённой в ЦДСА 8 декабря 1967 г. М., 1968. С. 105.
24 Петров А.А. Указ. соч.
25 Там же.
26 Донская армия (3 апреля 1918 — 14 марта 1920) — название вооружённых сил Всевеликого войска Донского, впоследствии также составной части Вооружённых сил Юга России (ВСЮР). Состояла из регулярной армии (на основе станичного ополчения) и постоянной, или так называемой Молодой, армии, технических, бронепоездных, броневых и авиационных частей.
27 1-й Царицынский авиаотряд создан на базе 17-го корпусного авиационного отряда 5-го авиадивизиона.
28 Основу Кавказской исламской армии составили Мусульманский азербайджанский и 3-й турецкий армейский корпуса.
29 Бакинская офицерская школа морской авиации (Б ОШМА) создана 22 ноября 1915 г. в качестве Бакинского отделения 1-й Петроградской школы гидроавиации. 25 февраля 1916 г. получила официальный статус самостоятельного учебного заведения.
30 Воздушная оборона г. Баку в 1918 г. // Вестник воздушного флота. 1920. № 3—4. С. 36.
31 Директивы командования фронтов Красной Армии (1917—1922 гг.). Т. 1. М., 1971. С. 251.
32 Воздушная оборона г. Баку в 1918 г. ... С. 36.
33 Куликов В. Указ. соч. С. 9.
34 Хайрулин М.А., Кондратьев В.И. Военлёты погибшей Империи: авиация в Гражданской войне. М., 2008. С. 115.
35 РГВА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 89. Л. 22.
36 Иванов П.Н. Крылья над морем. М.: Воениздат, 1973. С. 23.
37 Бастионы революции. Вып. II. Борьба за упрочение Советской власти в годы гражданской войны. Л.: Лениздат, 1959. С. 57.
38 Екатеринбургская группа образована 12 октября 1918 г. из войск Северо-Уральского фронта в составе Западного фронта Сибирской армии. Осенью 1918 г. действовала на пермском направлении // Волков С.В. Белое движение: энциклопедия гражданской войны. СПб., 2003. С. 188.
39 РГВА. Ф. 188. Оп. 3. Д. 770. Л. 3.
40 Там же. Л. 13—17.
41 7-я армия сформирована на основании директивы РВСР от 30 октября 1918 г. из частей бывшей Олонецкой группы войск, 2-й Петроградской пехотной и Псковской стрелковой дивизий.
42 РГВА. Ф. 789. Оп. 1. Д. 966. Л. 1.
43 Там же. Ф. 190. Оп. 7. Д. 4. Л. 40.
44 Там же. Ф. 3. Оп. 1. Д. 89. Л. 109, 112.
45 Там же. Ф. 190. Оп. 7. Д. 4. Л. 43. ■