Научная статья на тему '"молодежь: свобода и ответственность": о результатах VI Петровских образовательных чтений в городе Магнитогорске'

"молодежь: свобода и ответственность": о результатах VI Петровских образовательных чтений в городе Магнитогорске Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / СВОБОДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова Т. Ф.

В статье представлен обзор состоявшихся в октябре 2018 года в г. Магнитогорске VI Петровских образовательных чтений, посвященных памяти священномученика Петра, митрополита Крутицкого, который провел в Магнитогорске последние годы своей жизни. Этот образовательный форум является региональным этапом ежегодных Рождественских чтений, которые завершают годовой круг региональных чтений и проводятся в Москве под эгидой Русской Православной Церкви. Петровские образовательные чтений 2018 года посвящены проблеме соотношения свободы и ответственности в жизни современной молодежи. Данная тема обусловила новый формат проведения Чтений в форме панельной дискуссии представителей разных государственных и церковных структур. В течение двух дней на пленарном и секционных заседаниях участники чтений обсуждали насущные проблемы современной молодежи и пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехова Т. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"молодежь: свобода и ответственность": о результатах VI Петровских образовательных чтений в городе Магнитогорске»

VI. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 316.35-053.6:061.3(470.55)

Т. Ф. Орехова (Магнитогорск, Россия)

«МОЛОДЕЖЬ: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»: О РЕЗУЛЬТАТАХ VI ПЕТРОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ В ГОРОДЕ МАГНИТОГОРСКЕ

Аннотация. В статье представлен обзор состоявшихся в октябре 2018 года в г. Магнитогорске VI Петровских образовательных чтений, посвященных памяти священномученика Петра, митрополита Крутицкого, который провел в Магнитогорске последние годы своей жизни. Этот образовательный форум является региональным этапом ежегодных Рождественских чтений, которые завершают годовой круг региональных чтений и проводятся в Москве под эгидой Русской Православной Церкви. Петровские образовательные чтений 2018 года посвящены проблеме соотношения свободы и ответственности в жизни современной молодежи. Данная тема обусловила новый формат проведения Чтений - в форме панельной дискуссии представителей разных государственных и церковных структур. В течение двух дней на пленарном и секционных заседаниях участники чтений обсуждали насущные проблемы современной молодежи и пути их разрешения.

Ключевые слова: образовательные чтения, молодежь, свобода, ответственность.

«Молодежь: свобода и ответственность» - это тема очередных (в 2018 году VI) Петровских образовательных чтений, которые состоялись в г. Магнитогорске 10-11 октября 2018 г. Петровские образовательные чтения (далее - Чтения) - это крупный общественно-церковный образовательный форум Южного Урала, который проводится в память о подвиге священномученика Петра, митрополита Крутицкого и является частью регионального этапа ежегодных, а в 2018 г. XXVII Международных Рождественских образовательных чтений. Шесть лет тому назад организатором этих чтений выступила Магнитогорская епархия в содружестве с администрацией города Магнитогорска, Магнитогорским государственным техническим университетом им. Г.И. Носова, при содействии и непосредственном участии их представителей.

Будучи для города и региона научно и духовно значимым событием, Чтения дают возможность выразить позицию Церкви в области образования, обсудить важнейшие вопросы церковно-государственного сотрудничества, сохранения традиционных семейных ценностей, воспитания детей и юношества, развития взаимоотношений Русской Православной Церкви со светским обществом.

Традиционно участниками Чтений являются преподаватели общеобразовательных школ; педагоги и воспитатели учреждений дошкольного и дополнительного образования; учителя специальных школ, лицеев и гимназий; педагоги-организаторы; социальные педагоги; представители молодежных организаций; студенческая молодежь, представители органов власти, ответственные за образование, культуру, социальную сферу; руководители образовательных учреждений; социальные работники; деятели культуры и научные работники - историки и краеведы; а также священнослужители епархий Челябинской митрополии.

Чтения 2018 г. по структуре были выстроены традиционно - пленарное заседание и работа секций. Однако формат этих заседаний имел инновационный характер. Пленарное заседание проведено в форме панельной дискуссии, участниками которой стали Епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий; М. В. Чукин, ректор МГТУ им. Г.И. Носова, профессор, доктор технических наук; С. И. Рыбальченко, кандидат экономических наук, доцент НИУ «Высшая школа экономики», заместитель председателя Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы по социальной политике Экспертного совета при правительстве РФ, член Общественного совета Минтруда России, генеральный директор АНО «Институт научно -общественной экспертизы» (г. Москва); протоиерей Георгий Митрофанов, профессор, заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии; А. А. Анисин, председатель Общественной молодежной палаты при Законодательном собрании депутатов Челябинской области; И. В. Сибиряков, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Южно-

Уральского государственного университета; Н. Р. Балынская, доктор политических наук, директор Института экономики и управления МГТУ им. Г.И. Носова; А. В. Оберст, исполняющий обязанности руководителя сектора по связям с епархиями Синодального отдела по делам молодежи (г. Москва). В качестве модератора на пленарном заседании выступил священник Лев Баклицкий, секретарь Магнитогорской епархии.

