ООЦ14А1ЬНООсВИИС1Ш'1ТАЦМ1й;|1ва10|||ей работы клуба настольных интеллектуальных игр
УДК 373.2
Герлах Ирина Витальевна
кандидат педагогических наук, доцент Армавирский государственный педагогический университет
irina_gerlah@mail.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ КЛУБА НАСТОЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР
В статье раскрыта сущность настольных игр, представлены подходы к их классификации, выделены их психолого-педагогические особенности и специфические признаки. Актуализировано создание клубов настольных интеллектуальных игр: цели, задачи, формы, методы и содержание работы, нормативные основы, результаты и критерии эффективности.
Проанализирован опыт работы клубов настольных интеллектуальных игр городов Армавира и Лабинска Краснодарского края, в том числе, связанный с реализацией социально-педагогических программ и проектов, включающих в себя проведение настольных интеллектуальных игр определённого содержания, обусловленного проектной целью. В статье приведены примеры тематических игротек, направленных на формирование патриотического сознания детей, подростков и молодёжи, а также на повышение познавательной мотивации и уровня социализации учащихся начальных классов коррекционной школы.
Ключевые слова: клуб, настольная интеллектуальная игра, воспитание, развитие, социально-педагогическая программа.
В современном образовательном пространстве игровые технологии широко используются в качестве одного из значимых средств воспитания и обучения. Игра относится к основным видам человеческой деятельности, наряду с учением и трудом. Для детей она - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, в процессе которого, они вырабатывают схемы взаимоотношений со сверстниками [9]. Игровая среда подразумевает свободу выбора и самоопределения. Следовательно, образовательный эффект в играх значительно усиливается, так как внутренняя мотивация выступает его катализатором. Игропедагоги-ка - это сочетание игропрактики с педагогическим дизайном, то есть при построении игр и игровой среды используются методические основы построения образовательного процесса. Результаты даже с самыми не мотивированными на учебу детьми бывают весьма неожиданными [4]. Одними из наиболее эффективных, в образовательном плане, являются настольные игры.
Большинство современных настольных игр, по мнению психологов Н.Г. Салминой, И.Г. Тихано-вой, направлено на формирование разнообразных метакогнитивных умений, являющихся базисными для освоения конкретных предметных умений, в том числе учебных. Игровой формат существенно меняет отношение детей к решению учебных задач, повышая мотивацию. Освоение учебной информации и универсальных учебных действий в настольных играх происходит в процессе достижения игровой цели. В настольных играх могут усваиваться и конкретные интеллектуальные умения (счет, сложение, обогащение словаря и др.) [7].
Настольные игры имеют длительную историю своего существования, измеряемую тысячелетиями. Их отличительной особенностью является «живое» совместное общение игроков, протекаю-
щее в необычной обстановке - имитируемой действительности, воссоздаваемой благодаря правилам, игровым атрибутам, воображению участников и талантам авторов-разработчиков [3]
Настольная игра — игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Такие игры не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей и т.п. [5]. Можно выделить и другие их особенности:
1. Настольные игры максимально локализованы в пространстве.
2. Алгоритм и правила настольных игр заранее предопределены.
3. Настольные игры в подавляющем большинстве случаев требуют участия как минимум двух игроков и/или команд, то есть они всегда ориентированы на живое общение.
4. Настольные игры отличаются большей степенью условности [3].
Настольные игры характеризуются также рядом специфических признаков:
- настольная игра предусматривает решение различных когнитивных задач, развивая познавательные способности участников;
- решение игровых задач требует от участников развития навыков планирования, выработки игровой стратегии и тактики, с учетом позиций остальных игроков, умения субординировать игровые цели, определения приоритетных задач;
- коллективная форма проведения (особенно в настольных играх с ролевыми элементами) требует овладения разными коммуникативными умениями (сотрудничество, умение работать в команде, учитывать мнения и игровые цели других участников);
- соревновательная мотивация в ситуации выигрыша/проигрыша в ряде игр требует, с одной
162
Вестник КГУ ^ 2018
© Герлах И.В., 2018
стороны, развития эмоциональной саморегуляции, а с другой - способствуют ее становлению [8].
