Научная статья на тему 'Организация воспитательно-развивающей работы клуба настольных интеллектуальных игр'

Организация воспитательно-развивающей работы клуба настольных интеллектуальных игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2042
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛУБ / CLUB / НАСТОЛЬНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА / INTELLECTUAL BOARD GAME / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / UPBRINGING / SOCIAL AND EDUCATIONAL PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герлах Ирина Витальевна

В статье раскрыта сущность настольных игр, представлены подходы к их классификации, выделены их психолого-педагогические особенности и специфические признаки. Актуализировано создание клубов настольных интеллектуальных игр: цели, задачи, формы, методы и содержание работы, нормативные основы, результаты и критерии эффективности. Проанализирован опыт работы клубов настольных интеллектуальных игр городов Армавира и Лабинска Краснодарского края, в том числе, связанный с реализацией социально-педагогических программ и проектов, включающих в себя проведение настольных интеллектуальных игр определённого содержания, обусловленного проектной целью. В статье приведены примеры тематических игротек, направленных на формирование патриотического сознания детей, подростков и молодёжи, а также на повышение познавательной мотивации и уровня социализации учащихся начальных классов коррекционной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisation of educational and development work club of intellectual board games

The article reveals the essence of board games, presents approaches to their classification, identifies their psychological and pedagogic features and specific features. The creation of clubs of intellectual board games: goals, tasks, forms, methods and content of work, regulatory frameworks, results and efficiency criteria are actualised. The work experience of the clubs of the intellectual board games of the City of Armavir and the town of Labinsk of Krasnodar Land is analysed, including the implementation of social and pedagogic programmes and projects that include the provision of intellectual board games of a certain content, conditioned by the project purpose. The article gives examples of thematic games aimed at forming patriotic consciousness of children, teenagers and young people, as well as increasing the cognitive motivation and level of socialisation of primary school pupils in the correctional school.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательно-развивающей работы клуба настольных интеллектуальных игр»

ООЦ14А1ЬНООсВИИС1Ш'1ТАЦМ1й;|1ва10|||ей работы клуба настольных интеллектуальных игр

УДК 373.2

Герлах Ирина Витальевна

кандидат педагогических наук, доцент Армавирский государственный педагогический университет

irina_gerlah@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ КЛУБА НАСТОЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР

В статье раскрыта сущность настольных игр, представлены подходы к их классификации, выделены их психолого-педагогические особенности и специфические признаки. Актуализировано создание клубов настольных интеллектуальных игр: цели, задачи, формы, методы и содержание работы, нормативные основы, результаты и критерии эффективности.

Проанализирован опыт работы клубов настольных интеллектуальных игр городов Армавира и Лабинска Краснодарского края, в том числе, связанный с реализацией социально-педагогических программ и проектов, включающих в себя проведение настольных интеллектуальных игр определённого содержания, обусловленного проектной целью. В статье приведены примеры тематических игротек, направленных на формирование патриотического сознания детей, подростков и молодёжи, а также на повышение познавательной мотивации и уровня социализации учащихся начальных классов коррекционной школы.

Ключевые слова: клуб, настольная интеллектуальная игра, воспитание, развитие, социально-педагогическая программа.

В современном образовательном пространстве игровые технологии широко используются в качестве одного из значимых средств воспитания и обучения. Игра относится к основным видам человеческой деятельности, наряду с учением и трудом. Для детей она - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, в процессе которого, они вырабатывают схемы взаимоотношений со сверстниками [9]. Игровая среда подразумевает свободу выбора и самоопределения. Следовательно, образовательный эффект в играх значительно усиливается, так как внутренняя мотивация выступает его катализатором. Игропедагоги-ка - это сочетание игропрактики с педагогическим дизайном, то есть при построении игр и игровой среды используются методические основы построения образовательного процесса. Результаты даже с самыми не мотивированными на учебу детьми бывают весьма неожиданными [4]. Одними из наиболее эффективных, в образовательном плане, являются настольные игры.

