Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление как педагогический и социальный феномен'

Студенческое самоуправление как педагогический и социальный феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1551
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENT SELF-GOVERNMENT / ФОРМЫ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / FORMS OF STUDENT SELF-GOVERNMENT / СТУДЕНЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / STUDENT ORGANIZATIONS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL AND EDUCATIONAL ROLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Светлана Сергеевна

В статье раскрывается понятие студенческого самоуправления как социального и педагогического феномена. Понятие «самоуправление» рассматривается в диалектической связи с процессом коллективообразования. Обозначены различные подходы к рассмотрению названного феномена, которые определяют его как средство, метод, деятельность или условие. Приведены признаки, свойства и структурные компоненты самоуправления. С современных позиций студенческое самоуправление рассматривается через его функциональные предназначения, позволяющие оптимально сочетать социализацию и воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student Self-Government as a Social and Pedagogical Phenomenon

The paper considers the concept of student self-government as a pedagogical and social phenomenon, showing its dialectical connection with the process of team-building. The author outlines different approaches to this phenomenon, defining it as a means, method, action and condition, respectively; the main characteristics being given.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление как педагогический и социальный феномен»

Образование и наука. 2010. № 3 (71)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378

С. С. Петрова

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация. В статье раскрывается понятие студенческого самоуправления как социального и педагогического феномена. Понятие «самоуправление» рассматривается в диалектической связи с процессом коллективообразования. Обозначены различные подходы к рассмотрению названного феномена, которые определяют его как средство, метод, деятельность или условие. Приведены признаки, свойства и структурные компоненты самоуправления. С современных позиций студенческое самоуправление рассматривается через его функциональные предназначения, позволяющие оптимально сочетать социализацию и воспитание.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, формы студенческого самоуправления, студенческая организация, социализация, воспитание.

Abstract. The paper considers the concept of student self-government as a pedagogical and social phenomenon, showing its dialectical connection with the process of team-building. The author outlines different approaches to this phenomenon, defining it as a means, method, action and condition, respectively; the main characteristics being given.

Index terms: student self-government, forms of student self-government, student organizations, social and educational role.

Студенческое самоуправление представляет собой одну из подсистем воспитательного процесса вуза, обеспечивающую личностное саморазвитие будущего специалиста на основе индивидуального творческого подхода, свободного выбора субъектной позиции, добровольного принятия жизненных ценностей и приоритетов. Проблема самоуправления имеет глубокие исторические корни. И сегодня, в начале третьего тысячелетия, развитие самоуправления студентов остается одним из важных факторов социального становления молодежи.

В работах педагогов, посвященных исследованию деятельности органов студенческого самоуправления, понятие «самоуправление» рассматривается с различных сторон: как функция управления, как показатель уровня сформированности коллектива и др. Мы предполагаем раскрывать сущность

названного феномена через соотнесение его с процессом коллективообразо-вания, так как именно он позволяет проследить качественный переход от соуправления к самоуправлению. Развитие самоуправления - это последовательная смена состояний, непрерывных качественных изменений, обеспечивающих перевод коллектива из состояния управляемой системы в самоуправляемую [6, с. 21]. Цель деятельности коллектива выступает в роли системообразующего фактора процесса развития самоуправления.

Хотя термин «самоуправление» используется в педагогике довольно давно, однако понимание сущности этого явления далеко не однозначно. Изначально во всех науках «самоуправление» понималось как «самостоятельное управление» [6, с. 5]. Можно определить самоуправление как форму организации коллектива, обеспечивающую развитие самостоятельности его участников; специфическую организацию коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности воспитанников в принятии и реализации решения для достижения значимых коллективных целей. По отношению к личности самоуправление выполняет адаптационную, интегративную, прогностическую функции и функцию освоения управленческой культуры [3, с. 74].

В связи с этим необходимо рассматривать понятие «студенческое самоуправление» через призму понятия самоуправления в целом, которое исследуется в науке на междисциплинарном уровне. Исследователи, разрабатывающие субъектно-ориентированную концепцию студенческого самоуправления, трактуют его как способ вовлечения студентов в социальную жизнь общества, а также форму проявления социальной активности молодежи, направленную на изменение и развитие системы существующих общественных отношений между студенчеством, вузом (как социальным институтом) и государством.

