Научная статья на тему 'Особенности социальной адаптации и защиты студентов вузов'

Особенности социальной адаптации и защиты студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
309
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL ADAPTATION / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS / SOCIAL POLICY / YOUTH POLICY / SOCIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куликов С.П., Новиков С.В., Сазонов А.А.

Статья посвящена анализу особенностей формирования и развития социальной адаптации и защиты студентов высших учебных заведений. Выделены основные аспекты присущие социальной адаптации студентов университетов. Представлены органы занимающиеся саморегулированием, направленным на развитие процессов адаптации обучающихся студентов. Рассмотрены основные виды дотаций, получаемые студентами в ВУЗах в рамках реализации механизмов социальной защиты. Приведены основные правила, способствующие облегчению процесса социальной адаптации студентов. Авторами приведена система психологического сопровождения студентов обучающихся на первом курсе качественным образом способствующая улучшению социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куликов С.П., Новиков С.В., Сазонов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of social adaptation and protection of university students

The article is devoted to the analysis of features of formation and development of social adaptation and protection of students of higher educational institutions. The main aspects of social adaptation of University students are highlighted. The bodies engaged in self-regulation aimed at the development of adaptation processes of students are presented. The main types of subsidies received by students in Universities in the framework of the implementation of social protection mechanisms are considered. The basic rules that facilitate the process of social adaptation of students are given. The authors present a system of psychological support of students enrolled in the first year qualitatively contributes to the improvement of social adaptation.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной адаптации и защиты студентов вузов»

Особенности социальной адаптации и защиты студентов вузов

Куликов С.П., Новиков С.В., Сазонов А.А.

Статья посвящена анализу особенностей формирования и развития социальной адаптации и защиты студентов высших учебных заведений. Выделены основные аспекты присущие социальной адаптации студентов университетов. Представлены органы занимающиеся саморегулированием, направленным на развитие процессов адаптации обучающихся студентов. Рассмотрены основные виды дотаций, получаемые студентами в ВУЗах в рамках реализации механизмов социальной защиты. Приведены основные правила, способствующие облегчению процесса социальной адаптации студентов. Авторами приведена система психологического сопровождения студентов обучающихся на первом курсе качественным образом способствующая улучшению социальной адаптации.

Ключевые слова: социальная адаптация, психологические особенности студентов, социальная политика, молодежная политика, социальная защита.

В современной науке и практике понятие адаптации занимает ключевые позиции при разработке методов повышения эффективности подготовки студентов. Адаптация студентов включена в ряд фундаментальных вопросов образования: подготовка конкурентоспособных специалистов, развитие личности, профессионализация, социализация студентов. От успешности вузовской адаптации зависит профессиональное становление студентов, их вхождение в новую социальную ситуацию развития. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования потребность в исследованиях вузовской адаптации возрастает. При этом имеющиеся разработки не в полной мере соответствуют росту данной потребности. В частности, в них не отражено влияние на процесс профориентации абитуриентов и адаптации студентов в ВУЗе возрастающих информационных потоков. Под их воздействием у учащихся формируются образы ВУЗа и факультета, основанные на предпочтении тех или иных условий подготовки к профессиональной деятельности, на идеальных представлениях о социальной среде ВУЗа и факультета. Вместе с тем образы ВУЗа и факультета складываются и на основе оценки представленных в том или ином ВУЗе или факультете реальных условий. Исследование закономерностей взаимной обусловленности адаптации студентов и формирова-

ния образа ВУЗа и факультета может дать результаты, важные для разработки мер упреждающей адаптации [4,5].

Современными тенденциями, характерными для российской молодежи в целом, являются индивидуализм, карьеризм, переход к потребительскому стилю жизни. Навязывание ценностных образцов, которые, с одной стороны, несут печать экономическо-нравственной депрессии, а с другой - ставящие успех на вершину личных культурных стратегий, приводит к проникновению достижительских стратегий во все молодежные идентичности. Ценности индивидуализма и карьеризма уже давно прочно вошли в жизненный стиль, и ценность коллективной деятельности не является определяющей для молодежи, конструирующей собственный стратегический путь, однако, патерналистские настроения во многом производятся и воспроизводятся и на данном этапе развития общества. Формирование эффективной молодежной политики в ВУЗе сегодня относится к одной из важных задач, которые стоят перед системой образования в целом. Несмотря на снижение определяющей роли высшего образования для реализации успешного трудового пути, исследователи признают, что студенты ВУЗов представляют собой наиболее образованную часть молодежи, что лишь повышает значимость конструирования гуманистической, успешной и здоровой личности, и места высшего учебного заведения в этом процессе [3].

