Научная статья на тему 'Мониторинг мероприятий по воспитательной работе ВУЗов с обучающимися студентами в сфере предпринимательства и трудоустройства'

Мониторинг мероприятий по воспитательной работе ВУЗов с обучающимися студентами в сфере предпринимательства и трудоустройства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ЦЕНТРЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES AT THE UNIVERSITY / STUDENT ENTREPRENEURSHIP / EMPLOYMENT OF GRADUATES / CAREER GUIDANCE CENTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликов Сергей Павлович, Сазонов Андрей Александрович

Статья посвящена мониторингу различных мероприятий в сфере организации воспитательной работы ВУЗов с обучающимися студентами по вопросам в сфере предпринимательства и трудоустройства. Определены, сложившиеся к настоящему моменту времени проблемные составляющие в сфере студенческого предпринимательства. Приведен мониторинг основных мероприятий реализуемых в ВУЗах для повышения эффективности работы со студентами в сфере предпринимательства и последующего трудоустройства. Составлена схема деятельности центра профориентации и содействия трудоустройству выпускников ВУЗов. В заключение статьи авторами выделены проблемы трудоустройства выпускников высших учебных заведений и предложены способы их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликов Сергей Павлович, Сазонов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring events on the educational work of higher education institutions with studenting students in the field of entrepreneurship and employment

The article is devoted to the monitoring of various activities in the organization of educational work of Universities with students on issues in the field of entrepreneurship and employment. The problem components in the sphere of student entrepreneurship which have developed to the present time are defined. The monitoring of the main activities implemented in Universities to improve the efficiency of work with students in the field of entrepreneurship and subsequent employment. The scheme of activity of the center of career guidance and assistance to employment of graduates of higher education Institutions is made. In conclusion, the authors highlight the problems of employment of graduates of higher educational institutions and propose ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Мониторинг мероприятий по воспитательной работе ВУЗов с обучающимися студентами в сфере предпринимательства и трудоустройства»

Мониторинг мероприятий по воспитательной работе вузов с обучающимися студентами в сфере предпринимательства и трудоустройства

Куликов Сергей Павлович,

к.с.н., заведующий кафедрой «Государственное управление и социальные технологии» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Milena.555@mail.ru

Сазонов Андрей Александрович,

к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), sazonovamati@yandex.ru

Статья посвящена мониторингу различных мероприятий в сфере организации воспитательной работы ВУЗов с обучающимися студентами по вопросам в сфере предпринимательства и трудоустройства. Определены, сложившиеся к настоящему моменту времени проблемные составляющие в сфере студенческого предпринимательства. Приведен мониторинг основных мероприятий реализуемых в ВУЗах для повышения эффективности работы со студентами в сфере предпринимательства и последующего трудоустройства. Составлена схема деятельности центра профориентации и содействия трудоустройству выпускников ВУЗов. В заключение статьи авторами выделены проблемы трудоустройства выпускников высших учебных заведений и предложены способы их решения.

Ключевые слова: организация воспитательной деятельности в ВУЗе, студенческое предпринимательство, трудоустройство выпускников, центры профориентации.

С переходом к рыночной экономике трудоустройство человека, в том числе выпускника учреждения профессионального образования, становится его личным делом. Государство посредством служб занятости лишь оказывает ему содействие в поиске работы. Если учесть, что процесс трудоустройства происходит в условиях безработицы, то понятно, что задача поиска работы существенно затрудняется. В этих условиях выпускники вузов и колледжей должны быть хорошо подготовлены к тому, как вести себя на рынке труда, знать, какими правами они обладают, как наниматься на работу и т.д. Мало того, какая-то доля молодых специалистов намерены организовать свое собственное дело, поэтому у них должны быть сформированы предпринимательские навыки, знание основ рыночной экономики. Министерство науки и высшего образования России проводит эксперимент по мониторингу трудоустройства выпускников учреждения высшего образования, а с 2016 года Росстат начал проводить сплошное обследование выпускников профессиональных учебных заведений на предмет их трудоустройства. Это способствует более точному прогнозу потребности экономики России в квалифицированных кадрах при распределении бюджетных мест по специальностям и направлениям, а также простимулировало работу ВУЗов по повышению эффективности их деятельности [1,5].