Большинство современных настольных игр, по мнению психологов Н.Г. Салминой, И.Г. Тихано-вой, направлено на формирование разнообразных метакогнитивных умений, являющихся базисными для освоения конкретных предметных умений, в том числе учебных. Игровой формат существенно меняет отношение детей к решению учебных задач, повышая мотивацию. Освоение учебной информации и универсальных учебных действий в настольных играх происходит в процессе достижения игровой цели. В настольных играх могут усваиваться и конкретные интеллектуальные умения (счет, сложение, обогащение словаря и др.) [7].

Настольные игры имеют длительную историю своего существования, измеряемую тысячелетиями. Их отличительной особенностью является «живое» совместное общение игроков, протекаю-

щее в необычной обстановке - имитируемой действительности, воссоздаваемой благодаря правилам, игровым атрибутам, воображению участников и талантам авторов-разработчиков [3]

Настольная игра — игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Такие игры не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей и т.п. [5]. Можно выделить и другие их особенности:

1. Настольные игры максимально локализованы в пространстве.

2. Алгоритм и правила настольных игр заранее предопределены.

3. Настольные игры в подавляющем большинстве случаев требуют участия как минимум двух игроков и/или команд, то есть они всегда ориентированы на живое общение.

4. Настольные игры отличаются большей степенью условности [3].

Настольные игры характеризуются также рядом специфических признаков:

- настольная игра предусматривает решение различных когнитивных задач, развивая познавательные способности участников;

- решение игровых задач требует от участников развития навыков планирования, выработки игровой стратегии и тактики, с учетом позиций остальных игроков, умения субординировать игровые цели, определения приоритетных задач;

- коллективная форма проведения (особенно в настольных играх с ролевыми элементами) требует овладения разными коммуникативными умениями (сотрудничество, умение работать в команде, учитывать мнения и игровые цели других участников);

- соревновательная мотивация в ситуации выигрыша/проигрыша в ряде игр требует, с одной

162

Вестник КГУ ^ 2018

© Герлах И.В., 2018

стороны, развития эмоциональной саморегуляции, а с другой - способствуют ее становлению [8].

Настольные интеллектуальные игры становятся всё более популярным видом культурного досуга в детской и молодёжной среде, хотя прекрасно подходят и для разновозрастного состава участников: педагогов и воспитанников, родителей и детей, что раздвигает границы их педагогического использования не только для организации досуга, но и в сфере образования. Спектр игр достаточно широк, чтобы удовлетворить любые запросы участников с учётом возрастных, физических, интеллектуальных и иных особенностей.

На современном этапе, сочетая высокую изобразительность (картинность) и сценарную гибкость, настольная игра позволяет рассказывать о вымышленных и реальных событиях, моделировать ситуации, благодаря чему игроки при помощи своего воображения и воображения авторов игры, могут получить уникальные знания и опыт. Именно это обстоятельство позволяет нам говорить о том, что у настольных игр очень большой образовательный потенциал [3].

Настольные игры находятся в широком доступе. Количество и качество игр постоянно растёт, многие из них стоят довольно дорого. Их можно приобрести в магазине или заказать через интернет, но при этом возникает ряд проблем:

- Как выбрать игру, отвечающую конкретным потребностям и интересам предполагаемых участников?

- Какие игры можно использовать не только для развлечения, но и для образования?

- Как эффективно организовать игру?

Можно просматривать видеообзоры игр в интернете, читать отзывы, но это займёт много времени и для человека, не имеющего достаточного опыта в данной сфере, станет сложной задачей. Наиболее удачным решением данной проблемы, с нашей точки зрения, является организация клубов настольных интеллектуальных игр, в которых опытные специалисты знакомят всех желающих с игровыми новинками (авторы игр - российские и европейские игротехники), проводят мастер-классы и турниры, консультируют, предоставляют возможность с пользой провести досуг и выбрать подходящие игры для различных контингентов участников.

Работа таких клубов осуществляется в нашей стране более 10 лет, но большинство из них действует на платной основе, что порождает проблему доступности данного вида досуга для многих участников: детей, малоимущих и др. С 2011 года в гг. Армавире и Лабинске (Краснодарский край) мы организуем работу клубов настольных интеллектуальных игр на базе учреждений культуры -библиотек, культурных центров, общественных организаций, работающих бесплатно. Занятия в таких клубах называются игротеками.