Адаптация включает взаимодействие психологических, социальных и биологических факторов. Выде-

ляют три главных аспекта адаптации: дидактический, профессиональный и социальный. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям среды как физического, так и социального. Именно ее рассмотрим подробнее. Адаптация представляет собой приспособление живого организма к динамическим условиям внешней и внутренней среды. В психологии интенсивно изучают адаптацию человека как личности в социальной среде с учетом требований общества, собственных потребностей, интересов и возможностей [1,2].

Социальная адаптация представляет собой сложный многогранный процесс активного приспособления индивида к социальной среде в которой он находится. У каждого индивида социальная адаптация происходит в зависимости от ценностных ориентаций, избранных целей, возможностей. Она имеет непрерывный характер, но наиболее сказывается при изменении деятельности человека его социального окружения. Специфика адаптации первокурсника зависит от того, насколько его жизненные ориентации и интересы сосредотачиваются на обучении в ВУЗе или тесно с ним связанны. Рассмотрим систему психологического сопровождения студентов обучающихся на первом курсе (рис. 1.).

Важным моментом социальной адаптации является определенное противостояние между личными планами, привычками, способностями студента и тем, положением, которое он занимает в группе, на курсе, в ВУЗе, теми требованиями, которые относятся к нему, как к студенту. Выделяют два главных момента в процессе социальной адаптации [5]:

Рис.1. Система психологического сопровождение студентов обучающихся на первом курсе высшего учебного заведения

1. Успешность студента. Чувство удовлетворенности результатами учебной работы.

2. Социальный успех. Заключается в освоение новых условий жизни, завоевание авторитета в студенческом коллективе и собственно у преподавателей ВУЗа.

Особенностью коллектива на начальном этапе адаптации является то, что став студентами, они попадают в среду, где никто ничего не знает друг о друге. Но студенты учащихся в классе были замкнуты в себе, застенчивые, тихие, пассивные, могут проявить свои способности и занять определенный статус в группе. Можно сказать, что среда на первых порах более благоприятным для самореализации и самораскрытия, поскольку ее изменение и новизна снимает некоторые эмоциональные барьеры. Стремление к самоутверждению личности в новом

коллективе может привести к конкуренции и борьбе между его членами за лидерство [3].

В таких случаях очень сложно тем студентам первокурсникам, которые были лидерами в школе, привыкли быть первыми, а в студенческой жизни не выдержал этой борьбы. Тогда возникает ощущение отторжения и ненужности данному коллективу. Причиной возникновения этих ощущений является то, что человек не может сразу изменить свой статус и занять место, к которому привык и всегда стремился. Дополнительной проблемой является то, что группа не хочет видеть данную личность в той или иной роли. Такой ход событий больно влияет на личность данного студента, который в будущем не способен бороться с натиском всей группы и может стать «аутсайдером». В ВУЗе для развития про-

цесса адаптации студентов существуют следующие органы студенческого самоуправления [2]:

- руководящий орган;

- студенческий совет на уровне факультета;

- представители совета на потоке или в академической группе.

Руководящий орган возглавляет председатель студенческого самоуправления. Его выбирают каждый год из числа нескольких кандидатов, каждый из которых представляет свою программу развития университета и роли студенческого самоуправления в ВУЗе. Кандидат, получивший большинство голосов, становится лидером студенческого самоуправления и находится в тесном взаимодействии с администрацией ВУЗа: от согласованности их действий зависит, насколько успешными будут студенческие инициативы. Кроме председателя и его заместителя в состав самоуправления входят студенты, ответственные за работу по разным направлениям. Выделяют такие сектора деятельности [1]:

- процесс обучения;

- культмассовая работа, спорт и пропаганда здорового образа жизни;

- научное направление, дисциплина и самоорганизация;

- связи с общественностью и организация мероприятий, и социальная работа.

