Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОЕКТОВ В МАССОВЫХ ФОРМАХ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

МЕТОД ПРОЕКТОВ В МАССОВЫХ ФОРМАХ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / STUDENT-CENTERED LEARNING / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / МОДЕЛЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / MODEL OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ОЛИМПИАДА / OLYMPIAD / КОНКУРС / COMPETITION / ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА / PROJECT WORK / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕЗЕНТАЦИИ / PRESENTATION / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко А.И., Алипулатова Н.С.

В статье обосновывается актуальность использования коммуникативно-ориентированных форм внеклассной работы по иностранным языкам, осуществляемых в проектной деятельности учащихся старших классов. Определены цели, содержание, методические требования к организации и проведению олимпиад, конкурсов с применением проектной методики, современных информационно-коммуникационных технологий. Предметом изучения в статье являются эпизодические массовые формы внеклассной работы, к которым относятся олимпиады и конкурсы, увеличивающие возможности установления межпредметных связей, способствующие систематизации и углублению знаний обучающихся в области школьных дисциплин, совершенствованию их иноязычных навыков и умений в осуществлении межкультурной коммуникации. В статье представлен опыт участия авторов (преподавателей факультетов иностранных языков ДГПУ и ДГУ) в организации и проведении внеклассных эпизодических массовых мероприятий по иностранным языкам, в частности конкурса «Лучший проект на иностранном языке» среди учащихся школ г. Махачкалы в рамках проекта «Англоязычный Дагестан». Целью конкурса, является формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе использования учебных материалов информативного, познавательного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко А.И., Алипулатова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project work in mass forms of extra-curricular activities in foreign language teaching

The article explains the relevance of the use of communicative-oriented forms of extracurricular activities in foreign languages, carried out in the project activities of school students.The objectives, content, teaching requirements for organizing and conducting competitions and contests with the use of project work, modern information and communication technologies are defined. The subjects of study in the article are episodic mass forms of extracurricular activities, including competitions and contests, which increase the possibility of establishing interdisciplinary connections, contributing to systematize and deepen students' knowledge in school subjects, improve their foreign language skills in the implementation of intercultural communication. The paper presents the experience of the authors of this article (teachers of the Faculty of Foreign Languages of Dagestan State Pedagogical University and Dagestan State University) in organizing and conducting extracurricular episodic mass events in foreign languages, in particular, the competition for "Best Project in a Foreign language" in schools of Makhachkala project "The English Dagestan". The purpose of the contest held in project activities of students in a Foreign language, is the formation of foreign language communicative competence of students through the use of educational materials of informative, educational nature.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОЕКТОВ В МАССОВЫХ ФОРМАХ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 811. 111 (07)

А.И. Демченко, Н. С. Алипулатова

Метод проектов в массовых формах внеклассной работы по иностранному языку

Дагестанский государственный педагогический университет; Россия, 367003, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57; umudatka@mail.ru

В статье обосновывается актуальность использования коммуникативно-ориентированных форм внеклассной работы по иностранным языкам, осуществляемых в проектной деятельности учащихся старших классов.

Определены цели, содержание, методические требования к организации и проведению олимпиад, конкурсов с применением проектной методики, современных информационно-коммуникационных технологий.

Предметом изучения в статье являются эпизодические массовые формы внеклассной работы, к которым относятся олимпиады и конкурсы, увеличивающие возможности установления межпредметных связей, способствующие систематизации и углублению знаний обучающихся в области школьных дисциплин, совершенствованию их иноязычных навыков и умений в осуществлении межкультурной коммуникации.

В статье представлен опыт участия авторов (преподавателей факультетов иностранных языков ДГПУ и ДГУ) в организации и проведении внеклассных эпизодических массовых мероприятий по иностранным языкам, в частности конкурса «Лучший проект на иностранном языке» среди учащихся школ г. Махачкалы в рамках проекта «Англоязычный Дагестан». Целью конкурса, является формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе использования учебных материалов информативного, познавательного характера.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, иноязычная коммуникативная компетенция, модель учебно-воспитательного процесса, олимпиада, конкурс, проектная методика, информационно-коммуникационные технологии, презентации.

В условиях модернизации школьного образования конечной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т. е. готовности и способности учащихся к речевому общению [10].