К настоящему моменту сложились следующие проблемные составляющие в сфере студенческого предпринимательства [2,3].

1. Отсутствие положительной мотивации студентов ВУЗов к участию в предпринимательской деятельности из-за недостаточной информированности о возможных сферах приложения сил. Для решения данной проблемы рекомендуется:

- организация и проведение круглых столов с представителями малого и среднего бизнеса, ведущими предпринимателями города по вопросам организации собственного бизнеса, по правовым аспектам предпринимательства;

- ежегодное участие с разработанными бизнес-проектами реальной направленности в конкурсном движении;

- участие в Чемпионате WorldSkillsRussia в компетенции «Предпринимательство»;

- участие в демонстрационным экзамене по стандартам WorldSkillsRussia в компетенции «Предпринимательство».

2. Отсутствие в учебных планах специальностей ВУЗа компетентностно-ориентированных учебных дисциплин, профессиональных модулей, направленных на формирование предпринимательских

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

навыков. Для решения данной проблемы рекомендуется:

- предварительная командная работа по разработке нормативной документации с точки зрения системного подхода к развитию предпринимательских навыков обучающихся;

- проведение преподавателями ПЦК финансовых дисциплин мастер-классов с преподавателями высших учебных заведений по основам предпринимательской деятельности;

- организация проведение курсов дополнительной профессиональной подготовки в ВУЗе по направлению «Основы предпринимательской деятельности»;

- освоение преподавательским составом ключевых вопросов формирования предпринимательских компетенций студентов СПО при разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.

3. Срыв сроков реализации проекта из-за недостатка компетенций у команды проекта в сфере проектного управления. Для решения данной проблемы рекомендуется:

- обучение команды проекта до начала реализации проекта основам управления проектами, его инструментам и методам.

4. Неготовность педагогических кадров к обучению основам предпринимательской деятельности. Для решения данной проблемы рекомендуется:

- повышение квалификации педагогических кадров в области предпринимательской деятельности (Программа обучения в Академии WSR по направлению «Эксперт демонстрационного экзамена по стандартам WSR по компетенции «Предпринимательство» и другие курсы);

- формирование предложений по материальному и моральному стимулированию педагогических работников, проводящих семинары по организационным основам предпринимательства для преподавателей и обучающихся.

В мониторинг основных мероприятий реализуемых в ВУЗах для повышения эффективности работы со студентами в сфере предпринимательства и последующего трудоустройства проводят [2,4]:

Мероприятие №1. Разработка и утверждение программы студенческой научно-практической конференции на тему: «Я - начинающий предприниматель».

Мероприятие №2. Организация и проведение круглых столов с представителями малого и среднего бизнеса, ведущими предпринимателями города по вопросам организации собственного бизнеса, по правовым аспектам предпринимательства.

Мероприятие №3. Проведение преподавателями ПЦК финансовых дисциплин мастер-классов с преподавателями ВУЗа по основам предпринима-"о тельской деятельности.

£ Мероприятие №4. Проведение курсов допол-«2 нительной профессиональной подготовки в ВУЗе ® по направлению «Основы предпринимательской т- деятельности».

а Мероприятие №5. Проведение тренингов

представителями психологом на различные темы к примеру: «Диплом есть, что дальше?», «Перспективы развития рынка труда», «Мои профессиональные проекты».

Мероприятие №6. Ежегодное участие с разработанными бизнес-проектами реальной направленности в конкурсном движении.

Мероприятие №7. Участие в Чемпионате WorldSkillsRussia в компетенции «Предпринимательство».

