Научная статья Original article УДК 331.1
doi: 10.24412/2413 -046Х-2021-10614
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В МОСКОВСКОМ АВИАЦИОННОМ ИНСТИТУТЕ ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK AND YOUTH POLICY AT THE
MOSCOW AVIATION INSTITUTE
Ь й московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Л ЖУРНАЛ
Куликов Сергей Павлович,
заведующий кафедрой «Государственное управление и социальные технологии», к.с.н., доцент, Московский авиационный институт, e-mail: [email protected] Kulikov Sergey P.,
head of the department «Public administration and social technologies», candidate of sociological sciences, associate professor, Moscow aviation institute.
Аннотация. Современный рынок труда и нормативы социума задают комплекс требований к совершенствованию системы обучения и развития студентов в современном вузе. Возникает необходимость формирования соответствующей системы образовательно-воспитательной среды.
В статье рассмотрены основные элементы формируемой системы воспитательной работы высшего учебного заведения, определены общие положения и базовые принципы создаваемой системы, проанализированы характеристики воспитывающей среды в вузе и основные направления молодежной политики в образовательном учреждении, а также исследована воспитательная работа со студентами Московского авиационного института, как одно из важнейших направлений учебно-образовательной деятельности.
При подготовке данной работы использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по организации воспитательной работы в вузе, анализ нормативно-правовой базы (различного уровня), наблюдение, статистика. Abstract. The modern labor market and standards of society set a set of requirements for improving the system of education and development of students in a modern university. There is a need to form an appropriate system of educational and educational environment.
The article examines the main elements of the formed system of educational work of a higher educational institution, defines the general provisions and basic principles of the system being created, analyzes the characteristics of the educational environment at the university and the main directions of youth policy in an educational institution, and also examines educational work with students of the Moscow Aviation Institute, as one of the most important areas of teaching and educational activities.
In preparing this work, the following research methods were used: analysis of scientific and methodological literature on the organization of educational work at the university, analysis of the regulatory framework (at various levels), observation, statistics.
Ключевые слова: воспитательная работа, молодежная политика, воспитывающая среда в вузе, студенты, воспитание
Key words: educational work, youth policy, educational environment at the university, students, education
Формирование целостной структуры воспитательной работы в образовательном учреждении должно быть комплексным и включать: нормативную базу, взаимосвязанные компоненты системы и группы лиц, на кого они распространяются (человеческие ресурсы). Рассмотрим и обоснуем элементы формируемой системы воспитательной работы высшего учебного заведения.
1. Нормативно-правовая база. Нормативной базой для осуществления воспитательной деятельности в образовательной организации высшего образования (ООВО) служат документы разных уровней: —федеральные, —региональные,
— локальные (принятые в образовательной организации).
Выделим основной список нормативных документов, регламентирующих воспитательную работу: —Конституция РФ;
— Федеральные законы: «Об образовании в Российской Федерации», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
—Государственная программа «Развитие образования» до 2025 года;
— Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
—Указы Президента Российской Федерации;
— Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации;
Московский экономический журнал №10 2021 —Федеральные государственные образовательные стандарты;
—Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»; —Иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, настоящие методические рекомендации.
2. Создание системы воспитательной деятельности в вузе. Определим общие положения и базовые принципы создаваемой системы. Воспитание должно быть приоритетным направлением в образовательной деятельности вуза и носить системный, плановый, систематический и непрерывный характер. В качестве основного средства для осуществления такой деятельности является воспитательная система образовательного учреждения и соответствующая ей программа воспитания обучающихся. Поэтому рекомендуется, чтобы каждый институт в рамках вуза выстроил свою воспитательную систему в соответствии со спецификой профессиональной подготовки в образовательной организации. При этом следует исходить из следующих положений и общих принципов для всего вуза.
Воспитание в вузе - это развитие у студентов навыков по организации своей жизни на основе общечеловеческих нравственных ценностей, созидания и сотрудничества при помощи преподавателей и социальных партнеров; обучение проявлять свою инициативу, самостоятельность, толерантность и ответственность.
