Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КУРАТОРСТВА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КУРАТОРСТВА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНСТИТУТ КУРАТОРСТВА / КУРАТОР / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ КУРАТОРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликов Сергей Павлович

Кураторство - важная составная часть образовательного процесса, направленного на формирование многогранной личности будущего специалиста - выпускника высшего учебного заведения, сочетающего глубокие профессиональные знания и способности решать задачи в сфере своей профессиональной деятельности, обладающего высокой культурой и гражданской активностью. А решение проблем воспитания духовности, патриотизма и приобщения подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям является весьма актуальным. В статье дано описание деятельности института кураторства, рассмотрены основные цели и задачи куратора, проанализированы показатели эффективности работы кураторов, определены проблемы эффективности деятельности института кураторства и основные способы их преодоления. При подготовке данной работы использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по организации воспитательной работы в вузе и формированию института кураторства, анализ нормативно-правовой базы (различного уровня), наблюдение, статистика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликов Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF CURATING IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Supervision is an important part of the educational process aimed at forming a multifaceted personality of a future specialist - a graduate of a higher educational institution, combining deep professional knowledge and the ability to solve problems in the field of his professional activity, having a high culture and civic engagement. And the solution of the problems of upbringing spirituality, patriotism and familiarizing the younger generation with universal human values is very urgent. The article describes the activities of the institution of supervising, considers the main goals and objectives of the curator, analyzes the performance indicators of the curators, identifies the problems of the effectiveness of the institution of supervising and the main ways to overcome them. In preparing this work, the following research methods were used: analysis of scientific and methodological literature on the organization of educational work at the university and the formation of the institution of supervision, analysis of the regulatory framework (at various levels), observation, statistics.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КУРАТОРСТВА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

Формирование и развитие института кураторства в высшем учебном заведении

Куликов Сергей Павлович,

к.с.н., доцент, заведующий кафедрой «Государственное управление и социальные технологии», Московский авиационный институт E-mail: Milena.555@mail.ru

Кураторство - важная составная часть образовательного процесса, направленного на формирование многогранной личности будущего специалиста - выпускника высшего учебного заведения, сочетающего глубокие профессиональные знания и способности решать задачи в сфере своей профессиональной деятельности, обладающего высокой культурой и гражданской активностью. А решение проблем воспитания духовности, патриотизма и приобщения подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям является весьма актуальным. В статье дано описание деятельности института кураторства, рассмотрены основные цели и задачи куратора, проанализированы показатели эффективности работы кураторов, определены проблемы эффективности деятельности института кураторства и основные способы их преодоления. При подготовке данной работы использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по организации воспитательной работы в вузе и формированию института кураторства, анализ нормативно-правовой базы (различного уровня), наблюдение, статистика.

Ключевые слова: воспитательная работа, институт кураторства, куратор, обучающиеся, учебно-воспитательный процесс, субъекты образовательного процесса, эффективность работы кураторов.

В настоящее время возрастает значимость не только образовательных и воспитательных, но и социальных функций высших учебных заведений, направленных на успешную адаптацию студенческой молодежи в обществе. В решении задач обеспечения единства процессов обучения и воспитания обучающихся в вузе, повышения качества учебно-воспитательного процесса особая роль отводится институту кураторства - важной составляющей деятельности вуза. Проведенные социологические опросы свидетельствуют об актуальности исследуемой темы. Так, согласно опросу, потребность в кураторе наблюдается у 72% студентов-первокурсников и 53% студентов старших курсов.

А также было выявлено, что куратор необходим студентам для того, чтобы приобщиться к общественной жизни университета (21,8%), наладить взаимоотношения с сокурсниками (9,5%), улучшить бытовые условия (8,6%), адаптироваться к студенческой жизни (37%). [1]

Куратор является штатным сотрудником вуза. Его обязанности являются дополнительными по отношению к основной/преподавательской деятельности. Куратор закрепляется за академической группой или курсом факультета на срок от 1 года до 4 лет (1-4 курсы). Назначение кураторов академических групп 1 курса является обязательным. Для студенческих групп более старших курсов (2-4 курсы) необходимость назначения куратора определяется деканом факультета/директором института/филиала и выпускающей кафедрой.

Деятельность куратора является частью учебно-воспитательной работы преподавателя и рассматривается как профессиональное поручение, поэтому вносится в эффективный контракт и индивидуальный план работы преподавателя. Результаты кураторской деятельности преподавателя учитываются при очередном прохождении им конкурсного отбора на преподавательскую должность.

Куратор взаимодействует с различными субъектами образовательного процесса: студентами, кураторами из числа студентов, сотрудниками и администрацией вуза, ее социальными партнёрами, а также при необходимости - с родителями обучающихся, лицами их заменяющими и близкими родственниками.