Мероприятие №8. Участие в демонстрационным экзамене по стандартам WorldSkillsRussia в компетенции «Предпринимательство».

Очевиднейшей проблемой для молодых специалистов является отсутствие стажа, и как следствие не интерес потенциальных работодателей к отсутствию практики. Эту проблему, уже который год правительство РФ пытается безуспешно решить. Для решения этой проблемы необходимо на базе центров занятости сформировать центры трудоустройства. Они должны отслеживать заинтересованность рынка в кадрах, предлагать ВУЗам модифицировать обучение под современные потребности и вести переговоры с работодателями. Создание центра трудоустройства позволит отслеживать дефицитные профессии и по договоренности с ВУЗами объявлять конкурсы на замещение вакансий. Центры трудоустройства должны прогнозировать спрос на рабочую силу и трудоустраивать студентов туда, где они наиболее востребованы. Также к этому можно добавить прохождение стажировки/практики у потенциального работодателя, что позволит работодателю не только оценить работника, но и самому работника наработать, пускай короткий, но уже профессиональный стаж [2].

Еще один вариант обеспечить работой студентов - это «трудовые бригады». Центр трудоустройства делает заявку в ВУЗ на определенное количество трудовых бригад, с определенной специальностью или без таковой. Затем договаривается с работодателем о том, чтобы эта бригада исполнила какой-то заказ. К примеру: убрала урожай с полей -это сезонная работа и поэтому, когда приходит сезон у работодателя встает дилемма - где бы найти персонал, а тут персонал в нужном количестве уже готов и ждет только даты начала работ. При этом центр трудоустройства берет на себя переговоры о питании, о проживании, о размере зарплат и т.д. Схема деятельности центра профориентации и содействия трудоустройству выпускников представлена на рисунке 1.

Рассмотрим задачи центра трудоустройства выпускников ВУЗов [1]:

1. Исследование регионального рынка труда.

2. Совершенствование системы работы с социальными партнерами.

3. Социально-психологическая и образовательная поддержка студентов и выпускников высших учебных заведений.

4. Профориентационное содействие трудоустройству выпускников высших учебных заведений.

5. Совершенствование содержания профессиональной подготовки студентов с целью повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

6. Самопродвижение студентов и выпускников ВУЗов на рынке труда.

7. Создание эффективной системы трехстороннего взаимодействия: (работодатель - образовательное учреждение - обучающийся) - с целью осуществления адресного сопровождения построения карьеры на протяжении 3 лет, совместно со службами содействия трудоустройству выпускников ВУЗа.

Рис.1. Схема деятельности центра профориентации и содействия трудоустройству выпускников ВУЗов

Проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений заключаются в следующем: отсутствует практика или стажировка по приобретаемой профессии или специальности, и как следствие отсутствует опыт работы и зачастую отсутствует понятия сути выполнения самой работы; отсутствует конкурентоспособная заработная плата, по сравнению со специалистами в определенной области; отсутствуют центры помощи поиска работы выпускникам учебных заведений; отсутствует желание со стороны представителей работодателей брать на работу выпускников и инвестировать в них; отсутствует желание искать работу по приобретенной специальности. Необходимо существенным образом улучшить качество практики или стажировки для студентов, которая бы реально отражала специфику получаемой профессии или специальности, со стороны учебных заведений необходимо проводить не только дни открытых дверей для абитуриентов, но и для потенциальных работодателей, установить практику или стажировку не в течение одной недели - месяца, а ввести как обязательный предмет и на протяжении всего периода обучения практика должна проходить хотя бы один раз в неделю, у одного и того же работодателя, плюсы такой практики понятны, у работодателя есть возможность выбрать из наиболее талантливых и способных практикантов (стажеров) своего будущего специалиста, а будущему специалисту более глобально окунуться в свою профессию [3].

