Научная статья на тему 'Конкурсная деятельность как фактор развития студенческого самоуправления'

Конкурсная деятельность как фактор развития студенческого самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ / ПРИНЦИПЫ / УСЛОВИЯ И ЭТАПЫ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STUDENT GOVERNMENT / THE DEVELOPMENT OF THE STUDENT GOVERNMENT / COMPETITIVE ACTIVITY / TYPES AND FORMS OF THE COMPETITION / THE PRINCIPLES / CONDITIONS AND STAGES OF DEVELOPMENT OF PERFORMANCE CRITERIA / FOR STUDENT GOVERNMENT IN THE COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Надежда Васильевна

Статья посвящена проблеме развития студенческого самоуправления в вузе в условиях кризиса традиционных видов деятельности студентов, обеспечивающих условия развития студенческого самоуправления. В качестве решения данной проблемы рассматриваются принципы, условия и этапы развития студенческого самоуправления в конкурсной деятельности; предлагаются критерии оценки эффективности развития студенческого самоуправления в конкурсной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive activity as a factor in student government

The article is devoted to the development of the student government in high school in the crisis of tradition al activities of students, providing conditions for the development of student self-government. As a solution to this problem, describes the principles, conditions and stages of development of the student government in the competitive activity; proposed criteria for evaluating the effectiveness of the student government in the competitive activity.

Текст научной работы на тему «Конкурсная деятельность как фактор развития студенческого самоуправления»

УДК 378.147.88

Н. В. Винокурова

КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья посвящена проблеме развития студенческого самоуправления в вузе в условиях кризиса традиционных видов деятельности студентов, обеспечивающих условия развития студенческого самоуправления. В качестве решения данной проблемы рассматриваются принципы, условия и этапы развития студенческого самоуправления в конкурсной деятельности; предлагаются критерии оценки эффективности развития студенческого самоуправления в конкурсной деятельности.

The article is devoted to the development of the student government in high school in the crisis of tradition al activities of students, providing conditions for the development of student self-government. As a solution to this problem, describes the principles, conditions and stages of development of the student government in the competitive activity; proposed criteria for evaluating the effectiveness of the student government in the competitive activity.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, развитие студенческого самоуправления, конкурсная деятельность, виды и формы проведения конкурсов, принципы, условия и этапы, критерии эффективности развития студенческого самоуправления в конкурсной деятельности.

Keywords: student government, the development of the student government, competitive activity, types and forms of the competition, the principles, conditions and stages of development of performance criteria for student government in the competitive activity.

Основная тенденция современного профессионального образования - это наиболее полное раскрытие творческого потенциала будущего специалиста, повышение личной ответственности за социальную реализацию собственного предназначения и признания, а также за решения конкретных проблем [1].

Социальное развитие личности будущего специалиста невозможно вне коллективной самоорганизации в студенческой среде, а именно студенческого самоуправления. Однако современная практика развития студенческого самоуправления в большинстве вузов страны основана на традициях, сложившихся в советский период. Студенческое самоуправление, как правило, рассматривается как административный ресурс (ресурс управления), выполняющий вспомогательную функцию по отношению к организации воспитательной работы в вузе, на факультете, в учебной группе. Сложившаяся ситуация не обеспечивает переход на компетентностную модель под-

© Винокурова Н. В., 2013

готовки кадров, не способствует формированию профессиональной и социальной компетентности будущих специалистов, а традиционные виды деятельности студенческого самоуправления не являются востребованными со стороны студенчества. Результатом данного подхода являются низкий уровень студенческой социальной активности, инициативности и ответственности, отсутствие развитых социальных практик в молодежной студенческой среде и доминирование досу-говой деятельности.

В связи с этим проблема, на осмысление которой направлена настоящая статья, состоит в противоречии между необходимостью развития студенческого самоуправления в вузе и кризисом традиционных видов деятельности студентов, обеспечивающих условия развития студенческого самоуправления. В качестве решения предложенной проблемы мы хотели бы рассмотреть развитие студенческого самоуправления в конкурсной деятельности.