Цель вовлечения детей и молодёжи в занятие настольными играми триедина: обучение, воспитание, развитие. Участники игротек расширяют свой кругозор и словарный запас, знакомятся с научными фактами, развивают логическое, тактическое и стратегическое мышление, учатся спортивному поведению, взаимоуважению, дисциплине, терпению, умению проигрывать и побеждать, что способствует развитию самоконтроля, выдержки, самоанализа, рефлексии, внимания. Ряд игр, предлагаемых нами, способствует развитию моторики, эстетического вкуса, ловкости, координации движений, другие направлены на познание окружающего мира, истории и литературы. Такая деятельность хорошо организует свободное время детей, подростков и молодёжи, способствует сплочению коллективов.

В работе клубов нами используются различные виды настольных интеллектуальных игр, которые можно классифицировать:

- по наличию игровых предметов (игры с карточками, игры миниатюр, настольные игры с игровым полем, ролевые игры, словесные игры);

- по количеству игроков (для фиксированного числа игроков - от 2 до 10 человек и для произвольного количества игроков);

- по степени кооперации игроков (каждый сам за себя, команда на команду, коалиционные игры -по ходу действия игроки могут самостоятельно объединяться в группы (коалиции) и действовать совместно, кооперативные игры: игроки играют на общий результат - вместе выигрывают или проигрывают);

- по области использования: для досуга, развлечения, для общения, коммуникации, соревновательные, головоломки, для разминки мозгов, обучающие, тренинговые, образовательные.

Подборка настольных игр может быть не свободной, а тематической, преследуя конкретные учебно-воспитательные цели. Такой подход к организации настольных игр был нами успешно апробирован в ряде социально-педагогических программ и проектов:

- Программа «Истории ожившие страницы» (реализована в 2012 г. в гг. Армавире и Усть-Лабинске при поддержке администрации Краснодарского края) - игротеки, посвящённые мировой и отечественной истории;

- Программа «Воспитание игрой» (реализована в гг. Армавире и Лабинске в 2014 г. при поддержке администрации Краснодарского края) - игротеки, направленные на сопровождение коррекционной работы учащимися с диагнозом ЗПР и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

- Программа «Живая книга» (реализована в г. Армавире в 2014-2015 гг. при поддержке администрации Краснодарского края) - игротеки, по-свящённые художественной литературе;

ООЦМАзДЬНОосВйШШлТАЦМБшваюмк'й работы клуба настольных интеллектуальных игр

- Проект «Россия - Родина моя!» (реализован в гг. Армавире и Лабинске в 2015-2016 гг. при поддержке Общества «Знание» России) - игротеки, посвящённые отечественной истории и культуре;

- Программа «Люблю мой край, мою Россию» (реализована в гг. Армавире и Лабинске в 201620117 гг. при поддержке администрации Краснодарского края) - игротеки, посвящённые российской географии, истории и культуре.

В работе, направленной на патриотическое воспитание, отдаётся предпочтение играм, связанным с историей и культурой России: бирюльки (старинная русская настольная игра и народный промысел), «Природные чудеса России», «Картины русских художников» и «Достопримечательности России», «Князья», «Ледовое побоище», «День Победы» и другие. Благодаря им, воспитанники клуба расширяют свой кругозор, вспоминают героические страницы истории России, знакомятся с картинами русских художников, узнают о многих культурных памятниках и природных достопримечательностях нашей Родины.

Рассмотрим подробнее организационно-методические основы клуба настольных интеллектуальных игр на примере клуба «Игротека» (руководитель - В.Э. Шилов), работающего с 2015 г. на базе МБУК «Лабинский культурный центр».

Цели и задачи деятельности клуба «Игротека»:

- развитие интеллектуальных способностей, логического, тактического и стратегического мышления, внимания, моторики, эстетического вкуса, ловкости, координации движений, коммуникативных способностей;

- знакомство с научными фактами, познание окружающего мира, истории и литературы, углубление знаний в различных областях культуры;

- расширение кругозора и словарного запаса воспитанников клуба;

- обучение спортивному поведению, взаимоуважению, дисциплине, терпению, умению проигрывать и побеждать;

- организация разумного досуга детей, подростков и молодёжи;

- развитие умений принимать решения и прогнозировать их последствия.