Воспитательная работа проводится с российскими и иностранными обучающимися, получающими образование в нашей стране, в том числе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Основной целью воспитательной деятельности в вузе должно быть максимальное вовлечение обучающихся в целенаправленно организованную деятельность, способствующую реализации их интеллектуального, морального, творческого и физического потенциала, содействие формированию комплексно развитой и гармоничной личности обучающегося через создание условий для становления профессионально и социально компетентной личности студента, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью. [1]
Общая цель воспитания достигается посредством решения наиболее актуальных задач (рис. 1).
Актуальные задачи воспитательной работы
11 а ] I р а в.т е 11 и я ВОСП ИТ ЭТСЛI. ной ра (ним
□ воспитание социально-здоровой молодежи через подготовку высококвалифицированных специалистов;
□ формирование культуры безопасности и ЗДОрОВОГО Образа жизни;
формирование системы ценностей и
□ мировоззрения обучающихся, повышенно чувства патриотизма и гражданской от ветствеи 11 ости;
□ повышение управленческой компетентности обучающихся;
□
создание условии длй системного выявления социально-активных молодых людей, содействие их дальнейшему становлению и внугрсннсму росту;
создание условий для воспитания
□ совершенствование правового и граждаиеко-патриогического воспитания студенческой молодежи;
□ развитие корпоративной культуры университета и воспитание духа корпоративности;
□ совершенствование нравстве иного воспитания учас тников образовательного процесса;
□ реализация творческой активности участников образовательного процесса;
повышение эффективности работы но
□ профилактике злоупотребления обучающимися психоактивными веществами и охране репродуктивного здоровья;
повышение эффективности работы по
□ формированию установок толерантного поведения у обучаемых, профилактике национализма и Экстремизма, уменьшению риска социальных взрывов;
□ совершенствование профессионально-трудового воспитания и системы информирования и работы ео Студентами;
□ совершенствование условий для полноценного духовного и физического развития личности.
□ -V ^»упг'п .. 1J' 'чл'• ч ч11 -п
обучающихся па основе историко-культурных традиций;
□ гармонизация национальных и межнм ЦГ01 (ал ьн ы х (меясэТ( ш ч е ск и х) отношений;
□ формирование у обучающихся уважения и интереса к знаниям, интеллектуальному творчеству, коллективной работе;
□ формирование культуры и развитие творческого потенциала обучающихся;
□ создание условий для развития непрофессионального массового студенческого спорта,
Рис. 1. Актуальные задачи и направления воспитательной работы В целях закрепления и дальнейшего совершенствования развития воспитания в вузе, необходимо разработать программу (план) действий воспитания молодого специалиста на период обучения в вузе. В содержании которых должны быть предусмотрены: повышение социального статуса воспитания в обществе, развитие профессионального уровня управления воспитательной деятельностью в образовательных учреждениях, применение демократического стиля руководства в воспитательном процессе, разработка эффективных моделей воспитания с учётом современной социо-культурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения, разработка критериев оценки качества и результативности воспитательной деятельности образовательного учреждения. На рис. 2 приведен пример модели воспитательного процесса в вузе.
Рис. 2. Модель воспитательного процесса в вузе При проведении воспитательной работы и молодежной политики в вузе важно избежать основных ошибок:
— формальный подход к данной деятельности;
—дробление воспитательного процесса, т.е. построение воспитательной работы по отдельным направлениям (нравственное, трудовое, художественное, экологическое, физическое и т.д.);
—фрагментарность, т.е. проведение разрозненных, не объединенных общей задачей мероприятий, не связанных с потребностями и интересами обучающихся, которые должны стать решением проблем, значимых для их личностного и профессионального становления;
— уделение большого внимания парадным массовым мероприятиям, а не повседневной жизни студентов, малым формам воспитательной работы и той деятельности, которая является более значимой для обучающихся и их круга общения и несет положительный воспитательный потенциал.
При организации воспитательной работы и молодежной политики в вузе в центре внимания должен быть конкретный студент, группы обучающихся или отдельные сообщества обучающихся, а затем их вовлечение в конкретную созидательную деятельность.
При этом необходимо учитывать не только внешнее поведение студента, но и стараться понять его внутренний мир, переживания и проблемы, с которыми он сталкивается, и принять необходимые меры для их позитивного решения. Должно быть
организовано педагогическое содействие и сопровождение деятельности обучающихся в противовес практике «свободного воспитания». В то же время необходимо уйти от увлечения монологическими словесными методами воспитания, от диктата и назидания во взаимодействии с обучающимися. Общение должно строиться на основе диалога и взаимоуважения. Только такой подход позволит достучаться до каждого студента.