В современной психолого-педагогической литературе рассматриваются различные подходы к определению студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление рассматривается как

- социальный институт и ресурс общественного развития (Г. Ю. Баландина, В. В. Овчинников, Н. А. Помелова, И. И. Тимерманис);

- часть воспитательной работы и вне учебной деятельности в образовательном учреждении (И. А. Винтин, Т. Н. Волоткевич, С. Г. Заяц, В. М. Певзнер, А. Н. Чиж);

- источник формирования гуманистической направленности личности (Л. Д. Варламова, Г. Б. Жанбуршина);

- средство формирования лидерских качеств и социальной активности студентов (С. И. Карпенко, Л. П. Шигапова);

- средство профессионального становления личности специалиста (Г. В. Гарбузова, А. И. Давыдова, А. Я. Камалетдинова, И. С. Клименко, О. А. Колмогорова).

Исходя из анализа различных подходов к определению сущности студенческого самоуправления, в нашей статье мы будем понимать под ним режим протекания совместной и самостоятельной жизнедеятельности студентов [2], который обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в студенческой среде, задает реальные возможности гражданского, социального и личностного самоопределения студентов.

Студенческое самоуправление развивается практически во всех видах деятельности студентов, в которых возникают отношения взаимодействующего характера, сотрудничества и общения. Наиболее сильное влияние на развитие студен-

ческого самоуправления оказывает деятельность, направленная на реализацию конкретных проектов, творческих дел, событий, решения значимых для студентов социальных проблем, при этом эффективное развитие студенческого самоуправления предполагает поощрение инициативы, активности студентов, разграничение обязанностей и ответственности. Все перечисленные условия необходимые для развития студенческого самоуправления, наиболее полно представлены в рамках организации конкурсной деятельности студентов.

Под конкурсной деятельностью студентов мы понимаем осознанное целенаправленное взаимодействие членов конкурсной команды (профильного органа студенческого самоуправления) на основе общей цели, объекта, предмета и условий конкурса.

Конкурсная деятельность студентов в вузе может быть направлена на достижение следующих целей: стимулирование к достижению оптимальных результатов обучения, научной, общественной, спортивной, культурно-творческой деятельности; развитие профессиональных и общекультурных компетенций; трансляция духовных ценностей.

В основе участия студентов в конкурсной деятельности находится принцип соревновательности, который является стимулом для создания инициативных групп, формирования целей, задач, определения средств и способов участия в конкурсе в соответствии с установленными требованиями к качеству результатов.

Таким образом, развитие студенческого самоуправления в конкурсной деятельности рассматривается нами как поэтапный процесс развития совместной деятельности студентов в режиме подготовки и реализации конкурсных заданий, обеспечивающий формирование групповых мотивов деятельности, организаторских навыков и умений, инициативы и самостоятельности, а также динамику демократических отношений в студенческой среде и способствующий гражданскому, социальному и личностному самоопределению, развитию индивидуальной или групповой социальной активности и ответственности.

Современная практика конкурсной деятельности студентов в вузе представлена многообразием видов конкурсов и форм их проведения.

В зависимости от цели проведения конкурса существуют следующие виды:

- мотивационные конкурсы, ориентированы на удовлетворение потребности в признании заслуг и достижений со стороны окружающих. Например, в ВятГГУ ежегодно проводятся такие конкурсы, как внутривузовский конкурс студенческих плакатов «Наука - это мы!», внутривузов-

ский студенческий конкурс фоторабот «Наука нашими глазами», конкурс «Лучший лидер студенческого научного общества факультета», конкурс «Лучшее студенческое научное общество факультета»;

- корпоративные (вузовские) конкурсы - это конкурсы, проводимые для укрепления и развития студенческого духа и сплочения студенчества. Примером такого конкурса в ВятГГУ является конкурс «Эй, Первокурсник!» и вузовский этап Всероссийского конкурса «Студенческая весна»;

- целевые конкурсы, проводятся для того, чтобы решить конкретную задачу или актуальную проблему. Можно выделить такие подвиды целевых конкурсов: инновационный, информационный, профессиональный (кадровый), «дисциплинарный»:

- инновационный конкурс проводят для того, чтобы стимулировать студентов к предложению новых идей или найти нестандартный подход для решения сложной задачи. Данный конкурс ориентирован на выявление инициативных и талантливых студентов, потенциальных новаторов;

- информационный конкурс направлен на привлечение внимания к важным событиям. К примеру, в ВятГГУ традиционно проводится студенческий конкурс плакатов по экологии «Мне не безразлично»;

- профессиональный (кадровый) конкурс ориентирован на выявление уровня владения практическими навыками и умениями студентами старших курсов, формирования мотивов повышения профессиональной подготовленности и компетентности выбранной профессии;

- «дисциплинарный» конкурс нацелен на изменение нежелательных моделей поведения студентов, учебных групп и устранение проблем, связанных с нарушением дисциплины, асоциальными проявлениями и т. д.

