УДК 304.4 КУЛИКОВ СЕРГЕИ ПАВЛОВИЧ
к.социол.н., заведующий кафедрой «Государственное управление и социальные технологии» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»,
e-mail: Milena.555@mail.ru
НОВИКОВ СЕРГЕИ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
к.э.н. доцент кафедры
«Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»,
e-mail: ncsrm@mail.ru
ПРОСВИРИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
ассистент кафедры «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»,
e-mail: nata68.92@mail.ru
СОРОКИН АНДРЕИ ЕВГЕНИЕВИЧ
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности»
ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: sorokin_ae@yandex.ru
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация. Актуальность исследования связана с необходимостью обеспечения повышения качества общего и высшего образования в России, а также решения проблем социализации и популяризации здорового образа жизни среди детей и молодежи. Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно формировать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. В связи с этим современный вуз должен представлять собой не только площадку для осуществления образовательного процесса и исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающихся, но и развитое пространство для формирования, аккумулирования и развития человеческого и социального капитала молодых людей. Целью исследования является комплексный анализ эффективности деятельности организаций высшего образования в рамках реализации программ и проектов в области молодежной политики, дополнительного образования, формирования здорового образа жизни в студенческой среде посредством сбора данных о проведенных мероприятиях, осуществления мониторинга эффективности проведенных по поручениям Минобрнауки РФ мероприятий, а также проведения выборочных социологических опросов с целью выявления удовлетворенности качеством мероприятия. Методология проведенного исследования. В статье были использованы методы системного и ситуационного анализа, логических построений, обобщения, аналогий, сравнения, включенных наблюдений. Результаты исследований. В результате мониторинга была разработана скорректированная система показателей (индикаторов), измеряющих эффективность мероприятий молодежной политики, дополнительного образования и формирования здорового образа жизни в образовательных организациях. Область применения. Теоретические и методические материалы, подготовленные в рамках
данного исследования, могут быть использованы для выработки стратегий развития сфер молодежной политики, дополнительного образования детей и формирования здорового образа жизни в образовательных организациях. Выводы. Предложенная модель мониторинга доказала свою эффективность по итогам анализа деятельности образовательных организаций по проведению мероприятий в области молодежной политики, дополнительного образования и формирования здорового образа жизни.
Ключевые слова: государственная молодежная политика, показатели оценки эффективности программ и проектов, удовлетворенность качеством мероприятий, дополнительное образование детей и формирование здорового образа жизни.
KULIKOV SERGEY PA VLO VICH
Candidate of Sociological Sciences, Head of the Department of "State Administration and Social
Technologies" of FSBEI of HE "Moscow Aviation Institute" — MAI
(the National Research University), e-mail: Milena.555@mail.ru
NOVIKOVSERGEY VYACHESLAVOVICH
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of "Management and Marketing of High Technology Industry" of FSBEI of HE "Moscow Aviation Institute" — MAI
(the National Research University), e-mail: ncsrm@mail.ru
PROSVIRINA NATALYA VICTOROVNA
Assistant of the Department of "Management of Personnel" of FSBEI of HE "Moscow Aviation Institute (National Research University)",
e-mail: nata68.92@mail.ru
SOROKIN ANDREI EVGENIEVICH
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of "Environment,
Infrastructure and Life Activity Safety Systems" of FSBEI of HE "Moscow Aviation Institute" — MAI (the National Research University),
e-mail: sorokin_ae@yandex.ru
MONITORING OF EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTED PROGRAMS AND PROJECTS IN THE AREA OF THE YOUTH POLICY IN RUSSIAN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Abstract. The relevance of the study is connected with the need to provide for the increase of the quality of the basic and higher education in Russia, as well as solving problems of socialization and promotion of healthy lifestyle among children and the youth. The practice of the most recent dozens of years is convincingly proving that in a quickly changing world those countries that will be able to effectively form and productively use the innovative potential of development with the youth being the main carriers of it will be able to have strategic advantages. In connection with this, a modern University has to represent not only a site for implementation of an educational process and research activity of the Professor and lecturer staff and the students, but also a developed space for forming, accumulating and developing human and social capital of the youth. The goal of the study is a complex analysis of effectiveness of activity of organizations of higher education within the framework of implementation of programs and projects in the area of youth policy, continuing education, forming healthy lifestyle in student environment through collecting data about the events held, monitoring the effectiveness of events held upon request of the Ministry of Education of the Russian Federation, as well as holding randomized sociological surveys in order to find satisfaction by the quality of an event. The methodology of the study completed. In this manuscript we have used the methods of systemic and situational analysis, logical constructions, summarization, analogies, comparison, included observations. The results of the studies. As a result of monitoring we have developed a corrected system of indicators measuring the effectiveness of measures of the youth policy, continuing education and forming a healthy lifestyle in educational institutions. The area of application. Theoretical and methodo-
logical materials prepared within the context of this study may be used to develop strategies of development of branches of youth policy, continuing education of children, and forming healthy lifestyle in educational institutions. The conclusions. The suggested model of monitoring proved its effectiveness based on the results of an analysis of activity of educational institutions holding events in the field of youth policy, continuing education and forming a healthy lifestyle. Keywords: the state youth policy, indicators of evaluation of effectiveness of programs and projects, satisfaction with the quality of events, continuing education of children and forming a healthy lifestyle.