Изменение формата пленарного заседания Чтений 2018 г. обусловлено прежде всего желанием организаторов пригласить ученых, общественных деятелей, представителей молодежных движений, известных священнослужителей, которые занимаются в разных аспектах проблемами молодежи и имеют свой взгляд на современную молодежную политику. Отсюда сформировалась и цель Чтений -познакомить участников с формами работы с молодежью, которые сегодня практикуются, с одной стороны, в Церкви, а с другой стороны, используются светскими организациями по работе с молодежью и утверждены официальными государственными документами и нормативно-правовыми актами.

Одним из первых вопросов, заданных модератором панельной дискуссии гостям, стал вопрос об отличительных особенностях современной молодежи. По мнению И. В. Сибирякова, современную молодежь отличают три признака: «жизнь в Интернете», отсутствие непререкаемых авторитетов и скорость, с которой протекает жизнь молодежи. Протоиерей Георгий Митрофанов дал достаточно жесткую характеристику двум группам современных молодых людей: это группа талантливой молодежи, решающей для себя проблему «Куда валить?», и группа бесталанной молодежь, которая задается вопросом «Кого валить?». Разрешение этой противоречивой ситуации о. Георгий видит в еван-гелизации молодежи как одной из задач, стоящих перед Русской Православной Церковью.

Наряду с этим одной из серьезных проблем современности, поднятых на дискуссионных площадках Чтений, является ясно обозначившаяся сегодня демографическая «яма», берущая свое начало в социальной и политической ситуации 1990-х гг. В результате 20-летних россиян сегодня меньше, чем 30-летних почти в два раза. Обществу нужно быть готовыми к тому, что эта «яма» даже при самых благоприятных условиях развития нашей страны будет возникать с периодичностью один раз в 20 лет. В связи с этим закономерно ставится вопрос о роли образования в становлении личности растущего человека, но в большей степени о качестве этого образования.

Практически все участники дискуссии согласились с тем, что современное образование должно быть, во-первых, фундаментальным, то есть ориентированным на глубокую и разностороннюю теоретическую подготовку обучающихся; и, во-вторых, дотационным, так как поиск грантов и спонсоров - это, как отметили участники дискуссии, искушение для молодежи и оттягивание их сил и энергии не на саморазвитие, а на удовлетворение сиюминутных прагматических потребностей. Следовательно, ни грантовое финансирование, ни спонсорская помощь в силу своей «одноразовости» не способны обеспечить стабильность и устойчивость стратегического развития образования как важнейшей сферы жизни общества, от качества которой в определяющей степени зависит качество жизни этого общества.

После пленарного заседания работа Чтений продолжилась на других площадках в форме секционных заседаний, круглых столов и мастер-классов. Серьезное обсуждение в рамках круглого стола с участием зампредседателя Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ С. И. Рыбальченко получили актуальные вопросы демографической политики нашей страны и предпринимаемые в этом направлении правительством Российской Федерации меры по поддержанию молодых и многодетных семей.

Большой интерес у студентов-историков вызвала открытая лекция доктора богословия, кандидата философских наук, профессора, заведующего кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерея Георгия Митрофанова на тему «Русская Православная Церковь между февралем и октябрем 1917 года». Обсуждение проблем современной молодежи в историческом контексте продолжилось на секции «История и краеведение» в докладах преподавателей и студентов МГТУ, которые затронули вопросы, касающиеся исторического развития проблемы свободы и ответственности личности; участия государства в попечении и призрении детей в разные периоды его развития; молодежной политики государства в судьбоносные периоды отечественной истории; и составили обобщенное представление о взглядах Русской Православной Церкви на совре-

ГУМАНИТАРНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 201 9 . Т. 3 . № 2

менную российскую действительность.

С историческими аспектами проблем развития нашего государства ознакомил участников Чтений в ходе открытого мастер-класса «Перестройка в СССР: причины, этапы, итоги» И. В. Сибиряков, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета ЮУрГУ. В число научных интересов ученого входит исследование роли интеллигенции в формировании и разрушении нравственных ценностей российского общества; особенностей развития социоморальной среды российского либерализма; вопросов политической этики (г. Челябинск).

