Научная статья на тему 'Социальные ролевые игры живого действия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации'

Социальные ролевые игры живого действия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2078
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА ЖИВОГО ДЕЙСТВИЯ / ДЕТИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ / РОЛЕВОЕ СООБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / SOCIAL ROLE PLAY LIVE ACTION / CHILDREN IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS / ROLE-PLAYING COMMUNITY / SOCIAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герлах Ирина Витальевна

В статье обобщены и систематизированы результаты использования социальных ролевых игр живого действия в работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Представлены и раскрыты подходы к их структурированию, использованию воспитательных, образовательных и развивающих возможностей данных игр в рамках социальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social role play live action in working with children who are in difficult life situations

The article generalizes and systematizes the results of the use of social role-playing games live action in the work with children and teenagers who are in difficult life situations. Presents and describes the approaches to their structuring, using upbringing, educational and developmental opportunities of these games in the framework of social projects.

Текст научной работы на тему «Социальные ролевые игры живого действия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

4. Бондарко Л.В. Слоговая структура речи и дифференциальные признаки фонем: автореф. дис. ... д-ра филолог. наук. - Л., 1969. - 32 с.

5. Зиндер Л.Р., Бондарко Л.В. Проблемы и методы экспериментально-фонетического анализа речи. - Л.: ЛГУ, 1980. - 151 с.

6. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодо-

ление дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. -140 с.

7. Прищепова И.В. Дизорфография и ее диагностика у младших школьников с общим недоразвитием речи. - О.: ООО «Издательство Практика». - 2013. - 256 с.

УДК 37.04; 37

Герлах Ирина Витальевна

кандидат педагогических наук, доцент Армавирская государственная педагогическая академия

[email protected]

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ЖИВОГО ДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

В статье обобщены и систематизированы результаты использования социальных ролевых игр живого действия в работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Представлены и раскрыты подходы к их структурированию, использованию воспитательных, образовательных и развивающих возможностей данных игр в рамках социальных проектов.

Ключевые слова: социальная ролевая игра живого действия, дети в трудной жизненной ситуации, ролевое сообщество, социальный проект.

Современная педагогическая наука считает актуальной пропаганду разнообразных игровых форм, ориентированных на развитие интеллектуальных и творческих возможностей детей и подростков, реализацию их природных способностей и задатков, созидательного потенциала. Идею о важности игры для самовоспитания, самореализации, самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум, творчество и коррекции личности подростка и молодого человека развивают в своих трудах Л.С. Выготский и С.А. Шмаков, подчёркивая, что игра как «индивидуально-психологическая особенность личности, является условием развития реализуемых в ней способностей и успешной продуктивной деятельности» [1, с. 40; 6, с. 26].

Для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, свойственно категорическое отрицание традиционных форм досуга, предлагаемых системой учреждений культуры и образования. Они сталкиваются с целым рядом различных затруднений: правовыми, бытовыми, карьерными, коммуникативными, а также эмоционально-личностными, социальными и социокультурными.

Социокультурные затруднения вызваны ограничением социальных связей и контактов, доступа к активному участию в общественной жизни, отсутствием позитивных идентификационных образцов поведения. К социокультурным затруднениям можно отнести ситуации, при которых ребенок не может реализовать возможности полноценного участия, например в гражданской жизни общества; в реализации личностных интересов и склонностей; в удовлетворении культурных потребностей; в широких социальных сетях; в «социальных лиф-

тах» и т.д. Подобные затруднения не позволяют сформировать у ребенка высокий уровень социокультурной компетентности, вовлечь его в широкое позитивное социальное взаимодействие, предоставить возможности выбора и активного участия в многообразных формах гражданской и активности [4, с. 15].

17-летний опыт работы Армавирской городской молодёжной общественной организации (АГМОО) «Клуб сюжетно-ролевых театрализованных игр» и результаты научных исследований, проведённых на базе организации в 2001-2012 гг., показывают, что инновационные формы социокультурной деятельности, предлагаемые в рамках деятельности ролевого сообщества, выступают в качестве чрезвычайно привлекательного для детей и подростков, эффективного комплексного педагогического инструмента, оказывающего позитивное воспитательное воздействие на формирование личностных качеств подрастающего поколения.

