К вопросу о реализации воспитательной работы в образовательных учреждениях высшего образования
Михайлова Екатерина Олеговна,
старший преподаватель кафедры «Государственное управление и социальные технологии» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected]
Куликов Сергей Павлович,
к.с.н., заведующий кафедрой «Государственное управление и социальные технологии» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected]
Новиков Сергей Вячеславович,
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономическая теория» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected]
В статье предложена рамочная концепция организации воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования, сформированная на основе требований действующих нормативно-правовых актов в сфере долгосрочного стратегического развития российского государства, а также с учетом интересом самих обучающихся. Предложен подход, подразумевающий разделение всего объема воспитательной работы на базовые и вариативные направления, а также проведение работы двухнедельными циклами.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, образовательные организации высшего образования, студенты, концепция воспитательной работы.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитательная работа со студентами в образовательных организациях высшего образования (далее -ООВО) является важнейшей составляющей качественного образования.
Воспитательная работа - это неотъемлемый компонент педагогической деятельности в ООВО, суть которого во всестороннем содействии развитию личности студента, включающему формирование актуальных социально-экономическому состоянию общества компетенций; способности к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые технико-технологические решения.
Систематическое осуществление воспитательной работы в ООВО детерминирует через организацию разнообразных видов и необходимых социокультурных условий деятельности формирование мировоззрения студентов, их адаптацию к жизни в обществе.
Воспитательная работа в ООВО предполагает учет особенностей современного студенчества, педагогически целенаправленную коррекцию условий их культурной, профессиональной и личностной социализации.
Воспитательная работа как первостепенный приоритет в системе высшего образования является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития будущих специалистов.
Воспитательная работа в ООВО является тем видом системообразующей деятельности, благодаря которому создаётся и поддерживается внутреннее единство и устойчивость системы образования.
Несмотря на необходимость проведения воспитательной работы с обучающимися, к настоящему времени в высшей школе не сложилось единого подхода к пониманию не только ее содержания, но и модели реализации. Учредитель ООВО - Министерство науки и высшего образования РФ - также не предлагает образовательным организациям единой концепции, имеющиеся в этой сфере рекомендательные письма были направлены еще в начале 2000-х годов.
Имеющиеся в ООВО структуры, курирующие вопросы воспитания студенчества, диверсифицированы и представлены различными аппаратами проректоров, управлениями и департаментами (по воспитательной и социальной работе, молодежной политике), что значительно осложняет не только взаимодействие между образовательными организациями, но и подготовку отчетной документации для учредителя.
Данное обстоятельство актуализирует вопрос о формировании на федеральном уровне единой концепции
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
о с
СП ^
о
сч
организации воспитательной работы с обучающимися ООВО.
Необходимость этого также связана с рядом причин:
• во-первых, обучающиеся ООВО на всей территории Российской Федерации нуждаются в формировании единого воспитательного пространства, создающего равные условия для развития личности молодого человека, ее самоопределения, самоутверждения и самореализации с учетом растущей внутренней образовательной мобильности российской молодежи;
• во-вторых, использование единого подхода к осуществлению воспитательной работы в ООВО будет способствует формированию у молодежи общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, что потенциально повысит сплоченность и единство, солидарность российского общества, необходимых для устойчивого развития государства;
• в-третьих, современная высшая школа в отличие от системы общего образования («Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях», письмо Минобрнауки РФ от 13.05.2013 года №ИР-352/09) не имеет единой концептуальной основы для осуществления воспитательной работы, что негативным образом влияет на эффективность и качество реализуемых мероприятий;
• в-четвертых, разработка единого подхода к осуществлению воспитательной работы в ООВО при согласовании ее с Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях позволит не только проводить более целостную работу по сопровождению становления личности молодого человека, но и в целом увеличить воспитательное воздействие в целях реализации принципов целостности и преемственности в воспитании, заключающихся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в последовательном интегрировании и совершенствовании накопленного позитивного опыта воспитания;
• в-пятых, формирование единого подхода к осуществлению воспитательной работы в ООВО позволит оптимизировать процесс мониторинга реализуемых мероприятий, унифицировать инструментарий оценки их эффективности и стандартизировать отчетную документацию ООВО перед Министерством высшего образования и науки, что в свою очередь, упростит механизм государственного контроля за деятельностью ООВО;
• в-шестых, воспитательный процесс в ООВО должен обеспечиваться профессионально подготовленными кадрами, в связи с чем, наличие разработанных методических рекомендаций позволит руководству ООВО организовывать повышение квалификации для сотрудников по перспективным и актуальным направлениям осуществления воспитательной работы.
На наш взгляд, руководству ООВО следует использовать планирование воспитательной работы двухнедельными циклами, посвященными одному из направлений базового и/или рекомендуемого перечня направлений реализации воспитательной работы в ООВО.
Целесообразность подобного подхода основана на учете потребностей организационного характера со стороны руководства ООВО, а также насыщенности студенческой внеучебной деятельности.