Основной формой работы клуба «Игротека» является групповое занятие, проводимое в соответствии с утверждённым расписанием под руководством руководителя клуба. Занятие начинается с постановки цели и задач занятия, объяснения правил игры. Для организации учебно-воспитательного процесса применяются разъяснительные беседы. По необходимости организуются индивидуальные и семейные занятия. Предусматривается участие в турнирах по настольным интеллектуальным играм и мастер-классах.

Воспитательная работа проводится, как во время занятий, так и в свободное время, индивидуаль-

но и в группе в форме бесед, лекций, культурных мероприятий, общественных поручений, участия в проведении общественных мероприятий (в рамках социальных программ).

Данная работа осуществляется в соответствии с планами работы МБУК «Лабинский культурный центр» и в тесном сотрудничестве с государственными и общественными организациями. Руководитель клуба должен уделять большое внимание повышению общеобразовательного уровня своих воспитанников, следить за успеваемостью в общеобразовательных учреждениях, дисциплиной, установить контакт с родителями (законными представителями) воспитанников.

Цель воспитательной работы - целенаправленное педагогическое воздействие на формирование социально-ценных качеств личности воспитанника клуба, его интеллектуальное развитие.

Она обуславливает задачи, решаемые в процессе воспитательной деятельности руководителя коллектива:

1) комплексное воздействие на формирование социально-значимых качеств личности воспитанников клуба, путём реализации педагогически значимых программ и проектов;

2) привитие воспитанникам нравственных норм: понимание и принятие жизненных ценностей, таких как патриотизм, справедливость, нравственность, дружба, истина, долг, свобода, честь, верность; направленность на развитие таких социально-значимых качеств личности как ответственность, доброта, щедрость, уважение к людям, искренность, товарищество, ответственность, целеустремлённость, самообладание, сильная воля, стремление к саморазвитию и др.;

3) повышение уровня знаний об истории, традициях, культурных и духовных ценностях России, расширение кругозора воспитанников клуба;

4) поддержка высокого уровня сплочённости членов клуба «Игротека»;

5) приобщение к здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек; формирование здоровых интересов и потребностей.

Духовно-нравственное воспитание включает в себя формирование патриотизма, коллективизма, достоинства и чести, чувства долга и ответственности, дружбы и товарищества, дисциплинированности, скромности и требовательности к себе, культуры поведения.

Основные воспитательные мероприятия:

- соревновательная (турнирная) деятельность воспитанников и ее анализ;

- проведение тематических праздников и иных мероприятий;

- встречи с известными игротехниками и чемпионами регионального, всероссийского и международного уровня;

- беседы педагогического содержания;

- тематические диспуты и беседы;

- трудовые сборы, субботники;

- поездки на турниры по интеллектуальным настольным играм;

- участие в добровольческой, социально полезной работе с детьми и подростками из Центра профилактики семейного неблагополучия, в работе социально-педагогических программ и проектов.

Социальное партнёрство с учебными заведениями, общественностью, родителями выступает неотъемлемым элементом успешной реализации учебно-воспитательного процесса клуба «Игротека». Руководитель сотрудничает с Армавирской городской молодёжной общественной организацией «Клуб сюжетно-ролевых театрализованных игр» (руководитель - И.В. Герлах), совместно реализуя социально-полезные программы и социально-педагогические проекты муниципального и регионального уровня, регулярно обеспечивает участие воспитанников клуба в турнирах по настольным интеллектуальным играм, проводимых другими клубами, взаимодействует с МБУК «Родниковский культурно-досуговый центр» Курганинского района и Центром профилактики семейного неблагополучия г. Лабинска, проводя совместные мероприятия.

К организационной и воспитательной работе клуба активно привлекаются родители воспитанников: ведётся индивидуальная работа, консультирование, включение родителей в организацию и проведение мероприятий клуба, в том числе, выездных. Нормативную основу деятельности клуба составляют:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [1].

2. Закон Краснодарского края от 30 декабря 2013 г. № 2867-КЗ «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Краснодарском крае» (В ред. Закона Краснодарского края от 04.02.2014 г. № 2895-КЗ) [2].

3. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» [6].

Организация учебно-воспитательного процесса в клубе настольных интеллектуальных игр предусматривает различные методы:

- теоретические (беседы, объяснения, изучение правил игр);

- визуальные (просмотры видеозаписей мастер-классов настольных игр);

- игровые (основной метод).

