ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ECONOMIC THEORY
Анализ подходов к студенческому самоуправлению и критерии его эффективности в
вузе
Analysis of approaches to student self-governance and criteria of its efficiency in the
university
I i (" МОСКОВСКИЙ mm ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 4jl ЖУРНАЛ
УДК 37.013 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10088 Сергей Павлович Куликов,
к.с.н., заведующий кафедрой «Государственное управление и социальные технологии» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», (e-mail: [email protected])
Сергей Вячеславович Новиков, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономическая теория» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», (e-mail: [email protected])
Наталья Викторовна Просвирина, к.э.н., старший преподаватель кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», (e-mail: [email protected]) Sergey P. Kulikov,
candidate of sociological sciences, head of the department «Public administration and social technologies» Moscow aviation institute (national research university), (e-mail: [email protected]) Sergey V. Novikov,
candidate of economic sciences, associate professor, head of the department «Economic theory» Moscow aviation institute (national research university), (e-mail: [email protected]) Natalya V. Prosvirina,
candidate of economic sciences, senior lecturer of the department «Personnel Management» Moscow aviation institute (national research university), (e-mail: [email protected]) Аннотация: В настоящее время изменения системы российского образования подталкивают к усовершенствованию системы студенческого самоуправления, что становится приоритетным в вопросе воспитания и подготовки будущих специалистов.Целью данного исследования является анализ подходов к студенческому самоуправлению и критериев его эффективности в вузе. Для этого в статье решены задачи: проведен анализ определений понятия «студенческое самоуправление», обобщены источники и выделены основные составляющие студенческого самоуправления, выявлены критерии эффективности студенческого самоуправления на основе анализа работ российских ученых, проанализированы критерии, показатели и уровни сформированности личностных качеств студентов. Для этого были использованы методы системного и ситуационного анализа, логических построений, обобщения, аналогий, сравнения, включенных наблюдений. В результате произведено обобщение и освещение проблем и направлений развития студенческого самоуправления и его оценки в высших учебных заведениях.
Summary: At present, changes in the Russian education system are pushing for the improvement of student self-government, which is becoming a priority in the issue of education and training of future specialists. The purpose of this study is to analyze approaches to student self-government and criteria for its effectiveness in a university. For this purpose, the problem is solved in the article: the definitions of the concept of "student self-government" are analyzed, sources are summarized and the main components of student self-government are identified, criteria for the effectiveness of student self-government based on an analysis of the work of Russian scientists are identified, criteria, indicators and levels of formation of students' personal qualities are analyzed. For this, methods of system and situational analysis, logical constructions, generalizations, analogies, comparisons, and included observations were used. As a result, a synthesis and coverage of the problems and directions of development of student self-government and its assessment in higher education institutions was made.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, критерии эффективности студенческого самоуправления, подходы к студенческому самоуправлению, личностные качества студентов, деятельность студентов.
Keywords: student self-government, criteria for the effectiveness of student self-government, approaches to student self-government, personal qualities of students, student activities.
Сегодня обязательными условиями для подготовки будущего профессионала в высших учебных заведениях РФ являются: содействие студенческому самоуправлению администрацией вузов, определение наиболее приоритетных задач, которые ставит государство по отношению к студентам, реализация государственной программы в сфере молодежной политики и молодежного самоуправления.
В связи с тем, что студенческое самоуправление имеет высокую значимость и относится к приоритетным направлениям, в настоящее время необходимо создание и внедрение новых подходов его развития, связанных с подготовкой молодых востребованных специалистов, которые обладают определенным набором профессиональных компетенций и личностных качеств, для формирования у них личностных, организаторских и иных навыков, которые являются фундаментальными.
В современной научной литературе представлены разные подходы к определению сущности понятия «студенческое самоуправление».
