Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ. 1919 ГОД'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ. 1919 ГОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Гражданская война / 1919 год / воздушная оборона / зенитная артиллерия / истребительная авиация / орудие / самолёт / Russia / Civil War / the year 1919 / air defense / anti-aircraft artillery / fighter aircraft / gun / aircraft.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лашков Алексей Юрьевич

В статье рассказывается об организации воздушной обороны нашего государства в Гражданской войне (1919 г.) на примере крупных административных центров и отдельных приморских районов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING AIR DEFENSE DURING THE CIVIL WAR IN RUSSIA. THE YEAR 1919

The paper describes the organization of air defense of our state during the Civil War (1919) as exemplified by major administrative centers and individual maritime areas.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ. 1919 ГОД»

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Ш

А.Ю. ЛАШКОВ A.Yu. LASHKOV

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ.

1919 ГОД

ORGANIZING AIR DEFENSE DURING THE CIVIL WAR IN RUSSIA. THE YEAR 1919

Сведения об авторе. Лашков Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (Москва. E-mail: lashkov3@yandex.ru).

Аннотация. В статье рассказывается об организации воздушной обороны нашего государства в Гражданской войне (1919 г.) на примере крупных административных центров и отдельных приморских районов.

Ключевые слова: Россия; Гражданская война; 1919 год; воздушная оборона; зенитная артиллерия; истребительная авиация; орудие; самолёт.

Information about author. Aleksei Lashkov — Senior Researcher at the Military History Research Institute of the RF AF General Staff Military Academy, Colonel (res.), Cand. Sc. (Hist.), Assistant Professor (Moscow. E-mail: lashkov3@yandex.ru).

Summary. The paper describes the organization of air defense of our state during the Civil War (1919) as exemplified by major administrative centers and individual maritime areas.

Keywords: Russia; Civil War; the year 1919; air defense; anti-aircraft artillery; fighter aircraft; gun; aircraft.

ВНАЧАЛЕ 1919 года основные события Гражданской войны в России развернулись в Северной области и в районе Финского залива. Рост воздушной группировки противника в восточной части Балтийского моря потребовал корректировки плана организации воздушной обороны (ВоздО) в рамках 7-й армии (А). Штаты зенитных дивизионов и батарей ВоздО Петрограда были пересмотрены. Для воздушного прикрытия города на Неве выделены 15 самолётов-истребителей (19-й и 32-й авиаотряды (АО)), подчинявшиеся помощнику начальника воздушной обороны Петрограда по авиации. Придание Управлению ВоздО Петрограда «центральной станции предупреждений от налётов неприятельских аэропланов» позволило наладить устойчивую связь со всеми элементами воздушной обороны (авиаотрядами, зенитными батареями, прожекторными и пулемётными командами, вахтами воздушного наблюдения).

Тем временем кампания 1919 года на Северном фронте (СФ) началась со структурных изменений в составе воздушных группировок противоборствующих сторон. Решением начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания (ПУАВ) СФ было предложено изъять из состава ВФ 6-й отдельной армии (ОА) все небоеспособные подразделения. Основные воздушные силы армии оказались сосредоточенными в Архангельском и Котласском районах.

В течение января—февраля бело-союзническая авиация вследствие крайней изношенно-

сти самолётного парка совершала лишь одиночные полёты в тылу частей РККА.

В феврале 1919 года 7 А перешла в подчинение командующему войсками Западного фронта (ЗФ), которому главком ВС Республики поставил задачу — в кратчайший срок организовать воздушную оборону морской крепости (м/к) Кронштадт на базе зенитно-артиллерий-ской обороны самой крепости и форта «Красная Горка». Предложенные меры были связаны с планами правительства Финляндии по созданию «Великой Карелии» (с включением в зону своих интересов и Кольского полуострова). За этим последовала концентрация финских войск вблизи государственной границы с РСФСР с усилением их воздушной группировки.

Для обороны города на Неве на северном направлении был создан Карельский участок Петроградского фронта. В конце февраля туда из состава ВоздО Петрограда переброшены 3 зенитно-артиллерийских дивизиона (8 батарей)1. Также были приняты неотложные меры по формированию воздушной обороны Кронштадтского района путём командирования в м/к Кронштадт 1-й Особой автомобильной зенитной батареи (командир — В.К. Прокофьев).

К весне 1919 года заметно возросло воздушное противоборство в небе Северной области. Для наращивания зенитных средств 6 ОА ещё в начале января в состав 18-й стрелковой дивизии (Архангельский район) был включён Пути-ловский железнодорожный зенитный дивизион (4-батарейного состава)2. Также для решения задач ЗА в районе Архангельска были задей-

ствованы несколько бронепоездов: № 20, 37, «Зенитка» и «Красный моряк».