Многогранность самоуправления как психолого-педагогического явления - причина и источник многочисленных толкований и определений. Так, В. М. Коротов определяет самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, Ю. П. Сокольников - как «способ организации деятельности. Л. И. Новикова считает, что самоуправление - это разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля. Ряд авторов (А. А. Усов, Т. И. Волчонок и др.) рассматривают студенческое самоуправление как воспитательное средство, обеспечивающее развитие и саморазвитие у студентов качеств, необходимых будущему специалисту как самоорганизующейся личности, - прежде всего социальной ответственности и профессионально значимых ценностных ориентаций. И. Н. Крещенко видит роль студенческих организаций и сту-

денческого самоуправления в педагогическом вузе в развитии у будущих учителей умений и навыков организации деятельности школьников по созданию и оптимальному функционированию ученического самоуправления, в построении учебно-профессиональной деятельности будущего педагога «с целью формирования качеств, характеризующих его готовность к самоуправленческой деятельности» [2, с. 233].

В. М. Певзнер определяет студенческое самоуправление

• как самостоятельную общественную деятельность студентов по реализации функций управления высшим учебным заведением, которая осуществляется в соответствии со стоящими перед студенческими коллективами целями и задачами;

• элемент общей системы управления учебно-воспитательным процессом в вузе, предполагающий максимальный учет интересов, потребностей студентов на основе их общественного мнения;

• функцию коллектива студентов, в которой реализуется их право на организуемое изнутри управление своей жизнедеятельностью, включающее целеполагание, планирование, способы и формы реализации целей, а также контроль и анализ результатов деятельности;

• «ресурс самореализации» студентов в учебной деятельности, в которой их самостоятельная работа по изучению определенных дисциплин является основополагающей [4, с. 20-21].

Перечисленные определения отражают, как правило, одну или несколько сущностных характеристик рассматриваемого феномена. Для их выявления и продуктивного использования целесообразно применить системный подход, позволяющий рассматривать студенческое самоуправление в единстве реализуемых им функций, направлений деятельности, структурных компонентов. Сложность студенческого самоуправления как системы заключается не столько в сложности ее элементов, сколько в характере взаимодействия ее субъектов. Развитие студенческого самоуправления необходимо рассматривать в единстве с внешней средой [8, с. 44]. Самоуправление - это разновидность социального управления. Оно отражает процесс демократизации управления, когда принятие и реализация управленческих решений оказывается все более массовыми, а исполнители становятся активными соучастниками этих процессов. Необходимо перенести акцент с институционально-правовой стороны самоуправления на его личностную сторону [9, с. 145]. Студенческое самоуправление можно считать особого рода социальным институтом, который определяется как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему [4, с. 22]. Все элементы системы студенческого самоуправле-

ния находятся в сложных связях и взаимодействиях. Эти взаимодействия зависят от взаимоотношений субъектов студенческого самоуправления: администрации вуза и студентов, а также различных условий воспитания.

Во всех субъектах России возникают студенческие общественные организации, развиваются различные формы студенческого самоуправления. По данным опроса студентов Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (НТГСПА), 87% из них предпочитают реализовываться через органы студенческого самоуправления.

При анализе феномена студенческого самоуправления вполне уместно воспользоваться идеями С. В. Кульневич и Н. М. Борытко. Они понимают воспитание не как созидаемую извне целостность, а как анализируемую изнутри систему. Как подчеркивает А. А. Усов, в силу синерге-тического эффекта студенческие организации в высшей школе способны при определенных условиях выступать в качестве субъекта педагогической деятельности, обеспечивающего реализацию эффективной обратной связи в управлении учебным процессом и служащего важным фактором формирования ценностных ориентаций и профессионально значимых качеств личности будущего учителя. Студенческое самоуправление выступает как социальный институт, обладающий значительным педагогическим потенциалом и осуществляющий особую форму управления, которая предполагает включение студентов в различные виды социально-значимой деятельности. Какую бы функцию ни выполняло студенческое самоуправление, в условиях современного вуза оно всегда сохраняет ярко выраженный демократический характер [4, с. 37]. Анализируя опыт соответствующей деятельности в НТГСПА, 65% студентов считают, что органы студенческого самоуправления могут реально влиять на решения администрации академии и участвовать в ее управлении.

Наиболее распространена на современном этапе изучения трактовка студенческого самоуправления как инициативной, самостоятельной деятельности студентов в сфере решения жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга. В кнкретном регионе и вузе общие структурные элементы, основные принципы и функции студенческого самоуправления могут быть представлены в специфическом виде, не изменяющем принципиальной сути этого феномена.