Ролевое сообщество, зародившееся в России в конце 80-х гг., объединяет сотни неформальных общественных объединений и молодёжных общественных организаций (клубов ролевых игр), занимающихся созданием и проведением ролевых игр живого действия, а также связанными с ними различными видами деятельности (литературным и музыкальным творчеством, изучением и реконструированием исторических событий, историческим фехтованием, разработкой теории ролевой игры, изготовлением игрового оружия, доспехов, костюмов, аксессуаров и т.д.).

Ролевые игры живого действия - сегодня одна из наиболее популярных форм интеллектуально-творческого досуга. Они могут иметь различную

© Герлах И.В., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

185

смысловую и содержательную направленность: воспроизведение исторических событий и литературных сюжетов, моделирование авторских миров, военно-спортивные манёвры и т.п. В рамках любой из них возможно создание обучающих и воспитывающих ситуаций, условий, которые будут способствовать формированию и развитию позитивных личностных качеств.

Социальные ролевые игры живого действия -это игровая технология, позволяющая в рекреативной форме решать целый комплекс психолого-педагогических и социально-педагогических задач. В играх такого типа возможна как командная, так и индивидуальная игровая деятельность, воспроизведение разнообразных персонажей и жизненных ситуаций. Социальные ролевые игры живого действия предназначены для погружения детей в максимально приближенные к реальности ситуации социального взаимодействия «из жизни взрослых», происходящие в близком для детей сказочно-игровом контексте. Такая игра не требует от участников специальных знаний, умений и навыков. При желании в игре могут участвовать и взрослые (родители, педагоги). Время проведения игры (вместе с вводной частью) занимает около 4-х часов.

Цели социальной ролевой игры живого действия триедины - обучение, воспитание и развитие участников: детей и подростков.

Цели обучающие: знакомство детей с основами экономических взаимодействий, правовых норм и взаимоотношений в современном обществе; выработка алгоритмов действий в различных жизненных ситуациях: развитие и поддержка малого бизнеса, решение экономических и бытовых проблем, участие в политической и общественной жизни, взаимодействие с представителями власти, государственными и муниципальными службами, представителями различных социальных слоёв общества и т.д.

Цели воспитательные: формирование социально-значимых качеств личности: инициативного поведения, толерантности, взаимопомощи, социальной активности; сплочение детского коллектива; потенциальное повышение самооценки детей; приобщение детей к инновационным формам интеллектуально-творческого досуга; предоставление возможностей разносторонней самореализации; создание ситуаций морально-нравственного выбора.

Цели развивающие: приобретение детьми уникального базового социального опыта; развитие навыков быстрого принятия решений (в том числе коллективных) и совершения жизненных выборов, работы в команде, самоанализа и рефлексии, решения социальных ситуаций; развитие коммуникативных, творческих и интеллектуальных способностей; развитие лидерских качеств.

Рассмотрим в качестве примера социальную ролевую игру живого действия «Теремок». Коли-

чество участников - от 15 до 20 человек. Возраст -от 10 лет. Местом проведения может стать достаточно большое помещение с несколькими отдельными комнатами или, например, детская игровая площадка, где легко провести зонирование игровых локаций. В нашей игре их три: Теремок, город Пряников и деревня Коврижки.

Перед началом игры каждый участник получает общую (вводную) и личную информацию (игровую цель, детали личной истории, социальные связи и т.п.). Общую информацию должны знать все участники игры, личную раскрывать до начала игры категорически запрещено. От этого зависит игровой интерес и развитие сюжета. Исключения возможны только, если персонажи тесно взаимосвязаны друг с другом. Игровые цели персонажей, обозначенные в личной информации, совпадают в смысловом и ситуационном планах с целями, возникающими в реальной жизни современного человека, как активного члена общества.