Воспитательная работа в ООВО не может ограничиваться временем аудиторных занятий, а обязательно включает деятельность обучающихся в свободное от учебы время. Она не может осуществляться преимущественно в развлекательной досуговой деятельности. Следует создавать условия для самореализации обучающихся и стимулы для их включения в общественные процессы, в разные виды социально значимой, общественно полезной деятельности на благо других людей, общества и государства.
Ключевые принципы построения системы воспитательной деятельности в вузе отражены на рис. 3. [2]
Рис. 3. Ключевые принципы построения системы воспитательной работы в вузе
Для следования этим принципам, при создании воспитательной системы рекомендуется широко применять новые информационные и коммуникационные технологии. Целесообразно воспользоваться такими интернет-средствами, как: электронная почта, чат, чат-форум, голосовой чат, аудиовидеочат, 1Р - телефония, форум - площадка, блоги, мультимедиа, интерактивные медиатехнологии — онлайн-видеоконференция, видеоблог и др. Необходимо разработать интересные, игровые, увлекающие методы общения для того, чтобы интернет-коммуникации способствовали
вовлечению студентов в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе; развитию механизмов и форм трансляции актуальной для жизни обучающихся информации в их аудитории; развитию положительного отношения обучающихся к позитивным ценностям российского общества; формированию и продвижению в обществе, в среде обучающихся образа успешного молодого россиянина. Рекомендуется в Интернете осуществлять совместные проекты с обучающимися других образовательных учреждений, в т.ч. разных регионов и стран.
Педагогическими условиями развития системы воспитательной деятельности являются:
—реализация программ воспитания обучающихся, обеспечивающих целенаправленность, целостность и преемственность воспитательной деятельности;
— формирование социокультурной среды вуза, помогающей обучающимся приобщиться к определенным ценностям, овладеть необходимыми компетенциями, активно включиться в социальную практику, развивать и проявлять таланты, демонстрировать свои достижения;
—развитие разнообразных объединений обучающихся (сообществ обучающихся и преподавателей): научных, общественных, производственных, творческих, профессиональных и др.;
— взаимодействие с детскими и молодежными объединениями (организациями), которые реализуют эффективные программы воспитания;
— развитие системы самоуправления обучающихся.
Характеристики воспитывающей среды в вузе можно конкретизировать так: —Это среда, построенная на ценностях, устоях общества, нравственных ориентирах, принятых сообществом ООВО.
—Это правовая среда, где в полной мере действует основной закон -Конституция РФ, законы, регламентирующие образовательную деятельность, работу с молодежью, и более частное - Устав и правила внутреннего распорядка.
—Это высокоинтеллектуальная среда, содействующая приходу одарённых обучающихся в фундаментальную и прикладную науку, где сообщество той или иной научной школы -одно из важнейших средств воспитания обучающихся.
— Это среда высокой коммуникативной культуры, толерантного диалогового взаимодействия обучающихся и преподавателей, обучающихся друг с другом.
—Это среда продвинутых информационно-коммуникационных технологий.
— Это среда, открытая к сотрудничеству с: работодателями и различными социальными партнерами, в том числе с зарубежными.
— Это среда, ориентированная на психологическую комфортность, здоровый образ жизни, богатая событиями, традициями, обладающими высоким воспитательным потенциалом.
При создании воспитательной системы и разработке программы (плана) ее реализации следует учитывать важность достижения первоочередных задач воспитательной работы, а также изменения, происходящие в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, и изменения, которые происходят в студентах и преподавателях.
Важно опираться на особенности современных обучающихся, соблюдать преемственность с программами воспитания на предшествующих этапах образования. Воспитательная среда вуза должна также учитывать Государственную программу «Развитие образования» до 2025 года, программы и проекты Федерального агентства по делам молодежи.
Система воспитательной деятельности обеспечивает достижение двух групп
результатов (рис. 4).