С поступлением новой техники к маю значительно обновился самолётный парк бело-союзнической авиации. Это обстоятельство позволило сформировать три дивизиона двух-отрядного состава (один русский и два английских). Одновременно была усовершенствована система воздушной обороны. Вследствие отсутствия в войсках Северной области штатных зенитных структур основная нагрузка легла на полевую артиллерию, пулемётные команды (сухопутные, морские и речные) и пехотные подразделения. В результате периодических обстрелов с земли красных лётчиков отдельные командиры авиаотрядов 6 ОА выступали с предложением не совершать полёты во вражеский тыл далее 11 км (от передовой линии) и не опускаться ниже высоты 1,5—1 км (за исключением особо важных случаев)3.

В апреле 1919 года воздушная оборона города на Неве приобрела законченный структурный вид. Основная задача ЗА и ИА заключалась «в недопущении самолётов и дирижаблей противника до кольцевой вокруг г. Петроград воздушной зоны, поражаемой артиллерийским огнём; в недопущении с целью разведки, обстрела или бросания бомб снижаться аппаратам противника, вошедшим в кольцевую зону поражения, то есть над самым городом»4. Основу охранной авиации составлял 4-й авиационный дивизион (командир — военлёт Е.С. Студзинский, 10, 11 и 12 АО) с численностью самолётного парка 22 боевые машины.

Тем временем англичане по согласованию с финской стороной приступили к оборудованию сети своих аэродромов на северном побережье Финского залива. С них планировалось совершать воздушные налёты на Петроград, укрепления и форты Кронштадтского района с северо-западного направления. Уже 28 мая английские гидросамолёты впервые подвергли бомбардировке форт «Красная Горка»5. В июне 1919 года к воздушным налётам подключилась финская авиация. Помимо ведения воздушной разведки её лётчики (в т.ч. русские пилоты) периодически бомбили военные морские и сухопутные объекты в приморских районах северной столицы, а также отдельные форты Кронштадта. 10 июля, воспользовавшись слабой организацией воздушной обороны г. Сестрорецка, финские самолёты сбросили несколько бомб на территорию патронного завода6.

В целом активизация деятельности авиации северного соседа потребовала дальнейшего совершенствования системы ВоздО Петрограда и Кронштадтского района. К этому времени зенитная артиллерия, прикрывавшая небо города на Неве, имела в своём составе 4 (включая технический) дивизиона и 3 авто-пушечные батареи (уровень боеготовности составлял

Карта Гражданской войны в России (март 1919 г. — март 1920 г.)

86 проц.)7. Им были приданы 11 зенитных прожекторов.

В конце мая 1919 года была учреждена должность начальника ВоздО Кронштадтского района (т. Мироненко) с приданием ему управления (штаба)8 и подчинением всех про-тивосамолётных подразделений морской крепости Кронштадт.

В указанный период командование 6 ОА на «речном» фронте оборудовало два новых аэродрома (в районе рек Северная Двина и Вага), что позволило создать надёжный воздушный заслон относительно тихоходным бело-союзным самолётам. Тем не менее период с 31 мая по 17 июня был отмечен их повышенной активностью. В результате заметно увеличился процент боевых вылетов красных лётчиков на перехват авиации противника.

С целью завоевания оперативного господства в воздухе противоборствующие стороны предприняли попытки ослабить воздушную группировку друг друга. По инициативе подполковника А.А. Козакова (Казакова), выдающегося русского лётчика-аса Первой мировой войны, руководство Славяно-британского авиационного корпуса (СБАК) спланировало воздушный налёт на гидроаэродром красных на ст. Пучуга (Северная Двина) с высадкой десанта. Его итогом стали повреждённые и уничтоженные 11 гидросамолётов, а также сожжённые все походные ангары9. В качестве ответа красные лётчики совершили групповой налёт на аэродром и речные суда противника10.

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Ш

Командир 4-го авиационного дивизиона Е.С. Студзинский

Петроград

Одновременно английская и белая авиация заметно активизировала свою деятельность в Нижнем Поволжье. С захватом к весне 1919 года войсками Добровольческой армии Северного Кавказа, Кубани и Донской области г. Астрахань превратился в важнейший советский форпост на Каспийском море и в устье р. Волги. Организация обороны города была возложена на командование 11-й отдельной армии11 (командующий — Н.А. Жданов). Общее руководство обороной Астраханского края осуществлял член РВС армии С.М. Киров.

Первый воздушный налёт авиации противника на Астрахань состоялся 21 апреля 1919 года12. На следующий день по указанию Кирова началось создание воздушной обороны города. Её основу составили 47-й разведывательный авиационный отряд (РАО), несколько 76,2-мм полевых орудий (переоборудованных для ведения зенитной стрельбы) и посты воздушного наблюдения и оповещения, расположенные на подступах к Астрахани. Для воздушного прикрытия города и ближайшего района был задействован также истребительный авиаотряд Каспийского воздушного дивизиона13.

Сообщения о замеченных неприятельских самолётах с мест, не оборудованных телефонной связью, передавались с помощью сигнальных ракет и огнями костров (по заранее оговорённой схеме). Сигналом воздушной тревоги для населения и гарнизона Астрахани служили

два выстрела из пушки, установленной в центре города, в старой астраханской крепости.

Белая авиация совершала преимущественно групповые полёты (3—4 самолёта) на высоте более 1,5 км (вне зоны поражения ЗА), проводя бомбардировку отдельных военных объектов.