Таблица 1. Анализ определений понятия «студенческое самоуправление»
Автор Определение
Помелова H.A. «Студенческое самоуправление как социальный институт» Социальный институт, обеспечивающий целостность общественного организма, выявление интересов и воли различных общностей участие всех слоев и групп в осуществлении власти, принятии управленческих решении и их реализации. [31
Сырцова Е.Л. «Студенческое самоуправление как фактор развития автономности студентов» Целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом н своей жизнедеятельностью в нем через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления - на всех уровнях управления вузом, в том числе самоуправления в общежитиях, а также общественных студенческих организациях по интересам. [9]
Далоев А. «Студенческое самоуправление как площадка для развития будущих лидеров» Специфический воспитательный механизм, основанный на свободе волеизъявления н осознанном желании молодежи работать над самосовершенствованием. Работая в организованном студенческом коллективе, молодой человек учится быть самостоятельным, принимать решения. Такая практика деятельности создает условия для вступления студентов ео взрослую жизнь. [101
Колмогорова О А. «Студенческое самоуправление в вузе как средство профессионального становления личности специалиста» Форма организации студенческого коллектива, обеспечивающая студентам право на самостоятельное руководство своей деятельностью, содержание которого составляют разработка, принятие и осуществление собственных решении по реализации разных направлений своей жизни и деятельности в процессе профессиональной подготовки в вузе. [2]
Петрова С.С. «Студенческое самоуправление как педагогический и социальный феномен» Студенческое самоуправление представляет собой одну из подсистем воспитательного процесса вуза, обеспечивающую личностное саморазвитие будущего специалиста на основе индивидуального творческого подхода, свободного выбора субъектной позиции, добровольного принятия жизненных ценностей и приоритетов. [11]
Большинство авторов научных статей и диссертаций на тему студенческого самоуправления ссылаются на следующие документы:
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 15-52-468/15-01-21 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации»
- О деятельности органов студенческого самоуправления и их роль в организации образовательного процесса: резолюция от 17.11.2006 // Официальные документы в образовании. - 2006. - № 36
- О примерном положении о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования: от 10.10.2006 № АФ - 234/06 // Официальные документы в образовании. - 2006. - № 30.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 года N ВК-264/09 «О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях»
Обобщение этих источников дает полную картину для понимания целей, функций и принципов студенческого самоуправления.
Студенческое самоуправление принято рассматривать как:
1. Целенаправленная деятельность студентов.
2. Форма воспитательной работы.
3. Форма молодежной политики РФ.
Анализ современных исследований по проблемам студенческого самоуправления позволяет обозначить две его важнейшие функции:
- обеспечение эффективной работы всех коллективов образовательного учреждения с учетом интересов студентов;
- приобретение навыков управленческой деятельности студентами, что подготовит их к будущему продуктивному участию в управлении собственной и общественно-производственной деятельностью. [1]
В результате изменения личности студента, условий вуза, реформ образования требуется выявить критерии эффективности студенческого самоуправления, которые помогут структурировать всю систему студенческого самоуправления на разных уровнях. С помощью данных критериев можно выявить проблемы и слабые места, разработать рекомендации по корректировке существующей модели студенческого самоуправления вуза и сформировать определенный набор инструментов для создания эффективного самоуправления.
Оценку эффективности работы совета обучающихся должны давать, в первую очередь, сами обучающиеся и администрация образовательной организации, однако
представляется целесообразной разработка некой формы для самообследования совета обучающихся.
Рассмотрим критерии эффективности студенческого самоуправления в вузе на основе анализа научных работ на данную тему (Таблица 2).
Тайлица 2. Анализ критериев эффективности студенческого самоуправления
Е вузе
Автор Выделенные критерии
Матернигти V Всероссийской: школы тренеров студенческой молодежи [2326 апреля 2017 года, Тверь), д кл а дч из: Ы ат Еиенко Е.Б. Модель «РОМБ», предполагавшая 4 основные группы критериев: 1. Разнообразие студенческих объединений [Г5). 2. Ответственность совета. ооучазопзихея за реализацию установленных законодательством полно^сочий (Q). 3- Массовость вовлечения оо^лающихся в деятельность совета обучающесбся 4. Безогсасность и гарантии деятельности совета обучающихся СБ).