Целевой аудиторией конкурса могут быть как отдельные студенты, так и студенческие коллективы, группы, объединения. В соответствии с этим по составу участников в конкурсе выделяют:

- индивидуальные конкурсы, предполагают индивидуальное участие в конкурсных мероприятиях и оценивание личных достижений конкурсанта;

- коллективные конкурсы, ориентированы на оценку результатов конкурсной деятельности группы или коллектива студентов.

Студенческие конкурсы могут охватывать одну или несколько территорий, в связи с этим выделяют конкурсы различных территориальных уровней, например:

- локальные конкурсы. Конкурсные испытания проводятся для студентов одного образовательного учреждения или структурного подраз-

деления. В связи с этим локальные конкурсы подразделяются на факультетские конкурсы, внут-ривузовские конкурсы;

- городские конкурсы (межвузовские конкурсы), предполагают активное участие студентов всех образовательных учреждений того или иного уровня и типа и расположенных на территории одного муниципального образования;

- областные конкурсы, нацелены на привлечение к участию в конкурсе студентов всех учебных заведений профессионального образования одного субъекта Российской Федерации;

- региональные конкурсы, ориентированы на участие представителей из субъектов РФ одного региона;

- всероссийские конкурсы - география конкурсантов представлена как минимум пятью субъектами Российской Федерации;

- всероссийские конкурсы с международным участием, состав участников конкурса должен быть представлен в том числе и участниками из других стран;

- международные конкурсы, предполагают участие в конкурсе представителей не менее чем из пяти стран.

Кроме того, формы проведения конкурсов могут быть различными. Как правило, выделяют:

- очный конкурс - участники приезжают на конкурс и принимают непосредственное участие в конкурсных мероприятиях;

- заочный конкурс - участники отправляют свои конкурсные материалы и заявку на электронную почту оргкомитета конкурса, конкурс проходит без его непосредственного участия;

- internet-конкурс (дистанционный конкурс) - конкурсные мероприятия проводятся на сайте конкурса или организации, чаще всего на форуме.

В свою очередь, по кругу участников студенческие конкурсы могут быть поделены:

- открытый конкурс - круг потенциальных участников конкурса не ограничен.

- закрытый конкурс - в конкурсе принимают участие только студенты, специально приглашенные для этой цели или являющиеся членами какой-либо студенческой организации образовательного учреждения, например профсоюзной организации, научного общества студентов, студенческого совета.

Таким образом, в практике конкурсного движения существует множество видов и форм конкурсов, которые ориентированы на стимулирование различных видов деятельности и повышение ее результатов. Наибольшим потенциалом для развития студенческого самоуправления, на наш взгляд, обладают коллективные конкурсы, при этом круг участников этих конкурсов может быть как открытым, так и закрытым.

Эффективное развитие студенческого самоуправления в конкурсной деятельности возможно через определение концептуальных основ данного процесса, а именно принципов:

- включенности студентов в конкурсную деятельность, проявляется в осознании студентами цели и задач проведения конкурса, условий и результатов конкурсной деятельности;

- мотивации студентов на успешность участия в конкурсной деятельности, предполагает использование различных форм морального и материального стимулирования;

- свободы и самодеятельности, гарантирует студентам возможность определять цель участия в конкурсе, средства и способы ее реализации, через проявление активности, творчества, самостоятельности, самодеятельности и ответственности;

- социальной значимости деятельности, предполагает мобилизацию интересов студентов вокруг решения единой цели, сплачивающей участников совместной конкурсной деятельности, при этом другие цели становятся сопутствующими и подчиняются главной.

Кроме того, процесс развития студенческого самоуправления в конкурсной деятельности, построенный на выделенных нами принципах, позволит включить в данный процесс как можно большее количество студентов, делая их участие личностно значимым.