Таким образом, весь учебный год разбивается на 24 тематических блоков (с 1 сентября по 1 сентября), посвященных определенному направлению воспитательной работы, реализация которых отвечает цели проведения воспитательной работы в ООВО.
К базовым (обязательным) направлениям воспитательной работы относятся:
1. духовно-нравственное воспитание (формирование гармоничной и всесторонне развитой личности, развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных ценностей и общественных установок);
2. гражданско-патриотическое воспитание (формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе, в том числе развитие волонтерства);
3. профессиональное воспитание (формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры человека - основы для решения актуальных социально-профессиональных задач, в том числе стимулирование инновационной деятельности студентов);
4. физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов (формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье);
5. профилактика асоциального поведения (формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур);
6. развитие органов студенческого самоуправления (содействие работе студенческих общественных организаций, клубов и объединений, в том числе студенческих СМИ);
7. социальная поддержка студентов (развитие системы материальной поддержки различных категорий студентов).
К рекомендуемым (вариативным) направлениям воспитательной работы относятся:
1. правовое воспитание (формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры);
2. культурно-эстетическое воспитание (воспитание средствами прекрасного в искусстве, природе и всей окружающей действительности);
3. психолого-консультационная работа (оказание комплексной социально-психологической помощи);
4. организация работы кураторов студенческих академических групп (руководство студенческой академической группой и внеучебной жизнью студентов);
5. организация воспитательной деятельности в студенческих общежитиях университета (воспитательная работа с обучающимися, проживающими в общежитиях);
6. формирование семейных ценностей (формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни);
7. экологическое воспитание (формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты);
8. формирование коммуникативной культуры (формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения).
Предлагаемый перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен ООВО в соответствии с сформулированной целью осуществления воспитательной работы.
Так, например, проведение воспитательной работы в декабре целесообразно посвятить не только подготовке к празднику Нового года, но и проведению профилактической работы, приуроченной к Всемирному дню борьбы
со СПИДом в России (1 декабря), Дню конституции РФ (12 декабря).
Таким образом, предлагается провести комплексное профилактическое воздействие на студентов, прежде, чем они разъедутся на каникулы.
Комплексность обеспечивается за счет охвата нескольких областей жизнедеятельности: здоровье (способы защиты студентов от неблагоприятных последствий беспорядочной жизни, употребления наркотических средств и т.д.); гражданственность (знание своих конституционных прав и обязанностей, конвенциональных форм их защиты); мировоззрение (сохранение семейных традиций, межкультурный диалог).
Направление, связанное с формированием семейных ценностей, может быть посвящено знакомству с историями семей, в том числе в рамках проведения Дня Неизвестного Солдата в России (3 декабря), Дня начала контрнаступления советских войск под Москвой (5 декабря), Дня Героев Отечества в России (9 декабря).
В каникулярное время основной объем воспитательной работы должен проходить в онлайн-формате: рассылка информации, проведение онлайн-викторин и конкурсов. Это позволит обучающимся не терять контакт с образовательной организацией, проводить свой досуг в созидательном русле.
- Для успешной реализации воспитательной работы в рамках предложенного подхода необходимо создание в ООВО ряда условий: нормативно-правовое обеспечение, организационное обеспечение, материальное и финансовое обеспечение, кадровое обеспечение, научно-методическое обеспечение и информационное обеспечение.
Нормативно-правовым обеспечением воспитательной работы в ООВО является принятый соответствующим образом локальный нормативно-правовой акт, регламентирующий цели, принципы и направления воспитательной деятельности, а также программу их реализации.
Организационным обеспечением для воспитательной работы является система управления. Система управления воспитательной работы в ООВО формируется на основании локального нормативно-правового акта, определяющего реализацию воспитательной работы в ООВО.
Система управления включает в себя выделение специализированного структурного подразделения, курирующего воспитательную работу в ООВО, а также распределение полномочий на уровнях факультетов (институтов), кафедр и студенческих групп, включая органы студенческого самоуправления. Для координации работы по конкретным направлениям воспитательной работы могут создаваться комиссии, советы и оргкомитеты.
Материальное и финансовое обеспечение включает в себя - обеспечение материальной и финансовой базы воспитательной работы, а также финансирование воспитательной деятельности.
Кадровое обеспечение предполагает не только закрепление за профессорско-преподавательским составом и иными сотрудниками ООВО полномочий в сфере разработки и реализации воспитательной работы, но и организацию повышения квалификации работников воспитательных служб и педагогов по вопросам организации воспитательной работы со студентами в соответствии с действующим законодательством и локальными нормативно-правовыми актами ООВО.
Перспективным также является создание системы морального и материального поощрения (стимулирования) наиболее активных преподавателей и организаторов воспитательной работы.
Научно-методическое обеспечение воспитательной работы в ООВО включает в себя разработку программы
воспитания, связывающей всю совокупность отдельных мероприятий воспитательного характера в единую систему, а также разработку методик оценки качества воспитательной работы, обеспечивающих обратную связь в механизме воспитательной системы и процессе корректировки и обновления её. Принципиально важным является регулярное проведение по разработанным методикам и в соответствии с нормативными и рекомендательными документами диагностических, мониторинговых и социологических исследований состояния и качества воспитательной работы.