Короткие. Л.И. -«С туденче ское самоуправление:. истоки и пер ип а кгнн ь:» Активность н массовость участия студентов е различных мероприятиях; результативность участников конкурсов, соревновании. фесгпвалэй на всех уровнях; иннциэтнвноегь студентов, самостоятельный поиск, новых ферм в неуче б к ой деятельности. [12]
Сырцова Е.Л. -«С туденче ское самоуправление как фактор р азвн гия ав хо к ом к о ст и стгдентовз- Повышение уровня активности каждого студента в различных сферах деятельности! Текущий контроль осуществляется по мере работы на факультетах, промежуточный - по анализу конкретных мероприятий. Итоговый контроль осуществляется по отчетам работы органов студенческого самоуправления га. год. [Р]
Бурякова O.A. « Педаг о r-нч ее гае условия: раЗВИГИЯ СТуДО НЧ еско го само} ир зал е ннл вазе, с реп e i s а подготовки студентае вузов ^ТПЬГфЫ SC HCXVCCTE к профессиональной деза тельно с гн>:- Динамика изменения его субъектов. вклгачазошая в себя такие компоненты, как: уровень сформнровакнасти ЗЕьанин и умении в области студенческого самоуправления; приоритетный стиль субъект-субъектных отношений; уровень развития коммуникативных и организаторских способностей; положительная тенденция в изменении личностного дифференциала и уровень nonr-s тозкы студентов к профессиональной деятельно с ги. [13]
Шакденко H.A., Подзолков В .Г... Кипурова C.tLj, СергееЕ А.Н., Сергеева AJE. «Адаптация студентов □ер Е о го курса Е образовательной среде педагогического вуза (в по ico щь куратору студенческоп группы)» 1. Стабильность и организованность структуры. 2. Способность к максимальной автономии е выполнении п о стаял е иных.»адач_ 3. Конечные результаты деятельности (инициатива. ote е т ст в е кно с ть, общественное самосознание. адаптация к условиям обучения и т. п.). [14]
Воробьева А_С. з: Организация с туд енче ского самомщавления в воспитательной системе педагогического колледжа:-:' Í-. Io-тивапи о нно -ценно с тная н ацр авл е нно сть лично с ги. саморегуляция личности, теоретические знания и практические навыки в области управления социальными органидалнями. самоопределение е организационной структуре студенческого самоуправления, развито сть способностей и качеств личности для организации студенческого самоуправления, наличие педзгогЕгческои поддержки. [lo]
Ботксва Б.ЕС. ^сформирование кзрьерных стратегий молодежи в уело в seas студенческого самоуправления: социально-культурный подход» МотнЕационнын критерии: направленность на познание себя как субъекта профессионализации; направленность на развитие карьерной креативности е процессе с туда нч е с к о го самоупр явления; культурная лотребноегь в совершенствсЕанип навыков по ли субъектного взанмолепствна. Когнитиенып критерий: осознанная установка на изучение прооорнентапнонных методик; карьерная готовность; карьерная ком пе те нтнос ть. Стратегический критерий: установка на планирование профессиональной деятельности; перспективное карьерное мышление: дпоференгсиапиз ц-^лей и задач карьерного самоопределения в соответствии с потребностями современного рынка груда- ■Э м о ци о на льно -к омз суникат нп !чый критерии: соблюдение делового этикета в условиях межличностного взаимодействия; эипатня: стре с с о ус гойчкбо с ть; Критерии с опнально -культур ной активности: включенность е творческие активности органов студенческого самоуправлення; инициативность в проведеьлаи общевузоЕСЯНХ мер о пенят ни:.. "16]
Серова В А. <кС овер шенстбое акне системы студенческого самоуправления в в>"зе» 1. Разнообразие форм студенческого самоуправления. 2. Наличие норматЕЕнно-прзвовон базы, степень знания базы: студентами. 3. Вовлеченность студентов в деятельность студенческого самоуправления. 4. Представительство студентов в органах управления ВУЗом. 5. Наличие системы наставничества 6. Организация и участие студентов в проектной деятельности по улучшению студенческой жизни. 7. Положительное отношение к. студенческому самоуправлению, понимание его значимости и сути. S. Четкая работа каждого элемента системы студенческого самоуправления, наличие коммуникации: внутри, 9. Наличие центров по трудоустройству, организация мероприятий карьерной направленности. [3]
Колмогорова О.А. в качестве критериев оценки эффективности студенческого самоуправления выделяет ряд личностных качеств студентов, которые формируются у
