Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку
Дьяченко Л. А.
Дьяченко Людмила Анатольевна /Dyachenko Lyudmila Anatolevna -учитель английского языка,
МБОУ СОШ№ 12, г. Энгельс, Саратовская область
Аннотация: ролевые игры - эффективный прием работы. Они помогают решать образовательные и воспитательные задачи на уроках иностранного языка.
Abstract: role playing is an effective method of work. They help to solve the educational tasks at English lessons.
Ключевые слова: ролевая игра, речевые ситуации, сюжет, задания, уроки английского языка, иностранные языки.
Keywords: role playing, speech situations, subject, tasks, English lessons, foreign languages.
В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра - это прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. Рассмотрим в этом плане ролевую игру с позиции учащегося и учителя.
С точки зрения учащегося ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность. Учебный характер школьниками не осознается.
С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса, в частности процесса обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом случае она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на подростка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика, учащимся импонируют положительные роли, но дети с удовольствием играют роли и отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. И в этом аспекте мы говорим о воспитательной функции ролевой игры.
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащегося на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполнят ориентирующую функцию в процессе обучения.
Подростки стремятся к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростков, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
Целесообразность использования ролевых игр в 5-9 классах обусловлена тем, что подростки дают предпочтение групповой форме работы. Для них совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении, организации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Поскольку ролевая игра как средство организации совместной учебной деятельности учебной деятельности учащихся как раз и моделирует межличностное групповое общение, она находит живой отклик у школьников подросткового возраста.
На уроке иностранного языка игра не теряет своей привлекательности для учащихся, однако имеет свою специфику: решаются неигровые задачи и повышается значимость результативного аспекта, что позволяет рассматривать ролевую игру, как средство достижения учебно-воспитательных целей.
Учащиеся могут осознавать заложенные в ролевой игре неигровые цели, но для учителя ее структура усложняется именно за счет включения учебных задач, а также создания дидактических условий, необходимых для игровых и учебно-воспитательных целей.
Таким образом, основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются:
1) игровые, а также воспитательные и развивающие цели;
2) содержание ролевой игры;
3) совокупность социальных и межличностных ролей;
4) коммуникативные и дидактические условия, т. е. учебно-коммуникативная ситуация. Важно, чтобы при определении места, времени и других обстоятельств ролевой игры, она соответствовала реальной действительности и была значима для учащихся;
5) реквизит - любые предметы, используемые в ролевой игре.
В своей работе мы руководствуемся следующими требованиями к созданию речевой ситуации:
1) четко определить речевую задачу: о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить или опровергнуть;
2) обеспечить конкретным языковым и речевым материалом и нужной информацией при выполнении задания;
3) стимулировать мотивацию обучения, вызывать у школьников интерес к заданию и желание выполнить его;
4) воспитывать у учащихся внимательное отношение к одноклассникам.
Учебно-речевые ситуации создаются различными способами и для этого используются не только вербальные и различные аудиовизуальные средства, но и игры, в том числе и ролевые. Ситуации могут создаваться как в рамках одной темы, так и на межтематической основе.
Правильно смоделированные учебно-речевые ситуации способствуют повышению интереса к иностранному языку, помогают вовлечь учащихся в иноязычную речевую деятельность, повышают эффективность урока.
Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.
Ролевая игра есть одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом.
Психологические исследования показали, что в период с 5 по 11 класс развитие школьников проходит несколько возрастных стадий. Младшему школьному возрасту, в котором начинается изучение иностранного языка, предшествует не просто более ранний, дошкольный возрастной период, но и более ранняя форма ведущей деятельности. Этой ранней формой ведущей деятельности является ролевая игра. В младшем школьном возрасте, т. е. в 7-11 лет, ведущей деятельностью становится учение. У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебной деятельности. Содержанием ведущей деятельности старшеклассников в 15-18 лет становятся учебно-профессиональная деятельность, формирование мировоззрения.