Для борьбы с воздушным противником из состава 47 РАО ежедневно выделялось дежурное звено, находившееся в светлое время суток на аэродроме в постоянной готовности к взлёту. По опыту организации воздушной обороны крупного населённого пункта были предварительно определены зоны действия активных (авиация) и пассивных (зенитная артиллерия и пулемётные команды) сил и средств. Истребители работали на ближних подступах к Астрахани на высотах более 1,5 км, зенитно-пуле-мётная стрельба велась непосредственно над городом в установленных секторах с целью не допустить снижения неприятельских самолётов для бомбометания и штурмовых атак.

Вскоре к воздушным налётам на Астрахань подключилась английская авиация. Весной 1919 года в г. Порт-Петровске была создана одна из первых на Юге России английских гидробаз, на которой разместились боевые звенья 221-го и 266-го дивизионов RAF14. В качестве промежуточного аэродрома использовался о. Чечень в северо-западной части Каспийского моря. Первый воздушный (демонстративный) налёт на город английская авиация (3 самолёта) совершила 31 мая 1919 года15. Далее бомбардировки города продолжились. Для эффективной борьбы с воздушным противником в состав авиации ВоздО Астрахани были дополнительно включены истребители. Первые их победы в небе заставили англичан летать в районе города на больших высотах, что заметно снижало эффективность бомбардировок. Вследствие изношенности самолётного парка 47 РАО РВС Республики усилил воздушную оборону г. Астрахань за счёт выделения 33-го авиаотряда (5 самолётов). Помимо английской авиации лётному составу отряда пришлось столкнуться также с лётчиками 5 АО Добровольческой армии, успешно действовавшего ранее в составе Грозненской группы войск16.

В тот же период продолжались упорные бои за г. Царицын. В марте 1919 года по указанию главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России (ВСЮР) генерал-лейтенанта А.И. Деникина создана резервная Кавказская армия17 (командующий — генерал-лейтенант П.Н. Врангель), которой была поставлена задача разгромить 10-ю советскую армию и в короткие сроки овладеть Царицыном. Придание Кавказской армии британского авиационного 47-го дивизиона RAF (отряд № 4718, командир — майор Р. Коллишоу), прибывшего в мае 1919 года в Россию с бывшего Македонского фронта, значительно усилило воздушные силы армии. В следующем месяце авиационные зве-

а

Ш

нья отряда перебазировались на Царицынский участок фронта. 23 июня английские лётчики впервые появились в небе города, нанеся бом-боштурмовой удар по железнодорожному вокзалу, городскому порту и баржам на Волге19. В течение последующей недели английская авиация совершила 32 самолёто-вылета, сбросив на объекты города, его ближайшего района, группировки советских войск и красной Волжской военной флотилии более 1,3 т бомб различных типов, израсходовав 9250 патронов20.

Одновременно с англичанами в воздушных налётах на Царицын участвовали лётчики белого 1-го Кубанского казачьего авиаотряда (командир — генерал-майор В.М. Ткачёв21), переброшенные туда ещё в мае 1919 года после успешных боёв под станицей Великокняжеской.

Для защиты города от воздушных налётов английской и белой авиации на короткий срок была организована его воздушная оборона. С конца мая воздушное прикрытие осуществлял 7-й истребительный АО 10-й армии (5 самолётов). Аэродром отряда находился в г. Камышине. В ходе своих воздушных налётов на город авиация противника стремилась летать на больших высотах, на которых красные лётчики не могли действовать. Подводила и старая изношенная техника, на которой перехват вражеских самолётов был довольно рискованным занятием. Позднее по причине постоянного выхода из строя боевой техники авиационный отряд был передислоцирован в г. Саратов. 24 июня его сменил 4-й истребительный авиаотряд (4 самолёта), прибывший из Моршан-ска22. Однако его в срочном порядке эвакуировали в тыл, а 30 июня Царицын был занят передовыми частями белой Кавказской армии.

Тем временем усиление активности английской, финской и белой авиации в восточной части Финского залива привело к дальнейшему совершенствованию системы воздушной обороны Петрограда и его ближайших окрестностей. К июлю 1919 года в её составе числились 13 зенитных батарей, из них 5 (3-орудийного состава), вооружённых 76,2-мм орудиями образца 1900 года. Остальные (8 батарей 2-ору-дийного состава) имели на вооружении орудия образца 1914 года, из них 50 проц. подвижного состава23. Зенитные батареи располагались преимущественно за городской чертой (по кольцу) с таким расчётом, чтобы обеспечить охрану всего города и пригорода в момент «нахождения [вражеского] аппарата в "мёртвой воронке" [не обстреливаемом пространстве над орудием] одной из батарей... [и] могли поражать огнём соседние с ним 2 батареи»24.

Воздушное прикрытие северной столицы продолжал обеспечивать 4-й истребительный авиационный дивизион. Основу его самолётного парка составляли аппараты истребительного типа: «Ньюпор», «Спад» и «Сопвич». Помимо организации воздушной обороны эки-

Лётчики Славяно-Британского авиационного корпуса

Северная обл.

