УДК 378 ББК 74.480
О.А. Колмогорова, Т.Ф. Орехова, Л.Я. Доцоев
критериальный подход к оценке студенческого самоуправления
В статье представлены апробированные в педагогической практике основания для разработки критериев оценки эффективности студенческого самоуправления в вузе на примере профессиональной подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование».
Ключевые слова: самоуправление, студенческое самоуправление, критерии оценки, педагогическое образование, профессиональная подготовка в вузе.
O.A. Kolmogorova, T.F. Orehova, L.Ya. Dotsoev
criteria approach to the assessment of student self-management
The article presents a proven teaching practice base for the development of criteria for evaluating the effectiveness of student self-management in high school on an example of training students in the areas of teacher education.
Key words: self-management, student seld-management, evaluation criteria, teacher education, professional training in high school.
Организация студенческого самоуправления в современных образовательных организациях высшего профессионального образования является одной из важных проблем профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации. Это обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее ФГОС) к выпускникам: быть самостоятельной, самоорганизующейся личностью и обладать не только знаниями в области своей профессиональной деятельности, но и организаторскими умениями, которые являются, с одной стороны, неотъемлемым результатом вузовской подготовки, а с другой стороны, важнейшим условием эффективной самореализации человека в жизни. Выполнение этих требований, отраженных в таких компетенциях, как готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами
(ПК-6); способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7), обеспечивается активным включением студентов в деятельность по линии студенческого самоуправления. При этом закономерно встает проблема оценки качества этой деятельности как одного из направлений профессиональной подготовки студентов в вузе.
В качестве исходных положений для разработки критериев оценки студенческого самоуправления мы определили: 1) характеристику профессиональных качеств личности учителя, которые представлены в различных профессиограм-мах учителя, 2) педагогические способности; 3) направленность личности; 4) педагогическую деятельность, в рамках которой проявляются и развиваются профессиональные качества, педагогические способности и направленность личности.
Характеристика профессиональных качеств личности учителя как первое исходное положение для разработки критериев оценки эффективности студенче-
ш
ф
о ^
о
о;
го ш о
X ф
о
о <
о
ского самоуправления подробно описана в ранее опубликованной статье [10] с таким же названием.
В качестве второго исходного положения выступают педагогические способности, которые, с одной стороны, включаются в состав профессиональных качеств личности педагога, но, с другой стороны, выделяются из них, так как связаны с особым уровнем педагогической деятельности - педагогическим мастерством учителя. Согласно общепринятой в науке точке зрения, педагогическая деятельность представляет собой органическое единство двух составляющих, одна из которых, условно говоря, объективная - это рациональные технологии, на которых данная деятельность построена, а вторая - субъективная - искусство, которое определяется совокупностью личностных качеств учителя и уровнем его педагогического мастерства. В науке «способность» в своем первом значении трактуется как «природная одаренность, талантливость», во втором же - «это умение, а также возможность производить какие-нибудь действия». Можно сделать вывод, что любые способности человека (включая педагогические), прежде всего, заданы прирожденно (по В.И. Гарбузову [3], инстинктом доминирования, лидерства), а с другой стороны, формируются и развиваются в процессе целенаправленной и сознательно активной деятельности человека в ходе приобретения им соответствующего образования.
Согласно сложившейся в педагогической науке классификации, мы выделяем семь видов педагогических способностей: организаторские, дидактические, перцептивные, коммуникативные, суггестивные, исследовательские, научно-познавательные, которые выступают показателями оценки педагогических способностей и по уровню развития которых устанавливается результативность студенческого самоуправления по данному критерию. В качестве признаков при таком подходе выступают соответствующие умения учителя в их качественном и количественном проявлении.
Так, организаторские способности проявляются в умениях учителя: сплачивать
учащихся, занимать их и распределять обязанности согласно индивидуальным особенностям и возможностям каждого, планировать работу, стимулировать ее протекание и подводить итоги по результатам проделанной работы. Дидактические способности включают умения, связанные с процессом преподавания, а именно: умение подбирать учебный материал и сопровождающие его адекватные средства обучения (наглядность, оборудование и т. п.); доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно излагать этот материал; стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей учащихся, стимулировать повышение их учебно-познавательной активности. Перцептивные способности отражают умение педагога проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики с тем, чтобы учитывать все это при организации процесса обучения.
Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, с их родителями, с коллегами и с руководителями учебного заведения. Это одна из важнейших групп способностей, так как сегодня уже всеобще признанным и доказанным является факт отрицательного влияния негативных отношений между всеми субъектами образовательного процесса (учителями, учащимися и их родителями), прежде всего, на их здоровье и, как следствие, на качество образования и, более того, жизни учащихся.
Суггестивные способности дают представление об эмоционально-волевом влиянии учителя на обучаемых. Теоретическим основанием для введения этих способностей в состав общих педагогических способностей учителя является, на наш взгляд, экспериментально обнаруженный К. Изардом [7] принцип эмоционального заражения, то есть наличие у людей практически неуправляемой реакции на эмоциональное состояние окружающих людей. Следовательно, суггестивные способности учителя - это психологический феномен, которой мо-
жет оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на учащихся.
Современные требования к образованию на разных уровнях послужили основанием для включения в содержание педагогических способностей исследовательских способностей, отражающих умение учителя познавать и объективно оценивать педагогические ситуации и процессы. Именно эти способности (базирующиеся на так называемом исследовательском инстинкте, который, как доказал В.И. Гарбузов [3], является присущей человеку врожденной программой поведения, определяющей его ценностно-ориентационную деятельность) выступают основой и своеобразным регулятором педагогического творчества учителя как умения импровизировать педагогические ситуации и адекватные выходы из них, а также изучать учащихся с разных сторон и коррелировать полученные результаты с соответствующими образовательными задачами.
И, наконец, научно-познавательные способности сводятся к умению учителя усваивать научные знания в избранной области профессиональной деятельности и составляют основу его непрерывного самообразования и профессионального роста. Именно этот вид способностей служит, по нашему мнению, гарантией того, что учитель никогда не станет «тормозом» на пути развития своих учеников.
Следует отметить, что в группе педагогических способностей особое значение придаем организаторским способностям, которые, по сути, представляют собой структурный компонент управленческой деятельности. Такой подход дает нам право в содержание организаторских способностей студентов включить множество умений, связанных с организацией как их собственной деятельности, так и деятельности других людей. Это умения: ставить цель и определять оптимальные, адекватные и рациональные пути ее достижения; проектировать и конструировать организуемые процессы; изыскивать резервы для повышения эффективности организуемого дела, стимулировать деятельность других, возбуждая их интерес и познавательную активность,
и многое другое. При этом все организаторские умения базируются на таких личностных качествах организатора, как трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, настойчивость, стремление к систематическому и планомерному повышению своего профессионального уровня и качества своей деятельности и т. д. Формирование у студентов педагогических способностей происходит как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, в качестве одной из форм которого выступает студенческое самоуправление, позволяющее включить в активную организаторскую деятельность всех студентов и тем самым стимулировать развитие у них организаторских способностей.
Третье исходное положение - три вида направленности личности учителя: социально-нравственная, профессионально-педагогическая и познавательная. Одним из основных показателей социально-нравственной направленности личности учителя является его идейная убежденность, определяющая все другие свойства и характеристики личности в границах данной направленности, а именно: его социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности.
Профессионально-педагогическая направленность в структуре личности учителя составляет тот каркас, вокруг которого, по мнению многих педагогов, компонуются основные профессионально значимые свойства его личности: 1) интерес к профессии учителя, выражающийся в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, к педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями; 2) педагогическое призвание как основополагающее качество, выступающее предпосылкой самосовершенствования учителя, целенаправленного саморазвития таких его профессионально значимых качеств, как педагогический долг, и высшим проявлением которого является самоотверженность, может выступать жизнь и деятельность
X
ф
^
ш
го ^
с
>.
о
го о
о ¡£
о ф
т
X
ф
ф
X
ф
^
о о
X
ч о с
.0 X .0 с;
го ф
I-
m
ф
о ^
о d
к
HB
CO
о
X
Ф ^
о
о <
о
таких педагогов-мыслителей и практиков, как А.С. Макаренко и В.А. Сухомлин-ский. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования -жизнь и подвиг Я. Корчака), ответственность и авторитетность, педагогический такт и педагогическая справедливость; 3) профессионально-педагогические намерения и склонности.
