Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Елена Вениаминовна, Свешникова Марина Ильинична

Рассматриваются проблемы организации внеклассной работы и ее роль в повышении мотивации и формировании познавательного интереса учащихся к изучению иностранных языков. В процессе обучения усваивается и культура, связанная с этим иностранным языком. Внеклассная работа позволяет учителю не только дать дополнительные знания о стране изучаемого языка, но и найти точки соприкосновения с родной культурой. Важно, чтобы любые совместные действия учителя и учащихся соотносились с учебным планом и программой, соответствовали этапу обучения и подготовленности учащихся. Для того чтобы возможности активизации деятельности учащихся были наиболее эффективными, предусматриваются разнообразные приемы внеурочной деятельности. Оптимальной формой внеклассной работы является проектная деятельность учащихся, позволяющая им самостоятельно, творчески работать с информацией на основе их собственных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Елена Вениаминовна, Свешникова Марина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR WORK IN SECONDARY SCHOOL FOR THE FORMATION OF COGNITIVE INTEREST IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the problems of the organization of extracurricular activities and its role in increasing motivation and in the formation of cognitive interest of students in learning foreign languages. In the process of learning, the culture associated with this foreign language is also assimilated. Extracurricular work allows the teacher not only to give additional knowledge about the country of the language being studied, but also to find points of contact with the native culture. It is important that any joint actions of the teacher and students correlate with the curriculum and program, correspond to the stage of training and readiness of students. In order for the opportunities to intensify the activities of students to be the most effective, various methods of extracurricular activities are provided. The optimal form of extracurricular work is the project activity of students, which allows them to work independently creatively with information based on their own interests.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Научная статья УДК 373.5

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Елена Вениаминовна Кузнецова1, Марина Ильинична Свешникова20

1 2Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия

11епа_кои2пе1воуа@ша11. га

2швуевЬткуа@гашЬ1ег.ган, http://orcid.org/0000-0001-5630-9267

Аннотация. Рассматриваются проблемы организации внеклассной работы и ее роль в повышении мотивации и формировании познавательного интереса учащихся к изучению иностранных языков. В процессе обучения усваивается и культура, связанная с этим иностранным языком. Внеклассная работа позволяет учителю не только дать дополнительные знания о стране изучаемого языка, но и найти точки соприкосновения с родной культурой. Важно, чтобы любые совместные действия учителя и учащихся соотносились с учебным планом и программой, соответствовали этапу обучения и подготовленности учащихся. Для того чтобы возможности активизации деятельности учащихся были наиболее эффективными, предусматриваются разнообразные приемы внеурочной деятельности. Оптимальной формой внеклассной работы является проектная деятельность учащихся, позволяющая им самостоятельно, творчески работать с информацией на основе их собственных интересов.

Ключевые слова: внеклассная работа, познавательный интерес, мотивация, учебный предмет «Иностранный язык», проектная деятельность

Для цитирования. Кузнецова Е. В., Свешникова М. И. Организация внеклассной работы в средней школе для формирования познавательного интереса к изучению иностранного языка // Педагогические исследования. 2023. Вып. 2. С. 225-240.

General pedagogics, History of Pedagogics and Education (pedagogical sciences)

Original article

ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR WORK IN SECONDARY SCHOOL FOR THE FORMATION OF COGNITIVE INTEREST IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Elena V. Kuznetsova1, Marina I. Sveshnikova2H

1 2Astrakhan Tatishchev State University, Astrakhan, Russia 1 lena_kouznetsova@mail. ru

2msveshnikva@rambler.ruH, http://orcid.org/0000-0001-5630-9267

Abstract. The article discusses the problems of the organization of extracurricular activities and its role in increasing motivation and in the formation of cognitive interest of students in learning foreign languages. In the process of learning, the culture associated with this foreign language is also assimilated. Extracurricular work allows the teacher not only to give additional knowledge about the country of the language being studied, but also to find points of contact with the native culture. It is important that any joint actions of the teacher and students correlate with the curriculum and program, correspond to the stage of training and readiness of students.

In order for the opportunities to intensify the activities of students to be the most effective, various methods of extracurricular activities are provided. The optimal form of extracurricular work is the project activity of students, which allows them to work independently creatively with information based on their own interests.

Keywords: extracurricular work, cognitive interest, motivation, academic subject «Foreign Language», project activities

For citation: Kuznetsova E. V., Sveshnikova M. I. Organization of extracurricular work in secondary school for the formation of cognitive interest in learning a foreign language. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2023;(2):225-240. (In Russ.).