Развитие студенческого самоуправления в конкурсной деятельности достаточно важно обеспечить соответствующими организационно-педагогическими условиями, в качестве которых мы выделяем:

- эмоционально-мотивационные условия развития студенческого самоуправления, а именно: формирование стремления решать актуальные проблемы, иметь позитивные межличностные отношения, быть первым среди лучших, иметь высокий авторитет, успех в глазах окружающих; получать одобрение, позитивную оценку; стремление преодолевать трудности в решении поставленной цели, стремление к успеху или стремление к самосовершенствованию;

- когнитивные условия развития студенческого самоуправления, предполагают формирование и развитие профессиональных компетенций, необходимых для участия в конкурсной деятельности, аналитических умений, необходимых для осуществления анализа ситуаций и самостоятельного принятия решений на основе осознанного выбора;

- подготовку студентов к организаторской деятельности как условие развития студенческого самоуправления [2], а именно: формирование у студентов организаторских навыков и умений на основе практического применения управ-

ленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях;

- организационные условия - это координация деятельности участников кураторами конкурса, создание кураторами конкурса ситуации выбора в условиях конкурсной деятельности. На уровне участников конкурса к данной группе условий относятся распределение обязанности внутри конкурсной команды, определение лидера, обладающего коммуникативными и организаторскими способностями, закрепление полномочий и ответственности между членами команды.

Как было сказано выше, развитие студенческого самоуправления в конкурсной деятельности - это поэтапный процесс, в соответствии с этим мы выделяем три этапа развития студенческого самоуправления, в основе которых положены этапы участия в конкурсной деятельности (см. таблицу).

Опираясь на изложенные подходы к развитию студенческого самоуправления в конкурсной деятельности, в апреле 2013 г. социально-гуманитарным факультетом ВятГГУ был организован университетский студенческий конкурс социальных акций «НАМ НЕ ВСЁ РАВНО!» (куратор конкурса - кандидат педагогических наук, доцент Е. В. Волченкова).

Целью конкурса являлось стимулирование активности и творческого потенциала студентов посредством включения в решение актуальных социальных проблем.

Участниками конкурса могли выступить только конкурсные команды в составе пяти человек, но данное условие не ограничивало круг возможных участников, так как под участниками нами также понимались и студенты, принявшие участие в проводимой конкурсантами социальной акции.

Основная конкурсная деятельность была направлена на подготовку и реализацию социальных акций, ориентированных на решение целей и задач комплексных целевых программ Концепции воспитания студентов ВятГГУ, тем самым условиями конкурса была предусмотрена ситуация выбора для участников конкурса, которая проявлялась в выборе той или иной КЦП. Таким образом, грамотная организация конкурсной деятельности студентов может стать многофункциональным механизмом для решения широкого спектра воспитательных задач.

В процессе подготовки и непосредственного участия в конкурсе конкурсные команды приобретали такие признаки самоуправления, как автономность функционирования; гибкость, дина-

Этапы развития студенческого самоуправления в конкурсной деятельности

Этап Этап конкурсной деятельности Этап развития студенческого самоуправления

1 Этап подготовки к конкурсу: - подача заявки на участие в конкурсе; - подготовка конкурсных материалов на основе заданий конкурса и в соответствии с требованиями конкурсной документации Этап формирования профильного органа студенческого самоуправления (конкурсной команды) Конкурсная команда может формироваться из числа студентов одной учебной группы, факультета, представителей различных факультетов вуза. Условия создания команды определены в положении о конкурсе и напрямую зависят от целей проведения конкурса. Признаки этапа: -деятельность команды направлена на формулирован!® целей и задач участия в конкурсной деятельности, определения временных рамок, форм и способов достижения целей конкурса; - формирование мотивации достижения у членов конкурсной команды; - номинализащя команды - формулирование названия конкурсной команды, разработка символики команды, выбор лидера и пр.