И, наконец, основу познавательной направленности личности учителя составляют его духовные потребности и интересы. При этом одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей учителя считается потребность в знаниях как основополагающая предпосылка непрерывности педагогического самообразования, представляющего собой необходимое условие профессионального становления и совершенствования учителя.
Направленность личности учителя отражают также четыре его важнейшие профессионально значимые качества как человека, работающего в сфере профессий «человек-человек»: наблюдательность как способность замечать все педагогически ценные моменты окружающей педагогической действительности, включая внутреннее состояние учащихся; контактность как готовность принять любого ученика таким, каков он есть в реальности, как готовность вступить с ним в общение, невзирая на какие бы то ни было проявления в его поведении (в том числе и негативные); внутренняя психоэмоциональная уравновешенность, которая возможна только в том случае, если учитель обладает истинной любовью к детям и может выражать свое отношение к их поступкам, сохраняя абсолютный внутренний покой и понимая, что дети, как пишет Т.Ф. Орехова [11], имеют право на детское поведение; креативность как способность учителя к педагогическому творчеству, источником которой является прирожденно свойственная человеку творческая сущность.
В качестве четвертого исходного положения выступает педагогическая деятельность в единстве ее содержательной и процессуальной сторон. В современной педагогической науке существуют раз-
личные взгляды на проблему педагогической деятельности учителя, анализ которых позволяет выделить в структуре деятельности учителя пять функциональных компонентов: гностический или когнитивный (объем необходимых и достаточных педагогу знаний: преподаваемого учебного предмета или предметов, способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся и самопознания), проектировочный (представление учителя о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения), конструктивный (процесс моделирования педагогом собственной деятельности и возможной активности учащихся с учетом актуальных и перспективных ближних целей обучения и воспитания), коммуникативный (особенности взаимодействия учителя с учащимися и педагогического общения), организаторский или управленческий (умение педагога управлять собственной деятельностью, а также стимулировать деятельностную активность учащихся). Интересно отметить, что эффективность педагогической деятельности учителя напрямую зависит, как отмечает Н.П. Аникеева, от уровня его психологической культуры, которую можно свести к следующим трем компетенциям: 1) разбираться в других людях, включая учеников, и верно оценивать их психологию; 2) адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние; 3) выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который лучшим образом отвечал бы их индивидуальным особенностям [2, с. 62].
О значимости организаторского компонента педагогической деятельности говорят многие исследователи. Так, В.Д. Иванов считает, что для того, чтобы грамотно руководить коллективом, надо много знать и уметь, иначе говоря, быть компетентным. Компетентность предполагает овладение необходимыми знаниями: о закономерностях и особенностях процесса управления, его этапах, правах и обязанностях органов самоуправления и отдельных его членов; минимум сведений из области психологии (индивидуальные особенности людей, закономерности
общения, психология коллектива, самооценка и уровень притязаний, пути укрепления авторитета и т. д.); знание основных нормативных документов. В число умений, необходимых организатору, входят и такие, как умение вести дискуссию, планировать работу, распределять поручения, анализировать результаты своей деятельности и т. п. [6, с. 114].
Кроме вышеобозначенных исходных положений для разработки критериев оценки эффективности студенческого самоуправления, мы опирались еще на два. Первое - это модель человека, разработанная В.С. Кукушиным на основе «моделей человека культуры» Платона и Конфуция: это присущие человеку глубокое и длительное образование; развитые способности; истинная нравственность в поступках и жизни; забота о своей закалке и физическом здоровье; умение управлять людьми, а также духовность (в смысле религиозности) и актуальный для современности компонент - профессиональная подготовленность. Второе -это наработки педагогической науки и практики по проблеме самоуправления в образовательных организациях, согласно которым любая образовательная структура (ученический класс, студенческая группа, образовательная организация в целом - школа, училище, гимназия, колледж, вуз и пр.), любые общественные объединения, действующие в образовательной организации, одновременно обладают двумя качествами: быть управляемыми и управлять самим. Эти оба качества присущи всем социальным институтам. Однако сказанное в полной мере можно отнести и к отдельному человеку, который способен и самоорганизовываться, и самоопределяться и одновременно кому-то подчиняться, кем-то направляться, даже если он сам этого не ощущает и не осознает. Именно это положение является в нашей работе по организации студенческого самоуправления ведущим. Это значит, что студенческая инициатива и организационная самостоятельность являются определяющими факторами развития коллективного и личностного самоуправления в студенческой среде.
