Научная статья на тему 'Актуальность проведения мониторинга мероприятий по воспитательной работе с обучающимися студентами'

Актуальность проведения мониторинга мероприятий по воспитательной работе с обучающимися студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВУЗЕ / ORGANIZATION OF WORK WITH YOUTH / STUDENT SELF-GOVERNMENT / EDUCATIONAL ACTIVITIES / STUDENT VOLUNTEERING / FORMATION OF EDUCATIONAL SPACE IN THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликов Сергей Павлович

Статья посвящена анализу актуальности проведения мониторинга мероприятий по воспитательной работе с обучающимися студентами в высших учебных заведениях. Определены предпосылки необходимые для эффективного и качественного формирования воспитательного пространства в ВУЗе. Выделены ключевые компетенции необходимые волонтерским школам при высших учебных заведениях, которые должны способствовать получению студентами уникальных навыков и умений. Приведена система оценки состояния и результативности воспитательной деятельности, с учетом выделения основных элементов входящих в ее структурный состав. Рассмотрены различные преференции, получаемые студентом от занятий волонтерской деятельности. Приведена схема формирования воспитательного пространства внутри высшего учебного заведения. Рассмотрены основные психологические и педагогические условия необходимые для формирования эффективного и качественного воспитательного пространства внутри в структуре высшего учебного заведения. Приведена структуризация блоков технологической модели формирования воспитательного пространства внутри ВУЗа. Проведен мониторинг воспитательной деятельности со студентами, в рамках которого были выделены следующие ключевые направления. Выделены критерии и показатели, необходимые для формирования воспитательного пространства внутри ВУЗа. Представлена группа технологий способствующих развитию механизмов формирование воспитательного пространства внутри ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликов Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF MONITORING EVENTS ON EDUCATIONAL WORK WITH TRAINING STUDENTS

The article is devoted to the analysis of the relevance of monitoring activities on educational work with students in higher educational institutions. The prerequisites necessary for the effective and qualitative formation of educational space in the University are determined. The key competencies necessary for volunteer schools at higher educational institutions, which should contribute to the students ' unique skills and abilities, are highlighted. The system of evaluation of the state and effectiveness of educational activities, taking into account the allocation of the main elements included in its structural composition, is given. Considered a variety of preferences received by the student from classes and volunteer activities. The scheme of formation of educational space within the higher educational institution is given. The main psychological and pedagogical conditions necessary for the formation of effective and high-quality educational space within the structure of higher education institutions are considered. The article presents the structuring of the blocks of the technological model of the formation of educational space within the University. The monitoring of educational activities with students was carried out, within the framework of which the following key areas were identified. The criteria and indicators necessary for the formation of educational space within the University are highlighted. A group of technologies contributing to the development of mechanisms of formation of educational space within the University is presented

Текст научной работы на тему «Актуальность проведения мониторинга мероприятий по воспитательной работе с обучающимися студентами»

Актуальность проведения мониторинга мероприятий по воспитательной работе с обучающимися студентами

Куликов Сергей Павлович,

к.с.н., заведующий кафедрой «Государственное управление и социальные технологии» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Milena.555@mail.ru

Статья посвящена анализу актуальности проведения мониторинга мероприятий по воспитательной работе с обучающимися студентами в высших учебных заведениях. Определены предпосылки необходимые для эффективного и качественного формирования воспитательного пространства в ВУЗе. Выделены ключевые компетенции необходимые волонтерским школам при высших учебных заведениях, которые должны способствовать получению студентами уникальных навыков и умений. Приведена система оценки состояния и результативности воспитательной деятельности, с учетом выделения основных элементов входящих в ее структурный состав. Рассмотрены различные преференции, получаемые студентом от занятий волонтерской деятельности. Приведена схема формирования воспитательного пространства внутри высшего учебного заведения. Рассмотрены основные психологические и педагогические условия необходимые для формирования эффективного и качественного воспитательного пространства внутри в структуре высшего учебного заведения. Приведена структуризация блоков технологической модели формирования воспитательного пространства внутри ВУЗа. Проведен мониторинг воспитательной деятельности со студентами, в рамках которого были выделены следующие ключевые направления. Выделены критерии и показатели, необходимые для формирования воспитательного пространства внутри ВУЗа. Представлена группа технологий способствующих развитию механизмов формирование воспитательного пространства внутри ВУЗа.