Настольные интеллектуальные игры становятся всё более популярным видом культурного досуга в детской и молодёжной среде, хотя прекрасно подходят и для разновозрастного состава участников: педагогов и воспитанников, родителей и детей, что раздвигает границы их педагогического использования не только для организации досуга, но и в сфере образования. Спектр игр достаточно широк, чтобы удовлетворить любые запросы участников с учётом возрастных, физических, интеллектуальных и иных особенностей.
На современном этапе, сочетая высокую изобразительность (картинность) и сценарную гибкость, настольная игра позволяет рассказывать о вымышленных и реальных событиях, моделировать ситуации, благодаря чему игроки при помощи своего воображения и воображения авторов игры, могут получить уникальные знания и опыт. Именно это обстоятельство позволяет нам говорить о том, что у настольных игр очень большой образовательный потенциал [3].
Настольные игры находятся в широком доступе. Количество и качество игр постоянно растёт, многие из них стоят довольно дорого. Их можно приобрести в магазине или заказать через интернет, но при этом возникает ряд проблем:
- Как выбрать игру, отвечающую конкретным потребностям и интересам предполагаемых участников?
- Какие игры можно использовать не только для развлечения, но и для образования?
- Как эффективно организовать игру?
Можно просматривать видеообзоры игр в интернете, читать отзывы, но это займёт много времени и для человека, не имеющего достаточного опыта в данной сфере, станет сложной задачей. Наиболее удачным решением данной проблемы, с нашей точки зрения, является организация клубов настольных интеллектуальных игр, в которых опытные специалисты знакомят всех желающих с игровыми новинками (авторы игр - российские и европейские игротехники), проводят мастер-классы и турниры, консультируют, предоставляют возможность с пользой провести досуг и выбрать подходящие игры для различных контингентов участников.
Работа таких клубов осуществляется в нашей стране более 10 лет, но большинство из них действует на платной основе, что порождает проблему доступности данного вида досуга для многих участников: детей, малоимущих и др. С 2011 года в гг. Армавире и Лабинске (Краснодарский край) мы организуем работу клубов настольных интеллектуальных игр на базе учреждений культуры -библиотек, культурных центров, общественных организаций, работающих бесплатно. Занятия в таких клубах называются игротеками.
Цель вовлечения детей и молодёжи в занятие настольными играми триедина: обучение, воспитание, развитие. Участники игротек расширяют свой кругозор и словарный запас, знакомятся с научными фактами, развивают логическое, тактическое и стратегическое мышление, учатся спортивному поведению, взаимоуважению, дисциплине, терпению, умению проигрывать и побеждать, что способствует развитию самоконтроля, выдержки, самоанализа, рефлексии, внимания. Ряд игр, предлагаемых нами, способствует развитию моторики, эстетического вкуса, ловкости, координации движений, другие направлены на познание окружающего мира, истории и литературы. Такая деятельность хорошо организует свободное время детей, подростков и молодёжи, способствует сплочению коллективов.
В работе клубов нами используются различные виды настольных интеллектуальных игр, которые можно классифицировать:
- по наличию игровых предметов (игры с карточками, игры миниатюр, настольные игры с игровым полем, ролевые игры, словесные игры);
- по количеству игроков (для фиксированного числа игроков - от 2 до 10 человек и для произвольного количества игроков);
- по степени кооперации игроков (каждый сам за себя, команда на команду, коалиционные игры -по ходу действия игроки могут самостоятельно объединяться в группы (коалиции) и действовать совместно, кооперативные игры: игроки играют на общий результат - вместе выигрывают или проигрывают);
- по области использования: для досуга, развлечения, для общения, коммуникации, соревновательные, головоломки, для разминки мозгов, обучающие, тренинговые, образовательные.