Согласно новым государственным образовательным стандартам, обучение в школе направлено не только на усвоение знаний, умений и компетенций, представляющих основную деятельность учащегося, но и на развитие его личности, формирование его активной жизненной позиции и таких качеств, которые помогут ему самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе (творческое мышление, самостоятельность, ответственность и др.) [1]. Такая обучающая среда включает разнообразные виды деятельности учащихся: работу на уроке, внеклассную работу, внешкольную деятельность в различных заведениях дополнительного образования с учетом культурной и этнической специфики. Большое внимание в этих условиях уделяется организации внеклассной работы как дополнительной среды развития учащегося.

Г. И. Мокроусова и Н. Е. Кузовлева считают, что внеклассная работа по

иностранному языку представляет собой совокупность различных по

содержанию, задачам, формам и методам организации мероприятий вне урока,

нацеленных на воспитание и развитие учащихся и выходящих за рамки учебных

программ [2]. Методисты подчеркивают: создание единой системы урочной и

внеурочной работы по предмету необходимо для интенсификации и

оптимизации учебно-воспитательного процесса, т. к. изучение большинства

227

программных тем может быть продолжено во внеклассной работе. Таким образом, внеклассная работа имплицитно включается в воспитательную деятельность учителя с коллективом учащихся [3, ^ 7]. Для достижения всех целей обучения необходима интенсификация иноязычной речевой деятельности учащихся, в организации которой педагоги используют различные виды работы, как в классе, так и вне урока (на факультативных и кружковых занятиях, на конференциях, в театральных постановках и пр.) [4].

Как организационная единица, включенная в единый учебно-воспитательный процесс [5, с. 196], внеклассная работа по иностранному языку призвана решить ряд задач. Прежде всего, это применение на практике знаний, навыков и умений и их дальнейшее закрепление в иноязычной речевой деятельности. Благодаря отличным от урочных форм видам деятельности внеклассная работа формирует и поддерживает интерес учащихся к учебному предмету «иностранный язык» и положительную мотивацию. Мы согласны с мнением Г. И. Щукиной, считающей, что интерес является мощным побудителем активного развития личности, «под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной» [6, с. 46]. Еще К. Д. Ушинский писал, что «интерес - основной внутренний механизм успешного учения» [7, с. 36]. В основе же познавательного интереса находится познавательная задача, которая требует от учащегося творческой активности. Очень хорошо, когда есть возможность проявить эту активность во внеучебное время, организованное учителем. Следует также помнить, что любая деятельность педагога (в том числе и внеклассная) направлена на воспитание личности учащегося и дальнейшее расширение его кругозора посредством всех учебных предметов, в том числе и иностранного языка.

Внеклассная работа по иностранному языку должна представлять систему

связанных между собой видов, методов и приемов внеурочной деятельности

учащихся в соответствии с общими целями обучения. Это дополнительная

возможность для формирования необходимой языковой среды и создания

228

мотивации учащихся к изучению языка за счет нового интересного материала, его эмоциональной окраски, его предъявления в новых, нестандартных ситуациях, приближенных к естественной коммуникации [3, ^ 9].

Отметим, что основным принципом организации внеклассной работы является принцип добровольного участия обучающихся, который реализуется в свободном выборе интересной для них формы занятий (кружка, факультатива, театральной постановки на иностранном языке и т. д.). Кроме этого, внеклассная работа должна обеспечивать необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Индивидуальность учащегося раскрывается в самостоятельном выборе участия в эпизодических мероприятиях (вечерах, утренниках, олимпиадах, конкурсах, неделях иностранного языка, КВН и т. д.) или периодических занятиях (факультативах, кружках и т. д.). Подведением итогов деятельности таких занятий могут стать и отдельные мероприятия, включенные в общешкольный план воспитательной работы (вечер французской песни, постановка пьесы и т. д.) [8, с. 308].

Формы внеклассной работы должны отвечать различным задачам обучения и воспитания учащихся в плане их всестороннего развития, но при этом учитывать возрастные особенности и степень их подготовленности по предмету.

Учащиеся младших классов изучают иностранный язык с большим интересом. Этот этап очень важен в плане формирования речевых навыков и закрепления языкового материала в речи учащихся. Внеклассная работа, представленная в подвижных формах деятельности (игры, соревнования, викторины и пр.) в соответствии с возрастными особенностями учащихся, способствует активизации навыков и умений.