Ключевые слова: организация работы с молодежью, студенческое самоуправление, воспитательная деятельность, студенческое волонтерство, формирование воспитательного пространства в ВУЗе.

Формирование эффективной молодежной политики в ВУЗе сегодня относится к одной из важных задач, которые стоят перед системой образования в целом. Несмотря на снижение определяющей роли высшего образования для реализации успешного трудового пути, исследователи признают, что студенты ВУЗов представляют собой наиболее образованную часть молодежи, что лишь повышает значимость конструирования гуманистической, успешной и здоровой личности, и места высшего учебного заведения в этом процессе. Понимание данной задачи, а также введение аккредитацион-ного показателя «воспитательная деятельность образовательного учреждения» привело к тому, что сейчас воспитательная деятельность в ВУЗе и молодежная политика ВУЗа в целом повсеместно признается важной частью образовательной деятельности.

Студенческое самоуправление в ВУЗе характеризуется наличием разнообразных органов. Представители самоуправления есть в каждой группе: они объединяются в советы факультетов и институтов или студенческие деканаты, делегируют своих представителей в ученый совет университета. Действует студенческое самоуправление и в общежитии. Его представители, как правило [2,3]: следят за санитарным состоянием комнат и общих помещений; устанавливают график дежурств; отвечают за соблюдение порядка и дисциплины; инициируют ремонтные работы; участвуют в разработке и изменений правил проживания в общежитии.

Студенты, прошедшие школу студенческого самоуправления, обладают более высоким уровнем организаторских и лидерских качеств и социальной активности. Система студенческого самоуправления трансформировалась и представляет собой комплекс организационных структур, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию студенческой молодежи [3,4]. В последнее время о важности воспитательной работы в ВУЗах говорится и пишется очень много. Оно и понятно: в стране раз за разом происходят события, приковывающие внимание к этому сложному, многогранному, во многом противоречивому процессу. В новом законе «Об образовании» №273-ФЗ четко зафиксировано, что образование имеет две составляющие - воспитание и обучение. Важно одно: разговоры о значительной роли воспитательного процесса в становлении компетентного специалиста и

гп Д

о о .п

о

О Я

О о о

в

^

я П

■о

повышении качества образования стали очень масштабными, тема поднята на качественно новый уровень. Студенчество представляет собой движущую силу современного общества, настоящая и будущая интеллектуальная элита, на которую опирается и будет опираться государство. Оно - отражение социальных процессов, ожиданий, стремлений. Вместе с тем эта категория населения страны также является достаточно незащищенной, подверженной разного рода влияниям и внушениям. Студенческий возраст -крайне важный этап формирования взрослой личности. Необходимость в качественной, системной воспитательной работе не снижается, более того, она усиливается [6].

Новое студенчество требует новых подходов. Непонимание и непринятие факта изменения портрета современного студента приведет к заметному отдалению администраций университетов и профессорско-преподавательского состава от студенчества. Уровень вовлеченности студенчества в процессы воспитательной работы остается невысоким. Одним из направлений повышения социальной активности студентов является организация общероссийского форума «Россия студенческая». Форум является уникальной образовательной и интерактивной площадкой для обмена опытом и успешными практиками между представителями студенчества страны, интересующихся не только студенческим самоуправлением, но и творчеством, молодежной политикой, экономикой, инновациями, общественными кампаниями, гражданскими инициативами. Ключевой темой форума является создание студенческих трендов в Российской Федерации.