Подборка настольных игр может быть не свободной, а тематической, преследуя конкретные учебно-воспитательные цели. Такой подход к организации настольных игр был нами успешно апробирован в ряде социально-педагогических программ и проектов:
- Программа «Истории ожившие страницы» (реализована в 2012 г. в гг. Армавире и Усть-Лабинске при поддержке администрации Краснодарского края) - игротеки, посвящённые мировой и отечественной истории;
- Программа «Воспитание игрой» (реализована в гг. Армавире и Лабинске в 2014 г. при поддержке администрации Краснодарского края) - игротеки, направленные на сопровождение коррекционной работы учащимися с диагнозом ЗПР и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- Программа «Живая книга» (реализована в г. Армавире в 2014-2015 гг. при поддержке администрации Краснодарского края) - игротеки, по-свящённые художественной литературе;
ООЦМАзДЬНОосВйШШлТАЦМБшваюмк'й работы клуба настольных интеллектуальных игр
- Проект «Россия - Родина моя!» (реализован в гг. Армавире и Лабинске в 2015-2016 гг. при поддержке Общества «Знание» России) - игротеки, посвящённые отечественной истории и культуре;
- Программа «Люблю мой край, мою Россию» (реализована в гг. Армавире и Лабинске в 201620117 гг. при поддержке администрации Краснодарского края) - игротеки, посвящённые российской географии, истории и культуре.
В работе, направленной на патриотическое воспитание, отдаётся предпочтение играм, связанным с историей и культурой России: бирюльки (старинная русская настольная игра и народный промысел), «Природные чудеса России», «Картины русских художников» и «Достопримечательности России», «Князья», «Ледовое побоище», «День Победы» и другие. Благодаря им, воспитанники клуба расширяют свой кругозор, вспоминают героические страницы истории России, знакомятся с картинами русских художников, узнают о многих культурных памятниках и природных достопримечательностях нашей Родины.
Рассмотрим подробнее организационно-методические основы клуба настольных интеллектуальных игр на примере клуба «Игротека» (руководитель - В.Э. Шилов), работающего с 2015 г. на базе МБУК «Лабинский культурный центр».
Цели и задачи деятельности клуба «Игротека»:
- развитие интеллектуальных способностей, логического, тактического и стратегического мышления, внимания, моторики, эстетического вкуса, ловкости, координации движений, коммуникативных способностей;
- знакомство с научными фактами, познание окружающего мира, истории и литературы, углубление знаний в различных областях культуры;
- расширение кругозора и словарного запаса воспитанников клуба;
- обучение спортивному поведению, взаимоуважению, дисциплине, терпению, умению проигрывать и побеждать;
- организация разумного досуга детей, подростков и молодёжи;
- развитие умений принимать решения и прогнозировать их последствия.
Основной формой работы клуба «Игротека» является групповое занятие, проводимое в соответствии с утверждённым расписанием под руководством руководителя клуба. Занятие начинается с постановки цели и задач занятия, объяснения правил игры. Для организации учебно-воспитательного процесса применяются разъяснительные беседы. По необходимости организуются индивидуальные и семейные занятия. Предусматривается участие в турнирах по настольным интеллектуальным играм и мастер-классах.
Воспитательная работа проводится, как во время занятий, так и в свободное время, индивидуаль-
но и в группе в форме бесед, лекций, культурных мероприятий, общественных поручений, участия в проведении общественных мероприятий (в рамках социальных программ).
Данная работа осуществляется в соответствии с планами работы МБУК «Лабинский культурный центр» и в тесном сотрудничестве с государственными и общественными организациями. Руководитель клуба должен уделять большое внимание повышению общеобразовательного уровня своих воспитанников, следить за успеваемостью в общеобразовательных учреждениях, дисциплиной, установить контакт с родителями (законными представителями) воспитанников.