Куратор руководствуется Конституцией РФ, действующим законодательством в сфере образования, иными законодательными нормативно-правовыми актами, а также Уставом вуза, други-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ми локальными актами, определяющими организацию учебного процесса, воспитательной работы, социальной защиты и поддержки студентов.

В начале учебного года куратор составляет план работы и представляет его на согласование заведующему кафедрой. Согласованный план работы утверждается ответственными за воспитательную работу (заместителем декана по воспитательной работе) факультетов, институтов, филиалов. В конце каждого семестра куратор группы/ курса составляет и предоставляет отчёт о проделанной работе.

Миссия куратора заключается в содействии профессиональному развитию и самореализации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения студентов академической группы/курса факультета в процессе обучения и воспитания.

Основные цели работы куратора: содействие воспитанию социально ответственных специалистов; формирование коллектива обучающихся, основанного на принципах самоуправления; а также противодействие влиянию негативных явлений в молодёжной среде студентов. Основные задачи куратора представлены на рисунке 1.

/-¿Л Адаптация студентов в ' °®Разовательной среде вуза

^ Повышение качества и

г-эффективности процессов

^^ лйтгариисг и ПП/ЧППЧШИСГ

обучения и воспитания обучающихся

©•Я

Л

Организация деятельности обучающихся, Г|1||| направленная на

реализацию их инициатив

Содействие решению ^ различных социально-бытовых проблем ----'обучающихся группы/курса

Сплочение группы и выявление лидера

Создание благоприятной атмосферы для обучения

Выявление проблем в группе/на курсе

Содействие активному вовлечению студентов во СЦ15 все направления

^ образовательного процесса

Л) Мотивация студентов и

<3*1

развитие потенциальных способностей

д Информирование обо всех

организационных моментах учебной и »'»■ч внеучебной деятельности, правилах и А традициях института

Развитие личностных и профессиональных черт студента и помощь в его самоопределении и самовыражении

Рис. 1. Основные

Основное содержание деятельности куратора: 1. Адаптация обучающихся в образовательной

среде вуза:

- информирование обучающихся о целях, задачах, содержании образовательной программы, которую им предстоит освоить, перспективах образования и дальнейшего трудоустройства;

- приобщение обучающихся к ценностям и традициям вуза, знакомство с его историей и текущей деятельностью;

- информирование обучающихся об установленных нормах и правилах внутреннего распорядка, правах и обязанностях;

- организация знакомства обучающихся с социокультурной средой города;

- мотивирование и стимулирование обучающихся к активному участию в учебной и внеаудиторной деятельности;

- вовлечение обучающихся в разработку и реализацию разнообразных образовательных и социально значимых проектов, участию в деятельности объединений обучающихся и органов самоуправления обучающихся;

- выявление студенческих лидеров и их психолого-педагогическое сопровождение;

- сплочение коллектива группы/курса обучающихся, формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата, характеризующегося стремлением к сотрудничеству и взаимопомощи;

- профилактика различных форм аддиктивного, девиантного и делинквентного поведения обучающихся группы/курса.

задачи куратора

2. Повышение качества и эффективности процессов обучения обучающихся:

- содействие формированию в среде обучающихся ценности образования, стремления к непрерывному профессиональному образованию;

- знакомство обучающихся группы/курса с научной организацией учебного труда;

- повышение и укрепление уровня учебной дисциплины (посещение занятий, своевременное и добросовестное выполнение учебных заданий, содействие в самостоятельной работе);

- вовлечение обучающихся группы/курса в учебно-исследовательскую деятельность;

- контроль за результатами успеваемости обучающихся курируемой группы/курса;

- содействие во взаимодействии с преподавателями и решении возникающих проблем в освоении образовательной программы.

3. Организация деятельности обучающихся, направленная на реализацию их инициатив:

- информирование обучающихся о возможностях участия в реализации программы развития деятельности объединений обучающихся, возможностях проявления созидательных инициатив обучающихся;

- определение совместно с обучающимися основных направлений внеучебной деятельности в группе/на курсе в соответствии с программой развития деятельности объединений обучающихся;

- содействие в планировании работы группы/ курса обучающихся, органов самоуправления

обучающихся в группе/на курсе на учебный год и семестр, согласование поставленных планов;

- мотивирование и стимулирование обучающихся к участию в социально-значимой деятельности, реализацию инициатив обучающихся;

- организация обучения (направление на обучение) актива обучающихся группы/курса в целях развития компетенций, необходимых для реализации запланированных проектов и мероприятий;

- научно-методическое и организационное содействие в разработке и реализации социально значимых проектов;

- привлечение обучающихся к участию в городских, всероссийских и международных программах, проектах, конкурсах и т.д., к участию в конкурсах студенческих работ и проектов, организация помощи в подготовке к ним;

- организация учета достижений обучающихся, результатов их деятельности;

- участие в определении мер поощрения обучающихся, показывающих лучшие результаты их учебной и внеучебной деятельности, обучающихся, активно участвующих в общественной и культурной жизни группы/курса, факультета/ института/филиала, вуза в целом;

- содействие развитию СМИ обучающихся группы/курса, созданию информационного контента вуза в целом и программы обучения (кафедры) в социальных сетях о жизни обучающихся группы/курса;

- координация взаимодействия обучающихся с преподавателями, сотрудниками и администрацией вуза, объединениями обучающихся и органами самоуправления при реализации инициатив обучающихся.