Обобщая сказанное, можно сделать ряд выводов, аргументирующих наш подход к разработке критериев оценки эффективности студенческого самоуправления в вузе. Можно утверждать, что участие студентов в работе органов студенческого самоуправления способствует их профессиональному росту, развитию педагогических способностей и становлению профессиональных качеств личности. Регулярность работы студенческого самоуправления стимулирует выработку у студентов внутренней дисциплинированности. Разработка, а потом и проведение студентами различных акций и мероприятий свидетельствует о наличии у них таких важных для любого человека качеств, как трудолюбие и работоспособность. Все мероприятия, которые придумываются, планируются и проводятся активистами студенческого самоуправления, подтверждают, что у студентов - участников студенческого самоуправления - гарантированно формируются такие профессионально значимые личностные педагогические качества, как целеустремленность, организованность, ответственность и креативность.
Работа в органах студенческого самоуправления положительно отражается на формировании у студентов профессиональной мотивации. В работе студенческого самоуправления принимают участие разные студенты, имеющие неодинаковые показатели в учебе, а в студенческом самоуправлении часто дополняющие друг друга. Участвуя в работе различных отделов студенческого самоуправления, они проявляют высокий уровень социальной активности, обнаруживают глубокую заинтересованность во всем, что происходит в рамках студенческого самоуправления, показывают себя хорошими собеседниками и, как свидетельствует практика общения с ними, это замечательные друзья. При этом решающими факторами, побуждающими студентов к такого рода активности в студенческом самоуправлении, являются, с одной стороны, профессиональные мотивы (например, потребность проявить себя в качестве организато-
X
ф
^
ш
го ^
с
>.
о
го о
о ¡£
о ф
т
X
ф
ф
X
ф
^
о о
X
ч о с
.0 X .0
го ф
I-
ров, попробовать себя в управленческой деятельности), а с другой стороны - личностные (стремление к удовлетворению потребности в общении, а также в самореализации в новом деле, в новой ситуации, а иногда и решить какие-то личные проблемы, убедиться в своей значимости и ценности для себя самого и общества).
Интерес к студенческому самоуправлению (Л.А. Гегель, Г.Г. Николаев [4], В. Глаголев [5], И.М. Ильинский [8; 9] и др.) свидетельствует о ее непреходящей актуальности с учетом, естественно, изменяющихся условий функционирования высшей школы и требований к специалистам высшей квалификации.
ш
ф
о ^
о d
к
(О са о
X ф
^ О
о <
О
Библиографический список
1. Ананьев, Н.Н. Опорный элемент системы (О студенческом самоуправлении на факультете) [Текст] / Н.Н. Ананьев // Студенчество. Диалоги о воспитании. - 2005. - № 5 (23). - С. 10-11.
2. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе [Текст] / Н.П. Аникеева // Психологическая наука - школе. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
3. Гарбузов, В. Инстинкты и судьба человека [Текст] / В. Гарбузов. - СПб.: АСТ, Астрель-СПб., 2007. - 477 с.
4. Гегель, Л.А. Хорошая работа - хороший результат [Текст] / Л.А. Гегель, Г.Г. Николаев // Студенчество: диалоги о воспитании. - 2012. - № 4(64). - С. 28.
5. Глаголев, В. Нам это необходимо [Текст] / В. Глаголев // Студенчество: диалоги о воспитании. - 2014. - № 2(74). - С. 19
6. Иванов, В. Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами [Текст]: кн. для старшеклассников / В.Д. Иванов. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
7. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард; перев. с англ. - СПб.: Питер, 1999. -464 с. - (Серия «Мастера психологии»).
8. Ильинский, И. М. Быть самим собой [Текст] / И. М. Ильинский // Студенчество: диалоги о воспитании. - 2014. - № 1 (73). - C. 3-4.