Задача ответственных студентов - собрать команду, которая будет реализовывать проекты студенческого самоуправления. Концерты, КВН, интеллектуальные игры, театральные постановки - все эти мероприятия обычно организовывают именно активисты. Те же, кому

ближе организационная работа, сотрудничают с администрацией: участвуют в составлении расписания, сотрудничают с библиотекой, предлагают новые направления развития ВУЗа и улучшения студенческой жизни.

Для студентов, магистрантов и аспирантов ВУЗов доступны разнообразные меры поддержки, как на региональном, так и на федеральном уровне. Социальная поддержка доступна разным категориям студентов; в зависимости от категории выплаты могут быть как единовременными, так и регулярными. Дотации назначаются и выплачиваются студенческими и профсоюзными организациями (администрацией) университета на основании личного заявления студента. Рассмотрим основные виды дотаций, получаемых студентов в ВУЗах в рамках социальной защиты [4,6]:

Дотация Мэрии Москвы. Ежемесячная дотация Мэрии г. Москвы устанавливается в целях социальной защиты студентов, обучающихся на дневных отделениях государственных вузов г Москвы, и действует в течение учебного года. Дотации назначаются и выплачиваются студенческими и профсоюзными организациями (администрацией) ВУЗов на основании личного заявления студента. Выплата дотации Мэрии Москвы студентам осуществляется Университетом ежемесячно в течение учебного года с момента подачи заявления и подтверждающих документов в профсоюзную организацию. Критерии получения:

- студенты-сироты;

- студенты-инвалиды;

- студенты из многодетных семей;

- студенты, имеющие детей;

- студенты-участники военных действий;

- студенты, имеющие родителей-инвалидов, родителей-пенсионеров;

- студенты из неполных семей и т.д.

Материальная помощь обучающимся студентам. Единовременная материальная помощь оказывается нуждающимся студентам и аспирантам очной формы обучения, обучающимся за счет средств федерального бюджета и являющимися гражданами РФ. Единовременная материальная помощь распределяется в пределах выделенных средств фонда материальной помощи. Размер выплаты определяется на основании решения стипендиальной комиссии. Приказ о выплате материальной помощи издается ежемесячно на основании решения стипендиальной комиссии. Обучающийся может воспользоваться единовременной материальной помощью не более двух раз в календарный год. Обстоятельства, учитываемые при оказании единовременной материальной помощи:

- обучающиеся - дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, а также студенты из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обучающиеся - члены многодетных семей;

- обучающиеся из малоимущих семей;

- обучающиеся из неполных семей;

- обучающиеся - инвалиды;

- обучающиеся, имеющие одного или обоих родителей - инвалидов;

- обучающиеся, имеющие одного или обоих родителей - пенсионеров и т.д.

Государственная социальная стипендия студентам. Государственные социальные стипендии назначаются студентам, являющимся гражданами Российской Федерации, обучающимся за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета по очной форме обучения по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Право на получение государственной социальной стипендии имеет студент, подавший заявление в Студенческий офис Университета (СтО) и представивший документ (удостоверение, справка, военный билет, уведомление о назначении государственной социальной помощи и пр.), подтверждающий соответствие одной из категорий граждан, указанных выше. Государственная социальная стипендия в повышенном размере может быть назначена студентам первого и второго курсов, сдавших сессию на «отлично» или «хорошо» или «отлично» и «хорошо» и относящимися к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии или являющимися студентами в возрасте до 20 лет, имеющими только одного родителя -инвалида I группы, Повышение размера государственной социальной стипендии осуществляется с учетом результатов сессии на текущий семестр. Государственные социальные стипендии получают студенты, относящиеся к следующим категориям лиц:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя;

- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

- подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и т.д.

Для облегчения процесса социальной адаптации можно использовать определенные правила, например:

1. Старайтесь выполнять новую интересную работу.

2. Активно старайтесь получить нужную информацию и знания.

3. Не избегайте тех, кто хочет помочь.

4. Не создавайте эмоциональный барьер в общении с одногрупп-никами, будьте приветливыми и доброжелательными.

5. Проводите свободное время с пользой, заводите новых друзей.

6. Всегда будьте оптимистом, верьте в свои возможности.