Результяты вис митателышй деятельности
X
Внешние
(количественные, имеющие формализованные показатели)
Внутренние
(качественные, не имеющие формализованных показателей, т.к. принадлежат внутреннему миру человека)
победы обучающихся в конкурсах и соревнованиях;
- ценности; жизненные смыслы; идеалы;
- чувства; переживания и т.д.
Рис. 4. Результаты воспитательной деятельности в вузе
_рост количества объединений
обучающихся;
увеличение количества участников проектов и т.д.
3. Рекомендации по выделению и формированию составляющих воспитательной системы. Рекомендуется строить воспитательную систему по трем взаимосвязанным концентрам:
4. образовательная организация высшего образования в целом;
5. Институт/факультет;
6. Выпускающая кафедра в контексте реализуемой образовательной программы по направлению и профилю профессиональной подготовки.
При этом воспитательная система открыта городу, стране, миру (зарубежным странам). Работу рекомендуется начать с изучения нормативных документов по воспитанию подрастающего поколения, лучшего опыта образовательных организаций по воспитанию обучающихся и анализа состояния воспитательной деятельности в вузе, на факультете/в институте, на кафедре.
Можно рекомендовать использовать следующую структуру описания воспитательной системы вуза на разных ее уровнях (ООВО в целом, факультет/институт, кафедра/образовательная программа (направление подготовки):
— Цели и задачи воспитательной деятельности;
— Основные направления деятельности обучающихся;
— Основные сообщества/объединения обучающихся;
— Используемые формы и технологии;
— Проекты воспитательной деятельности по направлениям;
— Годовой круг событий и творческих дел, участие в конкурсах;
— Самоуправление обучающихся;
— Формы представления обучающимися достижений и способы оценки освоения компетенций во внеаудиторной работе;
— Организация учета и поощрения социальной активности;
— Используемая инфраструктура образовательной организации высшего образования;
— Используемая социокультурная среда города;
— Социальные партнеры; —Ресурсное обеспечение;
— Приложения.
Воспитательная работа, в Университете, является важной составляющей всего образовательного процесса, осуществляемого непрерывно в учебное и внеучебное время.
Внеучебную деятельность в Московском авиационном институте курирует проректор по молодежной политике. В МАИ действует Управление по молодежной политике. Организацию воспитательной работы с обучающимися в Институтах МАИ обеспечивают директор и заместитель директора по внеучебной и воспитательной работе; на кафедрах -кураторы студенческих групп.
Основными направлениями воспитательной работы в Московском авиационном институте являются:
— проведение культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительных мероприятий, организация досуга студентов;
— организация гражданского и патриотического воспитания студентов;
— организация работы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов;
— изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки;
— содействие работе студенческим общественным организациям, клубам и объединениям;
— работа в общежитиях;
— создание системы морального и материального стимулирования преподавателей и студентов, активно участвующих в организации воспитательной работы;
— информационное обеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовой информации. [3]
Целеполагающей основой воспитательной работы в МАИ является создание благоприятных условий для личностного и профессионального формирования выпускников вуза, сочетающих в себе глубокие профессиональные знания и умения, развитые социально-управленческие навыки с высокими моральными и патриотическими качествами, духовной зрелостью, обладающих правовой и коммуникативной культурой, способных к творческому самовыражению и активной гражданской позиции. [4]
Исходя из поставленной цели, в МАИ определены основные задачи воспитательной деятельности:
— сохранение и приумножение историко-культурных традиций МАИ - ведущего аэрокосмического вуза России;
— непрерывное изучение интересов, творческих склонностей студентов, мониторинг сформированности ценностных ориентиров и представлений об избранной профессии;
— воспитание у студентов высоких духовно-нравственных качеств, культуры поведения, речи и общения;
— формирование патриотического сознания и поведения студенческой молодежи, готовности к достойному служению обществу и государству;
— создание оптимальных условий в вузе для развития и самореализации обучающихся, оказание им помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта;
— организация позитивного досуга студентов, поддержка талантливой молодежи, развитие творческого потенциала юношей и девушек;
— формирование у будущих специалистов потребности и навыков здорового образа жизни, проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на предотвращение асоциального поведения студенческой молодёжи и др.