Также обязательно нужно создать клуб (центр или группу в интернете) выпускников учебных заве-

дений по факультетам, которые устроились и работают по специальности или профессии, которую они приобрели именно в этом учебном заведение, поддерживать с ними связь, предлагать брать на стажировку студентов своих факультетов, осуществлять наставничество над ними. Обязательна, должна быть заинтересованность и поддержка со стороны государства за счет квотировании рабочих мест для молодых специалистов. В том случае, если представители работодателя, учебных заведений и государства будут действовать совместно над проблемами трудоустройства выпускников, то можно добиться положительных результатов.

Выводы

Развитие предпринимательской деятельности в сфере высшего профессионального образования можно рассматривать как объективную необходимость и реальность современного этапа развития общества, которое позволяет, с одной стороны, улучшить материальное положение ее участников, с другой - способствовать формированию механизма взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг, а также обеспечивает мощную социальную поддержку студенчеству на будущее. Поэтому развитие студенческого предпринимательства должно занять особое положение в системе государственной молодежной политики. Реализация разработанной в России Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства, в которой предусматривается первоочередное вовлечение молодежи, в том числе студенческой, в сферу бизнеса должно способствовать решению таких задач, как формирование экономически активного поведения и предпринимательского образа мышления молодежи, навыков и мотивации в развитии малого бизнеса, а также формирование корпоративной культуры и корпоративного сознания.

Литература

1. Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015-2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» / Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. — М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016 http://p3institute.ru/netcat_files/18/28/ raytingREG2016_B5_Block_04_04_2016_web_1.pdf [Документ электронного доступа].

2. Милославский В.Г. Молодежное предпринимательство как фундамент развития среднего класса в России // Молодой ученый. - 2016. - №8.

С.

594-597.

https://moluch.ru/archive/112/28765/ (дата обращения: 18.11.2019).

3. Программа «Поддержка начинающих субъектов МСП» подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.». Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. №477-ПП.

о о ш и т

О т э т Д А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

4. Шматко А.Д., Перепелица И.В. Проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений // Молодой ученый. - 2019. - №22. - С. 600-605. -URL https://moluch.ru/archive/260/59900/ (дата обращения: 18.11.2019).

5. Ширяев Д.В., Жихарева Е.Д. Проблемы молодежного предпринимательства и способы их решения в вузах // Молодой ученый. - 2014. -№4. - С. 643-645. - URL https://moluch.ru/archive/63/10114/ (дата обращения: 18.11.2019).

6. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Сорокин А.Е Мониторинг эффективности реализуемых программ и проектов в области молодежной политики в российских образовательных организациях. Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 10 (96). С. 76-83.

7. Куликов С.П., Новиков С.В., Сорокин А.Е., Борзов О.А. Нормативные и правовые основы деятельности государства в области молодежной политики. Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 196198.

8. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Щитов К.В. Анализ количественных показателей, влияющих на эффективность проведения общественно значимых мероприятий образовательными организациями рф. Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 473-478.

9. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Драгунова Е.В. Оценка качественных индикаторов, характеризующих опыт образовательных организаций в области молодежной политики, дополнительного образования и формирования здорового образа жизни. Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 467-472.

10. Просвирина Н.В., Тихонов А.И., Новиков С.В. Воспитание студенческой молодёжи в контексте культурного развития личности. Московский экономический журнал. 2018. № 3. С. 19.

11. Новиков С.В., Копина О.А. Особенности обучения специалистов высокотехнологичного предприятия в современных условиях. Инновации в образовании. 2019. № 1. С. 24-32.

12. Новиков С.В. Актуальные проблемы развития вузовской науки в российской федерации. European Social Science Journal. 2018. № 2-1. С. 4149.

13. Дмитриев О.Н., Новиков С.В. Приоритетные концептуальные проблемы государственного регулирования операций в инновационной сфере в современных российских условиях. Управление. 2018. Т. 6. № 3. С. 4-10.

