УДК 37
Murzabekova N.M., senior teacher, Department of Law Disciplines, State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Magomedov G.A., lecturer, Department of General and Law Disciplines, North-Caucasian Institute (branch),
VGUYU RPA of the Ministry of Justice of Russia (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE CONTENTS OF THE EXTERNAL AUDIENCE AS A COMPONENT OF STUDENTS' TRAINING FOR PREVENTIVE WORK WITH DISOBIDIENT TEENAGERS. The article describes the experience of involving students into extra-curricular, professionally oriented activities with disobedient children and adolescents. It is in young age that more or less stable ideas about the surrounding world, social requirements expressed in legal and moral norms, are formed in the form of a system. A student who has mastered these norms becomes consistent in the choice of positive goals and plans, deliberately opposing their actions, their own way of thinking. He will be able to better understand difficult life situations, to see the social significance of his actions. The main goal of the work of the problem group is not the formation of skills, but the formation and stimulation of interest in the problems of "difficult" adolescents.
Key words: difficult teenager, extracurricular work, students, extracurricular professionally oriented activity, preventive work, independence and initiative of students.
Н.М. Мурзабекова, ст. преп. каф. юридических дисциплин, Дагестанский государственный педагогический
университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Г.А. Магомедов, преп. каф. общеобразовательных и правовых дисциплин, Северо-Кавказский Институт (филиал)
ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
В статье описан опыт вовлечения студентов во внеучебную профессионально-ориентированную деятельность с «трудными» детьми и подростками. Именно в подростковом и юношеском возрасте складываются в виде системы более или менее устойчивые представления об окружающем мире, об общественных требованиях, выраженных в правовых и моральных нормах. Студент, освоивший эти нормы, становится последовательным в выборе положительных целей и планов, сознательно противопоставляя свои поступки, свой образ мыслей. Он сможет лучше разобраться в сложных жизненных ситуациях, увидеть общественную значимость своих поступков. Основной целью работы проблемной группы было не формирование навыков и умений научно-исследовательской работы, а формирование и пробуждение интереса к проблемам «трудных» детей и подростков.
Ключевые слова: трудный подросток, внеаудиторная работа, студенты, внеучебная профессионально-ориентированная деятельность, профилактическая работа, самостоятельность и инициативность студентов.
Осмысление условий по формированию педагогической готовности к профилактической работе с «трудными» детьми и подростками предполагает изменение не только содержательной, но и процессуальной сторон обучения, «способов развертывания этого содержания, адекватных природе педагогического знания». Здесь для нас важной стала идея о психофизиологических и личностных особенностях субъектов образования, определяющих ее дидактическую специфику и проявляющуюся не только в целях и содержании, но и использовании особых форм и методов обучения. Поскольку субъектом образования в нашем исследовании является студенчество, особенностям которого посвящены работы Б.Г. Ананьева, М.Д. Дворяшиной, И.С. Кона и др., важной является субъектная позиция студента в системе отношений «преподаватель-студент», которая возникает и развивается только при диалогическом характере взаимодействия и педагогического общения. В контексте различных педагогических подходов диалог выступает не просто педагогическим методом и формой, а становится приоритетным принципом образования, осуществляемом в системе субъект-субъектных отношений [1]. Рассматривая диалог как основу взаимодействия, мы исходили из того, что поиск путей преодоления проблемы осуществляется совместными усилиями ребёнка и взрослого. Речь идет, по сути, о диалоге как процессе сопереживания, приобретающего для ребёнка надежду на преодоление трудной жизненной ситуации. В данном контексте диалог предстает как профессиональный способ преодоления отчуждения от любого другого и способ решения проблем. Таким образом, диалог как встреча с конкретными ситуациями бытия ребёнка, рассматривается нами как необходимое условие помощи ребёнку в преодолении проблем применительно к организации обучения студентов с целью обогащения опыта эмоционально-рефлексивного отношения к себе и другим. Конкретные ситуации жизни детей могут быть представлены с помощью различных дидактических средств: литературных произведений, художественных и документальных фильмов. Диалог возможен не только в пространстве вуза, но и за его пределами - в реальной педагогической деятельности будущих педагогов с «трудными» детьми. В этой связи для нас особый
интерес представляет теория знаково-контекстного обучения в вузе А.А. Вербицкого, которая направлена на преодоление противоречия между учебной и профессиональной деятельностью. В качестве наиболее адекватной формы включения студентов в профессиональный контекст будущей деятельности нам представляется внеучебная профессионально-ориентированная деятельность [2].
Вышесказанное дает нам возможность выделить следующее условие формирования педагогической готовности студентов к профилактической и коррекционной работе с «трудными» детьми и подростками: вовлечение студентов во внеучебную профессионально-ориентированную деятельность с «трудными» детьми и подростками.
Теоретическая и практическая подготовка будущих учителей предполагает умелое использование всех звеньев системы педагогического образования: как учебных занятий, так и педагогической практики и внеаудиторной работы. Внеаудиторная работа дополняет и углубляет общепедагогическую подготовку студентов.
Многообразные вопросы внеаудиторной работы в педагогическом вузе нашли свое отражение в работах многих авторов, которые создают определенную теоретическую основу системы внеаудиторной работы, необходимую для исследований в этой области.