2 Этап участия в конкурсе: - выполнение конкурсных заданий (визитка - представление команды участников, защита проекта, проведение социальной акции, мастер-класса, кураторского часа и т. д.) Этап функционирования профильного органа студенческого самоуправления Признаки этапа: - возникновение организационной структуры конкурсной команды; - высокий уровень групповой подготовленности и сотрудничества; - партнерский характер отношений внутри конкурсной команды; - использование внешних и внутренних ресурсов, необходимых для успешного выполнения конкурсных заданий

3 Этап оценки результатов в конкурсе: - подведение итогов конкурса; - награждение победителей и участников конкурса Этап устойчивого функционирования студенческого самоуправления Признаки этапа: - целостность структуры и содержания социально значимых мотивов участия в конкурсной деятельности; -умение выстраивать отношения с окружающими людьми в процессе совместной деятельности; - владение навыками управления и самоуправления; - самостоятельность и готовность к принятию решений

Т. А. Втюрина. Ментальная репрезентация мотивации: теоретические и эмпирические аспекты изучения

мичность системы, основанной на сочетании интересов участников; самостоятельность в подготовке заданий конкурса; правомочное принятие решений по внутренним проблемам конкурсной команды; самостоятельный выбор цели, объекта, предмета деятельности, способов и средств ее достижения; наличие коллективного управления, соотношение развития самоуправления с повышением самостоятельности организации; активизация инициатив студентов.

Признаками результативности развития студенческого самоуправления в конкурсной деятельности могут быть количественные и качественные критерии и показатели. Среди количественных критериев мы выделяем общее число участников конкурсной деятельности на уровне вуза, факультета, учебной группы. Как качественные критерии мы предлагаем использовать следующие:

- критерий социальной значимости деятельности, проявляется в уровне инициативы, самостоятельности и ответственности студентов в достижении целей и задач конкурса;

- мотивационный критерий - уровень сфор-мированности групповых мотивов деятельности у студентов - участников конкурса;

- операционный критерий - уровень организаторских навыков и умений студентов;

- практический критерий - уровень развития профессиональных компетенций студентов, сформированный на основе ситуации выбора в условиях конкурсной деятельности.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что развитие конкурсной деятельности в вузе позволит осуществить переход от традиционных подходов к развитию студенческого самоуправления в вузе, к инновационным, обеспечивающим проявление инициативы студентов, вовлечение их в решение значимых проблем университета, города, страны.

Примечания

1. Лопатина Р. Ф. Проведение конкурсов молодежных проектов в вузе культуры и искусств как один из стимулов развития молодежного предпринимательства в студенческой среде. URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=17656548

2. Богданова Р. У. Студенческое самоуправление: инновационный подход. URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=16496023

УДК 159.947.5

Т. А. Втюрина

МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МОТИВАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

В статье обосновывается введение категории «ментальная репрезентация», рассматриваются подходы к ее определению, соотношение с понятиями «образ мира», «ментальный опыт». Представлены результаты эмпирического исследования ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании.

The article explains the introduction of the category "mental representation", the approaches to its definition, the ratio of the concepts of "image of the world", "mental experience". The results of an empirical study of mental representations of motivation in science and everyday consciousness.

Ключевые слова: ментальная репрезентация, образ мира, ментальный опыт, мотивация.

Keywords: mental representation, image of the world, mental experience, motivation.

В настоящее время в психологической литературе увеличилось количество исследований, посвященных изучению субъективных отображений явлений психики [1]. Для обозначения особого рода психической реальности, которая инициируется «извне», внешним воздействием, но зарождается и обеспечивается «внутри» субъекта, используются различные понятия: образ мира, ментальный опыт, ментальная репрезентация, внутренний мир и др. [2] А. В. Карпов отмечает, что исследование данных форм субъективной репрезентации объективной реальности является «магистральной тенденцией общепсихологических исследований» [3]. Эти исследования направлены на изучение содержательных особенностей субъективного отображения как психической реальности в целом, так и отдельных ее феноменов, на раскрытие структурно-функциональной организации внутреннего мира как собственного, так и другого человека.

Ментальная репрезентация трактуется в психологии как отражение в сознании человека определенных характеристик мира, как внутренняя, субъективная модель внешнего и внутреннего мира. Изучение психической реальности в терминах ментальных репрезентаций способствует сохранению рефлексивной позиции по отношению к познанию. Понятие «ментальная репрезентация» формулируется нами при соотнесении разных точек зрения на данную проблему. По мнению Е. А. Сергиенко, понятие «репрезентация» определяет как «представленность себе»,

© Втюрина Т. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.