Итак, на основе проведенного выше теоретического исследования можно сделать следующие выводы, что социальная адаптация студентов к учебному процессу в ВУЗе зависит от различных компонентов окружающей среды и внутреннего состояния самих студентов. Изменение среды требует от вчерашних школьников не только старания и подготовки, но и изменений. Трудности, с которыми сталкиваются первокурсники, не всегда могут

быть решены успешно ими самими. В таких случаях нужна помощь и поддержка деканата, кураторов, преподавателей, а в некоторых случаях психолога.

Выводы

Исследование данного вопроса открывает перспективы для управления процессом адаптации через управление образом, складывающимся в сознании студента. Используемые технологии нацелены на работу с ограниченным контингентом (лекции, тренинги, семинары), а изменение в оценке среды влияет на массовое восприятие, что позволяет экономить материальные и временные ресурсы. Кроме того, оценка среды имеет более долговременный эффект, чем используемые контактные технологии повышения эффективности адаптации за счет устойчивости создаваемых стереотипов. Таким образом, разработка проблемы адаптации студента в ВУЗе становится одной из насущных задач психологической науки. Вопрос детерминации процесса адаптации является одним из важнейших в социальной, педагогической психологии и психологии труда. Это вопрос о том, в какой мере успешность подготовки студентов в ВУЗе зависит от объективных и субъективных факторов. Разные авторы фокусируют свое внимание на различных элементах данного понятия: среда, личность. В настоящее время в психологической науке преобладают аналитические попытки описания влияния сложившегося образа ВУЗа на адаптацию студентов. Как следствие, эти попытки не являются конструктивными, а списки предлагае-

мых показателей и факторов вариативны и эмпирически не подтверждены. Такая зависимость остается невыявленной в силу ограниченности подходов к решению данного вопроса.

Литература

1. Балабанова А. М. Особенности адаптации студентов в вузе // Молодой ученый. - 2018. - №14. -С. 254-256. - URL https://moluch.ru/archive/200/49242/ (дата обращения: 20.11.2019).

2. Пономарев П.А., Штильников Д.Е., Пономарева А.П. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 38-42. - URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/238 /12364/ (дата обращения: 20.11.2019).

3. Рогалева Г.И. Социальная адаптация студентов на основе педагогической поддержки // Молодой ученый. - 2015. - №1. - С. 479-484. - URL https://moluch.ru/archive /81/14523/ (дата обращения: 20.11.2019).

4. Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 г.г.» // Документ распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. № 21 ст. 2671, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 20 мая 2013 г.

5. Руденко А.Н. Педагогическая поддержка личностного роста студента средствами разно уровневого обучения / А. Н. Руденко // Знание. Понимание. Умение, 2011. - № 3. -С. 315-318.

6. Смирнов А.А. Адаптация студентов и образ вуза: монография / А.А. Смирнов, Н.Г. Живаев; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2010. - 168 с.

7. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Сорокин А.Е Мониторинг эффективности реализуемых программ и проектов в области молодежной политики в российских образовательных организациях. Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 10 (96). С. 76-83.

8. Куликов С.П., Новиков С.В., Сорокин А.Е., Борзов О.А. Нормативные и правовые основы деятельности государства в области молодежной политики. Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 196-198.

9. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Щитов К.В. Анализ количественных показателей, влияющих на эффективность проведения общественно значимых мероприятий образовательными организациями рф. Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 473-478.

10. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Драгунова Е.В. Оценка качественных индикаторов, характеризующих опыт образовательных организаций в области молодежной политики, дополнительного образования и формирования здорового образа жизни. Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 467472.

11. Просвирина Н.В., Тихонов А.И., Новиков С.В. Воспитание студенческой молодёжи в контексте культурного развития личности. Московский экономический журнал. 2018. № 3. С. 19.

12. Михайлов А.А., Федотова М.А., Тихонов А.И., Новиков С.В. Проблемы профессионального самоопределения студенческой молодежи. Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 206-210.

13. Куликов С.П. Об актуальных подходах к организации деятельности волонтерских центров и объединений в образовательных организациях высшего образования. Глобальный научный потенциал. 2018. № 12 (93). С. 170-173.

14. Метечко Л.Б., Сорокин А.Е., Тихонов А.И., Новиков С.В. Эпоха трех "Э" и возможные тенденции развития. Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 92.

