Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ПОТЕНЦИАЛ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ВНЕДРЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рагимханова Лариса Камедовна, Абдуллаева Азиза Алибековна, Никатуева Зайнаб Шахбановна

В статье рассмотрен потенциал внедрения проектной деятельности на дополнительных занятиях по английскому языку. Внеклассная работа традиционно считается важной составляющей учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, то ее организация и проведение в современных условиях требует творческого подхода и нестандартных решений. Рассмотрены определенные характеристики по применению метода проектов, предложенные Е.С. Полат. Показана роль учителя во время работы над проектом, так как он не только осуществляет контроль школьников и их конечных продуктов, но и становится одним из участников коллектива и может выполнять разные роли. Автор пришел к выводу, что хорошо продуманная и детально спланированная внеклассная работа улучшает уровень владения иностранного языка и мотивирует учащихся изучать историю, географию и культуру страны, язык которой изучается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рагимханова Лариса Камедовна, Абдуллаева Азиза Алибековна, Никатуева Зайнаб Шахбановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF INTRODUCING PROJECT ACTIVITIES IN ENGLISH EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The paper examines the potential implementation of project activities in the extracurricular activities in the English language. Extracurricular activities are traditionally considered to be an important component of the educational process in general education schools, its organization and implementation in modern conditions requires a creative approach and non-standard solutions. The role of the teacher during the project work is shown, as he/she not only supervises the students and their final products, but also becomes one of the participants of the team and can play different roles. The author has come to the conclusion that a well-designed and thoroughly planned extracurricular work improves the level of foreign language proficiency and motivates the students to learn the history, geography and culture of the country whose language is studied.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В процессе разработки к проекту присоединились студенты, специалисты и педагоги музыкальных учебных заведении России. Реализация мультимедийного культурно-просветительского проекта была нацелена на развитие умений анализировать и осмысливать будущим педагогом социальные проблемы, исторические события и явления. Примеры подлинных участников исторических событий, их труд объединяют героев фильма и обладает высоким воспитательным потенциалом.

В продолжение этого мероприятия студенты 4 курса вышеобозначеных вузов, под руководством авторов, разработали цикл занятий по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения: «Ценностная основа будущего учителя в современном вузе» (семинар-практикум); «Разговор о поступках: что такое хорошо, а что такое плохо» (классный час); «Семья - основа духовно-нравственного воспитания Человека» (творческая мастерская), «Герой глазами разных поколений» (семинар), «Воин чудесный на белом коне» (урок-путешествие), «Самый большой подвиг - защита Отечества» (семинар-практикум). Данные занятия были проведены для студентов младших курсов, а также для старшеклассников общеобразовательных школ г.Петрозаводска: МОУ «Лицей № 13», МОУ «Лицей № 40», Специализированная школа искусств. Систематичная работа по духовно-нравственному воспитанию будущего педагога повышает ценностно-смысловые аспекты образовательного процесса.

Выводы. Гуманистический аспект духовно-нравственного воспитания будущего педагога на основе аксиологического подхода приобретает особую значимость в связи с ростом потребности в активной личности, способной к саморазвитию и самореализации. Таким образом, работа по формированию у будущего педагога образа героя на примерах прошлого и настоящего, показывающая духовно богатого человека может быть использована в современном духовно-нравственном воспитании. В процессе обучения создаются возможности для реализации интегративного комплекса по формированию духовно-нравственных качеств объединяет преподавание дисциплин гуманитарного цикла и реализацию культурно-просветительских проектов, творческих встреч, организацию работы историко-краеведческого клуба.