пажи дивизиона также задействовались для решения бомбардировочных задач. Взаимодействуя с морскими лётчиками Воздушной бригады особого назначения (ВБОН)25 Балтийского флота, они участвовали в бомбардировании укреплений восставшего форта «Красная Горка» (13—16 июня 1919 г.), захваченной белыми войсками железнодорожной станции Вруды (18 мая 1919 г.).

К середине июля с разгромом основных сил противника на юго-западном направлении и «в связи с назревающей более длительной угрозой городу со стороны Финляндии»26 было сформировано управление начальника Петроградского укреплённого района (ПУР). В его пределы были включены: побережье Ладожского озера, Карельский перешеек, Балтийский флот с Кронштадтской крепостью и район (по усмотрению командования Западного фронта)27. Воссозданный укрепрайон был подчинён Реввоенсовету (РВС) 7 А28.

Кронштадтский сектор (район) подчинялся коменданту Петроградского УР только в оперативном отношении. В соответствии с приказом по Кронкрепости от 1 июня 1919 года № 12 начальник ВоздО м/к Кронштадт был оперативно подчинён начальнику штаба крепости, во всех остальных отношениях — начальнику артил-

Красная флотилия под Астраханью

Художник Б. Кустодиев, 1920-е гг.

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

М*

Ш

Лётчики-герои астраханцы Д.В. Щёкин и А.С. Коротков на моторе сбитого ими английского самолёта

лерии Кронштадтской крепости29. Приказом командующего 7 А № 204 воздушная оборона Петрограда подчинялась коменданту Петроградского укреплённого района30. 13 августа РВС армии временно утвердил новый штат управления ВоздО города на Неве. Начальник управления наделялся правами начальника стрелковой дивизии. Также вводился новый штат подразделений ЗА: технического дивизиона, управления артиллерийских дивизионов, зенитных батарей, а также прикомандированных: отдельных авто-пушечных батарей и 3-й особой железнодорожной батареи31. Последняя ранее прибыла с Северного фронта (из состава 6 ОА).

Первые налёты неприятельской авиации потребовали приступить к укрупнению зенитных подразделений Кронкрепости. Предполагалось создать шесть батарей 4-орудий-ного состава, одну 3-орудийного состава и две батареи 2-орудийного состава32. Однако вследствие острой нехватки лёгкой полевой артиллерии в Красной армии полностью завершить реорганизацию ВоздО морской крепости не удавалось. Для защиты отдельных объектов Кронштадтского района пришлось задействовать подвижные зенитные батареи воздушной обороны Петрограда, в том числе 1-е отдельное авто-зенитное подразделение33, направленное на охрану аэростатов 20-го воздухоплавательного отряда (мыс

Самолёт типа «Сопвич» 1-го Кубанского авиационного дивизиона

Лебяжье), корректировавших огонь тяжёлой артиллерии фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь».

К середине лета 1919 года в районе Финского залива с прибытием авианесущего крейсера «Виндиктив» начала активно действовать английская морская авиация. С 26 июля почти ежедневно осуществлялись воздушные налёты на объекты Кронштадтского района. До конца октября 1919 года английские самолёты совершили их не менее 90 с участием в общей сложности до 130 летательных аппаратов. За этот период противник сбросил на корабли Балтийского флота, объекты морской крепости и её форты до 255 бомб зажигательного и фугасного типа34. Действия английской авиации напрямую были связаны с «петроградскими» операциями белой Северной (Северо-Западной) армии. Британские воздушные силы стремились максимально ослабить огневую мощь кораблей Балтфлота, оказывавших частям 7 А значительную поддержку в приморском районе.

К этому времени заметно обострилась военная обстановка в южной части Центрального промышленного района страны. 3 июля 1919 года главнокомандующий ВСЮР генерал-лейтенант А.И. Деникин подписал специальную директиву («Московскую») о наступательных действиях с целью захвата столицы РСФСР — Москвы. Главная роль отводилась Добровольческой и Донской армиям. Реально в воздушных налётах на Москву, Тулу и другие объекты центральной области страны могли участвовать лишь 17 проц. всего состава боевой авиации белых.

С приближением частей ВСЮР к границам Тульской губернии специальным постановлением РВСР от 22 июля 1919 года № 1181/220 был образован Тульский укреплённый район (ТУР), прикрывавший советскую столицу с юго-западного направления. В его составе с 1 июля началось формирование воздушной обороны (руководитель — военлёт М.П. Строев35)36. Основными объектами защиты от нападения с воздуха стали Тульский оружейный и патронный заводы, снабжавшие Красную армию стрелковым оружием и боеприпасами. Основу воздушных сил ВоздО района составили 8 АО истребителей Южного фронта, 36 АО и воздухоплавательная группа (9-й и 30-й воздухо-отряды). В составе ЗА имелись стационарные и мобильные подразделения. В их числе: 1-я авто-пушечная зенитная батарея, бронепоезд № 51, противосамолётный артиллерийский дивизион37.