Реализация мероприятий молодежной политики, дополнительного образования и формирования здорового образа жизни в образовательных организациях является естественной частью общего образовательного процесса, включающего в себя не только обучение, но и воспитание. В России ряд базовых принципов отражены в «Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» [7], закрепленных на федеральном уровне. Однако каждое учебное заведение разрабатывает и реализует программы и проекты в области молодежной политики, основываясь на собственных уникальных, в том числе региональных, потребностях.
Эффективная реализация государственной молодежной политики должна строиться на устойчивом росте молодежи, которая: мотивирована на позитивные действия; разделяет общечеловеческие и национальные духовные ценности; физически здорова, занимается физической культурой и спортом; не имеет вредных привычек; разделяет ценности семейной культуры и образа успешной молодой семьи; работает над своим личностным и профессиональным развитием; любит свое Отечество и готова защищать его интересы; прилагает усилия для динамичного развития сильной и независимой Российской Федерации [4].
Исходя из этого перечня формируются ключевые направления воспитательной работы в образовательном учреждении, а также приоритеты его молодежной политики. К наиболее распространенным направлениям реализации молодежной политики в образовательных учреждениях относятся: выявление и поддержка талантливой молодежи; выработка у молодых граждан навыков эффективного поведения на рынке труда, положительной трудовой мотивации; организация отдыха и оздоровления, формирование здорового образа жизни и занятия спортом; разработка и реализация молодежных проектов; развитие молодежной науки, вовлечение в инновационную деятельность и техническое творчество; содействие разностороннему и своевременному развитию молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности; воспитание патриотов России, граждан правового государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; межкультурный диалог.
Итогом подобной работы должно стать формирование в стенах учебных заведений гармонично развитой личности, владеющей не только актуальными знаниями и профессиональными умениями и навыками, но и активной гражданской позицией и стремлением к созидательному гражданскому участию в жизни своего города и страны.
Поведение молодежи во многом определяют ценности, которые она принимает или отвергает. В последнее время все более заметна переориентация молодого поколения от предпочтения нематериальных ценностей - материальным. Так, стремление достичь успеха, сделать карьеру наблюдается у 37 % опрошенных, а стать богатыми, чтобы жить, как хочется, - у 20 %. Лишь каждый седьмой (15 %) молодой человек стремится к самосовершенствованию и самореализации, а бескорыстно действовать на пользу другим готовы менее 7 % опрошенных молодых людей [2]. На рисунке 1 представлены результаты опроса на выявление ценностей жизни российской молодежи.
Мониторинг проводимых мер в области молодежной политики, дополнительного образования и формирования здорового образа жизни в образовательных организациях должен проводиться для нахождения путей оптимизации и повышения эффективности конкретных мероприятий, реализация которых должна качественно изменить жизнь всей российской молодежи.
"о от опушении* Рис. 1. Ценности жизни российской молодежи (%) [2].
Вопрос повышения эффективности молодежной политики и ее составляющих является одним из наиболее проблемных для современной социологии управления. Основной задачей остается разработка критериев для ее оценки.