Литература:

1. Зырянов, С.Г. Современный российский патриотизм: Основные подходы к интерпретации / С.Г. Зырянов, В.И. Лесняк / Социум и власть. - 2013. - № 2 (40). - С. 11-16

2. Кудимова, Т.В. Духовно-нравственное воспитание в условиях обновления содержания образования / Т.В. Кудимова // Образование и воспитание. - 2016. - С. 79-81

3. Мурзина, И.Я. Перспективные направления патриотического воспитания / И.Я. Мурзина, С.В. Казакова // Образование и наука. - 2019. - №2. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/perspektivnye-napravleniya-patrioticheskogo-vospitaniya (дата обращения: 24.01.2023)

4. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация молодежи: проблемы гармонизации / Н.Д. Никандров // Социальная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 8-17

5. Петракова, Т.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном аспекте современного образования / Т.И. Петракова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 5. - С. 15-20

6. Птицына, Е.В. Профессиональная подготовка будущего учителя на основе положений субъектоцентрированного подхода / Е.В. Птицына, Т.И. Березина, Е.Н. Федорова, М.С. Москаленко // Современные наукоемкие технологии. - 2023. -№ 1. - С. 146-150. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39512 (дата обращения: 12.01.2023)

7. Теряева, О.А. Генезис ценностного отношения к образу героя как основе духовно-нравственного воспитания / О.А. Теряева // Технологическое и художественное образование: проблемы и перспективы: электронный сборник научных статей, посвященный 60-летию высшего технологического и художественного образования. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2022. - С. 57-62

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Рагимханова Лариса Камедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Абдуллаева Азиза Алибековна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Никатуева Зайнаб Шахбановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ПОТЕНЦИАЛ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье рассмотрен потенциал внедрения проектной деятельности на дополнительных занятиях по английскому языку. Внеклассная работа традиционно считается важной составляющей учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, то ее организация и проведение в современных условиях требует творческого подхода и нестандартных решений. Рассмотрены определенные характеристики по применению метода проектов, предложенные Е.С. Полат. Показана роль учителя во время работы над проектом, так как он не только осуществляет контроль школьников и их конечных продуктов, но и становится одним из участников коллектива и может выполнять разные роли. Автор пришел к выводу, что хорошо продуманная и детально спланированная внеклассная работа улучшает уровень владения иностранного языка и мотивирует учащихся изучать историю, географию и культуру страны, язык которой изучается.

Ключевые слова: потенциал, внедрение, проектная деятельность, дополнительные занятия, английский язык, педагог.

Annotation. The paper examines the potential implementation of project activities in the extracurricular activities in the English language. Extracurricular activities are traditionally considered to be an important component of the educational process in general education schools, its organization and implementation in modern conditions requires a creative approach and non-standard solutions. The role of the teacher during the project work is shown, as he/she not only supervises the students and their final products, but also becomes one of the participants of the team and can play different roles. The author has come to the conclusion that a well-

designed and thoroughly planned extracurricular work improves the level of foreign language proficiency and motivates the students to learn the history, geography and culture of the country whose language is studied.

Key words: potential, implementation, project activities, extracurricular activities, English, teacher.

Введение. Новая парадигма иноязычного образования базируется на широком привлечении средств мультимедиа, аудио- и видеоматериалов с последующей проработкой задач и обсуждением во время занятия. Теперь для создания и погружения учащихся в иноязычную среду широко используют не только сайты для изучения английского языка и дистанционные курсы, но и создают сообщества в виртуальной среде. Для активного общения на английском также используют социальные сети.

Поскольку внеклассная работа традиционно считается важной составляющей учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, то ее организация и проведение в современных условиях требует творческого подхода и нестандартных решений, чтобы привлечь учащихся к культурно-образовательным мероприятиям, проводимым на иностранных языках, которые обычно проводятся во внеаудиторное время. В этой работе рассматривается проектная работа как одна из возможных форм проведения внеклассной работы.

Изложение основного материала статьи. Проектная технология берет свое начало из метода проектов, появление которого связывают с именами Дж. Дьюи и В. Килпатрика. Нами были исследованы принципы проектной деятельности таких исследователей как Л.И. Колесниковой, И.А. Колесниковой, М.П. Горчаковой-Сибирской и А.В. Гладкой и были выделены одни из важнейших принципов, среди которых: принципы прогнозируемости; учета интересов и психологических особенностей определенной возрастной группы учащихся; добровольности выбора вида деятельности и самостоятельности школьников; культурной значимости и релевантности; поэтапности и обратной связи.

