Научная статья на тему 'Организация воспитательной работы вузов с обучающимися студентами в сфере творческой деятельности'

Организация воспитательной работы вузов с обучающимися студентами в сфере творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS / EDUCATIONAL WORK AT THE UNIVERSITY / SOCIOLOGICAL RESEARCH / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Езопов Михаил Васильевич, Сазонов Андрей Александрович

Статья посвящена анализу организации воспитательной работы ВУЗов с обучающимися студентами в сфере творческой деятельности. Определено стратегическое управление воспитанием в ВУЗе, которое связано с логико-смысловым практико-ориентированным конструированием основных объектов в системе стратегического планирования. Авторами составлена модель управления воспитательной и творческой деятельностью в ВУЗе. Приведены необходимые условия для эффективного и всестороннего развития творческой деятельности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Езопов Михаил Васильевич, Сазонов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS WITH TRAINING STUDENTS IN THE FIELD OF CREATIVE ACTIVITY

The article analyzes the organization of educational work of Universities with students in the field of creative activity. The strategic management of education in the University, which is associated with the logical and semantic practice-oriented design of the main objects in the system of strategic planning. The authors have compiled a model of management of educational and creative activities in the University. The necessary conditions for the effective and comprehensive development of creative activity of the student are given

Текст научной работы на тему «Организация воспитательной работы вузов с обучающимися студентами в сфере творческой деятельности»

Организация воспитательной работы вузов с обучающимися студентами в сфере творческой деятельности

Езопов Михаил Васильевич,

ассистент кафедры «Государственное управление и социальные технологии», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected]

Сазонов Андрей Александрович,

к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), [email protected]

Статья посвящена анализу организации воспитательной работы ВУЗов с обучающимися студентами в сфере творческой деятельности. Определено стратегическое управление воспитанием в ВУЗе, которое связано с логико-смысловым прак-тико-ориентированным конструированием основных объектов в системе стратегического планирования. Авторами составлена модель управления воспитательной и творческой деятельностью в ВУЗе. Приведены необходимые условия для эффективного и всестороннего развития творческой деятельности студента.

Ключевые слова: творческая деятельность студентов, воспитательная работа в ВУЗе, социологические исследования, развитие личности.

Формирование эффективной молодежной политики в ВУЗе сегодня относится к одной из важных задач, которые стоят перед системой образования в целом. Несмотря на снижение определяющей роли высшего образования для реализации успешного трудового пути, исследователи признают, что студенты ВУЗов представляют собой наиболее образованную часть молодежи, что лишь повышает значимость конструирования гуманистической, успешной и здоровой личности, и места высшего учебного заведения в этом процессе. Понимание данной задачи, а также введение аккредитационного показателя «воспитательная деятельность образовательного учреждения» привело к тому, что сейчас воспитательная деятельность в вузе и молодежная политика ВУЗа в целом повсеместно признается важной частью образовательной деятельности.

Воспитание как система в ВУЗе представляет собой процесс создания условий для гармоничного развития личности студентов. Воспитательная работа затрагивает весь образовательный процесс, фактически роль воспитательной среды выполняют все элементы образовательного учреждения: начиная от взаимодействия с преподавателями, с однокурсниками и с другими социальными акторами и во время учебы, и во внеучебное время, заканчивая архитектурными особенностями и территориальным расположением ВУЗа. Однако студенты зачастую нерефлексивно относятся к роли преподавателей как воспитателей непосредственно во время лекций и семинаров, и мы сконцентрируемся на восприятии учащимися студенческой жизни вне лекционных часов, на их социальном самоощущении и участии во внеучебной деятельности нашего университета [6].

Само понятие воспитания для части студентов не является задачей образовательного процесса в университете, даже в некоторых случаях выступает негативным фактором, который воспринимается как продолжение контроля со стороны взрослых. Подобные установки основаны, в том числе, на дискурсе отличия образования в ВУЗе от образования в школе, когда самодисциплина и самоответственность являются приоритетными для университетской жизни.

По данным социологических исследований, современными тенденциями, характерными для российской молодежи в целом, являются индивидуализм, карьеризм, переход к потребительскому стилю жизни. Навязывание ценностных образцов, которые, с одной стороны, несут печать экономи-ческо-нравственной депрессии, а с другой - ставя-

гп Д

о о .п

о

О Я

О о о

в

^

я

П ■о

щие успех на вершину личных культурных стратегий, приводит к проникновению достижитель-ских стратегий во все молодежные идентичности. Ценности индивидуализма и карьеризма уже давно прочно вошли в жизненный стиль, и ценность коллективной деятельности не является определяющей для молодежи, конструирующей собственный стратегический путь, однако, патерналистские настроения во многом производятся и воспроизводятся и на данном этапе развития общества [5].