Цель воспитательной работы - целенаправленное педагогическое воздействие на формирование социально-ценных качеств личности воспитанника клуба, его интеллектуальное развитие.
Она обуславливает задачи, решаемые в процессе воспитательной деятельности руководителя коллектива:
1) комплексное воздействие на формирование социально-значимых качеств личности воспитанников клуба, путём реализации педагогически значимых программ и проектов;
2) привитие воспитанникам нравственных норм: понимание и принятие жизненных ценностей, таких как патриотизм, справедливость, нравственность, дружба, истина, долг, свобода, честь, верность; направленность на развитие таких социально-значимых качеств личности как ответственность, доброта, щедрость, уважение к людям, искренность, товарищество, ответственность, целеустремлённость, самообладание, сильная воля, стремление к саморазвитию и др.;
3) повышение уровня знаний об истории, традициях, культурных и духовных ценностях России, расширение кругозора воспитанников клуба;
4) поддержка высокого уровня сплочённости членов клуба «Игротека»;
5) приобщение к здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек; формирование здоровых интересов и потребностей.
Духовно-нравственное воспитание включает в себя формирование патриотизма, коллективизма, достоинства и чести, чувства долга и ответственности, дружбы и товарищества, дисциплинированности, скромности и требовательности к себе, культуры поведения.
Основные воспитательные мероприятия:
- соревновательная (турнирная) деятельность воспитанников и ее анализ;
- проведение тематических праздников и иных мероприятий;
- встречи с известными игротехниками и чемпионами регионального, всероссийского и международного уровня;
- беседы педагогического содержания;
- тематические диспуты и беседы;
- трудовые сборы, субботники;
- поездки на турниры по интеллектуальным настольным играм;
- участие в добровольческой, социально полезной работе с детьми и подростками из Центра профилактики семейного неблагополучия, в работе социально-педагогических программ и проектов.
Социальное партнёрство с учебными заведениями, общественностью, родителями выступает неотъемлемым элементом успешной реализации учебно-воспитательного процесса клуба «Игротека». Руководитель сотрудничает с Армавирской городской молодёжной общественной организацией «Клуб сюжетно-ролевых театрализованных игр» (руководитель - И.В. Герлах), совместно реализуя социально-полезные программы и социально-педагогические проекты муниципального и регионального уровня, регулярно обеспечивает участие воспитанников клуба в турнирах по настольным интеллектуальным играм, проводимых другими клубами, взаимодействует с МБУК «Родниковский культурно-досуговый центр» Курганинского района и Центром профилактики семейного неблагополучия г. Лабинска, проводя совместные мероприятия.
К организационной и воспитательной работе клуба активно привлекаются родители воспитанников: ведётся индивидуальная работа, консультирование, включение родителей в организацию и проведение мероприятий клуба, в том числе, выездных. Нормативную основу деятельности клуба составляют:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [1].
2. Закон Краснодарского края от 30 декабря 2013 г. № 2867-КЗ «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Краснодарском крае» (В ред. Закона Краснодарского края от 04.02.2014 г. № 2895-КЗ) [2].
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» [6].
Организация учебно-воспитательного процесса в клубе настольных интеллектуальных игр предусматривает различные методы:
- теоретические (беседы, объяснения, изучение правил игр);
- визуальные (просмотры видеозаписей мастер-классов настольных игр);
- игровые (основной метод).
Для организации учебно-воспитательной работы в клубе используются следующие педагогические технологии:
- технология коллективного взаимообучения;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- разнообразные игровые технологии.
Учебно-тематический план работы клуба рассчитан на 1 год и включает в себя 97 занятий разнообразного содержания. В течение года нами проводится 3 межгородских турнира по различным настольным играм, организуются открытые игровые площадки в рамках культурных акций «Ночь музеев», «Ночь искусств». В течение 10 лет (ежегодно) мы проводим Южный региональный ролевой конвент «ЮРКОН», в рамках которого работает трёхдневная открытая площадка настольных интеллектуальных игр. В работе площадки участвуют «настольщики» из различных городов юга России, проводятся мастер-классы по новым играм, представляются авторские игровые проекты, проводятся отборочные соревнования и турниры всероссийского уровня.