Такая возрастная периодизация не является установленной, так как переход к обучению школьников с шестилетнего возраста вносит изменения в содержание ведущей деятельности, сдвигает границы периодов развития учащихся. Переход от одной ведущей деятельности к другой происходит в форме взаимодействия старых и новых способов в поведении. Игра, как одна из форм отражения ведущей деятельности, может соответствовать достигнутому возрасту, возвращаться к более ранним формам поведения, опережать соответствующую возрастную стадию и способствовать подготовке к новой ведущей деятельности. Следует отметить, что в организации учебного игрового общения важным является создание условий для такого выполнения игрового задания, в котором достигалось бы не присоединение реплик, а взаимодействие партнеров, поскольку общение - это взаимодействие участников.
Одной из форм игрового общения, апробированной в эксперименте, была сюжетная ролевая игра. Наблюдения показали, что возрастные особенности пятиклассников позволяли использовать ее разные варианты. Одним из вариантов была ролевая игра с предметом. Для организации такой игры школьникам предлагались обстоятельства воображаемой деятельности, распределялись роли, уточнялись мотивы, цели для каждого участника, достигаемый сообща результат. На одном из уроков пятиклассникам был предложен следующий сюжет: «Твой младший брат-дошкольник с нетерпением ждет, когда пойдет в школу. Особенно ему нравится твой портфель, в котором так много интересного. Покажи ему свой портфель, познакомь с учебными принадлежностями. Вот пример одного из диалогов:
- Please, show me your school bag, Sasha.
- Here you are.
- May I open it?
- Yes, you may. You may take the books out.
- Oh, thank you. And what’s that?
- It’s my pencil-box. Open it, please. Look! There are pens, pencils...
- I think it’s very interesting to go to school. I want to become a pupil very much.
Участники ролевой игры не только обменивались репликами, но и действовали с реальными предметами. Темы речевого общения включали разговор о членах семьи, о профессиях, о режиме дня, об одежде и т. д.
Наблюдения показывали, что пятиклассники еще сохранили некоторые особенности предшествующего возрастного периода, когда ведущей деятельностью была детская ролевая игра. Способность играть выражалась в том, что ученики пятых классов охотно принимали воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Это позволило применить на уроке сюжетные ролевые игры сказочного содержания. Например, с целью отработки в устном высказывании некоторых вопросов о погоде, природных явлениях, временах года использовалась ролевая игра по сюжету сказки «Теремок». «Обитатели теремка» задавали «гостям» вопросы и только после правильных ответов разрешали им войти. Участники игры не только охотно принимали предлагаемый им сюжет, но и с интересом меняли походку, жесты, тембр голоса.
Ролевые игры и задания - эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их деятельности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.
Ролевые игры и задания при овладении учебным материалом и закреплении его позволяют более точно и осознано усвоить специфику его использования в речи. Именно в условиях игры осуществляется в значительной мере непроизвольное запоминание. Ролевые игры развивают и совершенствуют у школьников речемыслительную деятельность. Они способствуют также появлению у ребят желания общаться на иностранном языке, не только на уроке, но и во внеурочное время, Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мотив к изучению иностранного языка. Так, помимо учебных целей ролевые игры помогают решать воспитательные задачи. Уроки с применением ролевых игр и заданий проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере.
Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения.
Наблюдение за процессом обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность детей, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Литература
1. Дворник М. В., Чуйкова С. Л. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 6, с. 48-52.
2. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., - 1978, - с. 110.
3. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. Предисловие и приложение Н. И. Гез - М.: Высшая школа. - 1988, - с. 127.
4. Лившиц О. Л. Ролевая игра на уроках английского языка в VIII классе // Иностранные языки в школе. - 1987. -№ 5, - с. 87-89.
5. Мануэлян Ж И. Игры при обучении английскому языку в VII-X классах // Иностранные языки в школе. -1979. - № 1, - с. 48-52.
6. Матрон Е. Д. Модели сюжетной ролевой игры на уроке по работе с газетой // Иностранные языки в школе. -1990. - № 2, - с. 81-85.
7. Мильруд Р. П. Организация ролевой игры на уроке // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 3, - с. 8-13.
8. Олейник Т. И. Ролевая игра в обучении английскому языку в 6-8 классах: Пособие для учителей. - К.: Освита, 1992, - с. 128.
9. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (Из опыта работы) Пособие для учителя. - М.: Просвещение, - 1981, - с. 112.
10. Филатов В. М., Лившиц О. Л. Ролевые игры на уроках английского языка в VI классе // Иностранные языки в школе. - 1985, - № 1, - с. 38-41.