Так, для половины опрошенных учеба как таковая все еще ассоциируется со школой, где существуют определенные модели «воспитания» учащихся, что свидетельствует о сохранении и воспроизводстве патерналистских установок. Хотя наличие подобных настроений не уменьшает стремление молодежи к преодолению взрослого контроля. Иными словами, можно говорить о двух тенденциях, характерных для восприятия «работы со студентами» самими студентами [1,3]:

- с одной стороны, большинство участников опроса говорят о том, что они поддерживают инициативу административных структур по предоставлению возможностей для участия в жизни университета, реализации своих амбиций и творческих идей. Более того, признавая в некоторых случая собственную пассивность, часть опрошенных «ожидает» того, чтобы их заинтересовывали, привлекали, спрашивали и приглашали, без опоры на их инициативность.

- с другой стороны, навязчивость, административное давление, проведение мероприятий для «галочки», формальный подход к инициации мероприятий - негативно воспринимаются как «равнодушное отношение» к приоритетам самих студентов, как вмешательство в личные ценностные ориентиры.

Стратегическое управление воспитанием в ВУЗе связано с логико-смысловым практико-ориен-тированным конструированием основных объектов стратегического планирования: воспитательная деятельность, воспитательная система, воспитательная среда, социально-педагогическая функция. Научно-практическое моделирование и реализация стратегии воспитания в ВУЗе предполагает реализацию экономически значимой социально-педагогической функции ВУЗа, в основе которой лежит воспитательная деятельность, реализуемая в специально сконструированной воспитательной системе ВУЗа, формирующей динамично развивающуюся воспитательную среду и одновременно формируемая ею (рис. 1). [1].

Интересным решением, направленным на развитие воспитательной деятельности является создание специальной школы волонтеров деятельность, которой направлена на развитие надпро-е фессиональных компетенций, создание личного ^ волонтерского трека и на подготовку различных да волонтерских проектов. Этот образовательный о курс для тех, кто готов раскрывать личный волон-<е терский потенциал, реализовывать волонтерские

проекты и повышать качество работы волонтерского сообщества. Деятельность волонтерской школы предполагает три этапа погружения [4].

1. Базовые знания. Позволяет узнать об актуальных направлениях волонтерства и о волонтерском сообществе.

2. Основные компетенции. За время прохождения курса выработаете компетенции, необходимые волонтеру для участия в университетских и городских событиях.

3. Проектная деятельность. Позволяет принимать активное участие в разработке волонтерского проекта, который сможете реализовать в университете.

Следовательно, волонтерские школы должны способствовать получению студентами следующих навыков и умений [2]:

- ориентироваться в структуре волонтерского движения;

- ставить волонтерские цели и разрабатывать проекты;

- знать задачи и функции волонтера на мероприятиях;

- общаться в деловом стиле, презентовать себя и волонтерские проекты;

- уметь управлять командой, мотивировать и вовлекать, давать конструктивную обратную связь;

- эффективно решать различные конфликтные ситуации, контролировать себя, применять эмоциональный интеллект.

- уметь работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Студенты крупных высших учебных заведений в России становятся волонтерами довольно просто: они участвуют во всех университетских мероприятиях, потом постепенно выходят на городской, областной и общероссийский уровень. Тем, кто живет в провинции и хочет участвовать в добровольческом движении страны, надо идти по аналогичному пути.

Здесь есть небольшая трудность: в маленьких городах мероприятий не так много. Однако для молодых и энергичных студентов не составляет труда туда пробиться. Внутренняя потребность в творческой деятельности любой личности есть закономерная реализация ее развития. Совместная творческая деятельность предоставляет возможность преподавателю и студенту развиваться в тесной взаимосвязи, раскрывать свои таланты и творческий потенциал. Особую роль при этом играет творческий характер деятельности педагога. Он обусловливает особый стиль мыслительной деятельности, связанный с новизной и значимостью ее результатов. Происходит сложный процесс синтезирования всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой). Развиваются все стороны личности, а именно [4]:

- познавательно-мировоззренческая (взгляды, знания, убеждения, идеалы);

- эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности);

- действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера);

- творческая (непрерывный поиск лучшего).