На среднем этапе обучения активный запас языкового и речевого материала увеличивается (важно, чтобы он не перешел слишком быстро в пассивный запас!), за счет чего расширяются возможности развивать интерес учащихся к языку, включать его в разные сферы применения в коммуникации. Этому способствуют и различные внеклассные мероприятия (здесь важны творческие формы для самовыражения подростков: конкурсы, инсценировки и пр.). К сожалению, как

22У

констатируют многие педагоги, в 7-9 классах иногда наблюдается снижение интереса учащихся к иностранному языку из-за переключения подростков на другие виды деятельности, чаще всего вне школы (спорт, различные виды искусства, техническое моделирование и пр.). Перераспределение интересов приводит к снижению мотивации, что, в свою очередь, вызывает некоторую небрежность учащихся в учебе, в результате чего языковой материал частично забывается (уходит в пассивный запас), речевые навыки деавтоматизируются, а возможности выразить свои мысли посредством иностранного языка ограничиваются. К тому же необходимость в коммуникации на иностранном языке отсутствует. Активизация знаний, навыков и умений за счет внеклассной работы способствует предотвращению перехода имеющегося у учащихся словарного запаса в пассивный и мотивирует их к дальнейшему изучению предмета.

На старшем этапе обучения уместны формы внеклассной деятельности, связанные с аналитической деятельностью старшеклассников (конференции, КВН, круглые столы, творческие вечера и пр.). Так, организуя упражнения для формирования умения выразительного чтения стихов на иностранном языке, педагог не может ограничиться только постановкой техники выразительного чтения. Выбор произведения, объем текста, языковая сложность - все эти параметры должны соответствовать этапу обучения и сформированным знаниям, навыкам и умениям учащихся. Кроме этого, учитель воспитывает эстетическое отношение к литературе страны изучаемого языка и к самому языку [5, с. 197], развивает сценические способности учащихся. При этом он опирается на уже сформированные в родном языке умения и навыки выразительного чтения, стремится осуществить их перенос в иноязычную деятельность.

Важное значение при организации внеклассной работы имеет эмоциональная атмосфера, положительный эмоциональный тонус процесса организации и проведения внеклассных мероприятий. Это позволяет реализовать в полной мере возможности использования двух источников развития учащихся - деятельности и общения в процессе этой деятельности, что создает позитивные отношения между

учителем и учащимися, а также благоприятно влияет на положительное отношение к предмету.

Эффективность внеклассной работы значительно повышается, если запланированные и проведенные мероприятия включены в единый учебно-воспитательный процесс, организованный в учебном учреждении. При этом предмет «Иностранный язык» представляет собой благоприятную почву для формирования культуры межнационального взаимодействия. Рассматривая содержательный аспект данного предмета, следует акцентировать внимание на усвоении социокультурных знаний, включающих знания о национально -культурных особенностях франкоязычных стран (а не только Франции, как это наблюдается в УМК по французскому языку (второй иностранный язык) «Синяя птица») и умения их применять. К национально-культурным особенностям стран франкофонии относят знания безэквивалентной лексики, национальных реалий (слова-топонимы, слова-топографы и т. д.), традиций, праздников, устного народного творчества, особенностей национального характера, экономической, политической системы и т. п. Изучение праздников, традиций, песен, сказок и т. п. повышает мотивацию, вызывает неподдельный интерес у учащихся, что очень важно при обучении языку. Знакомство учащихся с новой иноязычной культурой должно строиться не по принципу «хуже - лучше», т. к. нет народа хуже и нет народа лучше, а по принципу «диалога культур», сопоставления своей и иноязычной культуры. Таким образом, мы формируем этнотолерантность у учащихся (что является необходимым человеческим качеством), принимая во внимание полиэтническую природу российского социума.

Источниками социокультурной информации могут быть средства массовой информации, Интернет, художественные и учебные фильмы и многое другое. Отсутствие языковой среды, вне которой проходит обучение наших учащихся, существенно затрудняет процесс формирования у них коммуникативной компетенции. Говорить об успешном достижении этой цели можно лишь при систематическом использовании вышеперечисленных средств и при методически организованном их применении. Критериями к отбору, на

23!

наш взгляд, прежде всего, должны быть: 1) соответствие уровню языковой и речевой компетенции, 2) соответствие тематике конкретной программы, 3) соответствие интересам и индивидуальным особенностям учащихся.