4. Содействие решению различных социально-бытовых проблем обучающихся группы/курса:

- изучение наличия социально-бытовых проблем у обучающихся группы/курса, прежде всего иногородних;

- оказание помощи обучающимся в решении актуальных социально-бытовых проблем в рамках имеющихся возможностей;

- участие в решении вопросов о назначении стипендий и социальных выплат обучающимся. От успешности работы куратора во многом

зависит эффективность решения задач, поставленных перед образованием современным обществом. Поэтому очень актуальным для вуза является повышение его профессиональной компетентности, ведь для любого преподавателя, работающего со студенческим коллективом, важной задачей является постоянное наращивание и обогащение своего воспитательного потенциала. А выполнение данной задачи невозможно без периодической профессиональной диагностики, показывающей уровень и характер воспитательных возможностей преподавателя.

Поэтому для совершенствования и активизации кураторской деятельности в воспитательной

системе вуза необходимо сформировать критерии оценки качества работы куратора группы/курса, которые также будут полезны для выявления новых подходов в работе кураторов и распространения позитивного опыта.

Основные показатели эффективности работы кураторов:

- численность обучающихся с повышенной академической стипендией;

- количество обучающихся - именных стипендиатов (а также кандидатов на получение именных стипендий), награжденных или поощренных за достижения в учебе, научной и общественной работе;

- количество студентов, принимающих участие в тех или иных мероприятиях, количество призовых мест;

- отсутствие пропусков занятий по неуважительной причине;

- своевременное выполнение учебных заданий, контрольных и курсовых работ;

- средний балл академической группы/курса за семестр;

- количество отчисленных и представленных к отчислению обучающихся;

- количество обучающихся и результаты их участия в олимпиадах, научных конференциях и т.д.;

- количество разработанных и реализованных обучающихся проектов;

- количество обучающихся, участвующих во вне-учебных мероприятиях разного уровня;

- количество обучающихся, участвующих в работе органов самоуправления обучающихся;

- количество обучающихся, участвующих в деятельности объединений обучающихся;

- отсутствие нарушений обучающимися Устава вуза, иных ее локальных нормативных актов, законодательных нормативно-правовых актов, совершённых обучающимися курируемой группы/курса;

- наличие у куратора сертификатов, дипломов и т.п. о прохождении курсов повышения квалификации и семинаров по воспитательной работе.

Оценка деятельности куратора проводится заведующим кафедрой совместно с ответственным за воспитательную работу (заместителем декана/ директора по воспитательной работе) на основании представленных в ежегодном отчёте куратора результатов его деятельности.

Кроме кураторов академических групп в некоторых случаях целесообразно определять преподавателя-куратора объединений обучающихся по интересам (спортивные, научно-исследовательские, культурные и др.). А в качестве помощников могут быть студенты старших курсов и аспиранты.

Однако в настоящее время существует ряд проблем, которые препятствуют осуществлению данных функций и снижают эффективность деятельности института кураторства (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

о

OJ

о

OJ

Рис. 2. Проблемы эффективности деятельности института кураторства [2]

Для решения некоторых проблем стоит регулярно проводить с кураторами тренинги личностного роста и командообразования. Как показывают результаты исследований, такие тренинги дают следующие результаты:

- повышение уровня мотивации у кураторов;

- увеличение уровня стрессоустойчивости;

- формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций;

- быстрая выработка новых идей.

Даже незамотивированные и пассивные кураторы после прохождения тренингов могут поменять свое отношение к работе, получить заряд активности и начать более ответственно осуществлять свою деятельность.

Показатели эффективности работы кураторов следует использовать для включения в систему стимулирования преподавателя. В этой связи перед администрацией вуза стоит важная задача: разработать соответствующий раздел в эффективном контракте с методикой оценки баллов работы кураторов.

Формирование эффективного института кураторства в вузе - это один из важнейших аспектов образовательной деятельности в образовательном учреждении. Так как одной из главных целей кураторской работы является содействие формированию полноценной гармонично развитой личности высококвалифицированного специалиста. А также кураторство в высшем учебном заведении может выступать как [1]:

- форма учебно-воспитательной работы с обучающимися;

- средство организации эффективного взаимодействия преподавателя и студента;

- условие социального воспитания и развития личности студента;

- вид социальной деятельности и фактор повышения успеваемости студентов;

- условие успешного профессионального самоопределения и саморазвития студентов.