Воспитательная работа в институте реализуется на муниципальном, региональном и институтском уровнях по следующим направлениям: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, профессиональное, культурно-массовое, спортивно-оздоровительное и информационное. [4]
Управление по молодежной политике организует мероприятия на основании ежегодного плана на проведение культурно-массовой и оздоровительной работы со студентами. Важное место в воспитательной работе уделяется пропаганде и внедрению физической культуры и здорового образа жизни, проводимой с участием факультетов/институтов и кафедры физического воспитания. Студенты имеют возможность заниматься легкой атлетикой, академической греблей, атлетической гимнастикой, аэробикой, бадминтоном, волейболом, греко-римской борьбой, настольным теннисом, волейболом, скалолазанием, чирлидингом, каратэ, лыжными гонками, мини-футболом, рукопашным боем, теннисом, тхэквондо, фитнесом, футболом, армрестлингом, боксом, вольной борьбой, дзюдо, самбо, йогой, пулевой стрельбой, спортивным туризмом, гиревым спортом, пауэрлифтингом, тяжелой атлетикой, баскетболом, альпинизмом, фехтованием, боевыми искусствами, парапланерным спортом, парусным спортом, плаванием, подводным плаванием, регби, сноубордом, горными лыжами, спортивным ориентированием, хоккеем, шахматами. В этих секциях студенты могут улучшить свою спортивную форму и получить зачёт по физкультуре.
Особое место в деятельности кафедр, деканатов отводится работе по привлечению к научным исследованиям талантливых и способных студентов. Научная работа не только поднимает творческий потенциал, но и создает особую рабочую обстановку в коллективе. Под руководством совета научно-исследовательских работ студентов ежегодно проводятся международные, региональные, вузовские конференции, выставки творчества, олимпиады и конкурсы, в которых студенты Университета активно участвуют и награждаются медалями, дипломами и грамотами. Студенты, имеющие хорошую и отличную успеваемость, а также активно участвующие в спортивной, культурной и общественной жизни факультета, по итогам работы за год назначаются на повышенные
академические стипендии и принимают участие в конкурсах на получение стипендий Президента РФ, Правительства РФ, именных стипендий.
С 2019 года в Москве проходит Всероссийский семинар-совещание по воспитательной работе с обучающимися в образовательный организациях высшего образования.
Семинар-совещание организован Минобрнауки России и в 2019 году проводился на площадке Московского авиационного института. В мероприятии принимали участие руководители и представители более 200 образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, представители Рособрнадзора, Росмолодежи, Государственной думы РФ, Совета Федерации и АНО «Россия — страна возможностей».
Семинар-совещание позволил решить ряд актуальных вопросов воспитательной работы и молодежной политики, которые сегодня стоят перед вузами. Основными темами обсуждения стали методическое сопровождение воспитательной работы и деятельности органов студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования, а также нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы. [5]
Университету важно подготовить не только высококлассных специалистов, но и всесторонне развитых личностей, поэтому для развития и самореализации студентам важно предоставлять массу возможностей.
Список источников
1. Киреева Н.В., Коренева Е.Н., Киреев М.Н. Педагогические особенности воспитания в структуре образовательной деятельности современного вуза // Наука. Искусство. Культура. 2019. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-osobennosti-vospitaniya-v-strukture-obrazovatelnoy-deyatelnosti-sovremennogo-vuza (дата обращения: 12.10.2021).
2. Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования // URL: http://www.vlsu.ru/fileadmin/Social/docs/extremizm/STANDART_organizacii_vospitatelnoi_de jatelnosti.pdf (дата обращения: 02.10.2021).
3. Куликов С.П. Актуальность проведения мониторинга мероприятий по воспитательной работе с обучающимися студентами // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-provedeniya-monitoringa-meropriyatiy-po-vospitatelnoy-rabote-s-obuchayuschimisya-studentami (дата обращения: 05.10.2021).
4. Всестороннее развитие личности студента как важнейшая составляющая образовательного процесса МАИ при МОУ «ИИФ» // Московский авиационный институт. Филиал «Стрела». Учебный центр «Интеграция» URL: https://s-mai.ru/dosug/ (дата обращения: 01.10.2021).
5. Воспитательная работа в рамках образовательного процесса // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=21722 (дата обращения: 10.10.2021).