Существуют многочисленные подходы к определению понятия «проект», однако наиболее обобщенное формулировка имеет следующий вид: проектную работу в области изучения иностранных языков и культур рассматривают как творческую учебно-познавательную иноязычную коммуникативную деятельность, проблемное по форме предъявления учебного материала, практическая по способу его использования, интеллектуально нагруженную по содержанию и самостоятельная по характеру добывания знаний, навыков и умений [3].

Уже давно известно, что вовлечение учащихся в учебный процесс, когда они перестают быть пассивными участниками, играет важную роль в улучшении их учебных достижений. Проектная работа стала тем инструментом, который позволяет привлечь учащихся к созданию, тестированию того, что они создали во время сотрудничества с другими учениками, как в классе, так и вне его [6, С. 83].

При выборе вида проекта необходимо принимать во внимание возраст учащихся, уровень самостоятельности, творческие способности, технические возможности школы, уровень владения иностранным языком, интересы учащихся и другие факторы.

Чаще всего проектная деятельность характерна для учащихся старшего школьного возраста, так же именуется как пубертатный период или период полового созревания от 12 до 18 лет.

Стоит отметить, что И.О. Зимняя выделяет основные новообразования старшего школьного возраста, такие как: познавательная мотивация, социальная активность и наличие интеллектуальной и социальной зрелости [3].

По мнению И.С. Кона, главными характеристиками старшего школьного возраста считается развитие логического мышления, образной памяти, развитие умственной деятельности и интерес к поиску. Автор отмечает, что молодое поколение начинает искать смысл своей жизни, осуществляет саморефлексию в процессе самоопределения. В результате поиска смысла своей жизни, у учащихся начинаются формироваться ценностные ориентации, собственные убеждения и мировоззрение [5, C. 110].

Кроме того, в данном возрасте преобладает развитие интеллектуальных способностей, а также происходит развитие мышления и памяти. Стоит отметить, что именно в период становления старших школьников происходит повышение уровня концентрации внимания, осмысления и структуризация усвоенного материала в памяти учащегося [3]. В этом случае проектная деятельность имеет преимущество, поскольку учит учащихся концентрироваться на важной информации, уметь обобщить изученное и помогает тренировать память.

Важную роль играет интерес к обучению учащихся. Для того, чтобы его достичь, нужно давать школьникам возможность показать свою инициативность и высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения других учащихся и учителей. Проектная методика является одним из таких методов, который обеспечивает интерес к учебной деятельности при условии, если учитель будет разрабатывать интересные и интерактивные задания. Создание проблемной ситуации и поиски ее решения формирует интерес к обучению. Как следствие, проектная методика поможет учащимся раскрывать свою индивидуальность, обеспечит повышение мотивационной сферы и познавательных интересов школьников.

В.В. Титова отмечает, что у учащихся происходит взаимодействие в процессе работы над проектом. Коммуникация происходит в группах, где каждый участник проекта является ответственным за результат проекта и выполняет в группе определенную социальную роль. Учитель является ответственным за создание благоприятных условий в коллективе, для того, чтобы школьники могли раскрыть свой потенциал в группах, поэтому в процессе работы над проектом происходит автономия личности [8, С. 138]. Таким образом, метод проектов развивает индивидуальные навыки личности.

Стоит отметить, что не возникает потребность в общении на иностранном языке, поскольку создается естественная ситуация, что побуждает школьников к применению иностранного языка.

Схема взаимодействия учитель и ученика приобретает вид субъект-субъектного партнерского учебного сотрудничества. В деятельностном компоненте подхода учащийся выступает субъектом учебной деятельности, учебная деятельность - процесс овладения иностранным языком, а объект изучения выступает речевая деятельность.