Опираясь на принятое в вузах понимание соуправления и самоуправления, мы полагаем, что есть два уровня развития студенческого коллектива. С точки зрения психологической науки, становление коллектива начинается с соуправления как совместной деятельности студентов и профессорско-преподавательского состава, администрации вуза и приводит к самоуправлению как полностью самостоятельному решению задач коллектива. Однако с точки зрения менеджмента более высоким уровнем развития коллектива

считается именно соуправление как совместная деятельность общественных или самодеятельных органов самоуправления, осуществляемая на равных правах при равных обязанностях с иными субъектами управления (администрациями вузов) для достижения общих целей. Соуправление возможно только в тех коллективах, где есть демократическое управление и самоуправление. Думается, что оба подхода правомерны. Они отражают динамику развития активности студенческих организаций: от первого этапа, на котором студент приобретает первичные умения и осваивает ведущие подходы к управлению в совместной деятельности с наставниками (первичное соуправление), ко второму - самоуправлению по ограниченному кругу проблем и полномочий, и наконец, к третьему этапу - зрелому и более широкому самоуправлению.

При рассмотрении сущности студенческого самоуправления целесо-обрано выделить социальный и социально-психологический аспекты. Социальный аспект понимается нами как составная часть общественного самоуправления, важнейшего средства социализации. На его основе у студентов формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим в вузе и социуме, и ответственность за эти события [6, с. 7]. Проблемы социализации и интеграции молодежи возникают из-за несоответствия требований общества к студенчеству и предлагаемых возможностей реализации данных процессов, недостаточных для развития молодого поколения. Чтобы разрешить данное противоречие, молодежи необходимо предоставить возможность самореализации, самоутверждения, социализации в процессе развития вуза посредством участия в этом развитии, в том числе с помощью студенческого самоуправления. В нашем вузе такое участие обеспечено через регулирование учебно-воспитательного процесса посредством мониторинга эффективности проведения учебных занятий и зачетно-экзаменационной сессии, внедрения этико-педагогической аттестации, именных стипендий, обучающих программ для актива и др.

Социально-психологический аспект наиболее ярко представлен в работах, посвященных изучению становления и развития коллектива. Раскрывая его сущность, психологи указывают на то, что самоуправление является как условием коллективообразования, так и его результатом.

В современной трактовке студенческого самоуправления на основе воспитательной деятельности вузов России определены четыре основных функциональных предназначения студенческого самоуправления:

1) реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;

2) средство (ресурс) социально-правовой самозащиты;

3) условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях;

4) условие социализации студентов [5].

Самоуправление создает свободное пространство для удовлетворения социальных потребностей учащейся молодежи в самоутверждении и самоопределении. В нем главным является социально значимое неформальное и абсолютно свободное общение, уровень которого зависит от уровня социальной зрелости студентов и уровня социальных требований со стороны всех общественных и государственных институтов и центров воспитания и образования.

Студенческое самоуправление вуза - это возможность усиления воспитания для социализации, соединения заинтересованности личности в развитии и самореализации с интересами высшего учебного заведения, государства.

Личность в студенческом самоуправлении воспитывается в ходе реализации социально-гражданской составляющей подготовки студентов, которая предполагает приобретение ими ряда дополнительных компетенций, значимых для будущей профессиональной деятельности не столько в процессе освоения дополнительных образовательных программ, сколько в реальной социальной практике, основой которой является участие студентов в органах студенческого самоуправления, иными словами приобретение ими социального опыта. Изменяя и регулируя природные и социальные процессы, личность изменяет себя, саморазвивается. Такое саморазвитие, регулирование собственного развития является и возможным, и необходимым условием личностного бытия. Именно поэтому саморазвитие (и участие в самоуправлении - как одна из важнейших его форм) не может рассматриваться только как нечто желательное. Все более актуальным становится социальное требование: вырабатывать у личности ответственность за свое формирование. Такой подход позволяет преодолеть представление о воспитании как преимущественно внешнем воздействии.

Личность является центром собственного становления, в котором заключены как ресурсы, так и механизмы личностной динамики. Студенческое самоуправление нацелено на создание условий, способствующих непрерывному личностному росту каждого студента, формированию профессионально значимых качеств будущего специалиста. Сегодня приоритет органов самоуправления - организаторская деятельность в студенческой среде, защита интересов и прав студентов, формирование конкурентоспособного специалиста, который должен владеть комплексом компетенций: организационно-управленческих, коммуникативных, творческих.