Для организации учебно-воспитательной работы в клубе используются следующие педагогические технологии:

- технология коллективного взаимообучения;

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- разнообразные игровые технологии.

Учебно-тематический план работы клуба рассчитан на 1 год и включает в себя 97 занятий разнообразного содержания. В течение года нами проводится 3 межгородских турнира по различным настольным играм, организуются открытые игровые площадки в рамках культурных акций «Ночь музеев», «Ночь искусств». В течение 10 лет (ежегодно) мы проводим Южный региональный ролевой конвент «ЮРКОН», в рамках которого работает трёхдневная открытая площадка настольных интеллектуальных игр. В работе площадки участвуют «настольщики» из различных городов юга России, проводятся мастер-классы по новым играм, представляются авторские игровые проекты, проводятся отборочные соревнования и турниры всероссийского уровня.

При реализации социально-педагогических программ для конкретной целевой группы нами разрабатываются специализированные планы работы, включающие в себя игры, направленные на достижение программной цели. Так, например, в коррек-ционной работе программы «Школьная игротека», реализованной в течение 2016-2017 уч. года для учащихся коррекционных начальных классов школы-интерната № 1 «КАЗАЧЬЯ» г. Армавира с целью повышения познавательной мотивации и уровня социализации учащихся начальных классов коррекционной школы с помощью настольных интеллектуальных игр, был разработан учебно-тематический план включающий в себя следующие настольные интеллектуальные игры:

1. Развитие речи и воображения: «Я твоя понимай», «Словодел».

2. Устный счёт: «Корова 006», «Огород», «Жадный тролль», «Черепашьи бега».

3. Память: игры серии «МЕМО».

4. Внимание и реакция: «Огород», «7 драконов», «Котопасы», «Коридорчики».

5. Координация движений, мелкая моторика: «Дженга», «Бирюльки», «Паника», «Гномы - лесорубы», «Японский домик».

6. Логика: «Корова 006», «Каркассон», «Ква», «Варенье», «Просто гениально», «Башни», «Эволюция», «Коридорчики».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Коммуникативные навыки: «Зоопарк», «Гно-мы-саботёры», «Я твоя понимай», «Остров сокровищ».

8. Расширение кругозора: «Эволюция», игры серии «МЕМО», «Поход на Византию», «День Победы».

Критериями эффективности работы клуба

служат:

- стабильный состав и минимальный уход воспитанников из клуба;

ООЦ14А1ЬНОосПС№Ш'1ТАЦМЕв11ва10|||ем работы клуба настольных интеллектуальных игр

- регулярное пополнение состава клуба, в том числе, членами семей (дети привлекают родителей);

- успешные показательные и турнирные выступления воспитанников клуба;

- активное участие воспитанников клуба в открытых мероприятиях.

Мониторинг работы клуба «Игротека» в течение 3 лет показал следующие результаты:

- привитие воспитанникам устойчивого интереса к занятиям настольными интеллектуальными играми;

- высокий уровень развития интеллекта воспитанников клуба;

- знание воспитанниками клуба правил настольных игр (не менее 15 игр);

- получение воспитанниками клуба нового (уникального) социально-культурного опыта и практических навыков организации интеллектуального досуга;

- повышение уровня знаний воспитанников клуба в различных сферах истории, культуры и науки;

- расширение их круга общения и социальных связей;

- проявление воспитанниками целеустремлённости, воли к победе, дисциплинированности, умения работать в команде, ответственности, взаимовыручки;

- повышение мотивации воспитанников клуба в приобщении к культурным, историческим и общечеловеческим ценностям.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить перспективность развития данного направления клубной работы. На сегодняшний день наш опыт успешно тиражируется в г. Армавире, где, помимо клуба настольных интеллектуальных игр, организованного АГМОО «Клуб сюжетно-ролевых театрализованных игр», работают игротеки в школе-интернате № 1 «Казачья», в Центральной библиотеке им. Н.К. Крупской, в Детско-юношеской спортивной шахматной школе.