Для Н.Г. Чаниловой, проектная методика рассматривается как тип развивающего обучения. В развитии человека выделяют три аспекта: познавательный процесс, личностный и деятельностный аспекты. Они формируются именно в старшем школьном возрасте.

Л.С. Выготский утверждает, что обучение побуждает к развитию личности и базируется на его актуальном уровне [2, C. 154]. В условиях обучения по проектной методике этот принцип заключается в том, что учащимся предлагаются коммуникативные проблемные задачи, которые немного превышают их возможности. В ходе работы над проектом они самостоятельно выбирают способы деятельности, исправляют свои ошибки, находят способы решения проблемы, в процессе которых получают новые знания, и совершенствуют свои навыки и умения.

Благодаря работе над проектом происходят позитивные изменения в интеллектуальном, личностном и деятельностном аспектах. Проектная работа обеспечивает совершенствование особенностей мышления, развитие творчества, креативности, воображения и ассоциативности. Развитие учащегося как личности соотносится с усложнением мотивационной сферы,

рефлективности и самооценки. Также в процессе работы над проектом совершенствуется психологическая сфера деятельности школьника, поскольку учащийся в состоянии установить собственные цели и мотивы его деятельности.

В конструктивистском подходе производиться привлечение учащихся к взаимному оцениванию и самооценке. Школьники могут выбирать учебный материал, сами выбирают как им распоряжаться и в каких источниках осуществлять поиск. В условиях данного обучения создаются благоприятные условия для самостоятельного и осознанного обучения, повышается мотивация, происходит сотрудничество в решении задач. Основная задача учителя заключается в обеспечении развития личности, содействии позитивному «я-образу» и в формировании чувства самосознания [4, С. 25].

Проанализировав возрастные и интеллектуальные особенности учащихся, следует сделать вывод, что при работе с учащимися подросткового юношеского возраста, педагогам необходимо тщательно выбирать виды деятельности, которые будут объединять все доминанты подростка и отвечать потребностям данного возрастного периода, учитывая особенности нового поколения Z, так как проектная деятельность положительно влияет на развитие познавательной, личностной и эмоционально-волевой сферы личности.

Деятельность должна быть общественно значимой и творческой, что будет удовлетворять потребности учащихся к самостоятельности, самоутверждению и самореализации. Более того, проектная деятельность может быть организована с использованием компьютерных и мобильных технологий, что является настолько актуальным для молодых людей. В рамках проектной деятельности существует возможность отказаться от непосредственного контроля учителя, что в свою очередь, является еще одним мотивирующим для учащихся фактором.

Проектная методика дает возможность продемонстрировать свои способности, творчество, самостоятельность, лидерство и развивать свои познавательные интересы, концентрацию, обучает взаимодействию в коллективе, а также способствует заинтересованности к обучению. Кроме того, основным преимуществом проектной деятельности является возможность включения личности в процесс разработки и реализации проектов, то есть происходит активизация поисковой активности. Это оказывает положительный эффект на развитие исследовательских способностей школьников.

Метод проектов, разработанный американским ученым-методистом У. Килпатриком, обеспечивает возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения поставленных задач или проблем, пользуясь знаниями по другим предметам и развивая исследовательские умения школьников.

Метод проектов сосредотачивает внимание на исследовательских, информационных и других проблемных задач и их решения. Проектная технология направлена на создание школьниками личного конечного продукта в результате работы над проектом. В зависимости от типа проекта могут быть различные виды конечных продуктов данного вида деятельности. Такими конечными продуктами может быть написание сценария, издание буклета, веб-сайта, стенгазеты, мультимедийной презентации и постановка пьесы и тому подобное.