■О с

I

0" I О

с< с

о -О

с< о-со а

3 §

о-I

о о

3

00 £

■р»

Студенты Профессорско-преподавательский состав _Родитепи

Государство

Работодатели

Общество

Цели ВПО Цели воспитания в вузе

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-КОНСТРУКТИВНОГО СПЕЦИАЛИСТА

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ВУЗА

^ о ^ХУ

Паттерн I Процесс

Позиция

Перспектива/Прогноз

Микросреда познавательно-творческой активности

/ / / / \ \ \ ' Микросреда научно-технического творчества студентов

II/ \ \

Микросреда экологического воспитания

II I П

Микросреда само**енеджменга в социальной и профессиональной инженерной деятельности

171 II

Микросреда гуманизации технического образования

\ \ \ / / у Микросреда педагогического образования преподавателей и кураторов

\ \ \ \ / / / Микросреда инновационного проектирования и предпринимательской деятельности

^е^ческого самоУ^ ^^сберегаюшето^ -Л^поративная

ПРОЦЕССЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

Материально-техническое

Кадровое

Информационное

Нормативное и методическое

Фи на нсо вое- эконом ическое

ИЗМЕРЕНИЕ, МОНИТОРИНГ

ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ

>

кинеаоЬ'эиээи эннНеияис^ КИФОЭОНИФ КИ-Ю1ЮИПОЭ '\ЖИПИИЭ1Л1

в о

0 сч <о

01

Творческая активность не является неизменным свойством, ее можно и нужно формировать, поэтому сам педагог должен обладать способностью к творчеству, развивать свой интеллект, приобретая личностный смысл профессиональной деятельности. В процессе формирования коллективной творческой деятельности возникают предполагаемые и не предполагаемые проблемные ситуации, поэтому многое зависит от умения преподавателя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием, организовывать диалог со студентами как творческий процесс, не подавляя их изобретательности, инициативы, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации [6].

В ВУЗ приходят люди с уже сложившимися жизненными принципами, установками, мировоззрением. Однако формирование в вузе различных общекультурных компетенций необходимо и очень важно. Формирование должно происходить таким образом, чтобы «не происходило воздействие на личность с целью формирования нужных ВУЗу качеств, а как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения». В ВУЗе должно происходить формирование «профессионального специалиста», т.е. человека, обладающего не только необходимыми специализированными навыками и знаниями, но и самостоятельного в своих действиях и суждениях, активного в различных сферах жизни ВУЗа. Так как известно, что формирование личности происходит всю жизнь, то в ВУЗе должны закладываться хотя бы основы этих качеств. Многие моменты творчества не возникают сами по себе, необходима определенная атмосфера, стимулирующая среда и тот временной промежуток, в котором творят и созидают педагог и студент, является одним из важнейших моментов педагогического творчества, когда параллельно развивается и студенческое творчество.

Большое значение в развитии творческой активности имеет мотивация участия студента в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой. С помощью подобных конкурсов и олимпиад студенты могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют студентов и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности [5].

Побуждение к участию в общественной, научной, спортивной жизни ВУЗа - одна из важнейших задач образовательно-воспитательного процесса, в котором особую роль играет высшая школа. Важнейшая социальная функция универ-

ситета как образовательного учреждения заключается в создании условий для развития социальной активности студента, реализации его возможностей, профессионального становления, позволяющих ему содействовать научно-техническому и социальному прогрессу общества.

Выводы

Необходимо создание конкурентной среды, в которой общественная активность - превращается из хобби в действенных элемент студенческой успеваемости, личного и профессионального роста, иными словами, можно сделать вывод о необходимости конструирования дискурса, о личностном совершенствовании через активную студенческую жизнь. Абитуриент, в один миг, превратившись из контролируемого взрослыми школьника, в самостоятельного студента, поэтому адаптация первокурсников, попадающих в новую среду взаимодействия, должна включать в себя обучение самоконтролю и самодисциплине. А также именно на первом курсе студенты более всего восприимчивы к формированию представлений о необходимой активности для реализации сценария успешного студента. Возможно, стимулирующим моментом будет делегация части властных полномочий самим студентам, например, чтобы активные участники реализации молодежной политики среди студентов имели возможность решать, кто именно сокурсников заслуживает поощрения, и имели полномочия для реального вознаграждения: премии, социальная мотивация, внесение предложений для преподавателей определенных дисциплин по учету внеучебной деятельности в качестве учебных заслуг.

Творческие способности студента развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

- наличие сформированного у студентов интереса к выполнению творческих заданий;

- реализация творческих заданий как важнейший компонент не только аудиторной, но и внеаудиторной деятельности студента;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии студентов друг с другом, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях.

Литература

1. Бородай А. Д. Творческая молодежь как профессиональный сегмент социальной группы // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 106-110.

2. Бондарь М.А. Методологические основы понятия творческой активности школьников // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 598-601. - URL https://moluch.ru/ archive/93/20763/ (дата обращения: 19.11.2019).

3. Бурыхин Б.С., Макашева Ю.С. Стимулирование творческой активности в системе управления персоналом // Вестник Томского государственного университета. Экономика. -2013. - № 2. - С.85.

4. Ледовская Д.С. Исследование творческой деятельности студентов во внеучебной работе в

вузе // Молодой ученый. - 2018. - №16. - С. 270272. - URL https://moluch.ru/archive/202/49638/ (дата обращения: 18.11.2019).