Организация и проведение внеучебной воспитательной работы сопровождается различными формами информирования студентов о проводимых мероприятиях, акциях, встречах, экскурсиях. На информационных стендах в учебных корпусах и на официальном сайте университета должна размещаться доступная для всех студентов информация о мероприятиях культурно-досуговой, спортивной, воспитательной направленности, афиши проводимых мероприятий, расписание работы творческих коллективов, клубов, спортивных секций, а также поздравления победителей конкурсов и соревнований различного уровня. Система оценки состояния и результативности воспитательной деятельности включает в себя следующие элементы [2,4]:

- проведение социологических опросов (анкетирование) студентов по вопросам учебной, научной, внеаудиторной и социальной работы;

- анализ опыта воспитательной работы факультетов, общеуниверситетских кафедр.

Современными тенденциями, характерными е для российской молодежи в целом, являются ин-^ дивидуализм, карьеризм, переход к потребитель-да скому стилю жизни. Навязывание ценностных обо разцов, которые, с одной стороны, несут печать <е экономическо-нравственной депрессии, а с дру-

гой - ставящие успех на вершину личных культурных стратегий, приводит к проникновению дости-жительских стратегий во все молодежные идентичности. Ценности индивидуализма и карьеризма уже давно прочно вошли в жизненный стиль, и ценность коллективной деятельности не является определяющей для молодежи, конструирующей собственный стратегический путь, однако, патерналистские настроения во многом производятся и воспроизводятся и на данном этапе развития общества.

Верным решением, направленным на развитие воспитания является создание волонтерского движения на базе специальной школы волонтеров деятельность, которой направлена на развитие надпрофессиональных компетенций, создание личного волонтерского трека и на подготовку различных волонтерских проектов. Этот образовательный курс для тех, кто готов раскрывать личный волонтерский потенциал, реализовывать волонтерские проекты и повышать качество работы волонтерского сообщества. Деятельность школы предполагает три этапа погружения [3]:

4. Базовые знания. Позволяет узнать об актуальных направлениях волонтерства и о волонтерском сообществе.

5. Основные компетенции. За время прохождения курса выработаете компетенции, необходимые волонтеру для участия в университетских и городских событиях.

6. Проектная деятельность. Позволяет принимать активное участие в разработке волонтерского проекта, который сможете реализовать в университете.

Следовательно, волонтерские школы должны способствовать получению студентами следующих навыков и умений [5]:

- ориентироваться в структуре волонтерского движения;

- ставить волонтерские цели и разрабатывать проекты;

- знать задачи и функции волонтера на мероприятиях;

- общаться в деловом стиле, презентовать себя и волонтерские проекты;

- уметь управлять командой, мотивировать и вовлекать, давать конструктивную обратную связь;

- эффективно решать различные конфликтные ситуации, контролировать себя, применять эмоциональный интеллект.

- уметь работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

В наши дни волонтерство является распространенной и популярной общественной деятельностью, участие в которой принимают тысячи людей во всем мире. В нем может участвовать любой человек, который готов потратить свои силы, время, душевное тепло на пользу обществу или конкретному человеку. Волонтер - это доброволец, помогающий без денежного вознаграждения. Волонтерская работа позволяет открыть и развить в себе но-

вые способности, которым до этого, возможно, негде было проявиться: навыки общения, разрешения конфликтов, проведения групповых занятий. Начинающие волонтеры пробуют себя в тех областях, в которых им, быть может, предстоит работать в будущем, они получают уникальную возможность на практике соотнести свои намерения со своими способностями.

Можно предложить следующие стратегические программные трансформации в реализации молодежной политики, в сфере воспитательной деятельности проводимой в ВУЗе [4].

Возможно, конструирование дискурса о личностном совершенствовании через активную студенческую жизнь позволит преодолевать инертность и пассивность большей части студентов. Требуется осознанное понимание, что для того, чтобы быть успешным студентом, а в дальнейшем конкурентоспособным выпускником, необходимо в образовательном процессе «проигрывать» ситуации выполнения роли лидера, развивать способности к целеполаганию, умение принимать решения, вести переговоры. Иными словами, создание конкурентной среды в ВУЗе, когда престиж, авторитет студентов не только у однокурсников, но и у преподавателей, будет зависеть от вовлеченности во внеучебную деятельность (например, отражаться в оценках за семестр), может способствовать повышению удовлетворенности учащихся реализацией молодежной политики, а также будет облегчать жизнь заместителям деканов по воспитательной работе.