9. Ильинский, И.М. ВосПИТАТЬ - значит питать / И.М. Ильинский // Студенчество: диалоги о воспитании. - 2011. - № 4. - С. 2-5.
10. Колмогорова, О.А. О профессионально значимых качествах личности студента-участника студенческого самоуправления [Текст] / О.А. Колмогорова // Гуманизация образования в России: сборник материалов интерактивной научно-практической конференции, посвященной памяти Ф.А. Орехова. - Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2008. - С. 138-143.
11. Орехова, Т.Ф. Принципы здоровьетворящего образования и их реализация в условиях педагогического процесса школы [Электрон. ресурс]: методические указания для студентов и учителей / Т.Ф. Орехова. - М. : ФЛИНТА, 2011. - 48 с. - Режим доступа: http://mybook.ru/author/t-f-orehova/ principy-zdorovetvoryashego-obrazovaniya-i-ih-real/citations;
12. Студенческое самоуправление - это... [Текст] // Студенчество: диалоги о воспитании. -2013. - № 2(68). - С. 22-24.
References
1. Ananiev N.N. Support member system (About student self-management at the Department). Studenchestvo. Dialogi o vospitanii. 2005. № 5 (23). Р. 10-11. [in Russian].
2. Anikeeva N. P. Psychological climate in the team (For Teacher). Psihologicheskaya nauka - shkole. M.: Prosveshchenie, 1983. P. 96. [in Russian].
3. Garbuzov V. Instincts and destiny of a man. V. Garbuzov. SPb. AST, Astrel SPb, 2007. P. 477. [in Russian].
4. Hegel, L.A. Good work - good result. Studenchestvo. Dialogi o vospitanii, 2012. № 4 (64). P. 28. [in Russian].
5. Glagolev B. We need this. Studenchestvo. Dialogi o vospitanii. 2014. № 2 (74). P. 19. [in Russian].
6. Ivanov V.D. Initiative, independence, self-management, or a few stories about the life of students with questions, letters, monologues and documents. M.: Prosveshchenie, 1991. P. 128. [in Russian].
7. Izard K.E. Psychology of emotions. SPb.: Izd-vo "Piter", 1999. P. 464. [in Russian].
8. Ilyinsky I.M. Be yourself. Studenchestvo. Dialogi o vospitanii, 2014. № 1 (73). P. 3-4. [in Russian].
9. Ilyinsky I.M. Nurture means nourishment. Studenchestvo. Dialogi o vospitanii, 2011. № 4. P. 2-5. [in Russian].
10. Kolmogorova O.A. About professionally significant qualities of a student, participating in self-management. Gumanizatsiya obrazovaniya v Rossii, sbornik materialov interaktivnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii posvyaschennoy pamyati F.A. Orehova. Magnitogorsk, Magnitogorskiy gosudarstvennyy universitet. 2008. P. 138-143. [in Russian].
11. Orehova T. F. Health-creating education principles and their implementation in terms ofschool pedagogical process: M. FLINTA, 2011. P. 48. Available at: http://mybook.ru/author/t-f-orehova/principy-zdorovetvoryashego-obrazovaniya-i-ih-real/citations. [in Russian].
12. What is students' self-management. Studenchestvo. Dialogi o vospitanii, 2013. № 2 (68). P. 22-24. [in Russian].
сведения об авторах: Колмогорова ольга Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра начального образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск Ктай: [email protected]
Information about the authors: Kolmogorova Olga Anatolyevna,
Candidate of Sciences (Education),
Assistant professor, The department
of primary education, Magnitogorsk state technical
university of G. I. Nosov,
Magnitogorsk
E-mail: [email protected]
орехова Татьяна Фёдоровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра начального образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск Ктай: [email protected]
Orehova Tatyana Feodorovna,
Doctor of Sciences (Education), Professor, The department of primary education, Magnitogorsk state technical university of G.I. Nosov, Magnitogorsk E-mail: [email protected]
Доцоев леонид Яковлевич, кандидат медицинских наук, доцент, кафедра физического воспитания, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск. Ктай: [email protected]
Dotsoev Leonid Yakovlevich,
Candidate of Sciences (Medical), Assistant professor, The department of physical education, Chelyabinsk state pedagogical university, Chelyabinsk. E-mail: [email protected]