Молодежная политика считается эффективной, если она обладает такими характеристиками, как: открытость (для общественного контроля и взаимодействия), действенность, результативность, прагматичность, достаточный уровень научно-информационной поддержки.
В целом эффективность молодежной политики определяется как соотношение ожидаемого и достигнутого экономического и социально-политического эффекта с затратами на ее разработку и реализацию. В структуру общего понятия эффективности молодежной политики входит соотношение между целью, результатом и средствами, при помощи которых достигается цель конкретных направлений молодежной политики.
Результативность молодежной политики предполагает оценку действий и перемен в отношении молодежи, к которым приведет реализуемая система мер в процессе ее осуществления, и может быть определена как система конкретных измеримых, качественно и/или количественно определенных показателей, являющихся продуктом целенаправленного и планомерного осуществления определенной системы мероприятий по разработке модели оценки эффективности молодежной политики. На основании результативности молодежной политики определяется ее эффективность, которая предполагает соответствие направлений молодежной политики реальным проблемам молодежи и считается эффективной, если положительный, желательный эффект превышает отрицательные и побочные результаты. Принцип эффективности обязательно должен соотноситься с системой ценностей и этическими нормами, а эффективная молодежная политика невозможна без полноценной информированности молодежи о предпринимаемых в ее направлении мерах.
К условиям, обеспечивающим эффективность молодежной политики, могут быть отнесены: адекватность избранной модели молодежной политики социальным реалиям; обеспечение молодежной политики реальной социальной базой; устойчивость социальной базы; социально ориентированные интересы субъектов молодежной политики; соответствие организационных структур молодежной политики решаемым задачам; активность взаимодействия структур молодежной политики со всеми заинтересованными сторонами; результативность взаимодействия различных ветвей и уровней молодежной политики между собой; профессионализм управленческого персонала молодежной политики; учет специфики реализации молодежной политики на различных уровнях (федеральном, региональном, местном); идеологическое и теоретико-методологическое обеспечение молодежной политики; система оценки эффективности молодежной политики; социальный мониторинг в сфере молодежной политики с ис-
пользованием обоснованной системы индикаторов для отслеживания динамики явлений и процессов молодежной политики [3].
Сегодня на федеральном уровне необходима разработка современной модели оценки эффективности молодежной политики, представляющей собой параметры, выраженные через конкретные показатели (ограниченные и постоянные в течение установленного периода времени), несущие информацию о степени соответствия полученных результатов изначально заложенным в рамках социального проекта. Эта модель должна включать в себя следующие ключевые аспекты: система критериев и соответствующих им параметров оценки; выработка качественно и количественно определенных показателей по каждому из параметров. С течением времени используемый набор показателей должен подвергаться корректировке, соотноситься с определенным уровнем реализации молодежной политики (федеральный, региональный, местный) и отражать связи как по вертикали - между показателями разного уровня, так и по горизонтали - между показателями одного уровня.
Поскольку какой-либо единой методологии оценки мероприятий в области молодежной политики, дополнительного образования и формирования здорового образа жизни не выработано, следует обратиться к имеющимся нормативно-правовым актам, регламентирующим оценку молодежной политики в целом.
В основе оценки деятельности региональных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию молодежной политики, лежит приказ Федерального агентства по делам молодежи. В системе критериев был выделен ряд недостатков, среди которых: их чрезмерность (185 критериев); преимущественное использование количественных показателей и фактических данных; отсутствие единого основного критерия эффективной реализации мероприятия. Однако указанные показатели могут быть использованы при разработке системы оценки эффективности молодежной политики образовательного учреждения.
Наиболее перспективными для оценки эффективности реализуемых мероприятий молодежной политики, дополнительного образования и формирования здорового образа жизни, на наш взгляд, являются индикаторы, отражающие долю участия в них обучающихся, что позволит оценить реальный охват молодежи и проследить динамику их вовлечения в воспитательную деятельность вуза [4]. Согласно проведенному мониторингу и исследованию, была разработана система показателей, представленных в Таблице 1.
Таблица 1
Система показателей, измеряющих эффективность мероприятий молодежной политики, дополнительного образования детей и формирования здорового образа жизни
№ Критерии Показатели Индикаторы
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1. Охват аудитории 1.1. Количество участников (проектов, работ, заявок в конкурсах и т. д.) 1.1.1. Количество человек, принимавших участие в организации мероприятия, а также участников и зрителей.