Monitoring events on the educational work of higher education

institutions with studenting students in the field of

entrepreneurship and employment Kulikov S.P., Sazonov A.A.

Moscow aviation institute (national research university)

о

E £

в) ^

О

(4

The article is devoted to the monitoring of various activities in the organization of educational work of Universities with students on issues in the field of entrepreneurship and employment. The problem components in the sphere of student entrepreneurship which have developed to the present time are defined. The monitoring of the main activities implemented in Universities to improve the efficiency of work with students in the field of entrepreneurship and subsequent employment. The scheme of activity of the center of career guidance and assistance to employment of graduates of higher education Institutions is made. In conclusion, the authors highlight the problems of employment of graduates of higher educational institutions and propose ways to solve them.

Keywords: organization of educational activities at the University, student entrepreneurship, employment of graduates, career guidance centers.

References

1. The study "Development of public-private partnerships in Russia

in 2015-2016. Rating of Regions by Level of PPP Development "/ Association" PPP Development Center ", Ministry of Economic Development of the Russian Federation. - M .: Association "PPP Development Center", 2016

http://p3institute.ru/netcat_files/18/28/

raytingREG2016_B5_Block_04_04_2016_web_1.pdf [Electronic access document].

2. Miloslavsky V.G. Youth entrepreneurship as a foundation for the

development of the middle class in Russia // Young scientist. -2016. - No. 8. - S. 594-597. - URL https://moluch.ru/archive/112/28765/ (accessed: 11/18/2019).

3. The program "Support for beginner SMEs" of the subprogram

"Development of small and medium-sized enterprises in the city of Moscow for 2012-2016." The state program of the city of Moscow "Stimulating Economic Activity for 2012-2016", approved by the Decree of the Moscow Government of October 11, 2011 No. 477-PP

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Shmatko A.D., Perepelitsa I.V. Problems of employment of graduates of educational institutions // Young scientist. - 2019. -No. 22. - S. 600-605. - URL https://moluch.ru/archive/260/59900/ (accessed: 11/18/2019).

5. Shiryaev D.V., Zhikhareva E.D. Problems of youth entrepreneurship and methods for solving them in universities // Young scientist. - 2014.-№4. - S. 643-645. - URL https://moluch.ru/archive/63/10114/ (accessed: 11/18/2019).

6. Kulikov SP, Novikov SV, Prosvirina NV, Sorokin A.E Monitoring

the effectiveness of ongoing programs and projects in the field of youth policy in Russian educational organizations. Regional problems of economic transformation. 2018.No 10 (96). S. 7683.

7. Kulikov S.P., Novikov S.V., Sorokin A.E., Borzov O.A. Normative

and legal foundations of state activity in the field of youth policy. Financial economics. 2018. No. 6. S. 196-198.

8. Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V., Shchitov K.V. Analysis

of quantitative indicators affecting the effectiveness of socially significant events by educational organizations of the Russian Federation. Financial economics. 2018. No. 8. S. 473-478.

9. Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V., Dragunova E.V. Assessment of quality indicators characterizing the experience of educational organizations in the field of youth policy, additional education and the formation of a healthy lifestyle. Financial economics. 2018.No 8.P. 467-472.

10. Prosvirina N.V., Tikhonov A.I., Novikov S.V. Education of student youth in the context of the cultural development of the individual. Moscow Economic Journal. 2018. No. 3. P. 19.

11. Novikov S.V., Kopina O.A. Features of training specialists of a high-tech enterprise in modern conditions. Innovation in education. 2019.No 1. S. 24-32.

12. Novikov S.V. Actual problems of the development of university science in the Russian Federation. European Social Science Journal. 2018. No. 2-1. S. 41-49.

13. Dmitriev O.N., Novikov S.V. Priority conceptual problems of state regulation of operations in the innovation sphere in modern Russian conditions. Control. 2018.Vol. 6. No. 3. P. 4-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.