С целью раннего обнаружения неприятельской авиации в пунктах, удалённых на 20 км от Тулы (на воздухоопасных направлениях), была развёрнута дальняя линия постов воздушного наблюдения. Ближняя линия постов создавалась на базе зенитных подразделений Тульского УРа. Одновременно проводилась аэросъёмка местности силами 36-го авиаотряда.

ГО

ш

5 сентября 1919 года под председательством Ф.Э. Дзержинского (наркома внутренних дел РСФСР) был образован Комитет обороны Москвы с одновременной организацией её воздушной обороны (руководитель — военлёт Б.Ф. Гончаров)38. При организации защиты столицы РСФСР от воздушного нападения активно использовался тульский опыт. В состав авиационной группы ВоздО были выделены до 50 самолётов-истребителей. Основу ЗА обороны составили 10 зенитных батарей.

Тем временем в связи с ухудшением обстановки на фронте в составе ТУРа была сформирована специальная авиагруппа особого назначения (АГОН) Южного фронта под командованием М.П. Строева, находившаяся в оперативном подчинении начальника воздушной обороны укрепрайона.

Приказом РВСР № 1550/310 от 22 сентября 1919 года Тульский УР был подчинён Московскому сектору обороны. Наметилось определённое взаимодействие и в структуре воздушной обороны Москвы и Тулы, в первую очередь в системе воздушного наблюдения и оповещения. Этому вопросу было посвящено (в рамках общей организации ВоздО столицы) очередное заседание (2 октября) Московского городского комитета обороны39. Вокруг Москвы на расстоянии 100—120 км от границ города в начале ноября (на непродолжительный срок) была развёрнута дальняя линия наблюдательных постов (в г. Калуга, Юхнов, Серпухов, Кашира, Михайлов, Рязань, Луховицы, Воскресенск)40.

С отступлением белых Добровольческой и Донской армий на юг вопросы организации защиты Москвы от внешней угрозы были сняты. Решением РСВР (протокол № 69 от 19 ноября 1919 г.) Московский сектор обороны был упразднён, Тульский укрепрайон напрямую подчинён РВС Республики. Вскоре он был окончательно расформирован. Все зенитные батареи оказались сконцентрированы в составе 1-й Тульской стрелковой дивизии.

5 декабря 1919 года Всероссийский Полевой штаб распорядился срочно отправить из Москвы на Туркестанский фронт до 50 проц. зенитных батарей, переформировав их в полевые подразделения41. Это привело к последующему расформированию управления ВоздО г. Москвы. В конце того же года АГОН перешла в подчинение 1-й Конной армии42.

С захватом г. Царицына войсками белой Кавказской армии возникла необходимость организовать воздушные атаки на город. Советское командование задействовало в налётах значительные воздушные силы, в первую очередь Волжский (Самарский) воздушный дивизион (с августа 1919 г. — воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии, до 18 боевых и учебных аппаратов) и 7-й авиаотряд Особой группы Южного фронта.

Воздушная охрана Царицына возлагалась на одно из звеньев (до 7 самолётов) 47-го диви-

Отражение атаки английских торпедных катеров эсминцем «Гавриил» на Кронштадтском рейде

Художник Н.Е. Бубликов

зиона RAF, действовавшего севернее и южнее города против частей советских 10-й и 11-й армий и судов Волжско-Каспийской военной флотилии. Частично к воздушной обороне города привлекался русский авиаотряд (10 самолётов), приданный стрелковому Кавказскому корпусу43, а также артиллерийские части, расквартированные в Царицыне.

В конце осени 1919 года для завоевания превосходства в воздухе в районе города командование советского Юго-Западного фронта планировало задействовать дополнительные силы, включая 5-й, 9-й истребительные и 14-й разведывательный авиаотряды44. Но поспешное отступление белых войск после поражения под Москвой коренным образом изменило расстановку на Царицынском участке фронта. 2 января 1920 года город был взят штурмом 50-й Таманской дивизией, которая оттеснила части белой Кавказской армии к р. Аксай.

Схема наблюдательных постов ВНОС воздушной обороны Москвы

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Ш

Стрельба зенитного артиллерийского расчёта РККА по аэроплану белых войск

Южнее Царицына продолжалась оборона Астрахани, которую части ВСЮР и белой Уральской армии безуспешно пытались захватить на протяжении длительного времени. Для более надёжной защиты города от воздушного нападения противника по инициативе С.М. Кирова 21 августа 1919 года в составе 34-й стрелковой дивизии 11-й армии Туркестанского фронта был сформирован специальный противосамолётный дивизион, состоявший из одной зенитной батареи (4 орудия образца 1902 г.)45. Непосредственно дивизион подчинялся инспектору артиллерии дивизии П.А. Шосману. По его решению в Астрахани впервые была применена манёвренная группа в составе двух орудий (прикомандированных к 1-й батарее 1-го дивизиона), установленных на пароходе. Благодаря этому английские самолёты лишились возможности заходить на город со стороны моря. В дальнейшем ВоздО города была усилена истребительным авиаотрядом (5 самолётов). Несмотря на свою боевую работу, к декабрю 1919 года противосамолётный дивизион так и не был окончательно организационно оформлен из-за недостатка личного состава, лошадей и обоза46.