1.1.2. Доля участников по отношению к общему числу обучающихся
2. Информационный охват 2.1. Информационный охват аудитории 2.1.1. Количество студентов, подписанных на официальные студенческие группы в соцсетях
2.1.2. Доля студентов по индикатору 2.2.1 к общему числу обучающихся
2.1.3. Количество позитивных откликов до мероприятия (лайки, репосты и комментарии)
3. Финансовое обеспечение мероприятия 3. 1 .Расходы на реализацию мероприятия 3.1.1. Сумма расходов на 1 участника мероприятия
4. Динамика активности участников мероприятия 4.1. Увеличение социальной активности обучающихся по сравнению с прошедшим годом 4.1.1. Доля студентов, принявших участие в мероприятиях по итогам года по сравнению с предыдущим периодом
Продолжение таблицы 1
№ Критерии Показатели Индикаторы
КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
5. Статус мероприятия 5.1 Уровень мероприятия (международное, всероссийское и т. д.) 5.1.1. Количество стран, регионов, участвующих в мероприятии
5.1.2. Наличие региональных и других этапов
6. Организационный уровень мероприятия 6.1. Организационная поддержка 6.1.1. Количество организаций-партнеров
6.2. Инициатор мероприятия 6.2.1. Инициатор проведения мероприятия (руководство или студенческая организация)
7. Информационный охват 7.1 Информационная доступность 7.1.1. Наличие информации на сайте организации, проводящей мероприятие
7.1.2. Наличие сайта (страницы в социальных сетях) мероприятия
7.1.3. Наличие уникального хештега
7.1.4. Наличие информации о мероприятии в официальных студенческих группах в соцсетях и студенческих медиа
7.1.5 Наличие видеозаписи и/или фотоотчета в соцсетях
8. Формат мероприятия 8.1. Форма мероприятия 8.1.1 .Вид мероприятия
9. Направление мероприятия 9.1. Направленность мероприятия в рамках воспитательной работы образовательной организации 9.1.1 Соответствие реализованных целей и задач мероприятия задачам направления, к которому относится мероприятие
10. Результативность 10.1. Компетенции, вырабатываемые в ходе мероприятия 10.1.1. Описание планируемого социального эффекта по результатам мероприятия
11. Качество мероприятия 11.1 Удовлетворенность мероприятием 11.1.1. Тональность реакции в социальных сетях (комментарии) по итогам мероприятия
11.1.2. Наличие публикаций студентов о мероприятии с использованием уникального хештега
11.1.3. Оценка участниками качества проведения мероприятия (по результатам социологического экспресс-опроса)
Как показали результаты проведенного мониторинга за 2016-2017 годы, особую проблему образовательные организации испытывают в сфере информационного сопровождения проводимой воспитательной работы, в связи с чем именно на эти критерии был сделан большой акцент в этой системе [5]. В данной таблице приведена базовая часть системы показателей, относящаяся в основном к внутривузовским и межвузовским мероприятиям. Приведенная система показателей рассчитана по применение всех трех групп показателей: статистических данных, прямых и косвенных индикаторов и социологических замеров, тогда как каждая из приведенных групп в отдельности охватывает только часть разработанной системы показателей. Включение целевых показателей продиктовано необходимостью включения в понятие эффективности таких важных составляющих, как результативность этих мероприятий и затраченные на их реализацию ресурсы. Организация и проведение социологических исследований, изучающих удовлетворенность студентов качеством реализуемых проектов, позволит не только повысить эффективность мероприятий, но и увеличить включенность обучающихся в воспитательный процесс.
Предложенная модель мониторинга доказала свою эффективность по итогам анализа деятельности образовательных организаций по проведению мероприятий в области молодежной политики, дополнительного образования и формирования здорового образа жизни по итогам 2016-2017 учебного года.
Литература
1. Гневашева В. А., Фальковская К. И. Эффективность молодежной политики: проблема определения критериев (результаты экспертного опроса) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». -2011. - № 6. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Gnevasheva~Falkovskaia_Youth_Policy_ Efficiency/, свободный. - Загл. с экрана.