Информационное обеспечение воспитательной работы в ООВО подразумевает широкое освещение воспитательной работы на всех ресурсах ООВО и в СМИ, популяризацию и информирование общественности о мероприятиях, проектах, достижениях по итогам воспитательной работы, организацию взаимодействия между администрацией и студентами по всем актуальным вопросам жизни университета.
Для оценки эффективности воспитательной работы в ООВО используются две группы показателей: количественные и качественные.
Количественные: победы обучающихся в конкурсах и соревнованиях, рост количества молодежных объединений, увеличение количества участников проектов и т.д.
Качественные, принадлежащие внутреннему миру человека: жизненные смыслы, ценности, идеалы, социально-культурные потребности и т.д. Качественные показатели могут быть оценены с использованием социологических исследований, наблюдений профессорско-преподавательского состава и отдельных специалистов (кураторов, психологов, социальных педагогов и т.д.).
Подобный подход позволит не только перевести проводимую воспитательную работу с обучающимися в образовательных организациях высшего образования на качественно новый уровень, но и сформировать на территории всей страны единого воспитательного пространства, что положительным образом скажется на цен-ностно-мотивационной сфере молодежи.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3.
2. Новиков С.В., Казакова Е.О., Мерзликин А.А. Концептуальный анализ программных подходов государства и вузов к формированию здорового образа жизни контингента студентов. Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 436-441.
3. Мерзликин А.А., Новиков С.В. Фитнес: организация занятий для начинающих. Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 23-27.
4. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Сорокин А.Е Мониторинг эффективности реализуемых программ и проектов в области молодежной политики в российских образовательных организациях. Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 10 (96). С. 76-83.
5. Куликов С.П., Новиков С.В., Сорокин А.Е., Борзов О.А. Нормативные и правовые основы деятельности государства в области молодежной политики. Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 196-198.
6. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Щитов К.В. Анализ количественных показателей, влияющих на эффективность проведения общественно значимых мероприятий образовательными организациями рф. Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 473-478.
7. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Дра-гунова Е.В. Оценка качественных индикаторов, характеризующих опыт образовательных организаций в области молодежной политики, дополнительного образования и
о о и и m
О m э m й А
X £ m О
х О m
О DI и А ы о и А X X m
формирования здорового образа жизни. Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 467-472.
8. Просвирина Н.В., Тихонов А.И., Новиков С.В. Воспитание студенческой молодёжи в контексте культурного развития личности. Московский экономический журнал. 2018. № 3. С. 19.
9. Михайлов А.А., Федотова М.А., Тихонов А.И., Новиков С.В. Проблемы профессионального самоопределения студенческой молодежи. Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 206-210.
To the question of implementation of educational work in educational institutions of higher education
Mikhailova E.O., Kulikov S.P., Novikov S.V., Moscow aviation institute (national research university) The article proposes a framework concept for the organization of educational work in educational institutions of higher education, formed on the basis of the requirements of current regulatory and legal acts in the field of long-term strategic development of the Russian state, as well as taking into account the interest of students themselves. An approach is proposed, which implies the division of the entire amount of educational work into basic and variative directions, as well as work carried out in two-week cycles.
Keywords: upbringing, educational work, educational organizations of higher education, students, the concept of educational work.
References
1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated
December 29, 2012 N 273-03.
2. Novikov S.V., Kazakova E.O., Merzlikin A.A. A conceptual analysis
of the programmatic approaches of the state and universities to the formation of a healthy lifestyle for the student population. Business. Education. Right. 2018. No. 3 (44). S. 436-441.
3. Merzlikin A.A., Novikov S.V. Fitness: organizing classes for beginners. The world of science, culture, education. 2018.No 5 (72). S. 23-27.
4. Kulikov SP, Novikov SV, Prosvirina NV, Sorokin A.E Monitoring
the effectiveness of ongoing programs and projects in the field of youth policy in Russian educational organizations. Regional problems of economic transformation. 2018. No. 10 (96). S. 7683.
5. Kulikov S.P., Novikov S.V., Sorokin A.E., Borzov O.A. Normative
and legal foundations of state activity in the field of youth policy. Financial economics. 2018. No. 6. S. 196-198.
6. Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V., Shchitov K.V. Analysis
of quantitative indicators affecting the effectiveness of socially significant events by educational organizations of the Russian Federation. Financial economics. 2018. No. 8. S. 473-478.
7. Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V., Dragunova E.V. Assessment of quality indicators characterizing the experience of educational organizations in the field of youth policy, additional education and the formation of a healthy lifestyle. Financial economics. 2018.No 8.P. 467-472.
8. Prosvirina N.V., Tikhonov A.I., Novikov S.V. Education of student
youth in the context of the cultural development of the individual. Moscow Economic Journal. 2018. No. 3. P. 19.
9. Mikhailov A.A., Fedotova M.A., Tikhonov A.I., Novikov S.V. Problems of professional self-determination of student youth. Financial economics. 2018. No. 6. S. 206-210.
о
E
en ^
о
(4