них в процессе участия в студенческом самоуправлении или в качестве организаторов, или в качестве активных участников, и выступают как результат. Из них можно выделить: 1) положительное отношение к деятельности в студенческом самоуправлении; 2) готовность к самодеятельности; 3) организаторские способности; 4) контактность как постоянную готовность к взаимодействию с окружающими людьми (таблица 3). [2]
Таблица 3, Критерии, показатели н уровни сформированное™ личностных качеств студентов - участников
студенческого самоуправления
Критерии Показатели Уровни
Высокий управленческий Средний организаторский Низкий исполи чтельек и й
Положительное отношение к деятельности в студенческом самоуправлении 1. Положительное отношение к процессу деятельности в студенческом самоуправлении Всегда проявляет устойчивый интерес к процессу деятельности в студенческом с амо^ правлении Интерес к процессу деятельности в студенческом самоуправлении проявляется ситуативно Интерес к процессу деятельности в студенческом самоуправлении проявляет редко
2. Положительное отмешен не к результату деятельности в студенческом самоуправлении Всегда адекватно относится к результатам! деятельности в студенческом самоуправлении Не всегда адекватно относится к результатам деятельности в студенческом самоупр авл ении К результатам деятельности в студенческом самоуправлении относится не адекватно
Положительное отношение к условиям деятельности в студенческом самоуправлении Всегда творчески подходит к условиям деятельности в студенческом самоуправлении Творчески подходит к условиям деятельности в студенческом самоуправлении ситуативно Редко способен изменять условия деятельности в студенческом самоуправлении
Готовность к самодеятельности 4. Потребность в самодеятельности как мотивацноннал установка на самостоятельную деятельность Стремление заниматься самостоятельной деятельностью вполне достаточное и проявляется всегда Стремление заниматься самостоятельной деятельностью не вполне достаточное и проявляется ситуативно Стремление заниматься самос тоятельно й деятельностью недостаточное и проявляется только прн стимулировании извне
5. Способность к с ам од еяте льнос ти, выражающаяся в. знаниях о способах самостоятельной деятельности Владеет знаниями о способах самостоятельной деятельности в полной мер«, умеет составить собственную программу деятельности, применяя необходимые знания Владея знаниями о способах самостоятельной деятельности не в полной мере, умеет составить собственную программу деятельности ситуативно, применяя большую часть необходимых знаний Проявляя недостаточное владение знаниями о способах самостоятельной деятельности, умеет составить собственную программу деятельности только при помощи извне, применяя отдельные знания
б. Решимость к самодеятельности как отношение к с амостоятельной деятельности Всегда проявляет положительное отношение и устойчивый интерес к самое тояте льной деятельности безу словно признавая ее абсолютную необходимое ть Проявляет положительное отношение и интерес к самостоятельной деятельности ситуативно, скорее признавая, чем не признавая ее абсолютную необходимость Редко проявляет положительное отношение и интерес к самостоятельной деятельности, показывая индифферентное отношение к ее абсолютной необходимости
Организаторские способности 7. Умение ставить цель деятельности Всегда проявляет "умение самостоятельно ставить цель деятельности Ставит цель деятельности ситуативно Ставит цель деятельности только при помощи извне
В. Умение планировать и проводить дела Всегда самостоятельно планирует, разрабатывает и проводит дело Иногда планирует, разрабатывает и проводит дело при помоши извне Планирует, разрабатывает и проводит дело только при стимулировании извне
9. Умение заинтересовать и организовать сту дентов на деятельность Умение заинтересовать и организовать студентов на деятельность проявляется всегда к в полной мере Умение заинтересовать и организовать студентов иа деятельность проявляется часто Умение заинтересовать н организовать студентов на деятельность проявляется только прн стимулировании извне