Неотъемлемой частью обучения иностранному языку является формирование у учащихся социокультурной компетенции, которая обеспечивает межличностное общение на иностранном языке в соответствии с нормами языка и речи, а также культурными традициями носителей языка [5]. Решение вопросов, относящихся к процессу обучения учащихся иноязычному общению в социокультурной сфере, возможно в условиях осуществления коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного и социокультурного подходов к обучению.

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению в методике преподавания иностранных языков получил свою интерпретацию в рамках личностно-ориентированного подхода в работах И.Л. Бим [2]. Суть данного подхода заключается в том, что обучение языку носит деятельностный характер, поскольку иноязычное речевое взаимодействие осуществляется посредством речевой деятельности, благодаря которой участники общения выполняют речевые действия, основанные на приеме и передаче информации, рассуждении, предположении, интерпретации фактов, умозаключении.

Под личностно-ориентированным подходом, в свою очередь, понимается обучение иностранному языку, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из определения его индивидуальных особенностей как субъекта познания и учебной деятельности [2].

Социокультурный подход к обучению предусматривает формирование социокультурной компетенции учащихся в условиях тесного взаимодействия иностранного языка и культуры его носителей в соотнесенности с культурой собственной страны, региона. Речь идет об использовании языка в условиях определенного культурного социума на основе диалога культур.

Данные подходы ориентируют учащихся на межличностное речевое общение на иностранном языке, использование языка с целью приема, передачи информации и обмена ей, осуществление коммуникативных намерений в основных типах монолога (описание, повествование, рассуждение) монолога и диалога (диалог-этикет, диалог -обмен мнениями, диалог-расспрос).

Формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции требует создания единой системы учебной и внеурочной деятельности.

Внеклассная работа как методическая система представляет собой компонент всеобщей модели учебно-познавательного, просветительного, коммуникативно и лич-ностно-ориентированного обучения учащихся иностранному языку.

В этой связи внеклассная работа по английскому языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение [9] и, в частности, способствует развитию интереса учащихся к его изучению, повышению уровня их речевой, лингвистической, социокультурной и учебно-познавательной компетенций.

Добровольность участия, непринужденность в осуществлении иноязычного речевого взаимодействия, проявление большей самостоятельности и инициативы в организационной и учебно-познавательной деятельности в сравнении с обязательными занятиями следует отнести к несомненным достоинствам внеклассной работы по иностранному языку [8].

Наибольшую популярность среди учащихся-подростков завоевывают массовые формы внеклассной работы, к которым относятся олимпиады и конкурсы, увеличивающие возможности установления межпредметных связей, способствующие систематизации и углублению знаний обучающихся в области литературы, искусства, музыки, истории, географии. «Внеурочная работа по иностранному языку помогает удовлетворить потребность учащихся в неформальном общении» [1].

Олимпиады и конкурсы представляют собой соревновательные виды эпизодических внеклассных мероприятий и имеют целью определить уровень практического владения учащимися иностранным языком, стимулировать их интерес к последующему его изучению [3], ориентировать на выбор будущей профессии, развивая средствами изучаемого языка их склонность к познанию.

В зависимости от целей и задач, основного назначения массовых форм внеклассных мероприятий различают олимпиады и конкурсы: 1) обучающие практическому владению иностранным языком как средством речевого взаимодействия; 2) формирующие социокультурную компетенцию на материалах страноведческого, лингвостра-новедческого и краеведческого характера; 3) использующие игровые технологии с включением соревновательного компонента, способствующие усилению учебной мотивации учащихся, их познавательной и речевой компетенций.

Наш опыт показал, что олимпиады и конкурсы проводятся в соответствии со следующими методическими требованиями:

- тщательность организационной и методической подготовки олимпиады, каждого из ее туров (внутришкольного, городского, республиканского) ;

- страноведческой, познавательной направленности содержания используемых учебных материалов;

- определение критериев оценки содержания проектов участников олимпиады;

- разработка конкретных заданий, предполагающих проверку уровня владения учащимися иноязычной речью, комплексом знаний и умений страноведческого и лин-гвострановедческого характера;

- направленность содержания олимпиады на формирование у учащихся общеучебных умений (учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникационных);

- доступность языкового и речевого (текстового) материала, подлежащего изучению и обсуждению;

- актуальность тематики, соответствие ее возрасту, интересам и склонностям участников олимпиады;

- использование компьютерных технологий, презентаций с применением интерактивной доски, видеороликов.