Народный фольклор (сказки, песни, пословицы, поговорки и т. д., содержащие национальные реалии, а также обычаи, обряды и праздники) дает богатейшие возможности для ознакомления учащихся с культурой народа изучаемого языка. Однако, каким бы интересным нам ни казался страноведческий материал, он должен быть тщательно отобран и (при необходимости) обработан или адаптирован для определенной возрастной категории, т. к. подобная информация всегда аутентична, а аутентичность часто представляет сложность для учащихся при восприятии и воспроизведении. Добавляя темы, интересные для самих учащихся, учитель получает дополнительную возможность мотивировать учеников к изучению иностранного языка. Исходя из этого, можно предложить чтение статей из оригинальных изданий, чтение и анализ литературных и исторических источников, подготовку собственных сообщений и индивидуальных проектов. Художественная литература в оригинале дает богатейшие возможности для знакомства учащихся с культурой народа, его традициями, укладом жизни. По мнению психологов, учащиеся в большей степени склонны разбирать и оценивать поступки и чувства литературных героев, чем свои собственные. В художественных текстах также часто встречаются диалоги, где используются формы речевого поведения, формулы вежливости, фоновая и безэквивалентная лексика (национальные лакуны). Все это расширяет языковые и страноведческие знания учащихся, позволяет им лучше понять специфику и своеобразие другого языка и культуры.

В процессе изучения иностранного языка, включенного в единую

образовательную систему, которая преследует обозначенные в программе цели и

задачи, центральное место отводится уроку как основному виду учебной

деятельности. С ним связаны такие виды дополнительной работы с учащимися, как

внеклассная и внешкольная. Они способствуют, прежде всего, развитию таких

качеств личности ученика, как самостоятельность, ответственность, творческий

232

подход к выполнению задания и пр. и необходимы для коммуникации на иностранном языке, т. к. сама сущность обучения иностранному языку как средству общения требует определенного уровня самостоятельности учащихся в этой деятельности. Введение и отработка нового материала в процессе внеклассной работы необходимы для развития коммуникативных умений. Однако его объем не должен превышать языковые возможности учащихся, т. к. это может привести к снижению интереса. Тем не менее заучивание наизусть неизбежно в процессе изучения иностранного языка. Именно поэтому так важно, чтобы внеклассная работа не вызывала переутомления и не была однообразной, т. к. ее основой является развитие активности и творчества учащихся, имитация языковой среды, естественных ситуаций, заставляющих пользоваться иностранным языком.

В современных условиях процесс обучения может получить творческий импульс благодаря новому статусу учащегося: как и учитель, он становится активным участником учебного процесса. Выбор тематики внеклассных мероприятий может осуществляться с учетом мнений учащихся. Такой подход наиболее полно раскрывается в проектной деятельности по иностранному языку. Она позволяет учащимся выбрать интересные именно для них темы и самостоятельно их разработать, тем более что в реализуемом проекте присутствует либо субъективно, либо социально значимая проблема. Продукт деятельности учащихся получает практическую реализацию. Они должны осознавать, где и как они могут применить новые знания, для чего необходимо изучить различные точки зрения, разработать пути решения проблемы, т. е. иметь достаточно хорошо сформированные умения самостоятельно обрабатывать информацию. В процессе работы над проектом учащиеся усваивают новые знания, которые становятся их собственными, а не абстрактной научной мыслью [9].

Учебный предмет «Иностранный язык» направлен на постоянную активизацию практической деятельности учащихся для формирования коммуникативных умений. В этой связи внеклассная работа выполняет в первую очередь функцию очень важного мотивирующего фактора, компенсирует в

233

значительной мере отсутствие естественной среды для общения на иностранном языке. Именно специфика предмета требует от педагога постоянного контроля за деятельностью учащихся. Его включенность в работу, неподдельный интерес, дискретная помощь позволяют осуществить проектную деятельность с наилучшими результатами для учеников. Целесообразно направлять их деятельность, учитывая интересы, потребности, способности и индивидуальные особенности. В процессе работы над проектами школьники учатся самостоятельному мышлению, самоорганизации, инициативе, развивают интуицию.

Процесс защиты проектов, публичные выступления совершенствуют культуру речи и общения, умение аргументированно отстаивать свои идеи, тренируют самообладание. В процессе проектной работы полнее реализуется системный подход в обучении. Происходит более тесное соединение учебной и воспитательной работы.