Литература

1. Антипова А. А., Касаркина Е.Н. Нормативно-правовые основы развития института кураторства на уровне высшего образования // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том: 11. 2016. С.261-283

2. Чижикова Е.С. Совершенствование деятельности кураторов по формированию корпоративной культуры студенческого сообщества в вузе // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 12-1. - С. 226-230; URL: https:// top-technologies.ru/ru/article/view?id=37864 (дата обращения: 20.10.2021).

3. Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования // URL: http://www.vlsu.ru/ fileadmin/Social/docs/extremizm/STANDART_ organizacii_vospitatelnoi_dejatelnosti.pdf (дата обращения: 02.10.2021).

4. Куликов С.П. Актуальность проведения мониторинга мероприятий по воспитательной работе с обучающимися студентами // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. № 6. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/aktualnost-provedeniya-monitoringa-meropriyatiy-po-vospitatelnoy-rabote-s-obuchayuschimisya-studentami (дата обращения: 05.10.2021).

5. Михайлова Е.О., Куликов С.П., Новиков С.В. К вопросу о реализации воспитательной работы в образовательных учреждениях высшего образования // Современное педагогическое образование. 2019. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-realizatsii-vospitatelnoy-raboty-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 10.10.2021).

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации URL: http://council.gov.ru/ media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 16.10.2021).

7. Kulikov S.P., Shchitov K.V. Political subjectivity phenomenon of student-age youth // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2017. Т. 70. № 10. С. 81.

8. Куликов С.П., Езопов М.В. Формирование и развитие основных аспектов молодежной политики в вузе // Теории и проблемы политических исследований. 2019. Т. 8. № 5A. С. 134144.

9. Куликов С.П., Новиков С.В., Сазонов А.А. Особенности социальной адаптации и защиты студентов вузов // Социология. 2019. № 6. С. 99107.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF CURATING IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Kulikov S.P.

Moscow Aviation Institute

Supervision is an important part of the educational process aimed at forming a multifaceted personality of a future specialist - a graduate of a higher educational institution, combining deep professional knowledge and the ability to solve problems in the field of his professional activity, having a high culture and civic engagement. And the solution of the problems of upbringing spirituality, patriotism and familiarizing the younger generation with universal human values is very urgent. The article describes the activities of the institution of supervising, considers the main goals and objectives of the curator, analyzes the performance indicators of the curators, identifies the problems of the effectiveness of the institution of supervising and the main ways to overcome them.

In preparing this work, the following research methods were used: analysis of scientific and methodological literature on the organization of educational work at the university and the formation of the institution of supervision, analysis of the regulatory framework (at various levels), observation, statistics.

Keywords: educational work, institute of supervision, curator, students, educational process, subjects of the educational process, the effectiveness of curators.

References

1. Antipova A. A., Kasarkina E.N. Normative and legal framework for the development of the institution of supervision at the level of higher education // Yearbook of Russian educational legislation. Volume: 11..2016.S. 261-283

2. Chizhikova E.S. Improving the activities of curators to form the corporate culture of the student community at the university // Modern science-i ntensive technologies. - 2019. - No. 12-1. - S. 226-230; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/ view?id=37864 (date accessed: 20.10.2021).

3. The standard of organization of educational activities of educational institutions of higher education // URL: http://www.vlsu. ru/fileadmin/Social/docs/extremizm/STANDART_organizacii_ vospitatelnoi_dejatelnosti.pdf (date of access: 02.10.2021).

4. Kulikov S.P. The relevance of monitoring activities for educational work with students // Medicine. Sociology. Philosophy. Applied research. 2019. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/aktualnost-provedeniya-monitoringa-meropriyatiy-po-vospitatelnoy-rabote-s-obuchayuschimisya-studentami (date accessed: 05.10.2021).

5. Mikhailova E.O., Kulikov S.P., Novikov S.V. On the question of the implementation of educational work in educational institutions of higher education // Modern pedagogical education. 2019. No. 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-realizatsii-vospitatelnoy-raboty-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-vysshego-obrazovaniya (date of access: 10.10.2021).

6. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025 // Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation URL: http:// council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (date of access: 16.10.2021).

7. Kulikov S.P., Shchitov K.V. Political subjectivity phenomenon of student-age youth // Russian Journal of Agricultural and SocioEconomic Sciences. 2017.Vol. 70.No. 10.P. 81.

8. Kulikov S.P., Ezopov M.V. Formation and development of the main aspects of youth policy in the university // Theories and problems of political research. 2019.Vol. 8.No. 5A. S. 134-144.

9. Kulikov S.P., Novikov S.V., Sazonov A.A. Features of social adaptation and protection of university students // Sociology. 2019. No. 6. S. 99-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.