Молодежная среда неоднородна и поэтому следующим принципом можно назвать, лич-ностно-ориентированный подход к студентам, поскольку лишь часть из них склонны проявлять свою активность самостоятельно. И если младшие курсы в целом с большим энтузиазмом воспринимают систему воспитательных элементов, реализованных через мероприятия, направленные на проявление творческих способностей, реализующих возможность знакомства со студентами из других групп и факультетов, позволяющих быстрее, эффективнее и успешнее включится и адаптироваться к обучению в новом месте, то старшие курсы охотнее откликаются на те внеучебные занятия, которые могут помочь им преодолевать две основные трудности будущих выпускников: это недостаток материального обеспечения и опасения в собственной неконкурентоспособности на рынке труда.

Студенты крупных высших учебных заведений в России становятся волонтерами довольно просто: они участвуют во всех университетских мероприятиях, потом постепенно выходят на городской, областной и общероссийский уровень. Тем, кто живет в провинции и хочет участвовать в добровольческом движении страны, надо идти по аналогичному пути. Здесь есть небольшая трудность: в маленьких городах мероприятий не так много. Однако для молодых и энергичных студентов не составляет труда туда пробиться. Поддержка и развитие волонтер-

ской деятельности позволяет образовательной организации реализовывать крупные проекты, привлекать дополнительные средства и создавать себе положительный имидж. Студенты получают возможность не только принять участие в проектах различного уровня, но и развивать свои профессиональные компетенции. ВУЗ, прежде всего социальная площадка, а не только учреждение, которое оказывает образовательные услуги. Он развивает городское пространство вокруг и становится полноценным социальным институтом. Волонтерство абитуриентов и студентов дает вузу людей, которые помимо учебы эффективно развивают свои навыки и компетенции [1].

В 2019 году Ассоциация волонтерских центров запустила программу «СВОИ», направленную на развитие добровольчества в образовательных организациях. Цель программы - расширение сети студенческих волонтерских центров и повышение эффективности их деятельности, а также поддержка и тиражирование лучших волонтерских добровольческих инициатив. Участникам программы будет оказана методическая, консультационная и организационная поддержка в процессе создания добровольческих объединений, сотрудники образовательных организаций руководители волонтерских центров и лидеры добровольческого движения примут участие в разработанных экспертами профильных образовательных программах. Несмотря на все преференции, которые дает добровольческая деятельность, она должна быть осознанной, к ней нельзя относиться потребительски. Необходимо вовлекать в волонтерство правильно, чтобы люди не думали, что добровольчество обязательно дает им что-то взамен. Важно, чтобы волонтерство стояло на первом месте, а дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ воспринималось как приятное поощрение. Предпосылки формирования воспитательного пространства в ВУЗе связаны с целями, условиями и средствами, а также организацией воспитательного процесса и управления им в ВУЗе и представлены на рис.1 [2,6].

В ВУЗ приходят люди с уже сложившимися жизненными принципами, установками, мировоззрением. Однако формирование в вузе различных общекультурных компетенций необходимо и очень важно. Формирование должно происходить таким образом, чтобы «не происходило воздействие на личность с целью формирования нужных вузу качеств, а как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения». В ВУЗе должно происходить формирование «профессионального специалиста», т.е. человека, обладающего не только необходимыми специализированными навыками и знаниями, но и самостоятельного в своих действиях и суждениях, активного в различных сферах жизни вуза. Так как известно, что формирование личности происходит всю жизнь, то в ВУЗе должны закладываться хотя бы основы этих качеств. Например, если студента научить целенаправленно саморазвиваться в определенной сфере, не обязательно учебной, то он обязательно достигнет успеха в данной области. Этого можно добиться при помощи правильной политики воспитания в ВУЗе.

гп Д

о о .п

о

О Я

О о о

в

^

я

П ■о

©

С

о сч <е

О!