При работе над проектами необходимо также учитывать степень подготовленности учащихся. Первоначально это могут быть мини-проекты, затем они будут усложняться и расширяться. Различны и формы предъявления проектов: от открыток, стенгазет, альбомов, презентаций до объемных докладов, рефератов, разработок мероприятий и пр. В зависимости от психологического климата в классе учащиеся работают над проектами как индивидуально, так и в группе [9]. Самостоятельность в выборе решений позволяет учащимся объединяться с коллегами из других классов или параллелей.

Особенно интересными и результативными могут быть межпредметные проекты, организованные вокруг определенной проблемы, например, по экологии, географии, демографии, истории, искусству и пр. Создание проектов не только расширяет знания учащихся по предмету, но и формирует умения самостоятельно отбирать и обрабатывать информацию, анализировать и обобщать полученные данные. Для современных детей первым и часто единственным источником сведений по проблеме является интернет-пространство, где содержится большой объем информации, необходимой для

234

проектов по иностранному языку. Однако школьники должны научиться систематизировать необходимые сведения. Это кропотливая и трудоемкая работа, и здесь очень важна помощь учителя.

Для работы в школе будущий педагог должен быть хорошо подготовлен. В курсе «Методика обучения французскому языку» осуществляется подготовка к внеклассной работе на основе проектной деятельности. Начиная с первого курса, на занятиях и во время прохождения производственной практики студенты учатся самостоятельно разрабатывать и руководить проектами учащихся. Производственная и педагогическая практики позволяют студентам выявить круг интересов учащихся, который можно использовать во внеклассной работе для повышения мотивации. Многие проекты, представленные в плане внеклассной работы по иностранному (французскому) языку в школе, связаны с изучаемыми темами. Например, «Le voyage à Paris», «La France sportive», «Les particularités de la cuisine française», «L'architecture de la France à travers les siècles» и др. Однако некоторые проекты, предлагаемые студентами-практикантами учащимся, несколько отличаются от стандартных тем, которые кажутся оптимальными для опытных педагогов. Выбор темы в данном случае зависит не только от заинтересованности учителя, но и от предложений самих учащихся, хотя эти проекты могут быть имплицитно связаны с учебным материалом: например, «Tes premiers essais d'acteurs», «Les plats de la cuisine française sur la table russe», «La France au concours international Eurovision». Однако есть и совершенно отличные от учебных тем проекты: например, «Les Détectives et la France!», «Les signes et les superstitions en France». Они могут быть творческими, исследовательскими, групповыми или индивидуальными. Важно, чтобы проект помогал учащимся раскрыть личностные возможности и активизировать знания и умения по изучаемому языку. Для реализации таких проектов учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных и достаточных для решения данной проблемы знаний. Кроме того, обучающиеся должны владеть определенными интеллектуальными,

творческими и коммуникативными умениями.

235

Например, при реализации проекта «Les plats de la cuisine française sur la table russe» учащиеся работают с большим массивом лингвострановедческого материала: безэквивалентной лексикой, коннотативной лексикой, реалиями и др. Благодаря языковой догадке они могут понять название и назначение некоторых кулинарных терминов: ustensiles de cuisine, une écumoire, un hachoir à viande, une passoire, une casserole и др. Часть терминов не вызывает затруднений в понимании (многие из них были заимствованы русским языком): menu, rouleau, omelette, bouillon и др. Однако в русском языке есть и слова, заимствованные из французского, значение которых существенно изменилось в процессе ассимиляции: biscuit, vinaigrette, compote, confiture, côtelette, crème, marinade, purée, salade, saucisse, soufflé (их значение уточняется посредством презентации). Требуют также уточнения значения слов, заимствованных как одно понятие, например, bâton (во французском языке это еще и 'палка, посох, жезл'), или термины французского происхождения, значение которых понять затруднительно: например, русский жюльен очень далек от французского варианта приготовления овощей à la julienne (cueillis en juillet), или знаменитый салат оливье - Olivier. Его авторство приписывают московскому повару французского происхождения, но до сих пор неизвестно, так ли это и каков был первоначальный рецепт (кстати, аналог этого блюда называется во Франции salade russe). Известное всем блюдо le gâteau Napoléon имеет историческое значение: il a été servi pour la première fois en Russie aux célébrations commémorant le centenaire de l'expulsion de l'armée française de Moscou (à l'origine, ce gâteau feuilleté avait une forme triangulaire, faisant allusion au célèbre tricorne (chapeau en forme de triangle) de l'empereur français). Здесь учащимся необходимо вспомнить события, связанные с данной исторической личностью.