2. Доклад о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации «Молодежь и молодежная политика в России в контексте глобальных тенденций» //РО-СМЕТОД [Электронный ресурс]. Режим доступа: rosmetod.ru/files/docx/2015/08/05/22-16-44-doklad.docx (дата обращения: 03.09.2018), свободный. - Загл. с экрана.
3. Зеленин А. А. Критериальная модель оценки эффективности молодежной политики // Электронная библиотечная система АлтГТУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://new.elib.altstu.ru/ journals/Files/pv2006_03_2/pdf/090zele.pdf (дата обращения: 05.09.2018) , свободный. - Загл. с экрана.
4. Казакова Е. О., Куликов С. П., Новиков С. В. Молодежная политика вузов: проблемы целеполагания и оценки результатов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. -№ 11. - С. 35-39.
5. Оценка эффективности реализуемых программ и проектов в области молодежной политики дополнительного образования детей, формирования здорового образа жизни в образовательных организациях: отчет о НИР (заключ.) // МАИ (НИУ); рук. Новиков С. В., исполн. Казакова Е.О. [и др.]. - М., 2017. - 500 с. - № 27.4341.2017/НМ.
6. Просвирина Н. В., Тихонов А. И., Новиков С. В. «Воспитание студенческой молодежи в контексте культурного развития личности» //Московский экономический журнал. - 2018. - № 3. - С. 52-62.
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.14 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Dmitriev O. N., Novikov S. V. Economic Assessment of Federal Scientific Programs. Russian Engineering Research. 2018. 38(4). P. 326329.
8. Kanashchenkov A. I., Matveev A. M., Minaev E. S., Novikov S. V. New Generation Compact Integrated Radar Systems for Aerial Vehicles. Russian Aeronautics. 2017. 60(4). P. 647-652.
9. Kraev V. M., Tikhonov A. I., Novikov S. V. Economic Conversion in the Aviation Industry. Russian Engineering Research. 2018. 38(4). P. 330-333.
10. Mindlin Y. B., Novikov S. V., Kireev S. V., Adamenko A. A., Belitskaya O. V. Innovative territorial clusters. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. 6(8Special Issue). P. 251-256.
11. Mitrofanova S. V., Demjanchenko N. V., Novikov S. V., Rudakova O. V., Shmanev S. V. The role and characteristics of the enterprises' working conditions before and after the transition to market relations: A view from macroeconomic perspective. International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. 15 (13). P. 63-72.
12. Nedelkin A. A., Novikov S. V., Titov V. A., Mikhailova AV., Popova L. N. Development of human resources of agro-industrial complex. Journal of Applied Economic Sciences. 2017. 12(7). P. 1932-1942.
13. Nikolaevich D. O., Vyacheslavovich N. S. Conception of managing of fuzzy-institutional meso-level organizational separations in a context of product projects internationalization. European Research Studies Journal. 2017. 20(4). P. 277-289.
14. Novikov S. V. Russian Support for Innovation and Export Growth. Russian Engineering Research. 2018. 38 (4). P. 305-308.
15. Novikov S. V. Strategic Analysis of the Development of High-Technology Manufacturing Facilities. Russian Engineering Research. 2018. 38(3). P. 198-200.
16. Novikov S. V., Dmitriev O. N. Vision of Genesis of Presentation of Hi-Tech Project during Competitive Selection. Russian Engineering Research. 2018. 38(4). P. 320-322.
17. Novosadov S. A., Burtseva T. A., Repetskaia N. V., Novikov S. V. The formation prospects of the command culture of the organization management thinking in the new paradigm of social and economic development of the society. Journal of Applied Economic Sciences. 2017. 12(7). P. 1996-2002.
18. Sozinova A. A., Novikov S. V., Kosnikov S. N., Nemchenko G. I., Alenina E. E. Peculiarities of isolated clusters operation. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. 6(8Special Issue). P. 19-23.
19. Zolotukhina E. B., Bakharev V. V., Kapustina I. V., Novikov S. V., Lygina N. I. Sales management of the chain retail establishments. International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. 15 (11). P. 19-27.
References:
1. Assessment of efficiency of the realized programs and projects in the field of youth policy of additional education of children, formations of a healthy lifestyle in the educational organizations: report on research (final)//MAI (NIU); head Novikov S. V., implementer Kazakova E. O. [etc.]. M, 2017. 500 P. No. 27.4341.2017/ HM.