По определению Е.С. Полат, М.Ю Бухаркиной, участие в проекте предполагает «совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на поиск решения возникшей проблемы» [7].

Заданиями для контроля и оценки уровня владения участниками олимпиады, конкурса коммуникативной компетенцией (в частности, иноязычного взаимодействия в устной и письменной формах) могут быть следующие:

- прочитать текст и определить предложения, несущие основную смысловую нагрузку;

- выполнить тестовые задания для контроля понимания содержательной и смысловой сторон прочитанного;

- прослушать текст, определить презентацию, соответствующую его содержанию;

- провести экскурсию по стране изучаемого языка с использованием проекции содержания видеоролика;

- участвовать в проекте с использованием презентаций, видеороликов.

В частности, конкурс «Лучший проект на иностранном языке» в рамках проекта «Англоязычный Дагестан» как массовое внеклассное мероприятие, проведенное по инициативе Министерства образования Республики Дагестан среди учащихся старших классов гимназий и общеобразовательных школ г. Махачкалы, заслуживает особого внимания для его изучения и использования в практике организации внеклассной работы по иностранному языку.

Участникам конкурса были предложены следующие темы проектов:

Человеческий капитал - главное достояние Республики Дагестан.

В будущее с интернет-технологиями.

Мечта, за которой я иду.

Легко ли быть молодым.

Искусство как способ самопознания.

Планета Земля сто лет спустя.

По стране изучаемого языка.

К олимпийским вершинам.

Практическая цель конкурса при рассматриваемых нами подходах к обучению иноязычной речи сводится к формированию на качественно новом уровне иноязычной

коммуникативной компетенции учащихся старших классов в совокупности ее составляющих - языковой, лингвистической, социокультурной, учебно-познавательной.

Для достижения названной цели определены следующие задачи конкурса:

- развитие у участников конкурса речепроизводства и продуктивности речевых умений на основе учебных материалов страноведческого и лингвострановедческого характера;

- оптимизация научно-исследовательской и творческой деятельности старшеклассников в ходе работы над проектом

- выявление способных и одаренных учащихся, практически владеющих иностранным языком.

В условиях массового участия старшеклассников из разных школ города Махачкалы в проведенном конкурсном мероприятии были представлены личностные проекты (индивидуальные, парные), в которых им необходимо было «проявлять собственную активность для решения коммуникативно-познавательных задач, носящих творческий и проблемный характер» [4]. Содержание проектных работ излагалось учащимися в форме докладов, монологических выступлений в сопровождении презентаций (видеороликов).

В соответствии с методическими требованиями к осуществлению проектной деятельности учащихся в изучении иностранного языка работа над проектом осуществлялась поэтапно.

1. Подготовительный этап - мотивация и целеполагание, планирование, принятие решения.

2. Основной этап - выполнение проекта (поиск информации, синтез, анализ проблемы, оформление проекта).

3. Заключительный этап - защита проекта, проверка и оценка результатов.

Организация и проведение конкурса на лучший проект на иностранном языке

осуществлялись в соответствии со следующими требованиями:

- участниками конкурса могли стать учащиеся 9-11-х классов средних общеобразовательных учреждений города Махачкалы;

- практическое владение учащимися иностранным языком как средством межличностного иноязычного общения в устной и письменной формах было обязательным.

Конкурс проводился в три этапа - на школьном, городском и республиканском уровнях. Количество и состав участников первого и второго этапов определялись муниципальными образовательными учреждениями. На третий этап (республиканский) были представлены работы победителей по каждой языковой номинации (английскому, немецкому, французскому языкам).

Степень оригинальности проекта, эрудированности, креативности его автора в рассматриваемой области, владения иноязычной речью оценивались по пятибалльной системе по следующим показателям:

- соответствие девизу и тематике конкурса;

- глубина раскрытия темы и аргументированность ее изложения;

- социальная значимость и практическая направленность работы;

- оригинальность дизайна и оформления проекта;

- аргументированность ответов на вопросы членов жюри;

- уровень владения иностранным языком как средством передачи информации;

- использование известных достижений в рассматриваемой проблеме.

- степень использования информации из интернет-сайтов.

По завершении защиты проектов жюри вынесло решение о победителях и призерах конкурса «Лучший проект на иностранном языке».

Участники конкурса, представившие лучшие работы и защитившие оригинальные проекты, продемонстрировавшие качественное владение иностранным языком, награждались дипломами 1, 2, 3-й степени.