Не менее интересен и межпредметный проект «Les Détectives et la France!»,

который направлен на работу учащихся с обширным страноведческим

материалом, представленным в литературном наследии Франции. Школьники

отбирают и анализируют информацию, связанную с историей возникновения жанра и особенностями его развития во Франции, а также причинами его популярности: Le roman policier et l'influence de la pensée scientifique lient directement l'émergence et l'assertion de la littérature policière avec les victoires du positivisme dans la philosophie du XIXe siècle, avec le développement des sciences naturelles. Bien que l'écrivain américain Edgar Poe soit reconnu comme le fondateur de genre (on le nomme détective d'après le terme anglais to detect, cela veut dire: révéler), la littérature française est riche en noms célèbres: Émile Gaboriau, Georges Simenon, Pierre Boileau et Thomas Narcejaс et beaucoup d'autres écrivains. Учащиеся знакомятся с биографиями и творчеством известных писателей, персонажами, ставшими нарицательными, узнают, почему же во французской литературе для этого жанра используется свой термин: «le roman policier». Результаты работы оформляются в виде коллажей и презентаций.

Работа над различными проектами способствует активизации учащихся, расширяет их кругозор, мотивирует к самостоятельной деятельности, важную роль в которой играет познавательный интерес. Во время внеклассной работы вызванная им внутренняя мотивация содействует глубокому проникновению в существующие связи между изучаемыми явлениями, анализу информации и способствует развитию личности учащихся.

Список источников

1. Ванькова В. С., Шумакова В. А. Условия организации проектной деятельности школьников // Современная педагогика. 2016. № 7. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5852.

2. Мокроусова Г. И., Кузовлева Н. Е. Организация внеклассной работы по немецкому языку. М.: Просвещение, 1989. 190 с.

3. Даведьянова Н. С., Жиркова О. П. Внеклассная работа по иностранному языку: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. 147 с.

4. Якушина Л. З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. М.: Высшая школа, 1990. 100 с.

5. Андреевская-Левестерн Л. С. Методика преподавания французского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1983. 222 с.

6. Щукина Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике. М.: Педагогика, 2001. 351 с.

7. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании: Антология гуманной педагогики. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, МГПУ, 2002. С. 36-40.

8. Михеева А. В. Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранному языку // Молодой ученый. 2017. № 19 (153). С. 308-310.

9. Полат Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Изд. центр Академия, 2010. С. 193-200.

References

1. Vankova V. S., Shumakova V. A. Conditions of the organization of project activity of schoolchildren. Sovremennaya pedagogika = Modern pedagogy. 2016;(7). URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5852. (In Russ.).

2. Mokrousova G. I., Kuzovleva N. E. Organization of extracurricular work in the German language. Moscow: Prosveshchenie; 1989. 190 p. (In Russ.).

3. Davedyanova N. S., Zhirkova O. P. Extracurricular work in a foreign language: A textbook for students of pedagogical universities. Vladimir: VlSU Publishing House; 2018. 147 p. (In Russ.).

4. Yakushina L. Z. The connection of the lesson and extracurricular work in a foreign language. Moscow: Higher School; 1990. 100 p. (In Russ.).

5. Andreevskaya-Levestern L. S. Methods of teaching French in secondary school. Moscow: Prosveshchenie; 1983. 222 p. (In Russ.).

6. Shchukina G. I. The problem of cognitive need in pedagogy. Moscow: Pedagogics; 2001. 351 p. (In Russ.).

7. Ushinsky K. D. On nationality in public education: An anthology of humane pedagogy. Moscow: Shalva Amonashvili Publishing House, MPCU; 2002. P. 36-40. (In Russ.).

8. Mikheeva A. V. Forms of extracurricular and extracurricular work in a foreign language. Molodoi uchenii = Young scientist. 2017;19(153):308-310. (In Russ.).

9. Polat E. S. Project method: history and theory of the issue. In the book. Modern pedagogical and information technologies in the education system. Moscow: Center Academy Publishing House; 2010. P. 193-200. (In Russ.).

Информация об авторах

Е. В. Кузнецова - кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой романской филологии;

М. И. Свешникова - кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры романской филологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about authors Elena V. Kuznetsova - Candidate of science in Pedagogics, Associate Professor, Head of the Chair of Romance Philology

Marina I. Sveshnikova - Candidate of science in Pedagogics, Associate Professor of the Chair of Romance Philology

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 6.03.2023; одобрена после рецензирования 17.03.2023; принята к публикации 10.05.2023.

The article was published 6.03.2023; approved after reviewing 17.03.2023; accepted for publication 10.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.