Тем временем британский парламент принял решение о выводе своих войск с терри-

Британские гидропланы

Медвежья Гора

тории России. В результате 221-й дивизион RAF был расформирован, а оставшиеся шесть самолётов «Де Хэвилленд» переданы в состав 2-го и 5-го авиаотрядов ВСЮР. В конце октября Россию покинул и морской 266-й английский дивизион, оставив руководству воздушного флота ВСЮР свои самолёты и ги-дроавиатранспорты47 вместе с судном «Юсса-нофф» (получил новое наименование «Волга»). Ранее добровольческому морскому флоту был передан авианесущий корабль «Орлёнок». К концу 1919 года активность авиации ВСЮР в районе Каспийского моря заметно снизилась, и ВоздО Астрахани практически потеряла своё значение.

Важные события развернулись в восточной части Балтийского моря и Северной области. Ранее, в августе 1919 года, командующий Морскими силами Республики Е.А. Беренс признавал факт безраздельного господства в воздухе белой авиации на всём Архангельском участке фронта, что заметно осложняло деятельность красных авиаторов. Для борьбы с воздушным противником командование 6 ОА активно использовало артиллерию (54 орудия) и пулемёты (371 единица)48. Также с целью защиты объектов Северодвинского района от нападения с воздуха из специальных средств имелись два лёгких 76,2-мм орудия, «установленных на берегу, и два зенитных орудия, установленных на пароходах»49. Аэродромная сеть преимущественно защищалась пулемётными расчётами.

Захват союзными войсками северного побережья Онежского озера с посёлком Повенец и железнодорожной станцией Медвежья Гора (Медвежьегорск) позволил англичанам ещё к началу июня 1919 года создать базу «Передового крыла» (на северном берегу Большой губы) для судов (вновь созданной белой Онежской флотилии) и гидросамолётов на озере. В дальнейшем на гидроавиабазе были сосредоточены до 20 самолётов морского типа различных систем50. В середине августа того же года в районе п. Лумбуши (4 км восточнее Медвежьей Горы) был оборудован сухопутный аэродром. На нём до конца сентября базировалось наземное подразделение английской морской авиации, так называемый дивизион Лумбуши, имевший на вооружении 11 различных типов самолётов51.

Основными задачами английской гидроавиации являлись прикрытие с воздуха и обеспечение действий бело-союзной Онежской флотилии, ведение воздушной разведки, противодействие красной Онежской военной флотилии, позднее — бомбардировка г. Петрозаводска. Для отражения воздушных налётов противника советские канонерские лодки были частично вооружены специальными 37-мм, позднее — 76,2-мм зенитными орудиями. Это позволило экипажам красных судов успешно отразить ряд нападений со стороны неприятельских «летающих лодок».

5 августа 1919 года английская гидроавиация совершила первый налёт на Петрозаводск. В дальнейшем они продолжились. В ходе воздушных атак использовались бомбы большой мощности. Так, при очередном налёте (18 августа) англичане сбросили на территорию города бомбу весом более 100 кг, которая при взрыве образовала воронку диаметром 8 м и 4 м глубиной52.

Основу воздушной обороны г. Петрозаводска составляли зенитные подразделения, усиленные батареями Петроградского укрепрайона. Для действий в акватории Онежского озера из Ораниенбаума прибыл 4-й гидроотряд 2-го дивизиона Балтийской воздушной бригады.

В конце сентября 1919 года англичане провели эвакуацию своей «онежской» воздушной группировки. Временно на аэродроме в п. Ламбуши находился белый сухопутный разведывательный отряд.

Накануне вывода английских войск с территории Северной области их лётный состав использовал новые химические авиабомбы — «М-бомб», снаряжённые адамситом. Они в количестве 1500 штук были изготовлены в артиллерийской мастерской в г. Архангельске и на вспомогательном военном корабле «Циклоп». 4 сентября химические новинки (с фосфорной начинкой) были опробованы в боевой обстановке при воздушной бомбардировке позиций 481-го стрелкового полка 6 ОА. Всего было сброшено до 100 бомб, большая часть с удушливыми газами. Однако результаты химической атаки оказались малоэффективными. Всего было отмечено не менее десяти случаев сброса «М-бомб»53.

Остатки белой авиации в Северной области были сведены в Мурманский (Русский) авиационный дивизион, сформированный 15 июля 1919 года54. Он не представлял уже серьёзной опасности для авиации 6 ОА.

В восточной акватории Балтийского моря 18 августа того же года англичане провели комбинированную атаку (с моря и с воздуха) на советские корабли, стоявшие на Большом Кронштадтском рейде в Финском заливе. Для решения поставленной задачи были задействованы гидропланы и сводный отряд торпедных катеров. В отечественной историографии этот налёт получил официальное название «Кронштадтская побудка». Начало воздушного налёта неприятельской авиации было своевременно вскрыто зенитными подразделениями ВоздО Кронштадтского района. Однако неблагоприятные метеоусловия и несогласованность в действиях советского командования позволили противнику осуществить намеченные планы. В результате ударов с воздуха и торпедных атак была потоплена база подводных лодок «Память Азова» и повреждён броненосец «Андрей Первозванный». Потери противника составили три торпедных катера, уничтоженных огнём корабельных орудий, и та-

кое же количество уничтоженных (утонувших) в результате полученных повреждений на обратном пути.