Проектные работы победителей городского конкурса представлялись в Городское управление образования для дальнейшего участия их авторов в республиканском конкурсе.

В заключение члены жюри высоко оценили участие старшеклассников общеобразовательных школ г. Махачкалы в конкурсе на лучшую проектную работу на иностранном языке. Отмечались их компетентность в исследовательской проектной деятельности, познавательная направленность работ, эрудированность и креативность в решении поставленных проблемных задач.

При оценке уровня владения учащимися иноязычной речью было высказано общее мнение членов жюри о готовности и способности участников конкурса связно, логически последовательно, аргументированно, при наличии оценочных суждений излагать на иностранном языке информацию, составляющую содержание их проектных работ.

Результаты конкурса показали целесообразность использования в конкурсных массовых внеклассных мероприятиях наряду с личностными групповых проектов, обеспечивающих обучение в сотрудничестве, свободное межличностное иноязычное взаимодействие учащихся в ходе работы над проектом благодаря участию в реальном речевом общении. Проведенное мероприятие дало «возможность формировать толерантность и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному речевому взаимодействию» [6].

Опыт участия преподавателей факультетов иностранных языков ДГПУ и ДГУ в организации и проведении внеклассных эпизодических массовых мероприятий по иностранным языкам (олимпиадах, конкурсах) показывает, что их страноведческая и познавательная направленность позволяет учащимся в условиях проектной деятельности использовать иностранный язык не только как средство приема и передачи информации, вступления в иноязычное речевое взаимодействие, но и как возможность приобщения их к культуре страны изучаемого языка.

Литература

1. Алипулатова Н. С. Роль внеурочной работы по иностранному языку в диалоге культур // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. -2013. - № 1. - С. 104-106.

2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 11-15.

3. Бобкова Л. В. Декада английского языка и другие виды внеклассной работы // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 3. - С. 68-71.

4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидак-тика и методика. - М., 2005. - 334 с.

5. Демченко А.И. Обучение старшеклассников иноязычному речевому общению в социокультурной сфере // Языки народов мира и Российской Федерации. Сб. научных статей с международным участием. - Махачкала: ДГУ, 2010. - С. 232-235.

6. Демченко А.И., Алипулатова Н.С. Проектная деятельность в обучении иностранному языку // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2013. № 2. - С. 106-108.

7. Полат Е.С., БухаркинаМ.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - 3-е изд. - М., 2010. - С. 196.

8. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 3. - С. 13-15.

9. Трифонова Н.Г. Внеклассная работа как часть изучения английского языка в среднем специальном учебном заведении. URL: http://www.informio.ru/publications/id460/Vneklassnaja-rabota-kak-chast-izuchenija-angliiskogo-jazyka-v-srednem-specialnom-uchebnom-zavedenii.

10. Щукин А.Н. Подход к обучению как методическая категория // Обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М., 2006. - С. 95-105.

Поступила в редакцию 20 апреля 2015 г.

UDC 811. 111 (07)

Project work in mass forms of extra-curricular activities in foreign language teaching

A.I. Demchenko, N.S. Alipulatova

Dagestan State Pedagogical University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Yaragsky st., 57; umudatka@mail. ru

The article explains the relevance of the use of communicative-oriented forms of extracurricular activities in foreign languages, carried out in the project activities of school students.

The objectives, content, teaching requirements for organizing and conducting competitions and contests with the use of project work, modern information and communication technologies are defined.

The subjects of study in the article are episodic mass forms of extracurricular activities, including competitions and contests, which increase the possibility of establishing interdisciplinary connections, contributing to systematize and deepen students' knowledge in school subjects, improve their foreign language skills in the implementation of intercultural communication.

The paper presents the experience of the authors of this article (teachers of the Faculty of Foreign Languages of Dagestan State Pedagogical University and Dagestan State University) in organizing and conducting extracurricular episodic mass events in foreign languages, in particular, the competition for "Best Project in a Foreign language" in schools of Makhachkala project "The English Dagestan". The purpose of the contest held in project activities of students in a Foreign language, is the formation of foreign language communicative competence of students through the use of educational materials of informative, educational nature.

Keywords: student-centered learning, foreign language communicative competence, a model of the educational process, olympiad, competition, project work, informational and communicational technology, presentation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 20 April, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.