При этом выделяются следующие элементы внеаудиторной работы: функции и основные принципы внеаудиторной работы, ее содержание, формы и методы, организация и планирование, критерии оценки результатов. Наиболее общим принципом, определяющим специфику внеаудиторной работы, является органическая связь между учебной и внеучебной работой студентов. Внеаудиторная работа должна быть логически связана с учебным процессом и являться его продолжением. Основополагающим принципом является также профессиональная направленность внеаудиторной работы, т.е. убежденность студента в общественной значимости профессии учителя, интерес к педагогической деятельности, желание дальнейшей работы по избранной специальности.
Важным принципом занятий со студентами во внеурочное время является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Также важно, чтобы любая форма внеаудиторной работы имела общественную направленность, чтобы студенты видели, что дело, которым они занимаются, нужно и полезно. Безусловно, важна опора на инициативу и самостоятельность, поэтому желательно, чтобы студенты были вовлечены в активную, в том числе, поисковую и исследовательскую деятельность, связанную с подбором необходимой литературы, фактического материала и т. д. [3; 4; 5].
Большое значение имеет преемственность и постепенное усложнение содержания и форм внеаудиторной работы по педагогике, охват ею студентов с первого по выпускной курсы. Осуществление общепедагогической подготовки в комплексе требует, чтобы при организации различных форм внеаудиторной работы решалась не только одна профилирующая задача, необходимо также пополнять общетеоретические знания по педагогике, формировать общепедагогические умения и навыки.
Содержание внеаудиторной работы определяется ее назначением и основными принципами и сводится к расширению знаний в области социальной педагогики, формированию умений в области социального воспитания и овладению методами психолого-педагогической диагностики. С учетом всего вышеизложенного была организована работа студенческой проблемной группы «Трудный подросток».
В начале организационного периода со студентами была проведена вводная беседа. Студентам объяснили, с какой целью организуется проблемная группа «Трудный подросток», какого рода работа предстоит ее членам.
Работа проблемной группы строилась на принципе добровольности, однако вначале выразили желание участвовать в
Библиографический список
ее деятельности почти все студенты группы (92%). В дальнейшем по разным причинам отсеялось еще некоторое количество студентов, но основная часть группы (79%) работала в составе проблемной группы на протяжении всех лет обучения.
В самом начале работы проблемной группы мы столкнулись с недостаточной подготовленностью студентов не только к волонтерской деятельности, но и к самостоятельной поисковой и исследовательской работе, низким уровнем сформированности у них умений и навыков самостоятельной работы. На этом этапе со студентами проводились занятия в библиотеке, где им объясняли, как работать с каталогом, учили отбирать литературу по избранной теме. Студенты учились делать выписки, составлять конспекты, тезисы, знакомились с методами научно-педагогического исследования, учились извлекать из книг необходимую информацию по определенным вопросам, реферировать источники, анализировать информацию, составлять библиографию и обзоры по заданной теме. В дальнейшем студенты не раз подчёркивали, что эти первые навыки самостоятельной работы оказали им неоценимую помощь в занятиях по всем учебным дисциплинам.
Однако основной целью работы проблемной группы было не формирование навыков и умений научно-исследовательской работы, а формирование и пробуждение интереса к проблемам «трудных» детей и подростков. Таким образом, можно сделать вывод, что внеаудиторная работа в проблемной группе «Трудный ребёнок» способствует формированию положительного эмоционально окрашенного отношения к профилактической и коррекционной работе с «трудными» способствует творческому применению полученные знаний на практике и является важным звеном в подготовке студентов к профилактической и коррек-ционной работе с «трудными» детьми и подростками, детьми и подростками.
1. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. Москва, 1966.
2. Михеев И.А. Психолого-педагогические принципы формирования профессиональной компетентности студентов в работе с трудными подростками. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.
3. Замотаева О.Н. Ценностные основания девиантного поведения подростков. Диссертация... кандидата философских наук: Саранск, 2004.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 1977. References
1. Yakobson P.M. 'Emocional'naya zhizn'shkol'nika. Moskva, 1966.
2. Miheev I.A. Psihologo-pedagogicheskie principy formirovaniya professional'noj kompetentnosti studentov v rabote s trudnymipodrostkami. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
3. Zamotaeva O.N. Cennostnye osnovaniya deviantnogo povedeniya podrostkov. Dissertaciya... kandidata filosofskih nauk: Saransk, 2004.
4. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva, 1977.
Статья поступила в редакцию 07.10.17
УДК 378.4
Neretina T.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk,
Russia), E-mail: [email protected]
Orehova T.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF FUTURE TEACHERS' IMAGE OF "I AM A PARENT" AS A QUALITY OF A PERSONALITY. The article observes a problem of forming a parental position in the education period for future teachers as the most important condition for their personal development. One of the approaches to solving this problem is presented through the formation in the future teachers of the image "I am a parent"; awareness, understanding of the essence and structure of the process of forming one's own parental image and filling it with appropriate contents. The authors focus their attention to the description of the parental image in the procedural, systemic, personal and content aspects in more detail. The main attention is paid to the issues of comparing the activities of the teacher and the parent. The image of a parent is justified as a component of the teacher's professional characteristics. The place and importance of the teacher's parental qualities for the realization of professional tasks are singled out and described.
Key words: image of oneself, parent, future teachers, personality, "I am a parent".
Т.Г. Неретина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
Т.Ф. Орехова, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ «ОБРАЗА Я РОДИТЕЛЯ» КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается проблема формирования у будущих педагогов родительской позиции в период образования как важнейшего условия их личностного развития. Представлен один из подходов к решению данной проблемы через формирование у будущих педагогов «образа Я родителя»; осознание, понимание сущности и структуры процесса формирования