Контактность как постоянная готовность к взаимодействию с окружающими людьми 10- Умение убеждать объяснять, аргументированно доказывать свою точку зрения Умение убеждать, объяснять, аргументированно доказывать свою точку зрения проявляется всегда и в полной мере Умение убеждать, объяснять, аргументированно доказывать свою точку зрения проявляется часто Умение убеждать, объяснять, аргументированно доказывать свою точку зрения проявляется только прн стимулировании извне
11. Умение терпеливо слушать, не навязывая своих решений Умение терпеливо слушать, не навязывая своих решений, проявляется всегда и в полной мере Умение терпеливо слушать, не навязывая своих решений, проявляется часто Умение терпеливо слушать, не навязывая своих решений, проявляется только прн стимулировании извне
12 Владение различными формами общения Владеет различными формами общения в полной мере Владеет различными формами общения не в полной мере Проявляет недостаточное владение различными формами общения
13. Умение принимать позиции и мнения коллег (в том числе и оппонентов) Умение принимать позиции к мнения коллег (в том числе н оппонентов) проявляется всегда и в полной мере Умение принимать позиции и мнения коллег (в том числе н оппонентов) проявляется часто Умение принимать позиции и мнения коллег (в том числе и оппонентов) проявляется только при стимулировании извне
Период студенчества важный в становлении личности будущего профессионала. Для студента характерны поиск себя, своей жизненной позиции, стремление к самостоятельности и самореализации, наличие большого количества эмоциональных переживаний. Так же на данном этапе формируется целостное мировоззрение. [3]
Также, являясь активным участником студенческого самооуправления, посредством организованной продуктивной деятельности его участники приобретают необходимые ключевые компетенции, что позволяет быть мобильным и востребованным специалистом в рыночной экономике. [1]
Поэтому вопрос эффективного развития студенческого самоуправления в вузах становится все более актуальным и требует новых подходов к его совершенствованию.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что правильно рассмотренные критерии оценки эффективности деятельности органов студенческого самоуправления позволяют проводить действенный контроль их деятельности и способствуют созданию конкурентных условий для дальнейшего развития организации.
Список литературы
1. Артюхов М.В., Миронова Т.Н. Теоретические и содержательные подходы к студенческому самоуправлению // Вестник КемГУ. 2011. №№ 2 (46). С. 58-63.
2. Колмогорова О.А. Студенческое самоуправление в вузе как средство профессионального становления личности специалиста: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск, 2007. 182 с.
3. Серова В.А. Совершенствование системы студенческого самоуправления в вузе // Электронная библиотека УрГПУ URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9746/2/Serova.pdf (дата обращения: 01.10.2019).
4. Казакова Е.О. Молодежная политика вузов: проблемы целеполагания и оценки результатов/Е.О. Казакова, С.П. Куликов, С.В. Новиков//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 11. С. 35-39.
5. Куликов С.П. Студенческое самоуправление в новой России: история развития и современное состояние в контексте политической социализации молодежи./С.П. Куликов//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. - Вопросы теории и практики, 2011. -№ 8-1. -С. 117120.
6. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Сорокин А.Е. Мониторинг эффективности реализуемых программ и проектов в области молодежной политики в российских образовательных организациях // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 10 (96). С. 76-83.
7. Просвирина Н.В., Тихонов А.И., Новиков С.В. Воспитание студенческой молодёжи в контексте культурного развития личности // Московский экономический журнал. 2018. № 3. С. 52.
8. Помелова Н.А. Студенческое самоуправление как социальный институт: дис. канд. соц. наук: 22.00.04. Саранск, 2006. 171 с.
9. Сырцова Е.Л. Студенческое самоуправление как фактор развития автономности студентов // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 7. С. 77-79.
10. Далоев А. Студенческое самоуправление как площадка для развития будущих лидеров // Проза.ру URL: https://www.proza.ru/2012/06/21/962 (дата обращения: 05.10.2019).
11. Петрова С.С. Студенческое самоуправление как педагогический и социальный феномен // Образование и наука. 2010. №№3 (71). С. 77-85.