Вводная информация, список персонажей, описание способов их взаимодействий, игровые механизмы, условности, модели и рамки описываются в игровых правилах, с которыми авторы (мастера) игры знакомят участников заранее. По возможности в день накануне игры, чтобы у участников было время подготовить элементы костюмов, продумать свою личную игровую стратегию, осмыслить роль и соотнести её со своим внутренним «Я», пообщаться с другими игроками. Таким образом, правила игры имеют чёткую структуру: вводная, персонажи, локации, экономика, законы игры, игровой арбитраж, требования к костюмам и антуражу. Это облегчает подготовку, мониторинг и управление игровым процессом.

Наша игра называется «Теремок» по аналогии с одноимённой русской народной сказкой, сюжет которой лёг в основу игры. При этом вводная информация только отчасти напоминает знаменитую сказку. Так авторы игры сразу дают понять, что игровые события не воспроизводят сказочный сюжет, а в достаточной мере близки современной жизни и существующим в ней социальным отношениям.

Пример вводной информации к игре «Теремок». «За далёкими морями, за высокими горами есть сказочное государство, где люди и звери на одном языке говорят и по общим законам живут. На юге этого государства раскинулось поле васильковое -глаз радует, вдали бор сосновый шумит - воздух озонирует. Одним словом, место красивое, глазу приятное, почти курортное. Стоит в поле Терем-теремок, а в нём живут Мушка, Лягушка, Зайчик, Лисичка и Волк. Живут они дружно. Друг друга не обижают, законы сказочного государства уважают. Целый день они работают, за огородом и теремком ухаживают. Рядом с ними больше никто не живёт. Теремок один в поле стоит, но за пригорком есть деревенька Коврижки, а за сосновым бором горо-

док Пряников. Туда и на ярмарку можно съездить, и в цирк, а то и в чудное место под названием Зоопарк.».

Поэтому и игровые персонажи не только традиционные звери, но и жители города Пряникова и деревни Коврижки: мэр, начальник полиции, депутат, охотники и др. Как и в любой ролевой игру живого действия в процессе игры возможно введение дополнительных персонажей для оживления сюжетных линий, внесения новой информации, стимулирования участников.

В игру «Теремок» заложен целый набор инструментов, позволяющих персонажам влиять на ход событий, добиваться достижения игровых целей не с помощью насильственных методов, а путём участия в социальных взаимодействиях: выборы, суд, привлечение к решению возникающих у персонажа проблем «юриста», «эколога», «представителей власти», создание органов местного самоуправления, включение в разнообразные экономические, гражданские и правовые отношения.

Экономика на игре моделируется вырабатыванием ресурса «конфетка», который «выращивают» на своём «огороде» жители Теремка. Конфетки можно использовать и в качестве еды, и в качестве денег, т.е. с конфетками можно делать всё то, что принято делать с деньгами. Кроме того, в игре есть и «коммунальные» ресурсы, моделируемые «водопроводом», подключённым к Теремку. Законы игры предполагают, что жители локаций обязаны соблюдать законы своего сказочного государства: платить штрафы, оплачивать коммунальные услуги, выдавать зарплаты и т.п. За нарушение законов сказочной полицией могут быть наложены санкции: штраф и арест. Охотники имеют право ловить зверей, находящихся вне Теремка, при условии, что у них есть на руках лицензия на охоту, подписанная мэром города, лесником и начальником полиции.

Одно из преимуществ игры «Теремок» в том, что она рассчитана на участников, не имеющих игрового «стажа», и может быть воспроизведена многократно. Она не требует долгой и сложной подготовки, больших материальных затрат и человеческих ресурсов. Управлять игрой могут даже 2 мастера, в отличие от «традиционных» ролевых игр живого действия, где необходима длительная подготовка, игровой опыт большинства участников, костюмы, антураж и целая команда мастеров.