Наиболее часто воздушной бомбардировке подвергался форт «Краснофлотский», беспокоивший своим огнём противоположный финский берег и полностью контролировавший вход в западную часть Финского залива. Только с 29 сентября по 12 ноября 1919 года английская авиация совершила на сооружения форта 13 налётов с участием 18 летательных аппаратов. На территорию укрепления было сброшено 176 бомб, не причинивших его гарнизону особого вреда (погибли 2 человека, ранены — 24, отмечены незначительные разрушения внутренних сооружений форта)55. Потери живой силы авиационной группировки англичан на Балтике (за период весна—осень 1919 г.) составили 6 лётчиков (4 убитых и 2 раненых). Это подтвердили и оперативные сводки 7 А, в которых отмечались два сбитых самолёта противника.

Для ослабления воздушной группировки противника советская авиация подвергла бомбардировке английские аэродромы на территории Финляндии. Одновременно продолжала совершенствоваться система ВоздО Кронштадтского района. С целью объединения действий воздушных сил, дислоцированных на северном (участке Карельского фронта) и южном побережье Финского залива, началось строительство Кронштадтского аэродрома.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К концу 1919 года, с разгромом войск генерала Н.Н. Юденича и отступлением остатков Северо-Западной армии на территорию Эстонии, завершилась активная фаза Гражданской войны в Северо-Западном регионе страны. Продолжение войны с Финляндией (до октября 1920 г.) потребовало сохранения организационной структуры воздушной обороны г. Петрограда и Кронштадтского района. Тем не менее отсутствие активных боевых действий в районе Финского залива позволило провести определённую перегруппировку сил и средств воздухообороны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 789. Оп. 1. Д. 966. Л. 2.

2 Северный фронт: борьба советского народа против иностранной военной интервенции и белогвардейщи-ны на советском Севере (1918—1920): документы. М.: Воениздат, 1961. С. 277, 278.

3 РГВА. Ф. 188. Оп. 3. Д. 781. Л. 354.

4 Там же. Ф. 190. Оп. 7. Д. 3. Л. 56.

5 Там же. Оп. 3. Д. 76. Л. 7.

6 Александров А.О. Действия британской и финской авиации против советской России в районе Финского залива. М.: Посев, 2003. С. 71.

7 РГВА. Ф. 190. Оп. 2. Д. 379. Л. 7.

8 Там же. Ф. 789. Оп. 2. Д. 471. Л.96.

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Ш

9 Гражданская война в России: Война на Севере. М.: ACT; Транзиткнига; СПб.: Terra Fantastica, 2004. С. 507.

10 Иванов П.Н. Крылья над морем. М.: Воениздат, 1973. С. 25, 26.

11 11-я армия (отдельная армия) создана приказом РВСР от 13 марта 1919 г. из управления и войск Ка-спийско-Кавказского фронта с непосредственным подчинением главнокомандующему всеми Вооружёнными силами Республики. С 23 мая 1919 г. — в оперативном подчинении Южного фронта. Постановлением РВСР от 4 июня 1919 г. расформирована, а её войска переданы в состав 10-й армии.

12 Ионов П.П. Записки лётчика-наблюдателя. М.: Воениздат, 1959. С. 66.

13 Красный воздушный флот в Гражданской войне в СССР 1918—1920 гг. // Материалы военно-исторической конференции, проведённой в ЦДСА 8 декабря 1967 г. М.: Военно-научное общество при Центральном Доме Советской Армии, 1968. С. 57.

14 Куликов В. Англичане над Каспием // Авиация. 2000. № 8. С. 13.

15 Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация Гражданской войны. М.: Техника — молодёжи, 2000. С. 218.

16 РГВА. Ф. 39540. Оп. 1. Д. 219. Л. 110.

17 Кавказская армия образована во ВСЮР 8 мая 1919 г. в результате разделения Кавказской Добровольческой армии. Расформирована 29 января 1920 г. с обращением на формирование Кубанской армии.

18 47-й дивизион RAF делился на звенья — «flight», обозначавшиеся буквами латинского алфавита «А», «В», «С».

19 Кондратьев В., Хайрулин М. Указ. соч. С. 55.

20 Там же.