2. Dmitriev O. N., Novikov S. V. Economic Assessment of Federal Scientific Programs. Russian Engineering Research. 2018. 38(4). P. 326-329.
3. Gnevasheva V. A., Falkovsky K. I. Effektivnost of youth policy: problem of determination of criteria (results of expert poll) // Information humanitarian portal «Knowledge. Understanding. Ability». 2011. No. 6. [An electronic resource]. Access mode: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Gnevasheva ~ Falkovskaia_Youth_Policy_ Efficiency/, free. Heading from the screen.
4. Kanashchenkov A. I., Matveev A. M., Minaev E. S., Novikov S. V. New Generation Compact Integrated Radar Systems for Aerial Vehicles. Russian Aeronautics. 2017. 60(4). P. 647-652.
5. Kazakova E. O., Kulikov S. P., Novikov S. V. Youth policy of higher education institutions: problems of goal -setting and assessment of results // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2017. No. 11. P. 35 -39.
6. Kraev V. M., Tikhonov A. I., Novikov S. V. Economic Conversion in the Aviation Industry. Russian Engineering Research. 2018. 38(4). P. 330-333.
7. Mindlin Y. B., Novikov S. V., Kireev S. V., Adamenko A. A., Belitskaya O. V. Innovative territorial clusters. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. 6(8Special Issue). P. 251-256.
8. Mitrofanova S. V., Demjanchenko N. V., Novikov S. V., Rudakova O. V., Shmanev S. V. The role and characteristics of the enterprises' working conditions before and after the transition to market relations: A view from macroeconomic perspective. International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. 15(13). P. 63-72.
9. Nedelkin A. A., Novikov S. V., Titov V. A., Mikhailova A. V., Popova L. N. Development of human resources of agro-industrial complex. Journal of Applied Economic Sciences. 2017. 12(7). P. 1932-1942.
10. Nikolaevich D. O., Vyacheslavovich N. S. Conception of managing offuzzy-institutional meso-level organizational separations in a context of product projects internationalization. European Research Studies Journal. 2017. 20(4). P. 277-289.
11. Novikov S. V. Russian Support for Innovation and Export Growth. Russian Engineering Research. 2018. 38 (4). P. 305-308.
12. Novikov S. V. Strategic Analysis of the Development of High-Technology Manufacturing Facilities. Russian Engineering Research. 2018. 38(3). P. 198-200.
13. Novikov S. V., Dmitriev O. N. Vision of Genesis of Presentation of Hi-Tech Project during Competitive Selection. Russian Engineering Research. 2018. 38(4). P. 320-322.
14. Novosadov S. A., Burtseva T. A., Repetskaia N. V., Novikov S. V. The formation prospects of the command culture of the organization management thinking in the new paradigm of social and economic development of the society. Journal of Applied Economic Sciences. 2017. 12(7). P. 1996-2002.
15. Prosvirina N. V., Tikhonov A. I., Novikov S. V. «Education of student's youth in the context of cultural development of the personality» // Moscow economic magazine. 2018. No. 3. P. 52-62.
16. Sozinova A. A., Novikov S. V., Kosnikov S. N., Nemchenko G. I., Alenina E. E. Peculiarities of isolated clusters operation. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. 6(8Special Issue). P. 19-23.
17. The order of the Government of the Russian Federation of 29.11.14 of № 2403-p «About the statement of Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation until 2025».
18. The report on position of youth and realization of the state youth policy in the Russian Federation «Youth and youth policy in Russia in the context of global tendencies» // ROSMETOD [An electronic resource]. Access mode: rosmetod.ru/files/docx/2015/08/05/22-16-44-doklad.docx (date of the address: 03.09.2018), free. Heading from the screen.
19. Zelenin A. A. Criteria model of assessment of efficiency of youth policy // Electronic library ALTGTU [An electronic resource]. Access mode: http://new.elib.altstu.ru/journals/Files/pv2006_03_2/pdf/090zele.pdf (date of the address: 05.09.2018), free. Heading from the screen.
20. Zolotukhina E. B., Bakharev V. V., Kapustina I. V., Novikov S. V., Lygina N. I. Sales management of the chain retail establishments. International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. 15(11). P. 19-27.