Социальные ролевые игры живого действия являются авторской разработкой игротехников Армавирской городской молодёжной общественной организации «Клуб сюжетно-ролевых театрализованных игр» и были успешно апробированы в рамках социальных программ (проектов) «Истории ожившие страницы» (2012 г.) и «Воспитание игрой» (2014 г.), получивших поддержку администрации Краснодарского края [2; 3; 5]. Целевой группой программ стали воспитанниками детского дома

г. Лабинска, учащиеся ГС(К)ОУ школы №35 (VII вида) г. Усть-Лабинска, подростки, стоящие на учёте в отделах по делам несовершеннолетних администраций МО г. Армавир, МО Усть-Лабинский район и МО Лабинский район, воспитанники муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа-интернат №1 г. Армавира «Казачья» и государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Лабинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга».

Цель программ - содействие духовному и интеллектуально-творческому развитию подростков и молодёжи, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством вовлечения их в инновационную социально-культурную деятельность. На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач: 1) создание условий для духовного и интеллектуально-творческого развития подростков и молодёжи, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством организации занятий на базе клубов ролевых игр; 2) повышение уровня профессиональной компетентности работников учреждений культуры и социальных педагогов в области работы с подростками и молодёжью, находящимися в трудной жизненной ситуации; 3) объединение усилий органов власти, общественных организаций, образовательных учреждений и учреждений культуры по решению проблем подростков и молодёжи, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Проведение цикла из 10 социальных ролевых игр живого действия стало центральным звеном в программах, включающих в себя целый комплекс взаимосвязанных мероприятий: проведение на базе городских музеев и домов культуры еженедельных мастер-классов и тренировок по историческому фехтованию, мастер-классов по историческим и бальным танцам; организация на базе городских библиотек литературных гостиных, посвящённых истории, культуре и литературе жанров «фентези» и «альтернативная история»; издание и распространение методической литературы по проблематике программ; проведение мастер-классов по ролевому моделированию, тренингов развития позитивных качеств личности, игротек по настольным инновационным интеллектуальным играм; проведение обучающих семинаров «Социализация детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами социокультурной деятельности» для работников учреждений культуры и социальных педагогов Армавира и Лабинска; проведение индивидуальных консультаций для работников учреждений культуры и социальных педагогов по вопросам педагогической поддержки, организации социокультурной деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; про-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

187

ведение ежегодного Южного регионального ролевого конвента «ЮРКон» (фестиваля ролевых игр и исторической реконструкции), в котором активное участие приняли дети и подростки из целевых программных групп.

В проведении всех программных мероприятий огромную помощь оказали студенты-добровольцы Армавирской государственной педагогической академии. Общее количество детей и подростков - участников программ, составило более 2000 человек. Мониторинг эффективности программы показал, что был достигнут ряд качественных результатов:

- дети и подростки, получившие такой игровой опыт, быстрее и эффективнее социализируются, увереннее чувствуют себя в трудных жизненных ситуациях, испытывают меньше коммуникативных затруднений;

- созданы условия для духовного и интеллектуально-творческого развития подростков и молодёжи, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством организации занятий на базе клубов ролевых игр;

- повысился уровень профессиональной компетентности работников учреждений культуры и социальных педагогов в области работы с подростками и молодёжью, находящимися в трудной жизненной ситуации;

- укрепилось партнёрство общественных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры и муниципальных органов власти целевых МО в сфере духовного и интеллектуально-творческого развития детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Роль игры в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. -№ 6. - С. 62-76.

2. Герлах И.В. Воспитание игрой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://293.86137.3535.ru/ about/news/ (дата обращения: 14.06.2014).

3. Герлах И.В. Играя, воспитываем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kulturalab.ru/news/ 180-statya-proekt-smi (дата обращения: 14.06.2014).

4. Решетников О.В., Решетникова О.Н. Работа добровольцев с детьми, находящимися в социальной эксклюзии. - М.: ООО «Издательство «Проспект», 2009. - 240 с.

5. Теремок в библиотеке [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ustlabinsk.bezformata.ru/ listnews/teremok-v-biblioteke/7954970/ (дата обращения: 14.06.2014).

6. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.