Стоит рассмотреть определенные характеристики по применению метода проектов, которые предложила Е.С. Полат, а именно:

1. С позиции субъектных отношений участников проекта. Основную роль в проектной работе принадлежит учащемуся как субъекту проектной деятельности и его потребности и интересы в изучении иностранного языка. Школьник может выполнять разные роли в процессе работы над проектом, поскольку он инициирует работу, выполняет ее, контролирует ход работы, ответственный за конечный результат продукта. Проектная работа не имеет целью создавать конкуренцию или соревнования между участниками проката, а наоборот, сосредоточивает свое внимание на групповой взаимодействия, эффективность которой зависит от многих факторов, таких как взаимопонимание, уважение к участникам группы и к их мнениям, взаимопомощь, поддержка и взаимная ответственность всей группы, а также общая задача для достижения цели.

Роль учителя во время работы над проектом меняется, поскольку он не только осуществляет контроль школьников и их конечных продуктов, но и становится одним из участников коллектива и может выполнять разные роли. Стоит отметить, что благоприятный климат в коллективе зависит от учителя, поскольку именно он должен организовать так работу, чтобы учащиеся вошли в рабочую творческую атмосферу и имели вдохновение и желание со стороны учителя в ходе выполнения проекта.

2. С позиции характера учебной деятельности. Проблемно-поисковое задание или задача является одним из основных требований к выполнению проекта, поскольку оно ориентировано на достижение определенного конечного продукта. Такая проблемно-поисковая задача развивает у учащегося умение правильно осуществлять поиск необходимой информации и правильно отбирать ее среди большого объема материала.

3. С позиции содержания учебно-проектной деятельности. Содержание проектной работы сосредотачивает внимание на личностной, познавательной мотивации учащихся и учитывает интересы всех участников проектной группы. Это обеспечивает благоприятные возможности для самореализации, креативности, автономии учащихся.

4. С позиции целей практического овладения иностранным языком и культурой. Проектная работа имеет целью ориентацию на решение реальных и актуальных целей и задач, связанных с изучением иностранного языка и иноязычной культуры, для того чтобы обеспечить условия для их использования в межкультурных коммуникативных ситуациях и таким образом проверить уровень сформированности коммуникативных умений. Проектная работа не должна непосредственно коррелировать с содержанием учебной программы, а должна стать учебно-исследовательской проектной деятельностью с использованием иностранного языка.

5. С позиции развития продуктивной учебной деятельности проектная технология должна обеспечивать развитие в самостоятельной работе школьника и создавать благоприятные условия для продуктивной учебной деятельности при условии: реализация творческого потенциала учащегося; актуализации важных мотивов и взаимодействия субъектов учебной деятельности; интеграции межпредметных знаний; процесс усвоения иностранного языка и культуры входит в реальную информационно-образовательную, проектно-исследовательскую и социально- культурную деятельность; создание условий для формирования учебно-стратегической компетентности в области изучения языка [7, С. 3].

На сегодняшний день нет единой классификации относительно количества и названий этапов реализации проектной технологии в обучении иностранным языкам. Исследователи предлагают от 3 до 10 этапов, которые у каждого исследователя называются по-разному. На каждом этапе важным факторами являются содержание и цель деятельности учащихся. Сначала следует спланировать свою работу, затем ее выполнить, презентовать свои работы и в конце оценить и сделать выводы и рекомендации относительно будущей проектной работы. Реализация проектной деятельности школьников происходит пошагово, подробно описываются основные этапы и конкретизируются цели, задачи, способы и приемы на каждом из них.

Прежде, чем начинать любой проект, стоит провести беседу или сделать опрос относительно знаний учащихся о данном методе в обучении иностранных языков. Если они не очень осведомлены в этом методе, или просто не имели опыта, то важно рассказать учащимся о нем, чтобы они поняли суть самой проектной работы, а уже потом приступали уже над созданием своего проекта [1].

На подготовительном этапе нужно спланировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Сначала выявляется проблема исследования и создаются группы. В ходе этого процесса нужно определить тему и формат конечного продукта (например, письменный отчет, буклет, стенгазета, создание видео). При этом школьники могут собрать все идеи во время обсуждения и, таким образом, ими достигнуто согласие относительно будущего задания.