На секции «Общество и культура» вниманию участников Чтений были предложены доклады, связанные с актуальной проблематикой современной культуры: роль библейских заповедей в формировании этических ценностей восточных славян; трансформация представлений о времени в истории древнерусского языка; связь религиозности самосознания с профессиональной этикой современного журналиста; развитие духовной культуры современных школьников на уроках русского языка.

В рамках секции «Социальная работа и благотворительность» обсуждались две группы вопросов: деятельность общественных и благотворительных организаций по решению «детских» и «взрослых» проблем. Участникам Чтений был представлен опыт магнитогорских волонтеров по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей; опыт Магнитогорского дома для мамы, работники которого оказывают помощь матерям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Особый интерес вызвало сообщение Л. В. Демениной о проблеме свободы и ответственности как одной из задач воспитания современных подростков в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната. В рамках второго направления социальной работы, которая, как правило, основывается на принципах благотворительности, слушатели познакомились с опытом работы трезвеннических общественных организаций, а в заключение желающие имели возможность принять участие в мастер-классе заместителя руководителя отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Челябинской епархии Варвары Лежниной на тему «Как организовать работу трезвенного движения?»

На секции «Педагогика и образование» центральным стал вопрос о состоянии и перспективах духовно-нравственного воспитания современных детей и подростков и об участии современной общеобразовательной школы в решении данной задачи. Основными докладчиками на секции выступили приглашенные гости: И. В. Метлик, доктор педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) и ОДНКНР (Основы духовно-нравственной культуры народов России), заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОиК (отдела религиозного образования и катехизации) Русской Православной Церкви и наша землячка, выпускница Воскресной школы при храме Николая Чудотворца г. Магнитогорска (ныне живущая в Москве) Д. Д. Кочкина, сотрудник Синодального ОРОиК Русской Православной Церкви, эксперт рабочей группы по изучению и выработке подходов к формированию учебных пособий для воскресных школ.

Участники секции (преимущественно педагоги образовательных организаций системы дошкольного, начального и основного общего образования и педагоги воскресных школ, действующих при храмах Магнитогорской епархии) получили актуальную информацию о состоянии работы по реализации в общеобразовательных школах Российской Федерации двух программ - «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также ознакомились с методическими материалами, которые имеются на сегодняшний день в научно-методическом кабинете Синодального ОРОиК Русской Православной Церкви и доступны учителям, преподающим данные учебные предметы.

Участники и слушатели высоко оценили качество VI Петровских образовательных чтений, отметили их инновационный формат, выразили благодарность за предоставленную им возможность поделиться своими методическими находками в деле духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, а также обменялись опытом проведения мероприятий, направленных на сохранение и развитие лучших традиций отечественной национальной культуры.

К началу Чтений 2018 года Магнитогорская епархия при участии доктора педагогических наук,

профессора Ольги Владимировны Гневэк подготовила к выпуску и опубликовала сборник материалов, в который вошли статьи участников пяти предыдущих Петровских образовательных чтений [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Петровские образовательные чтения : сборник материалов / под ред. Н. Р. Балынской. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. 326 с.

T. F. Orehova (Magnitogorsk, Russia)

"YOUTH: FREEDOM AND RESPONSIBILITY": ON THE RESULTS OF VI PETROVSKIE EDUCATIONAL READINGS IN THE CITY OF MAGNITOGORSK

Abstract. The article presents an overview of the VI Petrovskie educational readings held in October 2018 in the city of Magnitogorsk, commemorating the martyr Peter, Metropolitan of Krutitsky, who spent the last years of his life in Magnitogorsk. This educational forum is the regional stage of the annual Christmas readings, which conclude the annual circle of regional readings and are held in Moscow under the auspices of the Russian Orthodox Church. Petrovskie educational readings in 2018 are devoted to the problem of the ratio of freedom and responsibility in the life of modern youth. This topic has led to a new format of the Readings - in the form of a panel discussion of representatives of various government and church structures. For two days, in the plenary and breakout sessions, the participants of the readings discussed the pressing problems of today's youth and ways to solve them.

Keywords: educational readings, youth, freedom, responsibility.

REFERENCES

1. Petrovskie obrazovatel'nye chteniya : sbornik materialov / pod red. N.R. Balynskoi. Magnitogorsk: Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2018. 326 p.

Орехова Т. Ф. «Молодежь: свобода и ответственность» : о результатах VI Петровских образовательных чтений в городе Магнитогорске // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 2. С. 51 -54.

Orehova T. F. «Youth: Freedom and Responsibility» : On the Results of VI Petrovskie Educational Readings in the City of Magnitogorsk, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no 2, pp. 51-54.

Сведения об авторах

Орехова Татьяна Федоровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова orehovna49@mail.ru

Author:

Tatiana F. Orehova, professor, Doctor of Science in Pedagogy, the head of the Department of Pedagogy, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, orehovna49@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.