При реализации социально-педагогических программ для конкретной целевой группы нами разрабатываются специализированные планы работы, включающие в себя игры, направленные на достижение программной цели. Так, например, в коррек-ционной работе программы «Школьная игротека», реализованной в течение 2016-2017 уч. года для учащихся коррекционных начальных классов школы-интерната № 1 «КАЗАЧЬЯ» г. Армавира с целью повышения познавательной мотивации и уровня социализации учащихся начальных классов коррекционной школы с помощью настольных интеллектуальных игр, был разработан учебно-тематический план включающий в себя следующие настольные интеллектуальные игры:
1. Развитие речи и воображения: «Я твоя понимай», «Словодел».
2. Устный счёт: «Корова 006», «Огород», «Жадный тролль», «Черепашьи бега».
3. Память: игры серии «МЕМО».
4. Внимание и реакция: «Огород», «7 драконов», «Котопасы», «Коридорчики».
5. Координация движений, мелкая моторика: «Дженга», «Бирюльки», «Паника», «Гномы - лесорубы», «Японский домик».
6. Логика: «Корова 006», «Каркассон», «Ква», «Варенье», «Просто гениально», «Башни», «Эволюция», «Коридорчики».
7. Коммуникативные навыки: «Зоопарк», «Гно-мы-саботёры», «Я твоя понимай», «Остров сокровищ».
8. Расширение кругозора: «Эволюция», игры серии «МЕМО», «Поход на Византию», «День Победы».
Критериями эффективности работы клуба
служат:
- стабильный состав и минимальный уход воспитанников из клуба;
ООЦ14А1ЬНОосПС№Ш'1ТАЦМЕв11ва10|||ем работы клуба настольных интеллектуальных игр
- регулярное пополнение состава клуба, в том числе, членами семей (дети привлекают родителей);
- успешные показательные и турнирные выступления воспитанников клуба;
- активное участие воспитанников клуба в открытых мероприятиях.
Мониторинг работы клуба «Игротека» в течение 3 лет показал следующие результаты:
- привитие воспитанникам устойчивого интереса к занятиям настольными интеллектуальными играми;
- высокий уровень развития интеллекта воспитанников клуба;
- знание воспитанниками клуба правил настольных игр (не менее 15 игр);
- получение воспитанниками клуба нового (уникального) социально-культурного опыта и практических навыков организации интеллектуального досуга;
- повышение уровня знаний воспитанников клуба в различных сферах истории, культуры и науки;
- расширение их круга общения и социальных связей;
- проявление воспитанниками целеустремлённости, воли к победе, дисциплинированности, умения работать в команде, ответственности, взаимовыручки;
- повышение мотивации воспитанников клуба в приобщении к культурным, историческим и общечеловеческим ценностям.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить перспективность развития данного направления клубной работы. На сегодняшний день наш опыт успешно тиражируется в г. Армавире, где, помимо клуба настольных интеллектуальных игр, организованного АГМОО «Клуб сюжетно-ролевых театрализованных игр», работают игротеки в школе-интернате № 1 «Казачья», в Центральной библиотеке им. Н.К. Крупской, в Детско-юношеской спортивной шахматной школе.
Регулярно в досуговых и образовательных целях проводятся игротеки на базе Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ). Игротехники клуба привлекаются для проведения мастер-классов по настольным играм в рамках:
- Летней школы, организуемой кафедрой теории, истории педагогики и образовательной практики АГПУ;
- Фестиваля «Наука 0+» (мастер-класс «Настольные игры в образовании»);
- занятий в Центре развития добровольчества АГПУ (подготовка студентов-добровольцев к работе в коррекционных школах);
- практических занятий в рамках ряда учебных дисциплин: «Коррекционная педагогика», «До-
суговая деятельность в детском оздоровительном учреждении», «Основы специальной педагогики и психологии», «Здоровьесберегающие, просветительские и досуговые технологии» и др.;
- занятий Школы вожатых (подготовка к летней педагогической практике).