21 Ткачёв Вячеслав Матвеевич (6 октября 1885 — 25 марта 1965) — российский военачальник, военный теоретик и историк, военный лётчик, генерал-майор (1919). На военной службе с сентября 1904 года. Окончил Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус (1904), Константиновское артиллерийское училище (1906), Офицерскую школу авиации Отдела Воздушного флота (1912). В Первую мировую войну: командир 20-го корпусного авиаотряда (февраль 1914 — февраль 1916), 11-го авиационного дивизиона (апрель—сентябрь 1916), исполняющий обязанности, затем инспектор авиации армий Юго-Западного фронта (сентябрь 1916 — июнь 1917), исполняющий должность начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего (июнь—декабрь 1917). В годы Гражданской войны в России: рядовой белого партизанского отряда полковника Кузнецова (1918), командир 1-го Кубанского авиаотряда (с марта 1919), инспектор авиации войск Кубанской рады, начальник авиации ВСЮР (апрель 1920), начальник авиации Русской армии (апрель—ноябрь 1920). Провёл ряд успешных действий по разгрому кавалерийских дивизий С.М. Будённого и В.М. Думенко (май 1919), кавалерийской ударной группы Д.П. Жлобы (июнь 1920). С ноября 1920 г. в эмиграции (Югославия).

22 Хайрулин М, Кондратьев В. Военлёты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне. М.: Яуза, 2008. С. 228.

23 РГВА. Ф. 190. Оп. 2. Д. 379. Л. 18—19.

24 Там же. Л. 19.

25 Создана 27 апреля 1918 г. на базе расформированной Воздушной дивизии Балтийского моря.

26 Корнатовский Н.А. Борьба за Красный Петроград. М.: АСТ, 2004. С. 222.

27 РГВА. Ф. 180. Оп. 12. Д. 6. Л. 222.

28 Постановление Совета Рабочей и Крестьянской Обороны от 23 июля 1919 г.

29 РГВА. Ф. 789. Оп. 2. Д. 471. Л. 96.

30 Там же. Ф. 190. Оп. 3. Д. 349. Л. 78.

31 Там же. Ф. 789. Оп. 2. Д. 578. Л. 119.

32 Там же. Д. 471. Л. 96.

33 Там же. Ф. 190. Оп. 2. Д. 379. Л. 18.

34 Там же. Ф. 789. Оп. 2. Д. 471. Л. 97.

35 Строев (Рихтер) Михаил Павлович (8(20) ноября 1887 — 1961) — российский (советский) военачальник, военный теоретик, генерал-майор авиации (1940). На военной службе с 1908 года. Окончил 1-й курс Киевского университета Св. Владимира (1906), Киевское военное училище (1908, по 1-му разряду), Императорскую Николаевскую военную академию (1914), Московскую авиационную школу (1918). В Первую мировую войну: на различных штабных должностях (август 1914 — август 1916), в распоряжении Августейшего заведующего авиацией и воздухоплаванием (с августа 1916), исполняющий должность штаб-офицера для поручений при Полевом генерале-инспекторе ВВФ (январь—ноябрь 1917), начальник авиаотдела Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе ВГК (ноябрь—декабрь 1917). С декабря 1917 г. — член Всероссийской авиационной коллегии. В годы Гражданской войны в России: заведующий оперативно-организационным отделом Всероссийской коллегии УВФ (апрель 1918), помощник начальника, затем начальник Южного окружного управления РККВВФ (июль—октябрь 1918), помощник начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе РВСР (октябрь 1918 — июнь 1919), в распоряжении главнокомандующего всеми ВС Республики (июнь—октябрь 1919), начальник авиагруппы особого назначения (АГОН) Тульского укреплённого района (октябрь—декабрь 1919), начальник АГОН и начальник Управления РККВВФ 1-й Конной армии (декабрь 1919 — январь 1920).

36 РГВА. Ф. 834. Оп. 1. Д. 2. Л. 4.

37 Там же. Д. 6. Л. 13.

38 Войска противовоздушной обороны страны: исторический очерк. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1968. С. 14.

39 Противовоздушная оборона страны (1914—1995 гг.). М., 1998. С. 34.

40 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1069. Л. 65.

41 Там же. Ф. 37977. Оп. 3. Д. 5. Л. 3—12.

42 Там же. Ф. 102. Оп. 3. Д. 783. Л. 40.

43 Там же. Ф. 192. Оп. 3. Д. 2156. Л. 472.

44 Там же. Ф. 109. Оп. 3. Д. 211. Л. 104, 106.

45 Там же. Ф. 195. Оп. 7. Д. 128. Л. 12.

46 Там же. Л. 117.

47 Кондратьев В., Хайрулин М. Указ. соч. С. 55.

48 РГВА. Ф. 6. Оп. 4. Д. 218. Л. 19.

49 Там же. Л. 4.

50 Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озёрных системах. Т. 2. Ч. 2. Озёрные и речные флотилии (Север и Северо-Запад). М.: Редакци-онно-издательский отдел морских сил РККФ, 1926. С. 18.

51 Титов С. Война в небе Карелии (1918—1920) // Карелия. 2009. № 67.

52 Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озёрных системах... С. 31.

53 Заяц Н, Бобков А. Запах гнилых яблок и свежего сена: химическое оружие в Гражданскую войну // Родина. 2013. № 5. С. 98.

54 РГВА. Ф. 40213. Оп. 1. Д. 1083. Л. 1.

55 Хайрулин М, Кондратьев В. Указ. соч. С. 316. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.