12. Коротких Л.И. Студенческое самоуправление: истоки и перспективы [Текст] / Среднее профессиональное образование. 2009. №11. С.39-42.
13. Бурякова О.А. Педагогические условия развития студенческого самоуправления как средства подготовки студентов вузов культуры и искусств к профессиональной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Белгород, 2008. 25 с.
14. Шайденко Н. А. Адаптация студентов первого курса в образовательной среде педагогического вуза (в помощь куратору студенческой группы): учебное пособие / Н.А. Шайденко, В.Г. Подзолков, А.Н. Сергеев, С.Н. Кипурова, А.В. Сергеева, Д.В. Малий. -Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. - 110 с.
15. Воробьева А.С. Организация студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2005. 186 с.
16. Боткова В.К. Формирование карьерных стратегий молодежи в условиях студенческого самоуправления: социально-культурный подход // Вестник Тамбовского университета. 2017. №Т. 22. Вып.4 (168). С. 49-52.
References
1. Artyukhov M.V., Mironova T.N. Theoretical and substantial approaches to student self-government // Bulletin of KemSU. 2011. № 2 (46). P. 58-63.
2. Kolmogorova O.A. Student self-government at a university as a means of professional development of a specialist's personality: dis. Cand. ped Sciences: 13.00.08. Magnitogorsk, 2007. P.182
3. Serova V.A. Improving the system of student self-government at the university // Digital library of Ural State Pedagogical University URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9746/2/Serova.pdf (accessed: 01.10.2019).
4. Kazakova E.O. Youth policy of universities: problems of goal-setting and evaluation of results / E.O. Kazakova, S.P. Kulikov, S.V. Novikov // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. № 11. P. 35-39.
5. Kulikov S.P. Student self-government in the new Russia: the history of development and the current state in the context of the political socialization of youth. / S.P. Kulikov // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. - Questions of theory and practice, 2011.-№ 8-1. -P. 117-120.
6. Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V., Sorokin A.E. Monitoring the effectiveness of ongoing programs and projects in the field of youth policy in Russian educational organizations // Regional problems of economic transformation. 2018. № 10 (96). P. 76-83.
7. Prosvirina N.V., Tikhonov A.I., Novikov S.V. Education of student youth in the context of the cultural development of the individual // Moscow Economic Journal. 2018. № 3. P. 52.
8. Pomelova N.A. Student government as a social institution: dis. Cand. social Sciences: 22.00.04. Saransk, 2006. P. 171.
9. Syrtsova E.L. Student self-government as a factor in the development of student autonomy // Modern high technology. 2007. № 7. P. 77-79.
10. Daloev A. Student self-government as a platform for the development of future leaders // Proza.ru URL: https://www.proza.ru/2012/06/21/962 (date of treatment: 05.10.2019).
11. Petrova S.S. Student self-government as a pedagogical and social phenomenon // Education and Science. 2010. № 3 (71). P. 77-85.
12. Korotkikh L.I. Student Self-Government: Origins and Prospects [Text] / Secondary vocational education. 2009. № 11. P.39-42.
13. Buryakova O.A. Pedagogical conditions for the development of student self-government as a means of preparing university students of culture and the arts for professional activities: abstract dis. Cand. ped Sciences: 13.00.08. Belgorod, 2008. P. 25.
14. Shaydenko N. A. Adaptation of first-year students in the educational environment of a pedagogical university (to help the curator of the student group): a training manual / N.A. Shaydenko, V.G. Podzolkov, A.N. Sergeev, S.N. Kipurova, A.V. Sergeeva D.V. Maliy. - Tula: Publishing house of TulSU, 2015. P.110.
15. Vorobyova A.S. The organization of student self-government in the educational system of a pedagogical college: dis. Cand. ped Sciences: 13.00.08. Chelyabinsk, 2005. P. 186.
16. Botkova V.K. The formation of career strategies of youth in student self-government: a socio-cultural approach // Bulletin of the Tambov University. 2017. № T. 22. Iss. 4 (168). P. 4952.