Стоит учесть навыки учащихся, необходимые для сбора информации для своего проекта и стратегии сбора информации, а также экстренные навыки и стратегии для презентации окончательного проекта своим коллегам и учителю. В данном этапе распределяются функции каждого участника проекта. Перед распределением обязанностей необходимо учитывать индивидуальные черты и способности учащихся для того, чтобы создать благоприятный психологический климат в классах.

На исполнительном этапе начинается языковая и речевая подготовка учащихся к выполнению заданий проекта, кроме этого, они осуществляют поиск анализ и систематизируют собранную информацию. Важно систематизировать ее таким образом, чтобы информация соответствовала сути проблемы.

Одной из важнейших особенностей проектной работы является презентация проекта. Она осуществляется на презентационном этапе, где происходит подготовка и организация презентации результатов проектирования. Учащиеся готовят свои презентации и, собственно, представляют отработанный и оформленный конечный продукт проекта. Характер изложения будет зависеть от формы конечного продукта.

Публичный показ дает учащимся дополнительный стимул для лучшей работы, и школьники избавляются от страха выступать на публике. Стоит отметить, что учащиеся должны быть тщательно подготовлены к демонстрации своего проекта для того, чтобы в конце своей презентации быть готовым ответить на вопросы своих одноклассников. На итоговом этапе проектной работы учащиеся и учитель обсуждают, анализируют и оценивают конечные продукты [8, С. 68].

Что касается форм контроля, то это может быть самоконтроль или взаимоконтроль. На данном этапе участники проектной деятельности также рассуждают о шагах, предпринятых для достижения своих целей, о коммуникативных навыках и информации, которую они получили в процессе слушания презентаций. Они также могут определить аспекты проекта, которые можно усовершенствовать в дальнейшей работе над будущими проектами [9, С. 26].

Не стоит школьникам сильно беспокоиться об ошибках, так как, общаясь, учащиеся, как правило, концентрируются на содержании, а ошибки, естественно, случаются во время коммуникации. Нужно помнить, что в проектной работе не так важно оценивание, главное - это возможность в проектной деятельности развивать креативность, воображение, критическое мышление, способность к самоанализу и самовыражению учащихся.

Выводы. Хорошо продуманная и детально спланированная внеклассная работа улучшает уровень владения иностранного языка и мотивирует учащихся изучать историю, географию и культуру страны, язык которой изучается. Постоянно отмечается необходимость формирования у учащихся социальной, поликультурной, информационной, коммуникативной компетентностей, однако понятно, что в условиях ограниченного количества часов, сделать это не является возможным. Именно поэтому внеклассную работу при таких обстоятельствах используют как инструмент, который поддерживает интерес к обучению, углубляет знания, формирует коммуникативную компетентность, а также воспитывает ответственность за выполнение задач и формирует навыки командной работы. Следовательно, применение проектной технологии для современных учащихся можно считать эффективным инструментом обучения иностранному языку, который можно использовать как для классной, так и внеклассной работы.

Литература:

1. Абдурахманова, П.Д. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева [и др.]. - М.: РосНОУ, 2022. - 177 с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1991. - 480 с.

3. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 6-7

4. Зимняя, И.А. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 3. - С. 41-42

5. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. - Москва: Политиздат, 1984. - 281 с.

6. Коряковцева, Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учеб. Пособие для студ. Лингв. Фак. Высш. Учеб. Заведений / Н.Ф. Коряковцева. - Москва: Академия, 2010. -192 с.

7. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. -№ 2. - С. 3-10

8. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. - Москва: Слово^^о, 2000. - 262 с.

9. Титова, В.В. Проектная методика как эффективное средство обучения профессионально направленной иноязычной коммуникации / В.В. Титова // Вестник Киевского национального лингвистического университета. Сер. Педагогика и психология / гол. Ред. М.П. Баган. - Киев: Изд. Центр КНЛУ, 2000. - № 2. - С. 135-139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.