15. Метечко Л.Б., Сорокин А.Е. Кластерная стратегия экоинноваци-онного развития машиностроительной отрасли. СТИН. 2017. № 10. С. 27-30.

Features of social adaptation and protection

of university students Kulikov S.P., Novikov S.V., Sazonov A.A.

Moscow aviation institute (national research university)

The article is devoted to the analysis of features of formation and development of social adaptation and protection of students of higher educational institutions. The main aspects of social adaptation of University students are highlighted. The bodies engaged in self-regulation aimed at the development of adaptation processes of students are presented. The main types of subsidies received by students in Universities in the framework of the implementation of social protection mechanisms are considered. The basic rules that facilitate the process of social adaptation of students are given. The

authors present a system of psychological support of students enrolled in the first year qualitatively contributes to the improvement of social adaptation.

Keywords: social adaptation, psychological characteristics of students, social policy, youth policy, social protection.

References

1. Balabanova A. M. Features of the adaptation

of students in high school // Young scientist. - 2018. - No. 14. - S. 254-256. - URL https://moluch.ru/archive/200/49242/ (accessed: 11/20/2019).

2. Ponomarev P.A., Shtilnikov D.E., Ponomareva A.P. Socio-psychological adaptation of first-year students // Psychological Sciences: Theory and Practice: Materials of the V Intern. scientific conf. (Moscow, June 2017). - M.: Buki-Vedi, 2017 .-- S. 38-42. - URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/238/123 64/ (accessed: 11/20/2019).

3. Rogaleva G.I. Social adaptation of students

based on pedagogical support // Young scientist. - 2015. - No. 1. - S. 479-484. - URL https://moluch.ru/archive / 81/14523 / (accessed: 11/20/2019).

4. The order of the Government of the Russian

Federation of May 15, 2013 No. 792-r "On approval of the state program of the Russian Federation" Development of education "for 2013-2020" // The document of the order was published in the Meeting of the legislation of the Russian Federation of May 27, 2013. No. 21, Art. 2671, on the "Official Internet Portal of Legal Information" (www.pravo.gov.ru) May 20, 2013

5. Rudenko A.N. Pedagogical support of student

personal growth by means of different levels of education / A. N. Rudenko // Knowledge. Understanding. Skill, 2011. - No. 3. - S. 315318.

6. Smirnov A.A. Adaptation of students and the

image of the university: monograph / A.A. Smirnov, N.G. Zhivaev; Yarosl. state un-t them. P.G. Demidova. - Yaroslavl: Yaroslavl State University, 2010 .-- 168 p.

7. Kulikov SP, Novikov SV, Prosvirina NV, Sorokin A.E Monitoring the effectiveness of ongoing programs and projects in the field of youth policy in Russian educational organizations. Regional problems of economic transformation. 2018. No. 10 (96). S. 76-83.

8. Kulikov S.P., Novikov S.V., Sorokin A.E., Borzov O.A. Normative and legal foundations of state activity in the field of youth policy. Financial economics. 2018. No. 6. S. 196-198.

9. Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V.,

Shchitov K.V. Analysis of quantitative indicators affecting the effectiveness of socially significant events by educational organizations of the Russian Federation. Financial economics. 2018. No. 8. S. 473478.

10. Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V., Dragunova E.V. Assessment of quality indicators characterizing the experience of educational organizations in the field of youth policy, additional education and the formation of a healthy lifestyle. Financial economics. 2018.No 8.P. 467-472.

11. Prosvirina N.V., Tikhonov A.I., Novikov S.V. Education of student youth in the context of the cultural development of the individual. Moscow Economic Journal. 2018. No. 3. P. 19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Mikhailov A.A., Fedotova M.A., Tikhonov A.I., Novikov S.V. Problems of professional self-determination of student youth. Financial economics. 2018. No. 6. S. 206-210.

13. Kulikov S.P. On current approaches to organizing the activities of volunteer centers and associations in educational organizations of higher education. Global scientific potential. 2018.No 12 (93). S. 170173.

14. Matechko LB, Sorokin A.E., Tikhonov A.I., Novikov S.V. The era of the three "E" and possible development trends. Moscow Economic Journal. 2017. No. 4. P. 92.

15. Metechko LB, Sorokin A.E. Cluster strategy of eco-innovative development of the engineering industry. STIN. 2017. No. 10. P. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.