Проведение таких мероприятий неизменно вызывает большой интерес у участников: школьников, студентов, педагогов, мотивирует их на применение игровых технологий в педагогической практике.
Библиографический список
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/21341/ (дата обращения: 11.01.2018).
2. Закон Краснодарского края от 30 декабря 2013 г. № 2867-КЗ «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Краснодарском крае» (В ред. Закона Краснодарского края от 04.02.2014 г. № 2895-КЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/noframe/law?d& nd=462510351&prevDoc=462511223 (дата обращения: 11.01.2018).
3. Иванов И.С., Иванова Ж.Б., Кусков А.С. Настольные игры как нестандартный интерактивный метод обучения бакалавров юриспруденции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 9. - С. 44-51 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept. ru/2017/870008.htm (дата обращения: 11.01.2018).
4. Комиссаров А. Игры в образовании - это серьезно [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/71615 (дата обращения: 11.01.2018).
5. Настольная игра [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0% BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0% B8%D0%B3%D1%80%D0%B0 (дата обращения: 11.01.2018).
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133. html (дата обращения: 11.01.2018).
7. Сатина Н.Г., Тиханова И.Г. Психолого-педагогическая экспертиза настольных игр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals. ru/psyedu/2011/n2/42009.shtml (дата обращения: 11.01.2018).
8. Салмина Н.Г. Построение развивающих программ с использованием настольных игр / Н. Г. Сал-мина, И.Г. Тиханова, О.В. Черная // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 2. - С. 76.
9. Шигапова Т.Р. Образовательная программа «Время игры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: file:///C:/Users/user/Desktop/Vremya_igry.pdf (дата обращения: 11.01.2018).
References
1. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 20162020 gody». [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/21341/ (data obrashcheniya: 11.01.2018).
2. Zakon Krasnodarskogo kraya ot 30 dekabrya 2013 g. N 2867-KZ «O patrioticheskom i duhovno-nravstvennom vospitanii v Krasnodarskom krae» (V red. Zakona Krasnodarskogo kraya ot 04.02.2014 g. № 2895-KZ) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/noframe/ law?d&nd=462510351&prevDoc=462511223 (data obrashcheniya: 11.01.2018).
3. Ivanov I.S., Ivanova ZH.B., Kuskov A.S. Nastol'nye igry kak nestandartnyj interaktivnyj metod obucheniya bakalavrov yurisprudencii // Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». -2017. - T. 9. - S. 44-51. [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2017/870008.htm (data obrashcheniya: 11.01.2018).
4. Komissarov A. Igry v obrazovanii - ehto ser'ezno [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.
ug.ru/archive/71615 (data obrashcheniya: 11.01.2018).
5. Nastol'naya igra [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B B%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B 8%D0%B3%D1%80%D0%B0 (data obrashcheniya: 11.01.2018).
6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 N 2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki RF na period do 2025 goda» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// www.consultant.ru/law/hotdocs/3 9133 .html (data obrashcheniya: 11.01.2018).
7. Salmina N.G., Tihanova I.G. Psihologo-pedagogicheskaya ehkspertiza nastol'nyh igr [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// psyjournals.ru/psyedu/2011/n2/42009.shtml (data obrashcheniya: 11.01.2018).
8. Salmina N.G. Postroenie razvivayushchih programm s ispol'zovaniem nastol'nyh igr // N.G. Salmina, I.G. Tihanova, O.V. CHernaya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2011. -№ 2. - S. 76.
9. SHigapova T.R. Obrazovatel'naya programma «Vremya igry» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: file:///C:/Users/user/Desktop/Vremya_igry. pdf (data obrashcheniya: 11.01.2018).