Регулярно в досуговых и образовательных целях проводятся игротеки на базе Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ). Игротехники клуба привлекаются для проведения мастер-классов по настольным играм в рамках:

- Летней школы, организуемой кафедрой теории, истории педагогики и образовательной практики АГПУ;

- Фестиваля «Наука 0+» (мастер-класс «Настольные игры в образовании»);

- занятий в Центре развития добровольчества АГПУ (подготовка студентов-добровольцев к работе в коррекционных школах);

- практических занятий в рамках ряда учебных дисциплин: «Коррекционная педагогика», «До-

суговая деятельность в детском оздоровительном учреждении», «Основы специальной педагогики и психологии», «Здоровьесберегающие, просветительские и досуговые технологии» и др.;

- занятий Школы вожатых (подготовка к летней педагогической практике).

Проведение таких мероприятий неизменно вызывает большой интерес у участников: школьников, студентов, педагогов, мотивирует их на применение игровых технологий в педагогической практике.

Библиографический список

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/21341/ (дата обращения: 11.01.2018).

2. Закон Краснодарского края от 30 декабря 2013 г. № 2867-КЗ «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Краснодарском крае» (В ред. Закона Краснодарского края от 04.02.2014 г. № 2895-КЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/noframe/law?d& nd=462510351&prevDoc=462511223 (дата обращения: 11.01.2018).

3. Иванов И.С., Иванова Ж.Б., Кусков А.С. Настольные игры как нестандартный интерактивный метод обучения бакалавров юриспруденции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 9. - С. 44-51 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept. ru/2017/870008.htm (дата обращения: 11.01.2018).

4. Комиссаров А. Игры в образовании - это серьезно [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/71615 (дата обращения: 11.01.2018).

5. Настольная игра [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0% BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0% B8%D0%B3%D1%80%D0%B0 (дата обращения: 11.01.2018).

6. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133. html (дата обращения: 11.01.2018).

7. Сатина Н.Г., Тиханова И.Г. Психолого-педагогическая экспертиза настольных игр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals. ru/psyedu/2011/n2/42009.shtml (дата обращения: 11.01.2018).

8. Салмина Н.Г. Построение развивающих программ с использованием настольных игр / Н. Г. Сал-мина, И.Г. Тиханова, О.В. Черная // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 2. - С. 76.

9. Шигапова Т.Р. Образовательная программа «Время игры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: file:///C:/Users/user/Desktop/Vremya_igry.pdf (дата обращения: 11.01.2018).

References

1. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 20162020 gody». [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/21341/ (data obrashcheniya: 11.01.2018).

2. Zakon Krasnodarskogo kraya ot 30 dekabrya 2013 g. N 2867-KZ «O patrioticheskom i duhovno-nravstvennom vospitanii v Krasnodarskom krae» (V red. Zakona Krasnodarskogo kraya ot 04.02.2014 g. № 2895-KZ) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/noframe/ law?d&nd=462510351&prevDoc=462511223 (data obrashcheniya: 11.01.2018).

3. Ivanov I.S., Ivanova ZH.B., Kuskov A.S. Nastol'nye igry kak nestandartnyj interaktivnyj metod obucheniya bakalavrov yurisprudencii // Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». -2017. - T. 9. - S. 44-51. [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2017/870008.htm (data obrashcheniya: 11.01.2018).

4. Komissarov A. Igry v obrazovanii - ehto ser'ezno [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.

ug.ru/archive/71615 (data obrashcheniya: 11.01.2018).

5. Nastol'naya igra [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B B%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B 8%D0%B3%D1%80%D0%B0 (data obrashcheniya: 11.01.2018).

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 N 2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki RF na period do 2025 goda» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// www.consultant.ru/law/hotdocs/3 9133 .html (data obrashcheniya: 11.01.2018).

7. Salmina N.G., Tihanova I.G. Psihologo-pedagogicheskaya ehkspertiza nastol'nyh igr [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// psyjournals.ru/psyedu/2011/n2/42009.shtml (data obrashcheniya: 11.01.2018).

8. Salmina N.G. Postroenie razvivayushchih programm s ispol'zovaniem nastol'nyh igr // N.G. Salmina, I.G. Tihanova, O.V. CHernaya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2011. -№ 2. - S. 76.

9. SHigapova T.R. Obrazovatel'naya programma «Vremya igry» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: file:///C:/Users/user/Desktop/Vremya_igry. pdf (data obrashcheniya: 11.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.