Формированию в НТГСПА социальной компетентности как интегра-тивной способности человека выполнять социальные и профессиональные роли на уровне, обеспечивающем его максимальную самореализацию и саморазвитие, способствуют участие студентов в деятельности студен-

ческого деканата, научного общества, управление студенческим городком и др. Так, студент, имеющий задатки к организаторской деятельности и наиболее активно проявивший себя в системе воспитания вуза, приобретает возможность включиться в систему самоуправления, например, в качестве студенческого декана. Выполнение данной роли приводит не только к самоутверждению и самореализации, но и самовоспитанию через принятие ответственности за свои решения и поступки, усилению способности к экстравертности как возможности выдерживать большую социальную активность, выработке умения добиваться своего путем убеждения, координации и разъяснения, а не приказами и деструктивной критикой. Представляя интересы студенчества перед администрацией вуза, студенческие деканы должны максимально быстро, но в то же время объективно отражать претензии профессорско-преподавательского состава, уметь донести их до студентов, спрогнозировать ход дальнейшего развития воспитательной системы вуза.

Как показывает наш опыт деятельности в должности председателя студенческого совета академии, участвуя в работе органов студенческого самоуправления, студенты приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний, развивают определенные нравственные качества, формируют необходимые черты характера. Наконец, нельзя не отметить, что развитие самоуправления дает большие возможности постоянного совершенствования воспитательной работы. Происходит передача ряда функций из рук администрации в руки студентов. В НТГСПА наличие действующих органов самоуправления позволило практически полностью снять с сотрудников факультетов организацию культурно-массовых мероприятий. Это не только не снижает качество внеучебных мероприятий, а наоборот, позволяет студентам раскрываться наиболее легко и полно. С другой стороны, самоуправление способствует совершенствованию студенческого коллектива, переводя его на более высокую ступень развития, формирует между его членами педагогически целесообразные взаимоотношения.

Современный студент все реже ограничивает свою жизнь в вузе только учебой. Он видит в органах студенческого самоуправления механизм реализации социально-защитной функции (отмечает каждый второй из опрошенных), содействия формированию лидерских качеств, организации досуга. Каждый второй студент называет одной из основных функций деятельности органов самоуправления оказание правовой помощи, представление интересов студентов в органах власти, контроль за соблюдением норм и правил организации учебного процесса [9, с. 152].

Студенческое самоуправление, бесспорно, оказывает особое влияние на будущего специалиста; не ограничиваясь профессиональной под-

готовкой, «студенческое самоуправление призвано стать не только одним из условий получения полноценного высшего образования, но и воспитания, формирования таких качеств, как гражданственность, активность, ответственность, общая культура» [1, с. 5].

Бесспорно, студенческое самоуправление обладает огромным педагогическим потенциалом, поскольку способствует

• успешной реализации воспитательной функции студенческой организации, связанной с социальным и профессионально-личностным воспитанием студентов;

• осуществлению образовательной функции, предусматривающей использование самоуправления как ресурса самоорганизации учебной деятельности студентов;

• эффективному осуществлению развивающей функции, обеспечивающей развитие у студентов организаторских, коммуникативных и творческих способностей [4, с. 42].

Существующий опыт студенческого самоуправления в российских вузах доказывает, что оно должно выходить на уровень соуправления, ведущего к сотворчеству студентов и педагогов, администрации вузов. Студенческое самоуправление как элемент воспитательного потенциала современного вуза является и формой, и важнейшим технологическим принципом воспитания.

Студенческое самоуправление необходимо рассматривать как одну из важных, общественно одобряемых форм реализации права студентов принимать непосредственное участие в организации жизнедеятельности образовательной системы вуза, строительстве отношений социального партнерства с администрацией учебного заведения и разделении ответственности за его развитие и принятые решения. Самоуправление - это форма проявления социальной активности молодежи. Формирование социальной активности студентов может служить связующим механизмом всех остальных компонентов воспитательного процесса.

Литература

1. Гаврилов В. П. Студенческое самоуправление. Функции и структура / / Развитие самоуправления на предприятиях и в учебных заведениях. Опыт и перспективы: тез. докл. регион. науч.-практ. семинара. Ч. 2: Развитие самоуправления в учебных заведениях. Калинин, 1989.

2. Крещенко И. Н. Студенческое самоуправление в процессе становления личности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. М, 1991.

3. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. 158 с.

4. Певзнер В. М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2005. 182 с.

5. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации: приказ Минобразования России от 21.06.2002 г. № 2329.

6. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учеб.-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2004. 156 с.

7. Сластенин В. А. Диалектика и движущие силы студенческого самоуправления // Студенческое самоуправление: межвуз. сб. науч. тр. М., 1989.

8. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., испр. М.: Академия, 2008. 208 с.

9. Студент - 2007: материалы четвертого этапа социологического мониторинга (апрель - июнь 2007 г.). Екатеринбург, 2007. 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.