Рис.1.Формирование воспитательного пространства внутри ВУЗа

Необходима грамотная совокупность куль-турно-досуговой деятельности, органов студенческого самоуправления, возможности реализации разнообразных инициатив и проектов и это все должно органично сочетаться с обучением. И самое главное то, что взаимодействие участников воспитательного процесса (педагога и студента) должно быть на уровне равноправных партнеров в любой совместной деятельности [4]. Однозначно про роль преподавателя в процессе воспитания, можно сказать только то, что она не должна быть пассивной или авторитарной. Педагог может представить перед студентом выбор, но не должен решать за него. Однако необходимо, чтобы преподаватель дал свою оценку самому выбору и вариантам решений, основываясь на собственном опыте и знаниях. Можно сказать, что педагог должен выступать в роли эксперта, который представляет не «единственно правильное» решение, а дает только возможный вариант развития события, придерживаться которого или нет, уже решать самому студенту. Основными направлениями внеучебной работы являются:

- проведение культурно-массовых, физкуль-турно-спортивных, научно-просветительных мероприятий, организация досуга студентов;

- создание и организация работы творческих, физкультурных и спортивных, научных объединений и коллективов, объединений студентов по интересам;

- организация гражданского и патриотического воспитания студентов;

- организация работы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов;

- изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи;

- организация научно - исследовательской работы студентов во внеучебное время;

- проведение мероприятий по укреплению и поддержке молодой семьи;

- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни;

- содействие работе студенческих общественных организаций, клубов и объединений;

- информационное обеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовой информации;

- создание системы морального и материального стимулирования студентов, активно участвующих в организации внеучебной работы.

Выводы.

Воспитательная и внеучебная работа со студентами является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов и проводится с целью формирования у студентов гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, выработки конструктивного поведения на рынке труда. Мо-

ниторинг воспитательной деятельности с обучающимися студентами осуществляется по следующим направлениям:

1. Общие мероприятия по организации воспитательной работы (ВР) в ВУЗе.

2. Информационное обеспечение ВР.

3. Воспитательная работа со студентами в. т.ч. с первокурсниками.

4. Воспитательная работа в общежитии.

5. Социально-психологическая работа.

6. Профессионально-трудовое воспитание.

7. Патриотическое, гражданское и духовно-нравственное воспитание.

8. Спортивно-массовая работа, пропаганда и внедрение физической культуры и спортивного образа жизни.

9. Нравственно-эстетическое воспитание, культурно-массовая и творческая деятельность.

10. Работа по обеспечению профилактики правонарушений и правопорядка.

11. Организация студенческого самоуправления.

Литература

1. Борунова Е.Е. Мониторинг как основа построения воспитательной работы в современном ВУЗе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72363 (дата обращения: 25.03.2019).

2. Белозерцева Г.В. Вовлечение молодежи в социальную практику путем развития волонтерской деятельности // Образование. Карьера. Общество. 2013, Вып. 3 (39). С. 64-65.

3. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография / А.В. Пономарев [и др.]. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. -408 с.

4. Кенжаев Ш.Х., Бокиев Ф.Э., Аманов Г.А. Организация воспитательной деятельности в вузе // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 728-731. - URL https://moluch.ru/archive /52/6957/ (дата обращения: 14.11.2019).

5. Первак Е.В. Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации работы с молодежью». Екатеринбург, 2009. Вып 1, С. 38-40.

6. Сай-Суу Ч. А. Особенности процесса воспитания в высших учебных заведениях // Молодой ученый. - 2019. - №38. - С. 179-181. - URL https://moluch.ru/archive /276/62487/ (дата обращения: 14.11.2019).

7. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Сорокин А.Е Мониторинг эффективности реализуемых программ и проектов в области молодежной политики в российских образовательных организациях. Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 10 (96). С. 76-83.

8. Куликов С.П., Новиков С.В., Сорокин А.Е., Борзов О.А. Нормативные и правовые основы дея-

m Д

о О .п

S

о

О

S Я

О о о в S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

П ■и

тельности государства в области молодежной политики. Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 196198.

9. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Щитов К.В. Анализ количественных показателей, влияющих на эффективность проведения общественно значимых мероприятий образовательными организациями рф. Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 473-478.

10. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Драгунова Е.В. Оценка качественных индикаторов, характеризующих опыт образовательных организаций в области молодежной политики, дополнительного образования и формирования здорового образа жизни. Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 467-472.

11. Просвирина Н.В., Тихонов А.И., Новиков С.В. Воспитание студенческой молодёжи в контексте культурного развития личности. Московский экономический журнал. 2018. № 3. С. 19.

Relevance of monitoring events on educational work with

training students Kulikov S.P.

Moscow aviation institute (national research university) The article is devoted to the analysis of the relevance of monitoring activities on educational work with students in higher educational institutions. The prerequisites necessary for the effective and qualitative formation of educational space in the University are determined. The key competencies necessary for volunteer schools at higher educational institutions, which should contribute to the students ' unique skills and abilities, are highlighted. The system of evaluation of the state and effectiveness of educational activities, taking into account the allocation of the main elements included in its structural composition, is given. Considered a variety of preferences received by the student from classes and volunteer activities. The scheme of formation of educational space within the higher educational institution is given. The main psychological and pedagogical conditions necessary for the formation of effective and high-quality educational space within the structure of higher education institutions are considered. The article presents the structuring of the blocks of the technological model of the formation of educational space within the University. The monitoring of educational activities with students was carried out, within the framework of which the following key areas were identified. The criteria and indicators necessary for the formation of educational space within the University are highlighted. A group of technologies contributing to the development of mechanisms of formation of educational space within the University is presented. Keywords: organization of work with youth, student self-government, educational activities, student volunteering, formation of educational space in the University.

References

1. Borunova E.E. Monitoring as the basis for constructing educational work in a modern university // Modern research and innovation. 2016. No. 10 [Electronic resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72363 (accessed: 03.25.2019).

2. Belozertseva G.V. The involvement of youth in social practice

through the development of volunteer activities // Education. Career. Society. 2013, No. 3 (39). P. 64-65.

3. Educational environment of the university: traditions and innovations: monograph / A.V. Ponomarev [et al.]. -Yekaterinburg: Publishing House Ural. University, 2015. P. 408.

4. Kenzhaev Sh.Kh., Bokiev F.E., Amanov G.A. Organization of

educational activities at the university // Young scientist. 2013. No. 5. P. 728-731. URL https://moluch.ru/archive / 52/6957 / (accessed: 11/14/2019).

5. Pervak EV Motivational foundations of student volunteering //

Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Actual Issues of Organization of Work with Youth" Yekaterinburg, 2009. Issue 1, P. 38-40.

6. Sai-Suu Ch. A. Features of the education process in higher

education // Young scientist. - 2019. - No. 38. - P. 179-181. -URL https://moluch.ru/archive / 276/62487 / (accessed: 11/14/2019).

7. Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V., Sorokin A.E. Monitoring the effectiveness of ongoing programs and projects in the field of youth policy in Russian educational organizations. Regional problems of economic transformation. 2018. No. 10 (96). S. 76-83.

8. Kulikov S.P., Novikov S.V., Sorokin A.E., Borzov O.A. Normative

and legal foundations of state activity in the field of youth policy. Financial economics. 2018. No. 6. P. 196-198.

9. Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V., Shchitov K.V. Analysis of quantitative indicators affecting the effectiveness of socially significant events by educational organizations of the Russian Federation. Financial economics. 2018. No. 8. P. 473478.

10. Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V., Dragunova E.V. Assessment of quality indicators characterizing the experience of educational organizations in the field of youth policy, additional education and the formation of a healthy lifestyle. Financial economics. 2018. No 8.P. 467-472.

11. Prosvirina N.V., Tikhonov A.I., Novikov S.V. Education of student youth in the context of the cultural development of the individual. Moscow Economic Journal. 2018. No. 3. P. 19.

e о

0 сч <e

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.