5. Черниковская М.В. Факторы развития творческой активности российского студенчества в период обучения в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Часть 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/10958 (дата обращения: 26.03.2019).

6. Черниковская М.В. Управление организационной культурой в студенческой среде как средство повышения качества образования // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - №24. - С.494.

7. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Сорокин А.Е Мониторинг эффективности реализуемых программ и проектов в области молодежной политики в российских образовательных организациях. Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 10 (96). С. 76-83.

8. Куликов С.П., Новиков С.В., Сорокин А.Е., Борзов О.А. Нормативные и правовые основы деятельности государства в области молодежной политики. Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 196-198.

9. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Щитов К.В. Анализ количественных показателей, влияющих на эффективность проведения общественно значимых мероприятий образовательными организациями рф. Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 473-478.

10. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Драгунова Е.В. Оценка качественных индикаторов, характеризующих опыт образовательных организаций в области молодежной политики, дополнительного образования и формирования здорового образа жизни. Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 467-472.

11. Просвирина Н.В., Тихонов А.И., Новиков С.В. Воспитание студенческой молодёжи в контексте культурного развития личности. Московский экономический журнал. 2018. № 3. С. 19.

12. Михайлов А.А., Федотова М.А., Тихонов А.И., Новиков С.В. Проблемы профессионального самоопределения студенческой молодежи. Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 206-210.

13. Куликов С.П. Об актуальных подходах к организации деятельности волонтерских центров и объединений в образовательных организациях высшего образования. Глобальный научный потенциал. 2018. № 12 (93). С. 170

Organization of educational work of higher education institutions with training students in the field of creative activity Ezopov M.V., Sazonov A.A.

Moscow aviation institute (national research university) The article analyzes the organization of educational work of Universities with students in the field of creative activity. The strategic management of education in the University, which is associated with the logical and semantic practice-oriented design of the main objects in the system of strategic planning. The authors have compiled a model of management of educational and creative activities in the University. The necessary conditions for the effective and comprehensive development of creative activity of the student are given. Keywords: creative activity of students, educational work at the

University, sociological research, personal development. References

1. Boroday A. D. Creative youth as a professional segment of a

social group // Knowledge. Understanding. Skill. 2012. No 1. S. 106-110.

2. Cooper M.A. Methodological foundations of the concept of creative activity of schoolchildren // Young scientist. - 2015. - No. 13. - S. 598-601. - URL https://moluch.ru/ archive / 93/20763 / (accessed: 11/19/2019).

3. Burykhin BS, Makasheva Yu.S. Stimulating creative activity in the

personnel management system // Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2013. - No. 2. - P.85.

4. Ledovskaya D.S. The study of the creative activities of students

in extracurricular activities at the university // Young scientist. -2018. - No. 16. - S. 270-272. - URL https://moluch.ru/archive/202/49638/ (accessed: 11/18/2019).

5. Chernikovskaya M.V. Factors of development of the creative activity

of Russian students during their studies at a higher educational institution // Humanitarian Scientific Research. 2015. No. 4. Part 2 [Electronic resource]. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/10958 (accessed March 26, 2019).

6. Chernikovskaya M.V. Management of organizational culture in the

student environment as a means of improving the quality of education // News of PSPU im. V.G. Belinsky. - 2011. - No. 24. - S. 494.

7. Kulikov SP, Novikov SV, Prosvirina NV, Sorokin A.E Monitoring the

effectiveness of ongoing programs and projects in the field of youth policy in Russian educational organizations. Regional problems of economic transformation. 2018. No. 10 (96). S. 76-83.

8. Kulikov S.P., Novikov S.V., Sorokin A.E., Borzov O.A. Normative

and legal foundations of state activity in the field of youth policy. Financial economics. 2018. No. 6. S. 196-198.

9. Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V., Shchitov K.V. Analysis of

quantitative indicators affecting the effectiveness of socially significant events by educational organizations of the Russian Federation. Financial economics. 2018. No. 8. S. 473-478.

10. Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V., Dragunova E.V. Assessment of quality indicators characterizing the experience of educational organizations in the field of youth policy, additional education and the formation of a healthy lifestyle. Financial economics. 2018.No 8.P. 467-472.

11. Prosvirina N.V., Tikhonov A.I., Novikov S.V. Education of student youth in the context of the cultural development of the individual. Moscow Economic Journal. 2018. No. 3. P. 19.

12. Mikhailov A.A., Fedotova M.A., Tikhonov A.I., Novikov S.V. Problems of professional self-determination of student youth. Financial economics. 2018. No. 6. S. 206-210.

13. Kulikov S.P. On current approaches to organizing the activities of volunteer centers and associations in educational organizations of higher education. Global scientific potential. 2018.No 12 (93). S. 170

m

О О .п s о

О

-I

s Я

О о о в

s .

n ■и

ш д

X

О"

е

о о л

(Б д

О 00 ш

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.