6. Михайлова Е.О., Куликов С.П., Новиков С.В. К вопросу о реализации воспитательной работы в образовательных учреждениях высшего образования // Современное педагогическое образование. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-realizatsii-vospitatelnoy-raboty-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 10.10.2021).
7. Молодёжная политика Вопросы молодёжной политики. // Правительство России URL: http://government.ru/rugovclassifier/501/events/ (дата обращения: 15.10.2021).
8. Об утверждении плана мероприятий по реализации Основ государственной молодёжной политики до 2025 года // Правительство России URL: http://government.ru/docs/28661/ (дата обращения: 15.10.2021).
9. Молодёжная политика // Московский авиационный институт URL: https://mai.ru/life/ump/ (дата обращения: 11.10.2021).
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 16.10.2021).
11. Kulikov S.P., Shchitov K.V. Political subjectivity phenomenon of student-age youth // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2017. Т. 70. № 10. С. 81.
References
1. Kireeva N.V., Koreneva E.N., Kireev M.N. Pedagogicheskie osobennosti vospitaniya v strukture obrazovatelnoj deyatefnosti sovremennogo vuza // Nauka. Iskusstvo. Kultura. 2019. №1 (21). URL: https://cyberleninka.m/artide/n/pedagogicheskie-osobennosti-vospitaniya-v-strukture-obrazovatelnoy-deyatelnosti-sovremennogo-vuza (data obrashheniya: 12.10.2021).
2. Standart organizacii vospitatefnoj deyatefnosti obrazovatefny'x organizacij vy'sshego obrazovaniya // URL: http://www.vlsu.ru/fileadmin/Social/docs/extremizm/STANDART_organizacii_vospitatelnoi_de jatelnosti.pdf (data obrashheniya: 02.10.2021).
3. Kulikov S.P. AktuaTnosf provedeniya monitoringa meropriyatij po vospitatel'noj rabote s obuchayushhimisya studentami // Medicina. Sociologiya. Filosofiya. Prikladny'e issledovaniya. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-provedeniya-monitoringa-meropriyatiy-po-vospitatelnoy-rabote-s-obuchayuschimisya-studentami (data obrashheniya: 05.10.2021).
4. Vsestoronnee razvitie lichnosti studenta kak vazhnejshaya sostavlyayushhaya obrazovatelnogo processa MAI pri MOU «IIF» // Moskovskij aviacionny'j institut. Filial «Strela». Uchebny'j centr «Integraciya» URL: https://s-mai.ru/dosug/ (data obrashheniya: 01.10.2021).
5. Vospitatel'naya rabota v ramkax obrazovatelnogo processa // Ministerstvo nauki i vy'sshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=21722 (data obrashheniya: 10.10.2021).
6. Mixajlova E.O., Kulikov S.P., Novikov S.V. K voprosu o realizacii vospitatel'noj raboty' v obrazovatel'ny'x uchrezhdeniyax vy'sshego obrazovaniya // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-realizatsii-vospitatelnoy-raboty-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-vysshego-obrazovaniya (data obrashheniya: 10.10.2021).
7. Molodyozhnaya politika Voprosy' molodyozhnoj politiki. // Pravitel'stvo Rossii URL: http://government.ru/rugovclassifier/501/events/ (data obrashheniya: 15.10.2021).
8. Ob utverzhdenii plana meropriyatij po realizacii Osnov gosudarstvennoj molodyozhnoj politiki do 2025 goda // Pravitel'stvo Rossii URL: http://government.ru/docs/28661/ (data obrashheniya: 15.10.2021).
9. Molodyozhnaya politika // Moskovskij aviacionny'j institut URL: https://mai.ru/life/ump/ (data obrashheniya: 11.10.2021).
10. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda // Sovet Federacii Federalnogo Sobraniya Rossijskoj Federacii URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (data obrashheniya: 16.10.2021).
11. Kulikov S.P., Shchitov K.V. Political subjectivity phenomenon of student-age youth // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2017. T. 70. № 10. S. 81.
Для цитирования: Куликов С.П. Организация воспитательной работы и молодежной политики в Московском авиационном институте // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qie.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskii-ekonomicheskii-zhurnal-10-2021-36/
© Куликов С.П., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.